Щипок на гитаре что такое
Упражнение на гитаре! Тренировка «щипка». Видео-урок!
Упражнение на гитаре для пальцев обеих рук!
Правой рукой нужно все время играть щипком струн:
бас-(3+2+1)->бас-(3+2+1) — и так повторять…
Последовательность аккордов и извлечение басовых и нижних струн:
На аккорде Am извлекаем:
И движемся в обратном порядке… Так 2 раза…
Без паузы переходим на Dm (зажимаем его так, чтобы безымянный палец был свободным) и извлекаем:
— 5-ю на 3-м ладу (безымянным)-> 3 нижних
Также без паузы переставляем пальцы на аккорд Hm7-5 и извлекаем:
— 5-ю на 2-м ладу-> 3 нижних
— 4-ю на 3-м ладу-> 3 нижних
Повторяем все начиная с аккорда Dm …
Не останавливаясь переходим на заключительный аккорд E и играем:
— 4-ю струну на 2-м ладу (безымянный в аккорде)-> 3 нижних
— 5-ю на 3-м ладу (безымянным)-> 3 нижних
— 5-ю на 2-м ладу (средний)-> 3 нижних
И повторяем эти 4 пункта еще раз.
__ Таким образом получиться довольно ритмичная мелодия!
Для начала важно просто сыграть это все без ошибок, а значит медленно. Потом можно ускориться, чтобы улучшить свой навык!
Для наглядного примера записал видео данного упражнения, с пояснением:
Щипок на гитаре. Техника и описание приема игры с видео примерами
Щипок на гитаре. Общая информация
Щипок на гитаре – один из широко используемых приёмов. Применяется как новичками, так и профессионалами. В профессиональной музыке элементы несколько усложняются. Сначала разберём простые методы, доступные для начинающих, позже перейдём к более сложным.
Как играть щипком на гитаре
Положение рук
Правая рука на гитаре находится в расслабленном состоянии. Предплечье (часть от кисти до локтя) примерно по середине опирается на корпус гитары. Если в таком положении опустить пальцы вниз (как бы «расправив» их вдоль струн), они выходят за пределы первой струны примерно на расстоянии одной фаланги указательного пальца. Такой «запас» делается для того, чтобы было удобно исполнять этот элемент и свободно действовать большим пальцем.
Такой щипок на гитаре можно играть ближе к подставке. Звук будет более острым и насыщенным. Но не стоит постоянно так делать (это может расшатать подставку). Менее острым, но более глубоким будет звук, исполненный над розеткой. При этом кисть уже не расслаблена, а вытянута, получается примерный угол 45 градусов относительно всех струн.
Сама ладонь оставляет большой промежуток от струн – он составляет примерно 6-8 см. Это необходимо для свободного исполнения. Большой палец немного выгнут «наружу» и готов дёргать басовые струны.
Как защипывать струны
Основная задача при игре на гитаре щипками – зацепить одновременно несколько струн.
Пускай будет классический случай с защипом трёх струн. Это будут указательный, средний и безымянный. Они располагаются на 3,2,1 струнах соответственно. Согнуты во второй фаланге и частично в первой. Получаем округлённые пальцы. Теперь следует положить их на струны. Упираемся подушечками приблизительно на 0,5 см. от ногтя. Чем более быстрое произведение, тем скорее и острее следует делать движения. Тем ближе располагаем к ногтю (играем практически им), чтобы подушечка не «буксовала» в струне.
Когда опора сделана, совершаем дергающее движение снизу вверх. Пальцы будто пружинятся. Не следует при этом сгибать их близко или тем более прижимать к ладони. Они должны уйти со струн не более чем на пару сантиметров. Не следует прилагать каких-то особых усилий. Это естественное движение, как если бы вы просто подвигали пальцами без гитары.
Атака зависит от характера произведения. Но сам щипок при этом резкий, а не размазанный. Звук должен получиться чётким и понятным. Главное извлекать его с каждой струны одинаково, не передавливая какую-либо из них. Кроме того, звучание должно получиться одновременным – при этом образовывается созвучие.
После извлечения обычно требуется приглушить. Это в точности повторяет процесс постановления пальцев на струны. Стоит отдельно потренировать щипок-заглушка. Большой палец обычно извлекает бас.
Техника щипка с медиатором
Более «продвинутой» техникой является использование медиатора. При этом плектр держим большим и указательным. Это нужно для блюзовой, джазовой, эмбиент музыки, применяется в фингерстайле.
Основная проблема того как играть щипком на гитаре с медиатором – это координация. Для начала следует научиться исполнять щипок средним-безымянным и мизинцем, так как эта комбинация чаще всего будет встречаться. Затем необходимо одновременно дёрнуть и бас, и струны. Это трудный момент, над ним придётся посидеть. Сначала просто возьмите один аккорд, затем увеличивайте их число. Медиатор не должен быть вялым – движение вниз чёткое и уверенное, совместно с другими пальцами. Также следует освоить и поочерёдное извлечение баса медиатором и пикинга.
Ритмические рисунки щипком
Классический рисунок
Вальсовый щипок
Блатной рисунок
Самый простой – один бас, один защип. Несмотря на название, блатной бой применятся в песнях самых разных жанров.
Щипковые переборы
Чаще всего дёргаем 3, но могут быть и 2, и 4. В зависимости от исполняемого произведения, это либо 1-3, либо 2-4 (могут быть другие комбинации). Также иногда играют через одну, используя мёртвые ноты, но это частные случаи.
Также разнится и количество самих щипков подряд. Это диктуется либо размером песни и замыслом композитора, либо более свободным представлением самого гитариста.
Песни с щипком на гитаре
Чтобы в совершенстве овладеть игрой на гитаре щипками, следует, разучит несколько песен с применением этого приема.
Заключение
Это несложный приём, который значительно разнообразит вашу игру. Более того, во многих случаях он является обязательным и без этого нельзя сыграть много красивых вещей.
Виды переборов на гитаре: схемы, табы и ноты, примеры из песен
Перебор на гитаре – от слова «перебирать». Перебирать струны пальцами, медиатором, взявши аккорд на ладах. Но это определение по-простому, по-народному. Если по музыкальной теории, то перебор – это есть арпеджио: звучат (извлекаются) последовательно звуки аккорда.
Игра перебором – мощный художественный приём в аккомпанементе. Для вокала и инструментальных соло он создаёт особенную гармоническую красоту.
Существуют различные виды переборов на гитаре:
И в этой статье вы познакомитесь со всем этим многообразием. Переборы на шестиструнной гитаре простые и сложные, распространённые и необычные – пригодятся для акустической гитары и электрогитары, для аккомпанемента к песне, как вторая партия гитары при игре дуэтом, для инструментальных аранжировок (в группе).
Внимание! Если вы вообще ещё не умеете играть перебором, только начинаете изучать этот приём, рекомендуется план занятий для новичков: 1 – изучение обозначений, 2 – освоить схемы для начинающих: основной вид «шестёрки», «восьмёрки», «четвёрки», щипком (бас+аккорд), вальсовый (см. в блоках первые схемы). И только потом приступать к изучению остального материала (разновидности, добавление штрихов, сложные переборы).
Названия, обозначения и как играть
Записывается гитарный перебор, как и любой другой музыкальный материал, нотами и табами (подробней о табулатуре здесь). Но есть и другие способы обозначения – проще, наглядней:
Цифрами. Выписывается в строчку цифрами последовательность струн (6-ая – басовая; 1-ая – самая тонкая).
Более универсальный формат – вместо басовой струны используется слово «бас»:
Где «бас» указывает, на то, что можно использовать любую басовую струну (6-ую, 5-ую или 4-ую) в зависимости от аккорда. То есть вместо «бас», к примеру, на Em последовательность – 6 (бас)-3-2-1-2-3, на Am: 5(бас)-3-2-1-2-3 и т.д.
Схема игры перебором. Шесть линий – это 6 струн гитары. Первая струна в схеме – самая тонкая, шестая – басовая, толстая. И точки на линиях – последовательность перебирания струн. Читается слева направо: защипываем или ударяем струны согласно расположению точек.
Игра перебором возможна и пальцами, и медиатором. Способ звукоизвлечения выбирается в зависимости от стиля, предпочтений гитариста.
Для пальцев правой руки принимаются обозначения латинскими буквами:
Для большинства простых переборов на гитаре, распространенных в песенном аккомпанементе, применяется стандартная аппликатура пальцев правой руки:
Соответственно, аппликатура (рассмотренная и другие варианты) для пальцев правой руки может дополнительно указываться в нотах, табах, схемах – буквами (p, i, m, a).
Когда играется перебор медиатором, тоже применяются разнообразные варианты штриха.
удары по струнам только вниз:
басовая – вниз, остальные – вверх:
переменным штрихом – вверх-вниз:
Основные виды перебора: «восьмёрка», «шестёрка», «четвёрка»
Некоторые гитарные переборы условно называют по количеству звуков – сколько в последовательности перебора ударов по струнам. «Восьмёрка» – 8 звуков, «шестёрка» – 6 звуков, «четвёрка» – 4 звука. Все эти виды переборов соответственно имеют дополнительные разновидности. Разберём подробно схемы и названия, и научимся играть.
«Шестёрка»
Классический. Универсальный – подойдёт для множества песен. В первую очередь рекомендуется для новичков, тем, кто только начинает изучать переборы для гитары.
В цифрах: бас-3-2-1-2-3
Используется стандартная аппликатура для пальцев правой руки: бас (p)-3(i)-2(m)-1(a). Играем на счёт, на каждую долю защипываем струну в указанной последовательности: раз, два, три – раз, два, три.
Такой перебор звучит во вступлении песни Nothing Else Matters группы Metallica:
Обозначение «let ring» в табах указывает на то, что струны не глушатся: продолжают звучать, как бы наслаиваясь на последующие звуки.
Играется на открытых струнах – получается аккорд Em. Используйте как упражнение для освоения «шестёрки». Выдерживайте ритм. Каждый звук перебора на счёт – раз, два, три + раз, два, три.
Когда пальцы перестанут «сбиваться», чётко зазвучит каждая струна, сыграйте «шестёркой» небольшую последовательность аккордов.
В 7 т. схема перебора немного смещается – без первой струны: 5-4-3-2-3-4:
Получается более низкий оттенок. Попробуйте использовать эту схему на другие аккорды.
Ещё пример – песня Daemon Lover группы Shocking Blue. Последовательность «шестёрки» без изменений, но в другой ритмической фигуре. Играется четвертными триолями – на каждые две доли такта приходится по три ноты. Звучит оригинально в аранжировке.
Чтобы внести разнообразие в аккомпанемент, основную схему «шестёрки» можно изменять – менять последовательность струн, но в заданном ритме. И затем использовать как основной перебор, или чередовать с основной схемой.
Такой приём можно услышать в кавер-версии песни «Лирическая» (В. Высоцкого) в исполнении группы Чиж & Co.
Первые такты на Dm: после басовой – вторая струна, а не 3-я, как по основной схеме:
бас-2-3-1-2-3
В последующих тактах (на аккорды B7, A7, Em7b5) – обычная «шестёрка».
В 7 т. (A7) – всё тот же простой перебор, но первые два звука на басовых струнах:
5-4-3-1-2-3
В 13 т. – как обыгровка, «широкий перебор» на все шесть струн:
6-5-4-3-2-1
1 вариант аппликатуры – басовые большим пальцем:
2 вариант – басовые p-i-m:
16 т. и 17 т. – и ещё обыгровка на связку аккордов Asus4/A7 в завершении первой части куплета.
5-4-3-2-1-2
Обратите внимание, в 17 такте, в начале, с басовой одновременно защипывается 2-ая струна:
5+2-3-4-1-2-3
«Восьмёрка»
И «восьмёрка» один из универсальных, основных переборов. Довольно часто используется в аккомпанементе в различных музыкальных стилях.
Рекомендуется для начинающих после освоения перебора «шестёрка».
Основная (наиболее распространённая) схема «8»:
бас-3-2-3-1-3-2-3
Для «восьмёрки» используйте стандартную аппликатуру для правой руки – бас (p)-3(i)-2(m)-1(a). На каждую долю такта по два звука: раз (5, 3 струна) – два (2, 3) – три (1, 3) – четыре (2, 3).
После того, как освоите основную схему, можно изучить другие виды «восьмёрки»:
Интересный и легкий вариант «восьмёрки» без басовых струн звучит в интро акустической версии песни «Моя оборона» Егора Летова:
схема в полном виде – 2 т. и 3 т.:
2-3-2-3-1-3-2-3
Перебор из песни Unintended (гр. Muse): вторая часть перебора (обратно 4 звука) – последовательно 1,2,3,4 струну.
Фрагмент композиции в табах:
Схемы варьируются на басовых по аккордам:
например, на B7: 5-4-2-3-1-2-3-4
на E: 6-4-2-3-1-2-3-4
1 часть (4 звука) – последовательно от 6-ой; 2 часть – последовательно от 1-ой:
6-5-4-3-1-2-3-4
В песне «Романс» (Лист календаря) гр. Сплин первая часть перебора играется последовательно от басовой. В некоторых аккордах используется приём хаммер: на один щипок в переборе два звука – сначала звучит открытая струна и затем палец ставится на лад. Чтобы сыграть гитарную партию, нужно установить каподастр на 5 лад.
В 5 т., на аккорды Gm и A – перебор «четвёрка», который мы будем рассматривать далее в статье.
Схема немного изменяется на аккордах:
6-4-3-2-4-3-2-3
5-4-3-2-4-3-1-2
4-3-2-1-3-2-1-2
Последовательность на два такта:
1 т. – начинается с басовых: 5-4-1-3-2-3-1-3
2 т.: 2-3-1-3-2-3-4-3
Играть этот перебор можно пальцами или медиатором (переменным штрихом – вверх/вниз).
«Четвёрка»
Разновидность «четвёрка» – легкие переборы, но не так часто используются в песнях, как например, «шестёрка» или «восьмёрка». Тем не менее – красивые, звучат оригинально. Разберём разновидности в примерах.
Виды игры на гитаре перебором «четвёрка»:
Восходящий – последовательно от басовой к первой:
бас-3-2-1
Ещё разновидность «четвёрки» в восходящем движении на басовых струнах из темы Welcome Home (Metallica):
6-5-4-3
Обратите внимание, в композиции используется особый тип аккордов – квинты с открытыми струнами. Подробней о таких аппликатурах – в этой статье.
Нисходящий:
бас-1-2-3
Пример схемы – вступление известной баллады Still Loving You группы Scorpions:
И ещё простые переборы – как разновидности основной схемы «4»:
Вариант «четвёрки» из песни «Батарейка» гр. Жуки:
4-3-1-2
Красивый перебор в нижнем регистре (на басовых) звучит в песне «Это всё…» (гр. «ДДТ»):
6-4-3-4
Интересная разновидность – с одновременным защипыванием двух первых струн:
4-3-2+1-3
Этим перебором играется куплет песни «Печаль моя светла» Янки Дягилевой:
Ещё такая «четвёрка» довольно часто используется в романсах.
Красиво звучит и если в начале одновременно защипывать с басовой и первую струну:
4+1-2-3-1
Разновидности «четвёрки» можно чередовать в такте:
Например, как в The Call Of Ktulu:
4-1-3-2 – 4-2-1-2
Перебор щипком
Щипковый перебор, или перебор щипком – когда после извлечения звука на басовой струне одновременно защипывается три-две струны, обычно 1-ая, 2-ая, 3-я.
Простой, но и интересный по звучанию вариант – чередование баса и щипка:
бас-3+2+1
Этим перебором играется песня «Маленькая девочка» гр. «Крематорий»:
Ещё вариация этой схемы – чередование в обратном порядке: сначала щипок (или аккорд) – потом бас. Нередко такое звучание можно услышать и в партиях клавишных.
3+2+1-бас
Этот приём используется в куплете рок-баллады Don’t Speak гр. No Doubt:
Другая ритмическая разновидность щипкового перебора – вальсовый: бас и два щипка в ритме вальса – «раз, два, три»:
бас-1+2+3-1+2+3
Перебор + басовый ход
Оригинальное звучание получается, когда перед перебором или после перебора добавляется басовый ход – 2-4 ноты (иногда больше) на басовых струнах.
Начнём с более простых примеров – басовая нота аккорда повторяется (звучит два раза):
бас-бас-3-4-5
Это перебор из медленной части песни The Four Horsemen (Metallica): бас каждого пауэр-аккорда повторяется.
Такой же приём (с повтором баса) можно услышать в песне Sweet Home Alabama группы Lynyrd Skynyrd. Возможно, тема и послужила источником вдохновения для Metallica. Как известно, Lynyrd Skynyrd была одна из любимых групп Клиффа Бёртона, басиста группы.
Если обозначить схемой начало темы, получается:
басовый ход-5-2-3-4-2-3-4-2
Фактически басовый ход добавляется к разновидности перебора «восьмёрка». Похожий вариант аккомпанемента звучит в песне «Космический вальс» (Чиж & Co).
Придумайте перебор на другие аккорды, используя этот приём. Например, на Dm можно сыграть: ход на четвёртой струне ре(0)-ми(2)-фа(3) – и перебор «восьмёрка» (как в балладе Scorpions или какой-нибудь другой).
В схеме выглядит так:
5-4-3-2-1-2-3-5 | 5-4-3-2-1-2-3-4
Перебор с арпеджиато
«Арпеджиато» – это особая разновидность арпеджио, когда очень быстро последовательно перебираются звуки аккорда за счёт указанной длительности. Нечто среднее между обычным перебором и ударом по всем струнам на аккорде. В нотах обозначается волнистой линией, с направлением движения по струнам (от басовой или от первой).
Обозначение P.M. в нотах – palm muting – глушение струн ладонью правой руки.
В схеме с медиаторным штрихом:
5-арпеджиато (5-4-3)-3 | 5-4-3-4
Перебор условно состоит из трёх частей. На счёт в размере 6/8 играем:
Схемы перебора House of the Rising с указанием медиаторного штриха:
Сложные переборы
Сложные переборы, как правило, представляют собой комбинирование нескольких переборов в разном ритмическом оформлении. В том числе и с добавлением различных приёмов (удары по струнам, басовые ходы и т.д.). Другими словами, нет чётко установленного паттерна, или последовательности перебирания струн: на каждый аккорд или несколько аккордов перебор меняется.
Рассмотрим несколько примеров:
Вступление Planet Caravan (гр. Black Sabbath): перебор с ударами медиатором по аккорду:
Перебор с штрихами и затем две разновидности «четвёрки».
В балладе Don’t Cry (Guns N’ Roses) изменяются ритмические фигуры. Во второй части 2 т. и 5 т. красивая обыгровка с басовым ходом:
Схемы переборов из гитарной партии Don’t Cry:
На этом завершаем статью. Изучайте переборы из красивых, интересных, оригинальных композиций, придумывайте на их основе свои. Развивайте это навык. Чем больше будете знать переборов, тем лучше 😉 Этот приём таит в себе многие секреты шикарного гитарного аккомпанемента. Успехов в изучении!