как защитить логотип авторским правом
Авторские права на логотип: оформление, риски, особенности
Авторские права на логотип: оформление, риски, особенности
Отличие авторских прав на логотип от прав на товарный знак
На логотип, разработанный дизайнером для использования в качестве товарного знака, распространяются авторские права. Они охраняются независимо от исключительных прав на товарный знак, которые возникают только при условии регистрации, и существуют параллельно с ними.
Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется их регистрация или соблюдение каких-либо иных формальностей (п. 4 ст. 1259). Авторское право возникает автоматически с даты создания произведения графического искусства. Кроме того, оно действует на территорию всего мира, тогда как право на товарный знак потребуется специально приобретать на территории каждой страны отдельно.
Авторские права на логотип не нуждаются в регистрации
На сегодняшний день существует множество различных депозитариев, предлагающих регистрацию авторских прав, которые буквально хранят информацию о том, что объект охраны предъявлен неким лицом на определенную дату.
Однако такая регистрация является необязательной. Для доказательства принадлежности авторских прав достаточно продемонстрировать цепочку их перехода к текущему правообладателю (договоры с автором, последующими правообладателями), а также исходный файл, свойства которого отображают дату его создания и имя автора. Именно в таком виде доказательства принадлежности авторских прав принимаются судами и считаются достоверными – до тех пор, пока другое лицо не продемонстрирует убедительные доказательства более раннего создания такого же результата творчества.
Достаточно ли авторских прав для защиты от недобросовестных действий?
Наличия самих по себе авторских прав на логотип недостаточно для защиты прав на него от конкурентов при его использовании на рынке в отношении товаров и услуг. Дело в том, что авторское право (copyright) охраняет объекты изобразительного искусства и графического дизайна от воспроизведения – то есть, от копирования без видимых изменений.
Существует такой способ нарушения авторских прав как переработка объекта. Однако доказать факт переработки на практике бывает непросто, если отсутствуют доказательства того, что нарушитель знал о существовании переработанного объекта – то есть, имел доступ к нему, видел, срисовывал или обрабатывал на компьютере. Во многих случаях доказать, что подражатель создал свое произведение не самостоятельно, бывает практически невозможно.
Напротив, зарегистрированный товарный знак охраняется от использования другими лицами обозначений, сходных до степени смешения с ним (производящих сходное общее впечатление). Но для этого необходима его регистрация в каждой стране, где предполагается использование, и в отношении конкретных товаров или услуг.
Возможности оформления авторских прав на логотип в договорах
Для юридической «очистки» авторских прав на логотип рекомендуется обязательно включать условия об отчуждении авторских прав (передача в полном объеме) в договоры на разработку логотипа. Важно также, чтобы дизайнер или его работодатель предоставили гарантии создания логотипа самостоятельным творческим трудом – без заимствования элементов чужого творчества.
В обеспечение таких гарантий лицом, разработавшим логотип, предоставляется обязательство возместить заказчику любые затраты, которые он понесет в случае предъявления претензий со стороны третьих лиц о нарушении авторских прав – в случае, если такие претензии будут признаны обоснованными судом. Как минимум, желательно предусмотреть обязательство лица, передающего авторские права, оказывать содействие заказчику в случае предъявления претензий, в том числе давать показания в суде.
Позиция дизайнера
В рамках обсуждения таких положений договора может оказаться, что дизайнер не готов подписаться под тем, что логотип полностью состоит из оригинальных элементов. Но в таком случае непонятно, за что вы платите деньги, если дизайнер просто использовал для создания вашего логотипа графический элемент из библиотеки (клип-арт) и шрифт, разработанный другим автором. В таком случае вы рискуете столкнуться со сходными логотипами как в рамках регистрации товарного знака, так и непосредственно при использовании вашего обозначения на рынке.
Важно понимать, что авторским правом охраняются и шрифты. Если дизайнер не разрабатывал для вас специально фирменный шрифт, а воспользовался шрифтом коммерческим или распространяемым бесплатно, он должен сообщить вам об этом и предоставить необходимые ссылки для приобретения прав на шрифт или же доказательства того, что шрифт является условно свободным для использования.
Проверка графической части логотипа по базам зарегистрированных обозначений
Если в составе логотипа присутствует отдельный от словесного графический элемент (оригинальный символ, монограмма, стилизованное изображение какого-либо предмета или существа), договор с гарантиями оригинальности результата творчества дизайнера заключен и вы полностью уверены в том, что такой элемент разработан вами или дизайнером по вашему заказу полностью «с нуля» и без каких-либо заимствований, вы даже можете позволить себе отказаться от проверки графической части товарного знака перед регистрацией.
Какие объективные риски существуют?
Если у вас нет договора о передаче авторских прав на логотип, и вы не можете разыскать дизайнера или бюро, которые давным-давно его разрабатывали, риски того, что дизайнер когда-нибудь объявится и будет злостно препятствовать использованию вашего товарного знака, вряд ли можно оценить как высокие. Тем не менее, как мы уже объяснили выше, без договорных гарантий оригинальности логотипа нельзя исключать, что претензии могут поступить от имени лиц, чьи результаты творчества дизайнер неправомерно выдал за свои.
Наиболее высокие риски предъявления претензий о нарушении авторских прав существуют в ситуациях, когда логотип разрабатывал кто-либо из сотрудников компании. Иногда логотип и иную фирменную символику разрабатывает руководитель организации или даже один из учредителей, ведь компьютерная графика – это достаточно популярное хобби. Допустим, ваши пути разошлись, но до этого логотип уже использовался компанией продолжительное время, а теперь вы решили зарегистрировать его в качестве товарного знака.
Может ли бывший партнер или сотрудник, разработавший логотип, воспрепятствовать регистрации товарного знака?
На основании авторских прав на логотип самих по себе – с трудом. Существует правило пп. 1 п. 9 ст. 1483 ГК РФ, запрещающее регистрацию в качестве товарных знаков объектов авторских прав. Но данные положения запрещают регистрацию известных в Российской Федерации произведений, что не вполне применимо к логотипу, разработанному и используемом компанией локально.
На практике доказательства более раннего создания логотипа как объекта авторских прав используются в дополнение к другим основаниям для оспаривания регистрации товарного знака. Например, введение потребителя в заблуждение или недобросовестная конкуренция – если, например, конкурент выделился из вашей фирмы и подал на регистрацию логотип, который разработан вашим сотрудником и приобрел известность в вашей деятельности.
Тем не менее, даже если автору логотипа не удастся прекратить действие регистрации вашего товарного знака, но авторские права у него остаются, он гипотетически вполне может препятствовать использованию вашего товарного знака на основании их принадлежности.
Критерии охраны произведений авторским правом
Интересно, что в сфере авторского права применяется критерий «творческости» охраняемого результата. Вопрос, является ли объект результатом творческой деятельности или рутинной технической работы, нередко исследуется в рамках судебных споров и относится на усмотрение специальных экспертов – как правило, художников или искусствоведов. Именно в таком порядке сравнительно примитивный рисунок (например, несложный векторный шаблон или даже оригинальное исполнение распространенного символа) может быть признан не подлежащим охране авторским правом.
Но такая оценка на практике носит крайне субъективный характер. И с учетом общей тенденции примитивизации визуальных искусств можно надеяться, что со временем все более простые произведения будут признаваться охраняемыми.
Отдельно следует упомянуть о порядке оформления результатов творческой деятельности, созданных в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение).
Порядок оформления авторских прав на объекты, созданные сотрудниками
Если иное не предусмотрено трудовым договором или гражданско-правовым договором с сотрудником, исключительное авторское право на созданный им результат принадлежит работодателю (п. 2 ст. 1295 ГК РФ). Однако следует учитывать, что для произведений графического дизайна, в том числе любых элементов фирменной айдентики, такие положения закона формально будут применимы, если они созданы лицом, имеющим профессиональное творческое образование.
То есть, если у вас разработкой элементов графического дизайна занимается лицо, не имеющее соответствующей квалификации, для того, чтобы исключительные права на результаты его творчества принадлежали вашей компании автоматически, необходимо прописать такие обязанности в содержании трудового договора, должностной инструкции или конкретного служебного задания. То же самое справедливо, к примеру, для статей, которые пишутся сотрудником, не являющимся профессиональным журналистом или литературным работником.
Наши специалисты будут рады помочь Вам с оформлением авторских прав на логотип и иные результаты творческой деятельности.
Как запатентовать логотип
Чтобы защитить логотипы от копирования, нужно четко разобраться, что вы защищаете. Это может быть изображение (дизайн), слово или словосочетание с картинкой (или без нее). Если вы хотите защитить картинку, то поможет регистрация авторского права в IREG, если слово или словосочетание — то необходима регистрация товарного знака. Если же это изображение изделия или предмета дизайна, то можно также получить патент на промышленный образец.
Из трех предложенных способов защиты (свидетельство о регистрации авторского права, свидетельство о праве на товарный знак и патент на промышленный образец) нужно выбрать то, что лучше решит задачи бизнеса. Для этого нужно понять, что вы защищаете, на какой территории и как пираты могут паразитировать на вашей интеллектуальной собственности. В данной статье мы ответим на 3 главных вопроса: “Что такое патентование логотипа и нужен ли вам патент?”, “Какие есть альтернативы защиты?” и “Как оформить авторские права на логотип самым надежным и эффективным способом?”
Регистрация авторских прав на логотип с помощью депонирования
Подойдет в тех случаях, когда логотип — это изображение или картинка, персонаж, стилизованное лицо представителя бренда, а также шрифтовое сочетание букв (то есть ценность представляет само изображение букв, а не тот смысл, который они несут).
Такой способ обеспечивает защиту в 179 странах мира (а это почти все, за исключением Ирака и удаленных островов). Защита работает всю жизнь автора и 70 лет после его смерти, в отношении любых товаров и услуг, которые реализуются под логотипом, а также упаковки. Это означает, что конкурент не сможет использовать ваше лого на сайте, упаковке, наносить его на продукцию и брендировать витрины. Если же он это сделает, то вы сможете взыскать компенсацию за нарушение авторских прав.
Как зарегистрировать авторские права на логотип с помощью товарного знака?
Допустим, ваш логотип — это краб, а название магазина “Море крабов”, стилизованный шрифтом под морские узлы. Наличие зарегистрированного лого не помешает конкуренту через дорогу открыть магазин “Крабов море”, а товарный знак — помешает.
Товарный знак позволит защитить слова и словосочетания, а также логотип в определенной стране (выбирается заранее) по определенным классам товаров и услуг (тоже выбираются заранее). Для вашего бизнеса это означает, что если у вас есть товарный знак “Бизон” с соответствующим логотипом по классу мясо, то конкуренту ничего не мешает продавать косметику “Бизон” или конфеты “Бизон”. Разумеется, лого использовать нельзя, потому что он защищается авторским правом от любого использования.
Не все можно зарегистрировать как товарный знак
В качестве товарного знака можно зарегистрировать не любые слова и лого. Существует ряд правил, установленных патентным ведомством, которым нужно соответствовать:
Можно ли получить товарный знак физическому лицу или самозанятому?
Товарный знак — это средство индивидуализации коммерческих участников рынка. Поэтому сейчас, чтобы получить, использовать или унаследовать товарный знак физическому лицу, нужно быть индивидуальным предпринимателем.
Предлагается внести изменение в ряд частей четвертой части Гражданского кодекса, посвященного интеллектуальной собственности, и предоставить возможность регистрации товарных знаков на имя граждан РФ и иностранцев, осуществляющих государственную регистрацию в качестве ИП, но пока это не стало законом.
Права на логотип: как зарегистрировать и защитить фирменный знак
Собственник бизнеса на определенном этапе сталкивается с необходимостью брендирования собственного продукта. Фирменный знак, в этом случае, позволяет потребителю быстрее узнавать полюбившийся продукт и отличать его от подделок. Но о том, что необходимы права на логотип, многие задумываются уже после создания (а иногда и ввода в оборот) товарного знака. В данной публикации мы поможем разобраться, зачем нужны авторские права на логотип, как оформить юридическую защиту на свой товарный знак от посягательств.
Что такое логотип и почему его нужно патентовать
Важно: В Роспатенте происходит регистрация авторских прав на территории РФ. Тем не менее, Гражданский кодекс (п.2.ст.1507 ГК РФ) позволяет регистрировать товарный знаки с увеличенной географией действия.
Как зарегистрировать авторские права на логотип
Следует сразу отметить, что реестрация фирменного знака не может проводиться физическим лицом. Т.е. чтобы зарегистрировать товарный знак, физическому лицу придется получить статус индивидуального предпринимателя. У юридических лиц таких проблем не наступает.
На этапе получения готового эскиза от дизайнера ваш логотип является обыкновенным рисунком, выполненным по заказу у специалиста. Чтобы логотип превратился в товарный знак, его нужно “запатентовать”. Для этого, в Роспатент подается заявление на регистрацию графического изображения.
Важно: Если ваш логотип похож на чей-то и не зарегистрирован в Роспатенте, это может привести как к гражданской/административной (ст.1515ГКРФ/ст.14.10 Ко АП РФ), так и к уголовной ответственности (ст.180УКРФ).
Чужие логотипы использовать можно, если соответствующее право использования логотипа получено от его владельца. Чтобы использовать чужой логотип для обозначения товаров, у него должен быть тип регистрации в качестве “товарного знака”. С ним возможна передача прав на логотип, такой знак может быть даже продан. Передача прав на логотип возможна исключительно через договор. Более того, зарегистрированные товарные знаки могут рассматриваться в качестве залогового имущества.
Как происходит регистрация логотипа: пошаговое руководство
Шаг 1: Проверка логотипа на уникальность в онлайн-реестре
Шаг 2: Предварительная экспертиза в Роспатенте
Этот шаг можно совершить минуя предыдущий. Т.е. можно не пользоваться онлайн-поиском ФИПС, а сразу передать ваш эскиз лого на предварительную проверку экспертам Роспатента. Но экспертиза Роспатента платная. Поэтому бесплатная проверка в ФИПС позволит сэкономить время, отсеяв очевидных мошенников.
Важно: Если разработкой логотипа производится у профессиональной студии с официальным договором об услугах, то у нее есть, как у поставщика услуг, возможность получать подтверждение уникальности на бесплатной основе. Соответственно, работая с профессиональными фирмами, эти 2 шага можно миновать.
Шаг 3: Подача заявки и документов на регистрацию
Шаг 4: Экспертиза и выдача сертификата на логотип
Если на предыдущем этапе заявитель не получил отказ (а с причинами отказа можно подробно ознакомиться в статье 1483 ГК РФ), патентное бюро выдает свидетельство о том, что данный логотип является товарным знаком, а исключительные права и право собственности на лого принадлежат вам.
Срок рассмотрения заявки 12-15 месяцев, т.е. вся регистрация прав на логотип может растянуться на полтора года. Сам же сертификат действует 10 лет, но по истечению этого срока его можно продлить.
Предпринимателям: как запатентовать название и логотип
Старший партнер патентно-адвокатского бюро «Гардиум», патентный поверенный № 1947. В практике более 20 лет.
Чтобы защитить бизнес и взыскать с конкурентов до 5 млн. руб.
Одна компания открыла маникюрный салон: придумала звучное имя, зарегистрировала бренд в Роспатенте. Но через время появился недобросовестный конкурент — другой салон с там же именем. Компания решила, что это нарушает ее исключительные права и подала в суд. В итоге конкуренту запретили использовать название и заставили заплатить компенсацию 600 тыс. руб. (Решение АС Новосибирской области от 01.02.2016 по делу № А45-15826/2015).
В 2021 году за свои бренды воюют не только крупные корпорации, как Кока-Кола или Найк. Защитить можно даже небольшой маникюрный бизнес, если своевременно запатентовать название. Если кто-то использует бренд без разрешения, он заплатит компенсацию до 5 млн. руб. А еще ему запретят использовать обозначение и заставят уничтожить товары с незаконной маркировкой.
В практике бюро «Гардиум» такие случаи — рутина. Рассказываем, как запатентовать название и логотип, чтобы защитить бизнес.
Что значит запатентовать название фирмы и логотип
Название — это словесное коммерческое обозначение или шрифтовая композиция. Фирменное наименование компании из ЕГРЮЛ, фантазийное имя, название книги, личный бренд ИП — любое сочетание букв и шрифта. Например, название фирмы NIKE.
Логотип — это изобразительная или комбинированная композиция. Эмблема, принт, дизайн упаковки, этикетка, векторная иллюстрация — любой изобразительный элемент. Например, галочка бренда NIKE. И название, и логотип — это средства индивидуализации.
Запатентовать название и логотип — значит обеспечить им правовую охрану. Когда компания патентует название или логотип, она становится единственным их владельцем. Другие будут использовать эти и сходные с ними средства индивидуализации незаконно. На нарушителей подают в суд: заставляют убрать все упоминания бренда, отбирают доменные имена сайтов, взыскивают крупную компенсацию.
Правовую охрану можно обеспечить двумя способами:
Название и логотип вносят в госреестр — это значит, товарный знак под охраной (ст. 1482 ГК РФ). Пользоваться им по закону может только владелец (ст. 1484 ГК РФ). Например, он сможет указывать логотип на товарах и этикетке, публиковать название в рекламе, рисовать на документах, размещать в интернете. А всем остальным — запретить это делать.
Зарегистрировать можно любые обозначения для индивидуализации бизнеса. Включая словесные, изобразительные, объемные изображения, сочетания цветов, звуки, другие элементы и их комбинации (ст. 1482 ГК РФ). Но чаще всего бизнес использует три формы: название, логотип и их комбинацию.
Проверьте можно ли зарегистрировать ваше название
Проверьте свой товарный знак на уникальность бесплатно
Зачем нужно патентование названия и логотипа
Чтобы запретить конкурентам использовать обозначение и потребовать компенсацию до 5 млн. руб. Первый, кто запатентовал название и логотип, становится единственным его владельцем (ст. 1484 ГК РФ). Если кто-то другой использует идентичное или сходное обозначение, его незаконную деятельность можно пресечь.
Например, если конкурент использует сходное название на вывеске, подают в суд: заставляют сменить название и снять вывеску. Если он использует сходный товарный знак на упаковке — заставляют изъять все товары из гражданского оборота и уничтожить. А еще требуют компенсацию: от 10 тыс. до 5 млн. руб. (ст. 1515 ГК РФ).
Максимальную сумму обычно не назначают. Например, в пользу Фабрики мороженого «Славица» юристы бюро «Гардиум» взыскали 1 млн. руб. компенсации. Это хороший результат, часто компенсацию назначают в меньшем размере.
Одна компания продавала джинсы и зарегистрировала товарные знаки «Masterjeans» и «Мастерджинс». А потом обнаружила, что есть интернет-магазин с очень похожим наименованием — «Мистер Джинс». Тогда юристы обратились в суд: потребовали запретить ответчику использовать товарные знаки и заплатить компенсацию 1 млн. руб. Требования удовлетворили частично: заставили сменить название и взыскали 100 тыс. руб. компенсации (решение АС г. Москва от 12.04.2017 по делу № А40-3632/16-26-22).
Чтобы изъять у нарушителя красивый домен в интернете. Только владелец товарного знака может давать сайту доменное имя со своим названием (пп. 5 п. 2 ст. 1484 ГК РФ). Если кто-то другой запустит сайт с таким же или сходным доменным именем, через суд его можно отобрать.
Чтобы запретить ввоз контрафактных товаров на таможне. Обозначения можно внести в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС). После этого ввезти маркированный товар в Россию смогут только импортеры с разрешением от владельца товарного знака. Остальные товары станут контрафактом и таможенное оформление не пройдут.
Например, в сентябре 2020 года Выборгская таможня пресекла ввоз в Россию пневмохлопушек с изображением Микки-Мауса. Это известный герой мультфильмов компании «DISNEY», товарный знак которой внесен в ТРОИС и принадлежит «DISNEY ENTERPRISES, INC».Товары с незаконной маркировкой изъяли, на импортера составили протокол по ст. 14.10 КоАП РФ.
Чтобы запустить франшизу. По договору концессии владелец передает в пользование другому лицу свой товарный знак и другие связанные с ним исключительные права (п. 1 ст. 1027 ГК). Например, если пекарня «Семейный хлеб» продает франшизу, она передает право использовать свое название «Семейный хлеб» другому предпринимателю. Если продать франшизу, но не запатентовать название — будут проблемы. Франчайзи может подать в суд и потребовать возмещения убытков.
Один ИП нашел компанию-франчайзера и заключил с ней договор концессии. В договоре было написано, что ИП можно использовать название «Секундочку» в своей работе. Но оказалось, что на момент заключения договора франчайзер владельцем товарного знака не был. Тогда ИП пошел в суд и взыскал с компании 2,5 млн. руб. необоснованного обогащения и еще 660 тыс. руб. процентов за использование денег (решение АС Московской области от 26.04.2017 по делу № А41-4910/16).
Чтобы законно продавать товары в маркетплейсах и супермаркетах. Если фирма запатентует название, а кто-то другой будет продавать товары с ее маркировкой на маркетплейсах, этого человека могут привлечь к ответственности. Некоторые торговые площадки стараются противодействовать нарушителям самостоятельно и не разрешают продавать контрафакт.
Например, Lamoda требует от продавцов товаров показать свидетельство на товарный знак. А OZON сразу предупреждает: если магазин привлекут к ответственности за недостоверную маркировку товара, придется возмещать убытки и заплатить штраф 150 тыс. руб. (п. 10.6 Приложения № 1 к Договору оферты для Продавцов на Платформе Ozon). Наверное, их «вдохновил» недавний случай.
Одна компания зарегистрировала товарный знак «ЖДУН». А потом нашла в каталоге на сайте ozon.ru товар с таким наименованием. Она посчитала, что площадка OZON нарушает ее права как правообладателя товарного знака и подготовила иск. Суд поддержал компанию — OZON заставили заплатить компенсацию 2 млн. руб. (решение АС г. Москва от 15.01.2020 по делу № А40-182069/17-105-1266).
Чтобы запретить показ контекстной рекламы конкурентов по бренду в Гугле и Яндексе. Условия рекламных площадок Google Ads и Яндекс.Директ запрещают нарушать чужие интеллектуальные права. Например, если в тексте рекламных объявлений рекламодатели используют чужие товарные знаки — это нарушение. Их объявления поисковые системы могут удалить. Для этого нужно написать в Гугл и Яндекс жалобу: приложить патент на наименование (свидетельство на товарный знак) и указать, что средство индивидуализации используется незаконно.
Чтобы превратить расходы в нематериальный актив и поставить его на баланс. Товарный знак — это нематериальный актив компании. Его можно поставить на баланс фирмы, и тогда стоимость компании вырастет. Это полезно при капитализации или для привлечения инвесторов. А еще логотип, как и другое имущество, можно заложить. Например, при получении кредита в банке.
Обычно товарный знак и любые другие нематериальные активы для бизнеса оценивают затратным методом. Например, Сбербанк в 2020 году обновил свой логотип, на что потратил 100 млн. руб. Это значит, что он получил нематериальный актив на ту же сумму.
Но есть и другие подходы к оценке товарных знаков. Например:
Рыночный и доходный подходы позволяют оценить экономический эффект от хозяйственного использования товарного знака. Их применение при оценке помогает увеличить чистые активы и капитализацию компании.
Где и как запатентовать логотип и название
Регистрирует товарные знаки Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС) при Роспатенте. Этот орган находится в Москве и не имеет региональных подразделений. Чтобы запатентовать наименование, в ФИПС обращаются лично, направляют заявку по почте или подают в электронной форме.
Регистрация товарного знака с гарантией и без переплат
Помогает с регистрацией патентный поверенный. Это специалист, который в совершенстве знает, как запатентовать название и логотип. Он ведет дела в ФИПС по просьбе заявителей и от их имени: готовит документы, подает заявку, отвечает на запросы экспертов и в целом сопровождает процесс регистрации (п. 2 ст. 1 Федерального закона «О патентных поверенных», далее — закон № 316-ФЗ). Крупные патентные бюро гордятся наличием в штате сразу нескольких патентных поверенных.
Квалификацию специалистов подтверждает Роспатент. Он аттестует поверенных, выдает им аттестационные свидетельства, вносит в специальный реестр (ст. 7 закона № 316-ФЗ). Когда клиенты обращаются к патентному поверенному, они могут проверить его квалификацию через сервис на сайте Роспатента.
Можно запатентовать название фирмы самостоятельно. Например, подать заявку в электронной форме через сервис АРМ «Регистратор» на сайте ФИПС или через Госуслуги. Для этого нужна учетная запись юр. лица или ИП и усиленная квалифицированная электронная подпись. Предприниматель потратит 3–5 часов на настройку рабочего места, оформление заявки и расчеты, но сэкономит 30% на оплате госпошлины (обычно экономят больше 10 тыс. руб.).
Порядок регистрации включает 5 этапов:
Предварительная проверка по базам. Перед тем как запатентовать название продукта или фирмы, его проверяют по базам и решают, есть ли смысл в регистрации. Например, можно использовать бесплатный онлайн-сервис на сайте патентного бюро «Гардиум». Или заказать в ФИПС платный поиск по словесным и по изобразительным обозначениям за 47 тыс. руб. каждый. Подать заявку можно и без проверки. Но если в реестре есть сходные изображения, эксперты их найдут — в регистрации откажут.
Проверьте свой товарный знак на уникальность бесплатно
Оплата госпошлины. Чтобы запатентовать логотип, сначала нужно заплатить госпошлину. Мы рекомендуем вносить деньги в два этапа (Постановление Правительства № 941 от 10.12.2008):
До подачи заявки — не менее 15 тыс. руб.:
После вынесения положительного решения — не менее 18 тыс. руб:
Подготовка и подача заявки. На сайте регистрирующего органа есть бланк заявки и образец заполнения. К заявке прикладываю:
По желанию прикладывают квитанцию об уплате госпошлины. Заявку подают лично в институт, отправляют по почте заказным письмом или с помощью электронных сервисов. О том, как получить патент на название и логотип и как подать заявку, подробно рассказано на сайте ФИПС.
Ответ на запрос эксперта. После принятия заявки регистрирующий орган проводит формальную экспертизу обозначения (ст. 1498 ГК РФ) и экспертизу по существу (ст. 1499 ГК РФ). Бывает, что ходе этих процедур экспертам нужны уточнения — тогда они пишут запрос, на который нужно ответить за 3 месяца. Если находят препятствия для регистрации — присылают уведомление. На ответ есть 6 месяцев. Обычно в нем стараются опровергнуть доводы эксперта, Роспатент будет учитывать это при вынесении решения.
Получение свидетельства. Если все в порядке, товарный знак вносят в реестр, а заявителю в течение месяца присылают свидетельство (ст. 1504 ГК РФ). Оно подтверждает, что компания или ИП — единственные, кто может законно использовать обозначение.
Срок регистрации — обычно 3–12 месяцев. Но при патентовании названия важна не дата выдачи свидетельства, а момент подачи заявки. Как раз в этот момент у правообладателя возникает приоритет — преимущество перед теми, кто подаст заявку позже. После этого никто не сможет зарегистрировать такой же, похожий знак, или запатентовать название сайта (п. 1 ст. 1494 ГК РФ).
Регистрация товарного знака с гарантией и без переплат
Какие логотипы и названия нельзя запатентовать
Перед тем, как запатентовать логотип и название, ФИПС проводит экспертизу и ищет основания для отказа. Эксперты проверяют, обладает ли название и логотип «различительной способностью», не похожи ли они «до степени смешения» с ранее зарегистрированными знаками. Все это — оценочные понятия, у каждого эксперта свой подход и аргументы.
Исчерпывающий список оснований для отказа приведен в ст. 1483 ГК РФ. Разобраться в нем без специальных знаний сложно, поэтому мы указали только очевидные случаи. Например, нельзя зарегистрировать обозначения, которые:
Не обладают различительной способностью, а именно:
Содержат только сочетание букв. Например, аббревиатуру, не имеющую словесного выражения или графического исполнения. Но если буквенные сочетания выражены в графической манере и формируют оригинальную композицию, они смогут претендовать на охрану. Например, логотипы телеканалов ТНТ и СТС.
Используют символику, принятую на официальном уровне. Например, флаги или логотипы международных организаций.
Являются ложными и вводят в заблуждение. Например, название «Вареный картофель» в отношении чипсов. Или «Прованс» в отношении молочной продукции, произведенной на территории России.
Противоречит общественным интересам, нарушает принципы гуманности и морали. Например, название алкогольной продукции «Прохоровское поле» будет оскорблять патриотические чувства граждан и вызывать негативные ассоциации. Такой знак не зарегистрируют.
Напоминают ценные объекты культурного наследия, культурные ценности. Например, использование в логотипе изображения Моны Лизы, яйца Фаберже или Кремля.
Повторяют или очень похожи на ранее зарегистрированные обозначения. Например, комбинированный знак, повторяющий логотип Макдональдс и включающий шрифтовую композицию Mac Donna.
Обычно патентные поверенные заранее проверяют возможность регистрации знака в открытых и закрытых базах. Для предварительной проверки предприниматели могут использовать онлайн-сервис на сайте патентного бюро «Гардиум».
Чем больше баз охватывает предварительная проверка, тем больше уверенность, что вы увидите максимум препятствующих знаков, которые найдет и экспертиза Роспатента. И все же результат это не гарантирует.
Заявителям отказывают примерно в половине случаев. Нужно понимать, что отказ не окончательный — он всегда носит оценочный характер и обусловлен позицией эксперта. Обычно юристы по интеллектуальным правам знают, как переубедить Роспатент и преодолеть отказ.
Как запатентовать логотип и название, несмотря на ограничения
Подобрать правильные классы МКТУ. Это Международная классификация, которая делит товары и услуги на 45 условных классов. Товарные знаки вносят в реестр с указанием конкретных классов МКТУ. В отношении других, не указанных в реестре классов, зарегистрированный товарный знак не действует.
Допустим, обозначение «Конский волос» зарегистрировано только в классе 19 «Строительные материалы». Это значит, что компании-производители товаров и услуг из других классов могут законно использовать обозначение «Конский волос» для маркировки своих товаров. Например, производители фармацевтических препаратов — класс 5. И это не будет нарушать ничьих прав.
Классы МКТУ выбирают перед подачей заявки (пп. 3 п. 3 ст. 1492 ГК РФ). Если правильно подобрать классы, можно зарегистрировать товарные знаки, очень похожие на обозначения известных конкурентов.
Допустим, ИП запускает бизнес по доставке продуктов питания. Ему очень нравится название одного конкурента, но тот уже зарегистрировал товарный знак в классе 43 «Общественное питание». Тогда ИП проверил остальные классы и оказалось, что в классах 29 и 30 «Продукты питания» название конкурента не числится. ИП сможет подать заявку в Роспатент, зарегистрировать сходный с конкурентом товарный знак и законно его использовать в работе.
Исключение — случаи, когда Роспатет признал товарный знак конкурента общеизвестным. Защита такого знака распространяется на все классы МКТУ. Скажем, в каком бы классе ни использовали обозначение «УАЗ», это будет нарушением. Благодаря «Гардиуму» товарные знаки Ульяновского автомобильного завода стали общеизвестными.
Обычно предприниматели выбирают только те классы, к которым реально относится их хозяйственная деятельность. Набросать в заявку побольше классов, чтобы покрыть все возможные случаи — плохая идея. За каждый дополнительный класс в заявке (больше 5) Роспатент берет дополнительную госпошлину тыс. руб. А еще за экспертизу в каждом дополнительном классе придется доплатить по 2500 руб. Заявка, которая покрывает все классы, стоит 165 тыс. руб. Если ее одобрят, сверху доплачивают еще 58 тыс. руб. Всего — 223 тыс. руб., и это только госпошлины.
Доработать логотип. Если подать заявку на обозначение, сходное с уже зарегистрированным, в регистрации откажут. Но по заданию юриста, дизайнер может доработать первоначальный вариант до уникальности, чтобы логотип обладал различительным свойством. Такую услугу предоставляют в патентных бюро. После доработки риск отказ значительно ниже.
Получить письмо-согласие от владельца другого обозначения. Если компания сможет договориться с владельцем ранее зарегистрированного знака или знака с более ранним приоритетом, это поможет обойти запрет. По письменному согласию владельца обозначения ФИПС может зарегистрировать сходный товарный знак даже в отношении однородных товаров. Например, предметов одежды.
Но ФИПС примет согласие только при условии, что использование товарного знака не будет обманывать потребителя (абз. 2 п. 6 ст. 1483 ГК РФ). Например, если владелец товарного знака, которым маркируют лекарства, разрешит использовать его для алкогольной продукции, в регистрации откажут.
Аннулировать обозначение из-за неиспользования в нужном классе. Бывает, что компании патентуют названия, а потом не используют их в зарегистрированном классе МКТУ. Если доказать, что это происходит в течение 3 лет подряд, правовую охрану обозначения можно прекратить. А взамен зарегистрировать свой товарный знак. В 2018 году в практике бюро «Гардиум» был такой случай.
Одна компания долгое время развивала сеть продуктовых магазинов под названием «Байрам». А когда собралась регистрировать товарный знак, оказалось, что он уже зарегистрирован за другой компанией — пекарней. Юристы пошли в суд и доказали, что пекарня долгое время не использует товарный знак. Суд частично удовлетворил требования компании и прекратил правовую охрану для знака «Байрам» в отношении нескольких классов (решение СИП от 01.06.2018 по делу № СИП-50/2018).
Доказать различительную способность в суде. Мнение эксперта — только мнение. Если в регистрации отказали, такой отказ всегда можно оспорить в Палате по патентным спорам и Суде по интеллектуальным правам (п. 1 ст. 1500 ГК РФ). Юристы изучают вопрос, проводят собственную экспертизу, собирают доказательную базу и оспаривают аргументы эксперта.
Одна компания пыталась зарегистрировать обозначение торгового комплекса «LONDON MALL». Но Роспатент отказал, причина: логотип обманывает клиентов — включение в название столицы Великобритании может вызвать у потребителя ложные ассоциации с местом нахождения компании. Но компании удалось доказать, что включение в название слова «LONDON» носит фантазийный характер и не будет обманывать людей, которые ходят в торговый центр. Суд встал на сторону истца и обязал Роспатент зарегистрировать знак (решение СИП от 05.12.2014 по делу № СИП-837/2014).
Чеклист: как запатентовать логотип и защитить бизнес
Придумать оригинальные название и логотип. Можно разработать самостоятельно или заказать дизайнеру. Затем проверить логотип на уникальность в специальном сервисе.
Если обозначение не уникально — доработать. Можно пойти к юристам: они проверят классы МКТУ, найдут возможности для доработки, подготовят задание дизайнеру. Еще можно пойти к правообладателю и получить от него согласие.
Подать заявку в Роспатент. Можно поручить эту работу патентному поверенному или подать самостоятельно: лично, через Госуслуги или по почте. Если у эксперта будут вопросы — дать разъяснения или подготовить отзыв.
Получить свидетельство. Его выдадут в месячный срок после принятия решения.
Оценить товарный знак доходным или рыночным методом. Поставить его как нематериальный актив на баланс компании.
Провести работу по поиску нарушителей в офлайне и интернете, чтобы найти компании, которые используют зарегистрированный товарный знак. Можно воспользоваться мониторингом бренда. Подготовить им претензию: потребовать убрать все упоминания и выплатить компенсацию. Если ответа нет — подготовить и подать иск в суд.
Ирина Резникова
Старший партнер патентно-адвокатского бюро «Гардиум», патентный поверенный № 1947.
В практике более 20 лет.