Учение цицерона о государстве и праве характеризуется тем что
Учение Цицерона о государстве и праве
Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.) – знаменитый римский оратор, юрист, государственный деятель и мыслитель. В его обширном творчестве значительное внимание уделено проблемам государства и права. Специально эти вопросы освещены в его работах «О государстве» и «О законах». Целый ряд политико-правовых проблем рассматривается и в других его произведениях (например, в работе «Об обязанностях»), а также в его многочисленных политических и судебных речах. Теоретические воззрения Цицерона в области государства и права находятся под заметным влиянием древнегреческой мысли, и прежде всего учений Платона, Аристотеля, Полибия и стоиков.
Государство Цицерон определяет как дело, достояние народа. При этом он подчеркивает, что «народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов». Основную причину происхождения государства Цицерон видел не столько в слабости людей и их страхе (точка зрения Полибия), сколько в их врожденной потребности жить вместе. Разделяя в этом вопросе позицию Аристотеля, Цицерон отвергал широко распространенные в его время представления о договорном характере возникновения государства. В русле традиций древнегреческой мысли Цицерон уделял большое внимание анализу различных форм государственного устройства, возникновению одних форм из других. Критерии различения форм государственного устройства Цицерон усматривал в «характере и воле» тех, кто правит государством. В зависимости от числа правящих он различал три простые формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию).
Основной порок простых форм государства состоит, согласно Цицерону, в том, что все они неизбежно, в силу присущей им односторонности и неустойчивости, находятся на «обрывистом и скользком пути», ведущем к несчастью. Царская власть, чреватая произволом единовластного правителя, легко вырождается в тиранию, а власть оптиматов из власти наилучших (по мудрости и доблести) превращается в господство клики богатых и знатных. Соответственно и полновластие народа, по оценке Цицерона, приводит к пагубным последствиям, к «безумию и произволу толпы», к ее тиранической власти. Предотвратить подобное вырождение государственности, по мнению Цицерона, можно лишь в условиях наилучшего (т. е. смешанного) вида государственного устройства, образуемого путем равномерного смешения положительных свойств трех простых форм правления. В качестве важнейших достоинств такого государственного строя Цицерон отмечал прочность государства и правовое равенство его граждан. В своей деятельности Цицерон в целом оставался верен основным идеям и принципам той теоретической концепции государства, которую он развивал в своем политическом учении. Ключевая роль и там и тут отводилась представлениям об «общем благе», «согласовании интересов», «общем правопорядке» и т. д. При этом, разумеется, имелись в виду интересы свободных сословий и граждан римской республики, но вовсе не рабов.
Рабство, по Цицерону, «справедливо потому, что таким людям рабское состояние полезно и это делается им на пользу, когда делается разумно; то есть, когда у бесчестных людей отнимут возможность совершать беззакония, то угнетенные окажутся в лучшем положении, между тем как они, не будучи угнетены, были в худшем». Рабство обусловлено самой природой, которая дарует лучшим людям владычество над слабыми для их же пользы. Такова логика рассуждений Цицерона, которые он стремится подкрепить соображениями о соотношении различных частей души: господин так же правит рабом, как лучшая часть души (разум, мудрость) правит слабыми и порочными частями души (страстями, гневом и т. п.).
Идеи Цицерона о государстве и праве
Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.), древнеримский оратор (сохранились 58 его судебных и политических речей), адвокат, политический деятель, создал труды «О государстве», «О законах», «Об обязательствах». Всего сохранилось 19 трактатов Цицерона по риторике, политике, философии и более 800 писем. Цицерон был сторонником республиканского строя, приходившего в упадок в Риме его времени.
Цицерон вводит в правовой и политический обиход понятие гражданина как субъекта права, понятие государства как правового общения. Цицерон впервые вводит определение государства как дела народного (res publicum), вещи народной, достояния народа. Причем народ в понимании Цицерона – не толпа, а сообщество, образованное на основе согласия всех в понимании права и общего интереса. Государство – правовой союз, правовое общение. Здесь у Цицерона возникает идея правового государства, т.е. государства, основанного на справедливости, а не силе.
В вопросе о возникновении государства Цицерон исходил из совмещения теорий Аристотеля (постепенное вырастание из семьи и селения) и Эпикура (договорная теория): государство возникает естественным путем, но закрепляется договором. Одна из важнейших задач государства – охрана собственности. В основе правильного государства лежит право (правовое государство). Все гражданские сословия в правильном государстве соединяются на условии согласия. Правильное государство прочно охраняет формально-правовое равенство своих граждан.
Социальное неравенство справедливо. Рабство Цицерон оправдывал природой: рабами нужно владеть справедливо, у Цицерона положение раба приближается к статусу наемного работника.
Цицерон различал естественное право(fas как богоданное право) и позитивный закон(jus как человеческое право). (Не)соответствие принимаемых в государстве законов естественному (природному) праву является критерием их (не)справедливости. Законы, существующие в государстве, должны соответствовать установленному в нем строю, традициям и обычаям предков. Свои представления о справедливых законах Цицерон конкретизировал в предлагаемых им проектах законов о религии и о магистратах. Цицероном сформулирован самый лаконичный принцип правового государства: «Под действие закона должны подпадать все».
Наилучшей из простых форм правления Цицерон считал монархию, а вообще наилучшей – смешанную форму правления (следуя за Полибием). В зависимости от числа правящих он различал три простые формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию). Среди них Цицерон предпочитает монархию, а менее всего благоволит демократии. Лучшая форма правления – Римская республика – плод многовековой эволюции государственных форм.
Правильные формы государства имеют тенденцию вырождения в неправильные: царская власть – в тиранию, власть оптиматов – в олигархию и плутократию, демократия – в охлократию. При этом исчезает государство как таковое, не говоря уже о праве.
Учение Цицерона о государстве и праве
Цицерон был видным идеологом римской аристократии в период республики. В отличие от греческих авторов он не был философом. Он происходил из всаднического рода (денежная аристократия) и жил в эпоху последнего периода республики Рима, когда республика двигалась к закату. Родился в Риме, был в Греции, изучал греческую философию. В своих социально-политических воззрениях синтезировал лучшие достижения древнегреческой философской мысли с римской историей и теорией права, стал как бы «мостиком» между ними и правовой мыслью Западной Европы.
Происхождение государства
Цицерон вслед за Аристотелем отстаивает идею о естественном божественно-природном происхождении общества и государства. Он утверждает, что человек от рождения наделен тремя, только ему присущими свойствами: разумом, даром речи и потребностью в общении. Благодаря этим свойствам на определенной стадии развития человечества образуются различные формы совместной жизнедеятельности людей, то есть возникает общество.
Первичной формой общественного объединения людей признается семья, из которой в дальнейшем формируется государство. Естественные причины возникновения государства Цицерон видел, во-первых, в стремлении людей к осуществлению общего интереса; во-вторых, в необходимости охраны собственности.
Сущность, задачи и формы государственного устройства
Среди задач государства Цицерон обращал внимание на такие, как:
— сохранение незыблемости сложившихся отношений собственности;
— поддержание должного порядка;
— управление присоединенными к государству территориями;
— обеспечение функционирования нравственных и религиозных норм и ценностей;
Предотвратить вырождение и цикличную замену одной простой формы другой, по убеждению Цицерона, можно при условии введения смешанной формы государственного правления. В смешанной форме государственного правления желательно, чтобы было «нечто выдающееся и царственное, чтобы одна часть власти была уделена и вручена авторитету первейших людей, а некоторые дела были представлены суждению и воле народа». Каждая из трех простых форм в смешанной должны дополнять друг друга. Здесь монархия, представленная властью консулов органично сочеталось бы с аристократией в форме сената и демократией в форме народного собрания и власти трибунов. Полномочия всех трех ветвей власти должны быть равнозначны.
Правовая теория
Естественное право выступает как вечный закон, обязательный для всех. Этот закон вытекает из природы. Он говорит, что ни постановления сената, ни народа не способны освободить людей от естественного закона: «кто не покоряется этому закону, тот беглец от себя». Он не писан, и имеет врожденный характер.
Под естественным правом он понимал:
— не вредить другим, если не будешь спровоцирован несправедливостью;
Цицерон вслед за софистами использовал различие позитивного и естественного права, для критики позитивного права с позиции естественного права. Естественное право выступает критерием справедливости. Цицерон приводит ряд законов, которые не соответствуют естественному праву: 82 г. до н.э., когда Суле представили право жизни и смерти римских граждан. Такие законы заслуживают название законов так же, как принятие решения шайкой разбойников. Позитивные законы должны соответствовать справедливости.
Вывод: труды Цицерона изучили христиане, он сделал шаг в направлении теории правовой государственности, оказал большое влияние на всю последующую человеческую культуру.
Цицерон о государстве: суть учения, основные тезисы, история происхождения
Высказывания Цицерона о государстве — это редкость в истории. Философски настроенный человек, обладающий политической властью. Он родился в Арпине в 106 г. до н. э. Его карьера состоялась во время сумерек «больной» Римской империи. Он был самопровозглашенным конституционалистом, но также преданным человеком, который хотел мира и гармонии превыше всего. Природные взгляды Цицерона о государстве оказывают влияние и по сей день. В отличие от многих своих современников, философ не делал карьеру с помощью войны, а вместо этого использовал ораторское искусство на судах своего времени. Он выступил против тирании Цезаря и впоследствии Марка Антония. В конце концов, Цицерон был убит после того как произнес крайне резкое осуждение последнего в рамках серии выступлений под названием «Филиппики».
Актуальность
Вам будет интересно: Александр Александрович Богомолец: биография, научные труды, основы теории
Учение Цицерона о государстве дает ключевое представление как о развитии современных западных теорий естественного права, так и о структурировании политических сообществ вокруг этих принципов. Учитывая огромное влияние философа, обидно, что похвалы, оказанные ему, резко уменьшились за последние сто лет. Работы Цицерона неизменно оказываются полезными и актуальными, особенно с учетом их широких последствий для западной интеллектуальной и политической истории.
Закон
Вам будет интересно: Князья Шаховские: история рода
Рассуждая о государстве и праве, Цицерон настаивал на том, что гражданская отрасль должна формироваться в соответствии с естественным законом божественного разума. Для него справедливость была не вопросом мнения, а фактом. Мнение Цицерона о государстве, о законах было таковым:
Они распространяются по всему человеческому сообществу, неизменно и вечно, призывая людей к выполнению своих обязанностей по приказам и удерживая их от неправомерных действий своими запретами. Если гражданское право не соответствует заповедями природы (божественным законом).
Философ утверждал, что по определению первое нельзя по-настоящему считать нормой, поскольку истинное распоряжение является «правильной причиной в гармонии с природой». Поскольку человечество получает справедливость от сущности человека и его отношения к окружающей среде, все, что противоречит этому, не может считаться справедливым или законным. Учение Цицерона о государстве и праве пришло к выводу, что принципы справедливости имеют четыре аспекта:
Естество
Вам будет интересно: Любимый автомобиль Гитлера (фото)
Согласно принципу Цицерона о государстве, оно существует, чтобы подсоблять законы, которые находятся в гармонии с универсальными принципами природы. Если страна не поддерживает правильную причину в согласии с естеством, это неполитическая организация. В высказываниях Цицерона о государстве, о законах говорится о том, что эти понятия носят нормативный характер, а не общепринятый. Он утверждал, что без воплощенного в праве ключевого элемента справедливости невозможно создать политическую организацию. И также философ отмечает, что «в человеческих сообществах принято много вредных и пагубных мер, которые не приближаются к законам больше, чем если бы банда преступников согласилась сделать некоторые правила».
Три политические идеи Цицерона
Основа философии Цицерона состоит из трех взаимосвязанных элементов: вера в природное равенство и непринужденное для человека государство. Подлинное значение Цицерона в истории политической мысли заключается в том, что он дал доктрине стоиков естественного права заявление, в котором оно было широко известно во всей Западной Европе с его дня оглашения вплоть до XIX века.
Цицерон о государстве и праве говорил не первый. Так, например, в некоторых работах заметно, что он объединил платоновские принципы и справедливости вечного и стоического верховенства и универсальности права, как оно существует в природе. Разносторонний закон естества связывает всех людей вместе.
Естественные правила неизменны, и их можно найти во всех народах. Эта универсальность права составляет основу мира. Поскольку нормы природы являются высшими, никто не может его нарушать.
По словам Цицерона, истинный закон — это верный разум в согласии с природой. По его мнению, естество — высшее проявление правильного сознания. Это универсальное применение, неизменное и вечное. Он призывает к выполнению своих распоряжений и предотвращает неправильные действия своими воспрещениями.
Вам будет интересно: Когда Прибалтика вошла в состав СССР: годы и история вхождения
Его команды и запреты всегда влияют на хороших людей, но никак не сказываются на плохих. Попытка изменить этот закон не является грехом, так же как нельзя пытаться отменить какую-либо его часть или полностью его.
Цицерон привел понятие абстрактного разума и естественного права в непосредственную связь с деятельностью человеческого сознания и законодательством государства. Если людское право соответствует рассудку, оно не может противоречить природе.
Это подразумевает, что, согласно Цицерону, человеческое законодательство, нарушающее закон естества, должно быть признано недействительным.
Понятие естественного равенства
Концепция паритетности Цицерона является еще одним аспектом его политической философии. Люди рождены для справедливости, и это право основано не на мнении человека, а на природе. Нет никакой разницы между людьми в глазах естественного закона. Все они равны. Что касается изучения и владения собственностью, то, несомненно, существует разница между одним человеком и другим.
Но обладая разумом, психологическим обликом и отношением к добру и злу, все люди равны. Человек рожден, чтобы добиться справедливости, и в этом отношении не должно быть никакой разницы.
Все люди и человеческие расы обладают одинаковой способностью к опыту и все они равно могут различать добро и зло.
Комментируя взгляд Цицерона на естественное равенство, Карлайл сказал, что никакие изменения в политической теории не столь поразительны в своей полноте, как переход от Аристотеля к понятию естественного равенства. Данный философ также думал о равноправии среди всех. Но он не был готов предоставить гражданство всем людям.
Это было ограничено только отобранным числом. Так что идея Аристотеля о равенстве не была всеобъемлющей. Лишь немногие были равны между собой. Цицерон рассматривал равенство в моральной перспективе. То есть все люди созданы Богом, и они рождены для справедливости. Поэтому искусственная дискриминация не только несправедлива, но и аморальна.
Долг любого политического общества — обеспечить определенное достоинство каждому человеку. Цицерон отказался от давней идеи рабства. Невольники не являются ни инструментом, ни собственностью, они люди. Таким образом, они имеют право на справедливое лечение и независимую личность.
Идея государства
Цель Цицерона в республике состоит в том, чтобы сформулировать концепцию идеального общества, как это сделал Платон в своем государстве. Он не делал никаких попыток скрыть свою основанность на Платоне.
Он принял ту же технику диалога. Но Цицерон о государстве говорил, что оно не является воображаемой организацией. Это ограничено только римским обществом, и он привел иллюстрации из истории империи.
Содружество — это собственность народа. Но люди — это не какая-то совокупность, собранных каким-либо образом, а множество, которые в большом количестве связаны между собой соглашением относительно справедливости и партнерства на общее благо.
Первопричиной таких ассоциаций является не столько слабость индивида, сколько некий социальный дух, который природа заложила в него. Ибо человек не одинокое и не общественное существо, но рожденный с такой природой, что даже в условиях большого процветания он не желает быть изолированным от своих собратьев.
Цицерон о государстве и праве (кратко)
Общество основано на соглашении делиться общим благом. Еще одна особенность государства Цицерона — люди собрались вместе, руководствуясь не своей слабостью, а общительной природой. Человек — не одиночное животное. Он любит и привыкает к себе подобным. Это врожденная природа. Именно рациональное поведение людей отвечает за основание государства. Следовательно, можно назвать это необходимым объединением.
Это полезно для достижения общего блага. Цицерон сказал, что нет ничего, в чем человеческое превосходство могло бы более приблизиться к божественному, чем в основании новых государств или в сохранении уже созданных.
Желание делиться общим благом настолько горячо, что люди преодолевают все соблазны удовольствия и комфорта. Таким образом, Цицерон формулирует концепцию, которая в то же время является исключительно политической. Его идея государства и гражданства поразительно напоминает мысль Платона и Аристотеля.
Естественно, все участники общества должны заботиться о достоинствах и недостатках друг друга. Поскольку государство является корпоративным органом, его авторитет представляется коллективным, и происходит от людей.
Когда политическая власть будет должным образом и законно исполнена, она будет рассматриваться как воля народа. Наконец, государство и его закон подчиняются Богу. В теории государственной силы Цицерона не занимают очень важного места. Только ради справедливости и правильной силы можно пользоваться.
Вам будет интересно: Когда Прибалтика вошла в состав СССР: годы и история вхождения
Как и Полибий, Цицерон предложил три типа правления:
Все формы государства Цицерона имели рост коррупции и нестабильности, и это приводит к падению власти.
Только смешанная конфигурация является надлежащей гарантией стабильности общества. Цицерон предпочел республиканскую форму правления как идеальный пример сдержек и противовесов для стабильности и пользы политической системы.
По мнению Даннинга, хотя Цицерон следовал Полибию в теории сдержек и противовесов, было бы неправильно предполагать, что он не обладал какой-либо оригинальностью мышления. Смешанная форма правления Цицерона менее механична.
Не может быть никаких сомнений в том, что в приграничном регионе, где встречаются этика, юриспруденция и дипломат, Цицерон выполнил работу, которая дает ему важное место в истории политической теории.
Закон как часть природы
Властные и культурные идеи, лежащие в основе римского права, стали более отчетливыми в последние столетия республиканского периода, особенно благодаря обширным работам юриста и философа Цицерона (106-43 гг. до н. э.), который пытался, но не смогли защитить республику против восстания такого диктатора, как Юлий Цезарь. Хотя Цицерон проиграл эту политическую битву, его идеи сильно повлияли на более позднюю западную мысль, включая прообраз основателей Америки. На протяжении девятнадцатого века философ считался образцом ораторского искусства и ведущим мыслителем по правовым и политическим вопросам. В частности, Цицерон известен тем, что изменил и передал греческую стоику традицию естественного права, т. е. идею о том, что существует универсальный закон, который является частью самой природы.
Естество не только наделило человека разумом, но и дало ему чувства наставника и посланника. А также неясные, недостаточно разъясненные представления о многих вещах как основу знания. Все это действительно предисловие и его цель состоит в том, чтобы упростить понимание того, что справедливость присуща природе. Мудрейшие из людей считали, что закон не является продуктом человеческой мысли и не представляется актом народов, а скорее вечным, которое управляет всей вселенной своей мудростью в команде. Таким образом, они привыкли говорить, что закон — это первичный и конечный разум Бога, чье сознание руководит всеми вещами либо принуждением, либо сдержанностью.
Человеческое равенство
Человек должен осознавать, что рожден для справедливости, и это право основано не на мнении людей, а на природе. Это уже станет очевидным, если изучить общение и связь людей между собой. Ибо нет ничего такого похожего, как один человек на другого. И, поэтому, как бы ни был определен один, установление будет применяться ко всем. Это является достаточным доказательством того, что между видами нет никакой разницы в природе. И действительно, разум, который один поднимает над уровнем зверей, безусловно, является общим для всех. Хотя он различается в том, что способен учиться. Именно это право является причиной происхождения государства.
Цицерон: правительство существует для защиты
Должностное лицо должно в первую очередь заботится о том, чтобы каждый имел то, что ему принадлежит, и чтобы публичные действия не ущемляли частную собственность. Главной целью при создании городов и республик было то, что каждый человек мог иметь то, что ему принадлежит. Ибо хотя под руководством природы люди были объединены в общины, в надежде на защиту своего имущества они стремились отразить нападки на города.
Про формы государства Цицерон и Макиавелли говорили:
Каждая республика должна управляться каким-то совещательным органом, если он постоянный. Эта функция должна быть либо предоставлена одному человеку, либо определенным избранным гражданам, либо ее должен выполнять весь народ. Когда верховная власть находится в руках одного человека, его называют королем, а эту форму государства — царством. Когда выбранные граждане обладают властью, общество, как говорят, управляется аристократией. Но народное правительство (так оно и называется) существует, когда вся власть находится в руках людей. Если узы, которые первоначально объединили граждан в партнерстве с государством, сохраняются, любая из этих трех форм правления может быть терпимой.
Теперь вы знаете, что говорил Цицерон о государстве.