казахстан в системе международных отношений

Особенности участия Казахстана в международных экономических отношениях

Вы будете перенаправлены на Автор24

Место Казахстана в системе международных экономических отношений

Международные экономические отношения – это выходящие за рамки национальных границ экономические связи государств, организаций и иных лиц по вопросам производства, распределения, обмена и потребления товаров, услуг, технологий и информации.

Начало становлению международных экономических отношений Казахстана было положено одновременно с распадом Советского Союза, т.е. в 90-е годы ХХ столетия. Началось выстраивание международных экономических отношений Казахстана непосредственно с отмены монополии государства на внешнеэкономические операции. Реформы в области внешнеэкономических отношений охватили три сферы:

В каждой из трех областей были введены соответствующие законодательные нормы и акты, а также созданы специальные и общие государственные органы исполнительной власти, на которые были возложены соответствующие функции по их регулированию.

Развитие международных экономических связей страны было опосредовано переходом от плановой системы хозяйствования централизованного типа к рыночной экономике. В тот период Казахстан столкнулся со множеством экономических проблем, многие из которых были связаны с разрывом прежних хозяйственных связей в рамках СССР. К числу наиболее важных задач, стоящих перед государством, относились:

Основным принципом интеграции Казахстана в мировую экономику стала либерализация внешнеэкономической деятельности, а также открытость самой национальной экономики. Постепенно Казахстан становится все более активным участником системы международных экономических отношений – внешняя торговля страны демонстрирует положительную динамику роста.

В настоящее время Казахстан довольно прочно интегрирован в систему международных экономических отношений. В то же время перед ним стоят довольно сложные задачи, связанные с необходимостью решения проблемы повышения эффективности внешнеэкономических связей страны. Первостепенное значение среди них отводится диверсификации экспорта в сторону наращивания доли продукции с добавленной стоимостью, привлечению зарубежных инвестиций в обрабатывающий сектор экономики, а также снижению размеров внешней задолженности страны и масштабов нелегальной трудовой миграции.

Готовые работы на аналогичную тему

На сегодняшний день в Казахстане сформированы все основные формы и направления международных экономических отношений – торговые, валютные, инвестиционные, научно-технические и пр. На практике фундаментальной основой развития международных экономических отношений Казахстана выступает непосредственно международная торговля. Рассмотрим ее более подробно.

Международная торговля как основа участия Казахстана в международных экономических отношениях

Основу международной торговли Казахстана составляют импорт и экспорт (рисунок 1).

Рисунок 1. Международная торговля Казахстана. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Основная доля товарной структуры экспорта Казахстана приходится на сырьевые ресурсы, удельный вес которых за последние 10 лет существенно вырос. Речь в данном случае идет, прежде всего, об энергоресурсах, цветных, черных металлах, редкоземельных и благородных металлах, урановой продукции и зерне. Эксперты отмечают, что увеличение объемов производства минеральных ресурсов и рост мировых цен на них стал одним из основных факторов роста внешнеторгового оборота и ВВП страны на прошедшие годы.

В структуре импорта преобладают машины, оборудование, транспортные средства, химическая продукция, топливо, продовольственные и потребительские товары, а также готовые изделия. Следует отметить, что Казахстан является высоко зависимым от импорта по ряду товарных групп. По некоторым из них потребительский рынок страны покрывается за счет зарубежной продукции более чем на 80%. К таким продуктам могут быть отнесены сахар, куриное мясо, одежда, машины и оборудование.

С географической точки зрения внешняя торговля Казахстана охватывает страны Азии, Африки, Европы и Америки. Особо важная роль среди торговых партнеров страны отводится двум государствам – России и Китаю. Наибольший спрос на казахстанскую продукцию предъявляют такие страны, как Китай, Нидерланды и Италия.

Одной из ключевых проблем внешней торговли Казахстана выступает низкая эффективность экспортной структуры, опосредованная преобладанием сырьевых товаров с низкой добавленной стоимостью. Все это приводит к высокой зависимости экономики Казахстана от колебания мировых цен на сырье. Еще более ситуацию отягчает пандемия COVID-19. Отрицательные последствия карантинных мер негативно сказались практически на всех отраслях торговли. Внешнеторговый оборот Казахстана сократился. Экспорт казахстанской продукции снизился более чем на 18%; положительная динамика наблюдается лишь в части реализации автомобильного бензина. Импорт уменьшился более чем на 6%. Все это, несомненно, несет в себе угрозу для экономического развития страны. В настоящее время перспективы развития глобальной торговли непредсказуемы в виду возможности роста заболеваемости коронавирусом в мире. Если карантинные меры будут усилены, мировой спрос перейдет в затяжную стагнацию, если нет – будет постепенно восстанавливаться.

Прочие аспекты участия Казахстана в системе международных экономических отношений

Помимо торговли Казахстан принимает активное участие в международном движении капитала. Среди стан СНГ он считается лидером по части предоставления наиболее благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности. Наиболее крупные инвестиции привлекаются в развитие нефтегазового сектора. По оценке Всемирного Банка Казахстан входит в число наиболее инвестиционно привлекательных стран мира.

Принимает участие страна и в международных интеграционных группировках, таких как ШОС, ОБСЕ, СНГ и др.

Источник

Роль казахстана в системе современных международных отношений. Роль казахстана в системе современных международных отношений

Роль казахстана в системе современных международных отношений
Третий этап – реализация политических решений. Главным здесь является выбор средств и методов политического регулирования и воздействия на массы для проведения в жизнь политических решений. Методы здесь могут быть чрезвычайно многообразными: различные виды материального и морального поощрения, конкретная помощь, способы воздействия на массовое сознание с целью стимулировать поддержку и энтузиазм граждан, реклама и пропаганда и т.п. Они могут быть и насильственными в виде различных санкций за невыполнение административных приказов и распоряжений.

Важнейшим элементом данного этапа является регулирование информационного режима осуществления власти. В зависимости от типа режима политическим субъектам либо представляется вся информация, необходимая для выполнения своих ролей и функций, либо она сознательно урезается, и люди не могут компетентно судить о действиях властей.

Четвертый этап – контроль за выполнением решений и их коррекция в результате обратных связей с различными субъектами политики. Главную роль здесь играют судебные органы, которые проверяют принятые решения на соответствие Конституции.

Важнейшей их прерогативой является контроль за соблюдением норм и законов при проведении политических решений в жизнь и назначение наказаний.

Таким образом, политический процесс представляет всю гамму динамических изменений политической системы в ее пространственно-временном функционировании. Их направленность и скорость, влияние и последствия, масштабы и продолжительность чрезвычайно различны.

Тема 17. Международная политика. Казахстан в системе международных отношений.

1. Международные отношения и международное сотрудничество.

Международные отношения – это совокупность политических, экономических, правовых, дипломатических, военных, идеологических и иных связей и взаимоотношений между государствами, народами, международными и правительственными организациями.

Содержание и предназначение международных отношений состоят в том, чтобы находить действенные способы и средства разрешения противоречий между государствами и союзами государств, поддерживать баланс интересов в мировом сообществе.

Международные отношения опираются на международное сотрудничество, которое развивается по определенным направлениям и на определенных уровнях. Сотрудничество между государствами осуществляется на основе двухсторонних и многосторонних связей и охватывает политическую, экономическую, социальную, культурную, военную сферы. Международное сотрудничество постоянно расширяется и углубляется, распространяясь на все новые области, такие как информационная, технологическая, экологическая, правовая и т.д. международное сотрудничество осуществляется на уровне народов, государств, правительств, международных и региональных организаций. (Таких как ООН, основанной в 1945 году, в целях поддержания международного мира и безопасности, развития дружественных отношений между государствами, осуществления сотрудничества с целью разрешения возникших проблем. Объединяет около 180 государств).

На региональном уровне международные связи осуществляются через такие организации как Европейский союз; Организация Североатлантического договора (НАТО); Организация стран экспортеров нефти (ОПЕК); Организация центрально-американских государств; Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), совещание которого заложило основу процесса разрядки международной напряженности, движения к более тесному общеевропейскому и мировому сотрудничеству.

Современные мировые процессы показывают, что решение многих проблем зависит от коллективных действий государств. Международное сообщество координирует свои действия в рамках и международных организаций и региональных, развивает партнерство и миротворчество. Интенсивно развивается международное сотрудничество по пути создания системы коллективной безопасности и надежных механизмов профилактики международных конфликтов.

2. Приоритеты внешней политики РК.

Важнейшая политика государства – это его участие в международной жизни, общий курс в международных делах. Она регулирует отношения данного государства с другими в соответствии с его принципами и целями, которые реализуются различными способами и методами.

В своей внешнеполитической деятельности Р.К. исходит из следующих моментов: геополитического положения на стыке Европы и Азии; экономических и военно-политических интересов; существующего потенциала, который определяет место Казахстана в системе международных отношений как крупного регионального государства, заинтересованного в создании по периметру своих границ зоны добрососедства на принципах взаимной безопасности, уважения суверенитета и территориальной целостности.

Исходя из этих ориентиров Республика Казахстан провозгласила следующие принципы своей внешнеполитической деятельности:

— опора на собственные силы;

— разумная взвешенная дипломатия;

— развитие международных связей на основе справедливости и партнерства;

— урегулирование конфликтных ситуаций исключительно мирными средствами;

— невмешательство во внутренние дела других государств;

— сохранение справедливого баланса взаимных интересов;

— гарантии выполнения всех договоров и обязательств;

— свертывание и сокращение военного производства;

Сегодня, включившись в международные структуры экономического и политического взаимодействия, Казахстан решает следующие задачи: мобилизация инвестиций в экономику со стороны развитых государств, привлечение отдельных государств и международных организаций к оказанию содействия в решении экономических проблем, обеспечение выхода к мировым коммуникациям, ликвидация последствий экологических бедствий с помощью программы подготовки специалистов за рубежом; участие в информационном обмене, борьба с преступностью и терроризмом, обеспечение устойчивых контактов с ведущими международными политическими и финансовыми институтами.

3. Казахстан в системе международных отношений.

Принятие республики в члены ООН 2 марта 1992 года символизировало ее вхождение в мировое сообщество в качестве независимого государства.

Началось многостороннее сотрудничество и участие государства в МВФ, Всемирном банке и работе других учреждений.

Активно взаимодействует Казахстан с Программой Развития ООН (ПРООН) в области составления, координации и реализации программ помощи в особо важных для нашей страны сферах, таких как занятость, управление государством, управление иностранной помощью, консультативные услуги, обучение государственных служащих, энергетика, торговля, промышленность и горнодобывающая отрасль, Аральское море и другие. Казахстан полностью поддерживает миротворческую деятельность ООН.

Исходя из своего геополитического положения, полиэтноческого состава населения, особенностей экономического развития, Казахстан придает важное значение взаимоотношениям со станами СНГ, проводит политику интеграции с центрально-азиатскими государствами. Особое значение в этой связи придается отношениям с Российской Федерацией, Беларусью, Кыргызстаном, Узбекистаном. С Россией заключено более 200 договоров и соглашений, создано 160 казахстанско-российских предприятий, проводятся регулярные консультации.

Активно развиваются отношения Казахстана с Европейским союзом и НАТО и, такими государствами, входящими в это европейско-атлантическое сообщество, как ФРГ, Франция. С НАТО республика сотрудничает на основе индивидуальной программы Партнерство во имя мира“, осуществление которой предполагает совместное планирование и проведение учений с целью возможного осуществления миссии по поддержанию мира и гуманитарных операций, подготовку военных кадров. Вместе с государствами, входящими в НАТО, Казахстан участвует в создании Центразбата (центральноазиатского батальона Миротворческих сил ООН).

Казахстан выступает за обеспечение мира и стабильности в Азии на основе всестороннего сотрудничества, поэтому активно включился в интеграционные процессы в этом регионе, стремится к сотрудничеству со странами АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии). Важное значение придается сотрудничеству с Китаем и со странами Ближнего Востока – Турцией, Ираном, Саудовской Аравией.

В целом Казахстан, составной частью мирового сообщества и включившись в систему международных отношений, проявляет в международных делах разумную активность и является инициатором процессов, отвечающих его национальным интересам. Это способствует укреплению его международного престижа, придает ему имидж государства, приверженного демократическим ценностям и делу укрепления региональной и глобальной безопасности.

Тема 18. Глобальные проблемы современности.

1. Возникновение и особенности глобальных проблем.

Под глобальными проблемами понимаются такие аспекты жизни и развития человечества, которые возникли в результате деятельности людей, объединяют население Земли принципиальными связями, свидетельствуют о кризисности состояния тех или иных областей жизни общества. Это – проблемы экологического состояния жизни, сохранения мира, преодоления опасных болезней, обеспечения людей продовольствием, регулирование народонаселения, преодоления отсталости регионов и народов, ресурсообеспечения, освоения Мирового океана, использования космического пространства, сохранения общечеловеческой культуры и нравственных традиций.

Впервые на современном научном уровне значимость глобальных проблем в судьбе человеческой цивилизации заметили и оценили ученые.

В 1972 году рядом ученых был опубликован большой доклад “Пределы роста”, как итог масштабных исследований. В этом докладе дается прогноз развития человечества исходя из мировых тенденций роста численности населения, объемов индустриального и аграрного производства, темпов разрушения окружающей среды. Выводы прогноза сводились к тому, что при сохранении существующих тенденций в течение ближайших ста лет наступит предел в развитии, начнется деградация и вполне вероятна катастрофа мировой системы.

Выделяют ряд принципиальных особенностей глобальных проблем.

Во-первых, они носят планетарный, общемировой характер, затрагивая жизненные интересы всех народов и государств.

Во-вторых, нуждаются в неотложных решениях, для чего требуются коллективные усилия всех государств, межгосударственных объединений, мирового сообщества.

В-третьих, вследствие неразрешенности они угрожают всему человечеству, ведут к регрессу, гибели цивилизации.

2. Международное сотрудничество в решении глобальных проблем.

Масштабность, долговременность существования, взаимозависимость глобальных проблем свидетельствуют о том, что разрешить их можно только на основе широкого международного сотрудничества.

Широкое международное сотрудничество в решении глобальных проблем выделяет ряд фундаментальных условий.

Первым фундаментальным условием является массовое осознание всей серьезности данных проблем для судьбы человечества.

Г. Дойли в книге “К обществу стабильности” предложил высокоразвитым странам перейти к стационарному характеру экономики и стабилизировать потребление, не наращивать объемы использования природных ресурсов. Он ориентировал их на развитие, обеспечивающее сбалансированность экономической и экологической систем.

Вторым принципиально важным условием является обеспечение мирного развития, отход от военного противостояния и противоборства. На этом пути возможно резкое сокращение военных затрат и использование высвобождающихся таким образом громадных ресурсов в интересах человечества. Ситуация стала принципиально меняться в пользу мира в результате ликвидации противостояния двух политических систем. Значительно ослабла международная напряженность, осуществляется сохранение ядерных арсеналов, численности войск, военных бюджетов во всех крупных странах мира. Активнее развернулся процесс мирного урегулирования региональных конфликтов, создаются новые демилитаризованные и безъядерные зоны.

Третьим условием объединения планеты в решении глобальных проблем выступает широкое и всестороннее сотрудничество, которое должно быть взаимовыгодным, всеобщим и разноуровневым. Оно призвано сплотить цивилизацию, дать практический опыт современного решения любых проблем, т том числе и глобальных.

Международное сотрудничество имеет несколько уровней – двусторонний, многосторонний, региональный, всемирный. Каждый уровень специфичен не только масштабом решаемых задач, но и характером политических процессов, значимостью достигаемых результатов.

3. Глобальные проблемы и международные организации.

Важнейшую роль в решении глобальных проблем современности призваны играть международные организации. В центре внимания международных организаций находятся вопросы охраны окружающей среды, которыми занимаются Международный союз природы и природных ресурсов, Научной комитет по окружающей среде Международного Совета научных союзов, “Программа ООН по окружающей среде” (ЮНЕП) и др. Основные направления ее деятельности: охрана атмосферы, региональных условий жизни людей, наземных живых ресурсов; экологические аспекты планирования населенных пунктов, борьба с эрозией почв и опустыниванием, организация всемирной службы слежения за состоянием природной среды; разработка международного экологического права; развитие природоохранного образования. Реализуя данные направления, ЮНЕП вместе с другими организациями поставила экологическую проблему в центр мировой политики.

Центральное место в деятельности международных организаций занимают вопросы экономического развития, энергетики, науки и техники, продовольствия.

Самое серьезное внимание уделяется международными организациями вопросам войны и мира, ограничения и прекращения гонки вооружения.

В последнее время большое количество международных межправительственных и ряд неправительственных организаций проводят десятки тысяч международных конференций, совещаний, встреч с участием государственных и общественных деятелей большинства стран мира.

Источник

Курс лекций по Политологии (3)

Главная > Реферат >Политология

Третий этап – реализация политических решений. Главным здесь является выбор средств и методов политического регулирования и воздействия на массы для проведения в жизнь политических решений. Методы здесь могут быть чрезвычайно многообразными: различные виды материального и морального поощрения, конкретная помощь, способы воздействия на массовое сознание с целью стимулировать поддержку и энтузиазм граждан, реклама и пропаганда и т.п. Они могут быть и насильственными в виде различных санкций за невыполнение административных приказов и распоряжений.

Важнейшим элементом данного этапа является регулирование информационного режима осуществления власти. В зависимости от типа режима политическим субъектам либо представляется вся информация, необходимая для выполнения своих ролей и функций, либо она сознательно урезается, и люди не могут компетентно судить о действиях властей.

Четвертый этап – контроль за выполнением решений и их коррекция в результате обратных связей с различными субъектами политики. Главную роль здесь играют судебные органы, которые проверяют принятые решения на соответствие Конституции.

Важнейшей их прерогативой является контроль за соблюдением норм и законов при проведении политических решений в жизнь и назначение наказаний.

Таким образом, политический процесс представляет всю гамму динамических изменений политической системы в ее пространственно-временном функционировании. Их направленность и скорость, влияние и последствия, масштабы и продолжительность чрезвычайно различны.

Тема 17. Международная политика. Казахстан в системе международных отношений.

1. Международные отношения и международное сотрудничество.

Международные отношения – это совокупность политических, экономических, правовых, дипломатических, военных, идеологических и иных связей и взаимоотношений между государствами, народами, международными и правительственными организациями.

Содержание и предназначение международных отношений состоят в том, чтобы находить действенные способы и средства разрешения противоречий между государствами и союзами государств, поддерживать баланс интересов в мировом сообществе.

Международные отношения опираются на международное сотрудничество, которое развивается по определенным направлениям и на определенных уровнях. Сотрудничество между государствами осуществляется на основе двухсторонних и многосторонних связей и охватывает политическую, экономическую, социальную, культурную, военную сферы. Международное сотрудничество постоянно расширяется и углубляется, распространяясь на все новые области, такие как информационная, технологическая, экологическая, правовая и т.д. международное сотрудничество осуществляется на уровне народов, государств, правительств, международных и региональных организаций. (Таких как ООН, основанной в 1945 году, в целях поддержания международного мира и безопасности, развития дружественных отношений между государствами, осуществления сотрудничества с целью разрешения возникших проблем. Объединяет около 180 государств).

На региональном уровне международные связи осуществляются через такие организации как Европейский союз; Организация Североатлантического договора (НАТО); Организация стран экспортеров нефти (ОПЕК); Организация центрально-американских государств; Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), совещание которого заложило основу процесса разрядки международной напряженности, движения к более тесному общеевропейскому и мировому сотрудничеству.

Современные мировые процессы показывают, что решение многих проблем зависит от коллективных действий государств. Международное сообщество координирует свои действия в рамках и международных организаций и региональных, развивает партнерство и миротворчество. Интенсивно развивается международное сотрудничество по пути создания системы коллективной безопасности и надежных механизмов профилактики международных конфликтов.

2. Приоритеты внешней политики РК.

Важнейшая политика государства – это его участие в международной жизни, общий курс в международных делах. Она регулирует отношения данного государства с другими в соответствии с его принципами и целями, которые реализуются различными способами и методами.

В своей внешнеполитической деятельности Р.К. исходит из следующих моментов: геополитического положения на стыке Европы и Азии; экономических и военно-политических интересов; существующего потенциала, который определяет место Казахстана в системе международных отношений как крупного регионального государства, заинтересованного в создании по периметру своих границ зоны добрососедства на принципах взаимной безопасности, уважения суверенитета и территориальной целостности.

Исходя из этих ориентиров Республика Казахстан провозгласила следующие принципы своей внешнеполитической деятельности:

— опора на собственные силы;

— разумная взвешенная дипломатия;

— развитие международных связей на основе справедливости и партнерства;

— урегулирование конфликтных ситуаций исключительно мирными средствами;

— невмешательство во внутренние дела других государств;

— сохранение справедливого баланса взаимных интересов;

— гарантии выполнения всех договоров и обязательств;

— свертывание и сокращение военного производства;

Сегодня, включившись в международные структуры экономического и политического взаимодействия, Казахстан решает следующие задачи: мобилизация инвестиций в экономику со стороны развитых государств, привлечение отдельных государств и международных организаций к оказанию содействия в решении экономических проблем, обеспечение выхода к мировым коммуникациям, ликвидация последствий экологических бедствий с помощью программы подготовки специалистов за рубежом; участие в информационном обмене, борьба с преступностью и терроризмом, обеспечение устойчивых контактов с ведущими международными политическими и финансовыми институтами.

3. Казахстан в системе международных отношений.

Принятие республики в члены ООН 2 марта 1992 года символизировало ее вхождение в мировое сообщество в качестве независимого государства.

Началось многостороннее сотрудничество и участие государства в МВФ, Всемирном банке и работе других учреждений.

Активно взаимодействует Казахстан с Программой Развития ООН (ПРООН) в области составления, координации и реализации программ помощи в особо важных для нашей страны сферах, таких как занятость, управление государством, управление иностранной помощью, консультативные услуги, обучение государственных служащих, энергетика, торговля, промышленность и горнодобывающая отрасль, Аральское море и другие. Казахстан полностью поддерживает миротворческую деятельность ООН.

Исходя из своего геополитического положения, полиэтноческого состава населения, особенностей экономического развития, Казахстан придает важное значение взаимоотношениям со станами СНГ, проводит политику интеграции с центрально-азиатскими государствами. Особое значение в этой связи придается отношениям с Российской Федерацией, Беларусью, Кыргызстаном, Узбекистаном. С Россией заключено более 200 договоров и соглашений, создано 160 казахстанско-российских предприятий, проводятся регулярные консультации.

Активно развиваются отношения Казахстана с Европейским союзом и НАТО и, такими государствами, входящими в это европейско-атлантическое сообщество, как ФРГ, Франция. С НАТО республика сотрудничает на основе индивидуальной программы Партнерство во имя мира“, осуществление которой предполагает совместное планирование и проведение учений с целью возможного осуществления миссии по поддержанию мира и гуманитарных операций, подготовку военных кадров. Вместе с государствами, входящими в НАТО, Казахстан участвует в создании Центразбата (центральноазиатского батальона Миротворческих сил ООН).

Казахстан выступает за обеспечение мира и стабильности в Азии на основе всестороннего сотрудничества, поэтому активно включился в интеграционные процессы в этом регионе, стремится к сотрудничеству со странами АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии). Важное значение придается сотрудничеству с Китаем и со странами Ближнего Востока – Турцией, Ираном, Саудовской Аравией.

В целом Казахстан, составной частью мирового сообщества и включившись в систему международных отношений, проявляет в международных делах разумную активность и является инициатором процессов, отвечающих его национальным интересам. Это способствует укреплению его международного престижа, придает ему имидж государства, приверженного демократическим ценностям и делу укрепления региональной и глобальной безопасности.

Тема 18. Глобальные проблемы современности.

1. Возникновение и особенности глобальных проблем.

Под глобальными проблемами понимаются такие аспекты жизни и развития человечества, которые возникли в результате деятельности людей, объединяют население Земли принципиальными связями, свидетельствуют о кризисности состояния тех или иных областей жизни общества. Это – проблемы экологического состояния жизни, сохранения мира, преодоления опасных болезней, обеспечения людей продовольствием, регулирование народонаселения, преодоления отсталости регионов и народов, ресурсообеспечения, освоения Мирового океана, использования космического пространства, сохранения общечеловеческой культуры и нравственных традиций.

Впервые на современном научном уровне значимость глобальных проблем в судьбе человеческой цивилизации заметили и оценили ученые.

В 1972 году рядом ученых был опубликован большой доклад “Пределы роста”, как итог масштабных исследований. В этом докладе дается прогноз развития человечества исходя из мировых тенденций роста численности населения, объемов индустриального и аграрного производства, темпов разрушения окружающей среды. Выводы прогноза сводились к тому, что при сохранении существующих тенденций в течение ближайших ста лет наступит предел в развитии, начнется деградация и вполне вероятна катастрофа мировой системы.

Выделяют ряд принципиальных особенностей глобальных проблем.

Во-первых, они носят планетарный, общемировой характер, затрагивая жизненные интересы всех народов и государств.

Во-вторых, нуждаются в неотложных решениях, для чего требуются коллективные усилия всех государств, межгосударственных объединений, мирового сообщества.

В-третьих, вследствие неразрешенности они угрожают всему человечеству, ведут к регрессу, гибели цивилизации.

2. Международное сотрудничество в решении глобальных проблем.

Масштабность, долговременность существования, взаимозависимость глобальных проблем свидетельствуют о том, что разрешить их можно только на основе широкого международного сотрудничества.

Широкое международное сотрудничество в решении глобальных проблем выделяет ряд фундаментальных условий.

Первым фундаментальным условием является массовое осознание всей серьезности данных проблем для судьбы человечества.

Г. Дойли в книге “К обществу стабильности” предложил высокоразвитым странам перейти к стационарному характеру экономики и стабилизировать потребление, не наращивать объемы использования природных ресурсов. Он ориентировал их на развитие, обеспечивающее сбалансированность экономической и экологической систем.

Вторым принципиально важным условием является обеспечение мирного развития, отход от военного противостояния и противоборства. На этом пути возможно резкое сокращение военных затрат и использование высвобождающихся таким образом громадных ресурсов в интересах человечества. Ситуация стала принципиально меняться в пользу мира в результате ликвидации противостояния двух политических систем. Значительно ослабла международная напряженность, осуществляется сохранение ядерных арсеналов, численности войск, военных бюджетов во всех крупных странах мира. Активнее развернулся процесс мирного урегулирования региональных конфликтов, создаются новые демилитаризованные и безъядерные зоны.

Третьим условием объединения планеты в решении глобальных проблем выступает широкое и всестороннее сотрудничество, которое должно быть взаимовыгодным, всеобщим и разноуровневым. Оно призвано сплотить цивилизацию, дать практический опыт современного решения любых проблем, т том числе и глобальных.

Международное сотрудничество имеет несколько уровней – двусторонний, многосторонний, региональный, всемирный. Каждый уровень специфичен не только масштабом решаемых задач, но и характером политических процессов, значимостью достигаемых результатов.

3. Глобальные проблемы и международные организации.

Важнейшую роль в решении глобальных проблем современности призваны играть международные организации. В центре внимания международных организаций находятся вопросы охраны окружающей среды, которыми занимаются Международный союз природы и природных ресурсов, Научной комитет по окружающей среде Международного Совета научных союзов, “Программа ООН по окружающей среде” (ЮНЕП) и др. Основные направления ее деятельности: охрана атмосферы, региональных условий жизни людей, наземных живых ресурсов; экологические аспекты планирования населенных пунктов, борьба с эрозией почв и опустыниванием, организация всемирной службы слежения за состоянием природной среды; разработка международного экологического права; развитие природоохранного образования. Реализуя данные направления, ЮНЕП вместе с другими организациями поставила экологическую проблему в центр мировой политики.

Центральное место в деятельности международных организаций занимают вопросы экономического развития, энергетики, науки и техники, продовольствия.

Самое серьезное внимание уделяется международными организациями вопросам войны и мира, ограничения и прекращения гонки вооружения.

В последнее время большое количество международных межправительственных и ряд неправительственных организаций проводят десятки тысяч международных конференций, совещаний, встреч с участием государственных и общественных деятелей большинства стран мира.

Все это свидетельствует о реальной и возрастающей роли международных организаций в процессе осмысления и разрешения самых ответственных вопросов современного развития цивилизации

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *