Уберменш это что такое
Уберменш коммунизма
Эпоха промышленной революции принесла нам не только научные достижения, но и веру в то, что когда-нибудь человек вознесётся над своими природными слабостями, превратится в «сверхчеловека». Полёт Гагарина был одним из самых значимых шагов на этом пути. Но с тех пор что-то изменилось. Дети больше не хотят становиться космонавтами, их привлекает судьба актёров, спекулянтов и бизнесменов. Что и почему стало с человечеством? Об этом рассказывает новая статья Криптоморфа Камчатского.
В чём именно будет заключаться это превосходство? Ни Ницше, ни его современники этого знать не могли. Осталось пространство для трактовок, которым по разному воспользовались модернистские государства. То есть, те государства, которые провозгласили своей целью разрыв людей с генетическими ограничениями, со слабостью, с зависимостью от природы, в конце концов, с традиционной моралью.
К таким странам относился не только Третий рейх, но и СССР, и США. И если с рейхом всё понятно (по той простой причине, что культура нацистов была мумифицирована во время поражения Германии и не тронута постмодерном), то идея о сверхчеловеке в двух последних государствах со временем радикально изменилась. И теперь за поздними наслоениями тяжело разглядеть, что именно представлял из себя “советский сверхчеловек” или “сверхчеловек демократического капитализма”.
Уберменш
Как уже было сказано, в нацистской Германии (и, кстати, ещё задолго до того, как она формально стала “нацистской”) идею сверхчеловека привязали к понятию нации. Мол, есть высшие люди типа арийцев, которым доступно обучение, честный труд и научная деятельность. А есть “недолюди” типа евреев, цыган и негров, которые могут только воровать, строить козни и заниматься самым примитивным трудом из-под палки.
Научного обоснования этих людоедских взглядов не было, да их никто и не ждал. Нацистский вариант “сверхчеловека” выезжал почти исключительно на синдроме обиженной империи, который Германия заработала в результате поражения в Первой мировой войне (кстати, передайте привет ватникам, строчащим “абамка абизянка” в своих уютненьких Одноклассниках).
На этом закончилась история каноничного нацизма, одного из вариантов модернизма. Разумеется, сами нацисты никуда не исчезли, просто затаились и стали прикрываться более благообразными идеями. Вместо наступательной идеологии они стали говорить о “защите будущего белых детей”, как будто у белых есть какие-то проблемы с будущим. Как бы то ни было, риторика о сверхчеловеке осталась в прошлом.
Слова о “равенстве наций” как звучали, так и продолжают звучать, мягко говоря, неубедительно. Как следствие, в США, где пропасть между разноцветными людьми до сих пор похожа на Гранд Каньон, националистическое движение “альт-райтов” (“альтернативных правых”) недавно получило признание и могущественного представителя в лице президента Трампа.
Феномен популярности альт-райтов предельно банален: они просто высмеивают ложь о мнимом равенстве наций. Они говорят либералам: “Посмотрите, вы грабите целые континенты, но при этом нагло говорите о всеобщем равенстве. Не пора ли покончить с этим лицемерием? Не пора ли выразить ваше презрение открыто?”
При этом альт-райты не говорят именно о генетическом расовом превосходстве. Не говорят о сверхчеловечестве. Более того, их символом во время президентской кампании стал мем с лягушонком Пепе (тут же записанный американскими евреями в символы расизма). То есть, это типичный постмодернизм: критика, шуточки, мемчики, едкая ирония и почти полное отсутствие конструктива.
Супермэн
Абсолютно никого тогда не смущало слово “сверхчеловек”, а персонаж по имени Супермэн был просто попыткой адаптировать идею Ницше для американской аудитории.
Вместо того, чтобы бомбить синим пламенем, лучше сравним американское прочтение Ницше с собственно немецким.
То есть, идеология самых успешных американских сверхлюдей эпохи модернизма была предельно проста: “Любите капиталистов-филантропов”.
После Второй мировой, хотя США и вышли победителями, модернизм вместе с идеей о сверхчеловечестве пришёл в упадок, и супергерои стали мутировать под влиянием постмодернизма.
Сверхчеловек
В отличие от немецких, у наших нет национальности. В отличие от американских, сверхспособности достаются нашим не случайно, а благодаря упорной учёбе и труду.
В образах всех четырёх культивировались типичные для советского сверхчеловека черты: неустанный труд, забота обо всём человечестве, аскетизм, высокий интеллект (как продукт постоянной учёбы, а не генетической предрасположенности).
Конечно, всё это пытались подвергать насмешкам и критике ещё в тридцатые (“Люди, как люди… квартирный вопрос только испортил их…”), но безуспешно, потому что время постмодернизма ещё не пришло.
По инерции экономика СССР ещё росла, и в начале 60-х в космос впервые вышел человек. Юрий Гагарин, по большому счёту, стал последним реальным сверхчеловеком. Хотя даже в его популярный образ уже не входил “титанический интеллект”, как у вождей марксизма-ленинизма. Наоборот, СМИ всячески подчёркивали, что это “наш, простой советский парень”.
Как следствие, любые попытки пробудить гордость за свою работу и призывы потребовать достойной зарплаты натыкаются на стену непонимания со стороны наших работников: “Вы что? Хозяевам виднее, сколько и когда нам платить!”
Постпостмодернизм
Модернизм возник как отрицание всех предыдущих направлений философии и культуры, попытка порвать с ограничениями, наложенными на человечество природой. Для своих целей модернизм создал культ сверхчеловека.
Постмодернизм возник как отрицание модернизма, попытка усмирить гротескный проект Рейха, пинками гоняющий миллионы людей по канату от обезьяны к сверхчеловеку ценой колоссальных жертв, падающих в Бездну. Для своих целей постмодернизм создал культ человека-раздолбая, не подчиняющегося вообще никаким пинкам.
Кому-то, как Фрэнсису Фукуяме, показалось, что после победы постмодернизма уже ничего не будет. Что мы переживаем “Конец истории”.
Постмодернизм не способен решить эти проблемы, потому что он основан на радикальном индивидуализме, повальном критиканстве и отношении к жизни как к игре. В то время как задачи, стоящие перед человечеством, требуют солидарности, созидания, самоотверженности и неподдельной суровости (если не сказать по-базаровски “свирепости”).
Человеку нужно вернуться к идее о сверхчеловечестве. Синтезировать отрицание постмодернизма.
И пусть сверхчеловек будущего не будет похож на уберменша и супермэна. Пусть он будет и осторожнее, чем сталинские мраморные рабочие, под хруст костей шагающие по трупам критиков в пропасть Перестройки. Он должен быть. Чтобы решить глобальные проблемы до того, как эти проблемы порешат само человечество.
Ubermensch
Сверхчеловек (нем. Übermensch ) — понятие, введённое философом Фридрихом Ницше, которое стало центральным в его произведении «Так говорил Заратустра». Это была своеобразная попытка заменить «устаревший и исчерпавший себя» образ Иисуса Христа новым, более современным и концептуально совместимым с идеями Ницше об идеальном человеке будущего. На рождение образа сверхчеловека повлиял дарвинизм. Как от обезьяны произошёл человек, так из человека должен произойти сверхчеловек. В своем становлении сверхчеловек преодолевает три стадии: верблюда (выносливость), льва (сила) и младенца (свобода). В отличие от популярных интерпретаций, сверхчеловек не воин и не вождь (первый в стаде), а гений.
Сверхчеловека Ницше нельзя понимать буквально как Супермена из голливудского фильма. Более близкой аналогией будет Квисатц Хадерах из вселенной Дюны.
Литература
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Ubermensch» в других словарях:
Übermensch — (lat. homo superior) ist ein Begriff aus dem philosophischen Denken. Als Übermensch wird ein „Idealmensch“ bezeichnet, der über das gewöhnliche Leben eines als normal und meist negativ bewerteten Menschen hinausgewachsen ist oder hinausstrebt.… … Deutsch Wikipedia
Ubermensch — (нем.) сверхчеловек. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983 … Философская энциклопедия
übermensch — нем. (юберменш) «сверхчеловек» см. также untermensch (выражение, встречавшееся еще в религиозно мистических сочинениях раннего средневековья, а также у Тассо, Гете и др., стало особенно популярно после Ф. Нитцше «Так говорил Заратустра». 1883 г.) … Словарь иностранных слов русского языка
Übermensch — Übermensch, nach Fr. Nietzsche (s. d.) der seinen Willen zur Macht unbedingt geltend machende, jenseit von Gut und Böse lebende, weltfreudige und starke Mensch. Der Ausdruck kommt schon bei Goethe, im »Faust« und in der »Zueignung« zu den… … Meyers Großes Konversations-Lexikon
Übermensch — Übermensch, höhere Entwicklungsstufe des Menschen. Der Ausdruck findet sich schon im Faust, wurde durch Nietzsche in die Philosophie eingeführt … Kleines Konversations-Lexikon
Übermensch — m DEFINICIJA v. ibermenš … Hrvatski jezični portal
Übermensch — ↑ Mensch … Das Herkunftswörterbuch
Übermensch — [ü′bər mensh΄] n. pl. Übermenschen [ü′bər mensh΄ən] [Ger] SUPERMAN (sense 1) … English World dictionary
Übermensch — The title of this article contains the character Ü. Where it is unavailable or not desired, the name may be represented as Uebermensch. Friedrich Wilhelm Nietzsche The Übermensch (German for Overman, Overhuman, Above Human, Superman ; German… … Wikipedia
Übermensch — El soldado alemán SS era considerado un Übermensch por la ideología nazi Übermensch (traducido como Superhombre, Suprahombre, Sobrehombre o Transhombre)[1] según Friedrich Wilhelm Nietzsche, es una persona capaz de generar su propio sistema de … Wikipedia Español
Ещё раз о равенстве. Уберменш и унтерменш.
Давайте не будем, как говорят герои Бабеля, не будем «учить самих себя разных глупостей». Врать, то есть, самим себе не будем.
Если кто-то ещё думает, что в Европе или США все озабочены только гуманизмом, общечеловеческими ценностями и демократией, и понятия унтер- и уберменш (сверхчеловек и недочеловек) давно сдали в архив, я, попробую с вами не согласиться.
Напомню, что нацистская идеология родилась не где-нибудь, а в одном из центров современного Европейского Союза, в Германии. Ещё напомню, что идея концентрационных лагерей была придумана и опробована не кем-нибудь, а «насквозь гуманными» англичанами во время англо-бурской войны на рубеже XIX и ХХ веков.
То есть фашизм, как таковой, исключительно европейский продукт. И знаете, с высоких евроамериканских трибун могут говорить что угодно, но я предпочитаю оставаться в своём уютном болоте убеждения, что фашизм, как идеология, никогда не был снят с европейской повестки дня. За исключением, разве что, одного пункта – антисемитизма. Вот он да, снят с повестки, заклеймён и распят на позорном столбе. Да так, чтобы впредь никому неповадно было усомниться в чудовищности идеи поголовного уничтожения евреев. Идея-то ведь действительно ужасна, спорить бессмысленно. Но отчего-то все на этом «списокшиндлеровском» фоне забыли, что славяне тоже подлежали уничтожению в соответствии с планами рейха. Пусть и не на 100%, как евреи (а также цыгане, о них на Западе тоже отчего-то не вспоминают), но, как минимум, на две трети. На семьдесят процентов, это как вам? Пустяки, о которых можно забыть?
Похоже, действительно пустяки и действительно можно забыть. Для европейских политических элит славяне, как были, так и остались унтерменшами, расходным, бросовым материалом.
Примеры? Да сколько угодно.
Из самых свежих. Когда расстреляли десяток одуревших (извините за грубое слово, но я видел обложки этого журнала) от «свободы слова» журналистов, в Париже устроили целое траурное шествие с первыми лицами европейских государств во главе, включая весьма сомнительного гуманиста Порошенко. И это в то время, когда в Донецке и его окрестностях, ежедневно гибло едва ли не столько же взрослых и детей, которые, в отличие от журналистов «Шарли», не оскорбляли и не унижали целые народы и конфессии. И вся толерантная, насквозь гуманная Европа молчит в заплаканную страничку «Шарли Хебдо», как в пресловутую тряпочку. Почему? А разве непонятно? Надо же понимать, где мы и где они! Они «высшая раса» и не чета славянским, тем более пророссийски настроенным, «унтерменшам». Как могут жители какого-то Donetsk (eto gde voobsche, v Sibiri?) равняться с «белым саибом»?
Вот если бы в Донецке убивали гомосексуалистов… Тогда шум достиг бы самых отдалённых уголков ада!
Когда славян-сербов осыпали бомбами с обеднённым ураном, хоть один из «сердобольных» журналов Европы закричал «да что же вы творите?» Нет! Продолжали осыпать и молчать. И засыпали.
Когда народ СССР на референдуме 1991 года проголосовал за сохранение Союза, хоть один из «поборников демократии» на Западе закричал о священном статусе народного волеизъявления? Нет! Народное мнение славян интересует Европу и США только тогда, когда оно совпадает со стратегией европейской ненависти к славянам. Во всех остальных случаях оно не интересно и даже вредно.
Проевропейский выбор майдана очевидно свят и угоден евро-божкам. Пророссийский выбор народа Крыма возмутителен и беззаконен. Выбор косоваров демократичен и почитаем. Выбор Приднестровья, Южной Осетии и Донбасса – аморален и подлежит обструкции.
Или возьмите искусство. Если вы назовёте мне фильм или книгу, в которых славянин был бы однозначно положительным героем, я был бы вам очень признателен. Я старательно пытался вспомнить, на память пришли в лучшем случае нейтральные персонажи. Да и те, с каким-то не очень хорошим душком. В большинстве же своём, славяне подаются ярко выраженными отрицательными персонажами. Не сочтите меня за параноика, но за всем этим «искусством» явственно просматривается месседж «хороший славянин – мёртвый славянин». Ну, или, хотя бы, надёжно упрятанный в тюрьму.
Ещё показательный момент. От тех, кто, так или иначе, задумывался о смене гражданства, приходилось слышать, что негру из Африки или полуграмотным пакистанцам-филиппинцам гораздо легче эмигрировать на Запад, чем среднестатистическому славянину из бывшего СССР. Я, упаси бог, ни в коем случае не лоббирую интересы желающих свалить из «этой страны», но факт, согласитесь, показательный.
Расовая идеология фашизма по отношению к славянам вполне работает до сих пор. В отличие от «дела Ленина», это дело реально живёт, а местами даже побеждает. Европеец – уберменш, славянин – унтерменш.
Подчёркиваю, речь идёт, прежде всего, об отношении к нам элит, определяющих политику западных стран и блоков. На уровне человеческих отношений всё далеко не так страшно. Простые люди всегда смогут договориться и понять друг друга. Другой вопрос, что от них мало что зависит…
И, пользуясь случаем, в концовке своего выступления хотел бы передать привет славянским государствам, новоявленным членам НАТО, а также одному очень стремящемуся туда, недавно нарисованному на глобусе, государству. В соответствии с идеологией «расового превосходства», если случится третья мировая война, ваши дети будут первыми, кого бросят в топку этого ужаса. Вояки вы, конечно, посредственные, но «уберменшам» вас, в отличие от собственных сыновей, не жалко
Человеконенавистничество в наши дни
В день рождения Адольфа Гитлера самое время вспомнить о концепции унтерменшей и уберменшей. Эта концепция в современном мире вполне успешно реализовывается, причём добровольно. Люди с большим желанием распределяются и распределяют на унтерменшей и уберменшей, и Фюрер этому, я уверен, был бы рад.
Итак, напоминаю, что унтерменш, если кратко, — это существо, лишь подобное человеку («унтер» = младший). Его человечность не признаётся, потому что в нём воплощено всё то, что вы ненавидите. Уберменш — это существо человеческое. Его человечность определяется тем, что в нём воплощено всё то, что вы любите, то есть вы сами («убер» = старший).
Фюрер унтерменшей и уберменшей назначал. Вот не нравились ему некоторые народы, и поэтому «возникли» группы тех, кто ему нравился, и группы тех, кто ему не нравился. «Убер» и «унтер». Причём время от времени эти группы менялись, и некоторые народы мигрировали в представлении Фюрера от статуса недолюдей к статусу сверхлюдей и обратно. В итоге выяснилось, что даже германцы оказались недостаточно «убер», чтобы обуздать полчища «унтер».
Зато Фюрер был вполне доволен собой, так что, в описаниях уберменшей часто можно было встретить какие-нибудь черты и желания самого Фюрера.
В современном мире это происходит подобным же образом, однако люди обходятся без назначений высшего руководства государства. Современность внесла в такое неравенство добровольность и совершенно убрала из него этатизм, сохранив человеконенавистническую суть.
Возьмём, к примеру, Фэйсбук и Вконтакте. Это один и тот же сервис. Который, проявившись в материальном мире в двух формах, распределяет людей — на «убер» и «унтер». Унтерменшей, как и положено, большинство, и они практически все выбрали аккаунт Вконтакте. Уберменши выбрали Фэйсбук и отзываются о выбравших Вконтакте примерно в том же духе, в каком Фюрер отзывался о тех, кто был (или воображался ему) евреем, анархистом или гомосексуалом.
Ныне унтерменши и уберменши выбирают соответствующую музыку, одежду, еду, алкоголь, кино, чтение и так далее. Их дома отличаются на основании критериев о порядке, чистоте и вкусе к вещам. Они поддерживают выражающих их политиков и партии. Например, если песни Элисон Голдфрапп вдруг будут услышаны поклонником группы «Алиса», то они неминуемо будут отвергнуты, и алисовец, унтерменш, не найдёт общий язык с элисоновцем, уберменшем.
Короче говоря, уберменши никогда не отреагируют спросом на предложение, инициированное унтерменшами или адресованное унтерменшам, а унтерменши никогда не создают спрос в ответ на предложения, инициированные уберменшами или адресованные уберменшам. Культура потребления отлично разделяет эти две группы существ, обладающих общегражданским паспортом, и делает их наличие в обществе очевидным.
Причём «менши»-то постоянно указывают друг другу и себе, кто есть кто: например, заявляют, что «вокруг только быдло», или что «мы простые люди, беззащитные».
Так что, на деле Адольф Гитлер ближе нам, чем нам кажется.
И день рождения Адольфа Гитлера служит велиполепным поводом использовать Фюрера как зеркало и подумать о себе: а «убер» или «унтер»?
Übermensch
Немецкая приставка über может иметь коннотации превосходства, превосходства, чрезмерности или интенсивности, в зависимости от слов, к которым она прикреплена. [3] Mensch относится к человеку, а не конкретно к мужчине. Прилагательное übermenschlich означает сверхчеловеческий: превосходящий человеческие силы или несоразмерный человечеству. [4]
Ницше вводит понятие Übermensch в отличие от своего понимания потустороннего христианства : Заратустра провозглашает волю Übermensch придать смысл жизни на земле и увещевает свою аудиторию игнорировать тех, кто обещает потустороннее наполнение рисовать их подальше от земли. [5] [6] Поворот от земли, по его словам, вызван неудовлетворенностью жизнью, которая заставляет страдальца вообразить другой мир, который осуществит его месть. Übermensch схватывает земной мир с удовольствием и благодарностью.
Заратустра представляет Übermensch как создателя новых ценностей для изгнания нигилизма. Если Übermensch действует для создания новых ценностей в моральном вакууме нигилизма, нет ничего, что не могло бы оправдать этот творческий акт. В качестве альтернативы, в отсутствие этого творения нет никаких оснований для критики или оправдания каких-либо действий, в том числе конкретных созданных ценностей и средств, с помощью которых они распространяются.
Чтобы избежать возврата к платоническому идеализму или аскетизму, создание этих новых ценностей не может быть мотивировано теми же инстинктами, которые породили эти таблицы ценностей. Напротив, они должны быть мотивированы любовью к этому миру и к жизни. В то время как Ницше диагностировал христианскую систему ценностей как реакцию на жизнь и, следовательно, деструктивную в определенном смысле, новые ценности, за которые Übermensch будет нести ответственность, будут жизнеутверждающими и созидательными (см. Утверждение Ницше ). Осознавая этот новый набор ценностей, Übermensch становится совершенным, потому что они преодолели все человеческие препятствия. [8]
Заратустра первым провозглашает уберменша как цель, которую человечество может поставить перед собой. Вся человеческая жизнь будет иметь смысл, если она продвинет новое поколение людей. Например, стремление женщины состоит в том, чтобы родить уберменша ; ее отношения с мужчинами будут оцениваться по этому стандарту. [9]
Саншайн говорит, что «испанские анархисты также смешали свою классовую политику с ницшеанским вдохновением». Мюррей Букчин в своей книге «Испанские анархисты» описывает видного каталонского члена CNT Сальвадора Сеги как «поклонника ницшеанского индивидуализма, супергомана, которому« все позволено »». Букчин в своем предисловии 1973 года к книге Сэма Долгоффа « Анархические коллективы» даже описывает реконструкцию общества рабочими как ницшеанский проект. Букчин говорит, что «рабочие должны видеть себя людьми, а не классовыми существами; творческими личностями, а не« пролетариями », самоутверждающими индивидами, а не« массами ». () экономический компонент должен быть четко очеловечен. привнося в рабочий процесс « близость дружбы », уменьшая роль обременительной работы в жизни производителей, действительно, путем полной « переоценки ценностей » (используя фразу Ницше), применительно к производству и потреблению. как социальная и личная жизнь «. [22]