Убыток при усн доходы минус расходы чем грозит
УСН: как перенести убыток прошлых лет на будущее
Если по итогам года ваши расходы оказались больше доходов, то полученный убыток вы сможете учесть, когда будете считать налог в следующем году. Этим правом могут воспользоваться упрощенцы, которые платят налог с разницы между доходами и расходами. Расскажем, как учесть убытки, отразить их в КУДиР и декларации.
Условия для переноса убытка на будущее
На упрощёнке убытком считается ситуация, при которой расходы по ст. 346.16 НК РФ превысили доходы по ст. 346.15 НК РФ. Правила переноса убытков прошлых лет на будущее установлены п. 7 ст. 346.18 НК РФ. В статье перечислено три обязательных условия:
Если все условия выполнены, вы можете учесть убыток прошлых лет в расходах текущего налогового периода. Речь тут только о расчете единого налога за весь год. Авансовые платежи уменьшать на убытки прошлых лет нельзя.
Убытка можно вовсе избежать, если грамотно перенести расходы на следующий год. Подробнее об этом мы рассказывали в статье «Как перенести расходы на УСН, чтобы не показывать убыток в декларации».
Правила переноса
Чтобы перенести убытки, вам понадобятся документы, которые подтверждают размер убытка и сумму, на которую были уменьшены налоговые базы. Это акты, накладные и другая первичка, декларации по УСН, КУДиР. Хранить их следует в течение всего срока, в который можно воспользоваться правом на перенос, — 10 лет.
Вы можете списать сразу все убытки прошлых лет или их часть. Но рекомендуем не доводить до ситуации, когда придётся платить минимальный налог. Лучше сделать так, чтобы стандартный налог к уплате всё же был больше минимального. На такой случай часть убытка разрешено перенести на следующие девять лет. Важно, что делать это надо последовательно — начинать с самого раннего убытка и заканчивать самым поздним.
Право на перенос убытка не пропадёт, если компания пройдёт реорганизацию. В этом случае уменьшить налоговую базу на сумму убытков сможет компания-правопреемник, но только если она сама работает на УСН 15 %.
Минимальный налог тоже увеличивает расходы
Даже если упрощенцы получают совсем маленький доход или убыток, они обязаны платить минимальный налог — 1 % с суммы годового налогооблагаемого дохода.
Минимальный налог в расходы включать нельзя. Но НК РФ разрешает учесть в расходах следующего года разницу между минимальным налогом и суммой налога, которую вы должны были заплатить по общим правилам.
Пример. Годовой доход ИП составил 5 000 000 рублей, расход — 5 010 000 рублей. Налог, рассчитанный по ставке 15 % равен нулю, так как за год получен убыток — (5 000 000 — 5 010 000). Минимальный налог равен 50 000 рублей (5 000 000 × 1 %). Эти 50 000 рублей предприниматель сможет учесть в расходах следующего года. Так сделать разрешено, даже если из-за такого переноса получится убыток по итогам года.
Если вы не учли разницу между реальным и минимальным налогом в следующем году, то сможете сделать это позже, в том числе за несколько лет сразу. Так, в 2020 году вы сможете добавить к расходам разницу даже за 2009 год. Однако для убытков, которые образовались в том числе из-за разницы между минимальным и стандартным налогом, есть ограничение: их можно списывать в течение следующих 10 лет, начиная с самых ранних.
Обратите внимание: если вы смените режим налогообложения или перейдёте на УСН «доходы», то уже никак не сможете учесть минимальный налог.
Как учесть убыток и отразить его в отчётности
Разницу между минимальным налогом и величиной стандартного налога можно учесть в расходах соответствующего налогового периода, в том числе прибавить её к учитываемому убытку прошлых лет.
Разобраться со всеми правилами проще на примере. Разберём порядок учёта убытка прошлых лет у ООО «Марципан», а также покажем, как заполнить КУДиР и отразить убыток в декларации.
Учитываем убыток прошлых лет
2018 год. ООО «Марципан» в 2018 году заработало 46 000 000 рублей и потратило 50 000 000 рублей.
Налоговая база — убыток 4 000 000 рублей (46 000 000 — 50 000 000).
Минимальный налог — 460 000 рублей (46 млн × 1 %).
2019 год. Доходы составили 48 400 000 рублей, расходы — 48 000 000 рублей. Директор решил уменьшить налоговую базу за 2019 год дополнительно на сумму минимального налога за 2018 год — на 460 000 рублей.
Налоговая база — убыток 60 000 рублей (48 400 000 — 48 000 000 — 460 000).
Минимальный налог — 484 000 рублей (48,4 млн × 1%).
2020 год. «Марципан» заработал 60 000 000 рублей и потратил 50 000 000 рублей. Налоговую базу уменьшили на сумму минимального налога за 2019 год — на 484 000 рублей. Дополнительно «Марципан» может уменьшить базу на сумму непогашенного убытка прошлых лет 4 060 000 рублей.
Налоговая база за вычетом минимального налога за 2019 год — 9 516 000 рублей (60 000 000 — 50 000 000 — 484 000).
Налоговая база — прибыль 5 456 000 рублей (9 516 000 — 4 060 000).
Минимальный налог — 600 000 рублей (60 000 000 × 1 %).
Единый налог к уплате за 2020 год — 818 400 рублей (5 456 000 × 15 %). Платим именно стандартный налог, так как он оказался больше минимального.
Отражаем убыток в КУДиР
Для этого используем раздел III книги учёта. В нём вы сможете рассчитать убыток, на который имеете право снизить налоговую базу отчётного года. Правила заполнения даны в разделе IV Приложения № 2 к приказу Минфина от 22.10.2012 № 135н:
ООО «Марципан» заполнит раздел III кудир за 2020 год следующим образом:
Показываем убыток в декларации
В разделе 2.2 декларации по УСН покажите сумму доходов (строка 213) и сумму расходов (строка 223). В сумму расходов включите разницу между уплаченным минимальным налогом и стандартным налогом за прошлый год — она будет совпадать с минимальным налогом, если получен убыток и сумма налога к уплате равна нулю.
Дальше есть два варианта. Выбор зависит от того, превысили ли доходы отчётного года расходы.
Вариант 1 — доходы больше расходов. Покажите сумму убытков прошлых лет в строке 230 (эту цифру мы указывали в строке 130 раздела III КУДиР). Обратите внимание на обязательное контрольное соотношение: налоговая база за налоговый период (строка 243) = строка 213 — строка 223 — строка 230, и при этом строго больше нуля.
Вариант 2 — расходы больше доходов. В этом случае у вас нет ресурсов для покрытия убытка прошлых лет, поэтому показывать их в декларации не надо. Просто отразите убыток текущего периода в строке 253.
ООО «Марципан» заполнит раздел 2.2 декларации так:
Строка декларации | Показатель | Сумма |
---|---|---|
Строка 213 | Сумма доходов за налоговый период | 60 000 000 |
Строка 223 | Сумма расходов за налоговый период | 50 484 000 |
Строка 230 | Сумма убытка, полученного в предыдущих налоговых периодах, уменьшающая налоговую базу | 4 060 000 |
Строка 243 | Налоговая база для исчисления налога за налоговый период | 5 456 000 |
Строка 263 | Ставка налога (%) | 15.0 |
Строка 273 | Сумма исчисленного налога за налоговый период | 818 400 |
Читайте также
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Убытки на УСН: готовимся к проверке
Конец года — это пора подводить итоги и определять финансовый результат. Убыток может возникнуть как у стартапа, так и у предприятия, которое работает не первый год. Есть ли риск попасть в «черный список»? Как быть, если вы уже получили приглашение в налоговую?
Ольга Аввакумова, эксперт сервиса Бухгалтерия.Контур
Отсутствие прибыли в первый год деятельности вполне обосновано. Фирма только осваивает рынок и нарабатывает клиентскую базу. Но, если отрицательный финансовый результат станет систематическим, у налоговой могут возникнуть вопросы к руководителям бизнеса. Вероятно, вы уже слышали о так называемых «убыточных комиссиях». Хотя такие комиссии и не регламентированы законодательством, они являются вполне правомерными.
Кому грозит «убыточная комиссия»
Проверяющих интересуют компании:
После получения от компании годовой отчетности, в которой отражен убыток, инспектор может попросить разъяснений. Его задача — выяснить причины полученного убытка и убедиться, что компания не скрывает доходы от налогообложения, все ее расходы экономически обоснованы, документально подтверждены и направлены на получение прибыли.
Инспектор имеет право вызвать налогоплательщика на комиссию. Зачастую проверяющие присылают письмо с просьбой обосновать получение убытка в официальном виде и предоставить первичные документы для подтверждения расходов.
По действующему законодательству налоговая вправе требовать письменные пояснения только при выявлении ошибок в декларации налогоплательщика. Но уже с 2014 года вступает в силу положение «антиотмывочного» закона № 134-ФЗ, согласно которому инспекторы смогут не только вызывать к себе для объяснения причин убытков, но и требовать предоставить письменные пояснения в течение пяти дней.
Готовим объяснительную
Деятельность без прибыли не является нарушением законодательства, и санкций за это нет. Но «убыточная комиссия» — это первый звонок о том, что вас могут включить в список плановых выездных проверок. Избежать претензий налоговиков помогут грамотные объяснения причин убытка, поэтому внимательно подготовьте документы.
Для начала проверьте правомерность списания расходов и наличие подтверждающих документов. Помните, что при УСН списанию подлежат только те расходы, которые перечислены в ст. 346.16 НК РФ.
Налоговики имеют доступ к информации по банковским счетам и могут сравнивать обороты по счету и доходы, которые вы декларируете. Вопросы могут возникнуть, например, при агентских сделках, когда вашим доходом является только агентское вознаграждение, а размер поступлений денежных средств будет больше. Проследите, чтобы все документы по посредническим сделкам были оформлены надлежащим образом.
Проанализируйте причину убыточной деятельности и подготовьте официальное письмо с объективными аргументами для объяснения убытка. Зачастую на УСН убыток возникает из-за крупных расходов, например, когда компания решила приобрести помещение для нового офиса или расширить производство и закупить дорогостоящее оборудование.
В налоге УСН такие расходы списываются в течение одного календарного года. Приложите все подтверждающие документы на приобретение имущества, документы на государственную регистрацию права, если она требуется, акты ввода в эксплуатацию и т п.
Обязательно подкрепите свою позицию планом действий, которые вы собираетесь предпринять, чтобы вывести компанию из текущего положения дел.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Как перенести расходы на УСН, чтобы не показывать убыток в декларации
Упрощённая система налогообложения облегчает ведение бизнеса, но не освобождает от налогового контроля. Убытки в декларации вызывают пристальное внимание ФНС. Читайте, как перенести часть расходов на следующий период, чтобы не показывать убыток в налоговой декларации по УСН за 2020 год.
Чем грозит убыток в декларации по УСН
Обнаружив убытки в декларации по УСН, сотрудники камерального отдела ФНС запросят у компании или ИП пояснения о причинах (п. 3 ст. 88 НК РФ). На требование налоговиков нужно ответить в течение пяти рабочих дней. Если опоздать или представить недостоверные данные, руководителя компании вызовут лично ответить на вопросы.
Убыточные декларации по УСН в течение двух лет подряд могут стать причиной выездной проверки (Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@).
Кроме риска проверки, у бизнеса с убыточной отчётностью есть трудности при кредитовании или участии в тендерах. Банки и частные инвесторы отказываются давать деньги компаниям с такими финансовыми показателями. При проведении тендеров предоставление финотчётности и прибыльные декларации — ключевые требования, которые демонстрируют налоговую репутацию добросовестной компании.
Можно ли переносить расходы на будущие периоды по своему усмотрению
Один из вариантов избавления от убытков в декларации по УСН — перенос расходов на будущие периоды. Однако нельзя по своему усмотрению просто взять и отразить расходы в следующем налоговом периоде. Для этого надо тщательно проанализировать свои хозяйственные операции с точки зрения выполнения условий для их учёта.
Иногда бухгалтеры хитрят и «находят» документы за прошлый год уже после его окончания. Но расходы безопаснее учитывать в том периоде, к которому они относятся. Их можно отражать в текущем периоде, только когда не получается определить период совершения ошибки или когда ошибка привела к переплате налога (п. 1 ст. 54 НК РФ).
Обнаружив ошибку, бухгалтер должен оценить, как она повлияла на налоговую базу предыдущего периода — привела к переплате или недоплате налога на УСН. А затем, исходя из ситуации, — сдать уточнённую декларацию за прошлый период или отразить исправление в текущей декларации.
«Хитрость» не сработает, когда по итогам года уплачен минимальный налог, рассчитанный исходя из полученного дохода (п. 6 ст. 346.18 НК РФ). Обнаружив расходы, понесённые в прошлом году, но учтённые при расчете налога УСН в текущем году, налоговая исключит такие расходы из налогооблагаемой базы и доначислит налог.
Условия учёта расходов по УСН
Все расходные хозоперации плательщиков УСН можно разделить на пять групп:
При УСН принять расходы к учёту можно только после фактической оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Но это не всё. Чтобы налогоплательщик мог учесть расходы в налоговой базе, должны выполняться дополнительные условия, различные для каждой из перечисленных групп.
Приобретение товаров для перепродажи
Расходы налогоплательщика на товары, купленные для последующей перепродажи, учитывают только при совокупном выполнении следующих условий:
Как перенести расходы на будущий период
Договоритесь с поставщиком об отсрочке платежа до января следующего года. Ещё один вариант — зарезервировать товар и заплатить аванс, но отгрузить только после окончания налогового периода. Аванс в расходах не учитывается, но поможет зафиксировать стоимость или наличие приобретаемых изделий (письмо Минфина РФ от 20.05.2019 № 03-11-11/36060).
Приобретение материалов и сырья (МПЗ) для выполнения работ
Затраты на приобретение сырья и материалов учитывают в расходах на момент фактической оплаты или погашения задолженности другим законным способом, например, проведения зачёта взаимных однородных требований (пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ, письмо Минфина РФ от 26.11.2019 № 03-11-11/91390).
В момент отражения затрат на МПЗ в учёте запасы необходимо оприходовать на склад. При этом фактическая дата использования МПЗ в производственном процессе не имеет значения (письмо Минфина РФ от 31.07.2013 № 03-11-11/30607).
Как перенести расходы на будущий период
Получите согласие поставщика на перенос поставки или отсрочку оплаты на начало следующего года.
Приобретение услуг и работ сторонних поставщиков
Услуги и работы сторонних поставщиков учитываются в расходах только после оплаты и подтверждения факта выполнения работ или оказания услуг (п. 2 ст. 346.16, п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Выполнение работ подтверждает акт, составленный по правилам бухучёта, оказание услуги может подтвердить иной первичный документ (отчёт, счёт, инвойс и т.д.), если это закреплено в учётной политике или в договоре между сторонами (письмо Минфина РФ от 21.01.2019 № 07-04-09/2654).
Как перенести расходы на будущий период
Проверьте в договоре, чем подтверждается факт выполнения работ или оказания услуг. Согласуйте с исполнителем перенос на январь оплаты или даты выставления акта выполненных работ или иного документа, который подтверждает оказание услуги.
Расходы на создание, покупку и ввод в эксплуатацию основных средств
Основные средства (ОС) — используемое в производственном или управленческом процессе имущество, стоимость которого превышает 100 тыс. рублей и период полезного использования которого более одного года (п. 1 ст. 257 НК РФ).
Учесть расходы на создание, покупку или ввод в эксплуатацию ОС можно только после их полной оплаты и ввода в эксплуатацию. Если оплата неполная, учесть можно только часть расходов (письмо Минфина РФ от 28.08.2018 № 03-11-06/2/61172).
Ещё одно обязательное условие — расходы должны быть экономически обоснованы и направлены на получение дохода.
Если плательщик совмещает УСН с другим налоговым режимом и купил ОС, которые будут использоваться только в рамках другого режима, например ПСН, то включать затраты в состав расходов нельзя (п. 8 ст. 346.18 НК РФ, письмо Минфина РФ от 31.05.2018 № 03-11-11/37046).
Расходы на ОС списывают в течение календарного года равными долями на последнее число каждого оставшегося квартала и на конец года (п. 3 ст. 346.16, пп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ, письмо ФНС России от 27.02.2010 № 3-2-11/6@).
Например, если все условия для признания расходов выполнены в I квартале, расходы признают равными долями на 31 марта, 30 июня, 30 сентября и 31 декабря этого года. А если ввод в эксплуатацию произведён только в IV квартале — вся сумма затрат отнесётся на расходы 31 декабря.
Как перенести расходы на будущий период
Отложите на начало следующего года оплату или ввод в эксплуатацию объекта ОС. На случай претензий со стороны налоговиков подготовьте документальное обоснование причин, по которым ОС были введены в эксплуатацию позднее, чем приобретены. Такими причинами могут быть ремонт, отладка, технические недоработки при монтаже.
Соберите комиссию и составьте акт, в котором укажите причины, по которым объект не может использоваться в производственном процессе. Составьте перечень необходимых работ и график их выполнения. Введите ОС в эксплуатацию в новом году, после устранения причин, препятствующих их использованию в производстве. Важный нюанс — амортизацию на ОС можно начислять только после ввода в эксплуатацию.
Расходы на приобретение оборудования, инструментов или прочего имущества дешевле 100 тыс. рублей
Малоценное имущество — это инструменты, приспособления, инвентарь, приборы, лабораторное оборудование, спецодежда, средства индивидуальной и коллективной защиты и иное имущество, которое стоит менее 100 тыс. рублей и не являющееся амортизируемым.
Способ отражения стоимости малоценного имущества в расходах налогоплательщик закрепляет в учётной политике. Такое имущество можно полностью включить в расходы при передаче в эксплуатацию, а можно амортизировать, как в бухучёте (п. 2 ст. 254 НК РФ, письмо Минфина РФ от 06.03.2019 № 03-03-07/14527). В обоих случаях малоценное имущество должно быть полностью оплачено к моменту отражения его стоимости в расходах.
Как перенести расходы на будущий период
Отложите оплату или использование малоценного имущества на начало следующего года.
Какие последствия могут быть при возникновении убытков в бухгалтерском учете
Предпринимательской в гражданском законодательстве называется деятельность, направленная на извлечение прибыли, при этом осуществляемая на собственный риск. Мало какая организация или индивидуальный предприниматель начали работать сразу с финансовой отдачей, зато рискуют абсолютно все.
Неважно, чем вы занимаетесь – продаете товары, строите дома, оказываете услуги посредника, производите запчасти или сдаете внаем недвижимость, всегда есть шанс, что, завершив очередной год, увидите в отчете убыток. Насколько отрицательный результат между доходами и расходами критичен для текущих дел и будущего, почему он вообще возникает и можно ли от него избавиться – вопросы, на которые постараюсь сегодня ответить.
Понятие убытка в бухучете
Определение можно найти в пункте 79 ПБУ, утвержденном Приказом № 34-н от 29.07.1998. Если точнее, там дано совместное определение прибыли и убытка – это результат, полученный в отчетном периоде при бухгалтерском учете всех хозяйственных операций в итоге оценки статей баланса по принятым в законе правилам.
Т.е. для определения результата в БУ нужно выполнить два условия:
Почему делаю акцент на этом? Если первичные данные были учтены в бухгалтерии неправильно или вообще не указывались, то исказятся итоги на счетах, а они формируют статьи баланса. В свою очередь некорректное распределение некоторых остатков по строкам и разделам приведет к искажению итогов баланса и отчета о финансовых результатах.
Исходя из первоначального значения, убыток – это отрицательный результат хозяйственной деятельности. Грубо говоря, когда расходы превзошли доходы. Итоги года показывают не только эффективность работы за прошедший период, но и формируют стратегию на будущее. Если нет прибыли, придется разобраться, что пошло не так.
Как возникает убыток
Он возникает по-разному в трех видах учета: бухгалтерском, налоговом и управленческом (УУ). Чем отличается отражение операций:
В НУ могут использоваться оба метода в зависимости от системы налогообложения. На ОСНО традиционно – метод начисления, на УСН – всегда кассовый.
Управленческий учет отражает все реальные расходы, включая те, которые по каким-то причинам не попали в официальные отчеты.
Налоговый создает базу для подготовки деклараций, расчетов по страховым взносам и т.д. Он определяет суммы налогов к начислению и уплате в бюджет.
Управленческий необходим для внутреннего пользования, для представления о реальной картине расходов и доходов, для внешних пользователей бесполезен, т.к. не всегда может быть документально подкреплен и обоснован.
НУ передает информацию государственным органам – ФНС, ПФР, ФСС, на основе которых делаются выводы о финансовом состоянии организации, сокращениях отдельных видов затрат или, наоборот, об их увеличении, сопоставляются данные из разных отчетов для выявления недостоверных или искаженных данных.
УУ служит инструментом планирования, если бухучет неполноценно показывает реальные затраты и ресурсы.
Исходя из вышесказанного, убыток возникает в каждом виде учета по-разному. В НУ появляется только на некоторых системах налогообложения, при формировании налогооблагаемой базы:
В УУ выводится почти аналогично бухгалтерскому, ведущемуся кассовым методом. Если в общем, то формула несложная: остаток средств на счетах (в кассе организации) на начало периода минус фактические затраты плюс поступления. Иногда добавляются еще прогнозные показатели.
Бухгалтерский учет
В бухучете убыток возникает, если создается одна из следующих ситуаций:
В остальных случаях, когда невозможно установить виновного или в результате судебного разбирательства вынесено решение не в пользу организации, операции проводятся с участием счета 94 таким образом:
Или Дебет 91.2 Кредит 94, Дебет 91.9 Кредит 91.2, Дебет 99 Кредит 91.9 – в зависимости от вида недостачи.
Обратите внимание! Использование более быстрого списания амортизации приводит к возрастанию риска убытков. Например, если вы купили оборудование, относящееся к шестой амортизационной группе со сроком полезного использования от 10 до 15 лет и установили минимальный СПИ 10 лет.
Важно! В БУ обязательно должен создаваться резерв по сомнительным долгам (п. 70 Положения по бухгалтерскому учету, утвержденному Приказом 34-н), исключений не предусмотрено.
При этом даже у неработающей организации есть расходы: зарплата сторожа, аренда, земельный налог и т. д. Некоторые сохраняют счет в банке и платят за обслуживание.
Наверное, самый распространенный вопрос, который слышит главный бухгалтер от собственника по окончании очередного года и подведения итогов – «Почему деньги на счете есть, а прибыли нет и дивиденды я получить не могу?» Пункты выше зачастую и есть ответ.
Убыток в отчетности
Весь год вы добросовестно учитывали все хозяйственные операции, и настало время сформировать бухгалтерскую отчетность, которая бывает двух видов: полная и упрощенная. Полный комплект состоит из 6 отчетов и приложений. Это не значит, что сдавать надо весь набор. Те, у кого не наблюдалось изменений в капитале или целевых поступлений, соответствующие приложения не сдают.
Упрощенную отчетность вправе сдавать только некоторые категории организаций, указанные в п. 4 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете 402-ФЗ:
При этом не могут воспользоваться этим правом организации, обязанные проходить аудит, некоторые виды кооперативов, компании, занимающиеся микрофинансовыми операциями, бюджетники и еще ряд организаций.
Многие организации, как субъекты малого предпринимательства, пользуются своим правом. В этом случае нужно подавать только первые два отчета: баланс и отчет о финансовых результатах, а также отчет о целевых средствах, если они были (для НКО, которые к СМП не могут относиться по определению, обязательно всегда).
Отдельно в балансе убыток отчетного периода, конечно, вы не увидите, в нем зафиксированы остатки по счетам на конец года. Всю информацию ищем во втором отчете.
В упрощенной форме всего несколько строк (в скобках их номер):
Показатели указываются в обобщенном виде, более подробно их раскрывают в пояснительной записке (не всегда обязательно). Организации на УСН указывают в строке налога на прибыль единый налог. Строка итога вычисляется путем суммирования строк 2110 и 2340 и вычитанием из них всех остальных.
Полный отчет несколько шире, он раскрывает более полно каждый показатель. Например, не включительно в себестоимости, а отдельно показывает коммерческие и управленческие расходы, отражает доходы от участия в других организациях, проценты не только к уплате, но и получению, формирует промежуточные итоги.
В форме есть и особые строчки: налог на прибыль и включенные в него текущий и отложенный налог. Это формулировки для тех, кто применяет ПБУ 18/02. Организации на общей системе налогообложения, если они могут вести упрощенный учет, но отказались от этого права или те, кто изначально должен вести только полный, используют указанное Положение при расчете налога на прибыль.
Во второй части отчета расположены строки справочных данных: результаты от переоценки активов или от прочих операций, которые не вошли в расчет, а также прибыль (убыток) на акцию (для акционерных обществ).
Для сравнения в формах есть две колонки – по данным отчетного периода и аналогичного периода прошлого года. Так можно проследить динамику показателей.
Важно! В некоторых случаях, когда в бухгалтерской отчетности исправлялись ошибки, возможно, что данные, указанные за прошлый период в текущем отчет, не совпадут с прошлогодними (часть II ПБУ 22/2010).
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода находится в строке 2400 формы отчета о финансовых результатах.
Влияние на деятельность
Как наличие убытка в бухгалтерии повлияет на организацию – таким вопросом в первую очередь задаются собственники и руководители. Если ваше руководство упорно считает, что нужно платить налогов как можно меньше, поэтому расходов должно быть как можно больше (кстати, не всегда реальных), а убыток – вообще супер (да, таких тоже много), покажите им следующий список причин, чем плоха такая ситуация:
Варианты решений: ликвидация или уменьшение УК. Причем если он минимальный, то, наоборот, придется, возможно, увеличивать его, доводя до уровня ЧА.
Наверное, ни один пункт не порадует собственников. Сокращение расходов и оптимизацию можно проводить и не доводя компанию до кризиса (пусть даже формального).
Как избежать убытков
Есть ли способы избавиться от убытка в бухгалтерском учете? На самом деле – да. Рассмотрим самые оптимальные варианты, которые осуществимы в любой организации:
Можно списывать МПЗ методом ФИФО (п. 16 ПБУ 5/01), т.е. начиная со стоимости первой партии и переходя к последней. Поскольку цены на многие товары поднимаются регулярно, это позволит при большом обороте материалов снизить затраты, включаемые в себестоимость.
Не забудьте про компьютерные программы, системы, ЭЦП, антивирусы их в бухучете допустимо отражать как расходы будущих периодов на время действия ключей, сертификатов, лицензий и т.д., а не списывать одномоментно.
Эта статья ни в коем случае не призыв скрывать какие-то операции или указывать недостоверные данные. Грамотный специалист различает сокрытие фактов хозяйственной деятельности и оптимизацию, а главбух должен уметь оптимизировать учет, не нарушая законодательство.