Шумбрат что это такое
шумбрат
1 шумбрат
См. также в других словарях:
National Anthem of the Republic of Mordovia — Шумбрат, Мордовия! English: Hail, Mordovia! Šumbrat, Mordovija! Regional anthem of Republic of Mordovia Lyrics S. Kinyakin[1] … Wikipedia
Гимн Мордовии — Гимн Республики Мордовия Автор слов С. Кинякин Композитор Н. Кошелева Страна Россия Утверждён 30 марта 1995 Гимн Республики Мордовия Государственный символ Республики Мордовия. Принят Парламентом Республики 30 марта 1995 года. Куплеты… … Википедия
Актуальное национально-культурное обозрение — «Актуальное национально культурное обозрение» («АНКО») … Википедия
Мордовия — У этого термина существуют и другие значения, см. Мордовия (значения). Координаты: 54°26′ с. ш. 44°27′ в. д. / 54.433333° с. ш. 44.45° в. д. … Википедия
Саранск — Город Саранск Саранск ошсь Саран Ош Флаг Герб … Википедия
Республика Мордовия — Мордовия Республикась … Википедия
Мордовская Республика — Республика Мордовия Мордовия Республикась … Википедия
Мордовская республика — Республика Мордовия Мордовия Республикась … Википедия
Мордовский — Республика Мордовия Мордовия Республикась … Википедия
Кошелева, Нина Васильевна — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Кошелев. Кошелева Нина Васильевна Дата рождения 1 июля 1952(1952 07 01) (60 лет) Место рождения село Вертелим, Мордовия … Википедия
Панишева, Анна Вячеславовна — Аня Панишева Место рождения Мордовия Страна … Википедия
шумбрат
Смотреть что такое «шумбрат» в других словарях:
National Anthem of the Republic of Mordovia — Шумбрат, Мордовия! English: Hail, Mordovia! Šumbrat, Mordovija! Regional anthem of Republic of Mordovia Lyrics S. Kinyakin[1] … Wikipedia
Гимн Мордовии — Гимн Республики Мордовия Автор слов С. Кинякин Композитор Н. Кошелева Страна Россия Утверждён 30 марта 1995 Гимн Республики Мордовия Государственный символ Республики Мордовия. Принят Парламентом Республики 30 марта 1995 года. Куплеты… … Википедия
Актуальное национально-культурное обозрение — «Актуальное национально культурное обозрение» («АНКО») … Википедия
Мордовия — У этого термина существуют и другие значения, см. Мордовия (значения). Координаты: 54°26′ с. ш. 44°27′ в. д. / 54.433333° с. ш. 44.45° в. д. … Википедия
Саранск — Город Саранск Саранск ошсь Саран Ош Флаг Герб … Википедия
Республика Мордовия — Мордовия Республикась … Википедия
Мордовская Республика — Республика Мордовия Мордовия Республикась … Википедия
Мордовская республика — Республика Мордовия Мордовия Республикась … Википедия
Мордовский — Республика Мордовия Мордовия Республикась … Википедия
Кошелева, Нина Васильевна — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Кошелев. Кошелева Нина Васильевна Дата рождения 1 июля 1952(1952 07 01) (60 лет) Место рождения село Вертелим, Мордовия … Википедия
Панишева, Анна Вячеславовна — Аня Панишева Место рождения Мордовия Страна … Википедия
Как пишет «Национальный акцент», представители мордовских общин из разных уголков России станут участниками третьего областного мордовского праздника «Шумбрат«, который пройдет в Ульяновске 28 мая. Об этом сообщает пресс-служба правительства Ульяновской области.
На территории парка «Владимирский сад» развернутся сразу несколько развлекательных площадок. Пришедшие на праздник станут гостями мордовских подворий, примут участие в конкурсе «Играй гармонь» и побывают на выставке изделий народных мастеров. Состоятся соревнования по национальным видам спорта, пройдут мастер-классы по народным ремеслам, будет организован конкурс юных чтецов.
В рамках фестиваля состоится праздничный концерт, участниками которого станут лучшие самодеятельные и профессиональные коллективы из Ульяновской области, а также артисты из Мордовии, Татарстана, Чувашии и Самарской области.
По словам председателя региональной мордовской национально-культурной автономии Владимира Софонова, основная идея праздника это демонстрация лучших национальных культурных традиций мордовского народа. «Сегодня как никогда общество нуждается в сохранении и укреплении народных традиций. Этот праздник важен не только для мордовского населения Ульяновской области, но и для всех ее жителей», — подчеркнул Сафонов. Первый мордовский праздник «Шумбрат» состоялся в Ульяновской области в 2014 году.
Сезонные обряды мордвы связаны с трудовой деятельностью народа. Делятся на обряды с определенными и нефиксированными датами.
Зародились и сформировались в глубокой древности: приурочивались к началу или завершению сельскохозяйственных работ (пахота, сев, уборка урожая, выгон скота в поле и т. д.). Эти дни были насыщены религиозно-магическими ритуалами. Через обрядовую атрибутику (дары, молитвы, заговоры) люди пытались воздействовать на природу, чтобы обеспечить плодородие полей, приплод скота, обезопасить от несчастий семью, жилище, сельскохозяйственные угодья.
Зимний обрядовый цикл начинался с Роштувань куд (Роштовань кудо), в котором особое место занимали игры ряженых. Использовались также заклинания, колядование (см. Колядка). На Новый год комплекс рождественских обрядов (в расширенном либо измененном виде) повторялся. Так, в обряде гадания наряду с молодёжью участвовали старики; гадали не только о суженых, но и о приплоде скота, погоде, об урожае.
В ночь под Новый год во многих сёлах жгли костры и прыгали через них. Этот обряд связывали с верой в очистительную силу огня. На Крещение катались на лошадях по улицам и вокруг села.
Последний зимний праздник в сельскохозяйственном календаре мордвы — Масленица. Строили карусель, имитирующую солнце: вбивали на горе большой кол, надевали на него колесо, к нему лучеобразно прикрепляли жерди, к которым привязывали салазки. Несколько человек крутили эту карусель, остальные катались. На Масленицу специальный обряд посвящался «выходу в общество» молодожёнов.
В канун Вербного воскресенья (первый христианский праздник весенне-летнего календаря) девушки ходили по селу из дома в дом и хлестали спящих ветками вербы, чтобы передать силу растения человеку, сделать его здоровым. В обрядах этого праздника просматривается особенно сильное смешение христианских и язычеких элементов. Большая группа обрядов проводилась на Пасху.
В середине 19 в. в некоторых мордовских сёлах Пасху встречали в Великую субботу. Празднично одетые девушка и молодой человек, олицетворявшие Пасху, обходили село.
Хозяева каждого дома выходили им навстречу с угощением. В этот день мордва устраивала поминовение предков, просила у них содействия в получении хорошего урожая, размножении скота, ограждении от болезней и зла. В некоторых местах на Пасху собирались мужчины и варили пасхальное пиво (м. Очи жинь пуре, э. Ине чинь пуре). Перед началом сева устраивали семейные и родовые озксы. Последним большим праздником весеннего цикла, приуроченным к концу сева, была Троица.
Мордовские крестьяне совершали моления, которые должны были обеспечить благоприятную погоду, хороший урожай, здоровье людям, приплод скота, благополучие в хозяйстве (м., э. атянь озкс, велень озкс, бабань озкс, или бабань каша, и др.). Этот праздник впитал дохристианские обычаи, связанные с почитанием растений: ими украшали дома, улицы, церкви.
Главным предметом обрядового цикла была нарядная берёзка, которую проносили по селу. В конце праздника устраивали традиционные гулянья, посвященные проводам весны (м. тундань прважама, э. тундонь ильтямо; до сих пор бытуют во многих мордовских селениях).
Летом проводились обряды, которые должны были обеспечить сохранность посевов, необходимое количество осадков (м. пиземонь анама озкс, э. пиземе озкс — «моление о дожде», эрзянский грань озкс «моление на меже»). Осенние обряды приурочивались к периоду созревания хлебов и фруктов. Перед сбором урожая устраивались моления в честь богов — покровителей плодородия (Масторавы, Норовавы и др.). С помощью магических действий, молений, ритуальной еды, молитв, жертвоприношений люди надеялись заручиться поддержкой богов в получении необходимых благ для общины (рода) и каждой семьи.
Шумбрат, Сабантуй, Акатуй. В Ульяновске наступила пора народных праздников
Чем похожи и чем отличаются эти традиционные события, мы расскажем в нашем кратком обзоре.
САБАНТУЙ
Сабантуй или праздник плуга имеет древние корни. Это народный праздник окончания весенних полевых работ у татар и башкир. Похожие торжества проходят и у других национальностей – чувашей, мордвы, марийцев, удмуртов. Однако у всех свои особенности.
Традиционный Сабантуй тесно связан с трудом. После удачного сева хлеборобы устраивают себе отдых, собираются вместе и отмечают окончание весенних посевных работ. В этом празднике переплетаются радость от удачного труда и надежда на хороший урожай, общение с расцветающей природой и удальство джигитов.
Первоначальная цель этого обряда заключалась в задабривании духов плодородия, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю. Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же – в честь их окончания (в июне).
Традиционно перед Сабантуем выделялись сборщики подарков, которые на подводах объезжали дома, в первую очередь те, где были невесты. Оттуда сборщики выносили расшитые полотенца, платки, домотканые ковры-паласы. Разноцветные легкие подарки привязывали к длинным шестам, а большие вещи укладывали на телеги, и окруженная шумной веселой толпой процессия шла по деревне.
Веселые сабантуи проводятся и сейчас. Чаще всего для их проведения выбирается поле или луг. Торжество длится целый день, но главное в Сабантуе – состязания. Здесь молодые джигиты показывают свою силу и ловкость. Каждая национальная борьба имеет свои особенности. В башкирской, например, противники обвивают друг друга кушаками и, притянув противника к себе, пытаются перебросить его через голову.
Сегодня Сабантуй является международным национальным татарским торжеством, он стал государственным в Татарстане, федеральным праздником в России и официальным городским во многих городах мира. Кроме того, по инициативе местных татарских общин, сабантуи проводились в частном порядке в таких городах, как Вашингтон, Нью-Йорк, Сан-Франциско, Берлин, Ташкент, Монреаль, Торонто, Прага, Стамбул и других.
АКАТУЙ
ШУМБРАТ
Главная идея этого узаконенного фестиваля – сохранение национальной культуры, народных традиций, развитие самодеятельного художественного творчества.
Ульяновский Шумбрат уже в третий раз собирает представителей мордовского народа со всей страны. Идея его возникновения появилась в 2012 году на форуме «Все мы — Россия» в Саранске в рамках празднования тысячелетия единения мордвы с народами Российского государства. Праздник проходит ежегодно во всех регионах нашей страны с компактным проживанием мордвы.
Фестиваль Шумбрат направлен на укрепление не только культурных связей с Республикой Мордовией, но и национальных традиций народа, проживающего в нашем регионе.
Из года в год пришедшие на праздник становятся гостями мордовских подворий, участвуют в конкурсе «Играй гармонь» и в выставке изделий народных мастеров. Важными составляющими фестиваля становятся соревнования по национальным видам спорта, мастер-классы по народным ремеслам, а также конкурсы чтецов.
В отличие от традиционных Сабантуя и Акатуя, в этом празднике главное – не спортивные достижения, и он не имеет прямого отношение к крестьянскому календарю. Это искусственно созданный праздник, возникший как повод для гордости мордовского народа.
Шумбрат, мокша!
Загадочная маленькая республика приволжского ФО. Что таит она в себе? Это мы и решили узнать, съездив в одни из выходных в республику Мордовию. Главной целью была столица республики — Саранск.
Однако по пути посмотрели еще кое-что. Первой точкой был деревянный храм в д.Журавкино, что расположена совсем недалеко от трассы, однако владельцы низких машин пусть не спешат радоваться, дорога туда с колеями посуху, а вот в дождь и я бы не сунулся, много засадных луж будет (хотя вроде как есть и нормальная дорога, о которой навител не знает). Итак, чудесное солнечное сентябрьское утро. Тишина мордовской деревни. Мы спокойно подходим к храму, территория которого, к слову сказать, обнесена забором, но дверь не закрыта, никаких запретных вывесок нет.
Заходим, фотографируем, первым нас вышел встречать упитанный ласковый котик. А потом… не знаю, насколько правильно писать об этом… несовсем трезвый служитель церкви, возмущаясь тому, что мы вломились на территорию (напоминаю, что было 11 утра, суббота, а храм является отнюдь не частной собственностью, но общественный достоянием). Оный хранитель «божьего дома» не внемлил нашим извинениям, утверждая, чо нужно просить разрешения перед тем, как к храму подойти, и что его он нам теперь, таким беспардонным, не откроет и прочее и прочее. После такого приема, тем не менее осмотрев все изыски деревянного зодчества, мы поехали обратно. Но дедуля врезался надолго в память.
С М5 сворачиваем на Саранск (р180), затем на Ковылкино, и становимся все ближе и ближе к нашей цели. В деревне Парапино заезжаем к новоотстроенному храму Покрова, что рядом с дорогой. Внутрь не заходим, идет служба.
И вот он, Саранск! Честно говоря, после посещения столицы Чувашии Чебоксар, и ужасных от нее впечатлений, сложилось плохое мнение о маленьких республиках. Но оно оказалось ошибочным. Саранск предстал во всем блеске. Нет той заброшенности, что была в Чебоксарах, нет пьяных на улице вечером, нет гор мусора. Возможно, это из-за того, что в городе будет проходить ЧМ по футболу, по хочется верить и надеяться, что такой аккуратной столица будет всегда!
Лисица-символ богатства и ума и символ Мордовии, поэтому ей посвящены и памятники, и композиции из цветов, и даже целый отдельный мост. Правда, небольшой. Он так и называется «лисий мостик».
Безусловно, интерес представляет центральная площадь с собором св. воина Ушакова (и памятник ему же рядом). Великий флотоводец провел последние годы своей жизни именно в Мордовии.
Отсюда сверху со смотровой площадки с ротондой открывается шикарный вид на парк Пушкина с колесом обозрения, на реку Саранку, на которой обустроены фонтаны, на национальный музей.
Неподалеку от храма находится мемориальный комплекс жителям республики, воевавшим в ВОВ, к слову, среди них мокшанин, известный летчик Михаил Девятаев.
На родине летчика в д.Торбеево, куда мы также «зарулили», ему установлен памятник-самолет.
В эту поездку также было посещено несколько монастырей республики, но они были настолько обычны по сравнению с тем же Саранском, что мы и фото не делали.
Сам город впечатлил больше, чем те места Мордовии, куда мы заезжали. Если в Мордовию-то сразу в Саранск!