как заполнять форму 250
Как заполнять декларацию о доходах госслужащего
Кто заполняет декларацию о доходах госслужащих
Все государственные работники, входящие в перечень должностей, утвержденный указом президента № 557 от 18.05.2009, ежегодно должны передавать информацию о материальном состоянии семьи в проверяющий орган. Это касается и тех граждан, кто только заступил на службу. При приеме на работу он обязан предоставить работодателю заполненную бумагу (это требование Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ). Декларация госслужащих 2020 заполняется отдельно на каждого члена семьи. К ним относятся супруг, супруга и дети, не достигшие 18 лет на 31 декабря отчетного периода.
Документ содержит сведения:
Бланк декларации
Форма документа утверждена президентом РФ (указ от 23.06.2014 № 460). С 01.03.2017 заполняется с помощью программного обеспечения СПО «Справки БК». Документ подписывает сам служащий. Для заполнения потребуются:
На сайте Министерства труда и соцзащиты РФ представлены правила заполнения декларации о доходах госслужащих 2020 и обновленные методические рекомендации.
Правила заполнения
Существует ряд обязательных требований при заполнении документа:
Как заполнить декларацию
Титульный лист
Первый лист декларации о доходах муниципальных служащих 2020 включает информацию о служащем:
Раздел 1
В этом разделе указывается весь доход семьи. Сюда входят все денежные средства, полученные или заработанные за отчетный период (зарплата, наследство, пособие, пенсия, стипендия, доход со сдачи квартиры в аренду и другие финансовые поступления).
Раздел 2
В этом разделе документа указывается информация о крупных приобретенных объектах. Это квартира, загородная недвижимость, автомобиль, ценные бумаги, земельный участок и другие большие покупки. Отражается сумма всех расходов при покупке. Для каждого приобретения надо прописать реквизиты бумаг на право владения имуществом и происхождение денежных средств для каждой отдельной траты.
Раздел 3
Содержит сведения о недвижимости, которой владеет семья. В декларации чиновников за 2019 надо конкретизировать адрес места нахождения объекта, количество метров, форму принадлежности, сколько этажей и другие параметры имущества.
Раздел 4
Все данные по банковским счетам госслужащего должны содержаться в этом разделе. Вид счета значения не имеет. Абсолютно все указываются в этом разделе.
Обязательно следует перечислить все данные:
Вся указанная информация точная и сверена с банковской выпиской.
Раздел 5
Заполняется, если госслужащий владеет ценными бумагами, векселями, закладными. Если нет, раздел остается пустым.
В случае наличия подается информация:
Раздел 6
Прописываются все обязательства по кредитам и другие финансовые долги, которые погашает гражданин или должны выплатить ему. Недвижимость, пользование которой осуществляется по договору аренды или другим способом использования. Для каждого имущества следует указать тип здания, количество квадратных метров, этажей, точный адрес, период пользования.
Раздел 7
На странице содержатся сведения по всем договорам купли-продажи, заключенные госслужащим или членами его семьи.
Сроки сдачи
В отдел кадров работник обязан предоставить заполненный документ до 30 апреля следующего за отчетным года. Исключение составляют служащие администрации президента. Для них декларация о доходах госслужащих за 2019 год заполняется до 1 апреля.
Что будет, если не сдать отчетность
Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» регулирует своевременное заполнение декларации для госслужащих 2020 и предоставление чиновниками неполных сведений. В этих случаях госслужащему грозит дисциплинарное взыскание или увольнение.
Если по веским причинам справка не подана на кого-то из членов семьи, обязательно вместо этого следует подать соответствующее заявление. Иначе чиновника уволят со службы.
Построчное заполнение декларации об активах и обязательствах физлица по форме 250.00 в 2021 году (К. Рахманов, 3 сентября 2021 г.)
ДЕКЛАРАЦИИ ОБ АКТИВАХ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА
ПО ФОРМЕ 250.00 В 2021 ГОДУ
Пример заполнения декларации по активам и обязательствам физического лица (форма 250.00) на 31.12.2020 года
1. Правила составления декларации об активах и обязательствах физического лица (форма 250.00) утверждены приказом Министра финансов Республики Казахстан от 21 июня 2018 года № 617.
Правила разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 206 Налогового кодекса и определяют порядок составления декларации об активах и обязательствах физического лица (Декларация).
Декларация представляется следующими физическими лицами, являющимися на 31 декабря года, предшествующего году представления Декларации:
лицами, занимающими ответственную государственную должность, и их супругами;
лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, и их супругами;
лицами, приравненными к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, и их супругами;
лицами, на которых возложена обязанность по представлению Декларации в соответствии с Конституционным законом Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» от 28 июня 1999 года и законами Республики Казахстан « О банках и банковской деятельности », « О страховой деятельности », « О рынке ценных бумаг », « О противодействии коррупции ».
работниками государственных учреждений и их супругами;
работниками субъектов квазигосударственного сектора и их супругами;
руководителями, учредителями (участниками) юридических лиц и их супругами;
индивидуальными предпринимателями и их супругами.
Декларация представляется следующими физическими лицами, являющимися на 31 декабря года, предшествующего году представления Декларации:
1) совершеннолетними лицами;
гражданами Республики Казахстан;
лицами, имеющими вид на жительство;
иностранцами или лицами без гражданства, являющимися резидентами Республики Казахстан;
2) иностранцами или лицами без гражданства, являющимися нерезидентами в случае, наличия по состоянию на 31 декабря года, предшествующего году представления Декларации одного из условий:
имущества, по которому права и (или) сделки подлежат государственной или иной регистрации на территории Республики Казахстан;
доли участия в жилищном строительстве на территории Республики Казахстан;
3) одним из законных представителей любого из следующих лиц:
совершеннолетнего лица, которое признано недееспособным, ограниченно дееспособным и относится к категории лиц, указанных в подпунктах 1) и 2) настоящего пункта;
лица, не достигшего восемнадцатилетнего возраста (совершеннолетия) при наступлении у данного лица по состоянию на 31 декабря года, предшествующего году представления такой Декларации, любого из следующих случаев:
Как составить налоговую форму 250 по всеобщему декларированию
Правила составления декларации об активах и обязательствах физического лица по форме 250.00. Данная декларация подлежит обязательному заполнению: в 2021 и 2023 годах — государственными служащими и работниками квазигосударственного сектора, в 2024 — предпринимателями, в 2025 году — всеми остальными гражданами РК.
Правила составления декларации об активах и обязательствах физического лица (форма 250.00)
Приложение 1 к приказу Министра финансов Республики Казахстан
от 21 декабря 2020 года № 1217
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила составления декларации об активах и обязательствах физического лица (форма 250.00) (далее – Правила) разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 206 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) (далее – Налоговый кодекс) и определяют порядок составления декларации об активах и обязательствах физического лица (далее – Декларация).
2. Декларация представляется следующими физическими лицами, являющимися на 31 декабря года, предшествующего году представления Декларации:
3. Декларация представляется следующими физическими лицами, являющимися на 31 декабря года, предшествующего году представления Декларации
1) совершеннолетними лицами;
2) иностранцами или лицами без гражданства, являющимися нерезидентами в случае, наличия по состоянию на 31 декабря года, предшествующего году представления Декларации одного из условий:
3) одним из законных представителей любого из следующих лиц:
4. При заполнении Декларации не допускаются исправления, подчистки и помарки.
5. При отсутствии показателей соответствующие ячейки Декларации не заполняются.
6. Приложения к Декларации не составляются при отсутствии данных, подлежащих отражению в них.
7. Декларация составляется:
8. Декларация, составленная на бумажном носителе, подписывается физическим лицом либо его представителем.
Декларация, составленная на электронном носителе, заверяется:
9. При представлении Декларации:
Глава 2. Составление Декларации (форма 250.00)
10. В разделе «Выберите категорию налогоплательщика» отмечается ячейка A или B с учетом категории налогоплательщика:
В разделе А «Общая информация о налогоплательщике» указывается:
Соответствующая ячейка отмечается с учетом отнесения Декларации к следующим видам налоговой отчетности:
Номер и дата уведомления заполняются в случае, представления Декларации дополнительной по уведомлению.
5) в строке 6 – указывается признак резидентства:
В разделе В «Анкетирование по наличию доходов и обязательства» указываются соответствующие ячейки с учетом представляемых приложений по наличию сведений (все показатели отмечаются при их наличии на отчетную дату):
01) о недвижимом имуществе, зарегистрированном в иностранном государстве;
02) о транспортных средствах, зарегистрированных в иностранном государстве;
03) о деньгах на банковских счетах в иностранных банках, находящихся за пределами Республики Казахстан, в сумме, совокупно превышающих по всем банковским вкладам тысячекратный размер месячного расчетного показателя;
04) о доле участия в уставном капитале юридического лица (за исключением акционерных обществ), созданного за пределами Республики Казахстан;
05) о долевом участии в строительстве недвижимости, в том числе за пределами Республики Казахстан;
06) о наличии инвестиционного золота;
07) о ценных бумагах, производных финансовых инструментах (ПФИ), в том числе за пределами Республики Казахстан;
08) о паях в паевых инвестиционных фондах (ПИФ), в том числе за пределами Республики Казахстан;
09) об объектах интеллектуальной собственности, авторского права, в том числе за пределами Республики Казахстан;
10) о наличии другого имущества, в том числе за пределами Республики Казахстан, оценочная стоимость единицы которого превышает тысячекратный размер месячного расчетного показателя;
11) о дебиторской/кредиторской задолженности, в том числе за пределами Республики Казахстан;
12) об имуществе, переданном в доверительное управление.
В разделе С «Сведения о наличных деньгах в сумме, не превышающей предел 10000-кратного размера месячного расчетного показателя» указывается:
1) в графе А – порядковый номер заполняемой строки;
2) в графе В – код валюты, который указывается в соответствии с трехзначной буквенной кодировкой, установленной в приложении 23 «Классификатор валют», утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 года № 378 «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных Деклараций» (далее – решение КТС № 378) (например, KZT – казахстанский тенге, EUR – евро, USD – доллар США, RUB – российский рубль, CNY– китайский юань);
3) в графе С – указывается сумма наличных денег.
В разделе D «Ответственность налогоплательщика» указывается:
Подпункты 4), 5), 6) и 7) настоящего пункта заполняются работником органа государственных доходов, принявшим Декларацию на бумажном носителе.
Глава 3. Составление формы 250.01 (Приложение 1) к Декларации об активах и обязательствах физического лица
11. Приложение 1 к Декларации состоит из раздела «Сведения о наличии недвижимого имущества, зарегистрированного в иностранном государстве» и раздела «Сведения о наличии транспортных средств, зарегистрированных в иностранном государстве».
12. Раздел «Сведения о наличии недвижимого имущества, зарегистрированного в иностранном государстве» заполняется в случае, если отмечена строка 01 в Декларации.
В строке 01 отражается:
13. Раздел «Сведения о наличии транспортных средств, зарегистрированных в иностранном государстве» заполняется в случае, если отмечена строка 02 в Декларации.
В строке 02 отражается:
Глава 4. Составление формы 250.02 (Приложение 2) к Декларации об активах и обязательствах физического лица
14. Приложение 2 к Декларации состоит из разделов «Сведения о деньгах на банковских счетах в иностранных банках, находящихся за пределами Республики Казахстан, в сумме, совокупно превышающих по всем банковским вкладам тысячекратный размер месячного расчетного показателя» и «Сведения о доле участия в уставном капитале юридического лица (за исключением акционерных обществ), созданного за пределами Республики Казахстан».
15. Раздел «Сведения о деньгах на банковских счетах в иностранных банках, находящихся за пределами Республики Казахстан, в сумме, совокупно превышающих по всем банковским вкладам тысячекратный размер месячного расчетного показателя» заполняется в случае, если отмечена строка 03 в Декларации.
В строке 03 отражается:
16. Раздел «Сведения о доле участия в уставном капитале юридического лица (за исключением акционерных обществ), созданного за пределами Республики Казахстан» заполняется в случае, если отмечена строка 04 в Декларации.
В строке 04 отражается:к
1) в графе А – порядковый номер заполняемой;
2) в графе В – идентификационный номер юридического лица, созданного за пределами Республики Казахстан, в котором имеется доля участия;
3) в графе С – наименование юридического лица (например, Profit Canada);
4) в графе D – код страны, в которой зарегистрировано юридическое лицо, в котором имеется доля участия. Код страны указывается в соответствии с двузначной буквенной кодировкой, утвержденной решением КТС № 378;
5) в графе Е – размер доли участия в процентах с округлением до сотых частей.
Глава 5. Составление формы 250.03 (Приложение 3) к Декларации об активах и обязательствах физического лица
17. Приложение 3 к Декларации состоит из разделов «Сведения о долевом участии в строительстве недвижимости, в том числе за пределами Республики Казахстан» и «Сведения о наличии инвестиционного золота».
18. Раздел «Сведения о долевом участии в строительстве недвижимости, в том числе за пределами Республики Казахстан» заполняется в случае, если отмечена строка 05 в Декларации.
В строке 05 отражается:
1) в графе А – порядковый номер заполняемой строки;
2) в графе В – идентификационный номер лица (застройщика), зарегистрированного, в том числе за пределами Республики Казахстан, являющегося стороной по договору, обязанной предоставить в собственность жилое здание или часть такого здания (например, квартиру);
3) в графе С – наименование лица (застройщика) или лица, являющегося стороной по договору, обязанной предоставить в собственность жилое здание или часть такого здания (например, квартиру);
4) в графе D – код страны регистрации застройщика.
Код страны указывается в соответствии с двузначной буквенной кодировкой, утвержденной решением КТС № 378;
5) в графе E – место нахождения (адрес) объекта по договору об участии в строительстве недвижимости;
6) в графе F – код валюты, в которой внесены деньги в счет оплаты обязательств по договору.
Код валюты указывается в соответствии с трехзначной буквенной кодировкой, утвержденной решением КТС № 378;
7) в графе G – общая сумма денег, внесенная в счет оплаты обязательств по договору.
19. Раздел «Сведения о наличии инвестиционного золота» заполняется в случае, если отмечена строка 06 в Декларации.
В строке 06 отражается:
1) в графе А – порядковый номер заполняемой строки;
2) в графе С – указывается вес инвестиционного золота;
3) в графе D – код валюты указывается в соответствии с трехзначной буквенной кодировкой, утвержденной решением КТС № 378;
4) в графе E – указывается стоимость инвестиционного золота.
Глава 6. Составление формы 250.04 (Приложение 4) к Декларации об активах и обязательствах физического лица
20. Приложение 4 к Декларации состоит из раздела «Сведения о наличии ценных бумаг, производных финансовых инструментов (ПФИ), в том числе за пределами Республики Казахстан» и «Сведения о наличии паев в паевых инвестиционных фондах (ПИФ), в том числе за пределами Республики Казахстан».
21. Раздел «Сведения о наличии ценных бумаг, производных финансовых инструментов (ПФИ), в том числе за пределами Республики Казахстан» заполняется в случае, если отмечена строка 07 в Декларации.
В строке 07 отражается:
1) в графе А – порядковый номер заполняемой строки;
2) в графе В – количество ценных бумаг, принадлежащих подателю Декларации;
3) в графе C – код страны в которой выпущены ценные бумаги, ПФИ.
Код страны указывается в соответствии с двузначной буквенной кодировкой, утвержденной решением КТС № 378;
4) в графе D – код валюты, в которой приобретены ценные бумаги.
Код валюты указывается в соответствии с трехзначной буквенной кодировкой, утвержденной решением КТС № 378;
5) в графе E – цена приобретения одной ценной бумаги, ПФИ.
22. Раздел «Сведения о наличии паев в паевых инвестиционных фондах (ПИФ), в том числе за пределами Республики Казахстан» заполняется в случае, если отмечена строка 08 в Декларации.
В строке 08 отражается:
1) в графе А – порядковый номер заполняемой строки;
2) в графе В – количество паев, принадлежащих подателю Декларации;
3) в графе С – код страны в которой выпущены паи.
Код страны указывается в соответствии с двузначной буквенной кодировкой, утвержденной решением КТС № 378;
4) в графе E – код валюты, в которой выпущены паи.
Код валюты указывается в соответствии с трехзначной буквенной кодировкой, утвержденной решением КТС № 378;
5) в графе F – номинальная стоимость пая за единицу.
Глава 7. Составление формы 250.05 (Приложение 5) к Декларации об активах и обязательствах физического лица
23. Приложение 5 к Декларации состоит из разделов «Сведения о наличии объектов интеллектуальной собственности авторского права, в том числе за пределами Республики Казахстан» и «Сведения о наличии другого имущества, в том числе за пределами Республики Казахстан, оценочная стоимость единицы которого превышает тысячекратный размер месячного расчетного показателя. Заполняется по желанию физического лица».
24. В разделе «Сведения о наличии объектов интеллектуальной собственности авторского права, в том числе за пределами Республики Казахстан» заполняется в случае, если отмечена строка 09 в Декларации.
В строке 09 отражается:
1) в графе А – порядковый номер заполняемой строки;
2) в графе В – вид объекта интеллектуальной собственности являющимся авторским правом (например, товарные знаки, программы, приложения, книги);
3) в графе С – номер патента – это серийный номер, назначаемый каждому патентному документу патентным органом или организацией (или его/её аналогом за рубежом);
4) в графе D – код страны, в котором зарегистрирован объект интеллектуальной собственности.
Код страны указывается в соответствии с двузначной буквенной кодировкой, утвержденной решением КТС № 378;
5) в графе E – дата регистрации объектов интеллектуальной собственности авторского права.
25. Раздел «Сведения о наличии другого имущества, в том числе за пределами Республики Казахстан, оценочная стоимость единицы которого превышает тысячекратный размер месячного расчетного показателя. Заполняется по желанию физического лица» заполняется в случае, если отмечена строка 10 в Декларации.
В данном разделе отражается имущество не подлежащее государственной регистрации в Республике Казахстан (например, картина, телевизор, алмаз).
В строке10 отражается:
1) в графе А – порядковый номер заполняемой строки;
2) в графе В – наименование имущества;
3) в графе С – количество имущества;
4) в графе D – код страны, в которой зарегистрировано имущество, указанное в графе В.
Код страны указывается в соответствии с двузначной буквенной кодировкой, утвержденной решением КТС № 378;
5) в графе E– код валюты указывается в соответствии с трехзначной буквенной кодировкой, утвержденной решением КТС № 378;
6) в графе F – указывается общая стоимость объекта.
Глава 8. Составление формы 250.06 (Приложение 6) к Декларации об активах и обязательствах физического лица
26. Приложение 6 к Декларации состоит из разделов «Сведения о наличии дебиторской/кредиторской задолженности, в том числе за пределами Республики Казахстан» и «Сведения об имуществе, переданном в доверительное управление».
27. Раздел «Сведения о наличии дебиторской/кредиторской задолженности, в том числе за пределами Республики Казахстан» заполняется в случае, если отмечена строка 11 в Декларации, и предназначен для Декларирования задолженности других лиц перед физическим лицом, представляющим Декларацию (дебиторской задолженности) и (или) задолженности физического лица, представляющего Декларацию перед другими лицами (кредиторской задолженности) при наличии договора или иного документа, являющегося основанием возникновения обязательства или требования, нотариально засвидетельствованного (удостоверенного), за исключением задолженности банкам и организациям, осуществляющим отдельные виды банковских операций, созданным в соответствии с законодательством Республики Казахстан о банках и банковской деятельности в Республике Казахстан.
В строке 11 отражается:
1) в графе А – порядковый номер заполняемой строки;
2) в графе В – вид задолженности дебиторской и (или) кредиторской. При этом, в случае наличия дебиторской задолженности отражается буква «Д», а при кредиторской задолженности буква «К»;
3) в графе С – идентификационный номер лица, являющегося дебитором/кредитором по договору;
4) в графе D – Фамилия, имя, отчество/наименование дебитора/кредитора;
5) в графе E – код страны регистрации дебитора/кредитора.
Код страны указывается в соответствии с двузначной буквенной кодировкой, утвержденной решением КТС № 378;
6) в графе F– код валюты, в которой открыт счет.
Код валюты указывается в соответствии с трехзначной буквенной кодировкой, утвержденной решением КТС № 378;
7) в графе G – сумма задолженности, включая сумму начисленного вознаграждения (процентов).
28. Раздел «Сведения об имуществе, переданном в доверительное управление» заполняется в случае, если отмечена строка 12 в Декларации.
В строке 12 отражается:
1) в графе А – порядковый номер заполняемой строки;
2) в графе В – наименование имущества, переданного в доверительное управление;
3) в графе С – идентификационный номер имущества, указанного в графе В, на основании правоустанавливающих документов;
4) в графе D – идентификационный номер ИИН или БИН доверительного управляющего;
5) в графе E – дата начала доверительного управления;
6) в графе F – дата окончания доверительного управления.
Что такое социальный контракт для малоимущих
Как получить 250 000 ₽ на свой бизнес
Региональные власти с подачи федерального центра не только помогают нуждающимся льготами и пособиями, но и готовы дать возможность зарабатывать.
Малоимущие россияне могут получить субсидию в 250 000 Р на запуск своего бизнеса — это называется социальный контракт. В статье я расскажу, кто и как может получить эти деньги.
Курс о больших делах
Что такое социальный контракт
Чем социальный контракт отличается от пособий. Социальный контракт — это договор между местным органом соцзащиты и человеком, у которого низкий доход. Регион обязуется оказать нуждающемуся определенную помощь — деньгами или товарами, а тот должен трудоустроиться, пройти обучение или начать свое дело. Контракт отличается от классических пособий для малоимущих тем, что в итоге у человека должен появиться стабильный источник дохода.
Понятие «социальный контракт» появилось в 2013 году. Но власти стали активно продвигать эту программу поддержки в 2020 году, после обращения Владимира Путина к Федеральному Собранию. Соцконтракт должен был стать одним из способов помощи тем, кто потерял доход из-за пандемии.
В разных регионах есть свои нюансы и требования к тем, кто хочет заключить договор, но принцип везде одинаковый: государство помогает человеку выйти на регулярный доход.
максимально можно получить по соцконтракту
Срок действия контракта. Напомним: контракт — это договор между государством и гражданином и, как у любого договора, у него есть срок. Последний зависит от вида соцконтракта. Например, в рамках соцконтракта по поиску работы человек должен трудоустроиться максимум в течение девяти месяцев. Если же речь об открытии своего дела, то договор заключают не более чем на 12 месяцев.
Виды социального контракта
Существует пять видов социального контракта.
По поиску работы. По сути, человек получает двойное пособие по безработице: от центра занятости и по соцконтракту. Но при этом он обязуется найти работу в течение определенного срока. Все зависит от того, как скоро безработный заключит новый трудовой договор. Если человек просто стоит на учете, без контракта, то обязательства трудоустроиться у него нет.
На улучшение материального положения. В апреле 2021 года в программу внесли изменения. Деньги, полученные по соцконтракту, теперь разрешено тратить на покупку одежды, обуви и школьных товаров для детей. Действуют ли эти нововведения на практике в вашем регионе, лучше уточнить в местной соцзащите.
Кому положен социальный контракт
Заключить социальный контракт может только гражданин России. Необходимо иметь постоянную регистрацию в том регионе, в котором человек обращается в органы соцзащиты. Если у человека временная регистрация, а сам он прописан в другом регионе, то надо взять справку по месту прописки, что там соцконтракт не заключали. Также есть еще несколько важных условий.
Главный критерий — надо быть нуждающимся. Такой статус может получить как одинокий малоимущий человек, так и семья.
Кроме этого, учитывают и имущество, которое есть в собственности. Например, если доход не дотягивает до прожиточного минимума, но семья владеет двумя автомобилями, то ее могут не признать нуждающейся.
Для многодетных семей. Такой вариант тоже возможен, если соблюдать главное условие — быть малоимущим. Все равно будут учитывать совокупный доход семьи, суммируя все детские пособия и выплаты.
Для самозанятых. Можно уже быть самозанятым, можно зарегистрироваться после получения субсидии, но должен быть низкий доход за три предыдущих месяца.
Для ИП. Человек уже может быть ИП, а может встать на учет после получения субсидии, но его доход за три месяца должен быть меньше среднедушевого прожиточного минимума в регионе.
Для безработных. Здесь можно выбрать один из пяти видов соцконтрактов и заключить тот, что вам подходит.
Суть в том, что заключить соцконтракт могут абсолютно все, условие здесь одно: вы должны в этом нуждаться. Именно это и подтверждают ваши доходы ниже прожиточного минимума в вашем регионе.
Кому могут отказать в социальном контракте
Самая частая причина отказа — человек на самом деле не нуждающийся: доход на каждого члена семьи выше прожиточного минимума либо у заявителя есть дорогое жилье, автомобиль или земельный участок.
Еще одно важное условие — бизнес, который человек открыл на выделенные государством деньги, должен просуществовать минимум год.
Куда жаловаться в случае отказа. Вышестоящая инстанция для программы соцконтракта — региональное министерство социальной защиты. Можно написать обращение на официальном сайте ведомства или прийти на личный прием. Например, в Санкт-Петербурге есть Адмиралтейский отдел социальной защиты, для него вышестоящим органом будет Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга.
Как получить социальный контракт
Какие документы нужны. В каждом регионе свои требования к документам, которые надо приложить к заявлению. Например, в Калмыкии нужно просто заполнить анкету, которую дадут в соцзащите. В Астраханской области требуют документы об обязательных расходах семьи: ЖКУ, налогах и так далее.
В Московской области не требуют бизнес-план, свидетельства для детей младше 14 лет и копии паспортов подростков младше 18 лет. Так что перечень необходимых документов стоит уточнить в местном органе соцзащиты по месту регистрации. Если не знаете, куда обращаться, информацию можно найти на справочных сайтах или на портале администрации своего города, как например, в Санкт-Петербурге.
Вот примерный перечень документов, которые требуют чаще всего:
Образец заявления в соцзащиту Челябинского городского округаPDF, 692 КБ
Сколько дней рассматривается заявление на социальный контракт. Обычно заявление рассматривают 10 дней, если не нужно запрашивать информацию от других ведомств, например из налоговой. А если такая необходимость есть, например для ИП, то в течение 30 дней.
Как написать бизнес-план
Бизнес-план — это документ с расчетами, которые доказывают, что свое дело поможет действительно выйти на стабильный доход и что для запуска нужны те самые 250 000 Р от государства. Хотя, естественно, никто не мешает попросить и меньшую сумму. Все должно быть расписано подробно, я рекомендую включить в бизнес-план несколько обязательных разделов.
Титульный лист. Достаточно написать вид деятельности, ФИО, номер телефона, адрес электронной почты, можно вставить красивую картинку с фотостока по теме будущего бизнеса. Это просто обложка, но она должна быть красивой.
Содержание. Просто перечислите все разделы бизнес-плана.
Введение. Здесь рекомендую дать общую характеристику будущего бизнеса. Например, если вы будете делать массаж, то напишите, что люди сейчас много работают, поэтому им нужно расслабиться и отдохнуть. Массаж отлично удовлетворит эту потребность. Массажный салон не требует больших вложений: всего лишь аренда и расходные материалы.
Можно написать, что у вас есть нужные навыки и образование, вам не хватает только оборудования и мебели. На отдельные виды массажа нужна лицензия, например на лечебный. Если вы планируете делать расслабляющий массаж для укрепления здоровья или моделирования фигуры, то такой массаж относится к спа-услугам и лицензия не нужна.
Резюме проекта. Это своеобразная анкета о вас с основной информацией о проекте. Надо указать личные данные: фамилию, имя и отчество, адрес регистрации, а также вид бизнеса и адрес, по которому расположится бизнес. Последний можно написать в свободной форме: «Планирую арендовать офис по адресу…». Здесь же нужно указать срок реализации проекта — обычно пишут месяц, следующий за тем, в котором человек подает документы, и эту же дату в следующем году, так как соцконтракт действует год.
В резюме можно указать общую сумму, которая потребуется на запуск бизнеса, а также возможные риски и пути решения этих проблем. Например, если человек хочет начать делать массаж, то одним из рисков может быть высокий уровень конкуренции. Выход — сделать цены чуть ниже, чем у конкурентов, ввести систему скидок для постоянных клиентов и так далее.
Анализ рынка и конкурентов. В этом разделе надо проанализировать, много ли предпринимателей занимается аналогичным бизнесом в вашем городе или районе. Проще всего оформить таблицу, расписать плюсы и минусы конкурентов, а также за счет чего новый бизнес будет выделяться на их фоне. Например, если другие предприниматели не ведут соцсети, можно написать, что у вас будет своя страничка.
Можно воспользоваться бесплатным сервисом на сайте Корпорации МСП, который помогает начинающим предпринимателям выбрать вид будущего бизнеса.
Маркетинговый план. В этом разделе необходимо расписать стратегию продвижения. Например, можно написать, что бизнес будет продвигаться в соцсетях. Рекомендую сразу завести странички и приложить ссылки.
Тут же стоит рассказать о будущих рекламных активностях. Например, мастер по массажу может делать скидки для постоянных клиентов, проводить конкурсы среди подписчиков.
Обучение. Государство заинтересовано в том, чтобы бизнес не прогорел. Поэтому лучше заниматься той сферой, в которой уже есть опыт и образование.
Если планируете делать медицинский массаж, то учтите, что нужны документы об образовании. Надо приложить копии и написать, чему удалось научиться. Также для медицинского массажа понадобится лицензия на осуществление медицинской деятельности, поскольку массаж есть в номенклатуре медуслуг.
Смета. Это список расходов, которые покроет субсидия. Обычно смету оформляют как приложение к бизнес-плану в виде таблицы.
В смете нужно рассмотреть три варианта покупок: «эконом», «стандарт» и «премиум». «Стандарт» — это те товары, которые вы хотите приобрести. «Эконом» — аналоги дешевле, а «максимум» — товары подороже. Так вы покажете, что из всего ценового диапазона вы выбираете оптимальный.
Бывает, что в бизнес-плане указан один товар, но после того как перечислили деньги, его уже нет в наличии или он подорожал. Это не страшно, можно купить другой, но надо согласовать все с соцзащитой. Как правило, там без проблем идут на уступки.
После составления сметы можно приступать к финансовому плану. В нем необходимо прописать все основные показатели будущего бизнеса: выручку, расходы, налоги, прибыль.
Никто не может знать, сколько человек заработает на своем деле, поэтому сотрудники соцзащиты не требуют точных цифр, пишите все примерно. Единственное правило здесь — лучше написать меньше и заработать больше, чем завысить, например, выручку и остаться в минусе.
Как написать финансовый план
Финансовый план — пожалуй, самая сложная часть бизнес-плана. Но она и самая важная. Здесь надо показать движение денег: выручку, расходы, налог, чистую прибыль и рентабельность. Лучше все просчитать на три года вперед. Бизнес должен развиваться, поэтому важно показать, что с каждым годом обороты и прибыль будут расти.
Отдельно надо указать, какие налоги будет платить будущий предприниматель. Если человек регистрируется как самозанятый, то будет платить 4% от выручки при работе с физлицами и 6% при работе с юрлицами и ИП. Но для финансового плана можно остановиться и на 4% от выручки. Если регистрируется как ИП — нужно выбрать режим налогообложения.
УСН «Доходы» — 6% от выручки.
УСН «Доходы минус расходы» — 15% от прибыли.
Патент — его можно применять, если предприниматель занимается розничной торговлей, сельхозработами, разработкой компьютерных программ. На патенте также могут работать парикмахеры, няни, ветеринары и разработчики. Полный список видов деятельности и формула расчета стоимости патента есть на сайте ФНС.
Если человек только открывает свое дело и не имеет сотрудников, обычно выгоднее регистрироваться самозанятость.
Куда подавать документы
В некоторых регионах необходимо подавать заявку электронно через платформу «Мой бизнес», ее региональные онлайн-сервисы, например «Мой бизнес» в Нижегородской области, или через сайт госуслуг. А в некоторых — лично, но в МФЦ. Дальше я буду рассказывать о самом частом случае — когда заявителю надо прийти с документами в соцзащиту.
Заявление и бизнес-план рассматривает специальная комиссия. Там могут задать несколько вопросов. Например, могут спросить, почему нужна именно эта модель ноутбука, обязательно ли арендовать помещение, как будущий предприниматель планирует искать клиентов и так далее.
У работников соцзащиты могут появиться вопросы по каким-то позициям, заявленным в смете, могут попросить что-то исключить или заменить. Например, по моему опыту, часто не согласовывают покупку айфонов, айпадов и макбуков. Они дорогие и всегда можно найти аналоги дешевле. Еще в моей практике был случай, когда девушка занималась пошивом одежды и хотела купить фотоаппарат, чтобы делать контент для соцсетей. Покупку также не одобрили. Посчитали, что для основной деятельности фотоаппарат не нужен.
После собеседования обычно сразу говорят, приняты заявление и бизнес-план или нет. Решение о том, готов ли регион заключить социальный контракт, вынесут в течение месяца — этот срок нужен, чтобы проверить все документы.
Основание для отказа может быть только одно: человек соврал о своих доходах и на самом деле не малоимущий. Комиссия обращает внимание и на образ жизни заявителя. Например, если человек снимает жилье, то могут предположить, что у него есть лишние деньги и он не такой уж и нуждающийся. Как показывает мой опыт, даже качество бизнес-плана не так важно: если с ним что-то не так, попросят переделать.
Отказ обязательно должны выдать в письменной форме. Уведомление об отказе направляет орган соцзащиты в письменной форме заявителю по месту жительства или по месту пребывания не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя для подписания социального контракта.
п. 16 Постановления правительства Нижегородской области «О социальной поддержке малоимущих»PDF, 283 КБ
Если документы в порядке, то заявителя пригласят в соцзащиту, чтобы подписать контракт. После этого можно ждать деньги. Их перечисляют только на карту «Мир», как и все социальные выплаты с 1 октября. Если у вас такой нет, придется завести. Эти 250 000 Р от государства не облагаются налогом на доход, как и большинство социальных выплат и пособий.
На что можно потратить субсидию
Деньги по соцконтракту предназначены на покупку оборудования, инвентаря, инструментов, которые можно использовать многократно. Например, если человек занимается наращиванием ресниц, то приобрести можно кушетку, стол, стул, лампу. Сами ресницы и клей — это уже расходные материалы.
В качестве основного средства можно приобрести даже автомобиль, если он нужен для предпринимательской деятельности и получится обосновать эту необходимость. Например, если суть бизнеса — курьерские услуги.
На что можно тратить деньги, лучше уточнить в отделе соцзащиты, так как ситуация в разных регионах различается. Например, я сталкивалась с тем, что в одном субъекте разрешали включать в бизнес-план расходы на рекламу и расходные материалы, а в других — нет.
Если говорить об основных средствах, то лучше приобретать новые товары, так как понадобятся документы, подтверждающие факт оплаты. Их надо обязательно принести в соцзащиту, отчитываясь о расходах.
Еще я советую делать фотографии купленных товаров и прикреплять их к копиям чеков. Все это вместе будет хорошим подтверждением, что деньги потрачены по назначению.
Чеки и фото надо предоставлять сразу после того, как нужный товар куплен. Строгой формы отчета нет. В каждом регионе свои условия: где-то достаточно отправить чеки на электронную почту, где-то потребуют прийти лично. Например, в Нижегородской области ввели специальную форму отчетности за расход субсидии.
Как работает соцконтракт в реальности
Но я не растерялся: быстро переписал бизнес-план под оказание рекламных услуг для артистов и музыкантов. Рекламой я занимался раньше, проходил курсы, от которых у меня остались сертификаты и дипломы. Их я и приложил к заявлению.
Вторая попытка оказалась удачной: бизнес-план приняли. С момента повторной подачи заявления до зачисления денег на счет прошло четыре месяца. На субсидию я купил всю необходимую технику: фотоаппарат, видеокамеру и другое оборудование, которое нужно для создания фото- и видеоконтента для артистов.
От себя скажу, что социальный контракт на развитие своего дела — вещь реально стоящая. Деньги дают хоть и не очень большие, но они все равно нужны.
Отчитываться нетрудно. Когда я купил все товары по смете, работники соцзащиты пришли ко мне, проверили все ли на месте, сфотографировали оборудование. Сейчас я отчитываюсь только по доходам: ежемесячно делаю скрины приложения «Мой налог» и отправляю их на почту в соцзащиту.
Что будет, если гражданин не выполнит условия соцконтракта
Государство может расторгнуть социальный контракт и потребовать вернуть деньги. В течение года действия соцконтракта работники органов соцзащиты могут приехать с проверкой. Надо будет показать, что бизнес действительно работает, а все, что куплено, используют по назначению.
Социальный контракт заключается на год. Поэтому надо быть готовым, что в течение этого периода может приехать комиссия с проверкой — в офис или домой, если бизнес ведется на дому. Перед проверкой обычно звонят и предупреждают. Все купленное должно использоваться только для работы. Работники соцзащиты смотрят, действительно ли человек оказывает заявленные услуги и на самом ли деле он купил те товары, которые заявил в смете и за которые отчитался.
Кроме этого, в течение года каждый месяц придется отчитываться о ежемесячных доходах. Например, самозанятые должны зарегистрироваться в приложении «Мой налог» и каждый месяц отправлять в соцзащиту данные о своих доходах. Можно просто прислать скриншоты из приложения по электронной почте.
Индивидуального предпринимателя попросят завести кассовую книгу. Форму можно скачать в интернете. Здесь нужно показать, сколько ИП пришло денег и сколько было израсходовано. Каждый месяц в соцзащиту придется либо идти лично с кассовой книгой, либо отправлять сканы по почте.
Нужно ли возвращать деньги государству. Если после получения субсидии и запуска бизнеса доход человека не превысил прожиточный минимум, соцконтракт могут разорвать, а деньги попросят вернуть. Таких прецедентов я не знаю, но в теории это выглядит так: с человеком свяжутся работники соцзащиты, он подпишет заявление о невыполнении условий договора и переведет деньги обратно на счет.
Сколько раз можно заключать социальный контракт
Заключить соцконтракт получится только один раз. Это долговременная поддержка государства — ожидается, что приобретенные основные средства будут служить человеку несколько лет, чтобы его доход был стабилен. Для государства в приоритете те, кто никогда не получал субсидий.
Как расторгнуть социальный контракт
Причины расторжения социального контракта. Все зависит от того, по чьей инициативе расторгается социальный контракт. Например, если выяснилось, что деньги использованы не по назначению, сумму субсидии нужно будет вернуть.
Так, государство может расторгнуть контракт, если в течение года после заключения соцконтракта малоимущий гражданин или его семья:
Сам гражданин также вправе расторгнуть договор в любой момент, при этом сумму субсидии придется вернуть. Деньги нужно перечислить в региональный и федеральный бюджет, так как деньги выделяют из обоих.