как запомнить спряжение глаголов 4 класс в стихотворной форме
Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. В русском языке у глаголов выделяют первое и второе спряжение, которые различаются окончаниями. В большинстве личных окончаний глаголов первого спряжения пишется буква «е», а у глаголов второго спряжения — буква «и».
У многих глаголов окончания являются безударными, что вызывает затруднения в их правописании. Чтобы правильно выбрать окончание глагола, следует определить его принадлежность к первому или второму спряжению по неопределенной форме (что делать?).
Ко второму спряжению относятся:
Все остальные глаголы относятся к первому спряжению.
Чтобы запомнить глаголы-исключения, можно использовать следующие стихотворные запоминалки:
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть.
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть –
Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя.
Слышать, видеть, ненавидеть,
И зависеть, и обидеть,
Гнать, держать, терпеть, вертеть,
А еще дышать, смотреть!
Как начнёшь меня ты гнать,
Перестану я дышать,
Перестанут уши слышать
Ну а руки – всё держать.
На меня начнёшь смотреть,
Будешь ты меня вертеть –
Буду всё равно терпеть,
Буду от тебя зависеть,
Раз ты смог меня обидеть.
Буду я тебя не видеть,
А открыто ненавидеть.
Глаголы-исключения в стихах
Глаголы-исключения следует запомнить наизусть, чтобы не ошибаться в написании их личных безударных окончаний. Предлагаем подборку стихов и запоминалок, чтобы выучить глаголы-исключения. Надеемся, что эти веселые стихи помогут вам легко запомнить список глаголов-исключений второго спряжения, заканчивающихся на -еть и -ать и глаголов первого спряжения, имеющих конечное буквосочетание -ить.
В русском языке несколько глаголов с безударными личными окончаниями получили название глаголы-исключения, так как спрягаются не так, как типичные глаголы первого или второго спряжения.
Выучить их перечень помогут следующие стихи и шуточные запоминалки.
Глаголы-исключения
ΙΙ спряжение
Вы запомните, пожалуйста, друзья,
«Е» в их окончаниях писать нельзя!
Глаголы-исключения первого и второго спряжения запомним с помощью следующих рифмованных строк.
Глаголы I и II спряжения
«Брить», «стелить» запомни тоже.
«И» в их окончаниях писать негоже!
Помощь в стихах
В личных окончаниях этих глаголов-исключений, принадлежащих ко второму спряжению, мы пишем лишь буквы “и” и «а» или «я» :
Запоминалка
С помощью этого стишка запомним глаголы-исключения с конечным буквосочетанием -еть:
Весёлые рифмы
Спряжения глаголов в стихотворной форме (4 класс)
Глаголы и их спрягаемость – очень важная тема школьного курса русского языка: ей отводится большое число часов на изучение. Тем не менее, многие учащиеся испытывают трудности в её освоении. Данный материал – попытка исправить сложившуюся ситуацию, пояснить шероховатости в понимании этой темы и предоставить удобный способ работы с ней – стихи для запоминания про спряжения глаголов.
Что же это за зверь
Спряжением называют изменение глагольной формы по числу, роду, времени и прочим грамматическим категориям.
Современный русский язык очень сильно отличается своего древнерусского предка – нынешняя система спряжений достаточно проста. Их существует всего 2. Таким образом, определив категорию, к которой относится «подозреваемый», можно навсегда решить все проблемы с его написанием.
Правила определения спряжения глаголов
Для категоризации слова необходимо задать к нему вопрос «что делать» и внимательно следить за его окончанием.
Слова I группы
Слова II группы
Без наглядного примера выглядит очень пугающе – ниже предоставлен пошаговый алгоритм работы.
Но как быть со вторым пунктом? Что же это за исключения? Как их запомнить? Ниже представлены списки этих слов в стихах.
Стишки для запоминания
Стихи, чтобы запомнить список стоп-слов из I группы:
Список для II спряжения гораздо более лаконичен. Но даже на этот случай припасён стишок.
Особые случаи
Отдельного разговора достойны глаголы разноспрягаемого характера: хотеть, бежать.
Разноспрягаемыми они называются, потому что их спряжение неоднозначно. Так, например, «бежать» по всем правилам относится к I-му, а в случае с «бежит» у него почему-то появляется окончание II-го. Эти формы можно заучить или наработать до автоматизма
Наконец, существуют слова с особой структурой окончаний: есть, дать – спрягать их по нормальным правилам невозможно. К счастью, с их написанием, проблем обычно не возникает.
Стишок про слова-исключения 1 и 2 спряжения глаголов
Между тем именно в школе закладываются основы как знания, так и любви к родному языку. Именно школьная система, сохранившая крепкий советский фундамент, индоктринирует учеников наиболее простыми для восприятия, понятными и яркими формами обучения.
Правописание глаголов
Что касается изучение глагола как части речи, то в правописании существуют два принципиальных направления, по которым ученики делают ошибки и которые в этой связи наиболее полно и подробно изучаются.
Во-первых, это правописание глаголов в соответствии с формой и лицом, в которых они стоят. Речь идет в первую очередь об окончаниях. Навсегда следует запомнить, что в абсолютно большинстве случаев мягкий знак на конце ставится только в неопределенной форме глагола.
Глаголы 1 спряжения
1 лицо | у (ю) | мн.ч. | ем |
2 лицо | ешь | мн.ч. | ете |
3 лицо | ет | мн.ч. | ут (ют) |
Исключения 1 спряжения насчитывают всего два слова:
Глаголы 2 спряжения
Глаголы 2 спряжения имеют следующие формы окончаний согласно нижеприведенной таблице:
1 лицо | у (ю) | мн.ч. | им |
2 лицо | ишь | мн.ч. | ите |
3 лицо | ит | мн.ч. | ат (ят) |
Исключений из спрягаемых этим способов глаголов больше, в школе их заучивают с помощью стишка, располагая их в ритмичной последовательности. Выучив один раз в школе, ученики обычно запоминают их на всю жизнь, благодаря очень уж удачно накладывающейся последовательности произношения. Вспомним:
Стихотворная форма глаголов-исключений для запоминания
Как начнёшь меня ты гнать, то не стану я дышать, уши перестанут слышать, как и руки – всё держать. На меня будешь смотреть и начнешь меня вертеть – Буду всё равно терпеть, как и от тебя зависетью. Раз решил меня обидеть. Стану я тебя не видеть, а бесспорно ненавидеть.
Благодаря благозвучному сочетанию, продиктованному идентичным окончанием слов, обусловленных правилами глагольного словообразования, для стихотворного сложения существуют большие возможности, границы которых устанавливаются только пределом фантазии, эрудированности, заинтересованности в образовательном процессе педагога, родителя или ребенка. Эта форма запоминания отлично работает, поскольку вовлекает ученика в образовательный процесс, представая в виде игры, считалки, а исключения и правил спряжения глаголов обычно заучивают в том возрасте, когда для детей игры остаются намного интереснее учебы.
Вообще следует сказать, что существует множество интересных и профессионально составленных методик изучения языков, благодаря которым можно легко и быстро научиться грамотно писать и изъяснять не только на русском, но и на других языках.
Видео
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
II спряжения:
Гнать, дышать, держать, обидеть.
Слышать, видеть, ненавидеть,
И зависеть, и терпеть, а еще смотреть, вертеть.
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на –Е спрягать нельзя!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Номер материала: ДБ-046331
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Студентам вузов могут разрешить проходить практику у ИП
Время чтения: 1 минута
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
В Москве запустили онлайн-проект по борьбе со школьным буллингом
Время чтения: 2 минуты
Онлайн-конференция о дизайн-мышлении в современной дошкольной педагогике
Время чтения: 2 минуты
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Мишустин поручил проводить международную олимпиаду по философии
Время чтения: 0 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.