как зарегистрировать трудовой договор узбекистан
Оформление и прием на работу гражданина Узбекистана
Прием на работу гражданина Узбекистана — идеальный способ для российского работодателя получить дешевую рабочую силу. Как правило, такие сотрудники соглашаются на труд, который среди самих россиян не слишком востребован.
Чтобы избежать переизбытка иностранцев, в России работают соответствующие правовые нормы. Трудоустройство нерезидентов регулируется федеральным законом № 115 от 2002 года.
Узбекистан входит в состав стран СНГ, поэтому имеет безвизовый режим с Россией в 2021 году. Жители государства могут воспользоваться упрощенным способом устройства на работу. Работодателю не нужно никакого разрешения для трудоустройства иностранцев, но определенный порядок придется соблюсти, в том числе и мигранту.
Схема приема на работу
Трудоустройство гражданина Узбекистана в России может быть следующим:
Работодатели обязаны оформить документ о приеме иностранных граждан на работу, а также в соответствующем случае — об увольнении.
Уведомления необходимо направлять в территориальные органы ГУ МВД по вопросам миграции (раньше в ФМС). Документ о трудоустройстве должен заполняться строго по шаблону и представляться в ближайшее к месту работы подразделение уполномоченного органа в течение трех календарных дней с момента оформления иностранного сотрудника. Вот что необходимо прописать:
Подробнее о приеме на работу иностранных граждан, узнайте в видео.
Трудоустройство по патенту
Прием на работу граждан Узбекистана чаще всего происходит по патенту.
Другими словами, гражданин Узбекистана должен обзавестись патентом, если в России у него имеется действующая временная регистрация. В бумаге должны быть прописаны намерения иностранца работать в регионах страны.
Нарушение иностранным гражданином срока обращения за выдачей патента карается в рамках ст. 18.20 КоАП и предусматривает наложение административного штрафа в размере от 10 000 до 15 000 рублей.
При зачислении работодатель должен придерживаться следующей схемы в 2021 году:
В случае наличия патента с небольшим сроком действия работодатель не имеет права отказать в заключении долгосрочного трудового договора. Он оформляется полноценным, даже если патент уже на исходе.
Как получить патент
Этот важный для трудоустройства документ оформляется в территориальном органе ГУВМ МВД РФ того региона РФ, где планирует работать мигрант.
В каких случаях нужен патент
Иностранец в течение 30 дней после пересечения российской границы должен обратиться в уполномоченный орган и представить следующие документы:
Можно не представлять в территориальный орган ГУВМ МВД РФ квитанцию об уплате госпошлины, но она обязательна к уплате при получении патента.
Срок предоставления патента — 10 дней. За это время сотрудники полиции проверяют документы и факт уплаты пошлины, если квитанция представлена не была.
Патент действует от одного до 12 месяцев.
Трудоустройство по РВП или ВНЖ
Если у иностранца есть вид на жительство либо разрешение на проживание, оформить с ним трудовые отношения можно быстрее и проще, нежели по патенту. Гражданину получать последний не требуется.
РВП и ВНЖ — это полный пакет документов, который подтверждает законность его нахождения в России и возможность официального трудоустройства с некоторыми бонусами. К примеру, нет необходимости представлять медицинскую страховку, поскольку ее наличие признается автоматически.
Отличие приема по РПВ и ВНЖ
Трудоустройство отдельных категорий граждан
Уроженец Узбекистана вправе трудиться и без патента. Однако специфика работы должна быть связана со следующими обстоятельствами:
Этнические русские и русскоязычные могут рассчитывать на льготное получение РВП. Патент при необходимости придется оформлять по общим для всех правилам. Законодательство говорит о том, что беженцы в правах могут быть приравнены к тем, кто получил ВНЖ (больше информации о получении временного убежища в России).
Налоги и выплаты на граждан Узбекистана
Платить налоги и социальные взносы работодатель обязан на иностранных сотрудников, которые трудятся официально:
Как будут регистрироваться трудовые договоры
Напомним, согласно постановлению Президента от 31.10.2019 г. № ПП-4502 с 1 января 2020 г. вводится обязательная регистрация в ЕНСТ новых трудовых договоров, а также изменений и прекращения действующих. Трудовые договоры уже работающих сотрудников необходимо зарегистрировать до 1 сентября 2020 г. Кроме того, с 1.01 2020 г. вводится электронная трудовая книжка. Она будет формироваться в ЕНСТ автоматически на основе данных, вводимых в процессе регистрации трудовых договоров.
Регистрация трудовых отношений в ЕНСТ обязательна для всех работодателей независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, в т.ч. обособленных структурных подразделений, частных предприятий и индивидуальных предпринимателей.
Оператором системы является Дирекция по управлению ЕНСТ. Она будет обеспечивать функционирование системы, ее эксплуатацию, а также регулировать организационно-технические аспекты.
С чего же начать работу в системе? Ниже представлен поэтапный алгоритм действий согласно принятому акту. Отдельные разъяснения получены в ходе встречи с представителями Главного управления занятости г. Ташкента.
I этап. Авторизация в ЕНСТ
Для этого нужно перейти по электронному адресу my.mehnat.uz и пройти идентификацию по ИНН в базе данных юридических лиц системы «Электронное правительство». При отсутствии ошибок происходит авторизация работодателя. Если у него нет возможности самостоятельно авторизоваться в ЕНСТ, это можно сделать бесплатно в органах по труду. Но в любом случае сведения заверяются с помощью ЭЦП работодателя.
II этап. Формирование персонального кабинета работодателя
После авторизации автоматически формируется персональный кабинет работодателя. Вход в него – через ключ ЭЦП юрлица. Для работы с ЕНСТ работодатель (кроме ИП) определяет своим письменным решением одно или несколько ответственных лиц с доступом к системе и передает им открытый ключ ЭЦП.
III этап. Формирование структуры организации
После входа в персональный кабинет нужно сформировать структуру организации. Для этого заполняются специальные формы. В них вносится информация обо всех:
Каждое рабочее место создается отдельно. Наименования должностей вносятся по Классификатору (указывается код НСКЗ, категория персонала, требования к минимальному уровню образования). Если регистрируемой должности в Классификаторе нет, нужно выбрать из него наиболее близкую по значению должность, а ниже указать уже полное наименование по трудовому договору. Также указываются оклад, размер ставки, должностные обязанности, условия работы (рабочий график).
Пока на рабочее место не зарегистрирован трудовой договор, оно по умолчанию определяется как вакантное.
Если работодатель делегирует полномочия по оформлению трудовых отношений своим структурным подразделениям, допускается формирование раздельной базы штатной структуры (расписания) для внесения информации об их работниках, рабочих местах и вакансиях, а также регистрации трудовых договоров. Для этого нужно подать соответствующий запрос оператору ЕНСТ.
IV этап. Регистрация трудового договора
После заполнения страницы о рабочем месте открывается доступ для регистрации трудового договора. Здесь нужно внести данные о работнике и трудовом договоре. Во избежание ошибок при внесении Ф.И.О. работника, ответственное лицо организации вводит серию, номер и ПИНФЛ паспорта. Если все указано верно – Ф.И.О. выходит автоматически. Адрес места жительства по прописке вводится вручную.
Далее необходимо указать номер трудового договора, дату его заключения, срок действия, режим рабочего времени сотрудника, информацию об испытательном сроке, виде занятости, отпусках, оплате труда, включая надбавки (без указания их размера).
Внесенные данные заверяются ЭЦП юрлица. Без заверения трудовой договор считается незарегистрированным. Каждому зарегистрированному договору присваивается уникальный номер для дальнейшего служебного использования. Если работодатель неверно ввел данные, это можно отредактировать в течение 5 рабочих дней. По истечении этого срока нужно уже обратиться к оператору по каналам связи ЕНСТ, с идентификацией ЭЦП. Оператор рассматривает все обращения в порядке очереди в течение 5 рабочих дней.
Дополнительное соглашение для внесения изменений в трудовой договор регистрируется в аналогичном порядке. Для внесения данных в ЕНСТ работодатели могут пользоваться услугами частных организаций на договорной основе.
Регистрация отпусков и увольнения
Предоставление всех видов отпусков также регистрируется в ЕНСТ. В специальном окне необходимо выбрать тип отпуска (трудовой, без сохранения зарплаты, дородовой, по уходу за ребенком и т.д.) и указать дату его начала. При прекращении трудового договора вносятся номер и дата приказа об увольнении, а также статья Трудового кодекса, на основании которой сотрудник уволен.
Еще раз напомним, что все вводимые сведения заверяются ЭЦП, а исправить неточности при заполнении можно в течение 5 рабочих дней. После этого срока нужно обратиться к оператору системы.
После регистрации увольнения все записи о трудовом договоре автоматически попадают в электронный архив организации. Он содержит информацию о заключениях, изменениях и дополнениях, прекращениях трудовых договоров с работниками за весь период деятельности организации и доступен в персональном кабинете работодателя.
Персональный кабинет физического лица
Чтобы получить доступ к своим данным в ЕНСТ работнику нужно авторизоваться через my.mehnat.uz и пройти идентификацию в системе «Электронное правительство» по ПИНФЛ. Для этого нужна ЭЦП физлица или код доступа, полученный в SMS-сообщении на номер мобильного телефона, верифицированный уполномоченным работником организации или органа по труду.
Если работник хочет внести какие-либо изменения в свои контактные данные, содержащиеся в ЕНСТ, он должен подать об этом письменное заявление работнику кадров. В случае выезда из страны на ПМЖ или смерти физлица, данные персонального кабинета продолжают храниться в ЕНСТ и могут быть предоставлены доверенным лицам или законным наследникам.
Электронная трудовая книжка
Она представляет собой электронный документ со сведениями о трудовой деятельности физического лица, формируемыми в ЕНСТ на основании:
Трудовая книжка содержит информацию о работнике (Ф.И.О., дата рождения, образование, профессия, специальность), периодах трудоустройства (прием на работу, перевод на другую работу), начисленной зарплате, уплаченных налогах на доходы физлица. Доступ к трудовой книжке есть у работодателя после регистрации трудового договора. Сотруднику для доступа нужны ЭЦП или код доступа в виде SMS-сообщения.
Физлица могут самостоятельно вносить в систему информацию о своих прошлых периодах трудоустройства. Она должна быть верифицирована (подтверждена) органами Пенсионного фонда в течение 15 дней после внесения записи.
Данные о работнике доступны работодателю до прекращения с ним трудового договора. После увольнения дальнейшую трудовую историю бывшего сотрудника работодатель уже не видит.
Если организация ликвидирована или реорганизована…
При ликвидации работодателя сведения, внесенные в его персональный кабинет, отправляются в архив данных ЕНСТ, где хранятся бессрочно. Доступ к нему имеет оператор ЕНСТ для рассмотрения заявок заинтересованных лиц, связанных с назначением пенсии.
При смене собственника организации или ее реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) персональный кабинет сохраняется за ее правопреемником.
Внесение информации о самозанятых
Органы по труду не позднее трех дней с даты выдачи временного трудового удостоверения для самозанятых вносят информацию о них в ЕНСТ. Вносимый период осуществления трудовой деятельности равен сроку действия выданного удостоверения (от 1 до 12 месяцев) и включается в стаж лица для исчисления пенсии. Подтверждать этот период путем предоставления удостоверения уже не нужно.
Ленара Хикматова.
Пошаговая инструкция: как зарегистрировать трудовой договор и оформить электронную трудовую книжку
С 1 января 2020 г. все вновь заключаемые трудовые договоры, а также изменение и прекращение действующих нужно регистрировать в ЕНСТ. Кроме того, с 1 января 2020 г. также вводится электронная трудовая книжка. Что вам нужно знать об этом уже сейчас?
Оператором системы является Дирекция по управлению ЕНСТ. Она будет обеспечивать функционирование системы, ее эксплуатацию, а также регулировать организационно-технические аспекты.
С чего же начать работу в системе? Ниже представлен поэтапный алгоритм действий согласно принятому акту. Отдельные разъяснения получены в ходе встречи с представителями Главного управления занятости г. Ташкента.
I этап. Авторизация в ЕНСТ
Для этого нужно перейти по электронному адресу my.mehnat.uz и пройти идентификацию по ИНН в базе данных юридических лиц системы «Электронное правительство». При отсутствии ошибок происходит авторизация работодателя. Если у него нет возможности самостоятельно авторизоваться в ЕНСТ, это можно сделать бесплатно в органах по труду. Но в любом случае сведения заверяются с помощью ЭЦП работодателя.
II этап. Формирование персонального кабинета работодателя
После авторизации автоматически формируется персональный кабинет работодателя. Вход в него – через ключ ЭЦП юрлица. Для работы с ЕНСТ работодатель (кроме ИП) определяет своим письменным решением одно или несколько ответственных лиц с доступом к системе и передает им открытый ключ ЭЦП.
III этап. Формирование структуры организации
После входа в персональный кабинет нужно сформировать структуру организации. Для этого заполняются специальные формы. В них вносится информация обо всех:
Каждое рабочее место создается отдельно. Наименования должностей вносятся по Классификатору (указывается код НСКЗ, категория персонала, требования к минимальному уровню образования). Если регистрируемой должности в Классификаторе нет, нужно выбрать из него наиболее близкую по значению должность, а ниже указать уже полное наименование по трудовому договору. Также указываются оклад, размер ставки, должностные обязанности, условия работы (рабочий график).
Пока на рабочее место не зарегистрирован трудовой договор, оно по умолчанию определяется как вакантное.
Если работодатель делегирует полномочия по оформлению трудовых отношений своим структурным подразделениям, допускается формирование раздельной базы штатной структуры (расписания) для внесения информации об их работниках, рабочих местах и вакансиях, а также регистрации трудовых договоров. Для этого нужно подать соответствующий запрос оператору ЕНСТ.
IV этап. Регистрация трудового договора
После заполнения страницы о рабочем месте открывается доступ для регистрации трудового договора. Здесь нужно внести данные о работнике и трудовом договоре. Во избежание ошибок при внесении Ф.И.О. работника, ответственное лицо организации вводит серию, номер и ПИНФЛ паспорта. Если все указано верно – Ф.И.О. выходит автоматически. Адрес места жительства по прописке вводится вручную.
Далее необходимо указать номер трудового договора, дату его заключения, срок действия, режим рабочего времени сотрудника, информацию об испытательном сроке, виде занятости, отпусках, оплате труда, включая надбавки (без указания их размера).
Внесенные данные заверяются ЭЦП юрлица. Без заверения трудовой договор считается незарегистрированным. Каждому зарегистрированному договору присваивается уникальный номер для дальнейшего служебного использования. Если работодатель неверно ввел данные, это можно отредактировать в течение 5 рабочих дней. По истечении этого срока нужно уже обратиться к оператору по каналам связи ЕНСТ, с идентификацией ЭЦП. Оператор рассматривает все обращения в порядке очереди в течение 5 рабочих дней.
Дополнительное соглашение для внесения изменений в трудовой договор регистрируется в аналогичном порядке. Для внесения данных в ЕНСТ работодатели могут пользоваться услугами частных организаций на договорной основе.
Регистрация отпусков и увольнения
Предоставление всех видов отпусков также регистрируется в ЕНСТ. В специальном окне необходимо выбрать тип отпуска (трудовой, без сохранения зарплаты, дородовой, по уходу за ребенком и т.д.) и указать дату его начала. При прекращении трудового договора вносятся номер и дата приказа об увольнении, а также статья Трудового кодекса, на основании которой сотрудник уволен.
Еще раз напомним, что все вводимые сведения заверяются ЭЦП, а исправить неточности при заполнении можно в течение 5 рабочих дней. После этого срока нужно обратиться к оператору системы.
После регистрации увольнения все записи о трудовом договоре автоматически попадают в электронный архив организации. Он содержит информацию о заключениях, изменениях и дополнениях, прекращениях трудовых договоров с работниками за весь период деятельности организации и доступен в персональном кабинете работодателя.
Персональный кабинет физического лица
Чтобы получить доступ к своим данным в ЕНСТ работнику нужно авторизоваться через my.mehnat.uz и пройти идентификацию в системе «Электронное правительство» по ПИНФЛ. Для этого нужна ЭЦП физлица или код доступа, полученный в SMS-сообщении на номер мобильного телефона, верифицированный уполномоченным работником организации или органа по труду.
Если работник хочет внести какие-либо изменения в свои контактные данные, содержащиеся в ЕНСТ, он должен подать об этом письменное заявление работнику кадров. В случае выезда из страны на ПМЖ или смерти физлица, данные персонального кабинета продолжают храниться в ЕНСТ и могут быть предоставлены доверенным лицам или законным наследникам.
Электронная трудовая книжка
Она представляет собой электронный документ со сведениями о трудовой деятельности физического лица, формируемыми в ЕНСТ на основании:
Трудовая книжка содержит информацию о работнике (Ф.И.О., дата рождения, образование, профессия, специальность), периодах трудоустройства (прием на работу, перевод на другую работу), начисленной зарплате, уплаченных налогах на доходы физлица. Доступ к трудовой книжке есть у работодателя после регистрации трудового договора. Сотруднику для доступа нужны ЭЦП или код доступа в виде SMS-сообщения.
Физлица могут самостоятельно вносить в систему информацию о своих прошлых периодах трудоустройства. Она должна быть верифицирована (подтверждена) органами Пенсионного фонда в течение 15 дней после внесения записи.
Данные о работнике доступны работодателю до прекращения с ним трудового договора. После увольнения дальнейшую трудовую историю бывшего сотрудника работодатель уже не видит.
Если организация ликвидирована или реорганизована…
При ликвидации работодателя сведения, внесенные в его персональный кабинет, отправляются в архив данных ЕНСТ, где хранятся бессрочно. Доступ к нему имеет оператор ЕНСТ для рассмотрения заявок заинтересованных лиц, связанных с назначением пенсии.
При смене собственника организации или ее реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) персональный кабинет сохраняется за ее правопреемником.
Внесение информации о самозанятых
Органы по труду не позднее трех дней с даты выдачи временного трудового удостоверения для самозанятых вносят информацию о них в ЕНСТ. Вносимый период осуществления трудовой деятельности равен сроку действия выданного удостоверения (от 1 до 12 месяцев) и включается в стаж лица для исчисления пенсии. Подтверждать этот период путем предоставления удостоверения уже не нужно.
С 1 января вводятся электронные трудовые книжки. Как это будет
Вместе с ними вводится и обязательная регистрация в электронной системе новых трудовых договоров.
Как ранее писал Spot, начиная с 1 января 2020 года вводится электронная трудовая книжка и обязательная регистрация в электронной системе новых трудовых договоров.
Электронная книжка будет содержать сведения о трудовой деятельности работников, автоматически формируемой в этой системе на основе данных, содержащихся в регистрируемых трудовых договорах.
На днях Кабинет Министров принял постановление, которое утверждает порядок регистрации трудовых договоров, формирования и ведения электронной трудовой книжки. До конца года проведут все тестовые технические работы, проверят надежность и безопасность системы.
Электронная регистрация трудовых договоров
Компания должна будет авторизоваться на сайте my.mehnat.uz (сайт уже доступен, но периодически ведутся технические работы, которые должны завершить до 2020 года) посредством Единой информационной системы идентификации пользователей, где автоматически формируется персональный кабинет работодателя. После этого вносится информация о подразделениях и рабочих местах в соответствии со штатным расписанием организации (если есть).
После этого регистрируется трудовой договор. Вводятся данные работника (паспорт, ПИНФЛ), реквизиты договора (номер, дата), условия (дата начала, дата окончания, вид деятельности, отпуск, оплата и другое). Если договор заключен на неопределенный срок или на время выполнения определенной работы, то делается соответствующая пометка.
Изменения (уход сотрудника в отпуск, начался договор, прекратился и так далее) заверяются работодателем при помощи ЭЦП юридического лица. В ином случае данные считаются недействительными.
После регистрации прекращения трудового договора все записи о нем автоматически попадают в электронный архив компании-работодателя.
Электронные трудовые книжки
Сотрудник должен будет авторизоваться на том же my.mehnat.uz посредством Единой информационной системы идентификации пользователей. Нужна будет электронная цифровая подпись или код доступа, полученного через SMS, верифицированный ответственным лицом органа по труду.
Персональный кабинет физического лица тоже формируется автоматически. После регистрации трудового договора автоматически формируются сведения о трудовой деятельности физического лица на основе данных о регистрации заключения, изменения, прекращения трудового договора в электронной трудовой книжке.
В дальнейшем на сайте можно будет в любое время получить доступ к своей электронной трудовой книжке (посредством ЭЦП или SMS-кода). Более того — можно самостоятельно вписывать прошлые места работы, но утвердят их только после подтверждения (в течение 15 дней).
Прием на работу иностранных граждан в 2021 году: пошаговая инструкция
При оформлении на работу иностранного гражданина приходится решать вопросы, которые даже не возникают при трудоустройстве граждан РФ. Так, при приеме иностранцев приходится переводить на русский язык представленные кандидатами документы, получать различные разрешения и направлять уведомления в государственные органы. А после заключения трудового договора работодателя ожидают сложности с начислением «зарплатных» налогов на выплаты иностранцу. Наша статья — руководство для тех, кто принимает на работу иностранных граждан в 2021 году.
Статусы иностранных граждан
Права и обязанности граждан других государств на территории РФ регулируются Федеральным законом от 25.07.02 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». В пункте 1 статьи 2 Закона № 115-ФЗ установлены три статуса иностранцев и лиц без гражданства.
Способы оформления иностранных граждан на работу
С иностранцем можно заключить трудовой договор либо договор гражданско-правового характера. В первом случае от работника требуется выполнение трудовой функции и подчинение трудовому распорядку. Во втором случае работник должен выполнить в установленные сроки конкретный объем работ без подчинения трудовому распорядку. Подробнее см.: « Отличия между трудовым договором и договором ГПХ: как не ошибиться при оформлении «временного» сотрудника ».
Независимо от того, какой из договоров будет оформлен с иностранцем, могут потребоваться дополнительные разрешительные документы.
Так, если кандидат приехал из страны, с которой у России установлен визовый режим (и в его паспорте есть соответствующая виза), то для трудоустройства ему необходимо иметь разрешение на работу. В большинстве случаев разрешение на прием такого сотрудника понадобится и самому работодателю.
Если же родиной потенциального работника является страна, с которой у России нет визового режима, то работодателю не нужно иметь разрешение на прием сотрудника. А вот иностранцу для трудоустройства может потребоваться специальный патент, который оформляется органами МВД. Исключение составляют работники из Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении. Гражданам этих государств для работы в России дополнительные разрешения (в т.ч. патент) получать не нужно.
Какие документы представляют иностранцы при приеме на работу
При заключении трудового договора иностранные граждане должны представить пакет документов. Он несколько отличается от того, который кадровые работники привыкли требовать при трудоустройстве россиян.
Документы воинского учета у мигрантов требовать не нужно. Зато им необходимы разрешительные документы. Их состав зависит от статуса иностранца.
Временно пребывающие в РФ иностранные граждане должны представить разрешение на работу (для лиц, приехавших из стран, с которыми у России действует визовый режим) или патент (для работников из «безвизовых» стран). Помимо этого, такой кандидат обязан иметь полис добровольного медицинского страхования (ДМС). Страховка не требуется в том случае, если работодатель сам заключил с медицинской организацией договор о предоставлении мигранту платных медицинских услуг (абз. 2 ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ, п. 10 ст. 13 Закона № 115-ФЗ). Как уже было сказано, работникам из Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении не нужно иметь «трудовой» патент. А гражданам Белоруссии не потребуется также и полис ДМС (письмо Минтруда от 17.12.15 № 16-4/В-823).
СПРАВКА
Подписать трудовой договор с иностранцем можно и без предъявления последним разрешения на работу. Такое допустимо, если для получения разрешения иностранец должен предоставить контракт с работодателем. В этом случае подписанный сторонами договор не вступит в силу до тех пор, пока иностранец не получит разрешение. Данные об этом разрешении нужно будет внести в текст трудового договора. Для этого можно оформить дополнительное соглашение (ч. 3 ст. 57 ТК РФ).
При трудоустройстве у иностранца (независимо от его статуса) нужно потребовать трудовую книжку, если ранее он уже работал в России, либо если у него имеется оформленная в иностранном государстве трудовая книжка советского образца (1938 или 1973 г.). В этих ситуациях работодатель обязан продолжить вести предъявленный иностранцем документ.
В остальных случаях оформляется новая трудовая книжка в том же порядке, что и работникам-россиянам. При этом работники из других государств также имеют право на отказ от продолжения ведения трудовой книжки на бумажном носителе. Перевод иностранцев на электронные трудовые книжки происходит в общем порядке. Подробнее см. « Электронные трудовые книжки: что работодатели должны сделать в 2020 году ».
Схожим образом решается вопрос с документом о регистрации в Пенсионном фонде. Если кандидат (независимо от его статуса) ранее уже работал в России, либо самостоятельно прошел такую регистрацию, то он должен предъявить карточку СНИЛС или уведомление о регистрации (АДИ-РЕГ). Если же у иностранного гражданина нет индивидуального лицевого счета, работодатель обязан сам подать необходимые сведения в территориальный орган ПФР ( ч. 5 ст. 11 ТК РФ, ч. 4 ст. 65 ТК РФ, ч. 1 ст. 327.1 ТК РФ ).
Наконец, если иностранец принимается на должность, запрещенную для лиц, которые имеют или имели судимость, либо подвергались уголовному преследованию, то с него надо потребовать справку об отсутствии судимости или факта уголовного преследования (либо справку о прекращении такового по реабилитирующим основаниям).
Особенности заключения трудового договора с иностранцем
Трудовой договор составляется на русском языке. При необходимости текст договора можно перевести на иностранный язык (ст. 68 Конституции РФ, подп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 01.06.05 № 53-ФЗ, п. 2 ст. 22 приложения к Рекомендации № 86 Международной организации труда «О трудящихся-мигрантах»).
В трудовой договор с гражданином другого государства нужно включить все те же сведения и условия, которые прописываются при заключении договора с россиянином (ст. 57 ТК РФ). Помимо этого, надо внести дополнительные данные. В частности, это сведения о разрешении на работу или патенте, если таковые требуются при трудоустройстве. А в отношении постоянно или временно проживающих в РФ иностранцев указываются сведения о виде на жительство или разрешении на временное проживание (ч. 1 ст. 327.2 ТК РФ).
СПРАВКА
Должность (профессия, специальность) в трудовом договоре с мигрантом должна соответствовать той, которая указана в разрешении на работу. В противном случае работодателя и работника могут привлечь к административной ответственности (ст. 18.10 КоАП РФ и ст. 18.15 КоАП РФ).
Также в трудовой договор с иностранцем (кроме лиц, постоянно или временно проживающих в РФ, а также граждан Белоруссии) нужно включить условие о предоставлении работнику медицинской помощи в течение срока действия этого договора. Так, необходимо указать реквизиты полиса ДМС или договора между работодателем и медицинской организацией о предоставлении сотруднику платных медуслуг. Напомним, что по такому полису или договору иностранец должен иметь право на получение первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме (ч. 2 ст. 327.2 ТК РФ).
Прием на работу иностранца из «визовой» страны
Трудовой договор с иностранцем, который находится в РФ на основании открытой ему визы, будет действовать только при условии получения кандидатом разрешения на работу. При этом, как уже упоминалось, составить и подписать такой договор можно и до того момента, когда потенциальный сотрудник получит разрешение. Но действовать трудовой договор начнет только после выдачи этого разрешения.
Прием на работу высококвалифицированных специалистов
Чтобы заключить трудовой договор с высококвалифицированным специалистом (ВКС), который прибыл из страны, имеющей с Россией визовый режим, работодатель может не оформлять разрешение на привлечение иностранных работников. А вот сам ВКС обязан получить разрешение на работу в РФ. При этом от работодателя потребуется представить ряд документов, необходимых для выдачи такого разрешения (п. 6 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ).
При оформлении трудового договора нужно учесть, что заработная плата высококвалифицированного иностранного работника не может быть ниже порогового значения. В общем случае эта величина равна 167 000 руб. в месяц (подп. 3 п. 1 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ). Но для некоторых работ установлен пониженный размер. К примеру, зарплата ВКС, привлекаемого к трудовой деятельности в качестве резидента технико-внедренческой особой экономической зоны, не может быть ниже 58 500 руб. в месяц. А иностранные специалисты — резиденты промышленно-производственных, туристско-рекреационных или портовых особых экономических зон должны получать более 83 500 руб. в месяц.
При трудоустройстве высококвалифицированный специалист обязан предъявить полис ДМС. Либо сам работодатель должен заключить договор на оказание такому сотруднику платных медицинских услуг (п. 14 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ).
Прием на работу «безвизовых» иностранных граждан
Иностранец, прибывший в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, при устройстве на работу должен предъявить патент, выданный органами МВД России. Этот документ подтверждает, что кандидат выполнил все требования миграционного законодательства: у него в порядке миграционная карта, имеется справка о здоровье и документы о знании русского языка. Также потребуется полис ДМС (если работодатель не готов оплачивать медпомощь для такого работника).
СПРАВКА
Общий срок действия «трудового» патента с учетом продлений не может превышать 12 месяцев со дня его выдачи. За этот период необходимо ежемесячно вносить фиксированные авансовые платежи по НДФЛ. Размер платежа ежегодно индексируется с учетом коэффициента-дефлятора и регионального коэффициента (п. 2 и 3 ст. 227.1 НК РФ). Сумму НДФЛ с доходов иностранца, работающего на основании патента, можно уменьшить на фиксированные «авансы», уплаченные за период его действия. Для этого налоговый агент должен получить в налоговой инспекции соответствующее уведомление (п. 5 и 6 ст. 227.1 НК РФ).
Как уже упоминалось, исключение составляют работники из Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении. Эти страны вместе с Россией являются участниками Договора о Евразийском экономическом союзе. Данный международный документ позволяет гражданам стран — участниц ЕАЭС работать в России без получения разрешений и патентов (п. 1 ст. 97 Договора). Поэтому при заключении трудового договора кандидаты из этих стран, за исключением Белоруссии, дополнительно должны предъявить только миграционную карту и полис ДМС. Что касается граждан Белоруссии, то им для трудоустройства миграционная карта не нужна, а медпомощь гарантирована на межгосударственном уровне (ст. 8 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 25.12.98 «О равных правах граждан»).
Прием на работу иностранца с РВП
Иностранцу, который имеет документ о временном проживании в РФ, не нужно получать разрешение на работу или «трудовой» патент. Но устроиться в штат организации он может только в том субъекте РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание (подп. 1 п. 4, п. 5 ст. 13 Закона № 115-ФЗ). Поэтому при подписании с таким сотрудником трудового договора надо обратить внимание на регион его проживания.
Временно проживающие в России иностранцы не должны предъявлять при трудоустройстве полис ДМС. Такие лица признаются застрахованными в системе ОМС и имеют право на получение бесплатной медицинской помощи в том же объеме, что и россияне ( п. 1 ст. 10 Федерального закона от 29.11.10 № 326-ФЗ).
Как принять на работу иностранного гражданина: порядок оформления
Подготовка и сбор документов
В большинстве случаев все документы, необходимые для трудоустройства, иностранный кандидат собирает самостоятельно. Как уже упоминалось, в этот пакет помимо паспорта (и его перевода) могут входить разрешение на работу или патент, документ об образовании, СНИЛС, трудовая книжка.
В некоторых случаях (в частности, при приеме на работу высококвалифицированных специалистов) к оформлению разрешения на работу для кандидата должен подключиться работодатель. А при трудоустройстве иностранцев из «визовых» стран работодателю надо самому предварительно получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников.
Определение статуса
Статус иностранного гражданина устанавливается на основании представленных им документов. Правила следующие.
Если это вид на жительство в РФ, то статус иностранца — постоянно проживающий.
Если в паспорте имеется открытая виза или предъявлена миграционная карта, то статус — временно пребывающий.
Исключение составляют белорусы, которые могут находиться в РФ на основании общегражданского паспорта гражданина Республики Беларусь.
Определение гражданства
Гражданство потенциального работника устанавливается на основании данных его паспорта. При этом нужно помнить, что особые правила трудоустройства действуют для граждан Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении. Им не нужно получать патент или разрешение на работу. А гражданам Белоруссии также не потребуется и полис ДМС.
Оформление в штат
После сбора и проверки всех документов, с иностранцем можно заключить трудовой договор. Затем нужно издать приказ о приеме мигранта на работу, и внести сведения в его трудовую книжку. В целом при оформлении в штат иностранного сотрудника совершаются те же действия, что и при трудоустройстве россиянина. В том числе, нужно оформить личную карточку ( форма № Т-2 ).
Уведомление о приеме иностранца на работу
О заключении с иностранцем трудового договора работодатель обязан уведомить территориальный орган МВД, занимающийся вопросами миграции. Сделать это надо в течение 3 рабочих дней с даты оформления договора (п. 8 ст. 13 Закона № 115-ФЗ).
Сведения подаются отдельно в отношении каждого принятого на работу иностранца. Никаких исключений для граждан Казахстана, Киргизии и Армении не сделано — по ним также надо представить уведомление о заключении трудового договора. А вот о приеме в штат работников из Белоруссии уведомлять органы МВД не нужно (постановление Верховного суда РФ от 30.05.17 № 78-АД17-19 ).
СПРАВКА
При трудоустройстве мигрантов необходимо следить за соблюдением квоты на прием иностранных работников. Она ежегодно устанавливается Правительством РФ (см.: «Определена допустимая доля работников‑иностранцев на 2021 год»).
Расчет НДФЛ и взносов с зарплаты иностранца
Начисление страховых взносов и НДФЛ с заработной платы иностранных работников зависит от множества факторов — гражданства, основания и срока нахождения на территории РФ, наличия статуса ВКС и т.д.
Если обобщить положения законодательства, то ситуация получается следующей.
Отдельные правила установлены для высококвалифицированных иностранных специалистов, которые не являются гражданами Белоруссии, Казахстана, Киргизии или Армении. Если такой ВКС временно пребывает на территории РФ, то с его зарплаты страховые взносы вообще не начисляются (кроме взносов «на травматизм»). А в остальных случаях (если специалист имеет право на постоянное или временное проживание в России) не платятся взносы на ОМС. Остальные взносы нужно перечислять на общих основаниях.
При начислении НДФЛ многое зависит от гражданства работника и основания трудоустройства, а также от времени непрерывного пребывания в РФ. Так, если имеются документы, подтверждающие, что иностранец провел в РФ как минимум 183 дня за предыдущие 12 последовательных месяцев, то ставка НДФЛ будет 13% вне зависимости от всех иных факторов (п. 1 ст. 224 НК РФ).
Если же условие о сроке пребывания в России не выполняются, то для определения ставки НДФЛ придется учитывать дополнительные нюансы. Так, доходы от трудовой деятельности граждан Белоруссии, Казахстана, Киргизии или Армении облагаются НДФЛ по ставке 13% с первого дня работы в РФ (ст. 73 Договора о ЕАЭС). Эта же ставка применяется к зарплате высококвалифицированных специалистов и сотрудников, работающих на основании патента (п. 3 ст. 224 НК РФ).
Также вне зависимости от срока нахождения на территории РФ по ставке 13% нужно удерживать НДФЛ с зарплаты беженцев и лиц, получивших в РФ временное убежище, участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей. Доходы иных иностранцев, которые не провели в Российской Федерации 183 дня и более за предыдущие 12 месяцев, облагаются НДФЛ по ставке 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ).
Ответственность работодателей за нарушение законодательства
За прием на работу иностранца, у которого нет разрешения на работу либо патента (в тех случаях, когда они обязательны), работодателя- юрлицо могут оштрафовать на 800 тыс. руб. или приостановить его деятельность на 90 суток (ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ). Если это нарушение допущено организацией из Москвы, Санкт-Петербурга, Московской или Ленинградской областей, штраф может составить 1 млн. руб. (ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ).
СПРАВКА
Если работодатель примет в штат иностранцев с поддельными разрешениями на работу, он также может быть привлечен к административной ответственности. Поэтому Минтруд рекомендует проверять подлинность разрешений на работу сотрудников из других стран.
Аналогичные штрафные санкции (800 тыс. и 1 млн. руб.) грозят работодателю, который не получил разрешение о привлечении на работу иностранных сотрудников, или вовремя не уведомил органы МВД о приеме на работу мигранта. В этих случаях также возможна приостановка деятельности на 90 суток (ч. 2, 3 и 4 ст. 18.15 КоАП РФ).
Отдельное наказание установлено для работодателей, которые нарушили правила Трудового кодекса, регулирующие трудоустройство иностранных граждан. Так, за прием на работу мигранта без полиса ДМС (если это требуется по закону), а равно за невключение в трудовой договор положений об этом полисе, патенте, разрешении на работу и других обязательных сведений, компанию могут оштрафовать на 50 тыс. руб. (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).
В заключение отметим, что знание правил, установленных для приема на работу иностранцев, позволит организациям и ИП избежать конфликтов с такими работниками по поводу представления документов, ведения трудовой книжки или удержаний из заработной платы. Также очень важно помнить, что цена ошибки за нарушения, допущенные при трудоустройстве иностранного сотрудника, очень велика: сумма штрафа доходит до 1 млн. руб.. А при неблагоприятном сценарии такая ошибка может обернуться закрытием бизнеса на 3 месяца.