Шулхан арух что это такое
Шульхан Арух — основной кодекс еврейских законов
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Шулхан Арух (שֻׁלְחָן עָרוּךְ ) — самый авторитетный кодекс еврейского закона. Буквальный перевод названия — «накрытый стол». В труде Шульхан Арух приводятся еврейские законы и постановления, которые имеют значение для практического выполнения в наше время. Таким образом, Шульхан Арух охватывает все важные алахические аспекты повседневной еврейской жизни.
Составил кодекс Шулхан Арух в XVI в. раби Йосеф Каро, уроженец города Толедо, после изгнания из Испании живший в Португалии, Турции, Болгарии, а в конце жизни поселившийся в Цфате, что на севере Эрец Исраэль.
В предисловии к своему фундаментальному труду автор пишет: «Хотел я, чтобы, изложенные кратко и ясно, законы Торы стали известны любому еврею и чтобы любой мудрец, когда его спросят — каков закон в том или ином вопросе, мог бы, зная Шулхан Арух, сразу же без колебаний дать четкий ответ».
За основу автор взял уже существующий кодекс — «Арбаа Турим»(«Четыре ряда»), составленный в XIV в. раби Яаковом бен Ашером. «Шульхан Арух» — «Накрытый стол» — разбит тоже на 4 части:
— «Орах Хаим» — правила повседневного поведения (омовение рук, молитвы, праздники, субботы, посты и пр. );
— «Йоре Деа» — запреты и разрешения (убой скота, кашрут, обрезание, клятвы и пр. );
— «Эвен Аэзер» — семейное право;
— «Хошен Мишпат» — судопроизводство и имущественное право.
Сегодня практически каждое издание Шулхан Арух сопровождается текстом комментария раби Моше Исерлиса (Рамо). Этот комментарий, который был назван «Мапа» («Скатерть»), был составлен для того, чтобы зафикисировать те постановления, которые были приняты ашкеназскими раввинами для некоторых стран Европы и которых раби Йосеф Каро, живший преимущественно на Востоке, мог в своем труде не учесть.
Более двадцати других важных комментариев и других трудов написаны на основе Шулхан Аруха, кодекса, принятого сегодня всем еврейским народом, из которого мы по прежнему черпаем все свои сегодняшние знания еврейского закона.
Важнейшие из них: краткий свод законов «Кицур Шульхан Арух», составленный р. Шломо Ганцфридом (XIX в., Австро-Венгрия, г. Унгвар, ныне Ужгород) на основе Шульхан Аруха и других алахических книг, а также «Мишна Брура» р. Исраэля Меира Акоэна, известного как Хафец Хаим (конец XIX, Россия — начало XX вв., умер в 1933, Польша).
Кицур Шульхан Арух
«Краткий Шульхан-Арух». Одно из самых популярных пособий по алахе. Автор — рав Шломо Ганцфрид (1804—1886, Австро-Венгрия, Унгвар-Ужгород). Предельно сжатое изложение основных законов, детально представленных в кодексе Шульхан-Арух рава Йосефа Каро (1488—1575). Впервые увидел свет в 1864 году. С тех пор выдержал сотни изданий, в том числе на идиш.
Не следует путать Кицур Шульхан-Арух с Шульхан-Арухом. Они по-разному скомпонованы, и цели, для которых они составлены, различны. Сборник Кицур — на самом деле компендий, выжимка, то, что необходимо знать каждому еврею. Написан простым, но очень ярким языком. Пользоваться им могут даже начинающие. Хорош для первого знакомства с законом, а также для «освежения в памяти» того, что изучалось по большим и серьезным книгам. Практически любой вопрос, возникающий в повседневной еврейской жизни, имеет понятный и однозначный ответ на страницах этого краткого справочника. В более сложных случаях автор предлагает обращаться к знающим раввинам.
Состоящая из 321 параграфа книга разбита на две части. В первой даются законы, связанные с ежедневной деятельностью человека: молитвы, запрет на сплетни, злословие и мстительность; благотворительность, совершение торговых операций, документы, обещания, законы субботы. Вторая часть: общие законы праздников, Песах, посты (Девятое ава и др.), месяц элуль, Рош-Ашана, десять дней перед Йом-Кипуром, Йом-Кипур, праздник Суккот, Ошана-Раба, Ханука, Пурим, свадьба, законы скромности, святость семейных отношений, миква, обрезание, похороны, траур, имущественные споры.
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Материалы по теме
Кицур шульхан арух
Рав Даниель Маршальский
Для чего мне нужен раввин, если есть компьютер?
Чтобы сказать мне, что написано в Кицур Шулхан Арухе, раввина не надо.
Кицур Шульхан Арух 29. Качества, которые следует человеку воспитать в себе
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Кицур Шульхан Арух 166. Запрет гадания, астрологии и колдовства
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Кицур Шульхан Арух 1. Законы утреннего пробуждения
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Б-гу действительно не все равно, включаю я в субботу свет или нет?
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Кицур Шульхан Арух 141. Законы чтения Мегилы (Свитка Эстер)
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Кицур Шульхан Арух 32. Забота о теле согласно его природе
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Кицур Шульхан Арух 2. Омовение рук
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Кицур Шульхан Арух 113. Законы кануна Песаха, поста первенцев и выпечки мацы
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Кицур Шульхан Арух 34. Законы милостыни
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Кицур Шульхан Арух 120. Законы счета Омера. Лаг баОмер
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
. А в Лаг ба-Омер, а также во все дни счета после тридцать третьего, жениться и стричься уже разрешено, поскольку в этот день ученики рабби Акивы перестали умирать; и поэтому в этот день принято радоваться чуть больше обычного, и в этот день не читают Таханун.
Шульхан Арух
Шулхан арух (ивр. שֻׁלְחָן עָרוּךְ , букв. «накрытый стол»; ср. Иез.23:41) — кодекс практических положений Устного Закона, составленный в XVI веке Йосефом Каро, который подвел итог кодификативной деятельности галахических авторитетов многих поколений. Шулхан арух — основное руководство по извлечению практической галахи, признанное всеми, без исключения, направлениями иудаизма, признающими Устный Закон. Его используют и изучают иудеи по всему миру уже несколько столетий.
Содержание
Структура
Основа закона — 613 заповедей, которые Всевышний дал Моисею на горе Синай и которые записаны в Пятикнижии Моисеевом. Заповеди эти делятся на две категории: 248 предписывающих заповедей и 365 запрещающих. Однако, в Пятикнижии о заповедях говорится лишь в самом общем виде и этих сведений в большинстве случаев недостаточно для исполнения заповедей в различных сложных и постоянно меняющихся жизненных ситуациях. В еврейской традиции считается, что Всевышний дал Моисею на горе Синай не только Письменную Тору, но и Устную Тору, в которой заповеди описаны детально. Около 15 веков, Устная Тора передавалась из поколения в поколение только устно. Мишну, составляющую законодательную основу Устной Торы и состоящую из 63 трактатов, записал раби Иегуда ха-Наси. Мишна даёт законы, заповеди в контексте конкретных жизненных ситуаций, рассказов о поступках и суждениях мудрецов и законоучителей. Она приводит также многочисленные случаи расхождений во мнениях между законоучителями, дискуссии, а в ряде случаев также решение спора. Ещё более пространные эпизоды и развернутые дискуссии содержатся в Талмуде (который в основе своей является обширным комментарием и обстоятельным толкованием Мишны).
История
Идея создания законодательного справочника с удобной систематической структурой, некоего кодекса, возникала, конечно, у многих законоучителей. Трудности и ответственность, связанные с созданием такого кодекса, возможно, были причиной того, что в течение ряда веков такой кодекс не был написан. Весьма вероятно, однако, что ещё более важной причиной были опасения, что наличие доступного и удобного кодекса приведет к ослаблению интереса к изучению Талмуда.
В средние века было все же предпринято несколько попыток кодификации законов Торы. Наиболее известен в этом плане труд Маймонида (р. Моше бен Маймон, Рамбам, 1135—1204) «Яд гахазака» (другое его название — «Мишнэ Тора»). Маймонид создал также книгу «Сефер гамицвот» («Книгу заповедей»), в которой приводит своего рода «инвентаризацию» всех 613 заповедей и даёт краткую формулировку каждой из них. Однако книга эта скорее учебник, чем справочник, что проявляется как в её стиле и методологии, так и в гигантском её размере. Поэтому работа по кодификации Галахи, еврейского закона, была продолжена и после смерти Маймонида.
Вкратце последовательность событий в этом плане была такова. Раби Яаков бен Ашер (1270—1340, родился в Германии, большую часть жизни провёл в Испании) создал кодекс под названием «Арбаа Турим» («Четыре раздела»). Книга эта делится на четыре части: 1) законы о молитвах, субботе и праздниках; 2) законы об убое животных и кашерности мяса; 3) законы о браке; 4) гражданское право и взаимоотношения между людьми. «Арбаа турим» уже ближе к кодексу, но приводимые автором различные, часто противоположные, мнения авторитетов по каждому вопросу затрудняют пользование ею как справочником. Следующим важнейшим этапом кодификации Галахи стало создание кодекса «Шулхан Арух» («Накрытый стол»). Его автор р. Иосеф Каро (1488—1575) родился в Испании, в городе Толедо, затем переселился в Страну Израиля, в Цфат. Первоначально р. Йосеф Каро создал пространный комментарий к книге «Арбаа Турим», а затем на основе этого труда создал свой кодекс «Шулхан Арух». Книга эта вышла в свет в 1565 г. в Венеции. В «Шулхан Арухе» чётко, окончательно и однозначно указывается, что говорит закон по тому или иному вопросу, и не приводятся отличающиеся одно от другого мнения различных авторитетов. Рассматриваются только те заповеди, исполнение которых было возможно во время написания книги. Поэтому «Шулхан Арух» не говорит, например, о заповедях, связанных с Иерусалимским Храмом или с земледелием в Стране Израиля.
Работа по дальнейшей кодификации Галахи, естественно, не прекратилась после публикации «Шулхан Аруха». Была создана ашкеназская версия «Шулхан Аруха», в которой некоторые тонкие нюансы, обычаи и т. д. отличаются от сефардской версии, представленной в книге р. Йосефа Каро. Были созданы многочисленные комментарии и пояснения к «Шулхан Аруху».
Среди всех последующих версий «Шулхан Аруха» особо выделяется версия, называемая обычно «Шулхан Арух Гарав». Эта книга была написана р. Шнеуром-Залманом из белорусского местечка Ляды (1745—1812), которого чаще называют Алтер Ребе («Старый Ребе»). Алтер Ребе создал учение Хабад (аббревиатура слов хохма — «мудрость», бина — «разумение», даат — «знание») и основал хасидское движение с тем же названием, пользующееся ныне всемирной известностью и основавшее организации и учреждения, которые занимаются еврейским воспитанием на всех пяти континентах. В своей книге «Шулхан Арух Гарав», вышедшей в 1814 году, р. Шнеур-Залман впервые приводит не только правила и технику исполнения заповедей, но также и таамей гамицвот, то есть объясняет смысл и значение заповедей.
Наконец, в 1864 году р. Шломо Ганцфрид, живший в городе Унгвар (ныне Ужгород) в Закарпатье, издал «Кицур Шулхан Арух» («Краткий Шулхан Арух»). Сравнительно небольшой объём книги, простота и доступность изложения, не требующие глубоких знании Торы, сделали эту книгу чрезвычайно популярной. По этой книге простой еврей может получить чёткие указания, касающиеся молитвы, благословений, законов субботы и праздников, кашерной пищи и многого другого. Не следует, однако, забывать, что сведений, сообщенных в «Кицур Шулхан Арухе», недостаточно для решения более сложных вопросов. Эти вопросы решаются с помощью полного «Шулхан Аруха» или требуют обращения к раввину.
Фальсифицированные тексты Шулхан Арух
Шулхан Арух
Самый авторитетный кодекс еврейского закона. Составил его в 16 веке Раби Йосеф Каро, уроженец города Толедо, после изгнания из Испании живший в Португалии, Турции, Болгарии, а в конце жизни поселившийся в Цфате, что на севере Эрец Исраэль. В предисловии к своему фундаментальному труду автор пишет: «Хотел я, чтобы, изложенные кратко и ясно, законы Торы стали известны любому еврею и чтобы любой мудрец, когда его спросят — каков закон в том или ином вопросе, мог бы, зная Шульхан-Арух, сразу же без колебаний дать четкий ответ».
За основу автор взял уже существующий кодекс — «Арбаа Турим» («Четыре ряда»), составленный в 14 веке Раби Яаковом бен Ашер. «Шульхан Арух», что означает «Накрытый стол», разбит тоже на 4 части: «Орах Хаим» — правила повседневного поведения (омовение рук, молитвы, праздники, субботы, посты и пр.); «Йоре Деа» — запреты и разрешения (убой скота, кашрут, обрезание, клятвы и пр.); «Эвен Аэзер» — семейное право; «Хошен Мишпат» — судопроизводство и имущественное право.
Более двадцати важных комментариев и других трудов написаны на основе Шулхан Аруха, кодекса, принятого сегодня всем еврейским народом, из которого мы по прежнему черпаем все свои сегодняшние знания еврейского закона.
Важнейшие из них: краткий свод законов «Кицур Шульхан Арух», составленный р.Шломо Ганцфридом (19 век, Австро-Венгрия, г.Унгвар, ныне Ужгород) на основе Шулхан Аруха и других алахических книг, а также «Мишна Брура» р.Исраэля Меира Акоэна («Хафец Хаим», умер в 1933, Россия, Польша).
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Материалы по теме
ШУЛХАН АРУХ – Раби Йосеф Каро
Биография автора Шулхан Аруха, Раби Йосефа Каро (Мехабер, Маран, Бейт Йосеф)
Кицур Шульхан Арух
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Сайт toldot.ru противоречит Шулхан Аруху?
Шулхан Арух — литературный памятник?
Еврейский закон
Принципы Алахи (еврейского закона).
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Письменная традиция дана нашему народу в готовом виде на горе Синай. А что известно об устной традиции?
Б-гу действительно не все равно, включаю я в субботу свет или нет?
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Алаха и Технология работают вместе
Каждый день в иерусалимском медицинском центре «Шаарей Цедек» проводятся десятки сложнейших операций. И пациенты, которые в шаббат приходят в себя, обычно используют так называемый «грама-переключатель» — хитроумное изобретение Института науки и ѓалахи, позволяющее избежать нарушения еврейских законов…
Приша уДриша (Раби Йеошуа Фальк, Меирот Эйнаим)
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография законоучителя и комментатора
Почему вы живёте по законам средних веков?
Для чего мне нужен раввин, если есть компьютер?
Чтобы сказать мне, что написано в Кицур Шулхан Арухе, раввина не надо.
От Синая до наших дней. Эпоха Ахроним
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Учёные эпохи, которая началась изгнанием евреев из Испании и продолжается до сих пор, в еврейской историографии называются ахароним, последние.
Кицур Шульхан Арух
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Кицур Шулхан Арух — «Краткий Шульхан-Арух». Одно из самых популярных пособий по Алахе. Автор — рав Шломо Ганцфрид (1804—1886, Австро-Венгрия, Унгвар-Ужгород). Представляет собой предельно сжатое изложение основных законов, детально представленных в более раннем кодексе Шульхан Арух, составителем которого является раби Йосеф Каро (1488—1575).
Впервые Кицур Шулхан Арух увидел свет в 1864 году. С тех пор выдержал сотни изданий, в том числе на идиш.
Не следует путать Кицур Шульхан-Арух с Шульхан Арухом. Они по-разному скомпонованы, и цели, для которых они составлены, различны. Сборник Кицур — на самом деле компендий, выжимка, то, что необходимо знать каждому еврею.
Написан простым, но очень ярким языком. Пользоваться им могут даже начинающие. Хорош для первого знакомства с законом, а также для «освежения в памяти» того, что изучалось по большим и серьезным книгам. Практически любой вопрос, возникающий в повседневной еврейской жизни, имеет понятный и однозначный ответ на страницах этого краткого справочника. В более сложных случаях автор предлагает обращаться к знающим раввинам.
Состоящая из 321 параграфа книга разбита на две части.
В первой даются законы, связанные с ежедневной деятельностью человека: молитвы, запрет на сплетни, злословие и мстительность; благотворительность, совершение торговых операций, документы, обещания, законы Субботы.
Вторая часть: общие законы праздников, Песах, еврейские посты (Девятое ава и др.), месяц Элуль, Рош Ашана, десять дней перед Йом Кипуром, Йом Кипур — День Искупления, праздник Суккот, Ошана Раба — седьмой день праздника Суккот, Ханука, Пурим, свадьба, законы скромности, святость семейных отношений, миква (бассейн для ритуальных погружений и законы погружения), обрезание, похороны, траур, имущественные споры.