Шпальт дерева что это такое
Кап и сувель
Древесина является ценным и красивейшим природным материалом. Но древесина капа и сувеля превосходит по красоте природного рисунка обычную древесину. Кап и сувель…Капы и сувели это наросты на деревьях, которые лесоводы называют пороками ствола дерева.
Зато в руках мастеров, таки «пороки» как кап и сувель, превращаются в великолепные произведения искусства.
Древесный кап (слева) и сувель (справа)
Что такое древесный кап
Появление капов наблюдается преимущественно на лиственных деревьях, едко такие наросты можно встретить на хвойных.. Из пород древесины, распространенных на территории России, капы чаще всего появляются на стволах липы, дуба, осины, клена, березы, вяза.
Кап растет очень долго. Речь идет о десятках лет. Его размеры могут быть от пары сантиметров до метра, а то и двух. На одном стволе может быть два и более капа.
Почему появляется нарост, называемый капом
Есть три варианта происхождения капа. Но все они не 100%
Природа возникновения капа не определена на 100%. Но нас больше интересует текстура капа, нежели чем его происхождение.
Текстура капа
Каждый кап, как отпечаток пальца человека, имеет эксклюзивный рисунок и форму. Нет в природе не существует двух одинаковых наростов, именуемы капом. Причем, ни по форме нароста, ни по его структуре.
Сразу после спила капа, его богатая текстура практически не видна. Текстуру, древесина капа проявляет в полной своей мере после шлифовки, полировки и тонирования.
Изделие из березового капа
Цвет древесины капа бывает коричневый, молочный, розоватый, зеленоватый, зависит от породы дерева и места его произростания.
Что такое древесный сувель
Сувель это нарост, круглой формы, на стволе дерева, покрытый корой. Нарост состоит из деформированных и перекрученных волокон древесины.
В отличие от капа, сувель образовывается в равной степени на лиственных и хвойных породах деревьев. Плотность древесины сувеля ниже, чем у капа, поэтому его немного легче обрабатывать.
Почему появляется нарост, называемый сувелем
В результате внешнего воздействия на дерево, образуется складка. Со временем складка обрастает извилистыми волокнами. Это и есть сувель.
Сувелей на деревьях больше, чем капов. Под корой у древесных сувелей гладкая поверхность, а не «пупырышками», как у капов
Сувели могут иметь разную текстуру, преобладающими фигурами можно назвать волны, изгибы, пятна, полосы. После шлифовки и полировки проступает сияние и блеск древесины.
Сувель ясеня
Сувель может быть различных оттенков, в основном, это коричневый, желтый, серый, немного зеленоватый, или наоборот с розоватыми “нотками”
Как и капы, сувели могут быть стволовыми и прикорневыми. Стволовые сувели светлее и с менее выраженным природным рисунком, чем прикорневые.
Что изготавливают из капа и сувеля
Из “чудных” наростов, в виде древесины капа и сувеля мистера изготавливают декоративные поделки, сувениры, рукоятки ножей, пано, брелоки, запонки и украшения, заколки, чаши, вазы, посуду, шкатулки, трости, лампы, шахматы, рамки, табакерки и множество других небольших предметов. А также, изготавливают шпон.
Капы и сувели хорошо сочетаются с металлами, перламутром, костью.
Ковш из капа березы
Пано из капа
Кап березы
Сувель березы
Поговорим о стабилизации древесины?
Для чего нужна стабилизация древесины?
Вот так выглядит кап сосны
Для чего нужна стабилизация дерева?
Все не вечно под луной, как говорится) И даже прочные, твердые породы дерева со временем разрушаются под воздействием той же влаги. Специальные масла, краски и пропитки позволяют продлить срок службы деревянного изделия, но стабилизированная древесина прослужит в разы дольше! Ведь при стабилизации состав «100 TERM» проникает во все поры древесины, запечатывает их, пропитывает волокна насквозь.
Посмотрите, какие красивые, яркие бруски после стабилизации!
Видео любезно предоставлено Андреем Денисовы (страница мастера в вк andrew_molodec)
Глубокая пропитка стабилизирующим полимером придает дереву ряд важных свойств:
— древесина не реагирует на изменения влажности, даже если ее утопить на время в воде, изделие не деформируется;
— повышается прочность, износоустойчивость;
— пропитывающий полимер защищает от воздействия растворителей, нефтепродуктов;
— полностью закрытые поры препятствуют проникновению в древесину бактерий, в итоге, даже на поверхности ничего не заводится и не размножается;
— повышаются декоративные качества (яркий цвет или несколько цветов с четкими границами или плавно переходящие один в другой цвета);
— в отвержденном состоянии стабилизирующая жидкость не токсична, к тому же, полимер защищает от выделения аллергенов из некоторых пород дерева (бытует мнение, что у 5 % людей возникает аллергическая реакция на природные, естественные соединения, содержащиеся в древесине)
Если повезло и в руках оказался брусок экзотического дерева, хочтеся сохранить его красоту на долгие-долгие годы, такие бруски стабилизируют бесцветным составом. И природная красота сохраняется и износостойкость прибавляется)
Стабилизированные брусочки чаще всего используют для изготовления ножевых рукоятей, изготовления украшений и сувениров и т.п.
Стабилизировать брусок можно даже в домашних условиях.
У нас вы можете приобрести гледичию, клен белый, дуб торцевой и лингуа.
Подробнее о домашней стабилизации рассказывает наш коллега Ярослав Черненко (группа мастера в вк the jewelry of mad botanist).
Стабилизация в домашних условиях (стиль и пунктуация автора сохранены без изменений;))
«КОЛХОЗНАЯ» СТАБИЛИЗАЦИЯ
Показатели что пропитка окончена:
1) брусок утонул (не обязательно, некоторые породы не тонут)
2) при очередном цикле вакуума пузыриков воздуха нет совершенно.
3) при взвешивании видно что набрал от 30 до 120 грамм жижи (зависит от исходной плотности, скажем для венге и зебрано обычно 40-60 грамм на стандарт а шпальт березы может и 150 набрать)
Можно приступать к ТО.
ТО
1) даю бруску обтечь на решетке или обтираю бумажной салфеткой
2) плотно заворачиваю брусок в алюминевую фольгу. Слежу чтоб фольга прилипла к бруску и не осталось пузырей.
После этого можно закрепить фольгу скотчем и ставить в печь на 100-120с. Но я продолжаю.
Пы. Сы.
Предлагаем ознакомиться с работами мастеров из стабилизированной древесины
Кольца работы мастера из Казахстана Кудрата Заитова (группа в вк r49estorm) из стабилизированного капа клена от Александра Ковальского
Ш икарные р аботы народного мастера РФ Екатерины Баташевой из Тулы (страница в вк id378546458)
Немного ножей от Алексея Борисова из Белгорода (в вк id172073558) с рукоятями из стабилизированного ореха, платана, клена и каштана
Стабилизированные капы на первом фото и орех на следующих двух фотографиях от Антона Александровича (в вк rodstvenik72)
А это стабилизированное манго, клен и амбойна от этого же мастера
Вот фото работ Михаила Кочебина из Санкт-Петербурга (страничка в вк mikispb) На фотографиях бруски полуфабрикаты под двойной прокрас, после первого прокраса без вакуума. И уже запеченный стабилизированный в черный цвет брусок.
А это работа с интересным цветом от Ярослава Черненко, синий, бархатный цвет. Брусочек невероятной красоты и насыщенности цвета
А что вы скажете о посуде из стабилизированной древесены?
Представляем вашему вниманию работы Андрея Круглова (группа в вк wooden.trio)
Желаем вам профессиональных успехов и творческого вдохновения!
Команда «Композит и К»
Кап («ведьмин веник») и Сувель («свиль»). Отличия и сходства
Дерево является одним из наиболее распространенных растений на земле.
Природа несказанно щедра, раз подарила человеку не только возможность любоваться красотой стволов, листьев, но и извлекать из древесины практическую пользу, ведь уже на протяжении нескольких тысяч лет люди используют деревянные изделия в своем обиходе, строя дома, лодки, изготавливая мебель и домашнюю утварь, производя музыкальные инструменты, поделки, прочее.
На сегодняшний день не существует материала, способного полностью заменить чудесные природные свойства древесины, поскольку ее плотность, цвет, фактура, рисунок текстуры и оттенки в каждом случае уникальны.
Природная неповторимость древесного узора особо проявляется в капе и сувели (шарообразных или каплевидных наростах на деревьях), которые ученые мужья определили как болезни.
Эти образования создают внутри ствола или корня сложный, фееричный рисунок древесных волокон, состоящий из переплетения цветных линий, пятен, вкраплений, плавно перетекающих друг в друга, которые и формируют, таким образом, узор особой красоты. Благодаря богатству красок и линий, и кап, и сувель являются превосходным природным материалом для производства различных поделок, украшений, предметов интерьера, поскольку обладают и эксклюзивной текстурой (в природе невозможно найти два одинаковых узора), и особой прочностью, и долговечностью.
Давайте попробуем определить, чем же отличаются между собой кап и сувель, и что между ними общего.
Кап (капокорень или как его еще называют в народе «ведьмин веник») – это округлое доброкачественное образование на стволе или ветви с большим количеством древесных узелков. Кап как раз и отличается от сувели тем, что имеет на своей внешней стороне множество шишечек, которые создаются благодаря придаточным и спящим почкам. Эти образования имеют вид темных шипов и бугорков, отчего часто на капе можно наблюдать растущие прямо из него мелкие побеги и веточки.
По мнению одних ученых кап на дереве возникает в результате резкого побочного влияния, повлекшего изменения в развитии растения, то есть он может иметь как естественную, так и антропогенную причину появления. Другие научные работники считают, что появление безобразной опухоли на дереве может быть наследственным уродством.
Встречается кап преимущественно на деревьях лиственных пород, таких как дуб, липа, клен, ольха, тополь, орех, но чаще всего его можно отыскать на березе.
Замечено, что в среднем на одно дерево с капом приходится от трех до пяти тысяч деревьев без такового образования, поэтому отыскать хороший кап (в отличие от сувели) довольно непросто.
Чаще всего на деревьях встречается прикорневой кап, который может быть просто гигантских размеров.
Как правило, капокорень имеет внутри неярко выраженную текстуру и слабый по контрасту цветов рисунок.
Кап, образованный на ветке, часто имеет форму неправильного шара и, в отличие от капокорня, его внутренняя текстура на поперечном разрезе пестрит узорами с сердцевинами сучков и имеет своеобразную «игольчатую» структуру в виде мелкого орнамента с черточками и точками. Внутренние волокна древесины переплетаются между собой в различных направлениях, создавая живописный рисунок, а вкрапления из спящих почек делают фактуру еще более богатой, поэтому кап чаще всего применяют как элемент декора при изготовлении различных поделок, рукояток ножей, прикладов ружей, оригинальной посуды, а также сувениров.
В обработке, благодаря сильной плотности своей текстуры и огромного числа сучков, кап непрост, но при этом он прекрасно шлифуется и полируется.
Основной цвет внутренней текстуры капа – это различные оттенки черного или коричневого цветов, охры. Даже если взять две половинки одного и того же капа, они все равно будут отличаться и цветом, и рисунком узора, поскольку структура нароста неоднородна.
Древесина у капа прочнее, чем у сувели, и процентов на пятьдесят – семьдесят крепче, чем у дерева, на котором он образовался.
Из капа производят также мелкие изделия: шкатулки, портсигары, заколки, сережки, браслеты, мелкие украшения.
Создавать резной узор на капе не имеет смысла, поскольку фактура и текстура древесины красива сама по себе.
Образование сувели вызвано болезнью дерева (раком), и она чаще всего представляет собой скрученный и сплетенный в комок нарост, отчего ее также называют свилем.
Обычно свиль растет в два – три раза быстрее самого дерева и имеет каплевидную или шарообразную форму, расположенную вокруг ствола или ветви. Главное отличие сувели от капа заключается в том, что она образуется не из спящих почек, а благодаря сложному переплетению изогнутых в разные стороны годовым кольцам (откуда и произошло название свиль). По этому признаку шишки на дереве легко отличить друг от друга.
Наросты (особенно на березе) встречаются довольно часто, хотя до конца причина их образования не изучена. Предположительно положить начало образованию свили может грибок или механическое повреждение коры дерева.
Сувель в народе еще называют древесной костью, поскольку ее срез напоминает разводы мрамора (с такими же переливами и лучевым сечением), а тонкие части просматриваются насквозь и внешне похожи на кость. Но плотность тканей, как было уже сказано выше, у сувели меньше, чем у капа, поэтому ее древесина является менее прочной.
Нарост сувели может вырастать до гигантских размеров (к примеру, в Ватикане находится купель, вырезанная из цельного куска дерева). Однако, чем свиль мельче, тем насыщеннее и ярче рисунок внутри, правда, узор с элементами орнамента в любом случае будет более мягким (без обязательных для капа узоров в виде «шипов» и «иголок»).
Внутренняя текстура сувели имеет нежный перламутровый оттенок, причем расцветка каждого может сильно различаться и содержать белый, желтый (напоминающий цвет янтаря), а также коричневый, розоватый и зеленый цвета. Оттенок сувели зависит от места произрастания дерева и способов ее сушки.
Сувель также отлично поддается обработке, хорошо шлифуется, полируется, а ее перламутровый срез, напоминающий мрамор, играя разводами, имеет неповторимую текстуру и как бы светится изнутри.
Безусловно, определить по виду сувели, насколько будет красивым рисунок, невозможно, но чем корявее и крученее нарост выглядит внешне, тем богаче будет его текстура и узор внутри.
Наиболее ценной считается корневая (комлевая) часть сувели. Она представляет интерес для резчиков по дереву, художников, производителей ножей, скульпторов и краснодеревщиков, которые выбирают этот материал за эксклюзивность рисунка на срезе, высокую прочность, устойчивость к гниению и уникальную способность к обработке.
Поиск и подготовка наростов
Естественно, что искать выпуклости на дереве необходимо в лесу. При этом многие путают кап и свиль с похожим на них грибом Инонотус скршенный (лат. Inonotus obliquus), который чаще всего обитает на березе и называется чагой или черным березовым грибом.
Необходимо научиться определять, где гриб, а где нарост.
Спиливать свиль и кап лучшего всего осенью (в сентябре – октябре), когда деревья приостанавливают естественное движение сока и начинают подготовку к зиме.
Необходимо помнить, что без хорошей пилы сувель или кап, особенно если они весьма корявые, спилить непросто, поэтому эту работу лучше всего производить с помощью бензопилы, но следует учитывать, что цепи инструмента из-за особой прочности нароста быстро тупятся.
Если бензопилы нет, придется работать ручной пилой, но она должна иметь остро отточенные, с хорошим разводом зубчики, чтобы мастер не мучил ни себя, ни дерево и зря его не ранил.
Во избежание образования нежелательного для дерева дупла место среза необходимо сразу же замазать садовым варом либо закрасить масляной краской или залепить глиной.
При обнаружении массивного капокорня необходимо помнить, что его срез чреват для дерева серьезными последствиями, и в результате нанесенной травмы оно может погибнуть.
Все вышеперечисленные свойства и капа, и свиля возносят эти уникальные материалы на вершину ценности среди прочих пород древесины, поскольку применяются они как в отделке различных предметов утилитарного назначения, так и в производстве украшений, мелкой пластики и посуды.
Что такое стабилизированная древесина?
Что такое стабилизированная древесина?
Стабилизированная древесина не подвержена влиянию ультрафиолетовых лучей, технических масел, органических растворителей, кратковременно без внешних изменений выдерживает нагрев открытым пламенем до температуры 250⁰С.
Кроме этого стабилизированная древесина имеет необычайно красивый внешний вид, легко обрабатывается как ручным способом, так и с помощью различных устройств для механической обработки (точение, строгание, шлифование, полировка).
Стабилизированная древесина может иметь натуральный (природный) цвет древесины или окрашиваться в один или несколько цветов. Примечательно, что во время процесса стабилизации древесина проходит полную сквозную обработку (пропитку), таким образом окрашивание ее также носит сквозной характер. Обработанная древесина по тактильным ощущениям отдаёт теплотой натуральной древесины.
Для стабилизации используют древесину с ярко выраженной мелкой текстурой и переливами. Чаще всего это капы таких деревьев как клён, каштан, вяз, берёза, а также ценные породы древесины, такие как карельская берёза.
Правильно изготовленная стабилизированная древесина получается необычайно красивой и приобретает уникальные износостойкие свойства.
Для чего применяется стабилизированная древесина?
В основном стабилизированная древесина применяется мастерами для изготовления эксклюзивных рукоятей ножей ручной работы. Но также может быть использована для изготовления различных эксклюзивных поделок.
При изготовлении применяют древесные капы, сувель, свили и натуральную и экзотическую древесину, которые показывают наибольшую природную красоту.
Древесина – это природный материал, поэтому каждый брусок стабилизированного дерева имеет уникальный и неповторимый внешний вид.
Береза шпальт, заготовка под рукоять ножа
Нет в наличии
Цена указана за один брусок. Фото для примера, текстура может отличаться.
Брусок шпальта березы в размере 130х50х30мм. Такой формат заготовки подойдет для изготовления цельной рукояти для ножа с всадным монтажом клинка. Также бруски будут удобны для скульптурной резьбы по дереву в миниатюре, создания сувенирных изделий, предметов декора, детских игрушек, столовых приборов, домашней утвари, брелоков, аксессуаров для волос, бижутерии и украшений.
Шпальт – это условное название для древесины, которая в процессе роста или хранения подверглась заражению колонией грибков. В деревообработке этот порок называется белой мраморной гнилью – он вызывает разрушение лигнина и целлюлозы в волокнах ядра. Шпальтированная древесина сильно уступает в физико-механических характеристиках здоровой, она менее прочная, теряет плотность и вес. Без стабилизации такой материал в основном подходит только для декоративных изделий.
Однако колонии грибков не только разрушают волокна древесины, но и вызывают изменения окраса. Мраморный шпальт покрывается извилистыми черными линиями, которые являются границей между больными и здоровыми клетками. Эти линии создают яркую декоративную текстуру, напоминающую мрамор, по всей толщине пораженной области. Шпальт высоко ценится за свой внешний вид и уникальный рисунок, хоть и является пороком древесины.
Чтобы обеспечить шпальту прочность, рекомендуется стабилизировать бруски. Состав для стабилизации заполняет поврежденные клетки и полимеризуется там, создавая прочное соединение и сохраняя текстуру дерева. Качественно стабилизированный шпальт не уступает по прочности и твердости самым плотным породам древесины.
Береза, в силу рыхлой структуры волокон, впитывает составы для стабилизации без использования специального оборудования. Для этого достаточно поместить брусок в средство на длительное время, а затем подвергнуть термической обработке для полимеризации. Вакуумные камеры ускоряют процесс и снижают вероятность неполной пропитки.
При использовании красителей во время стабилизации шпальта можно добиться необычных декоративных эффектов.
Примеры изделий из шпальта березы:
После стабилизации даже поврежденная грибковым заболеванием древесина становится прочной, плотной и тяжелой. Поэтому стабилизированный шпальт березы можно использовать для изготовления эксклюзивных рукоятей для ножей, как этот:
На текстуре этой деревянной ложке видно, как отличается пораженная древесина от здоровой – черные извилистые полосы отделяют одну от другой:
Шпальт ценится за эффектный вид в изготовлении декоративных и эксклюзивных изделий ручной работы. Он придает вещам неповторимый облик.
Корпусы этих ручек сделаны из стабилизированного шпальта березы: