как запросить акт сверки с контрагентом образец письма
Сопроводительное письмо к акту сверки
Образец сопроводительного письма к акту сверки, который можно скачать ниже, является значительным подспорьем в налаживании взаимопонимания между контрагентами. Нет нужды придумывать собственные формулировки. Наличие готового варианта экономит время и силы.
Документ можно назвать скорее сопроводительной запиской. Он является приложением к акту сверки и служит для прояснения ряда важных нюансов.
Унифицированной формы для подобных бумаг просто нет, так как для каждой организации необходимо будет выяснить собственные нюансы взаимодействия. Более того, при регулярном обмене актами сверки взаиморасчетов и налаженном механизме этого процесса необходимость в сопроводительных письмах может попросту отпасть.
Требования к оформлению
Во всех деловых письмах стоит придерживаться правил, отраженных в ГОСТ Р 6.30-2003 от 03 марта 2003 года. Именно в этих стандартах наиболее полно описано, что должно содержаться в деловой переписке, а чего необходимо избегать. Например:
Для иллюстрации требований ГОСТ содержит ряд приложений в виде примеров бланков, в которых соблюдаются все изложенные в документе пункты.
Отправитель
Так как непосредственно акт сверки формируется в бухгалтерии организации, то и сопроводительное письмо к нему может составляться там же, бухгалтером. Помимо этого работника, составление сопроводительных писем в компании может быть возложено на секретаря, делопроизводителя или другого ответственного сотрудника.
Важно, чтобы работник понимал все тонкости взаимоотношения с конкретным деловым партнером и придерживался существующих правил деловой этики. Ведь несколькими неуместными фразами в сопроводительном письме можно испортить имидж организации в глазах сотрудников тех компаний, с которыми только налаживается взаимодействие.
Исправления
Если сопроводительное письмо к акту сверки уже распечатано и подписано, но в последний момент была замечена ошибка, то не возбраняется ее исправление. Корректировка выполняется по общим правилам: неверная информация зачеркивается одной чертой, после этого рядом записываются верные данные, а потом исправление заверяется подписями всех лиц, которые подписывали документ. Иначе письмо потеряет юридическую силу.
На практике сопроводительное письмо с какими-либо ошибками и недочетами просто распечатывают заново и снабжают необходимыми подписями.
Составные части
Сопроводительное письмо к акту сверки подчиняется общим правилам деловой переписки. Варьироваться в нем может только текст основной части, да и то незначительно. Все будет зависеть от того, к каким условиям сотрудничества будет склонять организация своего контрагента – получателя документации.
Рекомендуется начинать оформление с печати документа на фирменном бланке компании. Если такового не имеется, то нужно выходить из положения. Для этого берется обычный лист А4 и в верхней его части прописываются основные реквизиты компании отправителя. Это называется формированием «единого» бланка. Он обычно содержит эмблему организации и полное ее название.
В сопроводительном письме к акту сверки последовательно сверху вниз должна располагаться следующая информация:
Причем просьба может быть сформулирована любым удобным для отправителя способом. В ней может быть указано, что данные будут считаться достоверными, если контрагент в течение определенного времени не направит информации о расхождении и пр.
Заключение
В конце письма делается отметка о приложениях. Как минимум это должен быть акт сверки взаиморасчетов взаимодействующих организаций. Если прилагается также подтверждающая документация, то должны быть перечислены все приложенные копии. Если их количество больше трех, то в конце списка приложения делается пометка «Итого». После нее арабскими цифрами записывается количество прикладываемых бумаг в комплексе.
Также в конце сопроводительного письма к акту сверки должны красоваться подписи руководителя и бухгалтера организации. При необходимости ставятся пометки с контактными данными ответственного за доставку, оформление исходящей корреспонденции компании.
Регистрируется бумага в журнале регистрации исходящей корреспонденции. Что же касается срока хранения, то он един для подобного рода деловой переписки и составляет 5 лет.
Что важно знать об акте сверки взаиморасчетов
Подготовке акта сверки взаиморасчетов часто не уделяется должного внимания. А зря — ведь именно правильно оформленный акт может сыграть решающую роль в суде. На что важно обратить внимание при проведении сверки взаиморасчетов и как правильно составить акт?
Когда составляется акт сверки
В нормативных документах содержится лишь косвенное указание на то, что необходимо составлять акт сверки расчетов. Так, в п. 27 Положения по ведению бухучета, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н, сказано, что перед составлением годовой бухгалтерской отчетности нужно обязательно провести инвентаризацию расчетов со всеми контрагентами. Очевидно, речь идет о контрагентах, с которыми были взаимоотношения в течение последнего года, а также о тех, с кем не было операций, но есть остатки расчетов.
Если же в налоговом учете создается резерв по сомнительным долгам, то инвентаризацию дебиторской задолженности нужно проводить на конец каждого отчетного (налогового) периода, то есть ежеквартально или даже ежемесячно (п. 4 ст. 266 НК РФ).
Кроме того, проведение инвентаризации расчетов может быть установлено материнской компанией для своих «дочек». Сроки обязательной сверки расчетов также могут быть включены в договор с контрагентом.
Акт сверки расчетов, подписанный обеими сторонами, — самое достоверное подтверждение сальдо расчетов с контрагентом. Более того, если в учете и отчетности отражена существенная сумма, которая не подтверждена актом сверки, то аудитор вряд ли ее признает.
Контур.Взаиморасчеты быстро сверит операции по трем параметрам: дате, сумме и номеру счета-фактуры или договора.
Как оформляется акт
Единой утвержденной формы акта сверки расчетов нет, но можно договориться с контрагентом и использовать любую произвольную форму, в которой будут указаны реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете». Эту форму можно закрепить в договоре с контрагентом или использовать произвольную форму, например, из бухгалтерской программы.
Особое внимание нужно уделить подписанию акта. Если акт от имени контрагента подписывает не руководитель, то у него должны быть на это соответствующие полномочия, подтвержденные доверенностью или иным аналогичным документом. Однако возможно исключение: полномочия на подписание акта могут явствовать из обстановки. Например, судебная практика признает акт сверки надлежаще оформленным, если он подписан главным бухгалтером, чья подпись заверена печатью организации (Определение Верховного Суда РФ от 30.11.2016 по делу № А27-13820/2015). Если же акт сверки расчетов подписан неуполномоченным лицом, то он не повлечет за собой вообще никаких последствий. В частности, не будет служить доказательством признания долга.
Смотрите шпаргалку по оформлению акта сверки с рекомендациями по отражению сведений.
Для чего нужен акт сверки
Сам по себе акт сверки взаиморасчетов не может устанавливать какие-либо права и обязанности. Суды отказываются взыскивать с контрагента задолженность, которая отражена только в акте сверки и не подтверждена подписанными первичными документами (постановления Арбитражных судов Западно-Сибирского округа от 22.11.2018 по делу № А45-19208/2017, Московского округа от 17.07.2018 по делу № А40-8569/2017, Восточно-Сибирского округа от 07.07.2017 по делу № А33-10710/2016). Однако если в правильно оформленном акте сверки не отражена задолженность перед контрагентом, которая числится в учете организации, то она, скорее всего, будет нереальной. В этом случае акт можно расценивать как признание того, что задолженность уже погашена — например, прощением долга. Правильнее всего будет еще раз проверить данные учета и по результатам проверки списать задолженность.
Акт сверки расчетов используется и для подтверждения долга. Если должник его признает, то срок исковой давности прерывается, и его течение начинается снова (ст. 203 ГК РФ, п. 20 Постановления Пленума ВС РФ от 29.09.2015 № 43). А это значит, что продлевается период, в течение которого этот долг можно взыскать и нельзя списать. Если акт сверки подписан уже после того, как истек срок исковой давности по долгу, возникшему после 1 июня 2015 года, течение исковой давности начинается заново (п. 2 ст. 206 ГК РФ, Федеральный закон от 08.03.2015 № 42-ФЗ).
С помощью акта сверки контрагент также может признать действия тех лиц, которые ранее выступали от его имени, но не имели на это полномочий (п. 1 ст. 183 ГК РФ, п. 123 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25). Например, если от имени покупателя в накладной расписался сотрудник, у которого не было на это права, но акт сверки подписан тем лицом, у которого такие полномочия были, то товар будет считаться принятым надлежащим образом.
Когда контрагент отказывается подписывать
Сверка расчетов фиксирует уже сложившуюся ситуацию и служит для обеих сторон подтверждением того, что в учете все отражено верно. Если контрагент уклоняется от оформления актов сверки, то формально он ничего не нарушает (если такая обязанность не предусмотрена договором), но есть вероятность, что он хочет что-то скрыть. В этом случае мы рекомендуем тщательно проверить все операции с контрагентом, а в будущем, возможно, отказаться от взаимоотношений с ним.
Александр Лавров, аттестованный аудитор
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Образец акта сверки с контрагентом для госзакупок
Акт сверки взаиморасчетов — это документ, который показывает исполненные обязательства между поставщиком или подрядчиком. Его составляют в рамках конкретного договора или контракта.
Скачать образец письма с запросом на акт сверки с контрагентом |
Скачать образец письма о предоставлении акта сверки |
Скачать бланк акта проверки между поставщиком и заказчиком |
Скачать пример акта сверки с контрагентами |
Когда оформляют
Проверка расчетов между заказчиком и поставщиком — это обязательная процедура при ведении закупочной деятельности. Заказчик и исполнитель в рамках контракта обязаны контролировать правильность и своевременность внесения оплаты, выполнения работ (услуг), отгрузки товаров. Бухгалтерские акты сверки взаиморасчетов с контрагентами отражают всю необходимую информацию.
Остались вопросы? Эксперты КонсультантПлюс разобрали базовые определения акта сверки расчетов и поводы для использования. Используйте эти инструкции бесплатно.
Для осуществления выверки запросите напрямую акт сверки у контрагента. Например, направив в адрес поставщика письмо с запросом на предоставление информации для бухгалтерской поверки.
Пример размещения в ЕИС:
Как правильно оформить для госзакупок
Унифицированной формы письма к контрагенту в текущем законодательстве не предусмотрено, обращение составляют в произвольном порядке. Порядок, как запросить акт сверки с контрагентом для закупок, установлен требованиями делового документооборота. При оформлении включите в документ обязательную информацию:
Готовый запрос необходимо заверить подписью руководителя. Печать ставится только при ее наличии.
Вот примерный шаблон:
Письмо-запрос о предоставлении информации
Мы, ___________ (наименование заказчика), просим предоставить акт сверки взаимных расчетов по государственному контракту №______________________________________________от____________________________на___________________________________________________(указать предмет договора),
за период с «___»________________ 20____ года по «___» ______________ 20____ года для__________________________________________________________ (указать причину).
А так выглядит образец письма в 2021 году:
Иной вариант проверки
Возможен и другой вариант проверки расчетов с контрагентом. Например, заказчик самостоятельно формирует бухгалтерские сведения для проверки исполнения контракта. В документе отражают все операции по оплате и начислению по имеющимся у него документам. Составляется сопроводительное письмо, в котором организация просит провести поверку по предоставленной информации и незамедлительно сообщить о выявленных расхождениях.
Как запросить акт сверки у контрагента: пошаговая инструкция
Запрос акта сверки с контрагентом — это письмо с просьбой составить результирующий документ о состоянии взаиморасчетов между заказчиком и поставщиком.
Когда потребуется
Акт необходим для проверки текущего состояния взаиморасчетов. Он показывает, сколько товаров, работ и услуг поставил исполнитель и сколько заказчик заплатил за реализованную продукцию. Таким образом стороны проверяют объем исполнения по госконтракту.
Для получения расчетной информации заказчик запрашивает у поставщика поверку. Подписанный документ публикуется в ЕИС как доказательство того, что контракт исполнен в полном объеме, стороны не имеют претензий друг к другу.
Что такое акт сверки взаимных расчетов с контрагентом и как его использовать
Это документ, который отражает движение товаров, работ, услуг и денежных средств между двумя контрагентами.
С его помощью можно, например, подтвердить наличие или отсутствие долга. Но только если есть первичные документы или другие косвенные доказательства, так как акт сверки сам по себе не порождает и не прекращает обязательств.
Грамотно составленный акт сверки вы можете использовать и во многих других целях, даже если на момент составления их не было. Например, он может повлиять на исковую давность для взыскания долга. Если должник подписал акт сверки, где признал долг, срок исковой давности по этому требованию, как правило, начинает течь заново.
Как запросить
Запрос делается в устной или в официальной письменной форме. Унифицированного бланка для такого письма не предусмотрено. Но есть определенные правила:
Письмо подписывает руководитель. Исполнитель указывает контакты для связи.
Вот для примера образец запроса на предоставление акта сверки — текстовый шаблон:
Просим вас прислать акт сверки взаиморасчетов по государственному контракту №_______ от___________ на____________________ (указать предмет договора),
за период с «____»________________ 20____ года по «____» ______________ 20____ года для____________________________ (указать причину).
А вот как выглядит такой документ на практике.
В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.
Акт сверки с контрагентами: как оформить и использовать
Регулярная сверка с контрагентами позволяет поддерживать взаиморасчеты с ними в порядке. Также она может уберечь от определенных проблем с налоговой, к примеру, от разрывов по НДС, а следовательно, от необходимости сдавать пояснения и корректировать декларации.
Обычно сверку проводят в рамках годовой инвентаризации, чтобы выявить просроченные/сомнительные долги, либо по окончании действия договора с контрагентом, чтобы исключить претензии по оплате или отгрузке. Но если дебиторов-кредиторов много или бухгалтер — перфекционист, можно сверяться с любой периодичностью.
Важно! Разъяснения от «КонсультантПлюс»
В каких целях можно использовать акт сверки взаимных расчетов
Вы можете использовать акт сверки взаимных расчетов, чтобы:
найти ошибку в расчетах с контрагентом. Например, выявить переплату;
урегулировать разногласия с контрагентом по поводу задолженности, согласовать ее размер. Например, когда какой-то из первичных документов оказался не учтен одной из сторон;
косвенно подтвердить, что денежных претензий ни у кого из сторон нет, если они отразили в акте отсутствие какой-либо задолженности;
Полный список смотрите в К+. Пробный доступ к системе бесплатен.
В какой форме составлять акт сверки, законодательство не устанавливает, поэтому используется произвольная форма. Перечень реквизитов этого документа стороны сделки определяют самостоятельно. Рекомендуется, в частности, включать такие:
Кто может подписывать акт сверки и нужно ли заверять его печатью, разъясняется в Готовом решении от «КонсультантПлюс». Если у вас еще нет доступа к этой правовой системе, оформите пробный доступ. Это бесплатно.
Чтобы не изобретать велосипед, можете воспользоваться готовым образцом акта сверки, который подготовили эксперты К+. Скачать его можно бесплатно, оформив пробный доступ:
Если в ходе сверки всплывут какие-либо нестыковки, нужно оформить протокол разногласий.
Пример оформления протокола смотрите в К+, бесплатно, оформив пробный доступ к системе: