Учеба в меде к чему надо быть готовым
Почему учиться в медицинском вузе сложно
Почему врачи так долго учатся, в каких медицинских вузах Москвы преподаватели строже и как школьникам подготовиться к студенческой жизни.
Где учиться, чтобы работать врачом
Если вы хотите работать клиническим врачом, который имеет право обследовать пациентов, ставить диагнозы, назначать и проводить лечение, для начала нужно поступить на лечебный или педиатрический факультет медицинского вуза. Программы этих факультетов во многом похожи — студенты лечебного факультета изучают теорию применительно ко взрослым пациентам, студенты педиатрического — и к детям, и ко взрослым.
Через шесть лет обучения они сдают выпускные экзамены и получают диплом. Дальше — ещё три экзамена по аккредитации и получение сертификата. За каждый из экзаменов по аккредитации вы получаете определенное количество баллов, с которыми можете поступить в ординатуру. Но при наличии диплома и сертификата можно сразу пойти работать в поликлинику участковым терапевтом или педиатром.
Раньше перед ординатурой был еще год интернатуры, но её сейчас отменили. Многие преподаватели и студенты не одобряют эти изменения и жалеют, что нет дополнительного обучения.
Мой личный рейтинг медицинских вузов в Москве выглядит так:
Сейчас я смотрю на ординаторов, с которыми работаю, и вижу, что более опытные специалисты окончили первый и второй мед. Я училась во втором — этот университет дает качественное образование, у него сильный преподавательский состав и внушительная научная база. Но в нём очень строгое отношение к студентам. Лично я испытывала большой стресс от многочисленных дисциплинарных требований. Для сравнения: в первом медвузе студенты сдавали один выпускной экзамен, а мы — три. Если бы я поступала сейчас, выбрала бы первый медвуз — образование там дают хорошее, но учиться было бы комфортнее.
Зачем поступать в ординатуру и как это лучше сделать
После шести лет в медицинском вузе вы можете работать только участковым врачом. В крупных московских поликлиниках у таких специалистов хорошие зарплаты — около 100 тысяч рублей на полной ставке, но без окончания ординатуры их карьерные возможности будут ограничены.
Если вы хотите работать более узким специалистом (неврологом, кардиологом, хирургом, УЗИ-диагностом и т.д.), нужно отучиться ещё два года в ординатуре.
Для поступления в ординатуру нужны высокие баллы за экзамены, которые вы сдаете во время аккредитации. Документы можно подавать только в три ординатуры, не больше. В каждой из них можно выбрать только две специальности.
Предположим, после вуза вы хотите стать кардиологом или неврологом и пока не определились, кем именно. Можно подать документы в три разных вуза, в каждом из них выбрать специальность «кардиолог» и «невролог». Дальше вы можете выбрать форму обучения — платную или бесплатную. Если в результате на кардиологию вы поступаете бесплатно, а на неврологию платно, то вам нужно будет решить, что вам интереснее и готовы ли вы оплачивать обучение.
Если вы совсем не определились с направлением, советую поступить в ординатуру на специальность «терапия». Там дают хорошие базовые знания. После этого факультета можно работать терапевтом и в больнице, и в поликлинике. Вы не будете ограничены как участковый терапевт, сможете расти. После такой ординатуры можно получить вторичную специализацию по любой профессии за полгода. Но если вы отучились в ординатуре на кардиолога, но решили стать неврологом, придется учиться заново — два года.
Что делают в ординатуре
В ординатуре так же, как и в первые шесть лет в университете, проходят лекции, конференции, клинические разборы и их посещение обязательно, но таких занятий существенно меньше. Самая главная часть здесь — практика, её очень много.
Где может работать студент медицинского вуза
После третьего курса можно сдать экзамен на сестринское дело и получить соответствующий сертификат. Экзамен непростой, но после него на последних курсах можно работать медсестрой — так вы накопите стаж и получите дополнительные баллы, которые будут учитываться при поступлении в ординатуру. Совмещать такую работу с учебой физически очень сложно.
Как решить – поступать в медицинский вуз или нет
Уделите больше внимания биологии и химии, оцените, насколько вам эти предметы интересны, сможете ли вы по ним сдать ЕГЭ и дополнительные вступительные экзамены. Расскажите школьным учителям по этим предметам, что хотите поступать в медицинский вуз и вам нужна помощь. Запишитесь на курсы, чтобы эффективнее готовиться к экзаменам.
Также очень советую прийти на Пироговскую научную медицинскую конференцию, которая проходит каждый год. Она ориентирована на студентов медицинских вузов, но в качестве слушателя может участвовать любой желающий. На этом мероприятии есть возможность пообщаться со студентами разных медвузов, профессорами, врачами, послушать блестящие доклады и понять, насколько вам близка эта сфера.
Мне кажется, еще один хороший способ проверить себя — устроиться работать в больницу санитаром. Там вы сможете оценить, готовы ли вы к работе с людьми, бессонным ночам.
Учёба в медицинском вузе — это очень сложно, и не каждый с ней справится. Важно быть готовым к серьёзным физическим и умственным нагрузкам, заручиться поддержкой семьи, знать, что во время обучения кто-то из близких сможет обеспечивать вас финансово. Но если вы решитесь на это и дойдёте до конца, то получите невероятную профессию, в которой можно расти и развиваться всю жизнь. Вам в ней никогда уже не будет скучно.
Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей
Учи анатомию и застегивай халат. 10 советов тем, кто поступает в медицинский вуз
Несмотря на то, что я уже почти дипломированный специалист, я очень хорошо помню лето перед поступлением в медицинский: от страха тряслись колени, все кому не лень пророчили мне несчастное студенчество за книгами без сна, будущее представлялось одной сплошной чёрной полосой. Но всё оказалось куда лучше! Вот 10 советов, которые пригодятся первокурснику меда.
1. Готовься: будет непросто, но ты справишься
Поначалу будет просто кошмар: новый коллектив, новые преподаватели (не как в школе), новые здания, между которыми надо бегать с занятия на занятие, пары по 2,5 часа с десятиминутным перерывом, лекции по 100 слайдов десятым шрифтом, которые надо записать от начала до слова конец, для приезжих из провинции — вообще новый город.
Глаза первокурсников лезут из орбит. Но! Через неделю ты понимаешь, что запомнил, где какая кафедра находится, ещё через неделю у вас в группе уже появились локальные, понятные только вам шутки, а ещё через неделю ты сдал первый зачёт по анатомии и гордо звонишь маме: «Я уже почти врач, я сдал кости!». Через полгода ты уже не представляешь своей жизни без белого халата.
2. Ничего не бойся
Глаза боятся, а руки делают. Никого не слушай: впереди прекрасные шесть лет студенческой жизни, о которых ты будешь вспоминать с гордостью и теплотой.
3. Приобрети два белых халата, медицинскую шапочку и анатомический пинцет
Халаты желательно должны быть до колена (или чуть выше) и с длинными рукавами. Хотя я все шесть лет проходила с рукавами ¾, и никто мне и слова не сказал.
Запомни: в университете ты обязан ходить в застёгнутом халате, как бы ни хотелось покрасоваться новым свитером с надписью «ЮНОСТЬ»
Покрасуешься после занятий. Расстёгнутый халат выглядит крайне неопрятно и небрежно. Сразу говорит о тебе как о человеке несерьёзном и инфантильном (особенно, если халат грязный и надет поверх спортивного костюма). К тому же, белый халат — очень значимый символ чистоты и надежды. Не стоит об этом забывать.
4. Анатомия — это твоё все
У древнеримского хирурга и философа Галена есть такой афоризм: «Мне часто приходилось водить рукой хирургов, мало изощрённых в анатомии, и тем спасать их от публичного позора». Анатомию нужно знать (и не только будущим хирургам) и постоянно повторять. Врач, который не знает анатомию, — не врач. Учи её с первых занятий, пойми её и полюби. Найди для себя наиболее подходящий способ запоминания и ни в коем случае не откладывай на потом: перед экзаменом у тебя будет от трёх до семи дней на подготовку и поверь мне, этого времени не хватит.
5. Есть возможность поспать — спи
Тут, конечно, правду говорят. Занятия у первокурсников начинаются в 8.00 и заканчиваются примерно в 17.00, надо доехать до дома, поесть, отдохнуть и снова готовиться к завтрашним парам. Часов в сутках просто не хватает. Поэтому если ты закончил подготовку пораньше или у тебя есть двухчасовой перерыв между парами — ложись спать.
Не понаслышке знаю, что медицинский — это лучшее средство от бессоннницы! В школе я могла валяться в постели до трёх часов ночи без сна, сейчас моя голова ещё не успела коснуться подушки — а я уже в царстве Морфея.
6. Если тебе нужна помощь — попроси
Мне никто никогда не отказывал в помощи, особенно старшекурсники. Во-первых, почти все они, как и я, охотно делятся своими впечатлениями и эмоциями от учёбы. Рассказывают про преподавателей, кафедры, дисциплины, на что лучше сделать упор, а где можно и схалтурить. У старших всегда есть множество необходимых материалов за предыдущие курсы: от методичек до ответов на тест. Не стесняйся просить, вероятность, что тебе откажут, стремится к нулю.
7. Займись ещё чем-то, помимо учёбы
Неважно чем: фитнесом, шахматами или рисованием. Отдых, как известно, это — смена деятельности.
Если все шесть лет всё время просидеть за книгами, то не факт, что ты выйдешь из вуза с красным дипломом, а вот неврозы и испорченное зрение тебе точно обеспечены
Я, помимо учёбы, занимаюсь пластическим театром в театральной студии своего вуза. Успела объездить с выступлениями множество городов: Москва, Тула, Казань, Саратов, Владивосток, Ставрополь, Самара. Театр — это прекрасные эмоции, которые меня вдохновляют и дают мне силы, в том числе и на учёбу. Найди что-то, что поможет тебе отвлечься и будет стимулировать, но не забывай, что абсолютное первенство в твоей жизни сейчас за учёбой.
8. Не торопись стать профессионалом
Если ты поступил в медицинский с твёрдым намерением стать первоклассным хирургом — это похвально, но это не значит, что со второго сентября ты должен учиться накладывать швы. Всему своё время! Для начала сдай анатомию. Потом иди на хирургический кружок, такой есть в каждом вузе, бери научные работы. После третьего курса ходи на дежурства, приклейся к врачу и просись на операции, смотри, читай. Всё будет, но постепенно.
9. Обязательно выдели себе один выходной
Возьми за правило, вечер субботы — это никаких учебников! Давай себе разгрузочное время, чтобы посмотреть сериал, погулять, встретиться с друзьями, или, опять же, поспать лишних часа три. Если не будешь отдыхать, хронический стресс очень быстро обеспечит тебе головные боли, дёргающийся глаз и трясущиеся руки.
10. Получай удовольствие!
Медицина — это наикрутейшая наука, где всё непросто, но очень интересно. Постигай её и цени эти знания, потому что это не только твоя будущая профессия, но и здоровье — твоё, близких, будущих пациентов. Кайфуй от новых знаний, которые не каждому дано постичь, и от умных людей вокруг, которые с тобой на одной волне.
Учись хорошо! И помни: «Медицина поистине есть самое благородное из всех искусств.» © Гиппократ.
6 студентов медицинских вузов рассказывают об учёбе и выбранной профессии
Популярное
Никита Приходкин
студент 6 курса КГМУ (Курский государственный медицинский университет)
Мне не страшно быть ответственным за здоровье людей, ведь может сложиться ситуация, когда от меня будет зависеть жизнь человека. Для этого и нужно учиться (и учиться хорошо). Чем больше будешь знать, тем лучше сможешь оказать ту самую необходимую помощь. А зарплаты не пугают. Думаю, ни один хороший врач голодным не остался. А деньги ведь не самое важное. Важнее удовлетворение от работы.
Процесс учёбы на разных кафедрах в принципе разный. Где-то это интересный разбор теоретического материала, а затем всё подкрепляется разбором на пациентах. Так очень интересно и продуктивно. А где-то, к сожалению, всё сводится к самообучению и пустому просиживанию пар. Вот это уже проблема. Что касается изменений в процессе учёбы, то мне кажется, что большое внимание в медицинском вузе уделяется непрофильным дисциплинам, например гуманитарным, и спрос на них может оказаться весьма серьёзным. Это, на мой взгляд, ни к чему не приведёт.
Про доказательную медицину знаю, это очень хороший и правильный подход, особенно в условиях дефицита средств. Но главное, чтобы он не сковывал врача полностью, а давал некоторую свободу, потому что все пациенты разные и ко всем нужен свой подход.
Сейчас я склоняюсь пойти в неврологию, хотя не на 100% уверен, к тому же туда ещё нужно поступить. Как-то так сложилось, что ещё с первого курса вопросы, касающиеся нервной системы, мне давались лучше всего, а из всех клинических циклов больше всего понравилась именно неврология.
Павел Солошенков
студент 6 курса Первого МГМУ им. Сеченова
На мой взгляд, мотивация — это всегда проблема для человека, который связан с медициной. Изначально, курса до четвёртого, был энтузиазм, я прямо горел этим. Но потом мотивация стала падать. Дело в том, что с 4-го курса мы каждый год повторяем одно и то же, и те люди, которые уже определились с дальнейшей специальностью (в том числе и я), не понимают, зачем учить, например, акушерство и гинекологию, если мы не будем связывать с этим свою жизнь.
Процесс учёбы у нас выстроен везде по-разному, в зависимости от кафедры. Первые три года мы изучаем базовые дисциплины, которые являются основой любой дальнейшей клинической специальности (анатомия, физиология и так далее). На третьем курсе изучается фармакология, патологическая анатомия, патологическая физиология. С четвёртого курса начинаются клинические дисциплины, мы занимаемся на кафедрах в больницах, даже ходим к пациентам, если нам везёт. Но чёткой организации, к сожалению, у нас нет. Есть хорошие преподаватели, которые понимают, что в дальнейшем мы придём на их место, и они стремятся нас чему-то научить. Но их не так много. У нас такая сфера деятельности, где нужна и практика, и теория. К сожалению, у нас акцент идёт больше на теорию, а вообще, я бы даже сказал, на самоподготовку. В итоге получается то, что мы сейчас видим: к врачам сложилось в большей степени негативное отношение. Люди просто не знают, из-за чего это происходит, а происходит вот из-за такого обучения.
То, что потом это выливается в низкие зарплаты, не самый снижающий интерес к медицине фактор. Конечно, хотелось бы и работать на любимой работе, и зарабатывать много денег, но сейчас у всех такая проблема, не только в медицине. Конечно, то, что сейчас происходит на законодательном уровне в плане медицины, оптимизации, это не очень хорошо для практической медицины. Мне кажется, этим занимаются люди, которые в практической медицине не имели никакого опыта.
О доказательной медицине я слышал, у нас есть кафедра клинической фармакологии, которая напрямую этим всем занимается. Преподаватели, которые ориентированы на современные веяния, ездят по конференциям и занимаются саморазвитием, тоже осведомлены об этом и ориентируются на доказательную медицину, когда назначают лечение. Я надеюсь, что они ориентируются. По крайней мере, я точно знаю, что они в курсе.
Когда я поступал, думал, что буду хирургом. Сейчас своего мнения не изменил, пойду в хирургию. Думал когда-то в травматологию пойти, но мой вектор сместился в челюстно-лицевую хирургию. Сейчас мы занимаемся научной работой на кафедре, у нас есть патенты, утверждения которых мы сейчас ждём, проводим операции. Хотелось бы, чтобы эти процессы проходили быстрее, но у нас в институте не всегда хватает оснащения и не для всех.
София Кучерова
студентка 6 курса НГМУ (Новосибирский государственный медицинский университет)
Поскольку моё направление подготовки отличается от других медицинских специальностей, стимул тоже довольно своеобразный. Мы изучаем медицину на молекулярном уровне и имеем возможность в будущем заниматься научной деятельностью. Вдохновляет посещение научно-исследовательских институтов, общение со светилами науки. С каждым годом мы видим всё больше уникальных возможностей для деятельности после выпуска. Это молекулярная биология, вирусология, генетика, биотехнология и многое другое. Соответственно, учёба для меня в удовольствие. Что касается зарплаты: всё ведь зависит от нас самих, от наших способностей, амбиций и квалификации. В любой сфере можно при желании добиться высот.
Обучение длится шесть лет. До четвёртого курса всё довольно стандартно, правда, занятия зачастую длятся с утра до вечера. Начиная с четвёртого курса обучение состоит из циклов: каждый день в течение какого-то времени (от восьми дней до месяца) мы приходим на один и тот же предмет, сдаём зачёт, потом начинается другой предмет и так далее. Занятия циклами очень удобны, студенты ждут четвёртого курса, чтобы наконец вздохнуть свободнее. Информации в учебниках оказывается всегда мало, приходится искать дополнительную литературу, в том числе зарубежную. На русском языке написано, к сожалению, слишком мало. Периодически пользуемся методическими пособиями, которые готовят для нас преподаватели. Современная литература, безусловно, нужна, ведь медицина постоянно развивается. Наиболее важна в процессе обучения практика. Да, практика есть после каждого курса, но всё равно её катастрофически не хватает. Убрать особо ничего не хочется, разве что модернизировать программу безопасности жизнедеятельности. Нам дают огромное количество классификаций и информации об устройстве управляющих структур, но у студентов не откладывается в памяти реальный алгоритм действий в чрезвычайных ситуациях, а ведь именно это и важно.
Для меня вопрос о доказательной медицине показался очень странным, ведь как может преподаватель или врач вообще не знать таких вещей? Мы часто слышим, есть ли доказательная база у какого-либо препарата, бываем на лекциях, где рассказывают, какие этапы проходит метод лечения перед тем как быть внедрённым в клинику. На старших курсах лечебного факультета даже есть отдельный цикл «Доказательная медицина».
Владислав Белюсь
студент 6 курса медицинского вуза Беларуси, автор телеграмм-канала Medtimes
Стимул для учёбы нашёл случайно. На самом деле я жутко не любил первые два курса меда. Максимально скучные, но в то же время важные предметы. Как говорится: без фундамента дом не выстроить. И для того чтобы хоть как-то компенсировать рутину, я пошёл бродить вечерами по больнице скорой медицинской помощи, возле которой я живу и по сей день. Там познакомился с чудесными медсёстрами в хирургии и начал постигать азы сестринского дела. Через полгода вечерних хождений я умел делать любую манипуляцию с закрытыми глазами. Потом наступил третий курс. Я понял, что надо больше общаться с хирургами. Но дальше мыслей дело не пошло. Третий курс оказался тяжёлым. Пропедевтика внутренних болезней, хирургия, патанатомия, патофизиология и фармакология: пять боссов медицины, фундаментальные предметы, без которых врачу не состояться. Все силы были брошены на их освоение, а на хождения по БСМП (больница скорой медицинской помощи) я подзабил. Потом был четвёртый курс, мы перешли на клинические базы (это значит, что теперь мы учились не в универе, а непосредственно в больницах). Не хватало денег, и я пошёл работать медбратом в отделение общей хирургии, благо навыки позволяли. Дальше было ужасное лето с четвёртого курса на пятый, которое я провёл, работая сутками. Случалось, что я брал по три ночи подряд. В конце концов пришло осознание, что в наших странах медработников не уважают и относятся как к прислуге. Стимул учиться сошёл на нет. И я решил завести канал в телеграмме, чтобы своим словом прославлять медицину и доказать хотя бы себе, что не всё так плохо в этой профессии. Весь пятый курс я посвятил учёбе, работе, учёбе, работе — и так по кругу. В голове было много мыслей, и я давал им выход в рубрике мои_заметки, которая со временем стала самой читаемой на моём канале. Долгая учёба? Ничуть, считайте, что это затянувшееся детство, которое позволяет более основательно подготовиться к взрослой жизни и не наделать ошибок, о которых в будущем будешь жалеть. Ну а про зарплаты — тут даже говорить ничего не хочется. Наши врачи очень крутые, и обидно, что их труд стоит так мало. Знали бы вы, сколько талантливых умов утекает за границу в поисках лучшей жизни, где знания и умения ценят больше всего.
Учёба в меде построена очень просто. Принцип 3—3—1. Три года с книгами в универе, три года с книгами в больницах и один год с книгами в качестве помощника врача. Медицина очень консервативна. Подчас лучше старых классических книг ничего нет. Но это что касается первых трёх курсов. Понимаете, нет разницы, по какому учебнику учить анатомию, гистологию, биохимию и физиологию: природа — это же не Apple, новые модели людей не выходят каждый год. Наш университет молодец, у нас есть доступ к современным онлайн-библиотекам на русском и английском языке: универ за это платит — мы пользуемся. На старших курсах мы пользуемся информацией, которую нам дают преподаватели, это что касается каких-либо современных подходов к лечению. Учебники современные, с этим проблем никаких нет. Универ тратит очень много денег на современную литературу. А в нашем деле, сами понимаете, она ох какая недешёвая. К тому же у нас есть собственная онлайн-платформа MOODLE, её разработали австралийцы, а наш универ купил права, и мы ей пользуемся. Это система дистанционного обучения: там представлены деканаты, кафедры и отдел практики. По сути, это такое закрытое облако, которое заменяет информационные стенды на кафедрах, плюс там выкладываются статьи и учебные материалы, написанные нашими преподавателями, вопросы к экзаменам и так далее. Если говорить о предметах, то тут нет ничего лишнего. Врач не может выучить одну область и пойти работать. В медицине всё взаимосвязано. Единственное, на первых курсах раздражало обилие социально-гуманитарных предметов. История, политология и прочая социология казались откровенной чушью, но сейчас понимаешь, что без этого не может состояться человек с высшим образованием. Высшее образование на то и высшее.
У нас весь процесс учёбы построен именно на доказательной медицине. А преподаватели — это её основа. Есть лишь одна причина, почему со времени некоторые врачи забивают на принцип доказательности. Это деньги. Когда, предположим, тебе за 30, а ты живёшь с котом на съёмной квартире, почему бы не заняться шарлатанством. А вообще, все врачи должны руководствоваться именно принципом доказательной медицины.
В этом году я перешёл на шестой курс. Специальность выбрал, как вы уже могли догадаться, хирургическую. Кем стану? Покажет время. Пока путь мне лежит только в общую хирургию (для тех, кто не знает: это аппендициты, грыжи, язвы ЖКТ и так далее). Жалею? Нисколько. Посмотри, что я запою через 2-3 года, хе-хе.
lenar_huzhin
Жизнь прекрасна и многогранна!
В интернете нашел интересную статью, написанной врачом о своей учебе в медицинском университете. В свою трудовую бытность я почти год проработал в Башкирском государственном медицинском университете техником связи АТС и видел трудности учебы студентов, будущих врачей. Оригинал статьи здесь : http://www.happydoctor.ru/
Сегодня, в день Учителя, я решил вспомнить свою учебу на 1-м курсе медицинского университета (БГМУ). Я не зря выбрал такой заголовок. Для всех студентов это самый тяжелый курс, особенно для приезжих. Иногородние студенты полностью меняют обстановку с переездом в другой город, где заботливая мама не сможет покормить завтраком и ужином.
Первый курс очень напоминает школу. Занятия проходят как в школе: письменная работа по пройденному материалу или устный опрос
по журналу, разбор новой темы, лабораторная или самостоятельная работа. Поскольку в группе в медицинских вузах всего по 10-11 человек, успевают спросить всех или почти всех. Отсюда еще одна особенность первого курса — учатся все. Даже будущие бездельники, которые через 3 года начнут открывать книги только перед экзаменом.
А на старших курсах мы потом еще долго вспоминали, как у нас были занятия по анатомии в 8-00. Уже в 7-55 (опоздавших обязательно спрашивали по теме) народ торчал возле учебного кабинета с открытыми учебниками, пытаясь успеть прочитать материал по-новому и с ужасом понимая, что в голове каша и ничего не держится. Кто-то стоял, кто-то сидел или ходил, но в коридоре было тихо: читали все. Уже в кабинете, перед приходом преподавателя, все толпились возле трупа или какого-то органа, пытаясь найти на реальном препарате все, что о нем есть в учебнике.
А после первой пары наша группа вздыхала с облегчением: следующее занятие по анатомии только через пару дней. Наваливалась сонливость: увесистые учебники читали до поздней ночи, пока глаза не закрывались. Поскольку память у меня далеко не феноменальная, я старался читать учебник анатомии заранее. Учились у нас по учебнику анатомии под редакцией Привеса (ударение на первый слог) + 3 тома атласа Синельникова (сейчас уже 4 тома), хотя был и учебникСапина (2 тома), еще более сложный. В Привесе было около 500 страниц, если не больше, из которых 350 надо было знать чуть ли не наизусть. Не помню, сколько десятков раз переиздавался этот Привес, но текст отточен был так, что в изучаемых нами разделах «воды» не было. Готовясь к зачету, я, бывало, уже в 15-й раз перечитывал знакомые страницы, с удивлением находя для себя что-то новенькое. Нужно сказать, что в первые 2 месяца я учился все-таки по Сапину, и лишь потом перешел на Привеса. Сапин хорош тем, что в нем возле каждого латинского названия всегда рядом давался русский перевод. Это мне очень помогало на первых порах, когда мы только приступили к изучению латинского языка. Привес же экономил место и давал русский перевод не всегда.
Со второго семестра (с февраля) на первом курсе начиналась гистология (наука о тканях). В принципе, то же самое, что и анатомия, но на микроуровне. На занятии нам выдавали микроскопы, увеличивающие в 8 и в 40 раз. Сначала я ничего не понимал в том, что вижу, но через несколько месяцев начал различать разные клетки и ткани. Гистология изучается в течение года, после чего нужно сдавать госэкзамен в одну сессию с анатомией. Учебник таких же размеров — около 600 страниц, но занятия 1 раз в неделю, поэтому на каждое занятие приходилось читать по 20-30 страниц учебного текста. Плюс разные кафедральные разработки. На гистологии я научился различать размеры: мкм(микрометры) можно увидеть в световом микроскопе, а нм (нанометры) — нет. А до поступления в вуз для меня это были очень абстрактные понятия.
Учебный процесс на младших курсах построен таким образом, что на каждом занятии мы разбираем новую тему и отвечаем по старой. Примерно 2 раза в семестре по основным предметам у нас бывает зачетное занятие (коллоквиум), на котором сдаем несколько пройденных тем сразу (на анатомии, гистологии, все химиях, латинском, биологии и др.). Оценки по зачетным занятиям лежат у экзаменатора на экзамене, поэтому все старались сдать коллоквиумы как можно лучше. Ведь если там тройки, то пятерку уже не жди (мы учились по 5-балльной системе), и наоборот. Каждую неделю у нас получалось по 1 зачетному занятию, к которому начинали готовиться уже на выходных. Ради этого студенты иногда не читали текущую тему по другому предмету, надеясь, что к коллоквиуму все наверстают. Так и учились — от зачета к зачету.
Главное желание у меня на первом курсе было поспать. Мы даже как-то вывели правило: если нечего делать, надо идти спать. Потому что завтра может навалиться столько новых дел, что поспать будет некогда. Приезжая домой на выходные (к счастью, их было 2 дня, а не один), я отсыпался за всю неделю. Мама за меня даже стала бояться, хотела врачам показать (серьезно! Чуть отговорил). На втором курсе учиться стало полегче, попривычнее, «патологическая» сонливость прошла.
Кратко говоря, мы не скучали. Главный вывод, который я сделал на первом курсе, это то, что я могу выучить ВСЁ. Не в том смысле, что я могу обогатить свою память всеми знаниями, созданными человечеством, а в том, что могу разобраться в любом предмете. На первом курсе умнеешь не по дням, а по часам. Только тут предоставляют уникальную возможность за год разобраться:
Но вот первый курс заканчивается. До сегодняшних дней помню самый счастливый момент моей учебы: я еду домой в конце июня после сданной сессии. Впереди 2 месяца свободного времени, никаких новых тем, зачетов и экзаменов. Таким счастливым по причине учебы я себя не помню. Все последующие годы учебы и экзамены прошли более привычно, без ярких положительных эмоций. Даже получение диплома не вызвало такой радости. Первый курс не повторяется.
В следующий раз напишу о своей учебе на втором курсе. Поздравляю с праздником всех преподавателей, читающих мой блог.