Шма исраэль что означает

10 фактов о молитве Шма, которые должен знать каждый еврей

от Шма исраэль что означает. Смотреть фото Шма исраэль что означает. Смотреть картинку Шма исраэль что означает. Картинка про Шма исраэль что означает. Фото Шма исраэль что означаетМордехай Рубин 27 Av 5778 – 08.08.2018, 09:51 5.7k Просмотры 7 Голоса

Молитва Шма Исраэль не просто еврейская декларация о вере в то, что существует Бог. Этой молитвой мы провозглашаем, что Он — единственная истинная высшая сила. Единый Бог — суть всего. Нам заповедано два раза в день произносить Шма Исраэль, таким образом признавая над собой власть Небес.

1. Шма – это три цитаты из Торы

Шма исраэль что означает. Смотреть фото Шма исраэль что означает. Смотреть картинку Шма исраэль что означает. Картинка про Шма исраэль что означает. Фото Шма исраэль что означает

Структурно Шма не совсем молитва. Текст состоит из трех фрагментов Торы (Дварим, 6:4-9, 11:13-21, и Шмот, 15:37-41). Первые два отрывка из книги Дварим объявляют о единстве Бога и о том, что наш долг как евреев любить Его, изучать Тору и обучать ей своих детей, следовать ее заповедям, включая накладывание тфилин на руку и голову (для мужчин) и установление мезуз на дверных косяках наших жилищ. В третьем отрывке — из книги Шмот — рассказывается об Исходе из Египта и о мицве для каждого мужчины носить цицит.

2. Произносим Шма дважды в день

Шма исраэль что означает. Смотреть фото Шма исраэль что означает. Смотреть картинку Шма исраэль что означает. Картинка про Шма исраэль что означает. Фото Шма исраэль что означает

Четвертый стих первого абзаца молитвы говорит нам: «И повторяй их сыновьям, и произноси их, сидя в доме своем, и находясь в пути, и ложась, и вставая» (Дварим, 6:7).

Из этого мы учим, что читать Шма надо дважды в день, утром и вечером. Чтобы выполнить заповедь о молитве Шма, в идеале следует сказать последовательно все три фрагмента. Что касается исключительных случаев, которые бывают в жизни, на этот счет есть разные мнения, каким может быть минимум; но, без сомнения, следует прочитать хотя бы первый абзац.

Шма исраэль что означает. Смотреть фото Шма исраэль что означает. Смотреть картинку Шма исраэль что означает. Картинка про Шма исраэль что означает. Фото Шма исраэль что означает

Шма исраэль что означает. Смотреть фото Шма исраэль что означает. Смотреть картинку Шма исраэль что означает. Картинка про Шма исраэль что означает. Фото Шма исраэль что означает

3. Читая первое предложение, прикрываем глаза рукой

Шма исраэль что означает. Смотреть фото Шма исраэль что означает. Смотреть картинку Шма исраэль что означает. Картинка про Шма исраэль что означает. Фото Шма исраэль что означает

Когда читаем первый стих молитвы, прикрываем глаза правой рукой (левша – левой). В первую очередь поступаем так, чтобы нас ничто не отвлекало и чтобы максимально сконцентрироваться на том, что произносим в этот момент.

Есть еще более глубокая причина: во время молитвы Шма мы заявляем, что весь мир вокруг есть Бог, и после этого, открывая глаза, мы будто открываем для себя новую реальность — реальность, в которой сосредоточена Божественность. Физический мир, который мы видим, не вмещает в себя все существующее — над ним куда более огромный духовный мир.

4. Одна из первых вещей, которым мы учим своих детей

Шма исраэль что означает. Смотреть фото Шма исраэль что означает. Смотреть картинку Шма исраэль что означает. Картинка про Шма исраэль что означает. Фото Шма исраэль что означает

В Законах изучения Торы — в Кодексе еврейского права (Орах Хаим, 61:5) нам говорят, что, когда ребенок только начинает говорить, мы должны учить его двум стихам: «Учение заповедал нам Моше, наследие общине Яакова» (Дварим, 33:4) и «Слушай, Израиль, Господь, Бог наш, Господь один» (Дварим, 6:4, 1-й стих Шма). То и другое основа нашей веры.

5. Вторая идея Шма

Шма исраэль что означает. Смотреть фото Шма исраэль что означает. Смотреть картинку Шма исраэль что означает. Картинка про Шма исраэль что означает. Фото Шма исраэль что означает

Второй стих молитвы, который в обычные дни произноситься шепотом, гласит: «Благословенно славное имя Царства Его во веки веков». Этот стих не из Танаха, а потому существуют разные мнения о его происхождении.

Один из источников — дискуссия в Талмуде (Псахим, 56а), где обсуждается этот вопрос и дается такой ответ: когда наш праотец Яаков был уже на смертном одре и благословлял сыновей, в какой-то момент пророческий дух вдруг оставил его и, утратив возможность видеть будущее сыновей, из-за этого он на мгновение усомнился в их верности Единому Богу. Но сыновья ответили ему словами, которые впоследствии стали как раз первым стихом Шма: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь Один!» — это утешает Яакова и он возглашает: «Благословенно славное имя царства Его во веки веков!»

Талмуд приходит к выводу, что поскольку эти слова не являются стихом из Танаха, надо произносить их тихим шепотом, в то время как Шма вообще читается вслух, хотя и негромко.

6. Больше, чем монотеизм

Шма исраэль что означает. Смотреть фото Шма исраэль что означает. Смотреть картинку Шма исраэль что означает. Картинка про Шма исраэль что означает. Фото Шма исраэль что означает

Что означает идея о том, что Бог Един? Во-первых, что есть лишь один Бог и нет никаких других, а также то, что Создатель и все Его творения неотъемлемы друг от друга. И нет ничего, кроме Всевышнего, ничто не существует вне Его — все, что мы воспринимаем, каждая частица материального и духовного миров, всего лишь скрытое проявление Бога. По этой причине все во Вселенной полностью зависит от Творца в каждый момент существования.

Бог создал Вселенную давным-давно, но Он также постоянно ее обновляет, словно создавая заново. Мудрецы говорят о нескончаемом потоке энергии, исходящем из бесконечной сущности Бога, непрерывно поддерживающего и воссоздающего Вселенную. Если бы Он устранил эту животворящую силу, Вселенная и все, что в ней, прекратило бы существование.

7. Шма выражает два уровня единства

Шма исраэль что означает. Смотреть фото Шма исраэль что означает. Смотреть картинку Шма исраэль что означает. Картинка про Шма исраэль что означает. Фото Шма исраэль что означает

Во втором разделе Тании, который называется «Врата единства и веры», рабби Шнеур Залман, автор книги, объясняет, как первые два предложения Шма соотносятся с двумя уровнями божественного единства.

В первом стихе описывается, как Бог относится к миру с точки зрения Всесильного и как на самом деле все в мире является Богом — это «верхнее» единство.

Во втором речь идет о царстве Всевышнего, относящемся к «нижнему» уровню единства, к перспективе Его творений. Потому что не может быть царя без народа.

С нашей же точки зрения, мы зависим от Бога, нуждаясь в поддержке нашего существования.

8. Молитва о любви

Шма исраэль что означает. Смотреть фото Шма исраэль что означает. Смотреть картинку Шма исраэль что означает. Картинка про Шма исраэль что означает. Фото Шма исраэль что означает

В первом абзаце Шма нам заповедано: «И возлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем своим, всей душой своей и всем существом своим». Это означает, что мы должны использовать наши человеческие желания, чтобы Ему служить, развивая любовь к Богу до такой степени, чтобы исполнять Его желания с радостью.

Мы должны посвятить Ему свою жизненную силу, свою душу. Должны быть готовы освятить Его Имя, как многие евреи, которые даже отдавали свои жизни во славу Имени Всевышнего. И, наконец, мы должны использовать всю свою силу, чтобы служить Богу как минимум с той же энергией, а лучше с намного большей, которую мы обычно используем, чтобы зарабатывать на жизнь или получать от нее удовольствие.

9. Громкое провозглашение первых стихов Шма в момент кульминации Йом Кипура

Шма исраэль что означает. Смотреть фото Шма исраэль что означает. Смотреть картинку Шма исраэль что означает. Картинка про Шма исраэль что означает. Фото Шма исраэль что означает

В конце Неилы — особенной молитвы, которую мы читаем раз в году на исходе самого святого дня, Йом Кипура, все люди в синагоге в один голос громко произносят три стиха. Это происходит непосредственно перед последним трублением шофара. Трубить в шофар начинают перед осенними праздниками, и пронзительный его голос затем торжественно сопровождает нас в Рош Ашана и Йом Кипур.

Первый стих в Неилу произносится 1 раз — это первое предложение Шма: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь Один».

Следующий стих повторяется 3-жды: «Благословенно славное имя Царства Его во веки веков!» Причем только в Йом Кипур эти слова произносятся в полный голос, а не шепотом.

И, наконец, третий стих мы повторяем 7 раз: «Господь Превечный есть Бог Всесильный». В эти минуты мы должны понять и осознать, что во имя Небес должны быть готовы отказаться от чего угодно, даже от собственной жизни.

10. В 3-й раз говорим Шма перед сном

Шма исраэль что означает. Смотреть фото Шма исраэль что означает. Смотреть картинку Шма исраэль что означает. Картинка про Шма исраэль что означает. Фото Шма исраэль что означает

Перед тем, как лечь спать, у многих есть обычай — он происходит из Талмуда (Брахот, 60б) — читать специальную молитву, в которую также входит Шма. Эта молитва — дополнение к вечерней службе, в которой мы тоже читаем Шма. Утром Шма, затем вечером и еще раз перед сном.

По Каббале, Шма перед сном оберегает нас, пока спим, от воздействия негативных сил, поэтому тем более не стоит сокращать молитву до минимума.

Вообще для этого обычая есть множество причин. Конец дня — идеальное время для самоанализа, возможность оглянуться на прошедший день и посмотреть, что можно улучшить в себе, чтобы наши молитвы были действеннее и помогли нам расти в правильном направлении.

Талмуд также поясняет, что правильно ложиться спать со словами Торы на устах – и потому мы снова читаем Шма.

Read Later Add to Favourites Add to Collection Report

Источник

Что такое молитва «Шма Исраэль»?

Шма исраэль что означает. Смотреть фото Шма исраэль что означает. Смотреть картинку Шма исраэль что означает. Картинка про Шма исраэль что означает. Фото Шма исраэль что означает

Třebíč (Czech Republic). New Synagogue: Fresco (1707). Photo — Wolfgang Sauber

Еврейский обет любви, действующий на протяжении веков

М олитву «Шма Исраэль» и сегодня можно назвать одним из наиболее значимых постулатов в жизни и в истории еврейского народа. Название молитвы происходит из двух первых ее слов и означает «слушай»:

«Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим и всею душою твоею и всеми силами твоими» (Втор. 6:4-5)

Это обещание верности, похожее на брачный обет, являет собой гимн хвалы Господу. Он находится в Книге Второзакония, в обращении Моисея к израильскому народу.

Претендуя на наследство

Еще немного и народ войдет в Обетованную землю. Это важно знать, потому что этой речью Моисей закладывает фундамент и утверждает протокол взаимоотношений Израильтян между собой и с Богом.

Моисей не войдет с народом в Обетованную землю, поэтому он делает все возможное со своей стороны, чтобы подготовить народ к новой жизни в процветании. В 3-м стихе Моисей говорит: «Чтобы тебе хорошо было, и чтобы вы весьма размножились». Точно так же слова молитвы «Шма Исраэль» подготавливают к жизни в процветании и нас.

Эти слова Божьего обета не относились к израильтянам в тот конкретный момент в истории и только. Они относятся ко всем Божьим детям на протяжении всех времен.

Шма исраэль что означает. Смотреть фото Шма исраэль что означает. Смотреть картинку Шма исраэль что означает. Картинка про Шма исраэль что означает. Фото Шма исраэль что означает

photo — Yaniv Ben-Arie, Flickr

Обещание, не подвластное времени

Моисей начинает с того, что провозглашает: есть только один Бог — единый Господь. На протяжении всей своей истории израильский народ жил в окружении других народов, которые поклонялись множеству различных богов. Начиная с их жизни в Ханаане, затем в течение многих лет в Египте и заканчивая 40-ка годами странствования в пустыне, их повсюду окружали народы, исповедовавшие политеизм.

Народу было четко сказано, что с этого момента верность, послушание и любовь к их единому Богу — их единственный путь. Неверность Господу могла бы стать огромной угрозой будущему израильского народа, поэтому Моисей закладывает в фундамент взаимоотношений с Ним эту путеводную истину.

Во многих переводах Второзакония 6:4 слово “шма” переводится как «слушай». Однако в английском языке значение слова «слушай» не в полной мере отображает значение этого слова на иврите, равно как и не очень помогает нам усвоить его значение.

На иврите слово “шма” значит не только услышать что-либо, но также предпринять некие действия в соответствии с услышанным: принять во внимание, повиноваться, а самое главное — сделать так, как было сказано.

На иврите «слушание» и «повиновение», в сущности, одно и то же. Моисей не просто говорит народу: «Так, народ, внимание!» (хотя, бесспорно, это он тоже говорит). Моисей говорит: «Живите согласно сказанному, претворите эти слова в жизнь, пусть они станут частью вас».

Иак. 1:22 идеально отражает эту мысль, настоятельно призывая нас:

«Будьте исполнителями Слова, а не только слушателями, которые обманывают самих себя. Только тот, кто пристально всмотрелся в совершенный закон, несущий свободу, и уже не отступился от него, то есть не забывчивый слушатель, а делатель дела, — будет по-настоящему счастлив в своих начинаниях» (Иак. 1:22,25, RBO)

Шма исраэль что означает. Смотреть фото Шма исраэль что означает. Смотреть картинку Шма исраэль что означает. Картинка про Шма исраэль что означает. Фото Шма исраэль что означает

«Shema israel». Author — michel D’anastasio, Flickr

Принимая обет

Моисей хочет, чтобы люди поняли, что их посвящение Господу должно подкрепляться делом и оно должно найти свое отображение в том образе жизни, который они для себя изберут. Когда жених и невеста обмениваются свадебными клятвами, их слова подразумевают действие, точно так же, как и слова молитвы «Шма Исраэль».

Молитва «Шма Исраэль», в некотором смысле, сохранила израильский народ.

Слова посвящения прошли проверку временем, и сегодня молитва «Шма Исраэль» по-прежнему воспринимается вполне буквально. Этой молитвой многие евреи ежедневно молятся утром и вечером. Следует особо отметить, что молитву «Шма Исраэль» произносят во время каждой субботней службы по всему миру.

Родители обучают своих детей молитве «Шма Исраэль» во исполнение повеления: «Внушай их детям своим и говори о них» (Втор. 6:7).

Возможно, вам доводилось видеть еврейских мужчин с маленькими черными коробочками, привязанными кожаными ремешками к их рукам и голове. Эти коробочки называются тфилин. Данная традиция также берет свое начало из молитвы «Шма Исраэль», в частности, из этого стиха:

«Слова мои да найдут место в сердцах ваших и до глубины души вашей да проникнут! Повяжите их себе на руки как знак памятный и на челах своих носите как повязку» (Втор. 11:18, BTI).

Шма исраэль что означает. Смотреть фото Шма исраэль что означает. Смотреть картинку Шма исраэль что означает. Картинка про Шма исраэль что означает. Фото Шма исраэль что означает

Превыше всего

Многие набожные евреи надеются, что именно эти библейские стихи станут их последними словами перед смертью — настолько они чтят молитву «Шма Исраэль». Перед своей гибелью евреи-мученики, в том числе жертвы Холокоста, в последний раз исповедовали свою веру и посвящение единому истинному Богу, молясь словами этой молитвы.

В подтверждение слов Моисея, Иисус говорит: «Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим и всей душой твоей и всем разумом твоим» (Мф. 22:37, NRT).

И снова, подобно свадебным обетам, эти слова призывают нас любить Господа всем своим сердцем и в каждом новом дне своей жизни. Если мы позволим этому осуществиться, молитва «Шма Исраэль» может служить нам вечным напоминанием о всех удивительных делах Господа, записанных в Писании, на протяжении истории человечества и в наших собственных жизнях.

Эти слова могут хранить и нас.

«Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим и всею душою твоею и всеми силами твоими» (Втор. 6:4-5).

Автор — Авиталь Сноу / firm.org.il
Перевод — Анастасия Сковородникова для ieshua.org

Последнее: 13.11. Спасибо!

Источник

Что означают слова «Шма Исраэль» и почему они так важны в иудаизме?

от Шма исраэль что означает. Смотреть фото Шма исраэль что означает. Смотреть картинку Шма исраэль что означает. Картинка про Шма исраэль что означает. Фото Шма исраэль что означаетНаама Грин 23 Sivan 5778 – 06.06.2018, 13:49 2.1k Просмотры 3 Голоса

7 фактов о Шма Исраэль — основной концепции иудаизма

Факт 1

Наследие, оставленное нам праотцом Яаковом, проявляется во всех нас, его потомках. По своей сути оно сконцентрировано в нескольких последних часах жизни праотца. В Торе говорится о тех минутах: «Соберитесь и слушайте, дети Яакова, послушайте Израиля, отца своего». Мидраш говорит об этом стихе: «Именно тогда появилась молитва “Шма”. Перед тем, как покинуть этот мир, Яаков позвал своих 12 сыновей. Он сказал им: “Слушай, Израиль: на небесах твой отец. Возможно, в ваших сердцах живет некий спор с Богом?” И они ответили ему: ”Шма Исраэль Ашем Элокейну Ашем Эхад — Слушай, Израиль: Господь — Бог наш, Господь один. Подобно тому, как ты, отец, не имеешь никаких разногласий с Богом в своем сердце, так и наши сердца полностью чисты от них. Мы наполнены лишь осознанием, что “Господь — Бог наш, Господь один».

Шма исраэль что означает. Смотреть фото Шма исраэль что означает. Смотреть картинку Шма исраэль что означает. Картинка про Шма исраэль что означает. Фото Шма исраэль что означает

Шма исраэль что означает. Смотреть фото Шма исраэль что означает. Смотреть картинку Шма исраэль что означает. Картинка про Шма исраэль что означает. Фото Шма исраэль что означает

Факт 2

Эпоха Яакова, возвышенное духовное время, к великому сожалению давно позади, но то короткое обращение, которое праотец оставил нам, стало девизом еврейского народа на все поколения. Будучи впервые произнесенными сыновьями Яакова, эти слова выражают их полную преданность Создателю. С тех пор этот стих стал ядром нашей веры, и даже самые далекие от религии евреи произносят его во времена нужды.

Факт 3

Мальбим объясняет этот стих следующим образом:

Вера в Единого Бога — это признание того, что все события в мире, хорошие и плохие, происходят из одного источника.

Он говорит: «Властитель вселенной — Единый Бог, нет у Него помощников или партнеров, Он является источником всего существующего и создает как всё то, что мы считаем хорошим, так и то, что считаем плохим. Мы должны верить, что в Его творениях нет ничего плохого, потому что от хорошего (Бога) не может прийти нечто плохое. И скорее то, что мы считаем плохим, на самом деле является абсолютным проявлением добра к нам. И именно об этом было сказано: «Господь — Бог наш, Господь — один». Имя Бога “Ашем” олицетворяет сострадание, явление добра, а “Элоким” означает меру суда Бога, которой он измеряет наказания. Бог, который имеет обе эти черты — един, все, что он делает, являет добро и благо, и именно поэтому имя Ашем в стихе повторяется — это показывает, что все происходящее представляет полное единство ».

Факт 4

Наш праотец Яаков реализовал это знание в своей жизни. Характерная черта Яакова — истина, как сказано в книге Пророка Михи: «И дашь Ты истину Яакову». Это понимание проникло в самую его сущность, благодаря чему он пришёл к признанию абсолютного единства Творца — «Ашем Элокейну Ашем Эхад».

Факт 5

Хидушей Арим объясняет стих “Шма Исраэль” так: в пасуке «И жил Яаков в Египте» Тора говорит нам, что истина, которая была характерной чертой Яакова, позволила ему жить даже в Египте и не терять свой уровень святости. Эта черта может способствовать формированию особого взгляда, направленного внутрь вещей, который, проникая в неведомые глубины, даже в самых сложных ситуациях помогает человеку возвыситься над ними и вновь подняться.

Факт 6

Эту черту Яаков использовал, устанавливая ежедневную вечернюю молитву. Он учил нас, что даже в сложные времена мы должны оставаться преданными Шхине, божественному присутствию, и благодаря этой близости мы сможем обнаружить, что вся кажущаяся скрытность Бога лишь поверхностна, и на самом деле любовь и доброта Всевышнего всегда направлены на нас.

Факт 7

Наши мудрецы говорят, что «праотец Яаков не умер». Его сила продолжает жить в сердцах его потомков на все поколения, и с этой силой мы должны укрепить признание того, что «Ашем Элокейну Ашем Эхад». События, которые в настоящее время вызывают боль и дискомфорт, обернутся для нас благословением и добром, а сама проблема превратится в источник спасения.

Read Later Add to Favourites Add to Collection Report

Источник

Законы чтения «Шма, Исраэль» из Шулхан арух hарав:

1. Во время произнесения «Шма» следует держать кисти цицит в левой руке напротив сердца. Намек на это содержится в словах: «И пусть будут эти слова. в сердце твоем. » (буквально — «на сердце»). Есть мнение, что цицит следует зажать между мизинцем и безымянным пальцем левой руки.

2. Произносить все три части «Шма» следует сосредоточенно, в страхе и трепете пред Всевышним.

3. Продлятся годы того, кто при чтении слова «эхад» растягивает мысленное произнесение буквы «далет». И букву «хет» в этом слове следует мысленно произносить без спешки, протяжно, чтобы успеть за это время подумать о том, что Всевышний царствует на небе и на земле, ибо семь небес и земля соответствуют букве «хет», числовое значение которой — 8. Букву «далет» (числовое значение которой — 4) следует произносить еще протяжней, чтобы за это время успеть осмыслить единственность Всевышнего в мире и подумать о том, что Он властвует над всеми четырьмя сторонами света.

4. Следует остерегаться, чтобы случайно не произнести в слове «эхад» вместо буквы «далет» букву «рейш»; нельзя произносить букву «далет» твердо (так, как будто в ней есть значок «дагеш». Неправильно поступает тот, кто растягивает произнесение буквы «далет», так как если бы под ней был значок «шва»). Следует растягивать произнесение этой буквы лишь мысленно. Между словом «эхад» и следующей за ним фразой необходимо сделать паузу.

5. Слова «Благословенно славное Имя царства Его вовеки веков!» произносят шепотом. Тот, кто забыл сказать эти слова, должен повторить «Шма» сначала.

6. Следует сделать паузу между словами «Благословенно славное Имя царства Его вовеки веков!» и следующим за ними отрывком «Люби Господа, Бога твоего. » ; пауза должна быть и между словами ’’Израиль» и «Господь», а также между «Бог наш» и «Господь», — чтобы подчеркнуть смысл этой фразы: «Слушай, Израиль: Господь — Бог наш, Господь один»

7. Следует сделать паузу между словами «Сегодня» и «В сердце твоем», чтобы это не прозвучало как «сегодня в сердце твоем» — сегодня, а не постоянно, и между словами «Сегодня» и «Любя».

9. Если одно слово кончается определенной буквой, а следующее за ним с той же буквы начинается, необходимо между словами сделать паузу, чтобы эта буква отчетливо прозвучала дважды.

10. Следует сделать короткую паузу между словом, кончающимся на «мем» и словом, которое начинается с «алеф», чтобы буква «алеф» не пропала при произношении.

11. Читающий «Шма» должен сам слышать то, что произносит, ибо сказано: «Слушай, Израиль. » Тем не менее, если молящийся произнес «Шма» так тихо, что не слышал сам себя, заповедь он все же исполнил. В тех случаях, когда обстоятельства не позволяют молиться вслух, следует прочитать «Шма» хотя бы мысленно.

12. Следует сосредоточиться на смысле читаемого при произнесении всех трех частей «Шма», однако важнее всего — сосредоточиться во время чтения фразы: «Слушай, Израиль. » и следующей за ней — «Благословенно славное имя царства его. », поскольку, произнося эти слова, еврей провозглашает свою верность Всевышнему. Начиная со слова «Люби. » и далее, главное — прочитать текст, и выполнение заповеди засчитывается молящемуся, даже если он был недостаточно сосредоточен. Если же две первые фразы он произнес не сосредоточившись, ему следует прочитать их заново, причем тот, кто молится не в одиночестве, должен повторить их шепотом, чтобы у окружающих не создалось впечатления, что он признает над собой не одну, а две власти. Если после завершения «Шма» молящийся вспомнил, что произнес две первые фразы не сосредоточившись, он должен повторить все сначала.

Комментарии

«Шма, Исраэль» — «Слушай, Израиль» — важнейшая еврейская молитва, заповеданная непосредственно Торой. Она состоит из трех отрывков из Торы: Второзаконие 6:4-9, 11:13-29 и Числа 15:37-41. Эту молитву читают ежедневно утром и вечером.

Текст «Шма» не является молитвой в строгом смысле слова, т.к. в нем нет ни прославлений Всевышнего, ни наших просьб к Нему. (На иврите различаются понятия «Криат Шма» — буквально чтение Шма, и «Тфилат Амида» — молитва Амида) Чтение трех частей «Шма» должно подчеркнуть три важнейших положения иудаизма и углубить наше понимание их. В первой части говорится, что отношение к Богу должно быть личным и свои отношения с Богом нужно строить на основе любви к Нему. Во второй части декларируется не только тот факт, что мы должны соблюдать Его заповеди, но и то, что все блага и горести этой жизни ниспосылаются нам Всевышним в зависимости от того, насколько правильно мы исполняем свои обязательства перед Ним. Третий отрывок гласит, что соблюдение заповедей — это не самоцель, а инструмент нравственного совершенствования и приближения к Всевышнему; в конце третьего отрывка говорится о том, что на протяжении всей нашей истории, начиная с Исхода, нас направляет Его рука. Первый отрывок «Шма» является обращением ко всему народу Израиля как к единому целому, и в то же время к каждому еврею в отдельности. Второй отрывок обращен к народу как к социуму.

По сути, «Шма» есть символ веры иудаизма. Его произносят также и в случае смертельной опасности и перед смертью).

Первый стих молитвы «Шма» особенно важен (и очень желательно читать его на иврите). При чтении слов «Слушай, Израиль. » необходимо четко осознавать по крайней мере следующее: «Господь — наш Всевышний Владыка, Он один во всех мирах, на небе и на земле, и абсолютно всюду» (Бесамим Рош). Первый стих «Шма» декларирует строгий монотеизм: «Господь один», причем Он один во всех значениях этого слова: Он — единственный, Кто пребывает всюду; Он — единственный, Кто управляет миром (т.е. мы провозглашаем, что Бог и только Он управляет всем, что происходит вокруг нас); Он — один для всего человечества (и хотя сейчас только мы признаем Его Богом, но в будущем Его признают Владыкой мира все народы земли); Он един т.е. нет в Нем «частей», и мы не можем никак «проанализировать Его как объект».

Первый стих «Шма» произносят вслух, повышая голос, чтобы легче было сосредоточиться на смысле слов. Правой рукой при этом прикрывают глаза — для большей сосредоточенности, а также чтобы подчеркнуть идею «слушай» (в противоположность понятию «видеть», означающему в духовном плане «убеждаться самому», т.е. экзистенциальный монолог; понятие же «слушать» означает «получить [от кого-то другого]», «принять [то, что дано нам Всевышним]», т.е. экзистенциальный диалог.)

Когда община произносит «Шма, Исраэль», то все находящиеся в синагоге должны присоединиться к ней и прочесть первый стих «Шма». Если кто-то читает молитву, на которой запрещено прерываться, то он просто прикрывает глаза и слегка повы шает голос, мысленно присоединяясь к общине.

Поскольку читая «Шма, Исраэль» мы выполняем заповедь Торы, то нужно произносить слова «Шма» предельно точно, правильно выговаривая все буквы, следить, чтобы слова не сливались и т.д.

Время чтения утреннего «Шма» — первая четверть (по другому мнению — треть) светового дня (световой день — это время от восхода до заката). Для того, чтобы не пропустить это время, «Шма» читают также и в начале утренней службы. Время вечернего «Шма» наступает сразу после появления на небе трех звезд средней величины.

«Благословенно славное Имя царства Его вовеки веков!». Этой фразы нет в Торе в тексте «Шма», она добавлена к «Шма» в молитвеннике. Слова эти (несколько измененная цитата из Псалма 72:19) народ произносил, услышав из уст первосвященника в Храме Имя Всевышнего. Так как у Бога евреев нет собственного Имени (все Его Имена — это только описания Его проявлений в мире), то эту фразу следует понимать так «Благословенно Имя, под которым Царство Господа прославлено на этой земле». Агада (Мидраш Дварим Раба 2:36) объясняет, что молитвенную формулу «Благословенно Имя славы Царства Его навечно» Моисей «подслушал» у ангелов и передал ее народу Израиля. Поскольку эта молитва ангелов не была «официально» передана нам, мы произносим ее шепотом. (Однако в Йом Кипур, когда по своему поведению мы «уподобляемся ангелам», эти слова произносят громко.)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *