казанский договор по карабаху
Казанская Формула для решения нагорно-карабахского конфликта
Нагорный Карабах. Казанская Формула для решения нагорно-карабахского конфликта была разработана еще более 10 лет по инициативе России, еще при активном участии президента Медведева. Именно эту формулу Россия предлагает уже 10 лет Армении и Азербайджану.
Руководство этих стран согласно с ней на 95%, готовы подписать, но не решаются. Ее смысл — перемирие путем взаимных уступок. Причем сила формулы в том, что каждая страна получает то, что ей нужно более всего.
1. Армения передает Азербайджану 7 районов вокруг Нагорного Карабаха. Эти районы стоят пустые. Они с самого начала были захвачены Арменией не для проживания, а как пояс безопасности (они большей частью между Арменией и Нагорным Карабахом) и дня будущего обмена с Азербайджаном по принципу «мир в обмен на землю». Но если Армения мечтает обменять эти районы на признание независимости Нагорного Карабаха, то Россия реалистично предложила обменять эти районы на безопасность.
2. Азербайджан снимает всю экономическую блокаду с Армении и Нагорного Карабаха. Турция тоже снимает блокаду.
3. Азербайджан оставляет переданные ему районы демилитаризованными.
4. Вводится демилитаризация границы Нагорного Карабаха и Азербайджана.
5. Вводятся войска нейтральных стран по мандату ОБСЕ по границе Нагорного Карабаха как гарантия безопасности.
6. Армения сохраняет под своим контролем часть 7-ми передаваемых районов, а именно — 2 коридора безопасности. Широких очень. Даже возможно, что 2 из 7 районов будут играть роль коридоров.
7. Нагорный Карабах получает временный статус. Начинаются переговоры о его постоянном статусе.
8. Окончательное решение судьбы Нагорного Карабаха передается будущему поколению. Предполагается, что при каком-то изменении ситуации создадутся условия для решения проблемы. Например, и Армения и Азербайджан могут войти вместе в состав Евразийского Союза. И в его рамках договориться. Или, как думают в ЕС, стать зависимой переферией ЕС, как западные Балканы. И тогда ЕС им продиктует условия окончательного компромисса.
9. Другие сопредседатели Минской группы ОБСЕ, Франция и США, не против этой формулы. Вообще, это один из немногих вопросов в мире, где нет жесткой конфронтации ЕС и США против России. Пока.
Вот реализация этой Казанской Формулы и может стать результатом войны сентября 2020. Руководители и Азербайджана и Армении готовы к ее реализации. Россия настойчиво требует от них подписать. Но в обществах обеих стран есть радикальные националистические настроения, которые не готовы принять никаких компромиссов. Небольшое поражение одной из сторон позволит ей легче согласиться с компромиссом.
Вопреки ожиданиям, армяно-азербайджанский саммит, проходивший при посредничестве России, завершился безрезультатно, сообщает «Эхо Москвы». От встречи Саргсяна и Алиева в Казани ждали принятия «дорожной карты» по решению карабахской проблемы. Однако в итоге саммит провалился. Стороны лишь отделались общими словами о «взаимопонимании».
Единственное, что может омрачить триумф президенту РФ,— это неожиданные сюрпризы в момент самих переговоров, отмечал «Коммерсант». «Принципиальная готовность подписать документ у Баку и Еревана есть,— подтвердил накануне высокопоставленный источник в российском руководстве.— Однако итоговые решения и формулировки будут утверждаться непосредственно в Казани, так что от внезапных трудностей мы не застрахованы».
Российский президент занялся примирением Азербайджана и Армении вскоре после войны в Грузии. Тогда Запад активно обвинял РФ в использовании в своих целях замороженных конфликтов на постсоветском пространстве, а потому Москва всячески старалась решить хотя бы один из них. Как рассказывали «Коммерсанту» российские дипломаты, сначала Россия попробовала восстановить территориальную целостность Молдавии, однако решить с наскока приднестровскую проблему не удалось. Именно после этого Кремль вплотную занялся карабахской темой.
«Президент воспринимает карабахское урегулирование как личную миссию,— рассказал высокопоставленный источник в Кремле. — Мир в Закавказье отвечает коренным интересам России, так что мы будем продолжать наши посреднические усилия ровно столько, сколько потребуется». Накануне у Дмитрия Медведева был шанс объявить, что эта миссия практически выполнена.
В итоге президенты Азербайджана и Армении выразили признательность лидерам России, США и Франции, которые являются сопредседателями Минской группы ОБСЕ, «за их постоянное внимание к проблеме нагорно-карабахского урегулирования». Они высоко оценили личные усилия президента РФ по содействию достижению договоренностей, сказано в совместном заявлении.
Что планировалось подписать
Содержание документа, который планировалось подписать в Казани, стороны держали в строгой тайне. Однако, как рассказал «Коммерсанту» один из западных дипломатов, участвовавших в подготовке соглашения, его суть заключается в безоговорочном принятии Арменией и Азербайджаном так называемых мадридских принципов.
Эти принципы записаны в документе, принятом сопредседателями Минской группы по нагорнокарабахскому конфликту (в нее входят Россия, США и Франция) в декабре 2007 года на саммите ОБСЕ в Мадриде. По его словам, до недавнего времени Баку и Ереван устраивали лишь некоторые принципы — причем каждого свои. В Казани планировалось, что стороны, наконец, примут эти принципы целиком.
Решающий шаг, по словам источника в МИД РФ, был сделан на мартовской встрече господ Медведева, Алиева и Саргсяна в Сочи. Согласованные там принципы включают поэтапное движение к решению конфликта — своего рода «дорожную карту». Для начала должны были быть подписаны основные принципы урегулирования, после чего Армения и Азербайджан при посредничестве РФ, США и Франции начали бы работу над мирным договором.
Затем Ереван должен был вернуть занятые во время войны азербайджанские территории вокруг Нагорного Карабаха, в том числе Физулинский, Агдамский, Джебраильский, Зангеланский, Кубатлинский и Кельбаджарский районы, а также 13 сел в Лачинском районе. Безопасность на этих территориях должны были поддерживать международные миротворцы. А в Лачинском районе был бы установлен коридор, связывающий Армению с Карабахом.
Правовой же статус Нагорного Карабаха через несколько лет определялся референдумом при условии возвращения беженцев. Главное же, по словам собеседника «Коммерсанта», знакомого с текстом документа, заключалось в том, что Баку и Ереван отказывались от использования силы для решения споров, причем в юридически обязывающей форме.
Если бы Ильхам Алиев и Серж Саргсян подписали эти принципы, в Казани действительно произошел бы прорыв. Впервые у Азербайджана и Армении появилась бы «дорожная карта» урегулирования одного из самых застарелых конфликтов на просторах бывшего СССР.
Карабахский конфликт начался в феврале 1988 года, когда населенная преимущественно армянами Нагорно-Карабахская автономная область (НКАО) заявила о выходе из Азербайджанской ССР. В сентябре 1991 года в центре НКАО Степанакерте было объявлено о создании Нагорно-Карабахской Республики (НКР). Официальный Баку признал данный акт незаконным и упразднил существовавшую в советские годы автономию Карабаха.
Результат встречи президентов Азербайджана и Армении в Казани, по итогам которой не было подписано соглашение по базовым принципам, не самый плохой вариант для Нагорного Карабаха, хотя именно такой исход был предсказуем, утверждают карабахские политики и эксперты.
По его мнению, ошибочно считать, что возможное принятие предложений посредников может зафиксировать прогресс в переговорном процессе.
Итоги можно оценить позитивно в том смысле, что предложенные сопредседателями Минской группы ОБСЕ базовые принципы и элементы к ним не были приняты
Также он заметил, что «судя по принятому в Казани совместному заявлению президентов Азербайджана, Армении и России, базовые принципы все еще остаются на столе переговоров, и не произошло полного отказа от этой опасной схемы урегулирования».
Напомним, предложенные принципы ранее активно критиковались обществами всех участников конфликта Арменией, Азербайджаном и Нагорным Карабахом.
Эксперт отметил, что «создание благоприятной атмосферы в зоне конфликта является минимально необходимым условием для продолжения мирного диалога».
. документ не был подписан, потому, что ни одна из сторон не готова к этому – ни власти, ни общество.
Директор Центра гражданских инициатив Альберт Восканян считает, что Нагорный Карабах должен положительно реагировать на то, что в Казани не было подписано документа.
Также он полагает, что «документ не был подписан, потому, что ни одна из сторон не готова к этому – ни власти, ни общество».
По его словам, «в Карабахе много говорят, что в основных принципах есть компромиссы со стороны Армении, но ведь и со стороны Азербайджана также есть компромиссы, просто мы не все подробности знаем».
Прорыв в карабахском урегулировании означал бы и прорыв в армяно-турецких отношениях
Представитель Демпартии Карабаха и председатель постоянной комиссии по внешним отношениям Народного собрания Нагорного Карабаха Ваграм Атанесян констатировал, что «в Казани был ожидаемый результат, и ничего экстраординарного от этой встречи не стоило ожидать». По его мнению, можно сделать вывод, что у Азербайджана нет желания идти на мирное разрешение конфликта.
Атанесян убежден, что «если посредники, или международное сообщество заинтересовано в мирном урегулировании конфликта, то перед Азербайджаном должно ставиться четкое условие».
Парламентарий, говоря о «провале встречи», указывает на то, что причины надо искать, в том числе, и в Турции.
Кроме того, с точки зрения Атанесяна, «для казанской встречи посредники или российская сторона выбрала не самый подходящий момент».
Казанская встреча является звеном в цепочке негативного развития для армянской дипломатии.
Противоположное мнение высказал лидер партии «Социальная справедливость» Карен Оганджанян. На его взгляд, «казанская встреча является звеном в цепочке негативного развития для армянской дипломатии».
«Кавказский узел» ранее сообщал, что неправительственные организации Нагорного Карабаха выступили с заявлением «касательно предложенных сопредседателями Минской группы ОБСЕ базовых принципов по урегулированию карабахского конфликта». Они отметили, что «не намерены признавать никакие документы, подписанные Арменией и Азербайджаном по данным принципам».
Напомним, по итогам встречи в Казани действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Литвы Аудронюс Ажубалис выступил с заявлением, призвав стороны карабахского конфликта к продолжению усилий по достижению всестороннего мирного урегулирования проблемы.
Автор: Алвард Григорян источник: корреспондент «Кавказского узла»
Мадридские принципы, Казанский документ, или предложения Лаврова?
От Мадрида до Казани
После развязанной 2 апреля Азербайджаном войны одно из сделанных официальным Ереваном заявлений, кажется, осталось незамеченным. Пресс-секретарь МИД РА Тигран Балаян заявил, что на столе переговоров находится Казанский документ. Это, по сути, было ответом на заявление главы МИД РФ Сергея Лаврова, сделанного в Баку, заявление о том, что у РФ есть предложения касательно карабахского урегулирования: «У нас есть предложения, которые мы стараемся активнее задействовать совместно с сопредседателями в интересах достижения договоренности между Арменией и Азербайджаном. Я рассчитываю, что мы также сможем уделить внимание этим вопросам в среднесрочной, долгосрочной перспективе»,- отметил Лавров. Глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедьяров в свою очередь отметил, что азербайджанская сторона активно работает над представленными Лавровым в прошлом году предложениями.
Начиная с 2007 года неоднократно заявлялось о том, что сопредседатели представили сторонам обновленный вариант Мадридских принципов. А в июне 2011 года – перед встречей в Казани было объявлено, что 5 марта того же года в Сочи был представлен вариант документа, который устно был согласован между сторонами конфликта.
Что представляет из себя Казанский документ, на принятие которого долгое время надеялись страны-посредники? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить, что представляет из себя документ под названием «Мадридские принципы», который был представлен сторонам в ноябре 2007 года в Мадриде – на встрече глав МИД стран ОБСЕ. Документ был опубликован в армянской прессе, в частности, в газете «Айкакан жаманак» в июне 2011 года.
Читайте также
«Мадридские принципы» — условное наименование базовых принципов. Базовые принципы были предложены главам МИД Армении и Азербайджана 29 ноября 2007 года в Мадриде. В принципы, примерно полтора года державшиеся в тайне, были внесены некоторые изменения, и 10 июля 2009 года в рамках саммита «Большой восьмерки» в Аквиле президенты стран-сопредседателей МГ ОБСЕ – США, России и Франции впервые официально частично обнародовали обновленный вариант «Мадридских принципов». Позднее, 26 июня 2010 года, на саммите «Большой восьмерки» в Мускоке (Канада) сопредседатели вновь вкратце представили указанные принципы, призвав президентов Армении и Азербайджана сделать еще один шаг, завершить работу над базовыми принципами и перейти к разработке проекта Мирного соглашения. 26 мая того же года в Довиле, в рамках саммита «Большой восьмерки», руководители стран-сопредседателей распространили другое совместное заявление по Карабаху, в котором призвали президентов Армении и Азербайджана проявить политическую волю и в ходе трехсторонней встречи президентов Армении, Азербайджана и РФ в Казани завершить работу над базовыми принципами.
Представляем базовые принципы мирного урегулирования Карабахского конфликта, предложенные 29 ноября 2007 года в Мадриде.
1) Окончательный статус НК будет определен путем плебисцита, который подразумевает свободное и справедливое (genuine) волеизъявление населения НК. Сроки и детали (modality) плебисцита стороны согласуют в ходе дальнейших переговоров. Под населением НК понимаются жители всех национальностей, проживавших в НКАО в национальных пропорциях 1988г. В ходе плебисцита ограничения в формулировке вопроса не будет.
2) В течение промежуточного периода, до определения окончательного юридического статуса НК, его жители будут иметь определенные права и преимущества, которые будут определены, согласно излагаемым принципам в Мирном соглашении.
— У жителей НК должно быть право социальной и экономической жизнедеятельности в демократическом обществе, защиты и контролирования безопасности, согласно международному праву.
— У населения НК будет право избирать должностных лиц для управления в течение промежуточного периода. Эти должностные лица будут осуществлять законодательную и исполнительную власть, а также создадут суды. Эти должностные лица будут иметь право организовывать выборы в районах, предусмотренных по Мирному соглашению.
— Промежуточные власти НК будут иметь статус наблюдателя на тех сессиях ОБСЕ, где будут обсуждаться вопросы, касающиеся НК. Они могут вступать в те организации, в которых международно признанный статус не обязателен.
— НК может получать финансовую помощь от зарубежных стран и международных организаций.
3) Армянские силы выводятся из всех территорий, сопредельных с бывшей НКАО.
— Армянские силы выводятся из Кельбаджарского района. Ограниченное военное соединение будет дислоцироваться на той территории, которая будет определена Международной Переходной Комиссией, до подписания Мирного соглашения.
— Контроль над Кельбаджарским районом будет осуществлять Международная Переходная Комиссия, куда будут входить представители Армении и Азербайджана. Комиссия будет осуществлять постоянный международный мониторинг Кельбаджарского района. Отъезд населения из Кельбаджарского района будет поощряться.
— Выселенные азербайджанцы вернутся в Кельбаджарский район после подписания Мирного соглашения.
4) Армению и Карабах должен соединять коридор согласованной ширины. До решения окончательного статуса НК этот коридор сохранит тот статус, который существовал на момент подписания документа. После определения окончательного юридического статуса НК статус коридора будет урегулирован, учитывая окончательный статус НК.
5) 5) На основе положений Мирного соглашения все внутренне перемещенные лица и беженцы имеют право на возвращение на добровольных началах с того момента, когда Комиссар ООН по делам беженцев объявит, что безопасность прежних мест жительства обеспечена. Все лица, вернувшиеся в свои населенные пункты, будут без дискриминации пользоваться правами человека и основными свободами. Их сосуществованию должны способствовать все стороны, преследуя цель ослабить напряженность, а также урегулировать экономическое, политическое и социальное положение армян и азербайджанцев.
6) До вступления в силу Мирного соглашения будет осуществляться Международная миротворческая операция для мониторинга демилитаризации и безопасности районов. Миротворческие единицы будут сформированы из войск. Предоставление войск для миротворческой деятельности будет осуществляться на добровольных началах. Каждая сторона имеет право вето на выбор другой стороны.
В документе имеется также заключение, где, помимо обобщающих оценок, отмечается, что Базовые принципы предусматривают создание 4 комиссий. Первая должна разработать «Детали осуществления плебисцита», вторая должна уточнить «Будущий статус коридора», третья должна разработать «Полную передачу Кельбаджарского района Азербайджану» и четвертая должна обсудить «Дополнительные вопросы, касающиеся реализации Базовых принципов».
Ожидания перед Казанью
В середине апреля 2011 года сопредседатели Минской Группы ОБСЕ Роберт Брадке, Бернар Фасье и Игорь Попов в завершение очередной региональной встречи распространили заявление, в котором отмечали, что обсудили со сторонами конфликта последующие шаги, направленные на достижение соглашения на основе Базовых принципов и констатировали, что «настало время для завершения и утверждения основных принципов урегулирования нагорно-карабахского конфликта, а также разработки мирного соглашения». «Опираясь на совместное заявление, сделанное 5 марта в Сочи президентами Азербайджана, Армении и России, сопредседатели также представили сторонам проект механизмов для расследования инцидентов вдоль линии соприкосновения с участием всех сторон»,- говорилось в заявлении.
Уже в мае официально было объявлено, что встреча президентов Армении и Азербайджана состоится 25 июня в Казани. До этого трехсторонняя встреча президентов Армении, Азербайджана и России состоялась 5 марта 2011 года в Сочи. В мае 2011 года в рамках саммита «Большой восьмерки» во французском городе Довиль президенты приняли совместное заявление по карабахскому урегулированию, в котором призвали лидеров Армении и Азербайджана «продемонстрировать политическую волю и завершить работу над Основными принципами», подготовить население обеих стран к миру. В совместном заявлении Бакара Обамы, Дмитрия Медведева и Николя Саркози говорилось, что дальнейшее затягивание только поставит под вопрос приверженность сторон к достижению договоренностей.
Заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков, комментируя совместное заявление президентов РФ, США и Франции выразил уверенность, что шансы на мирное разрешение лучше, чем раньше. «Мы работаем над тем, чтобы его приблизить. Нет оснований говорить, что мы стоим на пороге нового конфликта». Что касается официального Баку, что глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедьяров на том этапе отметил: «Процесс по Нагорно-Карабахскому конфликту активизировался, сейчас идет интенсивная работа над согласованием базовых принципов. Однако согласование базовых принципов еще не означает достижение мирного соглашения. Нельзя допустить того, чтобы после согласования принципов еще 70 лет пришлось бы работать над мирным соглашением. Если базовые принципы принимаются, то в течение 6 — 12 месяцев должна быть завершена работа и над соглашением».
В 2011 году из Баку звучали заявления о размещении миротворческих сил
Создавалось впечатление, что власти Азербайджана, являющиеся сторонниками скорейшего подписания Мирного соглашения, на переговорах в Казани примут базовые принципы. В начале июня заместитель руководителя администрации президента Азербайджана, заведующий отделом по иностранным связям Новруз Мамедов заявил, что официальный Баку от встречи, которая намечается 25 июня в Казани между президентами Армении и Азербайджана, ждет определенного продвижения переговорного процесса: «Не исключаю, что в результате казанских переговоров будет подписан документ. Это зависит от Армении. Главный вопрос сейчас в том, что и Азербайджан, и международные организации, и посредники выступают за изменение статуса-кво. Надеюсь, что Армения найдет в себе силы для проявления конструктивного подхода и для достижения прогресса в вопросе урегулирования конфликта».
В начале июня официальный Баку выступил с более интересным заявлением. Достигнуто соглашение о миротворческих силах, которые будут размещены в Нагорном Карабахе, неожиданно заявил глава МИД Азербайджана. Эти силы, по словам главы внешнеполитического ведомства Азербайджана, будут сформированы не из числа стран-сопредседателей и не из числа региональных стран. По словам Мамедъярова, размещение миротворческих сил в Нагорном Карабахе включено в базовые принципы урегулирования конфликта. «Решение Нагорно-Карабахского конфликта должно осуществляться поэтапно, и все этапы взаимосвязаны друг с другом»,- отметил он.
Заместитель министра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов в свою очередь, касаясь заявления президентов стран-сопредседателей Минской Группы ОБСЕ, сделанного 26 мая в Довиле, отметил: «Мы очень внимательно прочли совместное заявление президентов Франции, России и США в Довиле. Азербайджан уважает все принципы Хельсинкского Заключительного Акта и понимает, что право самоопределения народов должно выполняться в соответствии с принципом территориальной целостности государства. Азербайджан готов к гибкости и компромиссам в рамках всеми принятых принципов международного права. Статус самоопределения может обсуждаться в последующем этапе с участием обеих общин Нагорного Карабаха — азербайджанской и армянской, и надеемся, что обсуждение состоится. Мы надеемся, что таким путем мы сможем прийти к соглашению с Арменией. Мы тоже согласны с заключением президентов стран-сопредседателей о том, что неприемлем нынешний статус-кво. Ни на каких переговорах территориальная целостность Азербайджана не является темой обсуждений. Статус самоопределения двух общин должен быть решен в рамках территориальной целостности Азербайджана».
Официальный Баку в июне 2011 года почти каждый день выступал с новыми заявлениями. В начале июня Мамедьяров признался, что армянская сторона выдвигает вопрос уточнения сроков волеизъявления НК. «По этой причине многие вопросы «Дорожной карты» остаются несогласованными. Их согласование проложило бы путь для разработки мирного соглашения», — отметил он.
Отвечая на вопрос, будут ли согласованы в Казани Мадридские принципы, Мамедьяров ответил: «Об этом говорить рано, я не Нострадамус».
Тогда как посредники связывали большие надежды с казанской встречей. Польский журнал Nowa Europa Wschodnia (Новая Восточная Европа) опубликовал интервью личного представителя Действующего председателя ОБСЕ в зоне Нагорно-Карабахского конфликта Анджея Каспршика, в котором он, в частности, отметил: «Сегодня уже известно, что является невозможным, поэтому дело дошло до сближения позиций. Оказалось, что некоторые из предложенных решений не имели шансов на успех. Это касается в основном тех, которые «поставили бы точку над «и»: не соглашалась или одна, или другая сторона. Была предложена концепция — оставить Нагорный Карабах с сохранением широкой автономии в составе Азербайджана. Однако армяне не согласились на это. Была также идея отделения этого региона от Азербайджана, но азербайджанцы были против. Это сложная ситуация: этот конфликт – как динамит для президентов Азербайджана и Армении, который взорвется, если они сделают неверный шаг. Они могут лишиться должности, следовательно, должны быть осторожнее. Азербайджан находится в том выгодном положении, что имеет газ и нефть, от которых получает большую прибыль. Его военные расходы – больше, чем весь бюджет Армении. В свою очередь, армяне занимают значительно лучшую позицию – в горах, тогда как азербайджанцы дислоцированы в долинах. С 2004 года мы движемся в сторону обозначения общих рамок соглашения и в этом вопросе достигнуто многое. Предложения консенсуса были публично заявлены президентами стран-сопредседателей МГ ОБСЕ – Францией, Россией и США. Они касаются освобождения территорий вокруг Нагорного Карабаха с оставлением Лачинского коридора, соединяющего его с Арменией, возвращения беженцев на возвращенные земли, а также обеспечения гарантий безопасности странами, которые могут это сделать, то есть членами Совета Безопасности ООН. Далее, до подписания окончательного мира, что может произойти после проведения на этой территории референдума, существует вопрос промежуточного статуса Нагорного Карабаха. Специальный статус не должен значительно отличаться от статуса, который имеет Нагорно-Карабахская Республика в данный момент. Необходимым в это время станет международное признание этого временного образования. После принятия рамочного соглашения будут проведены переговоры над деталями».
В том же интервью Каспршик констатировал, что все еще осталось еще много невыясненных вопросов, например, касательно коридора, соединяющего Армению с Нагорным Карабахом: необходимо согласовать детали, то есть какой ширины должен быть этот коридор, или кто должен его контролировать до подписания мира. По словам Каспршика, проблемой также является референдум, который армяне видят в качестве простого голосования населения Нагорного Карабаха согласно переписи 1989 года, тогда армян было практически в три раза больше чем азербайджанцев: «Тогда как Баку, считая Нагорный Карабах частью своей территории, ссылается на собственную Конституцию, предполагающую голосование, охватывающее весь Азербайджан. Поэтому, о конкретной дате референдума пока не говорится».
В начале июня сопредседатели снова совершили визит в регион. В Степанакерте, отвечая на вопрос об «обновленных Мадридских принципах» Игорь Попов отметил, что он не является сторонником подобной формулировки. Дипломат отметил, что на каждой встрече звучат предложения, и сейчас есть документ, многие вопросы которого нуждаются в доработке. Российский посредник тогда не исключил, что последний вариант Мадридских принципов будет согласован в Казани.
Сопредседатели подчеркивали, что в конце июня в Казани президенты Армении и Азербайджана могут одобрить окончательный документ урегулирования Карабахского конфликта.
10 июня президент Азербайджана Ильхам Алиев в Любляне на совместной пресс-конференции с президентом Словении Данило Тюрком заявил: «Сейчас созданы хорошие условия для справедливого решения карабахского конфликта».
11 июня в Москве состоялась встреча глав МИД РФ, Армении и Азербайджана: «В ходе обсуждения сторонам удалось сблизить позиции по ряду ключевых вопросов Базовых принципов нагорно-карабахского урегулирования»,- отмечалось в заявлении, распространенном МИД РА.
Обобщение – в номере «Аравот» от 20 апреля.
Эмма Габриелян
Газета «Аравот»
19.04.2016г