Шорник кто это и что за профессия
Шорник
Содержание
Известные люди, занимавшиеся шорным делом
Фамилия Шорников
Образ шорника в искусстве
Примечания
Cсылки
Полезное
Смотреть что такое «Шорник» в других словарях:
ШОРНИК — Мастер, изготовляющий конскую упряжь. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ШОРНИК мастер, занимающийся шитьем упряжи, сбруи. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.… … Словарь иностранных слов русского языка
ШОРНИК — ШОРНИК, см. шоры. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
ШОРНИК — ШОРНИК, шорника, муж. Мастер, специалист по изготовлению шорных изделий. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ШОРНИК — ШОРНИК, а, муж. Специалист по шорным изделиям. Ш. седельщик. | прил. шорницкий, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
шорник — сущ., кол во синонимов: 5 • лимарь (1) • мастер (179) • рамарь (1) • … Словарь синонимов
Шорник — мастер по ремонту седел, уздечек и другого конского снаряжения. Источник: НОРМЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОННО СПОРТИВНЫХ КОМПЛЕКСОВ. НТП АПК 1.10.04.003 03 (утв. Минсельхозом РФ 31.12.2003) … Официальная терминология
Шорник — м. Тот, кто изготавливает шорные изделия. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
шорник — шорник, шорники, шорника, шорников, шорнику, шорникам, шорника, шорников, шорником, шорниками, шорнике, шорниках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
шорник — Искон. Суф. производное от шорный (в сочетании шорный мастер). См. шоры … Этимологический словарь русского языка
шорник — ш орник, а … Русский орфографический словарь
Шорник кто это и что за профессия
Как это работает: шорник
КАК ЭТО РАБОТАЕТ: ШОРНИК
Как должен выглядеть приличный конь, когда лошадиная мода не стоит на месте.
Размерный ряд, снятие мерок, подгонка по фигуре – всё как в ателье.
Кто «одевает» лошадок и сколько стоит «наряд» для коня.
Как должен выглядеть приличный конь, когда лошадиная мода не стоит на месте.
Размерный ряд, снятие мерок, подгонка по фигуре – всё как в ателье.
Кто «одевает» лошадок и сколько стоит «наряд» для коня.
Андрей Евсюченя из деревни Нижнее Чернихово Барановичского района шьет лошадиную упряжь с детства. Он шорник. Профессия древняя и, по сегодняшним меркам, очень редкая. На всю страну хорошо если с десяток наберется. Именно шорник «одевает» лошадей.
Это ремесло отличается тонкостью и трудоёмкостью работы. Появилось оно ещё в Древней Руси и считалось очень почётным. Сейчас продолжают это дело единицы.
Ещё мастеров по изготовлению сбруи называют римарями. Это название образовалось от польского слова, которое переводится как ремень.
Шорник — мастер, который делает амуницию для лошадей: шоры, седла, уздечки.
Шоры — это наглазники из кожи или дерева для ограничения видимости. Их надевают лошадям, чтобы они не отвлекались на всё, что происходит вокруг. Во времена войн их использовали, чтобы максимально управлять животными. Именно от этой детали и пошло название профессии.
Лошадиный «портной»
Проехать на запряженном коне было почетно во все времена. Красивая упряжь подчеркивала, что едет хозяин. Поэтому коня всегда старались «украсить».
Принцип работы тут как в настоящем ателье: лошадиный «портной» снимает мерки, кроит, шьет, на примерке подгоняет по фигуре. Существует и размерный ряд, который в основном зависит от породы скакуна.
Итак, в «костюм» входит хомут, уздечка, чересседельник, вожжи, шлея, седло. И все это делает шорник.
хомут — нашейная часть конской упряжи, состоящая из деревянного остова (клещей), внутренняя сторона которого, прилегающая к шее, покрыта мягким войлочным валиком (хомутиной).
уздечка — часть сбруи, надеваемая на голову лошади для управления ею.
чересседельник — ремень, протянутый от одной оглобли к другой.
вожжи — длинный ремень, прикрепленный к удилам и служащий для того, чтобы править лошадью.
удила – железные стержни, вкладываемые в рот лошади.
шлея, или «тормоза» — ремень, идущий от хомута вокруг туловища лошади с проходящими через спину поперечными ремнями.
Кони привередливые
Работа шорника, по словам Андрея Ивановича, кропотливая. Например, чтобы сделать хомут, посидеть придется дня два и при этом знать некоторые хитрости.
Сначала снимаются мерки, вырезается заготовка, потом на «примерке» хомут подгоняется под конкретную лошадь, шкурится, отделывается войлоком, обтягивается кожей. В хомут засовывается лен, поэтому он не гниет и не трескается.
Уздечки Андрей Евсюченя тоже шьет разные: военного образца (их заказывают киношники для съемок), рабочие и верховые. Тут секрет красоты – в фурнитуре и различных плетениях. Шьется упряжь на старой швейной машинке «Подольск», в работе используются инструменты в основном собственного изготовления: ножи, молотки, пробойники. Кожа прокрашивается итальянской краской для обуви.
Можно сказать, что «конская» мода не стоит на месте: были в моде и плетенки, и заклепки, и расписные дуги.
Губной целовальник, офеня, шорник и другие популярные на Руси профессии, которые ушли в небытие
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Водовоз и золотарь
Современному горожанину сложно представить свою жизнь без водопроводов и канализации, а ведь еще менее века тому назад даже в столицах таких удобств не существовало в массовом пользовании. И людям приходилось в любую погоду ходить за водой с ведрами на дальние расстояния. А многие, кто был побогаче, покупали воду у водоносов, платя за нее немалые деньги.
Водовозом мог сталь любой, кто имел большие специальные емкости в виде бочек и телегу с лошадью. Водоносам же приходилось тележку или сани возить вручную. Питьевая вода набиралась из специальных колодцев, городских бассейнов и фонтанов. При том цвет, в который была окрашена бочка говорил о качестве находящейся в ней воды: из каналов перевозили воду в зеленых бочках, а питьевую — в белых. Частенько водовоз ездил в сопровождении бегущей рядом с повозкой собаки, которая своим лаем оповещала горожан о прибытии бочки с водой. Водовозы, часто пользуясь тем, что выбора особого у жителей не было, за воду брали втридорога.
По статистике еще столетие тому назад в Москве воду разносили и развозили около семи тысяч конных водовозов и около трех тысяч водоносов. Их количество постепенно уменьшалось пока города полностью не перешли на централизованный водопровод и канализацию.
Что примечательно, в старину достаточно широко были востребованы и золотари, профессия которых в современном понимании приравнивается к профессии ассенизатора. И если работа водовоза была почитаемой, престижной и доходной, то работа золотаря была не очень приятна, так как дурно пахла. Золотарь должен был вывозить канализационные массы в бочках и чистить отхожие места, чтобы поддерживать санитарную чистоту в городе. Свое название эта профессия получила из-за того, что нечистоты, сливаемые на улицы, в шутку назывались ночным «золотом». И просуществовали золотари в России до конца девятнадцатого века.
Целовальники были государственными служащими, отвечающими за сбор налогов и выполнение судебных решений. На эту должность избирали «всем миром» самых достойных. Во время принятия присяги они целовали крест и клялись «служить верно и честно», отсюда и пошло название «целовальник».
Впервые упоминания о целовальниках на Руси появились в 15 веке и так называли их вплоть до начала 19 века. Тогда эта должность и трансформировалась в должность судебного пристава.
В средине 17 века должность перестала пользоваться уже большой популярностью, так как при правлении Ивана Грозного были выдвинуты определенные требования к этой службе. Они обязаны были собирать подать, налоги, недоимки и таможенную пошлину определенных размеров, а ежели сбор был меньшим, то недоимки ложились на целовальника как его личный долг.
Существовала еще и должность губного целовальника, обязанного помогать губному старосте ловить воров и разбойников, которых потом казнили или отправляли на каторгу. В данном случае «губной » произошло от слова «губить».
Впоследствии, начиная с 19 столетия, целовальниками стали называть торговцев винных лавок, которые на кресте клялись не разбавлять водку и в подтверждение клятвы его целовали.
Ямщик
Эта профессия пользовалась большой популярностью вплоть до начала 20 века, которая также со временем трансформировалась. В переводе на современный лад: ямщики – это вроде водителей междугородних маршрутов, которые также занимались почтовыми и товарными перевозками.
А вот извозчики – водители городского такси. Они также классифицировались. К примеру, «ваньки», предоставлявшие услуги «Эконом-класса», были выходцами из деревень, арендовавшие лошадей и коляски. Они брали за поездку от 30 до 70 копеек. «Ломовики», перевозящие грузы на лошадях-тяжеловозах, были по типу грузовых такси. Богачи же брали себе «лихачей», имевших красивых лошадей и удобные коляски, а клиентов они доставляли к месту уже за три рубля.
Бондарь
В давние времена широко была распространена профессия бондаря, которая почти сошла на нет в 20 столетии, а на сегодняшний день их практически не осталось. Однако в свое время количество бондарей доходило 1000 человек в каждой губернии. Сколачивать бочки довольно кропотливое и сложное дело: дощечки должны прилегать настолько плотно друг к другу, чтобы они не пропускали воду. Поэтому профессиональные бондари в старину ценились очень высоко.
Жгон или каталь.
Хорошие мастера по валянию качественных валенок всегда на Руси пользовались уважением. За их работу платили достойные деньги. Артели жгонов-каталей ходили из деревни в деревню и валяли валенки из местного сырья. До наших дней дошёл и жгонский словарь, так как общались на своем, понятном только им языке, тем самым охраняя от посторонних профессиональные секреты.
Шорник
Это ремесло было кропотливым и трудоемким и требовало высокого мастерства от шорника, работавшего вручную самыми простыми инструментами.
«Офеня-коробейник»
Бурлаки
Фонарщик
Еще в Древней Греции и Древнем Риме улицы городов были освещены факелами, лампами с масляными фитилями, и соответственно были люди, которые следили за этим. В России профессия фонарщика появилась гораздо позже. Так,в XIX веке отставные военные следили за освещением ночных улиц. У каждого фонарщика в обслуживании было до 50 фонарей, в которые нужно было вовремя залить и масло и поправить фитиль. С появлением первых электрических лампочек фонарщики по-прежнему включали и отключали фонари вручную. И лишь с тридцатых годов прошлого столетия с введением автоматического режима включения фонарей эта профессия исчезла.
Трубочист
В России профессия трубочиста стала востребована с 1720 года, когда появились первые печи и камины с дымоходами, мода на которые распространилась с Дании. К слову, в некоторых северных странах Европы и по ныне встречаются представители этой профессии.
А вот об истории пьянства на Руси и о сухом законе Николая II можно прочесть здесь
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Целовальник, офеня, шорник и другие популярные на Руси профессии, ушедшие в небытие
В истории России существовало немало профессий, большинству из которых вряд ли можно было бы позавидовать. Но течение времени унесло отжившие профессии из бытия современных людей, и лишь на картинах художников-классиков да в исторических летописях остались упоминания о многих из них.
Водовоз и золотарь
За водой. Художник Перов В.Г.
Современному горожанину сложно представить свою жизнь без водопровода и канализации, а ведь еще менее века тому назад даже в столицах таких удобств не существовало в массовом пользовании. И людям приходилось в любую погоду ходить за водой с ведрами на дальние расстояния. А многие, кто был побогаче, покупали воду у водоносов, платя за нее немалые деньги.
Водовоз. (1873). Автор: Сергей Грибков.
Водовозом мог сталь любой, кто имел большие специальные емкости в виде бочек и телегу с лошадью. Водоносам же приходилось тележку или сани возить вручную. Питьевая вода набиралась из специальных колодцев, городских бассейнов и фонтанов. При том цвет, в который была окрашена бочка говорил о качестве находящейся в ней воды: из каналов перевозили воду в зеленых бочках, а питьевую — в белых. Частенько водовоз ездил в сопровождении бегущей рядом с повозкой собаки, которая своим лаем оповещала горожан о прибытии бочки с водой. Водовозы, часто пользуясь тем, что выбора особого у жителей не было, за воду брали втридорога.
По статистике еще столетие тому назад в Москве воду разносили и развозили около семи тысяч конных водовозов и около трех тысяч водоносов. Их количество постепенно уменьшалось пока города полностью не перешли на централизованный водопровод и канализацию.
Что примечательно, в старину достаточно широко были востребованы и золотари, профессия которых в современном понимании соответствует ассенизатору. И если работа водовоза была почитаемой, престижной и доходной, то работа золотаря была не очень приятна, так как дурно пахла. Золотарь должен был вывозить канализационные массы в бочках и чистить отхожие места, чтобы поддерживать санитарную чистоту в городе. Свое название эта профессия получила из-за того, что нечистоты, сливаемые на улицы, в шутку назывались ночным «золотом». И просуществовали золотари в России до конца девятнадцатого века.
Целовальник — одна из самых загадочных древних профессий на Руси
Целовальники были государственными служащими, отвечающими за сбор налогов и выполнение судебных решений. На эту должность избирали «всем миром» самых достойных. Во время принятия присяги они целовали крест и клялись «служить верно и честно», отсюда и пошло название «целовальник».
Впервые упоминания о целовальниках на Руси появились в 15 веке и так называли их вплоть до начала 19 века. Тогда эта должность и трансформировалась в должность судебного пристава.
В средине 17 века должность уже перестала пользоваться большой популярностью, так как при правлении Ивана Грозного были выдвинуты определенные требования к этой службе. Они обязаны были собирать подать, налоги, недоимки и таможенную пошлину определенных размеров, а ежели сбор был меньшим, то недоимки ложились на целовальника как его личный долг.
Существовала еще и должность губного целовальника, обязанного помогать губному старосте ловить воров и разбойников, которых потом казнили или отправляли на каторгу. В данном случае «губной» произошло от слова «губить».
Впоследствии, начиная с 19 столетия, целовальниками стали называть торговцев винных лавок, которые на кресте клялись не разбавлять водку и в подтверждение клятвы его целовали.
Эта профессия пользовалась большой популярностью вплоть до начала 20 века и была окутана изрядным слоем романтики. В переводе на современный лад: ямщики – что-то вроде водителей междугородних маршрутов, которые также занимались почтовыми и товарными перевозками. Дальнобойщики, одним словом.
Извозчик старой Москвы.(1800) Художник: Федор Алексеев.
А вот извозчики – водители городского такси. Они также классифицировались. К примеру, «ваньки», предоставлявшие услуги «эконом-класса», были выходцами из деревень, арендовавшие лошадей и коляски. Они брали за поездку от 30 до 70 копеек. «Ломовики», перевозящие грузы на лошадях-тяжеловозах, были по типу грузовых такси. Состоятельные же люди пользовались услугами «лихачей», имевших красивых лошадей и удобные коляски, а клиентов они доставляли к месту уже за три рубля.
Еще были среди городских извозчиков, одетых в фирменную одежду, так называемые «голубчики» и «резвые». Они имели номерной знак, их можно было заказать через специальную биржу, а поездка стоила в пределах рубля.
Бондарь. Автор: С. Скачков.
В давние времена широко была распространена профессия бондаря, которая почти сошла на нет в 20 столетии. На сегодняшний день бондарей практически не осталось. Однако в свое время количество бондарей доходило до 1000 человек в каждой губернии. Сколачивать бочки довольно кропотливое и сложное дело: дощечки должны прилегать настолько плотно друг к другу, чтобы не пропускать воду. Поэтому профессиональные бондари в старину ценились очень высоко.
Каталь. Автор: Кугач Ю.П.
Хорошие мастера по валянию качественных валенок всегда на Руси пользовались уважением. За их работу платили достойные деньги. Артели жгонов-каталей ходили из деревни в деревню и валяли валенки из местного сырья. До наших дней дошёл и жгонский словарь, так как общались мастера на своем, понятном только им языке, тем самым охраняя от посторонних профессиональные секреты.
Шорник. Автор: Михаил Клодт.
Шоры — это наглазники прикрывающие боковой обзор глаз лошади. Шорник изготавливал не только шоры, но и всю конскую сбрую: седла, уздечки, стремена, которые были уникальными. Первые шорники появились еще с древних времен, а в наши дни лишь единицы мастеров изготавливают амуницию для породистых коней для скачек.
Это ремесло было кропотливым и трудоемким и требовало высокого мастерства от шорника, работавшего вручную самыми простыми инструментами.
«Офеня-коробейник». Автор: Николай Кошелев.
На Руси, начиная с конца 17 столетия, существовало огромное множество бродячих торговцев, продававших по деревням мелкий товар: книги, лубочные изделия, бумагу, ткань. В основном они были выходцами из крестьян, и в некоторых губерниях их звали офенями, а в иных — коробейниками. Главной чертой этих торговцев был звучный голос, чтобы зазывать покупателей и умение «лицом» показать товар.
Бурлак. Автор: В.В. Верещагин.
Бурлаки — сезонные наемные рабочие, объединенные в артели, перетягивали судна против течения, буквально на своих плечах. Этот тяжелый, каторжный труд в России был отменен в 1929 году. Однако в некоторых странах он востребован и поныне.
«Утро у трактира». Автор: Леонид Соломаткин.
Еще в Древней Греции и Древнем Риме улицы городов освещались факелами, лампами с масляными фитилями, и, соответственно, были люди, которые следили за этим. В России профессия фонарщика появилась гораздо позже. Так, в XIX веке отставные военные следили за освещением ночных улиц. У каждого фонарщика в обслуживании было до 50 фонарей, в которые требовалось вовремя залить и масло и поправить фитиль. С появлением первых электрических лампочек фонарщики по-прежнему включали и отключали фонари вручную. И лишь с тридцатых годов прошлого столетия с введением автоматического режима включения фонарей эта профессия исчезла.
Трубочист. Автор: Фирс Журавлев.
В России профессия трубочиста стала востребована с 1720 года, когда появились первые печи и камины с дымоходами, мода на которые распространилась из Дании. К слову, в некоторых северных странах Европы и по ныне встречаются представители этой профессии.
Взгляд изнутри: шорник
Как я и обещала, сегодня будет рассказ о редкой профессии шорника. Это будет статья с фотграфиями из моего личного архива, так что готовьтесь к увлекательному путешествию!
Я, конечно, много что шила в своей жизни, но такая фигня точно была впервые. Тут надо рассказывать по пунктам, потому что впечатлений до сих пор очень много.
Та самая швейная машина
Вот об эту иглу был вспорот палец
Производственный процесс шел просто. Сначала мастер нарезал обыкновенную стропу (она использовалась для дублирования пластичной сыромятной кожи, чтобы избежать растягивания при нагрузке) на куски, по длине равные длине детялей плюс припуски на подгибку. Затем он же нарезал сыромятину на длинные полосы, по ширине равные ширине стропы, выдавал фурнитуру согласно количеству единиц изделий; например, в недоуздке для взрослой лошади 6 ремней, 5 колец и 1 пряжка. Затем все это переходило ко мне. В мои обязанности входило: нарезать кожу ножом на полосы требуемой длины, сделать ее концы тоньше и собрать изделие целиком на машине. После готовое изделие вновь переходило к мастеру, который набивал в нем дырки для застежки, ставил заклепки, хольнитены, люверсы и связывал все в пачку для отправки.
Недоуздок для тяжеловоза. О масштабе можно судить по молотку длиной около 30 см.
Ждите следующий рассказ о работе диссенатора.