Шуваловский парк что посмотреть
Использование устаревшего браузера
повышает риск взлома вашего компьютера.
Обновите свой браузер!
Через социальные сети
Еще не зарегистрированы?
Регистрация
Через социальные сети
Восстановление пароля
Введите почту указанную при регистрации и мы вышлем инструкцию
Прогулка по Шуваловскому парку: 9 удивительных мест
В северной части Петербурга, в пяти минутах ходьбы от железнодорожной станции Парголово, расположен удивительный Шуваловский парк. В свое время эту старинную дачную местность частенько именовали «чухонской Швейцарией», а Шуваловы украшали пространство парка всевозможными архитектурно-ландшафтными изысками.
Большой дворец в Шуваловском парке
Дворец в стиле неоклассицизма XVIII века (похож на уменьшенный Павловский дворец) построен по проекту известного русского архитектора С.С. Кричинского в начале ХХ столетия на месте старого усадебного дома, который сгинул в пламени пожара. Последней в усадьбе жила графиня Воронцова-Дашкова. В свое время она намеревалась подарить этот великолепный дворец царевичу Алексею Романову, но так и не «вручила» громадный презент. Помимо внешнего изящества дворец изобиловал интерьерами в духе модерна, работу над которыми закончили только к 1926 году, когда дом перешел в распоряжение отдыхающих пищевиков. Сегодня территория усадьбы обнесена забором: здесь с 1947 года базируется ВНИИ токов высокой частоты им В.П. Вологдина. Еще один любопытный факт: архитектор Кричинский, работая над усадьбой в Шуваловском парке, задумался над созданием первого в России города-сада: он должен был появиться в Парголово близ парка, однако по неизвестным причинам проект «зеленого» городка так и не был воплощен в жизнь.
Малый дворец усадьбы Воронцовых-Дашковых
Этот небольшой дворец, вероятнее всего, был построен еще при Шуваловых, по проекту архитектора Гарольда Андреевича Боссе в 1850-х годах. Уже в начале XX века Малый дворец (или Белый дом) частично перестроил все тот же Кричинский. Он же занимался обновлением внутреннего убранства. Как и Большой дворец, с 1947 года усадебный дом отошел Всероссийскому научно-исследовательскому институту токов высокой частоты. Под его крышей до сих пор располагается один из его корпусов.
«Наполеоновские» пруды
Необычные водоемы вырыли прямо на склоне паркового холма. Один из них, более известный как «Шапка Наполеона», и правда имеет форму головного убора великого французского полководца. Другой, нижний, принято называть «Рубахой Наполеона». Такое название он получил благодаря силуэту хрестоматийного «серого походного сюртука» с рукавами.
Церковь Святого Петра и Павла
Церковь построена по заказу графини Варвары Петровны Полье в память о ее безвременно умершем втором муже — графе Адольфе Антоновиче Полье. В 1932 году храм был закрыт и долгое время стоял в развалинах. В 1991 году здесь началась реставрация, и возобновились богослужения. Сегодня каждый желающий может побывать внутри церкви и вблизи изучить один из главных городских шедевров псевдоготики.
«Склеп Адольфа»
Буквально в паре шагов от церкви Петра и Павла, на откосе холма можно найти небольшой склеп, где в 1830 году был похоронен граф Адольф Полье. В народе это место прозвали не иначе как «Адольфова могила». Прослеживается некоторая аналогия с «Аскольдовой могилой». Местная романтическая легенда рассказывает о безутешной графине, которая ежедневно украшала гробницу цветами и подолгу беседовала здесь с покойным супругом. Склеп был рассчитан на двоих, но впоследствии планы графини изменились, и она вышла замуж в третий раз. Гробница долгое время была открыта настежь, но сейчас она заперта крепкой решеткой. По непроверенным и весьма сомнительным данным, именно отсюда начинается один из многочисленных подземных ходов, якобы имеющихся на территории Шуваловского парка.
«Желтая дача» или сказочный терем Месмахера
Одна из самых завораживающих построек и без того удивительного Шуваловского парка – дача Месмахера. Расположена она неподалеку от входа на территорию усадьбы и окружена буйными зарослями кустарника. Поил здание в конце 1870-х годов знаменитый петербургский архитектор Максимилиан Месмахер для брата Георга, состоятельного петербургского юриста. Этот двухэтажный деревянный особняк со множеством башенок, эркеров, шпилей и балкончиков представляет собой странную смесь швейцарского шале и русского терема. Сегодня здание заброшено и пребывает в достаточно упадочном состоянии, но до сих пор хранит в себе величие аристократических времен.
Гора «Новый Парнас»
Над пейзажным парком высится многометровый холм, получивший название Новый Парнас. Свое название этот насыпной холм, поросший травой и кустарником, получил не случайно: дело в том, что в европейских парках Парнасом принято называть все возвышения с обзорной площадкой на вершине, с которой открывается вид на всю зеленую зону и окрестности. Точно сказать, когда появился Новый Парнас, невозможно, однако предполагается, что его созданием занимались в екатерининские времена: именно тогда было принято насыпать подобные возвышения практически во всех российских пейзажных парках.
Сейчас по назначению его используют немногие посетители парка – зимой с него катаются на санках или ватрушках. Однако в середине XIX–начале XX века одним из главных парковых развлечений было наблюдать за закатом с вершины Парнаса. Сейчас вид с холма не такой романтичный, да и высота уменьшилась: в прошлом шуваловский Парнас достигал 61 метра в высоту, но в начале 90-х насыпной холм его вскопали, чтобы освободить детей из замаскированного командного пункта связи Ленинградского фронта, который был сооружен в недрах горы во времена Великой Отечественной войны.
Каменный мост
Одной из достопримечательностей парка можно назвать небольшой каменный пешеходный мост на Адольфовой аллее. Никаких излишеств в его устройстве нет: четыре мраморные плиты соединены аккуратной железной решеткой.
Грот «Эхо» или руины Туфовой арки
В 1863 году между Малым и Большим дворцами в качестве декоративного элемента парка была сооружена вполне обыкновенная кирпичная арка. Дабы придать ей особую живописность, арку облицевали туфом, а сверху высадили целое море сиреневых кустов – весной и летом арка буквально утопала в зелени. Еще одно название – грот «Эхо»: арка обладала интересной акустикой, каждое произнесенное слово отдавалось отчетливым и гулким эхом. Сегодня от Туфовой арки остались только руины, которые, к слову, еще не так уж и просто отыскать среди зеленых насаждений и травы.
посёлок Парголово, м. «Озерки» ― автобус № 109, маршрутки № 259 и 673; от ст. м. Проспект Просвещения» ― автобусы № 104, 167.
Фото: azarova_olesya_photo | yangel_z | kkkateika | ph.nelly_ertceva | feltharuleto | ale_davydova | Instagram
Гид по Петербургу
Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице
Шуваловский парк в Санкт-Петербурге: фото, отзывы, как добраться
Парки, Сады и Скверы
Краткое описание
Шуваловский парк в свое время не уступал по красоте Петергофу и Екатерининскому парку. Сейчас он, правда, более заброшенный, но удивительная природа и красивые постройки сохранились и по сей день.
История
История парка начинается с 1746 года, когда Петру Шувалову был дан графский титул. В то же время ему даровали землю Парголовской мызы, где в последствие и появился парк, площадью 142 га.
Сначала здесь разбивается регулярный парк около пруда Звезда. Сам пруд имеет округлую форму, но от него в разные стороны идут дорожки, соединенные между собой звездообразной аллеей – отсюда и название Звезда. Далее появляется искусственно созданная гора Парнас с двумя прудами – Верхним и Нижним. В последствие они получили названия Шляпа Наполеона и Рубаха Наполеона по причине схожести с этими атрибутами. Вокруг треугольной горы были выстроены 10 террас.
В 70-е годы XVIII столетия построили 2 небольших дворца из кирпича, один из которых прозвали Малым. Он сохранился и по сей день. Сегодня он принадлежит НИИ.
Второй этап формирование парка связан со временем владения землями графиней Варварой Петровной – женой Павла Петровича Шувалова. После смерти мужа она уезжает из России и выходит замуж за Адольфа Полье. Супруги принимают решение вернуться в усадьбу и нанимают П. Эрлера для создания Верхнего пейзажного парка. Однако Полье умирает через 4 года, и неутешная вдова возводит склеп, где сидит на могиле у мужа целыми днями.
Позже она получает разрешение на строительство церкви в неоготическом стиле по проекту А. Брюллова. Но по причине нехватки средств процесс затягивается на десятилетие. В 1846 году храм был освящен в честь апостолов Петра и Павла.
Последней владелицей земли была Елизавета Андреевна Воронцова-Дашкова – в девичестве Шувалова. Именно тогда начали закладку Большого дворца по проекту С.С. Кричинского.
Строительство начали накануне Первой Мировой войны, поэтому длилось оно долго и закончилось уже при Советской власти. По этой причине дворец никогда не выполнял предназначенной ему функции. Сначала тут был дом отдыха, а сейчас расположен НИИ.
С 1991 года Шуваловский парк включен во Всемирное наследие ЮНЕСКО
Интересные места и особенности
Несмотря на то, что Шуваловский парк менее известен аналогичных мест Санкт-Петербурга, в нем есть множество интересных достопримечательностей, ради которых его стоит посетить.
Церковь Святых апостолов Петра и Павла
Церковь выполнена в неоготичском стиле по проекту А. П. Брюллова. Стены здания, поделенные своеобразными контрфорсами на части, подчеркивают симметричность рисунка. Выполненный из кирпича, он облицован известняком песочного цвета. Большие окна стрельчатой формы с витражами и ажурный металлический шпиль – оформление никак нельзя назвать православным. Однако это так. Сейчас церковь действует, в ней проводят службы.
Церковь Святых апостолов Петра и Павла
Склеп Полье
Склеп Полье, построенный для захоронения второго мужа Варвары Петровны Адольфа Полье по проекту А.П. Брюллова. Находится он недалеко от вышеупомянутой церкви в небольшом холме. Стены фасада облицованы красным гранитом и украшены чугунной аркой и узором. Ранее в склеп вели 2 двери: железная решетка и сплошная дверь из дуба с бронзовыми ручками. В конце самого помещения на постаменте находилась статуя женщины в натуральную величину, молящейся у гробницы. Сейчас склеп закрыт, а сам Полье перезахоронен вместе с супругой в Висбадене.
Склеп Полье
Большой дворец Воронцовых-Дашковых
Дворец, выполненный по проекту С. С. Кричинского в стиле неоклассицизма в начале ХХ века, на первый взгляд напоминает Павловский дворец. Здание состоит из 2 этажей с полусферическим куполом. Украшающие дворец скульптуры выполнены А. Т. Матвеевым. Помимо внешнего неоклассического стиля, в здании присутствует стиль модерна – он использовался в убранстве внутренних помещений, дизайн которых закончили уже во времена советской власти. Сегодня попасть на территорию дворца не получится, так как он принадлежит НИИ.
Большой дворец Воронцовых-Дашковых
Малый дворец
Дата его появления не известна, но по стилистике здание можно отнести к временам Петра I. С одной стороны был разбит небольшой садик, с другой находились оранжерея и небольшой пруд. Позднее здание было несколько видоизменено С. С. Кричинским.
Гора Парнас
Когда на территории усадьбы рыли место для закладки будущих озер, образовался холм из лишней земли 61 метр в высоту. Его облагородили, наверху сделали площадку, а вокруг построили беседки. Сейчас так называемая гора гораздо меньшего размера, но все равно не заметить ее невозможно.
Гора Парнас
Желтая дача
Желтая дача является, пожалуй, одной из самых колоритных построек Шуваловского парка. Окруженная кустарником, она расположена у входа в усадьбу. Дача построена во второй половине XIX века Месмахером для брата. Сама постройка состоит из 2 этажей со множеством башенок, балкончиков, выступов и шпилей. Внешне здание напоминает русский деревянный терем. Возможно, по этой причине второе название второе название дачи сказочный терем.
Желтая дача в Шуваловском парке
Зеленая дача
Зеленая дача появилась в конце XIX века. Когда через территорию усадьбы проложили финляндскую железную дорогу, поблизости в летний сезон стало популярным снимать дачи. Во время тяжелой финансовой ситуации семья Шуваловых попросила разрешения о продаже части земли. Тогда летние дома стали возводиться даже на территории самого парка. Это и стало причиной появления Зеленой дачи.
Конный корпус
Конный корпус был спроектирован С. С. Кричинским еще до строительства большого дворца. Здание двухэтажное в скандинавском стиле. Выполнено из кирпича, а для декора использовался колотые камни и необработанный кирпич. В советское время здание было перестроено. Именно оно и сохранилось в хорошем состоянии на сегодняшний день.
Маршрут-конструктор: «Шуваловский парк в XXI веке» — 21 место на выбор (Парголово)
Замечательный исторический парк расположен в бывшем имении графов Шуваловых, на севере Санкт-Петербурга, в 5-ти минутах ходьбы от железнодорожной станции Парголово. У каждого любителя подобной прелести и старины есть великолепная возможность полюбоваться на этот изумительной красоты Дворцово-парковый ансамбль XVIII-XIX века «Усадьба графов Шуваловых».
Здесь сохранились уникальные особняки, красивейшая церковь и другие аутентичные постройки. Никого не оставляет равнодушным живописные пруды, множество свежей растительности и остальной парковой прелести. Это место отлично подходит для семейного отдыха и превосходной прогулки.
Шуваловы украшали пространство парка разнообразными архитектурно-ландшафтными изысками. В парке множество вековых елей. Благодаря холмистому рельефу, на его территории нередко проводят соревнования по велогонкам на пересеченной местности.
Мы вам предлагаем прекраснейший маршрут, захватывающую прогулку по Шуваловскому парку. Мы уверены, вам понравится гулять, наслаждаться живописными видами и любоваться восхитительными достопримечательностями. В Шуваловском парке есть, на что посмотреть, будьте уверены.
Полезная и интересная историческая информация
В старину эту дачную местность часто величали «чухонской Швейцарией». Как понятно из названия, парк получил имя от графов Шуваловых. В Писцовой книге Водской пятины за 1500 год перечисляются многочисленные малонаселённые деревни, которые находились в окрестностях современного Парголово.
Как следует из карты 1662 года, на которой вблизи современного Нижнего Суздальского озера, у речки Старожиловка, был указан населённый пункт под названием Кабилуя, здесь располагалась мыза шведского помещика. После Северной войны Пётр I подарил эти земли своей дочери Елизавете.
В 1746 году Петру Ивановичу Шувалову был пожалован титул графа. И с тех пор его семья владела землями Парголовской мызы. Усадьба принадлежала Шуваловым до 1903 года — до последнего из младшей ветви рода князя Воронцова-Шувалова. После этого земли унаследовал муж его сестры Елизаветы — граф Илларион Иванович Воронцов-Дашков. На тот момент размеры парка составляли 5799 десятин.
В 1820-х годах по воле графини В. П. Шуваловой была произведена перепланировка парка, сохранившаяся до наших дней. В 1912—1915 годах по проекту архитектора С. С. Кричинского в парке было построено в стиле неоклассицизма здание дачи Воронцова-Дашкова. С 1947 года здесь расположился Институт токов высокой частоты имени В. П. Вологдина. Вся территория находится в хозяйственном ведении института.
Сегодня Шуваловский парк расположен к северу от реки Старожиловки и занимает площадь в 142 га. Из них в границах охраняемого объекта культурного наследия находится — 136 га. Новое строительство на территории парка запрещено.
Достопримечательности Шуваловского парка
На территории парка находится много очень интересных мест. Мы вам расскажем о самых уникальных и интересных, которые вы можете осмотреть. Зная всю историю и подноготную каждого, вам будет легче ориентироваться в составлении и организации собственной экскурсии.
Мы вам предлагаем самим составить маршрут, используя карту внизу с учётом собственных предпочтений. Прилагаем захватывающие рассказы. Так, с авторской картой вам будет намного приятнее прогуляться в удивительном и старинном Шуваловском парке XXI века. Гуляйте с превеликим удовольствием. Вперёд!
Большой дворец усадьбы Воронцовых-Дашковых
Большой дворец усадьбы Воронцовых-Дашковых расположен в центре Шуваловской усадьбы, напоминающий на первый взгляд дворец в Павловске. Дворец был построен в 1910-х гг. Его архитектор — С. С. Кричинский.
Здание представляет собой умелую стилизацию под классицизм. Стены дворца украшены рельефами с военной геральдикой, а на лестнице, ведущей к главному входу, лежит пара каменных львов. С 1947 года усадебный дом принадлежит Всероссийскому НИИ токов высокой частоты им. В. П. Вологдина. Под его крышей до сих пор располагается его Главный корпус.
Первоначальный дворец был построен на холме и представлял собой «дом графский на высоком мысу стоящим… и оранжереей вокруг». По всей видимости, дом представлял собой быстровозводимую одноэтажную деревянную постройку, вокруг которой потом формировался дворцовый комплекс.
В личном архиве Шуваловых имеются относящиеся к 30-м годам XIX века описи имущества, находившегося в «двух господских домах», домах-дворцах, возможно, существовавших с 1794 года в Парголовском имении.
В 1850 году А. П. Шувалов начал перестройку Большого дворца, пострадавшего во время пожара. Производить перестройку было поручено архитектору Г. А. Боссе, ученику А. П. Брюллова, выполнившему во время своего ученичества серию проектов загородных домов.
Современный дворец в стиле неоклассицизма XVIII века, явно напоминающий Павловский дворец, был построен по проекту известного русского архитектора С. С. Кричинского в начале ХХ столетия на месте, где раньше стоял старый усадебный дом, сгоревший в пожаре.
Последней хозяйкой усадьбы являлась графиня Воронцова-Дашкова. В свое время она намеревалась подарить этот великолепный дворец царевичу Алексею Романову, но так и «не вручила» громадный презент.
Фасад и убранство здания решены в неоклассическом стиле с некоторой примесью модерна и выдержаны в характере Александровского времени. Величественное здание в два этажа было увенчано полусферическим куполом на барабане. Модели для скульптурных украшений: лепных венков и декоративных фризов и фигуры львов из гранита на главном подъезде были исполнены скульптором А. Т. Матвеевым.
Помимо внешнего изящества дворец изобиловал интерьерами в духе модерна, работу над которыми закончили только к 1926 году, когда дом перешел в распоряжение отдыхающих пищевиков. Сегодня территория усадьбы обнесена забором.
Малый дворец или Белый дом Воронцовых-Дашковых
Дворец небольшого размера, скорей всего, был возведён ещё при Шуваловых в XVII в. Дом с кровлей сложного профиля и характерными наличниками напоминает образцы архитектуры петровского времени. С юго-западной стороны Малого дворца был разбит собственный садик, обнесенный легкой решеткой, с цветами, фруктовыми деревьями и кустами смородины и крыжовника. В юго-восточной части за Малым дворцом находились оранжерея и пруд, по берегу которого ведет тропинка в березовую рощу.
В начале XX века, Малый дворец или Белый дом Воронцовых-Дашковых частично перестроил архитектор Степан Самойлович Кричинский. Здание сохранилось тогда с середины XVIII в. И он добавил к его основному объему несколько помещений с востока и полукруглую апсиду, вероятно, для церкви. С юго-западной стороны у Белого дома был разбит Собственный садик, обнесенный легкой решеткой, с цветами, фруктовыми деревьями и кустами смородины и крыжовника.
Кричинский занимался и обновлением внутреннего убранства. Как и Большой дворец, с 1947 года усадебный дом отошел Всероссийскому научно-исследовательскому институту токов высокой частоты. Под его крышей до сих пор располагается один из его корпусов.
«Жёлтая дача» или сказочный терем Месмахера
В удивительном Шуваловском парке одной из самых завораживающих построек является дача Месмахера. Она расположена неподалеку от входа на территорию усадьбы и окружена буйными зарослями кустарника.
Дача была построена в конце 1870-х годов знаменитым петербургским архитектором Максимилианом Месмахером для своего брата Георга, состоятельного петербургского юриста. Этот двухэтажный деревянный особняк со множеством башенок, эркеров, шпилей и балкончиков представляет собой странную смесь швейцарского шале и русского терема.
Здание в четыре оси, обращенное главным фасадом на восток, стоит на высоком цоколе. В архитектурную композицию первого этажа архитектор включил прямоугольные окна со ставнями, во второй — балкон, трехгранный и прямоугольный эркеры на консолях и три окна со сложными фигурными фронтонами и колонками по бокам.
Вполне оправдано в этой постройке зодчего обращение к дереву. «Правдивость» строительного материала, его «открытость» определила художественную выразительность здания, его фактуру, пластичность. Необычен деревянный декоративный фриз, обегающий здание и состоящий из цветных геометрической формы накладных деталей.
Сильные декоративные акценты — эркеры, балконы, фигурные кровли, сложные завершения окон второго этажа и разновеликие деревянные объемы образуют единую живописную композицию, придающую постройке разнообразие и динамизм. Многообразие точек зрения на архитектуру здания, неожиданные ракурсы, пространственная связь с окружением роднят сооружение Месмахера с лучшими загородными постройками А. Штакеншнейдера и Г. Боссе.
Запоминается изящный рисунок флюгера с начальной буквой фамилии владельца дачи — Георгия Георгиевича Месмахера, брата зодчего. Дом красив, наряден и напоминает сказочный терем, что вызывает в памяти ассоциации, связанные с древнерусским зодчеством XVII века.
Дача в Шувалове сохранилась до нашего времени, она обветшала и требует реставрации, но до сих пор хранит в себе величие аристократических времен.
Церковь Святых апостолов Петра и Павла
Церковь Святых апостолов Петра и Павла является одним из архитектурных шедевров Шуваловского парка. Сооружение выполнено в уникальном неоготическом стиле. Храм построен на возвышенном месте парка. Среди святынь в храме находятся:
По просьбе Варвары Петровны архитектор А. П. Брюллов, брат живописца Карла Брюллова, разработал проект склепа для погребения праха её супруга. Склеп возвели в том же году в готическом стиле со стрельчатой чугунной аркой перед входом.
Вскоре Варвара Петровна обратилась в духовную консисторию с просьбой разрешить строительство над склепом каменной церкви по проекту того же архитектора Брюллова. В ответ она получила разрешение, но с оговоркой, что склеп не православного графа должен находиться вне церковной ограды. Изначально предполагалось освятить храм в честь святой великомученицы Екатерины, но в начале 1831 года будущая церковь уже значилась как храм святых апостолов Петра и Павла.
Закладка храма состоялась летом 1831 года. Однако, в связи с тяжёлым материальным положением владельцев усадьбы, строительство церкви продолжалось долго — 10 лет. Ещё через пять лет, в июле 1846 года храм был освящён протоиереем Иоакимом Кочетовым.
С этого момента Петропавловская церковь стала семейным храмом Шуваловых-Воронцовых, приписанной к приходу церкви Спаса Нерукотворного Образа на Шуваловском кладбище. В 1872 году 30 июня (12 июля) в этом храме венчался Николай Римский-Корсаков с Надеждой Пургольд. Шафером на свадьбе был композитор М. П. Мусоргский.
Содержался храм в хорошем состоянии. В 1850—1851 годах Г. Э. Боссе, а в 1906—1907 годах С. С. Кричинский обновляли интерьеры. После 1917 года церковь оставалась приписанной к Спасо-Парголовскому храму и была окончательно закрыта в 1935 году.
Сразу после закрытия храма в его здании началась реконструкция: верхний ярус колокольни и металлический шпиль были сняты и сданы на переплавку; иконостас и скульптуры апостолов уничтожены; готические оконные переплеты заменены обычными; устроено междуэтажное перекрытие.
В помещении храма был устроен физиотерапевтический кабинет располагавшегося в усадьбе санатория. В период Великой Отечественной войны храм не пострадал. С 1948 года в нём разместилась опытная лаборатория НИИ токов высокой частоты имени В. П. Вологдина.
Реставрация интерьера началась в 1954 году. К 1957 году здесь было уничтожено междуэтажное перекрытие и восстановлены готические оконные переплеты. Внешнего вида реставрация не коснулась: второй ярус колокольни и металлический шпиль не были восстановлены. Второй этап реставрации предполагалось начать в 1977 году.
Однако большой объём работ в дворцово-парковых ансамблях пригородов Ленинграда не позволил реставраторским организациям приступить к храму. Освобождённое для реставрации здание было снято с охраны, в нём отключили отопление. В результате произошло разрушение кровли, была нарушена гидроизоляция. К концу 1980-х годов здание превратилось в руины.
В 1991 году в таком виде храм был передан Русской православной церкви, началась реставрация, в результате которой здание приобрело первоначальный вид.