как заполнить сведения о характере и условиях трудовой деятельности образец
Производственная характеристика для МСЭ (ВТЭК): образец заполнения
Для определения степени инвалидности вследствие травмы или заболевания гражданин обязан пройти Медико-социальную экспертизу (МСЭ). Проводится экспертиза на основании представленных документов, в том числе производственной характеристики.
Заполнить и выдать ее работодатель обязан по письменному запросу работника в течение трех дней. Если трудовые отношения расторгнуты, бывший работодатель не вправе отказать в оформлении документа.
Ранее функции проведения экспертизы осуществляла ВТЭК (врачебно-трудовая экспертная комиссия). С введением в действие Закона № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. они переданы органам МСЭ (медико-социальной экспертизы).
Как заполнить производственную характеристику для МСЭ?
Документ о характере работы гражданина должен наиболее точно отражать специфику его работы. Как правило, бланк производственной характеристики выдается в МСЭ со списком остальных документов, которые гражданин обязан предоставить.
Однако работодатель вправе использовать свою форму документа, если он содержит все необходимые для прохождения экспертизы данные. Иначе в рассмотрении дела о признании степени нетрудоспособности будет отказано.
При заполнении формы следует придерживаться следующих требований:
Особенности заполнения
Характеристика содержит следующую информацию:
Бланк и образец заполнения 2021 года
Производственная характеристика для МСЭ: скачать бланк и образец
Предоставляемая информация должна быть достоверной. Она скрепляется подписью руководителя и печатью организации. В случае, когда полученная производственная характеристика вызывает у работника сомнения, он вправе инициировать проверку по факту вышестоящей инстанцией или Государственной инспекцией по труду.
Так же читайте полезную статью по теме: «Что такое справка МСЭ».
Образец заполнения характеристики условий труда для МСЭ
Характеристика условий труда сотрудника предоставляется по запросу МСЭ. Обязанность заполнения документа лежит на работодателе, а не на сотруднике. Поэтому важно знать, как правильно оформить эту бумагу, что она должна содержать. Готовый образец и инструкция по заполнению представлены в статье.
Образец бланков можно скачать в конце статьи
Кто и для чего составляет
Характеристика нужна для изучения условий труда конкретного работника, чтобы врачи могли понимать возможные факторы риска для здоровья или причину уже возникшего хронического заболевания. Она представляет собой документ, который составляется в произвольной форме или на бланке, который непосредственно направлен МСЭ.
Работодатель должен описать условия труда своих сотрудников по запросу медицинской экспертизы (а не по заявлению самих работников). Для оценки условий всегда созывается комиссия, т.е. эту задачу не может выполнить только 1 должностное лицо. В состав комиссии обязательно входит врач. Также обычно ее членами являются:
При этом сам сотрудник не принимает участия в работе комиссии, его мнение об условиях труда в данном случае не учитывается и не фиксируется. Таким образом, в обычной, повседневной деятельности необходимости составления этого документа нет. На практике сначала МСЭ делает запрос, после чего компания должна организовать работу соответствующей комиссии с обязательным участием врача. Затем документ направляют адресату.
Содержание характеристики: какие сведения нужно отразить
Если МСЭ не направила конкретного бланка, то компания вправе составить документ по собственному образцу. Как правило, вся информация расписывается по пунктам (всего получается около 15-20 разделов). Условно все содержание можно разделить на 3 части.
Сведения о работнике и компании
Здесь указываются стандартные данные:
Описание его условий труда
Это основная часть характеристики, которая и отвечает на главные вопросы МСЭ. Здесь нужно описать характер, режим труда сотрудника исходя из качественных (удовлетворительные, нормальные, хорошие) и количественных (груз до 15 кг, температура не более +30 о С) характеристик. Обычно следуют такому плану:
Ответы на конкретные вопросы по здоровью сотрудника
Эти вопросы также касаются условий труда и характеристик здоровья работника. Часто МСЭ требует предоставить такую информацию:
Образец и бланк документа
Пустой бланк характеристики, а также готовый образец, на который можно обратить внимание как на пример составления, выглядят так.
Заполненный документ должен быть заверен подписями всех членов комиссии с расшифровками (фамилия, инициалы) и указанием должности. Аналогично подпись ставит и директор компании. При этом если характеристика пишется или печатается на специальном бланке, который прислала МСЭ, то печать можно не проставлять – на документе указывают только регистрационный номер, прописанный в журнале регистрации.
Характеристика условий труда работника для МСЭ на образце заполнения бланка
Дата публикации материала: 5 мая, 2016 / Последнее обновление: 25 марта, 2020
От утраты здоровья не застрахован никто. Для большинства людей неизбежно встает одновременный вопрос: смогу ли я трудиться? Это решает медико-социальная экспертиза. И одну из главных ролей тут играет характеристика условий труда гражданина. От нее во многом зависит то, насколько пригодным для трудовой сферы признают человека врачи.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Видео-версия статьи
Для тех, кому удобнее смотреть и слушать:
Что это за документ, кому и когда нужен?
Эта бумага необходима при направлении гражданина на медико-социальную экспертизу с целью установления степени его утраты здоровья и вероятно, присвоения инвалидности. Инициируется такое обследование, как правило, в результате обнаруженной у гражданина болезни или же он получил травму.
Если на предприятии имеется медсанчасть, оформление происходит при участии медика.
Что содержит и как заполняется?
В отличие от производственной, она не может быть ни со знаком «плюс», ни со знаком » минус», это просто отчет своего рода по тому, где трудится обследуемый и насколько это для него вредно.
Собственно, она содержит два раздела: первый посвящен производственной деятельности обследуемого, второй — условиям трудовой деятельности.
О какой бы работе ни шла речь, документ содержит:
Далее идет описание.
Помимо этого, свои «автографы» ставят глава кадровой службы, начальник юридического отдела.
Характеристика условий труда работника для МСЭ — пример:
Как заполнить сведения?
Первые три пункта обычно никаких загвоздок не вызывают — ведь это не отзыв даже, это просто сообщение о том, кто где и в каком качестве трудится. Бланк документа вам в очень сильно поможет в заполнении, лучше заранее посмотреть на него.
Имеют значение штампы, обычно их ставят два — в левом верхнем выходную печать фирмы со всеми реквизитами — как принято в конкретной данной организации. В правом верхнем углу обычно стоит печать содержащая юридический адрес компании и соответствующие коды.
Последующие пункты — то, что касается личности кандидата — оформляются исходя из материалов личного дела.
Если имела место быть аттестация рабочего места, данные вносятся уже исходя из итоговых документов аттестации.
Отдельный разговор о нагрузках. Для сотрудников, занимающихся интеллектуальным трудом следует указать, в чем конкретно заключаются умственные нагрузки и насколько они тяжелые. Если же работа вообще оных не подразумевает, это следует указать.
Что касается сенсорных нагрузок, то тут важно соблюсти два момента — фактический их объем и процентная их доля от всего рабочего времени.
Например, деятельность рабочего ООО «Большой завод» Иванова состоит в изготовлении деталей. Работа монотонная и именно из нее состоит вся его смена. Обязательно упомянуть уровень шумовых нагрузок, например так: «В цехе высокий уровень шума, шумовые нагрузки составляют почти 100% всего времени.
В описании функционала работника лучше всего избегать пространных объяснений — оно должно быть кратким, ясным и понятным.
В том, что касается того, выполняет ли пациент план на производстве, лучше не рубить сплеча. Следует подумать и сопоставить все факты — например, в случае сокращенной рабочей недели нельзя сетовать на низкие. То, что они низкие, скорее всего не вина гражданина.
Не следует стремиться с другой стороны и хвалить обследуемого. Это не «смотрины» для новой работы, здесь на кону не сомнительный престиж, а реальное здоровье человека.
Например, указано, что рабочий Иванов спокойно отрабатывает восьмичасовую смену, выполняет в сроки план и ни разу не располагал некими послабляющими условиями, в бюро ВТЭК МСЭ за голову схватятся — тогда в чем же причина обращения человека к ним и насколько он на самом деле здоров? Это затянет время обследования и принятия решения — а речь может идти и об инвалидности.
Вопрос касательно перенесенных заболеваний и сопутствующих больничных относится к разряду легких — этот пункт заполняется в соответствии с листками нетрудоспособности.
К характеристике для ВТЭК следует подойти со всей серьезностью. Дело идет не только о репутации организации (что вообще-то поправимо), а о сохранности здоровья человека, о том, будут ли его возможности ограничены в дальнейшем или нет. А также сможет работодатель предоставить более мягкие условия для трудовой деятельности.
Производственная характеристика для МСЭ (ВТЭК)
Если произошла потеря трудоспособности в результате полученной травмы или постановки определенного диагноза, можно рассчитывать на получение инвалидности. Для этого предстоит пройти медико-социальную экспертизу.
В перечень документов должна быть включена производственная характеристика для МСЭ (ВТЭК). Ее оформляет руководитель организации. Внесение сведений производится на основании целого списка документации. Процедура требует соблюдения ряда правил. Уполномоченное лицо должно отразить в бланке обязательные сведения. О том, когда производится оформление документации, о дополнительных бумагах, на основании которых вносятся сведения в бланк, а также о требованиях, предъявляемых к итоговому результату, поговорим далее.
Когда требуется заполнение документации для МСЭ
Если человек часто отсутствует по болезни, или у него наблюдаются трудности со здоровьем, сложности при выполнении обязанностей, производится медицинское освидетельствование. Оно требуется для назначения инвалидности и получения льгот, предоставляемых вместе с ней. После выполнения процедуры может быть предоставлена соответствующая справка, которая используется для оформления пенсии в ПФР.
Направление на МСЭ предоставляет наблюдающий и лечащий врач. Лицо направляют на медико-социальную экспертизу или врачебно-трудовую экспертную комиссию. Она осуществляется в специальном бюро. Предварительно потребуется собрать пакет документов. В его состав входит производственная характеристика. Заполнить бланк должен руководитель организации. Бумага составляется в присутствии врача, если в компании имеется медкабинет.
Потребность в оформлении документации возникает в следующих ситуациях:
Руководитель компании может перепоручить обязанность заполнять документацию специалисту кадровой службы. Однако нести ответственность всё равно будет глава учреждения.
Основания для внесения данных
Не все граждане могут инициировать проведение экспертизы даже при наличии профессионального заболевания. Для этого должны присутствовать показатели, позволяющие пройти освидетельствование. Характеристика подтверждает их наличие.
Она заполняется на основании перечня документации, в который входят:
Дополнительно потребуется отразить данные об условиях труда, в которых гражданин вынужден был работать в течение 1 года. Важно учесть уровень вредности, опасность разновидности занятости и соответствия работы по нормам гигиены. Предстоит зафиксировать количество времени, проведенное в командировках, если они имели место быть, и фиксируется местность, посещение которой производилось. Необходимы данные о размере заработка сотрудника и частота выхода на больничный. Указывается заболевание, из-за которого возникала временная нетрудоспособность.
Заполнение бланка для проведения экспертизы
Инициировать оформление документов может сам сотрудник организации или МСЭ. В первом случае потребуется указать учреждение, по требованию которого нужно заполнить форму. Во второй ситуации необходим запрос из бюро. Характеристика составляется на специальном бланке формата А4. Нужно подготовить бумагу в 2 экземплярах. Копия остается в личном деле. Оригинал предоставляется работнику. Допустимо произвольное внесение информации. Однако важно учесть все требования. Чтобы минимизировать риск возникновения ошибок, рекомендуется скачать бланк производственной характеристики для МСЭ 2021 года.
Если гражданин продолжает числиться в качестве сотрудника предприятия, вся информация указывается в настоящем времени. Если произошло увольнение — в прошедшем.
Бланк должен содержать минимум 13 обязательных пунктов. Точный объём зависит от заболевания.
В бумаге, которая готовится для МСЭ, должны присутствовать следующие сведения:
Повышенное внимание стоит уделить внесению сведений в разделы, в которых прописано затруднение выполнения определенных нагрузок.
Примером подобного выступает пункт 8. Важно зафиксировать фактический объем выполненной работы, также долю в процентном отношении.
Не нужно отражать информацию в бланке для МСЭ слишком подробно. Сведения вносятся лаконично.
Расписать рекомендуется только данные, касающиеся возможности перемещения на другую должность. Расхваливать гражданина не стоит. Документ заполняется не для поиска нового места трудоустройства. Он не является рекомендацией. Форма требуется для того, чтобы медики, проводящие экспертизу, смогли реально оценить состояние больного, уровень сложности заболевания. Готовый документ подписывает руководитель организации или начальник отдела кадров. Бумага заверяется мокрой печатью. Если присутствует медицинский персонал, он также проставляет подпись. Скачать образец заполнения производственной характеристики для МСЭ можно ниже.
Запрос информации об условиях труда
Закон позволяет органам, проводящим обследование, запрашивать дополнительные данные у организации, на которую трудился больно. Действие выполняется, если сведений для составления полной картины заболевания недостаточно. В этой ситуации направляется запрос о характеристике трудовой деятельности и условиях труда. Целью процедуры выступает определение понятия о функциональных обязанностях, которые возлагаются на работника.
В документации отражается:
Исполнение запросов производится в произвольной форме. Информация может быть передана через больного. Работодатель должен предоставить информацию, опираясь на нормы действующего законодательства.
Описание рабочего места для медицинской экспертизы
Официальное определение понятия отсутствует. Оно не используется в кадровом менеджменте. Федеральный статус характеристики отсутствует. Однако в некоторых нормативных актах описание рабочего места часто применяется. Законодательство не закрепляет бланк, использующийся для составления документа. Бумага оформляется в зависимости от возникшей ситуации.
Если требуется пройти МСЭ, описание будет играть не последнюю роль. Представители организации, в которой трудился больной, должен грамотно охарактеризовать его рабочее место.
Для этого отражаются следующие данные:
Все вышеуказанные критерии оказывают влияние на здоровье человека, его психическое и эмоциональное состояние, а также на дальнейшую жизнь. Интеллектуальная деятельность может оказывать такую же нагрузку на работника, как и физическая. Поэтому документ для МСЭК нужно составлять грамотно. От внесенной информации зависит, будет ли присвоена группа инвалидности, или человеку предложат другую должность.
Пример производственной характеристики:
Масленников Иван Иванович
С отличием закончил Государственную Юридическую Академию (ВСШ) по специальности правоведение. Большой опыт решения правовых вопросов широкого спектра.
комментария 2
В целом на словах все звучит легко и просто, но по опыту, не личному слава Богу, а у знакомой подруги, у которой случилась трагедия работая на заводе, в итоге все эти экспертизы так и не смогли доказать недееспособность.
Судя по тексту, чтобы доказать свою нетрудоспособность нужно пройти кучу инстанции, и еще полно бумажной волокиты. Все-таки государству стоит упростить данную процедуру. Не все смогут ее пройти.
Производственная характеристика для ВТЭК
Производственная характеристика для ВТЭК – это документ, который работодатель составляет для комиссии, проводящей медико-социальную экспертизу (МСЭ). Основная его цель – получение сведений об условиях труда претендента на статус инвалида.
Кто составляет характеристику и когда она нужна
Характеристику составляет работодатель. Непосредственно составлением занимаются работники кадрового подразделения, а утверждает документ руководитель организации.
Характеристика составляется для изучения комиссией МСЭ условий труда гражданина, претендующего на получение инвалидности с целью выяснения того, не могли ли они повлечь возникшее у него заболевание.
Общие требования к оформлению
Характеристика имеет стандартный общепринятый формат, установленный нормативными документами Министерства здравоохранения, и составляется на специальном бланке. Такой бланк организация может изготовить самостоятельно, поскольку его распечатывают на обычной канцелярской бумаге формата А4.
Характеристика состоит из трех основных частей:
Подпись руководителя организации заверяется печатью.
Образец производственной характеристики для ВТЭК
Дата выдачи: 09 сентября 2019 года
Генеральный директор ООО «Авангард»: Петров П. П.
Исполнила: специалист отдела кадров Сидорова С. С.
Какие данные содержит характеристика
Характеристика для ВТЭК содержит следующую информацию.
Заголовок
Документ должен начинаться с заголовка «Производственная характеристика», расположенного посередине страницы. По желанию выдающей бумагу организации на ней может быть проставлен угловой штамп с основными сведениями о ней, однако это не обязательно.
Основные сведения о характеризуемом
После заглавия следует блок сведений о характеризуемом. В нем указывают следующую информацию:
Дата, подпись, печать
Завершается характеристика датой составления документа, а также подписью заверившего ее должностного лица организации. Заверяет документ руководитель предприятия-работодателя. Обычно в бумаге проставляют его должность, фамилию и инициалы. Поверх подписи ставится печать.
Также документ может содержать сведения о сотруднике организации, который его составил. Свою подпись он на бумаге не ставит, однако указывает должность, фамилию и инициалы. Обычно составлением производственных характеристик занимаются работники отдела кадров, однако на небольших предприятиях эти обязанности могут быть возложены и на другого специалиста.
В пакет документов, который необходимо собрать для решения вопроса о назначении инвалидности, входит производственная характеристика для ВТЭК. Она отражает основные сведения о работнике и нужна для того, чтобы определить, могло ли возникнуть заболевание, повлекшее инвалидность, в ходе профессиональной деятельности гражданина.