Школьный референдум что это такое
Что скажут родители?
Людмила Александровна, начнем с главного. Почему школьный референдум в Москве приурочен к выборам президента? На этот счет в социальных сетях много высказывается догадок.
Зачем вообще москвичам школьные референдумы? Не проще ли решить назревшие вопросы на родительском собрании?
Людмила Мясникова: И на родительских собраниях решают. В этом референдуме важно то, что не только папы и мамы выскажут свое мнение, но и учителя, ученики, достигшие 14-летнего возраста и жители микрорайона, включая родителей будущих школьников. Часто слышишь: раньше было не так, как сейчас! Так пусть скажут, какой они видят школу рядом с домом? Всегда можно найти рациональное зерно и выбрать интересные идеи.
Какие же проблемы, по вашему мнению, заслуживают обсуждения на референдуме?
Не всплывут ли под шумок в школах торговые автоматы с шоколадками и чипсами, против которых так долго боролись родители?
А сколько всего вопросов могут предложить школы?
Людмила Мясникова: Важно, чтобы их было не больше четырех. Никто не хочет заполнять анкету, сидеть и ставить галочки непонятно, о чем. Сами вопросы должны лежать в компетенции школы, то есть те, которые волнуют и интересуют, и которые она в состоянии решить самостоятельно.
Когда должна быть сформирована повестка дня референдума?
Что будет, если референдум соберет меньше участников, чем рассчитывают организаторы?
Людмила Мясникова: Референдум будет считаться состоявшимся, если удастся собрать 51% от представителей школы. А вот вопрос будет считаться рассмотренным, если за него по обоим бюллетеням А и В проголосует 51%.
Как думаете, придут москвичи? Родители в Москве активные?
Какие вопросы чаще всего задают родители?
Как быстро удается решить проблему?
Людмила Мясникова: Дело в том, что мы взаимодействуем со всеми структурами департамента образования, поэтому ответить или решить любой вопрос очень просто. Тем более у нас нет месяца на решение, как у чиновников. Допустим, пришла жалоба или вопрос. Родители, если их слышат, не жалуются. Жалоба возникает потом, когда их не услышали или не ответили. Мы реагируем сразу. Чаще всего, к сожалению, наши родители не доходят до директора. И вот уже второй год я занимаюсь тем, что свожу директора и того, у кого есть вопросы. Папы и мамы часто задают вопрос тому, кого видят в школе. Это может быть методист, и воспитатель, и учитель. То есть тому, кто не может ответить и уж тем более оперативно помочь решить проблему. Тогда уж лучше обратиться к своему классному руководителю.
Школьный референдум
Материал из Vladimir
гражданской компетентности социального выбора и социального действия
учащихся младших классов
Содержание
Актуальность темы
В современном обществе становится актуальной проблема готовности человека к выбору и самостоятельному действию в разных сферах жизнедеятельности. К сожалению, в наших условиях политической и экономической нестабильности, обострения национальных отношений, крайне низкой стала политическая культура всего населения России, молодежи, в частности. А ведь от уровня гражданского образования и воспитания, от знания учащимися основ демократии, основных положений Конституции Российской Федерации, Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка во многом будет зависеть дальнейшее становление нашего гражданского общества и правового государства. В нашей школе давно действует программа гражданско-правового воспитания, направленная на формирование у учащихся компетентностей в гражданско-правовой сфере. Одними из составляющих таковых являются компетентность социального выбора и социального действия. Компетентность социального выбора – это способности, связанные с умением осуществить выбор и принять решение в конкретной социальной ситуации, при столкновении с конкретными социальными проблемами. Компетентность социального действия – это способность, связанная с задачами реализации сделанного выбора, принятого решения. В рамках реализации данной программы Советом учащихся школы было предложено провести школьный референдум.
Рождение идеи
Референдум – одна из форм прямого (непосредственного) участия граждан в управлении государством. Значение референдума состоит в том, что с его помощью граждане приобретают возможность воздействовать на формирование политики, как в органах государственной власти, так и на местном уровне. Голосование на референдуме является тайным, исключающим возможность контроля за волеизъявлением гражданина. На референдум выносится актуальный вопрос, требующий всенародного решения. Этот вопрос не должен ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека или гражданина. Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ. Задача школьного референдума максимально приблизить условия проведения к настоящему референдуму, чтобы учащиеся научились самостоятельно в полном объеме осуществлять свои права и обязанности, в первую очередь, пользоваться избирательным правом. В дальнейшем такой опыт участия в школьном референдуме пригодится во взрослой жизни, когда, став полноправными гражданами государства, выпускники будут выполнять свой социальный выбор, гражданский долг. Вопрос, вынесенный на референдум, был предложен самими учащимися: «Нужна ли современному ученику школьная форма?» Референдум был задуман как социальный проект.
Цели проекта
Используя знания, полученные на уроках, помочь ребятам осознать, что они как будущие граждане обладают правом прямо участвовать в управлении государством через выборы и референдум и этим воздействовать на формирование политики, как в органах государственной власти, так и на местном уровне. А в данном случае у них есть возможность влиять на политику школы. Задачи
№ | Деятельность |
---|---|
1 | Исследовать уровень политической культуры учащихся, их способность ориентироваться в вопросах прямой и представительной демократии |
2 | Определить содержание исследования, подготовить обучающий лекторий. Продумать формы агитационной работы и вовлечение в неё всех учеников школы. |
3 | Продумать время, место и ход проведения референдума |
Предполагаемые конечные результаты
Повышение уровня правовой и политической культуры, а так же качества знаний по основам избирательного права. Развитие чувства гражданственности и заинтересованности ребят в создании условий для развития школьного самоуправления.
Роль младших школьников в реализации данного проекта
Формы работ с младшими школьниками во время подготовки к референдуму:
• Презентация книги Яковлева «Ваши права, дети».
• Участие в конкурсе рисунков на тему «Современная школьная форма».
• Оформление агитационных стендов.
• Встречи с родителями, беседа «А в наше время….». Родители представляли свои школьные фотографии, рассказывали о своей школьной жизни.
• Встречи с членами школьной избирательной комиссии, беседа «Референдум. Что это?» Старшеклассники рассказывали о референдуме, его особенностях, о правилах проведения.
Деловая игра «Наш школьный референдум»
Участники: ученики 9 класса, их родители, учителя, ученики других классов.
Цель: повышение правовой культуры и формирование активной гражданской позиции школьников, родителей и учителей,
Форма мероприятия: деловая игра-викторина.
Предварительное задание группам:
1. Изучите содержание федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», закона Астраханской области «О местном референдуме в Астраханской области».
2. Подготовьте агитационное выступление по вопросу референдума.
1. Организационный момент
Слова учителя: «Здравствуйте, ребята, уважаемые родители и педагоги. Мы собрались сегодня, чтобы провести деловую игру «Наш школьный референдум». Давайте представим команды-участницы нашей игры: «Альфа» (команда встает и приветствует противников), «Сириус», «Креатив», «Художники-дизайнеры», команда родителей и команда учителей. В каждой игре есть жюри, которое будет оценивать ответы команд (жюри приветствует команды) и одновременно играть роль избирательной комиссии муниципального образования. Наша игра будет проходить в несколько этапов и завершится подведением итогов референдума. На первом этапе давайте проверим ваши знания об избирательном процессе. Каждая группа может выбрать любой вопрос, ответив на него правильно, группа получает 2 балла, за неполный ответ – 1 балл. Если группа не сможет ответить на вопрос, ответить на него могут другие группы. Право ответа на вопрос дается по очереди каждой группе. На столах каждой группы есть извлечения из федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и закона Астраханской области «О местном референдуме в Астраханской области», ими можно пользоваться при подготовке ответа, но помните, что время ответа ограничено 1 минутой. Итак, мы начинаем.
1 вопрос: что такое конституция?
2 вопрос: Что такое демократия?
3 вопрос: Что такое референдум?
4 вопрос: Что такое активное и пассивное избирательное право?
5 вопрос: Что такое правоспособность и дееспособность?
6 вопрос: Что такое абсентеизм?
7 вопрос: Что такое избирательная кампания?
8 вопрос: Кто такой избиратель?
9 вопрос: Кто такой кандидат?
10 вопрос: Что такое избирательный округ?
11 вопрос: Что такое предвыборная агитация?
12 вопрос: Что такое открепительное удостоверение?
3. Принципы проведения выборов и референдума – игра с болельщиками
Учитель: Сегодня мы с вами проводим игру «Наш школьный референдум». А знаете ли вы принципы проведения выборов и референдума? Давайте спросим у присутствующих здесь болельщиков.
Болельщики должны назвать принципы проведения выборов и референдума.
Граждане участвуют в выборах и референдуме на основе всеобщего равного и прямого избирательного права и волеизъявления при тайном голосовании.
Участие в выборах добровольное и свободное.
Граждане, проживающие за границей, находящиеся во время проведения выборов или референдума за пределами избирательного округа, к которому прикреплены, имеют все избирательные права.
Деятельность избирательных комиссий, комиссий референдума осуществляется открыто и гласно.
Все кандидаты равны в правах. Всем кандидатам предоставляются равные права и возможности для предвыборной агитации.
Государственные органы должны быть нейтральными и не использовать свое служебное, должностное положение для продвижения своего кандидата или во вред другому кандидату в период проведения выборов или референдума.
Учитель: Сейчас всем группам предлагается задание: расставьте по порядку этапы проведения референдума –
1. Создание участковой комиссии референдума.
2. Образование инициативной группы по проведению референдума.
3. Агитация по вопросам референдума.
4. Сбора подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума
5. Назначение референдума.
6. Опубликование результатов референдума.
7. Голосование по вопросам референдума.
Командам дается 3-4 минуты на выполнение задания. Они должны написать ответ на листе и сдать его жюри для проверки. За правильное выполнение команда получает 3 балла.
Учитель подводит итоги игры: Итак, каков же правильный ответ?
Порядок этапов проведения местного референдума:
1) 2. Образование инициативной группы по проведению референдума
2) 4. Сбора подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума
3) 5. Назначение референдума.
4) 1. Создание участковой комиссии референдума.
5) 3. Агитация по вопросам референдума.
6) 7. Голосование по вопросам референдума.
7) 6. Опубликование результатов референдума.
Учитель: Предоставим жюри возможность огласить результаты первых двух туров игры.
Жюри оглашает результаты 1 и 2 тура.
Учитель: Итак, инициативная группа учеников и учителей (в количестве 10 человек) обратилась в управляющий совет школы с предложением провести референдум о введении школьной формы. Управляющий совет проверил правильность формулировки вопроса. Избирательная комиссия зарегистрировала эту группу. Она собрала достаточное количество подписей участников референдума в поддержку проведения референдума. Сейчас избирательная комиссия их проверяет. А мы с вами тем временем будем разбирать разные ситуации, происходящие во время проведения референдума. За правильное решение команда получает 5 баллов, неполное – 1-4 балла, неправильное – 0 баллов.
Группы выбирают задание с ситуацией, им дается 4-5 минут на решение задачи. Решение они должны записать на листе и сдать жюри.
Учитель (после того, как все группы сдали свои решения жюри): Давайте посмотрим задание каждой группы и правильное решение.
Задание 1 группы: Инициативная группа жителей села, недовольная бездействием депутатов сельского совета, предложила провести на территории сельского совета референдум об их переизбрании. Однако, избирательная комиссия района отказала этой группе в регистрации. Почему?
Решение: На референдум не могут быть вынесены следующие вопросы:
1) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти Астраханской области, органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в Государственную Думу Астраханской области, органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов.
Задание 2 группы. Инициативная группа граждан предложила для проведения референдума вопрос: «Как нам сделать наше село чище и красивее?» Однако, представительный орган власти отказал им. Почему?
Решение: Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть, чтобы на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.
Задание 3 группы. Член избирательной комиссии разрешил дочери проголосовать за свою больную мать. Правомерно ли это?
Решение:Это неправомерно. В статье 52 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» п.3 сказано: «Каждый избиратель, участник референдума голосует лично, голосование за других избирателей, участников референдума не допускается». Но если мать не может самостоятельно расписаться в получении бюллетеня или заполнить бюллетень, она вправе воспользоваться для этого помощью дочери, при условии, что та не является членом комиссии, инициативной группы, наблюдателем. Надо устно предупредить КР.
Задание 4 группы. 2 марта Совет депутатов сельского совета принял решение о назначении голосования по вопросу референдума на 24 апреля. Правомерно ли это?
Решение: Да, правомерно, так как голосование на референдуме назначается на первое воскресенье после истечения 50 дней со дня принятия решения о назначении референдума.
Задание 5 группы: Коренное население казачьей станицы решило провести референдум о выселении с территории станицы граждан РФ, переселившихся сюда после 1991г. Насколько это правомерно?
Решение: Согласно Конституции, все граждане равны перед законом и обладают одинаковыми правами, в том числе и правом на выбор места жительства. Референдум по данному вопросу неправомерен, так как вопросы, выносимые на референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина.
Задание 6 группы: В списки участников референдума были внесены граждане Казахстана, постоянно проживающие в этом селе. Правомерно ли это?
Решение: Да, это правомерно, так как согласно закону Астраханской области «О местном референдуме в Астраханской области» ст.4 п3. «На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном настоящим Законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право участвовать в референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.
6. Создание участковой комиссии референдума и работа комиссии
Учитель: Итак, подписи были собраны правильно, управляющий совет назначил местный референдум в пределах школьного сообщества. Кто имеет право в нем участвовать?
Болельщики: Согласно уставу школы – ученики, их родители и учителя.
Учитель: Какой орган необходим для проведения референдума?
Болельщики: Участковая комиссия референдума.
Учитель: Избирательная комиссия (жюри) сформировала участковую комиссию референдума.
Жюри (избирательная комиссия) называет фамилии членов команд, по одному от каждой команды).
Учитель: Прошу членов комиссии пройти к своему столу. Ваша задача: ознакомиться с работой комиссии по проведению референдума и выполнить задания «Да» или «Нет». Правильное выполнение каждого задания принесет вашей команде 1 балл.
Члены комиссии проходят к своему столу, знакомятся с извлечениями из закона Астраханской области «О местном референдуме в Астраханской области» и отвечают на вопросы. После этого члены комиссии отдают листы с заданиями и ответами жюри, проверяют список имеющих право голосовать, готовят бюллетени, проверяют урну для голосования, кабинку для голосования.
7. Агитация по вопросу референдума (презентации учащихся).
Учитель: Пока члены комиссии работают, мы с вами посмотрим домашнее задание каждой команды – агитационное выступление по вопросу референдума. Проекты могут быть выполнены в виде плакатов, презентации, стихов, показа моделей и другой форме. Командам дается по 2-4 минуты на выступление. Оно оценивается в 5 баллов.
Команды защищают свои творческие проекты. Одни выступают в защиту школьной формы, другие – против.
Учитель: Спасибо командам за выступления. Давайте посмотрим, как члены комиссии должны были справиться со своим заданием.
1. Решение участковой комиссии может отменить только Центральная избирательная комиссия. (Нет, может отменить избирательная комиссия муниципального образования).
2. Участковая комиссия может не внести в состав участников голосования по местному референдуму военнослужащих, проходящих здесь военную службу по призыву, если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на территории муниципального образования. (Да, они не являются участниками местного референдума).
3. Партия, представленная в Государственной Думе Астраханской области, может назначить члена своей партии членом участковой комиссии референдума с совещательным голосом? (Да, может).
4. Участковая комиссия утверждает текст бюллетеня. (Нет, это полномочия избирательной комиссии МО).
5. Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой комиссии главой местной администрации соответствующего муниципального образования. (Да).
6. Член участковой комиссии может выдать участнику референдума новый бюллетень взамен испорченного, надо только сделать соответствующую отметку в списке участников референдума против фамилии данного участника референдума. (Да, может, но испорченный бюллетень погашается).
7. Голосование вне помещения для голосования проводит член участковой комиссии, которые имеет при себе предварительно опечатанный переносной ящик для голосования, необходимое количество бюллетеней. Он помогает заполнять больным бюллетени. (Нет, голосование проводят два члена комиссии с решающим голосом или 1 член комиссии с решающим голосом и 2 члена комиссии с совещательным голосом (2 наблюдателя). Они не имеют права помогать заполнять бюллетени).
9. Подведение итогов викторины
Учитель: Подведем итоги 3 и 4 тура, предоставим слово жюри.
Жюри оглашает итоги 3 и 4 тура игры, общие итоги.
10. Голосование по вопросу референдума
Учитель: Начинается голосование. Я прошу всех присутствующих, имеющих право на участие в референдуме прочесть памятку «Я голосую». Помните: голосовать или не голосовать – это ваше право! У вас есть свобода выбора и обязанность отвечать за свой выбор. Ваш выбор – ваша судьба!
Команды и болельщики проходят к столу комиссии, получают бюллетени, проходят в кабину для голосования, опускают бюллетени в урну.
11. Подведение итогов голосования и оглашение результатов
Учитель: Сейчас комиссия начнет подсчет голосов и подведет итоги.
Комиссия подводит итоги, составляет протокол и передает его избирательной комиссии (жюри).
Избирательная комиссия (жюри) оглашает итоги референдума, награждается команда – победитель игры.
12. Выводы мероприятия
Учитель: Завершился наш школьный референдум. Я напоминаю вам, что его решения обязательны для всех членов школьного сообщества. Сегодня мы проверили свои правовые знания, применили их при решении практических ситуаций и увидели, как можно участвовать в судьбе своей школы, своего села, своей страны. Я надеюсь, что вы также примете активное участие в предстоящих выборах главы сельского совета (я обращаюсь к учителям и родителям). А своим ученикам, будущим избирателям, я хочу пожелать: не оставайтесь в стороне от происходящего на вашей Родине, не будьте безучастны, ваш выбор – ваша судьба! Спасибо за внимание.
Школьный референдум как одно из средств формирования гражданской компетентности социального выбора и социального действия обучающихся
Школьный референдум как одно из средств формирования
гражданской компетентности социального выбора и социального действия обучающихся.
Обобщение опыта работы Дьяковой Елены Владимировны, учителя истории и обществознаня МОУ «Малечкинская средняя общеобразовательная школа»
В современном обществе становится актуальной проблема готовности человека к выбору и самостоятельному действию в разных сферах жизнедеятельности. К сожалению, в условиях политической и экономической нестабильности, обострения национальных отношений, крайне низкой стала политическая культура всего населения России, молодежи, в частности. А ведь от уровня гражданского образования и воспитания, от знания обучащимися основ демократии, основных положений Конституции Российской Федерации, Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка во многом будет зависеть дальнейшее становление нашего гражданского общества и правового государства. В нашей школе реализуется целевая программа воспитания базовых национальных ценностей, направленная в том числе на формирование у учащихся компетентностей в гражданско-правовой сфере. Одними из составляющих таковых являются компетентность социального выбора и социального действия. Компетентность социального выбора – это способности, связанные с умением осуществить выбор и принять решение в конкретной социальной ситуации, при столкновении с конкретными социальными проблемами. Компетентность социального действия – это способность, связанная с задачами реализации сделанного выбора, принятого решения. В рамках реализации данной программы Советом учреждения было предложено провести школьный референдум.
На референдум могут выноситься вопросы:
— методы учебной работы;
— книжное и техническое обеспечения;
— взаимоотношения учителей и учащихся;
— способы распределения некоторых денежных фондов и пр.
Вопрос, вынесенный на наш референдум, был актуален для жизнедеятельности всего школьного коллектива: возникла необходимость в изменении правил для обучающихся в связи с новыми требованиями в области образования и образовательных услуг.
Правила для обучающихся устанавливают нормы поведения обучающихся в здании и на территории школы. Цель правил – создание рабочей обстановки, способствующей успешной учёбе каждого обучающегося, воспитанию уважения личности к её правам, развитию культуры и навыков общения.
Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть, чтобы на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.
Единственный вопрос, на который должны были дать ответ участники школьного сообщества в ходе референдума: «Я принимаю правила для обучающихся: да или нет».
В ходе законотворческой деятельности наше школьное сообщество столкнулось с проблемой: как создать условия для прямого участия всех учеников, учителей и работников школы в подготовке и принятии внутришкольных законов, как сочетать прямое участие в законотворческой деятельности и представительство.
Мы прошли несколько этапов подготовки и принятия правил для обучающихся:
Первый этап-изучение общественного мнения о проблемах учеников и учителей в той сфере школьной жизни, которую будут регулировать правила. На рефлексии шло обсуждение вопросов: “Что в школе не должно быть?”. Была проведена “инвентаризация детских обид”, а также определено, какие права учителей, учащихся, родителей, нарушаются, и собраны предложения.
Второй этап – работа над проектом Правил для обучающихся, которую осуществил Совет обучающихся совместно с заместителем директора по воспитательной работе В начале 2012 г. был подготовлен проект Правил. Затем он рассматривался на Совете учреждения, были внесены предложения и дополнения.
Данная форма работы способствует формированию активной гражданской позиции учащихся. Ребенок, являющийся творцом норм, законов и правил общей жизни чаще становится их носителем и защитником, чем те, кто вынужден исполнять нормы, установленные другими, или нормы, существующие как традиции. Только тогда, когда ученикам позволят активно принимать участие в жизни школы, они будут чувствовать себя полноправными участниками образовательного процесса.
Такого рода обсуждения и высказывания своей позиции должны использоваться чаще, ведь именно таким путём учителя и ученики могут достигнуть гармонии в школе.
Таким образом, простая модель организации ученического самоуправления обеспечивает высокую эффективность его деятельности. Дети должны участвовать во всей школьной жизни. Для этого они должны пользоваться правом самоуправления.
Реализуя предметный подход через элективные курсы: “Основы потребительской культуры” для 10-11 классов, “Политический круиз” для 11 класса, подростки не только получают правовую информацию, но и приобретают опыт осмысления норм права, создания норм и правил жизни, опыт соблюдения и отстаивания прав человека. Именно одиннадцатиклассники вошли в инициативную группу по подготовке и проведению школьного референдума.
Инициативная группа вела разъяснительную работу среди других будущих участников референдума по означенному выше вопросу, организовывала его подготовку и проведение, расписала роли участников. Был оформлен специальный информационный стенд.
Из числа учащихся 10-11классов, а также педагогического состава общеобразовательных учреждений была создана избирательная комиссия референдума (7 человек). Наблюдатель – А, студентка исторического факультета ВГПУ на педагогической практике.
Избирательная комиссия референдума объявила порядок проведения референдума. Определила место его проведения – 13 кабинет МОУ «Малечкинская сош»; время проведения – 2 марта 2012 года; часы работы избирательного участка – 9.00 – 14.30.
Ознакомление с памятками участников референдума.
Памятка для членов избирательной комиссии.
1. Составление списков избирателей по установленной форме.
2. Подбор информационных материалов о выборах и размещение их на информационном стенде.
3. Оформление места проведения голосования, избирательной урны, бюллетеней для голосования.
4. Выдача избирательных бюллетеней и подпись избирателей в общем списке.
5. Подсчёт голосов, определение результатов выборов, заполнение итоговых протоколов в двух экземплярах.
6. Заполнение протоколов чернилами, а не карандашом.
7. Обеспечение порядка на избирательном участке.
8. Начало и прекращение работы избирательного участка вовремя.
9. Корректное поведение членов избирательной комиссии.
Памятка для наблюдателей.
Проверьте до начала голосования:
— наличие бюллетеней и письменных принадлежностей;
— был ли пустым избирательный ящик до того, как его опечатали;
— обеспечивают ли кабины тайну голосования;
— поставлены ли в бюллетени 2 подписи и печать избирательной комиссии.
Проверьте в ходе голосования:
— вовремя ли началось голосование;
— в день выборов на избирательном участке должна отсутствовать агитационная литература и устная агитация;
— требуется ли от избирателей предоставление документа, удостоверяющего личность;
— ставят ли избиратели подписи при получении избирательного бюллетеня;
— избиратели голосуют только за себя?
— спокойно ли (без инцидентов) проходит голосование;
— обеспечивается ли тайна голосования.
Проследите в ходе подсчёта голосов:
— вовремя ли прекратилось голосование;
— избирательный ящик вскрывается в присутствии избирательной комиссии и наблюдателей;
— подсчёт голосов ведётся в присутствии наблюдателей;
— принимается ли решение о признании бюллетеней не действительными;
— составляется ли протокол с подписями всех членов избирательной комиссии.
5 этап – проведение референдума, подсчёт голосов.
Бюллетень для голосования на референдуме заполняется путем проставления любого знака (галочка, крестик) в одном из квадратов с обозначением «ДА» или «НЕТ».
После окончания голосования вскрываются урны, составляются протоколы об итогах голосования, определяются результаты референдума в каждой школе, где располагался участок школьного референдума. Результаты оглашаются.
141 человек принял участие в референдуме.85% (120 человек) одобрили принятие правил дл яобучающихся, 14% (20 человек) – нет. Один избирательный бюллетень оказался испорченным. Итоги референума были озвучены в школе, помещены на информационный стенд, в газете «Сельская новь» за 15 марта 2012( статья Председателя избирательной комиссии Ганичевой Дарьи «Волеизъявление в Малечкинской школе».
Наше школьное голосование стало своего рода первым шагом во взрослую жизнь, возможностью выразить активную жизненную позицию.
Успешное решение проблем, связанных с соблюдением прав человека имеет существенное значение не только для развития школы, но и для становления гражданского общества. Решить эти проблемы только путём принятия правозащитных законов невозможно. Необходимым условием является признание ребёнка самоценной личностью, имеющей права и свободы наряду с обязанностями.
2. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».