Шпилька в машине что это
Колесные шпильки против колесных болтов: в чем разница?
Преимущества и недостатки использования болтов или шпилек на колесах авто
Большинство серийных уличных автомобилей выезжают с завода с колесными дисками, оборудованными либо болтами, либо торчащими из ступицы мощными металлическими штырями – колесными шпильками, на которые уже и одевают колесный диск. Читатели, конечно же, вспомнят третий тип установки колес, правда, он применяется на автомобилях очень редко. Речь идет об установке колес с центральным замком. Но их обычно используют в гоночных дисциплинах для высокопроизводительных гоночных и дорожных спортивных автомобилей.
Так в чем же именно разница? Эксперт из Team O’Neil Rally School Нокс Уайт наскоро объяснил, что к чему и почему, показав преимущества и недостатки применения болтов или шпилек в тех случаях, если вы используете свой автомобиль в спортивных целях или просто для ежедневной езды за рулем.
Стандарт такой: Колеса с болтами
Колесные болты стандартны на многих построенных в Германии автомобилях. Как известно, такие болты выполнены не по совсем обычной схеме. Да, у них присутствует нарезанная резьба стандартного шага, однако шляпка болта получила совершенно нестандартную форму, которая позволяет этим элементам плотнее прилегать к колесному диску при установке крепежа на место и минимально выпирать над поверхностью колеса. Болт продевается через колесный диск, тормозной ротор, заходя прямо в ступицу, фиксируя все элементы вместе.
Трудности с использованием болтов обычно возникают у новичков при смене колес. Небольшими болтами труднее попасть в гнездо с резьбой, держа колесо на весу, при этом необходимо держать тяжелое колесо так, чтобы гнезда на колесном диске совпали с гнездами в ступице.
Вторая проблема, как отмечается в видео, также связана с несовпадением отверстий. Например, тормозной диск прокрутился на ступице в то время, когда колесный диск был демонтирован, центровать элементы нечему, поэтому произойти такое в теории может. Пример показан на 40-й секунде видеоролика. Это означает, что вам нужно выставить тормозной ротор по отношению к ступице (вместе с колесным) диском, когда вы все собираете воедино. Неудобно.
Также болты от каждой марки и в некоторых случаях модели автомобиля могут подходить исключительно для этой марки или модели. На другие автомобили вы их просто не поставите из-за особой формы задней части шляпки болта.
При перетягивании, если в ступице срывается резьба, это может вылиться в большой ремонт с затратами средств и времени.
Однако есть и неоспоримые плюсы болтовой системы крепления колес. Во-первых, болты невозможно сломать, погнуть. Во-вторых, можно легко купить новые в автомагазине в случае утери, повреждения крепежного элемента. В-третьих, можно устанавливать болты-секретки.
Шпильки на колесах вместо болтов
Колесные шпильки, как известно, отличаются методом монтажа. По сути, это длинная часть болта, закрепляющаяся на ступице, выпирающая над центральной частью тормозного диска, который просто насаживается на выступающие элементы.
Основной плюс такой системы крепежа – установка тормозных и колесных дисков. Колеса легко центруются и несложно одеваются на шпильки. Секундное дело! Также для выборки посадки колеса на шпильки можно ставить проставки, а чтоб это колесо не украли, легко подобрать гайки-секретки.
Однако есть и минусы:
Шпильки гнутся. Если сорвется резьба на шпильке, ее можно заменить, это плюс, но в некоторых случаях сделать это будет очень непросто.
Как видно, оба варианта имеют свои преимущества и недостатки. Поэтому точно утверждать, какая система лучше, мы не будем, да и незачем это – оба варианта установки колес заслужили доверие и имеют право на жизнь.
Шпилька колеса: надежный крепеж колес и тормозов
В современных автомобилях монтаж колес на ступицу выполняется с помощью специальных крепежных элементов — шпилек и гаек. О том, что такое шпилька колеса и зачем она нужна, какие виды шпилек сегодня применяются в автомобилях, и как правильно ремонтировать и обслуживать колеса — читайте в этой статье.
Назначение шпильки колеса
Вопрос крепления колеса на оси пришлось решать еще нашим далеким предкам, которые строили различные повозки и телеги. С изобретением автомобилей этот вопрос не потерял своей остроты, так как повышенные скорости и нагрузки требовали более надежной фиксации колеса на оси или на ступице. Вплоть до 20-х – 30-х годов прошлого века крепеж колес выполнялся различными способами (болты, заклепки и т.д.), однако впоследствии стандартным стал крепеж на ступицу с помощью шпилек и гаек.
Почему именно шпильки заняли свое место в колесах современных автомобилей? Это объясняется в первую очередь снижением количества деталей с одновременным повышением надежности крепежа. Дело в том, что применение шпилек позволяет отказаться от отдельного крепежа диска колеса и тормозного барабана/иска — обе эти детали крепятся к ступице одними шпильками. А прижим колеса к ступице гайками по ряду причин имеет более высокую надежность, чем болтами.
Таким образом, шпильки колес выполняют несколько функций:
Шпильки колес играют важную роль в надежной работе и безопасности автомобиля, но при этом имеют крайне простую конструкцию и особенности эксплуатации.
Типы, конструкция и особенности шпилек колеса
В настоящее время применение на транспортных средствах для крепления колес используется три основных типа шпилек:
Вворачиваемые шпильки — это классический крепеж с резьбой на двух концах. Одной стороной такая шпилька вворачивается в ступицу, а на вторую надеваются тормозной диск/барабан и колесный диск. Конструктивно вворачиваемая шпилька представляет собой стальной прут с нарезанной на двух концах резьбой той или иной длины. Со стороны внутренней резьбы (которая вворачивается в ступицу) может присутствовать буртик. Для удобства вворачивания шпильки в ступицу буртик может быть выполнен под обычный рожковый ключ.
Запрессовываемые шпильки, как нетрудно понять из их названия, запрессовываются в отверстия в ступице. Такие шпильки бывают нескольких видов:
Односторонние шпильки имеют резьбу с внешней стороны и шляпку с внутренней, для фиксации детали в ступице предусмотрены продольные шлицы — с их помощью шпилька запрессовывается и надежно удерживается в ступице. На двухсторонних запрессовываемых шпильках также имеются шлицы, расположенные между резьбовыми частями.
Закладные шпильки, в отличие от первых двух типов, не имеют жесткой фиксации в ступице, и имеют только одну резьбу с внешней стороны. Такие шпильки удерживаются от проворачивания головкой специальной формы, которая вставляется в соответствующее гнездо с обратной стороны ступицы. Фиксация тормозного барабана/диска и колесного диска осуществляется гайкой, наворачиваемой на резьбу.
Двухсторонние вворачиваемые шпильки сегодня находят наибольшее применение как на отечественных, так и зарубежных автомобилях, в том числе и грузовых. Запрессовываемые и закладные шпильки чаще используются на европейских, американских и азиатских автомобилях различных классов. При чем на легковых авто чаще используются наиболее простые по конструкции и дешевые односторонние закладные шпильки.
Независимо от конструкции и назначения, все колесные шпильки делятся на две большие группы по типу резьбы:
Применение шпилек с разнонаправленной резьбой обусловлено целями безопасности и надежности конструкции. При неравномерной скорости вращения колес (в моменты разгона и торможения) навернутые на шпильки гайки под действием центробежных сил и сил инерции стремятся провернуться вокруг своей оси. И если на колесах с левой стороны автомобиля установить шпильки с нормальной правой резьбой, то гайки будут стремиться отвернуться, что чревато ослаблением крепления и разбалтыванием колеса со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. Поэтому сегодня мировые производители используют на разных колесах шпильки с разной резьбой: на колесах с правой стороны автомобиля — с правой резьбой, на колесах с левой стороны автомобиля — с левой резьбой.
Вопросы обслуживания и замены шпилек
Шпильки колес не нуждаются в специальном уходе и обслуживании, однако они, как и всякий резьбовой крепеж, требуют соблюдения некоторых рекомендаций:
При каждой замене колеса или ремонте тормозных механизмов следует производить визуальный осмотр шпилек. При обнаружении погнутостей, повреждений резьбы или трещин, а также при чрезмерной коррозии шпильку следует заменить, так как высока вероятность дальнейшей ее деформации.
Зачастую автовладельцам приходится сталкиваться с такой проблемой, как облом шпильки. Эту поломку следует ликвидировать как можно скорее, так как эксплуатация автомобиля без одной или нескольких шпилек на одном колесе запрещена. Обломанную шпильку следует извлечь из ступицы, и заменить ее на новую. Нередко извлечение обломанной шпильки затруднено, особенно в случае вворачиваемого крепежа. В этом случае следует использовать специальный инструмент — экстрактор болтов. Извлечение запрессовываемых и закладных шпилек в этом плане более простое, однако данная работа может затрудняться сложностью доступа к обратной стороне колесной ступицы. Монтаж новой шпильки следует выполнять в соответствии с конструктивными особенностями ступицы и рекомендациями по ремонту автомобиля.
При правильной эксплуатации автомобиля и его колес, шпильки будут служить долго, обеспечивая безопасность и комфорт транспортного средства.
Тест колесных шпилек
Не могу назвать свои изыскания каким-то полноценным тестом, скорее похоже визуальное изучение. Но в любом случае, намедни решил покинуть ряды разгильдяев и произвести капитальный ремонт ступиц переднего моста. После прошлой капиталки накопились разные мелочи, которые каждый любящий хозяин обязан устранить. В числе явных огрехов была обломанная колесная шпилька, которая оборвалась сразу после установки контрактной ступицы, оказавшейся хламом, притерпевшим в моих руках капиталку в двух действиях, крайнее из которых произошло на днях.
В поисках колесной шпильки для Toyota Land Cruiser 80 я пришел в автомобильный магазин и стал подбирать варианты. Психологически, конечно, хочется сэкономить, но долг перед любимым автомобилем сподвигает выбирать как минимум золотую середину, а вариантов на витринах, кажу я вам, не мало! Я подобрал на выбор 4 разных шпильки и пошел в гараж мозговать кого из конкурсантов выбрать.
Из четырех шпилек одна была куплена в москвичевском отделе как колесная шпилька для автомобиля Москвич какой-то там.
Вторая шпилька была Китайского производства и подана мне на вопрос о колесной шпильке для Toyota Land Cruiser 80. Цена меня не напугала, потому на всякий случай купил, положу в зип, буду возить в лес.
Третья шпилька позиционировалась как японская, но не оригинал. Ее я купил именно для сравнения с оригиналом.
Четвертая шпилька, соответственно, оригинальная, ее я и установил в последствии.
Длина колесных шпилек для Toyota Land Cruiser 80:
Россия — 41 мм
Китай — 47 мм
Япония — 45 мм
Оригинал — 45 мм
Цена колесных шпилек для Toyota Land Cruiser 80:
Россия — 25 рублей
Китай — 50 рублей
Япония — 100 рублей
Оригинал — 115 рублей
Визуально вполне можно оценить качество и распределить места на тумбочке. На глаз легко можно определить два параметра. Абсолютно точно можно оценить качество обработки изделия, четкость резьбы, шлицов и качество изделия в целом. И довольно точно можно определить качество металла, не могу сказать научно, но для себя назвал этот параметр «зернистость».
Китайская колесная шпилька для Toyota Land Cruiser 80
Китайский металл самый крупнозернистый, скорее всего в структуре металла есть много маленьких пор, которые не добавляют прочности изделию. Видел много китайских изделий, инструментов, все ломалось как раз по порам. Качество обработки низкое, резьба и шлицы не четкие, как будто размазанные. Подозреваю, что металлу такого качества сложно придать четкость обработки детали оригинального японского качества.
Русская колесная шпилька для Toyota Land Cruiser 80
Русская шпилька на самом деле совсем не для Toyota, она для Москвича, но продавец сказала мне, что часто берут на японские джипы, что меня слегка удивило. Удивление мое прошло, когда я увидел ценник — 25 рублей. Да хоть раз в сезон меняй эти шпильки, главное, чтоб не рвало их. Эксперимент по прочности узла с Российской шпилькой ставить желанием не горю, но в критической ситуации поставил бы ее не думая.
Качество металла Российских запчастей всем давно известно, ходит слух, что в России изобрели новый металл — Силуминоговнилин, из которого и делают все запчасти. Но на вид качество обработки изделия, в нашем случае колесной шпильки, достаточно хорошее, металл не такой зернистый, как Китайский. Если честно, я бы между Китайской и «нашей» задумался бы только из-за того, что Российская шпилька покороче будет, в остальном, уверен, китайскую превзойдет.
Японская колесная шпилька для Toyota Land Cruiser 80
Японская колесная шпилька обработана отлично, ее сложно отличить от оригинала, лично давал шпильки пяти разным людям — отличил только один. Конечно, никто из них не имеет отношения в джипам от Toyota, потому им приходилось визуально оценивать именно восприятие изделия. Но если сравнивать Японскую шпильку с оригинальным изделием, то явно видно различие в структоре металла двух шпилек, отсюда делаю вывод, что Японская запчасть тоже может быть разной.
Оригинальная колесная шпилька для Toyota Land Cruiser 80
Оригинальная колесная шпилька была куплена по каталожному номеру 90942-02049, чего не скажешь по остальным шпилькам. Ну и качество у оригинального изделия, конечно, превосходное! Сравнивая с остальными претендентами на пьедестал можно без особых колебаний выбрать явного фаворита, придраться к которому нет никаких шансов, потому устанавливать рекомендую именно оригинал, в нем Вы будете безусловно уверены, что крайне важно для хорошего хозяина в сложной поездке.
Подводя итог могу определить места на тумбочке:
1 место: Оригинал
2 место: Япония
3 место: Россия и Китай
Далее был проведен дополнительный эксперимент по импортозамещению. Ступичная шпилька подлежит периодической замене, при частой разборке ступицы, отсюда и у меня вышла проблема с тремя ступичными шпильками. На оригинал деньги были, но решил немного поэкспериментировать. В магазине был подобран донор для изготовления ступичной шпильки перенего моста Toyota Land Cruiser 80 — шпилька бензонасоса от газ-3307, вроде так.
Шпилька была куплена, обрезана по размеру оригинальной шпильки, после чего была вкручена на место. По ощущениям — металл мягче, даже неного вытягивается. Тянуть как японскую не стал, побоялся, но в целом вариант рабочий, не думаю, что подведет, хотя в течении сезона все же сменю на оригинал.
Длина ступичной шпильки Toyota Land Cruiser 80 — 42 мм
Цена ступичной шпильки Toyota Land Cruiser 80 — 90 рублей
Длина ступичной шпильки бензонасоса ГАЗ-3307 — 51 мм
Цена ступичной шпильки бензонасоса ГАЗ-3307 — 10 рублей
PS. Всегда есть вариант сэкономить на качестве, господа, но не увлекайтесь сильно побочными железяками, ваш железный конь может и не сказать спасибо. Всем удачи и полного привода!
Шпилька в машине что это
11 Декабря 2018, 11:00 10142
Логичным продолжением темы подбора колесного крепежа является подбор колесных шпилек и гаек. Главным отличием шпилечного крепления колес от крепления болтами является то, что в креплении колеса шпильками участвует 2 компонента. Непосредственно, колесная шпилька – это то, что запрессовано в ступицу и торчит из нее, и колесная гайка – то, что накручивается на шпильку после установки колеса. Подбор каждого их компонентов крепления осуществляется отдельно.
Пара шпилька-гайка для крепления колес используется на подавляющем большинстве автомобилей японского, корейского и американского происхождений. Болты, рассматриваемые в предыдущей статье – на европейских марках.
Колесные шпильки
Итак, колесные шпильки, а начнем мы именно с них, имеют 3 основополагающих параметра:
Колесные гайки
Колесные гайки, как и болты, различают по 4 основным параметрам: диаметру и шагу резьбы, профилю прижимной части, высотой гайки, размером под ключ.
1. Диаметр и шаг резьбы колесной гайки
Диаметр и шаг резьбы гайки должен соответствовать шпильке, т.е. марке и модели автомобиля. Возможные варианты резьбы колесных гаек для легкового и легкого коммерческого транспорта: 12 x 1.5, 12 x 1.25, 14 x1.5, 16 x 1.5, а также дюймовые резьбы. Определите диаметр и шаг резьбы колесной гайки с помощью функции подбора по авто в нашем интернет-магазине.
2. Профиль прижимной части колесной гайки
Профиль прижимной части колесных гаек бывает – конусный, сферический, плоский. Как и в случае с болтами, колесные гайки подбираются исключительно по профилю колодца в колёсном диске. Чем чреват неправильный подбор подробно описано в предыдущей статье.
Во время самостоятельного подбора нужно принять во внимание следующие факты:
Стоит отметить, что конусные гайки могут быть специфическими, например фордовские
3. Высота гайки, размер под ключ, форм-фактор
Высота колёсной гайки не имеет принципиального значения. Главное, чтобы гайка была не ниже оригинального образца, иначе есть риск, что колесная шпилька упрется в «донышко» гайки. Как правило, для дисков с глубокими колодцами устанавливают гайки повыше.
Колесные гайки бывают открытыми и закрытыми. Открытыми, в большинстве случаев, крепятся стальные диски т.к предполагается что такой диск прикроется колпаком, а высокая закрытая гайка может воспрепятствовать этому. Во-вторых – экономия денег, т.к. открытые колесные гайки существенно дешевле.
Выбирайте колесные гайки под размер вашего оригинального балонного ключа. Делать это надо по нескольким причинам. Во-первых, в будущем это исключит путанницу при подборе гайки по модели автомобиля. Во-вторых, вам не придется покупать новый балонный ключ.
Осторожно! колёсные болты/шпильки
Всем доброго времени суток!
Вроде все уже давно переобулись, но почти каждый день ко мне кто-то обращается с просьбой сорвать гайковёртом закрученные намертво болты. А иногда и по несколько человек в день.
На прошлой неделе при такой процедуре на MB T1 легла смертью храбрых усиленная ударная колёсная головка…
Да и не у всех получается открутить колёса моментом 360НМ!
Приходится поднимать давление…
А всё потому что больщинство шиномонтажников зажимают колёса гайковёртом…
Но не только шиномонтажники такие варвары, большинство автовладельцев тоже перестраховываются…
Когда предлагаешь на выбор балонник-крест, шарнирный вороток на 470мм вопросительно кивают на стоящий в углу такой же усиленный метровой длины)
И тянут…
А затянуть им можно далеко, был случай когда им «открутили» ступичную гайку на 2 оборота по часовой стрелке))
А ведь болты и шпильки такого обращения не любят…
В итоге имеем вот такую картину
немного не попадает(
А шаг резьбы одинаковый!
Болт №2
Та часть что закручивается в ступицу
Та часть что остаётся свободной
А где болт №1?
Да тут он!
Обломок торчал из ступицы примерно на 3мм, вся остальная часть резьбы, она на фото с левой стороны, была свободна. Она то и тянется.
Со шпильками ситуация та же!
Многие производители даже пытаются бороться с этим, например делают не весь болт с резьбой. Но бороться с нашими людьми бесполезно… Такие болты ломаются по первой нитке резьбы.
Что бы не тянулись шпильки на многих авто, например Lancer X стоят удлинённые гайки.
Но наши люди и это благо используют вовред…
Не отцентровав толком диск начинают закручивать криво, упираются в колёсный диск и гнут шпильки.
И если болты проще заменить то шпильки это отдельная история.
Редко кто-то приезжает без болта. Исключение — отсутствие резьбы в ступице.
А вот без шпильки довольно распространённое явление. Особо упоротые и без 2 катаются(, на минивэне, на передней, ведущей оси.
Будьте осторожны и проверьте при следующей переобувке состояние своих болтов/шпилек!
Много времени это не займёт, но спасёт от попадалова в дальнейшем.
И посмотрите на эту картинку
Тем кто зажимал колёса сам и я не сразу открутил их я всегда даю динамометрический ключ и предлагаю зажать им самостоятельно, держась за рукоятку на расстоянии примерно равном длине их балонника.
PS ну и грех не написать про смазку))
Я не сторонник смазывания колёсных болтов/шпилек.
Да, они скорее всего не открутятся, но при откручивании колеса на них налипнет куча песка! А вреда от этого будет больше чем пользы от смазки!
Не забывайте подписаться на мой Instagram — docent_86
PS! Помните, пока Вы думаете нажать на кнопки «Нравится» и «Поделиться» или нет, где-то еще один неуч собирает суппорт на тормозухе и смазывает направляйки графиткой…
Комментарии 118
Надо действительно ухаживать за техникой, все и всё любит любовь. www.drive2.ru/l/572976401028745180/
Давеча менял колеса в Империи шин (Гомель), затягивали именно динамометрическим ключом.
А усилие выставляли перед затяжкой или после покупки ключа?
А кто его знает?
Но суть — наживили гайковертом и дотянули ключом.
А почему у шарана такой большой момент?
всегда смазываю керамической пастой, и кручу динамкой по мануалу.Никогда проблем не было.Откручиваются легко от руки крестовым.Болты в грязь не бросайте, и будет счастье.
Ладно автолюбители, но почему на шиномонтаже такие олухи работают? Вопрос, конечно, риторический.
Соседу по гаражу, при сезонной смене колес весной на шиномонтаже одно колесо прикрутили болтами 12х1,5, хотя на остальных трёх 12х1,25(как и должно), так что ударный гайковерт во истину чудеса творит. Выяснилось это не давно, когда он сам зимнюю резину решил поставить.
Если реально много дураков приезжает, то советую запастись мультипликатором. Я пользуюсь 1:3, типа такого но квадрат с 1/2″ на 3/4″ shop.jonnesway.ru/48867_j…x1quotdr_1000_3000nm.html
Спасибо, у меня хороший гайковёрт)
Для скорострелов:
1. Колёсные болты ломаются.
2. Колесные шпильки тоже.
3. Шиномонтажники затягивают болты пневмой и потом хрен открутишь.
Только позавчера менял все болты на своей машине на новые оригинал. Проблема заключалась, что их закусывало. Та часть, где сфера находится, она выглядит некрасиво и будто в трещинах. Закручивал от руки, а откручивать уже приходилось с трубой. Про резьбу даже и не подумал, надо сравнить. А про смазку резьбы, где то тут на драйве было объяснение. Типа производитель дал рекомендацию крутить 120 н*м. Про смазку ни слова. И если смазать, и затянуть с таким же моментом, то для болта это может тоже быть фатально. Что тоже тянется резьба. Находил в эльзе информацию, что болт шкива на двигателе крутится с большим моментом (150 н*м вроде) и доворот на определённый градус. А со смазкой там было 60 н*м и тот же градус.
расклепана резьба в ступице(или ржавая).
Возьмите не нужный болт, и прогоните ее гайковертом раз 10. Только меткчиом не прослабляйте.
Опасная херня, колеса могут открутиться.
Болты М14?, уж лучше графиткой самазать
По первой тоже тянул от пупка, потом ума поприбавилось. Пару раз покрутил предельным, осознал что воротка за глаза.
«А всё потому что больщинство шиномонтажников зажимают колёса гайковёртом…» — так поступают лица нетрадиционной технической ориентации… (проще говоря неграмотные ленивые рукожопы)
Не знаю про другие машины.
В инструкции к моему УАЗу написано — тянуть болты моментом
100 — 120 Н*м и … как это ни странно каждый раз смазывать гайки!
(У УАЗа они прикрыты колпаками так, что никакая грязь туда не проникает — я даже как-то со вскрытой ступицей катался… нормально всё.)
Так вот, не так давно я купил простенький динамометрический ключ (не предельный, а просто гибкий пруток+стрелка)
1. Штатный момент от руки создаётся именно штатным баллонником!
2. Динамометрический ключ реально экономит время — не надо гадать «дотянул-не дотянул».
И ешё — гайковёрт создаёт ударные нагрузки… Какой там получается пиковый момент — неизвестно (определяется энергией удара…) Если бы гайковёрт создавал статический момент — его было бы тупо не удержать в руках ))))
Спасибо за фотки! Всё прямо как по учебнику сопромата…
Кстати, это ещё хорошо, когда болт перед тем как лопнуть вытянется… Кстати, получается, что… если чистая гайка туго идёт по резьбе — болт вытянут ибо шаг резьбы не совпадает… повод задуматься.
От ударного гайковерта момент другой. Тот же болт М12 им можно затянуть до 250 а то и больше не вытянув(обычным ключом тянется чуть меньше чем на 200, потом тячет и вытягивается).
Потому что при ударе гайка только тянет, а обычным ключом тянем и скручиваем. важен не момент а усилие в болте на растяжение. момент это способ его измерения, еще и очень не точный.
По этому даже самые маленькие болтики если есть опасение не открутить и сломать(тот же прокачной штуцер) я срываю ударным гайковертом. Если уж им башку свернули, значит никаких шансов открутить не было
Да, когда давишь на ключ, но его не придерживаешь — гайка является второй точкой опоры…
Соответственно, болт нагружается поперечной силой, крутящим моментом и… и даже изгибающим моментом, так как сила прикладывается не в той плоскости в которой вращается гайка…
Получается сложное нагружение… Естественно, разрушение произойдёт раньше.
Гайковёрт — да, прикладывает пару сил в «чистом виде»…
Момент — да, следствие усилия (натяга) зависит от многих факторов, в том числе и от того, смазана резьба или нет…
Смазка резьбы позволяет получить бОльший натяг при меньшем моменте. Опасения что резьба сама открутится, если её смазать напрасны — ни одна смазка не уменьшает трение на столько, чтобы исчезло самоторможение…
А вот вибрация как раз может — просто в какой-то момент теряется связь между двумя прилегающими поверхностями… Кстати, ударный гайковёрт как раз вибрацию и создаёт… То есть, как бы «растряхивает» соединение…
за 3 года что я на этом сайте, первый человек кто дружит с сопроматом. Респект!
Затяжка гайковертом это динамика, и процессы там очень сложные(моих знаний конечно не хватает). Но факт в том что гайковертом можно затянуть намного сильнее(в зоне упругости). Возможно от удара коэф терния в резьбе падает.
Смазка резьбы позволяет получить бОльший натяг при меньшем моменте. Опасения что резьба сама открутится, если её смазать напрасны — ни одна смазка не уменьшает трение на столько, чтобы исчезло самоторм
Согласен, мы же по трению динамой закручиваем, с чего ему открутиться то. Просто можно перетянуть.
Да, когда давишь на ключ, но его не придерживаешь — гайка является второй точкой опоры…
Соответственно, болт нагружается поперечной силой, крутящим моментом и… и даже изгибающим моментом, так как сила прикладывается не в той плоскости в которой вращается гайка…
Получается сложное нагружение… Естественно, разрушение произойдёт раньше.
Гайковёрт — да, прикладывает пару сил в «чистом виде»…
Момент — да, следствие усилия (натяга) зависит от многих факторов, в том числе и от того, смазана резьба или нет…
Смазка резьбы позволяет получить бОльший натяг при меньшем моменте. Опасения что резьба сама открутится, если её смазать напрасны — ни одна смазка не уменьшает трение на столько, чтобы исчезло самоторможение…
А вот вибрация как раз может — просто в какой-то момент теряется связь между двумя прилегающими поверхностями… Кстати, ударный гайковёрт как раз вибрацию и создаёт… То есть, как бы «растряхивает» соединение…
Сейчас обладая хорошим инструментом я уже и забыл как мы закисшие колесные болты откручивали лет 10 назад.
Один натянул воротком с трубой, а второй бьет кувалдой(кило на 3) по этому воротку.