Убиты под москвой о чем

«Убиты под Москвой»: краткое содержание (пересказ по главам) повести Воробьева К.Д.

Осенью 1941 г. линия фронта вплотную приблизилась к Москве. Бойцы кремлевской роты в составе 240 человек под командованием капитана Рюмина отправляются к месту боевых действий.

По дороге к фронту курсанты встречают наших бойцов, попавших в окружение германских войск. Немцы прорвали линию фронта и укрепились в соседней деревне.

Командиру роты Рюмину приказано отступить, но уже поздно, их окружили немцы.

Бойцы идут в атаку, с боем отбивают село. Среди курсантов уже есть первые погибшие.

Когда рота приближается к лесу, сверху на них начинается воздушная атака бомбардировщиков, за самолётами из леса появляются танки и пехотинцы.

По окончании перестрелки, Ястребов вместе с курсантом, покинув лес попали на место их встречи с отрядом НКВД.

Встретив трёх бойцов во главе с капитаном Рюминым, ребята решают остаться заночевать в копнах сена.

На рассвете над их завязывается воздушный бой между нашими лётчиками с самолётами противника. В неравной схватке, обладая численным преимуществом, враги одерживают победу.

От всего увиденного командир роты стреляет в себя. Курсанты начинают рыть яму, чтобы похоронить Рюмина, а в это время со стороны леса на них надвигаются танки. Бойцы поспешно залегают в копне сена. Оставшись один, лейтенант бросает бутылку с горючей смесью в один из танков и залегает в выкопанной яме. Подорванный танк горит, другой наносит прицельный огонь по укрывшимся в сене бойцам, разворачивается и исчезает.

В живых остаётся один лейтенант.

Краткое содержание

Глава 1

«Учебная рота кремлевских курсантов» под командованием капитана Рюмина вторые сутки идет на фронт. Прибыв на место, молодые бойцы входят «в подчинение пехотного полка, сформированного из московских ополченцев». Подполковник удивлен элитному подкреплению, состоящему из 240 человек одного роста – 183 сантиметра. На вопрос Рюмина касательно вооружения подполковник с грустью отвечает, что ничего не может предоставить, «кроме патронов и кухни».

Глава 2

Капитан приказывает командиру взвода, лейтенанту Алексею Ястребову, рыть окоп неподалеку от кладбища и церквушки. Уже «пятый месяц немцы безудержно» продвигаются к Москве, и этот факт никак не укладывается в голове у Ястребова, с детства привыкшего считать свою страну непобедимой.

К назначенному сроку окоп готов. Получив «каски для взвода и три ящика патронов», Ястребов отправляется к лейтенанту Гуляеву, и в этот момент в небе «кучной и неровной галочьей стаей» появляются самолеты.

Глава 3

Над деревней еще несколько раз пролетают самолеты. Слышны звуки фронта, расположенного неподалеку. Неожиданно из леса появляются красноармейцы, которым удалось выйти из окружения. Они просят накормить их, поскольку уже двое суток ничего не ели. Ястребов отводит их к капитану.

Глава 4

Рюмин сообщает Алексею, что, скорее всего, в их направлении прорван фронт, и «от штаба ополченского полка должны тянуть сюда связь и должны подойти соседи слева и справа».

Анисимов сообщает Алексею о «результатах ночной курсантской разведки – деревня, что впереди, занята противником».

Глава 5

Немцы начинают сбрасывать мины, и вскоре окоп обваливается. Анисимов получает смертельное ранение. Дождавшись прекращения обстрела. Алексей пытается отдать приказ бойцам, но «загнанный куда-то вглубь живота ненужный слезный крик мешает ему что-нибудь сказать курсантам». Помощник Ястребова сообщает, что немцы убили всех раненых.

Глава 6

Связной передает роте распоряжение отступать в срочном порядке, но Рюмин, не доверяя майору, отправляет одного из курсантов в штаб полка узнать, какова «ближайшая задача роты, связь и подкрепление соседями».

Не дождавшись возвращения курсанта, посланного в штаб полка, Рюмин отдает приказ вырыть братскую могилу и принимает решение «с наступлением темноты двигаться по рву на север, захватив раненых, и где-нибудь по болоту или по лесу выйти к своим». Оставив раненых у старика в деревне, Рюмин сообщает, что рота вернется через три дня.

Глава 7

Глава 8

Безопаснее всего было передвигаться под покровом темноты, и рота остается в лесу до вечера. Вскоре в небе появляется «костыль» – «маленький черный самолет с узкими, косо обрубленными крыльями», самолет-разведчик. Обнаружив роту, он выбрасывает листовки с призывом добровольно сдаться в плен.

Спустя время небо заполняется «юнкерсами», и начинается бомбежка, после которой заходят «в лес танки и пехота противника».

Глава 9

Вместе с одним из курсантов Алексей притворяется мертвым. Ребята слышат «близкие автоматные выстрелы, голоса немцев, улюлюканье и свист» – противник добивает остатки роты. Немцы уходят, и с приходом ночи Алексей с курсантом отправляются на поиски своих.

Глава 10

Вскоре появляются два танка. Один из них проходит совсем рядом, и Алексей, стоявший возле не зарытой еще могилы, швыряет в танк бутылку с бензином. Алексей прыгает на дно могилы, и его заваливает землей. В этот момент его «телу ничего не хотелось, кроме одного – дышать», и курсанту чудом удается вырваться из завала.

Основные персонажи

В произведении писатель затрагивает тему героического поведения мужественного человека перед верной гибелью и ответственности за собственных боевых товарищей. Люди не должны забывать те ужасные события, которые происходили на территории России много лет назад. В этом и заключается главная мысль повести Воробьева.

Главными героями произведения «Убиты под Москвой» являются:

Убиты под москвой о чем. Смотреть фото Убиты под москвой о чем. Смотреть картинку Убиты под москвой о чем. Картинка про Убиты под москвой о чем. Фото Убиты под москвой о чем

В этом произведении описывается недолгое пребывание на линии фронта небольшой роты курсантов. Эти парни очень молоды, полны энергии и готовы бить фашистов. Но через некоторое время солдаты погибнут в неравном бою, кроме главного персонажа повести. Тщательный анализ событий, которые привели к трагедии, и лег в основу повествования.

«Убиты под Москвой»: краткое содержание кульминации и развязки

Краткое содержание не позволяет в полной мере передать ужас происходящего, поэтому такие книги нужно читать полностью.

Трагические события

По дороге они встречают еще несколько курсантов во главе с Рюминым и решают переночевать в стогах сена. Ранним утром в небе завязывается жестокий воздушный бой между самолетами врага и советскими летчиками. В неравной схватке противник одерживает уверенную победу, потому что обладает большим численным преимуществом.

От увиденных событий капитан стреляет себе в висок. Затем солдаты начинают рыть погребальную яму и в это время из леса на них начинают выезжать танки. Курсанты быстро прячутся в стоге сена. Оставшись в одиночестве, Ястребов кидает емкость с горючей жидкостью во вражескую машину и прыгает в выкопанную яму.

Подбитый танк горит, а остальные начинают вести прицельный огонь по спрятавшимся в сене солдатам. После этого они медленно разворачиваются и покидают место боя. В итоге живым остается лишь лейтенант.

Если кратко читать «Убитых под Москвой» Воробьева, то можно составить такой план пересказа сюжета:

В своем произведении писатель показал боевые действия без лишнего пафоса. В центре повести находятся простые люди с многочисленными страхами, сомнениями и чувством отчаяния.

Эти эмоции никак не умаляют их геройских качеств, а, наоборот, они делают их более человеческими и близкими читателю. После ознакомления с кратким содержанием «Убитых по Москвой» стоит прочитать книгу полностью.

Действующие лица

Война — это хаос и разруха, которые приводят к непоправимым последствиям. Она рушит судьбы не только бойцов, защищающих родину, но и всех людей вокруг. К этой мысли автор подталкивает читателей на протяжении всей повести. Для того чтобы передать основной мотив, Воробьев использует следующие образы:

Воробьеву удалось заставить читателей задуматься о том, сколько стоит человеческая жизнь и нужно ли ее тратить попусту. Повесть нельзя прочесть просто ток, она оставляет в душе осадок. Это творение отличается своей уникальностью, так как оно написано от руки человека, который сам испытал все ужасы войны.

Разделение на части

Для того чтобы понять основной замысел текста, его необходимо подробно проанализировать. Для этого потребуется разбить произведение на смысловые подзаголовки и разобрать каждый, например:

Разделение повести по плану поможет определить главную суть повествования. Кроме этого, анализируя каждую главу, можно подготовиться к пересказу на урок литературного чтения.

Бои на фронте

Осенью 1941 года немецкие войска вплотную приблизились к столице. Курсанты кремлевской роты в численности 240 человек во главе с командиром Рюминым направляются к месту дислокации. По прибытии в положенный пункт сражения неожиданно выясняется, что у бойцов нет никакого вооружения, чтобы результативно противостоять танкам и самолетам врага.

По пути к линии фронта парни встречают советских солдат, попавших в кольцо фашистских войск. Противник прорвал многие фланги и закрепился в соседнем селе. Капитану Рюмкину приходит приказ отступить, однако, уже слишком поздно, потому что их окружили враги. Курсанты идут в атаку и в ходе боя отбивают деревню. Среди них оказывается довольно много погибших.

Юные солдаты в первый раз столкнулись с таким опасным соперником. Они до этого ни разу не стреляли в живых людей, поэтому большинство из них растеряны и сильно подавлены. Командующий взводом Ястребов после убийства фашиста переживает огромную гамму ощущений, от полного отвращения до безудержного страха. Когда рота подходит к лесу, то на воинов обрушивается воздушная атака самолетов, а затем появляются бронированные танки и много пехоты.

Провалившись в яму, Ястребов видит в ней струсившего курсанта из параллельного взвода. Парень очень боится попасть в плен к немцам, поэтому исступленно упрашивает офицера пристрелить его. После завершения перестрелки, лейтенант вместе с тем солдатом выходят из леса и направляются на место сбора, где они должны встретиться с отрядом НКВД.

Первые бои

Утром появились вражеские самолеты. В четвертый взвод пришел политрук Анисимов, который остался на время обстрела. Психологическое состояние лейтенанта и курсантов, попавших под град мин, описание смерти политрука и еще шестерых бойцов, что первыми из взвода были убиты под Москвой, – краткое содержание следующей главы. Сначала Ястребову хотелось спрятаться, но после осознания происходящего появилось желание стоять до конца.

Рюмин еще утром передал в штаб донесение разведки и получил устный приказ отступать. Но капитан не доверял словам. А рев танков невдалеке подтверждал, что полк попал в окружение. Единственно правильным решением для капитана сейчас было наступление. Похоронив погибших, рота стала готовиться к атаке занятой немцами деревни.

Все произошло быстро: курсанты одержали победу над застигнутым врасплох врагом. Автор показывает происходящее через восприятие Ястребовым. Картины смерти и первое убийство немца, суматоха, в которой никто ничего не понимал, радость, что остался в живых… Не раз отмечалось, насколько правдоподобно передал чувства героев в повести К. Воробьев.

Источник

Анализ повести К. Воробьева Убиты под Москвой

Впоследствии творчество писателя обходили молчанием. Был недолгий всплеск интереса к нему во время «перестройки», после опубликования сохранившейся в архивах «Нового мира» пронзительной и беспощадной юношеской повести Воробьева «Это мы, Господи!», написанной им в 23 года на сеновале одного из хуторов Литвы, в то время, когда Константин Дмитриевич командовал партизанским отрядом. Однако, если в начале 60-х годов писателя оценивали по меркам советской пропаганды, то в конце 80-х, начале 90-х годов на смену этому пришло другое идеологическое «прокрустово ложе» – оценка с позиции либеральных «общечеловеческих ценностей». При этом, по сути оценки критиков совпадали. И те и другие видели у Воробьева, прежде всего, пацифизм и критику советского режима. Недолгий интерес к писателю вновь сменился забвением.

О Воробьеве не любят сегодня писать. А, если и пишут, то, опять же, с целью обличения предвзятости современных официальных идеологических установок на героизацию Великой Отечественной Войны.

Творчеству Константина Воробьева посвящено несколько кандидатских диссертационных исследований, в основном, – курских авторов.Надо заметить, что, в основном, исследования творчества писателя имеют отчетливо выраженный краеведческий уклон. При этом за пределами изучения, вплоть до настоящего времени, остается то, что резко выделяет Константина Воробьева из числа других писателей, писавших и пишущих о войне, то, что ставит писателя в ряд с большими художниками слова XX столетия. Это – виртуозная техника субъективированного повествования, которая сама по себе приобретает у писателя роль концептуального инструментария и ведущего стилеобразующего средства.

Обратимся к началу повести, первым ее фразам, которые во многом определяют тональность и стиль всего произведения, заключая в себе важные речевые сигналы, связанные с «образом автора»:

Следующие фразы построены так, что мы в значительной степени переходим на субъективную позицию «включенного повествователя», становимся как бы участниками происходящего: слышим «натужный вой» «юнкерсов», видим их, летящих «невысоко» и «кучно», «приникаем» вместе с курсантами к земле и внимаем с ними облегченно известию о том, что «смерть пролетела мимо». В этом коротком предложении мотив смерти, присутствовавший ранее в подтексте, выводится наружу, получает вербальное воплощение. Внутренний смысловой контраст присутствует и во фразе: «Рота рассыпалась и падала по команде капитана – четкой и торжественно напряженной, как на параде». При чтении ее мы вновь обращаемся к начальному предложению, вспоминаем, что перед нами – кремлевские курсанты, которых готовили специально для парадов, церемониальных дипломатических процедур, красочной, представительной охраны кремлевских объектов. Но при этом для нас, как и для автора, голос которого явственно слышится здесь, совершенно очевидно, что картинная манера капитана не соответствует ситуации. При этом усиливается ощущение тревоги – как за послушно следующих демонстративным командам своего командира юных курсантов, так и за самого капитана, пытающегося заслониться отработанными церемониальными интонациями, привычной рутиной от грозной, смертельно опасной реальности.
Фигура капитана Рюмина – и в дальнейшем повествовании подается в двойном ключе: глазами курсантов, почти боготворящих своего командира, подражающих кумиру во всех деталях его театрального, картинного поведения и глазами автора, взирающего на него «из-за рампы», из будущего, которое отделяют от изображаемых событий два с лишним десятилетия. Ключевую роль в этом отношении играет сцена встречи с заслоном НКВД. Рюмин пытается всеми силами сохранить положение «на пьедестале», возвышающее его над подчиненными мальчишками, наладить общение с командиром заградотряда «на равных», но майор-особист грубо спускает его на землю, намеренно унижая его пред подчиненными:

В повести мы не найдем явных отрицательных оценок растерянного, беспомощного поведения капитана Рюмина, его неразумных приказов, усугубивших в значительной степени ту трагическую ситуацию, в которой оказались курсанты. Голос автора звучит отстраненно и объективно: он разворачивает перед нами картину внутреннего состояния кумира курсантов, давая возможность читателю самому делать выводы.

«И Рюмин понял, что рота находится в окружении. Он был человеком стремительного действия, неспособным ожидать, таиться и выслеживать, оттого каждое поисковое положение, мгновенно рождавшееся в его мозгу, казалось главным, и в результате главным представлялось все, о чем бы он теперь ни думал».

«Волшебный круг» (круг в аргументации), при помощи которого автор характеризует мотивы и процесс принятия решений Рюминым, выполняет роль образного средства, играющего ключевую роль не только для понимания истоков того безысходного положения, в котором оказался он сам и зависимые от него люди, но и для постижения сути и причин всей той трагедии, одним из актов которой стала гибель курсантов под Москвой: спонтанные, поспешные, не учитывающие реальное положение дел решения и действия; принятие ожидаемого, воображаемого за действительное.

Присутствие незримо обращающегося к читателю автора проявляется также в ряде образных деталей, подчеркивающих юность курсантов, их почти детскую доверчивость и непосредственность восприятия окружающего, и это создает особую эмоциональную окраску повествования, пробуждая в нас, знающим уже о трагическом исходе из названия, чувство щемящего сострадания. Они по-мальчишески и почти радостно смеются, избежав бомбардировки; лейтенант Алексей, «осторожно и радостно» печатает новыми сапогами по свежему снегу и жалеет, что его никто не видит в «статной командирской шинели»; герои хохочут, вспоминая забавные моменты курсантских будней, пародируя характерное произношение преподавателя-украинца и «мимикой и жестами копируя движения походку чудаковатого майора»; юноши «озорно и сочувственно смеются» забавной реплике одного из курсантов, разряжающей напряженную атмосферу окопного ожидания. Как дети надеются на защиту и заботу взрослых, Алексей трогательно надеется, что само присутствие старшего (политрука) в окопе окажется спасительным для него и вверенных ему бойцов. В начале кровавой ночной резни, устроенной спящим немцам курсантами по приказу капитана Рюмина герой, «как в детстве камень с обрыва Устиньина лога» швыряет в грузовики «лимонку». Черты детской непосредственности сохраняются в Алексее до конца: по пути из окружения, пережив чудовищные испытания, еле живой, он, всхлипывая и ругаясь, испытывает «ребяческую обиду, что никто не видел, как он сжег танк».

Повествование в «Убиты под Москвой» в ряде случаев носит ярко выраженный субъективированный характер: описываемые ситуации и события предаются с точки зрения персонажа, благодаря чему у нас возникает впечатление включенности в повествуемый мир: мы видим, слышим, осязаем, обоняем окружающее вместе с героем, перемещаемся с ним в пространстве, воспринимаем движение времени. В тексте повести активно используются специальные вербальные сигналы, предающие ощущения и фиксирующие положение наблюдателя в пространстве и времени (глаголы восприятия и дейксис). Ключевую, центральную роль в этом отношении играет у Воробьева сверхдлинное предложение (136 слов), предающее восприятие главным героем, лейтенантом Алексеем многочасового бомбового налета, который почти полностью уничтожил курсантскую роту:

«Мысли, образы и желания с особенной ясностью возникали и проявлялись в те мгновения, которыми разделялись взрывы, но, как только эти паузы исчезли и лес начал опрокидываться в сплошную грохочущую темноту, Алексей ни о чем уже не думал – тело берегло в себе лишь страх, и он временами лежал под деревом, вцепившись в него обеими руками, то куда-то бежал и в одну и ту же секунду ощущал дрожь земли, обонял запах чеснока и жженой шерсти; видел над лесом плотную карусель самолетов, встающие и опадающие фонтаны взрывов, летящие и заваливающиеся деревья, бегущих и лежащих курсантов, до капли похожих друг на друга, потому что все были с раскрытыми ртами и обескровленными лицами; видел воронки с месивом песчаника, желтых корней, белых щепок и еще чего-то не выразимого словами; видел куски ноздреватого железа, похожего на баббит, смятые каски и поломанные винтовки. »

При этом приписывать Константину Воробьеву восприятие и оценку действительности в традиционном религиозном ключе, было бы недопустимой натяжкой. Роль высших, религиозных ценностей для писателя играет природа и народ. Картины природы, воспоминания о деревенском детстве выступают в повести в качестве эмотивного контрапункта смертоносному ужасу войны, сосредоточивая в себе ту гармонию, ласку и красоту, которых не хватает героям; ср.: «…лес был пуст, таинствен и звучен, как старинный собор»; «Снег пошел в полдень – легкий, сухой, голубой. Он отдавал запахом перезревших антоновских яблок, и роте сразу стало легче идти: ногам сообщалось что-то бодрое и веселое, как при музыке»; «В недрах скирда шуршали и попискивали мыши, и пахло сокровенным, очень давним и полузабытым, и от всего этого томительно-больно замирало сердце, и в нем росла запуганно-тайная радость сознания, что можно еще заснуть».

Воробьев здесь вновь прибегает здесь к кинематографическому приему, заставляющему вспомнить кадры из знаменитого фильма Михаила Ромма «Корабли штурмуют бастионы» с пушками, разворачивающимися в зал. Мы видим, буквально «в двух шагах», надвигающийся танк, различаем его мельчайшие детали («отполированные траки гусениц»). Танк в восприятии героя олицетворяется, уподобляется живому существу («крутой скос его стального лба»), далее обозначения задней части танка с мотором и горючим, куда Алексей бросил бутылку с зажигательной смесью, используется слово «репица»- название задней, хвостовой части животного. Это слово лейтенант услышал от вышедшего из окружения пожилого бойца, речь которого была насыщена образными народными словами выражениями; именно от него, как бы из уст самого народа, герой узнает про уязвимое место танка, и это знание спасает ему жизнь. Алексей кричит танку так, как его дед кричал когда-то на выпасе скоту, совершающему потраву на чужом огороде…

В данном примере, как и во всех рассмотренных ранее случаях, виртуозная техника субъективированного повествования, как уже сказано было в начале, сама по себе приобретает у Воробьева роль концептуального инструментария, ведущего стилеобразующего средства и экспрессивного приема воздействия. Литературовед Дмитрий Быков проводит параллели между Воробьевым и американскими мастерами лирической прозы: Эрнстом Хемингуэем и Труменом Капоте. При всей обоснованности подобных параллелей, в первую очередь, стилевые истоки прозы Константина Воробьева следует искать, на наш взгляд, в творчестве русских писателей-модернистов начала XX столетия, прежде всего, Леонида Андреева и Максима Горького, которые вводят в литературу приемы экспрессионизма с различными образными смещениями, обусловленными модальной и смысловой вариативностью повествования; в данном случае стирается грань между героем и автором; в тексте происходит «расслоение» «Я» повествователя, смещение и преобразование различных временных, пространственных планов, совмещение и рассредоточение точек зрения.

В заключение еще раз подчеркнем: позиция автора в повести «Убиты под Москвой» далека от позиции агитатора и проповедника. Война у Воробьева изображается глазами очевидца, без всякой внешней установки на продвижение определенной «идеологии» в политическом смысле этого слова. Здесь нет героизации участников боев. Однако в повести нет и сентиментального пацифизма. Так же, как Варлам Шаламов применительно к лагерному материалу, Константин Воробьев на материале военных впечатлений осуществляет своеобразный литературный и психологический эксперимент, задаваясь вопросом, что происходит с людьми в этих невероятно жестоких, чудовищных условиях, где кончаются резервы сопротивления человеческой личности бессмысленности зла, есть ли вообще надежда на сохранение человека, его победу над хаосом и смертью. И на этот вопрос Воробьев, в отличие от Шаламова дает положительный ответ.

____
* Название повести Воробьева тоже навеяно образами Твардовского. Так, 37- строфа стихотворения «Я убит подо Ржевом» звучит так:
«Я убит подо Ржевом,
Тот еще под Москвой.
Где-то, воины, где вы,
Кто остался живой?»

Источник

«Убиты под Москвой»: анализ. «Убиты под Москвой» Воробьева: краткое содержание

Осенью 1941 г. линия фронта вплотную приблизилась к Москве. Бойцы кремлевской роты в составе 240 человек под командованием капитана Рюмина отправляются к месту боевых действий.

По дороге к фронту курсанты встречают наших бойцов, попавших в окружение германских войск. Немцы прорвали линию фронта и укрепились в соседней деревне.

Командиру роты Рюмину приказано отступить, но уже поздно, их окружили немцы.

Бойцы идут в атаку, с боем отбивают село. Среди курсантов уже есть первые погибшие.

Когда рота приближается к лесу, сверху на них начинается воздушная атака бомбардировщиков, за самолётами из леса появляются танки и пехотинцы.

По окончании перестрелки, Ястребов вместе с курсантом, покинув лес попали на место их встречи с отрядом НКВД.

Встретив трёх бойцов во главе с капитаном Рюминым, ребята решают остаться заночевать в копнах сена.

На рассвете над их завязывается воздушный бой между нашими лётчиками с самолётами противника. В неравной схватке, обладая численным преимуществом, враги одерживают победу.

От всего увиденного командир роты стреляет в себя. Курсанты начинают рыть яму, чтобы похоронить Рюмина, а в это время со стороны леса на них надвигаются танки. Бойцы поспешно залегают в копне сена. Оставшись один, лейтенант бросает бутылку с горючей смесью в один из танков и залегает в выкопанной яме. Подорванный танк горит, другой наносит прицельный огонь по укрывшимся в сене бойцам, разворачивается и исчезает.

В живых остаётся один лейтенант.

Автобиографическая основа повести

В Москве Воробьев, имевший рост 1,83 м и пометку в автобиографии «из крестьян», попал в число курсантов, из которых формировалась кремлевская рота. Это и стало началом трагических событий, вошедших впоследствии в произведение «Убиты под Москвой».

В октябре 1941 года, когда фашистские войска предприняли масштабное наступление на столицу, а советские часто попадали в окружение и вынуждены были отступать, не имевшие военного опыта, вооруженные только винтовками старого образца (с такими воевали еще в первую мировую) юные курсанты, в том числе и К. Воробьев, были отправлены на фронт. Задача для них была определена четко – защищать подступы к Москве. А дальше — встреча по пути на фронт с войсками НКВД, призванными контролировать своих же в условиях войны; первый бой под Клином, для большинства вчерашних курсантов оказавшийся последним; плен и, наконец, удавшийся после нескольких попыток побег, партизанский подпольный отряд, лагеря уже в своей стране. Все это было пережито писателем, а затем описано в его весьма правдивых и пришедшихся не по вкусу властям повестях и рассказах, на долгий срок ставших недоступными обычному читателю.


Бои на фронте

Осенью 1941 года немецкие войска вплотную приблизились к столице. Курсанты кремлевской роты в численности 240 человек во главе с командиром Рюминым направляются к месту дислокации. По прибытии в положенный пункт сражения неожиданно выясняется, что у бойцов нет никакого вооружения, чтобы результативно противостоять танкам и самолетам врага.

По пути к линии фронта парни встречают советских солдат, попавших в кольцо фашистских войск. Противник прорвал многие фланги и закрепился в соседнем селе. Капитану Рюмкину приходит приказ отступить, однако, уже слишком поздно, потому что их окружили враги. Курсанты идут в атаку и в ходе боя отбивают деревню. Среди них оказывается довольно много погибших.

Убиты под москвой о чем. Смотреть фото Убиты под москвой о чем. Смотреть картинку Убиты под москвой о чем. Картинка про Убиты под москвой о чем. Фото Убиты под москвой о чем

Юные солдаты в первый раз столкнулись с таким опасным соперником. Они до этого ни разу не стреляли в живых людей, поэтому большинство из них растеряны и сильно подавлены. Командующий взводом Ястребов после убийства фашиста переживает огромную гамму ощущений, от полного отвращения до безудержного страха. Когда рота подходит к лесу, то на воинов обрушивается воздушная атака самолетов, а затем появляются бронированные танки и много пехоты.

Провалившись в яму, Ястребов видит в ней струсившего курсанта из параллельного взвода. Парень очень боится попасть в плен к немцам, поэтому исступленно упрашивает офицера пристрелить его. После завершения перестрелки, лейтенант вместе с тем солдатом выходят из леса и направляются на место сбора, где они должны встретиться с отрядом НКВД.

Краткое содержание

«Убиты под Москвой» — это история очень короткого (повесть охватывает временной промежуток в 5 суток) пребывания на фронте двухсот сорока молодых, физически крепких, здоровых курсантов. Стройной шеренгой, все как на подбор, молодые солдаты в начале произведения шагают к линии фронта. Они полны оптимизма и пребывают в восторженном состоянии из-за предвкушения будущих подвигов. Однако читатель с первых страниц ожидает трагического исхода – к этому подводит название повести. Действительно, уже спустя несколько дней в живых останется только один из них – пока еще молодой и неопытный офицер Алексей Ястребов. Все остальные 239 бойцов будут убиты под Москвой. Анализ причин этих страшный событий и лег в основу повести.

По мере знакомства с содержанием читатель приходит к ужасающему выводу. На самом деле все было довольно просто: молодых солдат практически использовали в качестве пушечного мяса, отдав на уничтожение вооруженным силам противника. Автор рассказывает о том, как их отправили воевать с винтовками, несколькими гранатами и бутылками с зажигательной смесью – пулеметов не хватило. Изначально вызывают возмущение поступки более опытных командиров и их анализ. Убиты под Москвой молодые ребята были и по их вине. Вспоминается приказ о необходимости отступить, в суматохе отправленный из штаба не по форме. В результате время на спасение ребят было упущено, так как Рюмин, командир полка, во всем привыкший к порядку, не доверял его устной передаче через незнакомого бойца, а ожидал письменного подтверждения. А еще лживые убеждения в том, что скоро прибудет подкрепление, которые поставили жизнь двух с половиной сотен практически безоружных мальчишек в зависимость от тех, кто давно уже с легкостью вершил судьбы множества людей.

Рота кремлевских курсантов идет на фронт. Действие происходит в ноябре 1941 г.; фронт приближается к Москве. По пути курсанты встречают спецотряд войск НКВД; когда рота приходит в подчинение пехотного полка из московских ополченцев, выясняется, что пулеметов нет: у курсантов остаются только самозарядные винтовки, гранаты и бутылки с бензином. Нужно рыть окопы, и взвод лейтенанта Алексея Ястребова быстро выполнил задание. Появляются немецкие самолеты, но пока не бомбят. К позиции взвода подходят вышедшие из окружения бойцы, среди которых — генерал-майор, командир дивизии. Выясняется, что прорван фронт и соседняя деревня занята немцами.

История становления личности Алексея Ястребова

Таким образом, психологическое взросление героя занимает центральное место в повести – именно это помогает понять ее анализ. «Убиты под Москвой» — уникальное произведение, потому что оно заставляет задуматься не только над ужасами фашизма, но и над тем, какую роль в происходивших событиях играла отдельная личность и система, сложившаяся в Советском Союзе.

Читать краткое содержание Воробьев Убиты под Москвой

Главный герой повести – командир 4-го взвода лейтенант Алексей Ястребов. Он получил звание две недели назад и был направлен командованием в роту. Новая должность тяжело дается молодому офицеру, все приказы он отдает дрожащим неуверенным голосом.

Наступает утро, и командир принимает решение остаться в лесу и переждать день, однако курсантов замечает с воздуха немецкий разведывательный самолет. Он сбрасывает вниз листовки, в которых фашисты призывают красноармейцев сдаваться в плен. Поняв, что рота демаскирована, Рюмин принимает решение всё же остаться в лесу, так как здесь безопаснее, чем на открытой местности. Затем начинается налет на роту пикирующих бомбардировщиков «Юнкерс-88». По завершении налета в лес вступают немецкие танки и пехотинцы, и в результате этого почти вся рота погибает. Ястребову и еще одному его сослуживцу удается затаиться, притворившись убитыми, и спастись. Когда бой завершился, они решают пойти на восток и вскоре встречаются с Рюминым и еще тремя курсантами. Вся группа устраивается на ночлег в скирдах. На следующее утро курсанты становятся свидетелями воздушного боя, в котором четыре немецких «мессершмитта» уничтожают три советских «ястребка».

Рюмин чувствует себя виновным за гибель своих бойцов и, не выдержав терзаний совести, оканчивает жизнь самоубийством, стреляя в себя. Бойцы выкапывают могилу для него. В этот момент подъезжают два немецких танка. Курсанты пытаются спрятаться в скирдах и погибают. В живых остается только Алексей Ястребов. Он остается у свежевырытой могилы, затем встает и поджигает подъехавший слишком близко танк, швырнув в него бутылку с зажигательной смесью. Машина продолжает движение, и Ястребов, решив, что он не попал в танк, прыгает в могилу в надежде спрятаться. Танк продолжает движение и засыпает землей Ястребова, но затем останавливается и сгорает. Алексей с трудом выбирается из могилы, вешает на спину четыре винтовки и решает прорываться к своим.

Повесть «Убиты под Москвой» представляет собой образец так называемой «окопной» или «лейтенантской» прозы о Великой Отечественной войне, расцвет которой пришелся в СССР на 1950-60-е гг. Все эти произведения были написаны бывшими фронтовиками, в них обычно нет вымысла и искажения фактов.

Голосов: 64
Читать краткое содержание Воробьев — Убиты под Москвой. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Реализм Воробьева

Еще одно достоинство повести в том (именно это единодушно признавали писатели-фронтовики), что в ней война показана изнутри, без лоска и желания что-то приукрасить. Как следствие, вскоре после публикации в 1963 году повесть «Убиты под Москвой» надолго попала в число запрещенных произведений.

В чем же проявился реализм писателя в изображении войны?

Прежде всего, перед читателем предстают простые люди: с их сомнениями и страхами, недоумением и отчаянием. Их поведение в минуты боя естественно: они бессильны что-либо изменить и часто не до конца понимают происходящее. Понятные каждому чувства – страх перед смертью, желание защитить себя – нисколько не принижают достоинств молодых ребят, и на это особое внимание обращает Константин Воробьев. «Убиты под Москвой» — это книга не о тех, кто, подобно генерал-майору Переверзеву, сорвал с себя знаки отличия и пытался спастись бегством. Ее герои – люди, осознававшие себя частичкой великого народа, ведущего борьбу за освобождение своей Родины. Первоначальное представление о поле брани как о месте подвигов сменяется для мгновенно повзрослевших мальчишек осознанием общего несчастья, оказавшимся страшным ударом по спокойной мирной жизни.

Натуралистично нарисован автором эпизод с оторванной ногой в сапоге, сначала вызвавшей недоумение у Алексея: кто ее тут поставил? А еще невозможно забыть страдания раненого в живот и умирающего Анисимова, все повторявшего: «Отрежь…», и рядом с ним, на шинели, «клубящийся моток чего-то живого» — это восприятие Алексея. Кажется, что со страниц повести К. Воробьева говорит каждый убитый под Москвой воин.

Роль боя с мотопехотным батальоном

Другой персонаж, важный для понимания авторского замысла, — капитан Рюмин, который с самого начала являлся для курсантов образцом для подражания. И он вполне соответствовал тому, каким должен был стать настоящий офицер. Кого-то из читателей может смутить эпизод в селе. Зачем Рюмину понадобилось вступать в бессмысленный бой, который все равно ничего не сможет изменить, ибо судьба роты предрешена? Ответ на этот вопрос на самом деле весьма прост. Рюмин понимает, что его подчиненные обречены, и дает им возможность перед смертью почувствовать себя настоящими солдатами. Действительно, курсанты вышли из боя возмужавшими, ощутившими личную причастность к спасению Родины. Они не кричали громких лозунгов, но в полной мере ощутили счастье от своей первой победы. Можно утверждать, что подобное чувство испытывал каждый убитый под Москвой солдат, поскольку речь шла о защите столицы – сердца родной страны.

Финальная сцена повести

Последние страницы произведения читать сложно. Читатель стал свидетелем того, как беззаботные, мечтающие о подвиге мальчишки за пять дней повзрослели и превратились в настоящих мужчин, по-новому оценивающих себя и товарищей. Алексей Ястребов, ставший свидетелем многих смертей и того, как ушел из жизни Рюмин, вполне осознанно выхватывает бутылку с зажигательной смертью и бросается на танк. В этот момент он уже не боится умереть и совершает свой подвиг просто и буднично, совершенно не думая о нем. Так постигается цена победы, которой не увидят солдаты, убитые под Москвой. Краткое воспоминание Алексея о родном доме, о деде в один миг свело для него в одно целое и прошлое, и настоящее. Теперь ему открылась какая-то другая, не ведомая раньше правда о том, для чего все делается. Полученный за эти 5 дней жизненный опыт полностью изменил его мировоззрение, а увиденная жестокость взрастила в душе ненависть к врагу.

Психологическая составляющая произведения

Первоначальный вариант концовки повести

Сколько времени прошло: несколько минут или часов – Алексей не понял. Он очнулся от того, что его тащили из могилы крепкие руки, и услышал над головой немецкую речь и дружный хохот. «Спине и … месту на теле, куда пнул немец сапогом, было уже давно тепло и отрадно…» Алексей приподнялся и увидел горевшие скирды, в которых прятались остававшиеся в живых курсанты. Это первоначальный вариант окончания повести «Убиты под Москвой». Анализ такого финала – его автору порекомендовали переделать и сделать более оптимистичным – подводит к выводу о том, насколько трагичными стали первые месяцы войны для советской страны. Но он остался только в архивах. Сам Воробьев считал, что окончательный вариант произведения в неменьшей степени отразил весь ужас того, с чем приходилось сталкиваться на фронте «новичкам». Тем более что Алексей, вырвавшийся из пекла, был уже совершенно другим человеком: закаленным, многое переосмыслившим, способным защитить тех, кто от него зависел. Открытый финал предполагает неоднозначный исход событий, но оставляет надежду на то, что герою все же удастся спастись, и он внесет свой вклад в Победу.

Подробный пересказ

Произведение начинается с момента, когда 240 молодых курсантов во главе командира Рюмина отправлялись на боевые позиции. Когда бойцы прибыли на место, то их включили в один из полков, который состоял из столичных ополченцев. Кремлевские солдаты расположились в селе, где находился огромный ров и центр обороны.

Самолеты пролетели над советскими войсками несколько раз и скрылись из виду. Вдалеке были слышны раскаты орудий, находящихся во фронтовой зоне. Через некоторые время из леса показалась группа бойцов, которые чудом вырвались из окружения. Впереди них шел медленно, опустив свою так рано поседевшую голову, генерал-майор Переверзев. Уставшие и голодные солдаты попросили еды. Ястребов сопроводил их сразу же к капитану Рюмину. К концу дня Рюмин отдал приказ командирам взводов отправить по одному отделению за ров, чтобы те отправляли всех в обход окопов. И тут же выясняется информация о том, что на самом деле Переверзев был обыкновенным рядовым бойцом.

На следующее утро, вдали показалась вражеская техника, вследствие чего, солдаты сразу же по ним открыли огонь, допустив грубую ошибку. Ведь это была немецкая разведка. Таким образом, красноармейцы просто помогли себя обнаружить. Тут же прибыл Анисимов, который сообщил о том, что по данным разведывательной операции курсантов, фашисты находились совсем недалеко, в близлежащем селе. Он собрал солдат и выступил с речью, где сказал бойцам, что надо держаться до конца, и не впадать в панику, так как вскоре к ним подойдет помощь.

И вот начался бой. Вначале полетели мины, после чего произошел обвал окопа. Анисимова тяжело ранят, и он скончался. Когда наступление стихло, выжившие солдаты стали перетаскивать тяжелораненых товарищей в лазарет. Но только они доставили несколько своих однополчан, то их вновь стали обстреливать. Через некоторое время Ястребову доложили, что фашисты уничтожили практически всех раненых. Тут же прибыл санинструктор с докладом о том, много убитых и раненых. Командир полка ополченцев передает роте приказ о том, что нужно как можно быстро отступить назад. Однако, Рюмин, не доверяя майору, дает распоряжение одному из курсантов узнать в штабе, как им поступать дальше.

Повесть учит нас не забывать о величии и силе русского народа, выступать против войн во всем мире.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Значение повести

Гуманизм, долг, героизм, становление человеческой личности, ответственность за свои поступки, способность сопереживать и понять другого – над этими непростыми понятиями рассуждает в своем произведении К. Воробьев. «Убиты под Москвой» — краткое повествование об одном эпизоде из жизни самого автора, своего рода предупреждение, которое носит документальный, где-то даже исповедальный характер. Того, что происходило в грозные сороковые – это главная мысль автора — нельзя забывать ни в коем случае.

Трагические события

По дороге они встречают еще несколько курсантов во главе с Рюминым и решают переночевать в стогах сена. Ранним утром в небе завязывается жестокий воздушный бой между самолетами врага и советскими летчиками. В неравной схватке противник одерживает уверенную победу, потому что обладает большим численным преимуществом.

От увиденных событий капитан стреляет себе в висок. Затем солдаты начинают рыть погребальную яму и в это время из леса на них начинают выезжать танки. Курсанты быстро прячутся в стоге сена. Оставшись в одиночестве, Ястребов кидает емкость с горючей жидкостью во вражескую машину и прыгает в выкопанную яму.

Подбитый танк горит, а остальные начинают вести прицельный огонь по спрятавшимся в сене солдатам. После этого они медленно разворачиваются и покидают место боя. В итоге живым остается лишь лейтенант.

Если кратко читать «Убитых под Москвой» Воробьева, то можно составить такой план пересказа сюжета:

В своем произведении писатель показал боевые действия без лишнего пафоса. В центре повести находятся простые люди с многочисленными страхами, сомнениями и чувством отчаяния.

Эти эмоции никак не умаляют их геройских качеств, а, наоборот, они делают их более человеческими и близкими читателю. После ознакомления с кратким содержанием «Убитых по Москвой» стоит прочитать книгу полностью.

Особенности «лейтенантской» прозы

Произведения, созданные в 50-60-е годы, отличаются от тех, что были написаны в годы войны или сразу после ее окончания. К описанию происходивших событий добавляется их детальный анализ. «Убиты под Москвой» — не исключение. В. Астафьев отмечал, что повесть нельзя прочитать просто так, она никого не может оставить равнодушным. От нее кулаки сжимаются и возникает единственное желание: чтобы такое больше никогда не повторилось. Это признание того, что К. Воробьеву удалось в полной мере показать антигуманность подобного противостояния, заставить задуматься о том, сколько стоит человеческая жизнь. И еще — определить роль в войне всех сил, имевших к ней отношение, в том числе государства и его руководства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *