Убпч гмссб что это
Убпч гмссб что это
Смотреть что такое «УБПЧ» в других словарях:
ГМССБ — ГМССБ Глобальная морская система связи при бедствии и для обеспечения безопасности[1]) (англ. Global Maritime Distress Safety System, GMDSS) являет собой комплекс обязательных технических мер, инфраструктуры и правил для оказания… … Википедия
NAVTEX — НАВТЕКС (англ. NAVTEX „NAVigational TEXt Messages“) международная автоматизированная система оповещения. В судоходной навигации служит для передачи навигационной и метеорологической информации безопасности (англ. Maritime Safety… … Википедия
Навтекс — (англ. NAVTEX Navigational Information over Telex) международная автоматизированная система оповещения. В судоходной навигации служит для передачи навигационной и метеорологической информации безопасности (англ. Maritime Safety Information) и… … Википедия
Радиотелекс — НАВТЕКС (англ. NAVTEX Navigational Information over Telex) международная автоматизированная система оповещения. В судоходной навигации служит для передачи навигационной и метеорологической информации безопасности (англ. Maritime Safety… … Википедия
международная автоматизированная система оповещения НАВТЕКС — В судоходной навигации служит для передачи информации о безопасности на море (Maritime Safety Information) и являеся компонентом Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ) в соответствии с конвенцией… … Справочник технического переводчика
Основы ГМССБ
Элементы ГМССБ
ГМССБ состоит из следующих элементов:
Система спутниковой связи Inmarsat
Система спутниковой связи Inmarsat включает в себя береговые станции спутниковой связи CES, которые располагаются в различных местах и позволяют осуществлять выход в другие сети связи и Internet путем коммутации судовых станций спутниковых связей SES и четырех спутников, находящихся над экватором на расстоянии от поверхности земли порядка 36 000 километров. Спутники покрывают практически всю поверхность Земли, за исключением районов выше 70° северной и южной широты, тем самым ограничивая связь на полюсах Земли. Спутники движутся со скоростью вращения Земли, поэтому являются неподвижными относительно поверхности Земли.
Коспас-Сарсат
COSPAS-SARSAT — это международная космическая система поиска и спасения терпящих бедствие судов. Сама система состоит из пункта приема информации на суше (ППИ), спутниковой группировки и непосредственно самих аварийных радиобуев, находящихся на судне и срабатывающих при аварийных ситуациях. Спутниковая группировка находится на орбите в 800-1000 км от поверхности Земли.
Система передачи аварийного сигнала строится на приеме его спутником и передаче на ППИ, а также с помощью записи данного сигнала в память спутника для последующей его ретрансляции в службу спасения. Принцип определения местоположения данного буя — «Доплеровский сдвиг», что является преимуществом по сравнению с определением координат по системе Инмарсат, так как последние неподвижны относительно Земли и свое местоположение буй должен передать сам, с помощью встроенного приемника ГНСС.
Слабым местом в системе Cospas-Sarsat является отсутствие полного покрытия поверхности Земли, и ожидание подлета спутника к месту работы аварийного радиобуя может составлять до 2-х часов, впоследствии спутнику необходимо попасть в зону видимости ППИ и передать информацию с АРБ, что тоже занимает время. В отличие от этого, в системе спутниковой связи Inmarsat при нахождении АРБ в зоне видимости спутника, сообщение передаётся практически сразу. АРБ имеет встроенный маломощный передатчик, работающий на частоте 121,5 МГц, которая является международной авиационной частотой, использующейся для ориентации поисковой группировки на цель.
Система наземной радиосвязи Морской подвижной службы
В системе связи Морской подвижной службы для ЦИВ выделены следующие частоты:
Система Navtex
Система Navtex предназначена для передачи навигационных и метеорологических извещений, предупреждений и других срочных извещений. Система Навтекс является международной автоматизированной и поддерживается рядом стран в области сотрудничества по ГМССБ.
Navtex состоит из береговых станций, работающих на частотах 518 кГц, и судовых приемников, которые обязательны на судах с 1993 года. Работа между станциями и приемниками ведется на английском языке и осуществляется по расписанию.
Navtex является частью Всемирной службы навигационных предупреждений и ведет свое вещание в прибрежных районах, в непосредственной близости от стационарных станций. Как и любая дальность радиоканала, расстояние, на которое передается информация по системе Navtex, зависит от чувствительности приемника, мощности передатчика на базовой станции, высоты расположения антенны, а также других дополнительных факторов, и не превышает дальность от базовой станции в 400 миль. При нахождении судна на расстоянии, превышающем дальность действия системы, навигационная, метеорологическая и другая информация передается по каналам связи через Inmarsat, или с помощью УБПЧ на отведенных для этого каналах на частотах в КВ диапазоне.
Радиолокационное обнаружение
Радиолокационное обнаружение основывается на работе радиолокационных станций в районе бедствия и засветке объектов и сигналов, попадающих в действия луча станций.
Для этого помимо АРБ и системы Инмарсат и Cospas-Sarsat, а также УКВ ЦИВ на 70-м канале, в системе ГМССБ предусмотрена работа радиолокационного ответчика, работающего в диапазоне 2,3 см. Такой ответчик при облучении дает на мониторе РЛС засветку в виде последовательности точек или дуг в направлении обратного пеленга от направления на радар. Тем самым обозначается местонахождение радиолокационного ответчика.
Принцип построения ГМССБ
Принципы организации ГМССБ определены Правилами Главы IV Международной Конвенции SOLAS-74 с поправками 1995 года, и в соответствии с этими правилами идет построение всей системы.
Районы акватории мирового океана
Вся акватория мирового океана разбита на районы. Каждый район обусловлен каналами связи с ситуационно-координационным центром, тем самым выход в каждый район должен сопровождаться обеспечением поддержки связи по этим каналом. Это достигается путем установки на борту специализированного оборудования. Районы нумеруются и имеют следующее определение и каналы связи:
Кроме состава оборудования связи, морские районы влияют на квалификацию и подготовку судовых операторов ГМССБ, находящихся в экипаже.
Режимы связи согласно требованиям правила VI/4 СОЛАС
В связи с требованием правила VI/4 СОЛАС, судовое радиооборудование должно обеспечивать следующие режимы связи:
Персонал, обслуживающий оборудование ГМССБ
По квалификационной части персонал, обслуживающий и обеспечивающий работу оборудования ГМССБ, должен, в соответствии со статьей 47 регламента радиосвязи, иметь следующие дипломы:
Национальные требования РФ к персоналу судов, НЕ попадающих под требования конвенции СОЛАС, можно найти в совместном Решении Департаментов Мореплавания и Внутренних водных путей Минтранса России, Департамента по рыболовству Минсельхозпрода России от 20/11-98 г. № 2-3-12/490.
Монтаж, проектирование и обслуживание систем ГМССБ
При этом при монтаже и проектировании систем ГМССБ необходимо соблюдать требования:
К источникам питания ГМССБ выдвигаются отдельные требования. Резервный источник питания предназначен для обеспечения радиоустановки электрическим током при выходе из строя основной системы питания. Как правило, на судах это выполняет АКБ или аварийный ДГ.
Для обеспечения беспрерывной связи с КСЦ в системе связи ГМССБ на судах, ходящих по району А3 и А4, должно быть использованы следующие способы:
При дублировании оборудования на судне дополнительно устанавливаются:
При работе судов в районе А1 и А2 достаточно иметь один из этих способов.
Зачем в ГМССБ оборудовании на борту нужен радио телекс (УБПЧ)?
Зачем в ГМССБ оборудовании на борту нужен радио телекс (УБПЧ)?
Что такое терминал УБПЧ?
Говорят, что в ГМССБ была введена программа УБПЧ, чтобы помочь морякам, родным языком которых не был английский. Им не нужно было говорить, чтобы передать свое сообщение о бедствии, вместо этого они могли его печатать и отправлять.
УБПЧ использует узкую ширину полосы для передачи сообщения и когда оно получено, печатает его на экране и на принтере, подключенном по протоколу УБПЧ.
может транслировать сообщение всем станциям, настроенным на NBDP, на частоту, на которой передается сообщение.
Можно легко провести аналогию между радио телексом и WhatsApp или Viber.
Действительно ли терминал УБПЧ требуется на борту?
УБПЧ требуется для морского района A2 в соответствии с главой IV Конвенции СОЛАС, правило 9.3.1.
Однако на некоторых судах радио телекса нет. Это связано с тем, что в соответствии с правилом 9.3 главы IV Конвенции СОЛАС, требование наличия УБПЧ может быть выполнено путем предоставления дополнительной судовой земной станции Inmarsat.
Таким образом, на судах без радио телекса имеется дополнительный терминал Sat-C.
Что такое режимы ARQ и FEC?
Это два режима передачи для УБПЧ.
Режим ARQ используется для связи один на один. Например, когда судно хочет связаться с конкретным судном или береговой станцией. При режиме ARQ:
Когда другая станция нажимает «Over», вы снова становитесь передающей станцией, и этот процесс продолжается.
Режим FEC предназначен для связи одной станции с одной или несколькими станциями. Этот режим используется для трансляции сообщения. Например, если судну необходимо передать сообщение о бедствии по телексу, следует использовать режим FEC.
В отличие от режима ARQ, с помощью FEC можно передать сообщение и затем завершить связь.
Вы не можете переключаться между режимом передачи и приема.
Поэтому, если вы хотите общаться с другой станцией, вам нужно выбрать режим ARQ. Но если вы просто хотите передать свое сообщение, вы можете выбрать режим FEC.
Поэтому при передаче сообщения о бедствии на все станции через УБПЧ вы должны использовать режим FEC
Опции на экране NBDP и что они значат?
Экран терминала УБПЧ обычно выглядит так:
Опции, которые находятся в верхней части экрана, доступны с помощью функциональных клавиш. Иногда функциональные клавиши клавиатуры помечены этими опциями для простоты использования. Даже если их там нет, всегда можно сделать такие пометки.
Для чего нужна каждая из этих функций:
Клавиши WRU, HR и OVER
Буквальное значение терминов:
HR (функциональная клавиша F8): Мы являемся…
Это способ обмена данными между станциями, взаимодействующими друг с другом.
Когда вы подключены к станции и перед тем, как начать передачу любого телексного сообщения, вам нужно нажать эти две клавиши. Это отправит вашу личность и запросит личность другой станции.
Логически это похоже на то, как мы начинаем любое общение. Например, во время R/T-связи мы произносим название корабля и позывной.
Over (функциональная клавиша F9) используется для переключения направления движения. Станция отправки информации становится станцией приема информации и наоборот. Поскольку двусторонняя связь возможна только в режиме ARQ, клавиша Over используется при обмене данными в режиме ARQ.
Одна станция заканчивает свое сообщение, нажимает «Over», а затем ожидает получения сообщения другой станции. Функция этой клавиши похожа на то, как если бы мы закончили наше сообщение, сказали «закончил» по рации.
Это код, который вы увидите при общении через E
Когда вы видите этот код на своем экране, это означает, что теперь вы являетесь передающей станцией и готовы отправлять свое сообщение. Этот код снова появится в режиме ARQ.
Методы отправки сообщения
На УБПЧ можно либо отправить файл сообщения, хранящийся на дискете или SD-карте NBDP, или вручную ввести сообщение на клавиатуре. В режиме ARQ, когда вы являетесь передающей станцией, можно просто начать вводить сообщение, и оно будет приниматься другой станцией по мере ввода.
Или можно выбрать файл для отправки, и он будет передан на принимающую станцию.
Выбрать файл на терминале УБПЧ Furuno, после обмена ответом обратно (WRU, HR):
Выберите файл для отправки из списка, нажимая стрелки вверх / вниз.
Нажмите Enter, чтобы отправить файл.
Как отправить / получить обычное сообщение по NBDP?
Например, на станции Furuno GMDSS.
Прежде всего, необходимо знать номер MMSI другого судна и согласовать рабочую частоту. Для связи с другим судном ваша станция и станция другого судна должны быть на одной частоте, а терминал УБПЧ должен быть включен.
Осуществляем связь с другой судовой станцией (на оборудовании Furuno).
Нажмите функциональную клавишу F3, чтобы открыть рабочее меню, и установите рабочую частоту, выбрав опцию 9.
После установки рабочей частоты нажмите функциональную клавишу F3 («Работа») и выберите опцию «ручной вызов».
Выберите режим ARQ (помните, что для связи один на один мы должны использовать режим ARQ), а затем введите номер MMSI судна в ID.
Нажмите «Enter». После этого появится одно из этих двух сообщений:
Теперь, если на экране выделено «Connect send Lock», все готово для связи с другим кораблем.
Когда вы подключены к другой станции, она покажет идентификатор станции и частоту, с которой вы общаетесь. Отмените ответ, нажав F7 (WRU), а затем F8 (HR) и начните общаться.
Как уже говорилось ранее, когда вы закончите с отправкой сообщения, нажмите клавишу F9 (Jver), чтобы переключить передачу на другой корабль. Когда вы видите GA +? на вашем экране это означает, что другая станция переключила передачу для вас, и вы можете снова начать передавать свое сообщение.
Отмените ответ, нажав клавиши F7 (WRU) и F8 (HR).
После обмена ответами нажмите F10 (End), чтобы отключить линию.
Как передать сообщение о бедствии по NBDP?
Обычный способ связи с бедствиями ГМССБ
Отправьте оповещение ЦИВ всем судам и береговой станции на соответствующей частоте бедствия ЦИВ.
Переключитесь на соответствующую частоту радиотелефона (RT) и передайте ваше сообщение о бедствии, начиная с Mayday Mayday Mayday.
Теперь, когда мы передали оповещение ЦИВ, каким образом принимающее его судно знает, где они могут прослушать ваш сигнал бедствия? Эта информация находится прямо в предупреждающем сообщении DSC. В сообщении с предупреждением ЦИВ, которое отправляет судно, необходимо упомянуть:
Во-вторых, частота, на которой должны включаться приемники. Она будет соответствовать частоте, на которой получено оповещение ЦИВ. Так что теперь, если вы хотите передать сообщение о бедствии по УБПЧ, первым шагом будет сообщить об этом судам и береговым станциям, которые будут получать ваше оповещение ЦИВ, выбрав Telecommand в качестве «F1B».
После отправки предупреждения DSC переключитесь на соответствующую частоту УБПЧ. Чтобы передать ваше сообщение:
В любом случае вы должны следовать этим шагам:
Как получить сообщение о бедствии по NBDP?
Когда вы получаете сигнал бедствия ЦИВ, проверьте, присутствует ли телекоманда J3E или F1B. Если это F1B, вам нужно быть на УБПЧ для получения сообщения о бедствии.
Чтобы получить сообщение о бедствии по УБПЧ, переключитесь на частоту радио телекса, соответствующую частоте, на которой было получено оповещение ЦИВ.
Нажмите функциональную клавишу F3 и выберите «Ручной прием».
Выберите режим FEC и нажмите клавишу ввода. При обнаружении вызова блокировка будет выделена.
Когда линия подключена, [Connect] подсвечивается.
Когда получение сообщения будет завершено, соединение УБПЧ будет автоматически прервано.
Полученное сообщение будет сохранено на дискете (или SD-карте) УБПЧ.
Процедуры проверки радио телекса
На самом деле УБПЧ не требует большей части тестирования. В оборудовании имеется самопроверка, которая должна проводиться в соответствии с указаниями производителя.
Кроме того, хорошей практикой является общение с другим судном хотя бы раз в месяц и ведение записей.
УБПЧ практически не используется на судах. Многие судовладельцы теперь предпочитают иметь на борту еще один комплект Инмарсат-С, а не встроенный радио телекс.
Несмотря на все это, если на борту есть оборудование УБПЧ, необходимо знать, как его использовать, так как это очень большая часть станции ГМССБ.
Системы связи в ГМССБ
Содержание
В ГМССБ задействуются спутниковые и наземные системы связи.
Наземная радиосвязь осуществляется с помощью цифрового избирательного вызова, радиотелефонии и радиотелекса. В настоящей главе рассмотрены технические вопросы реализации ЦИВ и радиотелекса.
В морской подвижной спутниковой службе радиосвязь осуществляется через космические станции-спутники.
Цифровой избирательный вызов
В ГМССБ все виды наземной радиосвязи, как правило, начинаются с цифрового избирательного вызова. В случае бедствия станция делает первоначально ЦИВ бедствия. Вызов бедствия нормально подтверждается береговой станцией в течение трех минут также в режиме ЦИВ. Тогда судно, получившее подтверждение от береговой станции, имеет полную уверенность, что радиосвязь в обоих направлениях судно-берег и берег-судно возможна. После получения подтверждения судно, терпящее бедствие, передает само сообщение бедствия на соответствующей рабочей телефонной или телексной частоте бедствия. Эта процедура иллюстрируется рис.3.1.
Для обычных вызовов, не связанных с бедствием, срочностью и безопасностью, делается первоначально индивидуальный ЦИВ с предложением вида связи и рабочей частоты (канала в УКВ) для установления связи в направлении судно-судно и с указанием своих координат при вызове береговой станции. Например, (см рис. 3.2) судно А делает вызов с указанием последующего вида связи (телефон, телекс) и рабочей частоты в адрес судна В. Судно В подтверждает вызов также посредством ЦИВ. Далее судовые станции продолжают радиообмен на согласованном рабочем канале.
При вызове береговых станций в формате вызова должны указываться координаты судна. Рабочую частоту назначает в своем подтверждении береговая станция.
Для обычных вызовов следует использовать коммерческие вызывные частоты и рабочие частоты, которые выделены судовой станции для работы в режимах радиотелефонии и радиотелекса.
Использование частот бедствия для обычных вызовов запрещено.
Технический формат ЦИВ
Технический формат вызывной последовательности в системе ЦИВ включает в себя следующие составные части:
Вся информация в вызывной последовательности кодируется с помощью 128 символов. Принцип кодировки символов пояснен ниже.
Вызов начинается с передачи последовательности точек. Последовательность точек обеспечивает условия для дальнейшего правильного приема и декодирования вызова. При поступлении последовательности точек на вход приемника последний прекращает сканирование частот и продолжает прием вызова. Передача последовательности точек позволяет использовать на судне один сканирующий приемник для наблюдения на одной частоте ПВ и пяти частотах КВ диапазона. Приемник сканирует все 6 частот за 2 секунды. Длительность последовательности точек в ПВ/КВ диапазоне для вызовов бедствия, подтверждения и ретрансляции вызовов бедствия, а также всех вызывных последовательностей в направлении берег-судно составляет 200 бит (т.е.2 сек); длительность последовательности точек в ПВ/КВ диапазоне для всех подтверждающих последовательностей (кроме подтверждения вызова бедствия) и в УКВ диапазоне для всех вызовов составляет 20 бит.
Определитель формата характеризует тип вызывной последовательности. Имеются следующие определители формата:
Адрес. Вызовы «бедствие» и «всем судам» не имеют адреса, так как они адресованы непосредственно всем судовым и береговым станциям. Для избирательного вызова, адресованного конкретному судну, береговой станции или группе станций, в качестве адреса используется идентификатор морской подвижной службы (ИМПС, MMSI), присвоенный вызываемой станции (группе станций).
В соответствии с Регламентом Радиосвязи ИМПС представляет собой серию из девяти цифр, которые передаются по радио с целью однозначного опознавания судовых и береговых станций и групповых вызовов.
ИМПС судовой станции имеет следующий вид:
ИМПС группового вызова судовых станций имеет вид:
ИМПС береговой станции имеет вид:
где первые две цифры являются нулями, MID обозначает код страны, в которой расположена береговая станция.
Некоторые производители модемов ЦИВ для удобства оператора обеспечивают возможность ввода вместо ИМПС названия вызываемой станции (если оно предварительно заведено вместе с ИМПС в адресную книгу модема ЦИВ).
Для избирательного вызова судов в заданном географическом районе адрес формируется на основе географических координат. Заданный географический район должен быть прямоугольником в проекции Меркатора. Точкой отсчета является левый верхний угол прямоугольника. Задаются координаты этой точки: широта в десятках и единицах градусов и буква N или S, долгота в сотнях, десятках и единицах градусов и буква Е или W, а также задаются приращения вправо и вниз в десятках и единицах градусов.
В качестве самоидентификатора используется ИМПС, присвоенный вызывающему судну. ИМПС вводится в память модема ЦИВ при его установке. При наборе вызывной последовательности он включается в формат автоматически и не требует ручного ввода.
Сообщения. В вызывной последовательности, в зависимости от определителя формата, может быть до четырех сообщений.
Вызов «бедствие» включает четыре сообщения, располагающихся в следующем порядке:
-Сообщение 1 содержит характер бедствия; оператор при наборе формата выбирает один из следующих пунктов:
Сообщение 2 содержит координаты судна, терпящего бедствие;
Сообщение 3 содержит время взятия координат; время задается в часах и минутах;
Сообщение 4 указывает вид связи, который судно, находящееся в бедствии, предпочитает для последующего обмена сообщениями о бедствии (телефония, телекс и т.д.). Вид связи выбирается оператором.
Вызовы, отличные от вызова бедствия, стандартно содержат два сообщения в следующем порядке:
Сообщение 1 является информацией «телеуправления» (режим работы на рабочей частоте, причина невозможности организации рабочего канала и т.п.) и состоит из двух символов. Первый символ (телекоманда 1) определяет режим последующей связи, выбираемый оператором из меню ЦИВ модема. Второй символ (телекоманда 2) зависит от первого символа.
Сообщение 2 содержит информацию о рабочей частоте или канале (частота или канал передачи, частота или канал приема).
При использовании ЦИВ для установления связи по инициативе судовых станций, запрашивающих автоматическое или полуавтоматическое соединение, за сообщением 2 следует сообщение 3, которое содержит номер коммутируемой сети общественного пользования (например, номер телефона).
Конец последовательности. Данный сигнал может быть трех видов:
Проверочная сумма (один символ) используется для контроля правильности приема вызова.
Формат обычного ЦИВ представлен ниже.
Кодирование информации (для радиоэлектроников)
Первые семь двоичных разрядов являются информационными. Они образуются по номеру передаваемого символа. Двоичное число, которое записано в этих разрядах, есть представление номера символа двоичным кодом. Первый разряд считается младшим. Проверочные три разряда представляют собой число нулей информационной части, записанное в двоичном виде.
Необходимость введения проверочных разрядов вызвано возможными ошибками в канале передачи. Ошибки проявляются в замене на приемной стороне нулей на единицы и наоборот. Если не принимать специальных мер для обнаружения и исправления ошибок, то сообщение будет выдано оператору в искаженном виде. Поэтому для обнаружения возможных ошибок информационная часть символа сопровождается дополнительными проверочными разрядами.
Принятый здесь метод обнаружения ошибок более эффективен, нежели проверка по четности. В отличие от проверок по четности такой метод формирования проверочных разрядов позволяет обнаружить не только одиночные ошибки, но также и ошибки большей кратности. В реальном канале двоичные символы имеют тенденцию искажаться в одну сторону, т. е. нули заменяются на единицы или, наоборот, единицы заменяются на нули. Причем также характерно группирование ошибок в пакеты, что вызывается замираниями в канале связи и импульсными помехами.
На рисунке обозначены:
В системе ЦИВ ПВ/КВ диапазоне используются классы излучений F1B/J2B при скорости передачи 100 Бод. Продолжительность единичного вызова в ПВ/КВ диапазоне составляет 6,2-7,2 секунды.
В УКВ диапазоне применяется класс G2B. Скорость передачи символов в канале составляет 1200 Бод. Продолжительность единичного вызова в УКВ диапазоне составляет 0,45-0,63 секунды.
Радиотелексная связь используется в ГМССБ в диапазонах средних, промежуточных и коротких волн. В сравнении с радиотелефоном несомненным преимуществом радиотелекса является возможность документирования сообщений и сохранение их на бумаге и магнитных носителях в виде текстовых файлов информации. Особенно преимущества радиотелекса проявляются в коротковолновом диапазоне, когда радиотелефонная связь является неустойчивой из-за различных помех и особенностей прохождения радиоволн. В радиотелексе же влияние этих помех может быть практически сведено к минимуму и раздражающие замирания, пропадания связи, характерные для радиотелефона, не заметны для оператора при радиотелексной связи. Это достигается применением специальных методов кодирования информации, позволяющих обнаруживать и исправлять ошибки.
В настоящее время в морской радиосвязи в составе аппаратуры ГМССБ применяется новая аппаратура узкополосной буквопечатающей телеграфии (УБПЧ) с использованием усовершенствованных методов кодирования информации. В соответствии с требованиями МККР в радиотелексе для кодировки передаваемых символов применяется 7-элементный синхронный код с постоянным отношением числа «единиц» к числу «нулей» равным 3/4.
Этих 35 комбинаций достаточно для представления всех 32-х символов международного телеграфного кода МТК-2. Код с отношением 3/4 не требует стартового и стоповых битов, т.к. является синхронным. Не требуется также дополнительный бит проверки на четность для обнаружения ошибок.
Для исправления обнаруженных ошибок в радиотелексе приняты следующие меры:
1) активный метод путем повторения символов, принятых с ошибкой (режим ARQ);
2) передача каждого символа дважды с разносом через четыре символа (точно также, как и в цифровом избирательном вызове) без какого-либо перезапроса передачи ошибочного блока (режим FEC).
Процесс поблочной передачи, проверки и повтора передач искаженных блоков происходит автоматически, практически незаметно для оператора.
После передачи сообщения в одну сторону станции могут поменяться ролями и передача будет осуществляться в обратном направлении.
Данный режим характеризуется следующими особенностями:
Для повышения достоверности передающая станция повторяет каждый символ дважды.
Например, при передаче слова MESSAGE передача символов происходит так:
Также как и в ЦИВ, в радиотелексе для повышения достоверности передачи информации в режиме FEC повторяется дважды с временным разносом через четыре символа. Интервал между копиями одного и того же символа составляет 280 мс при скорости передачи 100 Бод. Если в канале появляется кратковременная помеха, то она не «накрывает» обе копии сразу. На приемной стороне достаточно правильно принять только одну из копий символа, т.е. из DX или RX- последовательности и тогда символ будет считаться принятым верно. Обнаружение ошибок внутри каждого символа осуществляется по отношению числа единиц к числу нулей, которое должно быть равно 3/4. Если для одной из копий отношение 3/4 сохраняется, а в другой нарушено, то правильным символом считается тот, который имеет данное соотношение. Если отношение 3/4 не выполняется ни для одной из копий (или выполняется для обоих копий, но символы различны), то декодирующее устройство отказывается от принятия какого-либо решения и на печать выводится звездочка или знак подчеркивания.
Исправление ошибок, или более точно выбор правильного символа из двух возможных вариантов осуществляется непосредственно на приемной стороне. Этим и объясняется название данного метода.
Режим FEC характеризуется следующими особенностями:
Режим FEC используется, как правило, для циркулярных передач всем станциям и используется для телексных передач с приоритетами бедствия, срочности и безопасности. В этом режиме работает также система НА-ВТЕКС и береговые станции, ведущие передачу информации по безопасности мореплавания в коротковолновом диапазоне.
В режиме FEC возможна также передача одной конкретной станции (FEC selective). В этом случае передается сначала избирательный номер принимающей станции. Только станция, опознавшая свой номер, примет сообщение. Все другие станции проигнорируют его. Режим FEC selective является идеальным способом для передачи телекса судам, которые стоят в порту и не имеют права включать свой передатчик.
При работе в радиотелексе следует иметь ввиду важную особенность. Передающая станция в режиме FEC всегда находится в состоянии излучения. Даже когда вся информационная последовательность будет передана, станция начинает передавать служебные символы. Поэтому в паузах, когда информация не передается, антенна телексной установки продолжает излучать на полной мощности. Для прекращения передачи следует выполнить команду END, тогда станция передает три специальных символа и переключается в Standby. Радиоизлучение прекращается. Если вовремя не выключить передачу, то станция будет создавать помехи на данной частоте для других станций. Прием в этих условиях также невозможен.
Принимающая станция должна подготовиться к приему до начала передачи. Если включиться на прием после начала передачи, то принять что-либо будет уже невозможно.
Радиотелексная связь в случаях бедствия, срочности, безопасности
Для передач по радиотелексу с приоритетами бедствия, срочности и безопасности должны использоваться телексные частоты бедствия и безопасности (кГц): 2174,5 4177,5 6268 8376,5 12520 16695.
Процедура передачи сообщений с высшим приоритетом по радиотелексу иллюстрируется рис.3.4 Сначала судно, терпящее бедствие, делает с помощью ЦИВ вызов бедствия с указанием последующего вида связи F1B/J2B (teleprinter). Береговая станция должна в течение трех минут подтвердить этот вызов также с помощью ЦИВ. После этого есть гарантия, что телексное сообщение бедствия будет принято береговой станцией. Судно на телексной частоте в том же частотном поддиапазоне, где принято подтверждение, передает способом FEC collective сообщение бедствия.
Дальнейшая телексная связь по бедствию может осуществляться с помощью FEC, так и посредством ARQ, где это целесообразно.
Телексные сообщения срочности и безопасности также должны предваряться вызовом с помощью ЦИВ и указанием вида связи F1B/J2B FEC. Вызовы срочности и безопасности не подтверждаются. После некоторой паузы в 2-3 минуты (для того, чтобы все станции, принявшие вызов, смогли подготовиться к приему телексного сообщения) судно способом FEC в том же частотном поддиапазоне передает само сообщение.
Телексные номера и автоответы
Каждой судовой станции, работающей в режиме УБПЧ, присваивается пятизначный телексный номер или девятизначный идентификатор морской подвижной службы (ИМПС). Береговые станции имеют четырехзначный телексный номер или девятизначный ИМПС.
Автоответ судовой станции включает в себя:
Автоответ телексного абонента береговой сети состоит из:
Пример автоответа телексного абонента береговой сети: 69789 SPRAD DK (фирма S.P.Radio, Дания).