казахстан присоединился к болонской декларации в

Казахстан присоединился к болонской декларации в

Республика Казахстан стала 47 страной-участницей Болонского процесса.

Подписание Республикой Казахстан Болонской Декларации подразумевает выполнение обязательств по выполнению его основных параметров.

Казахский Национальный Педагогический университет имени Абая стал признаваемым вузом на международной арене. КазНПУ имени Абая первый среди пелагогических университетов Казахстана подписал Великую Хартию Университетов в Болонском Университете (Италия) 2007 году.

Республика Казахстан является первым Центрально-Азиатским государством, который удостоился чести присоединиться к Болонской декларации и стал полноправным участником европейского образовательного пространства.

Присоединение Казахстана к Болонскому процессу дает определенные возможности для казахстанских вузов и студентов:

1) приведение отечественных образовательных программ и учебных планов в соответствие с европейскими стандартами;

2) признание отечественных квалификаций и академических степеней;

3) обеспечение академической мобильности студентов и преподавателей;

4) перезачет кредитов студентов казахстанских вузов в зарубежных университетах и наоборот;

5) реализация совместных образовательных программ;

6) создание условий для обеспечения конвертируемости казахстанских дипломов о высшем образовании в европейском регионе и права выпускников на трудоустройство в любой стране.

Одним из основных принципов Болонской Декларации является академическая мобильность студентов и преподавателей.

В предстоящем десятилетии до 2020 года нам предстоит достичь высокого уровня качества высшего образования, удовлетворяющего потребности рынка труда, задач индустриально-инновационного развития страны, личности и соответствующего лучшим мировым практикам в области образования.

Казахстан может преуспеть в этом усилии только в том случае, если будет максимально использовать способности и возможности своих граждан, будет полноценно участвовать в процессе обучения на протяжении всей жизни, а также в расширении участия в высшем образовании.

Обучение, ориентированное на результат, и мобильность помогут обучающимся развивать компетенции, которые необходимы им адаптироваться к меняющемуся рынку труда, и которые позволят им стать активными и ответственными гражданами.

II. Анализ текущей ситуации. Условия для развития академической мобильности

В высшем образовании Республики Казахстан реализованы основные принципы Болонской декларации. Во всех вузах внедрена кредитная технология обучения. Вузы республики активно реализуют совместные образовательные программы с зарубежными университетами.

В соответствии с Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы будут расширяться границы академической свободы высших учебных заведений. В результате этих тенденций соотношение ОК и ВК будет доведено до 30:70.

Образовательные программы магистратуры реализуются по двум направлениям: научному и педагогическому, профильному. Структура образовательной программы магистратуры формируется из различных видов учебной и научной работы, практики, определяющих содержание образования. Образовательная компонента магистерских программ состоит из двух циклов дисциплин: базового и профилирующего, каждый из которых складывается из ОК и ВК.

Более широко представлена академическая свобода магистерских программ. Так, ОК составляет по научному и педагогическому направлению 32%, по профильному направлению 29-31%.

При этом образовательный блок в общем объеме магистерской программы составляет от 74% в научном и педагогическом направлении до 78-80% в профильном направлении:

Лицензии на подготовку кадров магистров имеют 118 вузов, в том числе 9 национальных, 31 государственных, 9 акционированных, 5 негражданских, 64 частных. Госзаказ на подготовку магистров размещен в 56 вузах и 2 НИИ.

В целом в Казахстане образовательную и научно-исследовательскую деятельность осуществляют 148 вузов и 162 НИИ.

Количество ППС вузов составляет 39 600 человек, из них ученые степени имеют 18037 человек, или 45,5%.

С учетом заявленной потребности с 2011 года будет увеличен объем госзаказа в магистратуре до 5000 мест при распределении на научную и педагогическую и профильную в соотношении 70:30 (3500 мест на научно-педагогическую и 1500 мест на профильную магистратуру).

Образовательные учебные программы докторантуры предусматривают фундаментальную образовательную, методологическую и исследовательскую подготовку и углубленное изучение дисциплин по направлению научной специализации.

Структура образовательной докторской программы содержит две равнозначные компоненты: образовательную и научную.

Образовательная компонента состоит из теоретического обучения, включающая базовые и профилирующие дисциплины общим объемом не менее 30 кредитов.

ОК по циклу базовых дисциплин составляет 40% от общего его объема, а цикл профилирующих дисциплин полностью представлен КВ.

Научная компонента образовательной программы формируется из научно-исследовательской/экспериментально-исследовательской работы докторанта, научных публикаций и написания докторской диссертации.

Обязательным условием является наличие зарубежных партнеров-университетов.

С 2005 года в режиме эксперимента в вузах республики начали внедряться образовательные программы по подготовке докторов PhD. Первоначально в двух вузах: Казахском национальном университете им. аль-Фараби и Евразийском национальном университете им. Л.Гумилева. С каждым годом число вузов включаемых в эксперимент увеличивается. В настоящее время 29 вузов, в 16 из них размещается государственный образовательный заказ.

На данный момент контингент обучающихся в докторантуре составляет более 540 человек, из них на основе госзаказа обучаются 497 человек. Средняя стоимость на 2010-2011 учебный год по госзаказу на одного докторанта составила 1270,0 тыс.тенге.

Первый опыт подготовки докторов PhD показал как положительные стороны, так и негативные моменты данного эксперимента.

Положительные стороны:

Несмотря на радикальные изменения в подготовке научно-педагогических кадров, в системе магистратуры и докторантуры существуют такиепроблемы, как:

В целом в образовательной деятельности вузов не на должном уровне находят реализацию основные постулаты Болонской декларации:

Одним из инструментов повышения качества образования, как показывает мировая практика, является академическая мобильность. Берлинское коммюнике (2003 г.) называет «мобильность студентов, академического и административного персонала основой создания европейского пространства высшего образования».

Кроме того, в Лювенском коммюнике (2009 г.) мобильность характеризуется отличительной чертой Европейского пространства высшего образования. «Мобильность студентов, начинающих исследователей и сотрудников высшей школы повышает качество программ и научных исследований. Она усиливает академическую и культурную интернационализацию европейского высшего образования. Мобильность имеет важное значение для развития личности и для трудоустраиваемости, формирует уважение к многообразию и способность понимать другие культуры. Она побуждает к языковому плюрализму, закладывая тем самым основу для многоязычной традиции Европейского пространства высшего образования, и расширяет сотрудничество и конкуренцию между высшими учебными заведениями.».

Источник

Казахстан стал 47-ой страной-участницей Болонского процесса

Казахстан стал 47-ой страной-участницей Болонского процесса

В данной встрече первых руководителей международного академического сообщества приняла участие казахстанская делегация, возглавляемая министром образования и науки Жансеитом Туймебаевым. Руководитель образовательного ведомства РК выступил с докладом, в котором отразил заметные позитивные перемены в сфере отечественного высшего образования, сообщает пресс-служба МОН РК.

Знаменателен тот факт, отметил в своем выступлении глава МОН РК, что решение по присоединению нашей страны к Болонскому процессу реализовано в год председательства Республики Казахстан в ОБСЕ. Это является частью проводимых нами мер по формированию зоны стабильности, по развитию человеческого капитала в центрально-азиатском регионе.

Решение о присоединении Казахстана единодушно поддержали представители 46 стран-подписантов Болонской декларации. Таким образом, Казахстан стал 47-ой страной-участницей Болонского процесса. Флаг Казахстана внесен и установлен в галерею флагов стран-участниц Болонского процесса. Как известно, до этого события 30 казахстанских вузов из 145-ти подписали Великую Хартию Университетов, которая является основой Болонской Декларации. Решение о присоединении Казахстана к Болонскому процессу принято Комитетом министров образования стран-участниц Болонского процесса. Данный шаг является высокой оценкой проводимых Республикой Казахстан реформ в сфере высшего образования.

Присоединение РК к Болонскому процессу, как отмечают международные эксперты, дает реальные преимущества для казахстанских вузов и студентов. Это: приведение отечественных образовательных программ и учебных планов в соответствие с европейскими стандартами; признание отечественных квалификации и академических степеней; обеспечение академической мобильности студентов и преподавателей; принятие образовательных кредитов студентов казахстанских вузов в зарубежных университетах; реализация программ двудипломного образования; конвертируемость казахстанских дипломов о высшем образовании в еврозоне, право выпускников на трудоустройство в любой из стран-участниц Болонского процесса.

Источник

Болонский процесс: за и против (Диас Эмир)

казахстан присоединился к болонской декларации в. Смотреть фото казахстан присоединился к болонской декларации в. Смотреть картинку казахстан присоединился к болонской декларации в. Картинка про казахстан присоединился к болонской декларации в. Фото казахстан присоединился к болонской декларации в

Болонский процесс: за и против

Однако, если рассматривать реальное межкультурное взаимодействие участников программ казахстанских, российских и зарубежных вузов, на первый план выходят две важнейшие проблемы: языковой компетентности и межкультурного диалога, которые необходимо рассмотреть более подробно.

— Какие особенности можно отметить в казахстанском подходе к образовательной системе стран-участниц Болонского процесса?

— Жанна Галимжановна, какие проблемные моменты обнаружились к настоящему времени в данной сфере?

Кроме того, для будущего науки нашего государства необходимо окончательно определить основополагающий принцип и направление развития докторантуры PhD на современном этапе, выделить необходимость наполнения этой формы обучения содержанием, которое предусматривается Болонским процессом и условиями международной интеграции в области образования, поскольку именно этим обусловлены зарубежные стажировки докторанта и командировки научного консультанта в Казахстан для чтения лекций, обмена информацией, структурирования основных положений докторской диссертации.

Для обеспечения конкурентоспособности докторантуры PhD осуществляется работа по повышению качественной общетеоретической подготовки докторантов, которая все же является недостаточной. В нашем случае речь идет о расширении предметной и методологической базы за счет смежных с филологией гуманитарных дисциплин и междисциплинарных научных направлений. Повышение уровня теоретической подготовки докторантов может быть обеспечено только за счет формирования кафедр, специализирующихся на современных проблемах филологической науки. Учитывая имеющийся в мировой практике опыт рассмотрения докторантуры как основного этапа перед аспирантурой или докторантурой PhD, нами делается акцент на внедрении в учебный процесс теоретических курсов.

Таким образом, на сегодняшний день факт вхождения России и Казахстана в Болонский процесс не исключает наличия принципиальных расхождений как в системе послевузовского образования, так и в подготовке кадров высшей научной квалификации.

— Что думают о преимуществах и недостатках Болонского процесса зарубежные исследователи?

Энрике Керо Хервилья, декан факультета перевода и интерпретации Гранадского университета, на Гранадской конференции в этом году выразил мнение о том, что руководители университетов и их подразделений должны поддерживать следующий постулат: учебный процесс в университете должен быть неотделим от исследовательской деятельности. Это необходимо для того, чтобы преподавание отвечало потребностям общества, которые изменяются, и отвечало уровню развития научных знаний. Отбрасывая нетерпимость и будучи постоянно открытым для диалога, университет должен быть идеальным местом для встреч преподавателей, которые намереваются передавать знания и готовы углублять их через исследование, а также для встреч студентов, которые имеют на это право, способности и желания обогатить себя этими знаниями.

— Однако, если рассматривать перспективы Казахстана в участии в Болонском процессе, что мы сейчас наблюдаем?

Вместе с тем, в области обеспечения мобильности студентов и преподавателей вузов республики есть ряд нерешенных задач. Так, не все вузы имеют финансовые возможности приглашать известных ученых из Европы, США, Юго-Восточной Азии и других регионов для обмена опытом. Актуальной становится проблема языковой подготовки студентов, так как она является сдерживающим фактором реализации процесса мобильности. Кроме того, необходимо отметить, что в Казахстане очень слабо осуществляется мобильность студентов, преподавателей и научных сотрудников между отечественными вузами. В числе первоочередных причин в создавшейся ситуации можно обозначить непроработанность, непродуманность в организационных, финансовых, социальных и иных вопросах. Далее, как известно, одним из условий Болонской декларации являются конвертируемость дипломов и востребованность специалистов на отечественных и международных рынках труда. Здесь также есть над чем подумать. Так, важным является вопрос: по каким принципам казахстанские вузы формируют контингент студентов? Часто происходит так, что набор реализуется без учета адресной подготовки, т. е. востребованности будущих специалистов предприятиями, учреждениями, организациями, и, как следствие, многие из них после окончания вуза попадают в разряд безработных. Хотелось бы также сделать акцент на неконтролируемой саморекламе некоторых вузов, обещающих студентам зарубежную стажировку, двудипломную программу, не имея на это определенных возможностей. В результате студенты остаются обманутыми, теряется доверие к вузу, падает его авторитет. Очевидным является и то, что отечественные вузы готовят будущих специалистов по одним и тем же специальностям. В итоге получается их переизбыток, молодые люди не могут трудоустроиться или работают не по специальности. Поэтому МОН РК, вузам совместно с работодателями, в первую очередь, надо решить проблему будущего трудоустройства.

Особые нарекания со стороны студентов и преподавателей республиканских вузов вызывает тестирование, о существенных недостатках которого умалчивать нельзя. Во-первых, заменяется диалог преподавателя со студентом, то есть живой процесс классического обучения и контроля итоговых знаний, компьютерным тестированием. И эта замена далека от тождественности, так как компьютер не может оценить оригинальность и индивидуальность мышления, проследить логику студента, его творческое начало. Во-вторых, тесты в значительной степени выхолащивают часть учебной дисциплины и не способствуют развитию целенаправленного творческого мышления. Конечно, тестовый контроль знаний исключить полностью нельзя, поскольку он незаменим при проверке текущей успеваемости, однако в его применении нужно соблюдать меру, не превращая студента в машину, мыслящую готовыми формулами и не способную выйти за их рамки.

Источник

В образовательную систему Казахстана внедряются принципы Болонского процесса

казахстан присоединился к болонской декларации в. Смотреть фото казахстан присоединился к болонской декларации в. Смотреть картинку казахстан присоединился к болонской декларации в. Картинка про казахстан присоединился к болонской декларации в. Фото казахстан присоединился к болонской декларации в

Казахстан стал первым центрально-азиатским государством, которое вошло в европейское образовательное пространство. «Великую хартию университетов» подписали уже 60 казахстанских вузов. В сфере высшего образования произошли значительные качественные изменения по развитию академической мобильности, внедрению трехступенчатой модели подготовки кадров, а также по созданию условий для предоставления автономии вузам страны, сообщает Zakon.kz со ссылкой на сайт Премьер-министра РК.

11 марта 2010 года Казахстан вступил в зону Европейского высшего образования (Болонский процесс). В настоящее время «Великую хартию университетов» подписали 60 казахстанских университетов. Данная хартия была принята в 1988 году в г.Болонья. Подписывая данный документ, университеты берут на себя обязательства развивать автономию вузов, демократические принципы управления, академические свободы студентов, свободу научных исследований и др.

Выполнение обязательных, рекомендательных параметров Болонского процесса заложены в Государственной программе развития образования до 2020 года, разработанной Правительством РК по поручению Главы государства.

По данным Министерства образования и науки, в Казахстане будет создан Центр Болонского процесса и академической мобильности. Кроме того, разработанные в апреле 2011 года новые правила организации учебного процесса по кредитной технологии предусматривают шкалу оценивания кредитной технологии в Республике Казахстан и ECTS и взаимозачетов образовательных программ; организацию академической мобильности в рамках казахстанской модели перезачета кредитов по типу ECTS; использование Европейской системы трансферта и накопления кредитов в учебном процессе; модульное построение образовательных программ.

Выполнение параметров Болонского процесса в системе высшего образования Казахстана позволит предоставлять качественные услуги на уровне мировых стандартов в свете интеграции в европейскую зону высшего образования.

Источник

Основные документы

Сорбонская декларация была подписана в 1998 году министрами четырех стран, а именно Франции, Германии, Великобритании и Италии. Цель декларации заключается в создании общих положений по стандартизации Европейского пространства высшего образования, где мобильность следует поощрять как для студентов и выпускников, так и для повышения квалификации персонала. Кроме того, она должна была обеспечить соответствие квалификаций современным требованиям на рынке труда.

Болонский процесс – самая глубокая и масштабная за всю историю структурная реформация высшего образования в Европе, начало которой было положено подписанием Болонской декларации в 1999 году в Болонье, а реализация реформ осуществляется в соответствии с коммюнике Конференций министров, ответственных за высшее образование, проводимых через каждые два-три года. На Болонской Конференции было подписано совместное заявление европейских министров образования и намечены основные линии развития, зафиксированные в Болонской декларации.

Болонская Декларация – это декларация о международном сотрудничестве в области высшего образования, подписанная в Болонье министрами образования 29 европейских стран.

Болонской Декларацией предусматривается:

Берлинская конференция приняла решение направить усилия на создание Европейского исследовательского пространства и его взаимодействие с Европейским пространством высшего образования (ЕВПО) как новой линии развития Болонского процесса. Было подчеркнуто, что степени первого и второго циклов должны иметь различную ориентацию и профили. С целью расширения мобильности и облегчения признания документов о высшем образовании была поставлена цель, начиная с 2005 года, выдавать выпускникам европейских вузов Приложение к диплому (Diploma Supplement). Берлинским коммюнике предусматривается:

На Бергенской Конференции была принята Всеобъемлющая рамка квалификаций ЕПВО, которая включала три цикла (в том числе в национальных контекстах допускались промежуточные квалификации), универсальные дескрипторы для каждого цикла на базе результатов обучения и компетенций, а также диапазон зачетных единиц для первого и второго циклов. Было принято обязательство создать к 2010 году национальные структуры квалификаций, совместимые с Всеобъемлющей структурой квалификаций ЕПВО. В Бергене была одобрена идея Европейского реестра агентств по обеспечению качества на базе национальной экспертизы. Было обращено внимание на проблему социального измерения в системе высшего образования: расширение доступа к высшему образованию, обеспечение социально-экономических условий для обучения студентов, содействие им со стороны правительств и вузов.

Бергенской конференцией предусматривается:

На Лондонской Конференции отмечен прогресс на пути создания ЕПВО. Важным достижением является начавшийся переход от обучения, направляемого преподавателем, к студентоцентрированному высшему образованию. Подведены итоги по основным направлениям развития Болонского процесса и намечены приоритеты на 2009 год: мобильность, социальное измерение, трудоустройство, реализация стратегии ЕПВО в глобальном контексте. В преддверии совещания министров в Левене /Лувен-ла-Неве Европейская ассоциация университетов выразила свою политическую позицию в отношении развития Болонского процесса и наметили следующие основные цели на период после 2010 года:

Подводя итоги, министры, ответственные за высшее образование, заявили на конференции в Левене / Лувен-ла-Неве: «За последние десять лет мы сформировали Европейское пространство высшего образования, добиваясь того, чтобы оно прочно укоренилось в интеллектуальном, научном и культурном наследии и устремлениях Европы». Приоритетными направлениями развития европейского высшего образования до 2020 г. были признаны:

На Конференции была признана отвечающей поставленным целям существующая организационная структура Болонского процесса, основывающаяся на сотрудничестве между правительствами и академическим сообществом. Было принято решение о том, что в будущем Болонский процесс будет совместно возглавляться страной, председательствующей в Евросоюзе, и страной, не входящей в ЕС.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *