Шумовая зона аэропорта что это

Шумовая зона аэропорта что это

РЕКОМЕНДАЦИИ
по установлению зон ограничения жилой застройки в окрестностях аэропортов гражданской авиации из условий шума

РЕКОМЕНДОВАНЫ к изданию решением секции Научно-технического совета НИИСФ Госстроя СССР.

Содержат методику построения санитарно-защитных зон вокруг аэропорта; требования к звукоизоляции окон шумозащитных зданий; примеры расчета уровней шума на территории и построения санитарно-защитных зон; принципиальные конструктивные схемы шумозащитных окон; устанавливают зоны, в которых строительство жилых зданий осуществляется в шумозащитном варианте.

Для работников проектных организаций, занимающихся планированием и застройкой городов, работников санитарно-эпидемиологической службы, осуществляющих контроль за шумовым режимом в населенных местах.

РАЗРАБОТАНЫ НИИСФ (д-р техн. наук Г.Л.Осипов, канд. техн. наук А.А.Климухин, инж. М.Н.Ижевская), ГосНИИ ГА (канд. техн. наук Б.Н.Мельников, инж. Н.Б.Белозерова, Ю.С.Файрушин), МНИИ гигиены им. Эрисмана (д-р мед. наук И.Л.Карагодина, канд. мед. наук А.П.Путилина).

1. НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Рекомендации предназначены для решения вопросов размещения проектируемого аэропорта относительно городской территории, определения возможности строительства жилых, общественных и других зданий в районе существующего аэропорта, а также принятия, в случае необходимости, мер по защите территорий городской застройки от шума, создаваемого при эксплуатации существующего аэропорта.

1.2. Рекомендации распространяются только на аэропорты гражданской авиации. Однако изложенная в Рекомендациях методика может быть использована для определения размеров зон ограничения застройки в окрестностях аэродромов ВВС, вертолетных площадок, взлетно-посадочных полей легких самолетов, если известны или могут быть установлены кривые равных уровней звука на местности при эксплуатации этих летательных аппаратов.

1.3. Рекомендации устанавливают порядок построения зон, определяющих степень пригодности территории в окрестностях аэропорта к жилой застройке и другим видам использования, а также представление полученных результатов для случаев летной эксплуатации самолетов гражданской авиации и опробования двигателей на земле.

2. ЗОНИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИЙ В ОКРЕСТНОСТЯХ АЭРОПОРТОВ. ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ ШУМА

Эквивалентный уровень звука определяется по формуле

Шумовая зона аэропорта что это. Смотреть фото Шумовая зона аэропорта что это. Смотреть картинку Шумовая зона аэропорта что это. Картинка про Шумовая зона аэропорта что это. Фото Шумовая зона аэропорта что этодБА, (1)

— общая продолжительность периода (день или ночь), с.

За время воздействия шума при пролете принимается половина времени, в течение которого уровень шума превышает значение ( 10), дБА.

2.2. В зависимости от величин Шумовая зона аэропорта что это. Смотреть фото Шумовая зона аэропорта что это. Смотреть картинку Шумовая зона аэропорта что это. Картинка про Шумовая зона аэропорта что это. Фото Шумовая зона аэропорта что этои устанавливаются четыре зоны, определяющие пригодность территории в окрестностях аэропорта к застройке из условий шума. Характеристики зон приведены в табл.1.

Источник

Власти облегчили строительство жилья в шумовых зонах «Шереметьево» и «Внуково»

Для аэропортов «Внуково» и «Шереметьево» еще в мае и июне соответственно были установлены приаэродромные территории (ПАТ) из шести подзон (вместо положенных семи) – об этом, как стало известно «Ведомостям», говорится в письме замминистра транспорта, руководителя Росавиации Александра Нерадько, направленном в правительства Москвы и Московской области 29 июня 2020 г. «Ведомости» ознакомились с документом, его подлинность подтвердил человек, близкий к одной из сторон переписки.

ПАТ – это земли, использование которых ограничено в зависимости от подзоны. В седьмой подзоне запрещено строительство жилья и социальных объектов из-за недопустимого для здоровья людей уровня шума, но может быть разрешено строительство коммерческой недвижимости, офисов или складов. Седьмые подзоны самые большие, без них размеры ПАТ сокращаются в несколько раз, а иногда и на порядок. Важно при этом, что не вошедшие в ПАТ земли выводятся из-под контроля Роспотребнадзора и Росавиации.

Согласно принятому в августе 2017 г. федеральному закону все аэропорты должны были в течение года разработать проекты ПАТ в составе семи подзон, согласовать их с соответствующими региональными правительствами и утвердить в Росавиации. Но ни год спустя, как требовал закон, ни в начале 2020 г. ПАТ не были установлены ни для одного крупного аэропорта, включая три московских.

«Аэропорты, в том числе московские, рассчитали ПАТ с учетом санитарных норм по допустимому уровню шумового воздействия. Благодаря седьмым подзонам ПАТ получились большими, что не устроило строительную отрасль и региональные власти», – объяснял «Ведомостям» директор Международной ассоциации аэропортов Сергей Никотин. Власти и застройщики заинтересованы в минимальных размерах ПАТ, чтобы застраивать не вошедшие в них территории, аэропорты настаивали на максимальных размерах – особенно с учетом росшей до COVID-19 интенсивности полетов. Так, «Домодедово» разработал ПАТ на 298 000 га, «Внуково» – на 184 000 га, «Шереметьево» – на 160 000 га, рассказывали «Ведомостям» сотрудники аэропортов.

Правительство позволит строить жилье ближе к аэропортам

Возникла патовая ситуация. Летом 2019 г. Минтранс с целью выполнить закон предложил такое решение: разрешить для скорости устанавливать ПАТ из шести подзон, а седьмую, спорную, не торопясь, устанавливать до 2025 г. Все московские аэропорты и Международная ассоциация аэропортов тогда выступили против. Пока ПАТ не установлена, застройку в радиусе 30 км от аэродрома, согласно закону, согласует Росавиация. Этот регулятор оценивает, не мешает ли стройка безопасности полетов, ему также надо представить заключение Роспотребнадзора, что на участке застройки уровень шума не превышает допустимый. А если установить ПАТ, то необходимость любого согласования с Росавиацией и Роспотребнадзором отпадает, говорят сотрудники трех аэропортов. Если сделать ПАТ из шести подзон, то будущая седьмая подзона (в которой теоретически нельзя строить жилье из-за шума) также выпадет из-под регулирования и к моменту определения ПАТ может быть застроена, объясняли они свои опасения.

Так и произошло: в связи с установлением ПАТ «Шереметьево» и «Внуково» «согласование размещения объектов в отношении указанных аэродромов Росавиацией не осуществляется», сообщает Нерадько в письме московским и областным чиновником. При этом Нерадько рекомендует до установления седьмой подзоны выдавать разрешения на строительство только при положительном заключении Роспотребнадзора. Раньше такое заключение было не рекомендуемым, а обязательным, указывают сотрудники двух аэропортов. «После установления ПАТ необходимость согласования строительства с Росавиацией с предоставлением положительного заключения Роспотребнадзора формально исчезает. Для исключения произвольной жилой и социальной застройки разработан законопроект, предусматривающий выдачу разрешений на строительство только при наличии заключения Роспотребнадзора», – говорит представитель «Шереметьево». Представители Росавиации, Роспотребнадзора и «Внуково» на запросы не ответили.

Без седьмой подзоны ПАТ «Внуково» и «Шереметьево» сократились на десятки и даже сотни тысяч гектаров, говорят сотрудники двух аэропортов. На установку ПАТ из шести подзон «Внуково» и «Шереметьево» пошли под давлением чиновников – такое решение в прошлом году поддержал тогдашний вице-премьер Максим Акимов, поясняют их сотрудники. «Домодедово», территории вокруг которого наименее застроены и который может пострадать сильнее других, если исчезнет регулирование Росавиации и Роспотребнадзора, этому активно сопротивляется, поясняют собеседники «Ведомостей». Представитель «Домодедово» на запрос в воскресенье не ответил.

«Установление ПАТ в купированном формате без 7 подзоны, прежде всего, негативно повлияет на качество жизни населения близлежащих территорий. Оборудование аэродрома и полёты воздушных судов оказывают отрицательное воздействие на окружающую среду: шум, электромагнитные излучения, загрязняющие вещества в атмосферном воздухе. Сейчас уже 88 других аэродромов гражданской авиации установили ПАТ в составе семи подзон»,- говорит представитель «Домодедово».

По его словам, состав подзон ПАТ был разработан с учетом всех особенностей деятельности воздушного транспорта. Согласование и размещения объектов на ПАТ без учета данных особенностей создает риски для безопасности полетов, благополучия и здоровья жителей, функционированию аэродрома, отметил представитель «Домодедово».

Источник

Шумовая зона аэропорта что это

О применении ст. 47 в редакции ФЗ от 01.07.2017 N 135-ФЗ см. ст. 4 указанного закона.

ВЗК РФ Статья 47. Приаэродромная территория

(в ред. Федерального закона от 01.07.2017 N 135-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 47 Воздушного кодекса РФ

1. Приаэродромная территория устанавливается актом уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 191-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 191-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий.

3. На приаэродромной территории выделяются следующие подзоны, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности:

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 191-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) первая подзона, в которой запрещается размещать объекты, не предназначенные для организации и обслуживания воздушного движения и воздушных перевозок, обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов;

2) вторая подзона, в которой запрещается размещать объекты, не предназначенные для обслуживания пассажиров и обработки багажа, грузов и почты, обслуживания воздушных судов, хранения авиационного топлива и заправки воздушных судов, обеспечения энергоснабжения, а также объекты, не относящиеся к инфраструктуре аэропорта;

3) третья подзона, в которой запрещается размещать объекты, высота которых превышает ограничения, установленные уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории;

4) четвертая подзона, в которой запрещается размещать объекты, создающие помехи в работе наземных объектов средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, предназначенных для организации воздушного движения и расположенных вне первой подзоны;

5) пятая подзона, в которой запрещается размещать опасные производственные объекты, функционирование которых может повлиять на безопасность полетов воздушных судов;

6) шестая подзона, в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц;

7) седьмая подзона, в которой в целях предотвращения негативного физического воздействия устанавливается перечень ограничений использования земельных участков, определенный в соответствии с земельным законодательством с учетом положений настоящей статьи. При этом под указанным негативным физическим воздействием понимается несоответствие эквивалентного уровня звука, возникающего в связи с полетами воздушных судов, санитарно-эпидемиологическим требованиям.

(пп. 7 в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 191-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Приаэродромная территория устанавливается с выделением с первой по седьмую подзон в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи или в случае, предусмотренном пунктом 5.2 настоящей статьи, с выделением с первой по шестую подзон с последующим установлением седьмой подзоны в соответствии с пунктом 5.3 настоящей статьи.

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 191-ФЗ)

3.2. Определение перечня ограничений использования земельных участков, предусматривающих запрет на строительство, реконструкцию, эксплуатацию отдельных видов объектов капитального строительства в седьмой подзоне приаэродромной территории, осуществляется с учетом возможности применения при строительстве, реконструкции, эксплуатации таких видов объектов мер по предупреждению и (или) устранению негативного физического воздействия и по результатам расчета и оценки рисков для здоровья человека, проведенных в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

(п. 3.2 введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 191-ФЗ)

До 01.01.2022 установление, изменение, прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий осуществляется в порядке, установленном до 04.08.2018 (ФЗ от 03.08.2018 N 342-ФЗ).

4. Положение о приаэродромной территории утверждается Правительством Российской Федерации. Указанным положением в соответствии с земельным законодательством могут быть определены особенности установления приаэродромной территории, связанные с выполнением полетов воздушных судов государственной авиации, экспериментальной авиации.

(в ред. Федеральных законов от 03.08.2018 N 342-ФЗ, от 11.06.2021 N 191-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. При архитектурно-строительном проектировании в целях строительства, реконструкции сооружений аэродрома проект акта уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти об установлении приаэродромной территории подготавливается застройщиком, который осуществляет строительство сооружений аэродрома. Указанный проект акта утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о соответствии указанного проекта решения требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Указанный проект акта также подлежит согласованию с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в границах территорий которых полностью или частично расположена приаэродромная территория (в части соответствия указанного проекта акта, выделения на приаэродромной территории подзон, установления в таких подзонах ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности порядку описания местоположения границ приаэродромной территории и порядку выделения на приаэродромной территории подзон, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности), с учетом заключений уполномоченных органов местного самоуправления муниципальных образований, в границах территорий которых полностью или частично расположена приаэродромная территория, содержащих расчеты размера ущерба, подлежащего возмещению гражданам, юридическим лицам и публично-правовым образованиям в связи с ограничениями использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, установленными на приаэродромной территории. Согласование указанного проекта акта или отказ в его согласовании подлежит представлению в уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти в тридцатидневный срок со дня поступления в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации указанного проекта акта. В случае непредставления согласования указанного проекта акта или непредставления отказа в его согласовании в установленный срок указанный проект акта считается согласованным. Порядок разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти при согласовании указанного проекта акта, утверждается Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 191-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5.1. В случае, если утвержденными документами территориального планирования Российской Федерации и документацией по планировке территории предусмотрены мероприятия по строительству, реконструкции объектов инфраструктуры воздушного транспорта в целях перспективного развития аэродрома, в том числе строительство, реконструкция взлетно-посадочных полос аэродрома, приаэродромная территория, включая седьмую подзону приаэродромной территории, устанавливается с учетом таких строительства, реконструкции. Убытки, причиненные гражданам и юридическим лицам при ограничении их прав на земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимости, которые возникают в связи с увеличением количества взлетно-посадочных полос аэродрома и (или) реконструкцией существующих взлетно-посадочных полос аэродрома, подлежат возмещению в соответствии с земельным законодательством.

(п. 5.1 введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 191-ФЗ)

5.2. При наличии разногласий между указанными в пункте 5 настоящей статьи высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти относительно определения границ седьмой подзоны приаэродромной территории приаэродромная территория устанавливается с выделением с первой по шестую подзон приаэродромной территории актом об установлении приаэродромной территории уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти при условии, что проект такого акта согласован указанными в пункте 5 настоящей статьи высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в части установления приаэродромной территории с выделением с первой по шестую подзон приаэродромной территории.

(п. 5.2 введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 191-ФЗ)

5.3. В случае, предусмотренном пунктом 5.2 настоящей статьи, седьмая подзона приаэродромной территории устанавливается актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, по согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в границах территорий которых полностью или частично расположена седьмая подзона приаэродромной территории, в течение одного года со дня установления приаэродромной территории с выделением с первой по шестую подзон приаэродромной территории. Порядок разрешения разногласий, возникающих между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при определении границ седьмой подзоны приаэродромной территории, устанавливается Правительством Российской Федерации.

(п. 5.3 введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 191-ФЗ)

5.4. Методика установления седьмой подзоны приаэродромной территории, расчета и оценки рисков для здоровья человека (в случае, предусмотренном пунктом 3.2 настоящей статьи) устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

(п. 5.4 введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 191-ФЗ)

5.5. В случае установления приаэродромной территории с выделением с первой по шестую подзон приаэродромной территории до установления седьмой подзоны приаэродромной территории использование земельных участков в целях, предусмотренных ограничениями, определенными в соответствии с подпунктом 7 пункта 3 настоящей статьи, осуществляется при наличии санитарно-эпидемиологического заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

(п. 5.5 введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 191-ФЗ)

6. В отношении аэродрома совместного базирования или аэродрома совместного использования решение об установлении приаэродромной территории утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, которым разрешено совместное базирование на аэродроме или которые осуществляют совместное использование аэродрома.

7. В случае выявления в правилах землепользования и застройки поселения, городского округа, межселенной территории нарушений установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности оператор аэродрома гражданской авиации либо организация, осуществляющая эксплуатацию аэродрома экспериментальной авиации или уполномоченная федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, обязаны подготовить заключение о нарушении установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности и направить его в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в течение десяти дней со дня поступления заключения о нарушении установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности обязан направить в орган местного самоуправления соответствующего муниципального образования предписание об устранении нарушений установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, которые допущены в правилах землепользования и застройки поселения, городского округа, межселенной территории, в том числе о сносе самовольной постройки. Такое предписание может быть обжаловано органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования в суд.

Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти обязан уведомить высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено соответствующее муниципальное образование, о нарушениях установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, которые допущены в правилах землепользования и застройки поселения, городского округа, межселенной территории.

8. Застройщик, который осуществляет строительство сооружений аэродрома, возмещает ущерб, причиненный гражданам, юридическим лицам и публично-правовым образованиям в связи с установленными на приаэродромной территории ограничениями использования объектов недвижимости и осуществления деятельности.

Источник

Статья 53. Ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах зон шумового воздействия от авиационного транспорта

Статья 53. Ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах зон шумового воздействия от авиационного транспорта

1. Использование земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в границах зон шумового воздействия от авиационного транспорта, отображённых на карте, приведённой в статье 40 настоящих Правил, осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами, установленными главой 11 настоящих Правил, и с учётом ограничений, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

2. Ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в границах зон шумового воздействия от авиационного транспорта, установлены в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

1) ГОСТ 22283-88 «Шум авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерения»;

2) постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 31.10.1996 N 36 «Об утверждении санитарных норм 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки»;

3) постановлением Госстроя России от 30.06.2003 N 136 «О принятии и введении в действии строительных норм и правил «Защита от шума» (СНиП 23-03-2003);

а также в соответствии с иными документами:

4) указанием Руководителя Роспотребнадзора от 09.06.2008 N 01/6084-8-32 по требованиям ГОСТ 22283-88;

5) «Рекомендациями по установлению зон ограничения жилой застройки в окрестностях аэропортов гражданской авиации из условий шума» НИИСФ Госстроя СССР, 1987 г.;

6) методикой, изложенной в циркуляре 205-AN/1/25 Международной организации гражданской авиации (ИКАО);

7) документом N 29 Европейской ассоциации гражданской авиации (ЕСАС) «Доклад о стандартном методе расчета контуров шума вокруг аэропортов» (3 редакция 2005 года).

3. В границах зон шумового воздействия от авиационного транспорта предусматриваются следующие шумозащитные мероприятия: 6

1) жилая застройка в зонах сверхнормативного шумового воздействия авиации разрешается по согласованию с ТО ТУ Роспотребнадзора по Московской области, при условии обеспечения необходимой звукоизоляции. Размещение административных зданий, гостиниц, проектных и исследовательских организаций разрешается при обеспечении требуемой звукоизоляции наружных ограждений;

3) при использовании железобетонных и других несущих конструкций и перекрытий для увеличения звукоизоляции необходимо использовать многослойные конструкции, в которых комбинируют материалы звукоизолирующие и звукопоглощающие, наносимые на ограждающие конструкции зданий как снаружи, так и внутри помещений.

5 Режимы использования земель и градостроительные регламенты в зонах с особыми условиями использования территорий, связанных с объектами культурного наследия, приводятся в соответствии с разделом Историко-культурное наследие Одинцовского района», подготовленным в составе проекта Схемы территориального планирования Одинцовского муниципального района Московской области

6 Приводятся по материалам Генерального плана сельского поселения Никольское

7 Индекс звукоизоляции (снижение уровня звука) стены толщиной в два полнотелых кирпича равен 60°дБ

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *