Ученые считают что прототипом казахской юрты является
Тесты по истории Казахстана 2006. Вариант 10
1. Согласно исследованиям ученых, прототипом юрты считается:
+A) Круглое жилище андроновцев.
B) Сибирский чум.
C) Индейский вигвам.
D) Бедуинский шатер.
E) Шалаш.
2. Заморские саки — парадарайя проживали в:
A) Центральном Казахстане.
B) Южном приуралье.
C) Долине Мургаба.
D) Семиречье.
+E) Приаралье.
3. После раздела монгольской империи территория Восточного Дешт-и-Кыпчака вошла в улус:
+A) Джучи.
B) Чагатая.
C) Тулуя.
D) Угедея.
E) Тоглук-Тимура.
4. Национально-освободительное восстание 1916 года носило характер:
A) Буржуазно-демократический.
B) Феодальный.
C) Социалистический.
+D) Антиколониальный.
E) Монархический.
5. Съезд Компартии Казахстана объявил, о роспуске партии в:
A) 1989г.
B) 1987г.
C) 1988г.
+D) 1991г.
E) 1990г.
6. Основание Казахского ханства связано с именами султанов
A) Абулхаира и Махмуда.
+B) Джанибека и Керея.
C) Аблая и Уали.
D) Касыма и Акназара.
E) Иренчи и Бурундук.
7. В 1850 году Шокан Уалиханов осуществил съемку бассейна:
A) Зайсана.
B) Арала.
C) Балхаша.
D) Алаколя.
+E) Иссык-Куля.
8. Ислам был объявлен государственной религией в:
A) Тургайской автономии.
+B) Туркестанской (Кокандской) автономии.
C) Республике Алаш.
D) Сырдарьинской области.
E) Казахской АССР.
9. В 1921 году для голодающих детей были созданы:
A) Детские комитеты.
B) Гимназии.
C) Школы.
D) Детские сады.
+E) Детские дома, приюты, столовые.
10. Проводник идеи регионального вождизма в 1925-1933 годах в Казахстане.
A) С.Сейфуллин.
B) С.Садвакасов.
+C) Ф.Голощекин.
D) Ж.Мынбаев.
E) А.Андреев.
11. Посланцы ЦК ВКП(б) в Казахстан, репрессированные в годы террора:
+A) Л.И.Мирзоян, К.Я.Рафальский.
B) М.Масанчи, Т.Рыскулов.
C) И.Жангусуров, М.Жумабаев.
D) С.Шарипов, М.Жанибсков.
E) М.Дулатов, Б.Майкутов.
12. Казахстанский поэт-партизан:
A) А.Тажибаев.
B) Б.Момышулы.
+C) Ж.Саин.
D) Б.Булкишев.
E) А.Нуршаиков.
13. Переориентация предприятий, выпускавших военную продукцию, на производство гражданской продукции — это:
+A) Конверсия.
B) Национализация.
C) Эвакуация.
D) Приватизация.
E) Реэвакуация.
14. Идею образования Евразийского союза государств предложил:
A) А. Акаев.
+B) Н. Назарбаев.
C) Б. Ельцин.
D) И. Каримов.
E) Г. Алиев.
15. В период неолита родовая община представляла собой:
A) Соседскую общину.
+B) Материнский род.
C) Отцовский род.
D) Смешанную общину.
E) Большую общину.
16. В 1141 г. власть над Западным и Восточным ханствами караханидов перешла к:
A) Хорезмийцам.
B) Найманам.
+C) Каракитаям.
D) Сельджукам.
E) Киданям.
17. Добиться независимости от тимуридов удалось Могулистану при:
A) Енге-торе.
B) Есен-буге.
C) Вайс-хане.
+D) Мухаммад-хане.
E) Хызр-ходжа-хане.
18. Восстание под руководством султана Кенесары произошло в:
A) 1836-1838г.г.
B) 1835-1845г.г.
C) 1840-1850г.г.
+D) 1837-1847г.г.
E) 1812-1824г.г.
19. Территория Бокеевской Орды.
A) Семиречье.
+B) Междуречье Волги и Яика.
C) Центральный Казахстан.
D) Восточная часть земли Младшего жуза.
E) Юго-западное побережье Каспийского моря.
20. Годы жизни казахского ученого, общественного деятеля Ш.Уалиханова
+A) 1835-1865 гг.
B) 1835-1873 гг.
С)1835-1872 гг.
D) 1835-1870 гг.
E) 1835-1867 гг.
21. Битва при Узунагаче, показавшая военную слабость Коканда, произошла в:
A) 1858 году.
+B) 1860 году.
C) 1857 году.
D) 1859 году.
E) 1861 году.
22. Известный всему миру ученый, автор книг «Киргизский, край» и «Туркестанский край».
A) А.Левшин.
B) В.Радлов.
+C) П.Семенов-Тянь-Шанский.
D) Ш.Уалиханов.
E) Г. Потанин.
23. В результате переселенческой политики царизма у казахов в 1906-1907 гг. было отнято:
+A) 17 млн. десятин земли.
B) 14 млн. десятин земли.
C) 20 млн. десятин земли,
D) 10 млн. десятин земли.
E) 5 млн. десятин земли.
24. Первый председатель СНК, избран в 1920г.:
A) Б. Каратаев.
B) С. Мендешев.
C) С. Пестковский.
D) А. Джангильдин.
+E) В. Радус-Зенькович.
25. Человек периода среднего палеолита:
A) Питекантроп.
B) Синантроп.
+C) Неандерталец.
D) Австралопитек.
E) Кроманьонец.
26. В III-V вв. н.э. в искусстве степных племен развивается:
A) Звериный стиль.
B) Отжимная техника.
C) Геометрический орнамент.
D) Резьба по дереву.
+E) Полихромный стиль.
27. По реформе 1867-1868 гг. контроль над деятельностью областного управления осуществлял:
A) Министр внутренних дел.
B) Глава государства.
C) Генерал-губернатор.
D) Военный губернатор.
+E) Вице-губернатор.
28. Ыбрай Алтынсарин открыл, первую школу-интернат для казахских девочек в городе:
A) Тургае.
+B) Ыргызе.
C) Уральске.
D) Оренбурге.
E) Кустанае.
29. Курмангазы родился в:
A) Крепости Атырау.
B) Крепости Кулагинской.
C) Акмолинской области.
+D) Букеевской Орде.
E) Семиреченсвдй области.
30. Осужденные за декабрьские события 1986 года, образовали свою партию «Желтоксан»
A) В 1989 году.
B) В 1991 году.
+C) В 1990 году.
D) В 1987 году.
E) В 1988 году.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Казахская юрта – дом без углов
В путевом очерке «По киргизской степи», напечатанном в журнале «Вокруг света» в 1897 году (№50), русский путешественник-исследователь К. Носилов писал: «Нас пригласили в юрту. Просторная кошомная юрта оказалась настолько чистой, настолько опрятно, что нам в первый раз приходилось видеть что-либо подобное в этой степи казахов… Кажется, ничего нет приятней в степи летом, как в жару зайти в полутемную, чистую, просторную юрту…» [1]
С интересом описывали юрту и другие русские путешественники-исследователи. Со времени появления юрты минуло много веков. Но и по сей день она остается самым надежным и удобным жилищем для тех, кому по условиям труда приходится часто менять места временных стоянок. Это чабаны, геологи, оленеводы…
Опыт убедительно подтвердил, что наилучшим кочевым домом для чабанов на отгоне (как в настоящее время, так и на ближайшее будущее) является юрта казахского образца. В ней в жаркое лето прохладно, в холод – тепло и сухо в дождливые дни. Она устойчива против ветра. При переезде легко разбирается и собирается вновь на другом месте [2].
Великолепное описание юрты сохранилось в народном эпосе: «Огузнаме», «Китаби Коркут», «Манас», «Козы Корпеш – Баян-сулу», «Кыз Жибек». Описание юрты встречается в трудах ученых и путешественников XVI-XVIII вв. – у Разбихана, О. Пешеля, И.П. Фалька, П.С. Паласа, И. Георги, Ш. Уалиханова, Б. Залесского, Б.А. Федченко, А.И. Якоби, П.Е. Маковецкого, О.И. Харузина, А.К. Гейнса и др. Юрты как предмет быта казахов широко экспонировались на различных выставках. На парижскую выставку 1861 года была отправлена юрта Алмеса. Юрты Ш. Уалиханова и Арынгазы Ханкожина были показаны на выставке при Московском университете в 1867 году, юрта Мейрама Жанайдарова демонстрировалась на III конгрессе ориенталистов в Петербурге в 1876 году и т.д. [3]
По своему назначению юрты делились на 3 основных типа: 1) юрта – жилище; 2) парадные юрты (аң үй, аң орда, боз үй, отау үй); 3) походные юрты. Кроме этих основных типов были юрты для приготовления пищи, юрты-склады и т.д. В походах, в пути при перекочевках ставились временные юрты, небольшие по размеру, простые по конструкции.
Казахская юрта – киіз үй – относится к тюркскому (кыпчакскому) типу разборных решетчато-войлочных построек, «которая с точки зрения конструктивной не превзойдена ни одним из кочевых народов и является самым совершенным из переносных жилищ» [4]. По сравнению с монгольской она имеет более высокое куполообразное очертание крыши, позволяющее выдержать ураганные ветры, дождь и снежные наносы. Академик А. Маргулан считал, что по сравнению со срубным или глинобитным домом современная нам войлочная юрта является относительно поздним жилищем, в котором трансформированы основные элементы его ранних прототипов [5]. Киіз үй состоит из красиво изогнутых складывающихся решетчатых стен – кереге, сводчатых жердей – уыков, верхнего обруча – шанырака. Все это обвязывается веревками и ковровыми дорожками, покрывается по бокам четырьмя туырлыками, поверх их – двумя узуками и тундуком [6], составляющими стены и кровлю жилища, надежно защищающими от непогоды.
Походная юрта – жол үй, или аблайша, представляла собой маленькую, из трех-четырех кереге, с короткыми уыками и миниатюрным шаныраком кибитку. Қос – жилище пастухов в отличие от обычной общепринятой юрты имел конусообразную форму за счет прямых жердей-уыков, воткнутых в землю и связанных вверху волосяной веревкой, продетой в отверстия на их концах. Жерди в данном случае выполняли функции и решетчатой стены – кереге и свода.
По размерам и внутреннему убранству юрты можно было определить степень имущественного положения ее обитателей. У бедноты, например, были маленькие, тесные, иногда даже без шанырака трех-, четырехстворчатые юрты. Нередко они обходились и двумя развернутыми и скрепленными друг с другом поверху кереге, покрытыми лишь одним темным туырлыком. Этот вид жилья назывался шайла – шалашом. А совсем обездоленные ставили курке – балаганы из трех связанных вверху жердей – бақан, прикрытых с подветренной или солнечной стороны кошмой или чием.
Юрта как жилище была очень удобна летом, но условия жизни в ней зимой при сильных морозах, ветрах, срывавших нередко ее войлочное покрытие и опрокидывавших каркас, были очень тяжелыми. Интерьер юрты, как это подтверждают исследования этнографа М.С. Муканова, базировался на лучших народных традициях. По его мнению, различные предметы из войлока, тканые изделия, узорчатые циновки, настенные ковры, вышивки, домашняя утварь, отеланная резьбой по дереву, инкрустацией костью, росписью и т.д. сохранили циклы производства древних мастеров и основы национального узоротворчества.
Мы находим подробное описание утвари юрты в работе А.А. Диваева «Этнографическое жизнеописание казахов». «Утварь. Вся юрта застилается кошмами, коврами и палацами. По краям ее поверх сундуков высятся горки одеял и подушек. В Казалинском уезде почти в каждой более или менее зажиточной юрте можно увидеть деревянные раскрашенные кровати (одна). Вблизи города встречаются кровати железные. Справа от выхода помещается сундук с чайными или столовыми принадлежностями: самовар, кумган, таз, деревянная большая чаша – табақ(очень большое деревянное блюдо, называемое шара-табақ) и чара служит для помещения мяса и кумыза. Қымыз и сорпа (бульон) разливается большой деревянной ложкой, называемой важау. Самая большая разливная ложка для бульона называется чумич. Справа же от входа висят торсуки с қымызом и айраном. Қымыз в торсуке перемешивается деревянными мешалками пішпек (отсюда название города Пишпек).
Постель (төсек)
Четки (тәспе)
Халат (шапан)
Одежда (киім)
Ковер (кілем)
Алаша (палас)
Кошма (киіз)
Одеяло (көрпе)
Подушка (жастық)
Молитвенный ковер (жайнамаз)
На кереге можно увидеть развешанную одежду, ковровую сумку (аяққап) слева от входа, в которой хранят запасные домашние вещи: торбу, полотенце, четки, женские бусы из сердолика. Четки бывают: перламутровые, деревянные и каменные. Книги в юрте встречаются очень редко, только иногда встречаются сказки из киргизской и арабской жизни казахского издания. Также Коран и другие книги религиозного характера» [7].
Войдя в богатую юрту, человек попадал обычно в неповторимый мир орнамента. Пол застилался коврами паласного типа, текеметами, көрпеше – ватными одеялами, расчитанными на постилку для сидения, на которые разбрасывали жержастық– подушки жесткие, а когда приходили наиболее почетные гости – еще и құсжастық, көпшік – подушки мягкие, набитые перьями. На стене вешали разноцветные ковры.
В центре юрты ставили обычно очаг – треножник с котлом для приготовления пищи на огне. А в парадной юрте имелся круглый стол для трапезы, который покрывался дастарханом (дастархан) – скатертью.
При входе в юрту слева, как полагается, висели принадлежности конской сбруи, приспособления для охоты с ловчей птицей. Чуть подальше ставилась деревянная кровать – төсекағашдля молодоженов с шымшылдыком – пологом, прикрывавшим их постель от посторонних глаз. Рядом с төсекағаш на двух-трех подставках – жүкаяқ ставили набитые домашними вещами войлочные или ковровые чехлы – қаршын, тен, а на них два-три сундука (абдре), поверх которых складывали одеяла, подушки, чтобы продемонстрировать достаток жившей в юрте семьи. Справа от входа ставили асадал – разборный шкаф для посуды, скатертей, салфеток; кебеже – ларь для продуктов; кухонные принадлежности. Здесь же висели настенные сумы – аяққап– для посуды, теркеш – футляры для кесе – пиал.
Наряду с юртой часть казахов, кочевавших вместе со скотом, имела и постоянные зимние стоянки – қыстақ, қыстау с жилыми и хозяйственными постройками. В них на лето оставались лишь те, кто занимался заготовкой сена, примитивным земледелием, поскольку сенокос, уборка хлеба, ремонт жилья привязывали их к месту зимовки. Отправляя свой скот на джайляу вместе с некоторыми членами семьи, они ставили тут же рядом с кыстау юрты и жили в них до возвращения стада на зимовку.
7. Байтанаев Б.А. А.А. Диваев – очерк жизни и деятельности. – Шымкент – Алматы, 2004. – С. 210-211
Материал предоставлен Научно-экспертным советом Ассамблеи народа Казахстана, статья из книги д.п.н., профессора А. Калыбековой «Народная мудрость казахов о воспитании», Алматы, 2011 г.
Юрта и особенности мировосприятия казахов
Следующим, тесно взаимосвязанным с шаныраком элементом являютсяуыки(подпорные жерди опирающие шанырак. Некоторые ученые полагают, что по углу падения солнечных лучей через верхнее отверстие (шанырак) юрты на кончики жердей, которых бывает около 60, можно определить время [14, С. 175].
Тюрко-монгольские параллели в названиях частей юрты касаются также и названия купольных жердей: «уык», монгольский «уни» [15,С. 65], калмыцкий «унин» [19, С. 10]. Очевидно, «уык» в семантическом отношении восходит к «ок» (стрела). В самом деле, длинная жердь, заостренная, с одной стороны, напоминает стрелу, копье.
Если считать более или менее доказанным заимствование решетчаторазборной юрты древнетюркского типа монгольскими кочевниками [21, С.52-54; 22, С.52-54], то и заимствование названия юрты в несколько измененном виде не вызывает сомнения.
С шаңырака внутрь юрты спускались тканые или плетеные узкие ленты – желбау. В случае сильного ветра их привязывали к колу, вбитому в середине юрты.
В заключении можно сделать вывод, что, символика юрты в традиционном мировоззрении казахов определил и мировоззренческий опыт повседневного быта. Говоря о казахской юрте, можно с уверенностью сказать, что как жилище она была не только точно рассчитана и продумана с учетом потребностей быта кочевников, а ее убранство отличалось орнаментальным изяществом декора, но и сам принцип построения юрты был отражением их взглядов на окружающий мир.
15 вопросов и ответов о юртах: что нам известно о самом древнем жилище?
Юрта — это круглый дом кочевника, укрытый шкурами. Это знает каждый взрослый и даже ребенок. Но что еще нам известно о праматери всех жилищ? Оказывается, что совсем немного. Давайте разбираться!
1. Откуда взялось название «юрта»?
Слово юрта пришло в русский язык из тюркского «jurt». Первоначально оно переводилось как «народ», позже так стали называть жилища кочевого народа, пастбища и даже родовые земли. В современных казахском и киргизском языках есть слово «ата-журт» — отечество или родина, но буквально это словосочетание переводилось как «отцовский дом».
Сходное по звучанию с юртой слово имеется и в монгольском языке — гэр, здесь это также синоним дома. Получается, что с языков многих кочевых народов «юрта» переводится просто как «дом» или «жилище», что подчеркивает ее важность и значимость.
2. Когда появились первые юрты?
Об этом до сих пор спорят ученые, историки и искусствоведы. Наиболее распространены две версии: XII—IX или VIII-V века до нашей эры. Первая версия предполагает, что юрты — это жилища андроновцев, живших на Урале, в Сибири и Средней Азии еще в бронзовом веке. Но их варианты юрты похожи на бревенчатые хижины, то есть не совсем такие, какими из знают сейчас.
А вот жилища кочевников, живших на той же территории в VIII-V веках, практически такие же, какими мы сегодня знаем юрты. Достоверно известно, что юртами пользовались хунны, тюрки, монголы, казахи и туркмены, но у каждого народа были свои варианты.
3. Почему юрта круглая?
Казалось бы, простой вопрос, какой чаще всего задают дети. Но ответить на него не так легко. Сегодня много говорится о сакральном смысле круга и значимом делении внутренней площади. Но все эти размышления появились намного позже, чем привычная форма. Ученые утверждают, что кочевники, жившие в степях, выбрали круглую форму из-за того, что она имеет наименьшую сопротивляемость к ветру, который гуляет постоянно. Именно такие жилища могли выстоять в любой ураган.
Уже много позже физики и строители доказали, что круглые здания еще и наиболее устойчивы, а также гораздо вместительнее своих четырехугольных собратьев.
4. Чем монгольская юрта отличается от казахской?
Монгольская и казахская юрта хотя и очень похожи, но все же имеют различия. Они обе произошли от древнетюркского прототипа.
Казахская юрта состоит из раздвижного основания (кереге), купола (ууки), подвижных канатов (сагнаки) и шанырака (отверстия в куполе). Вход может закрываться дверью или войлочным полотнищем.
Монгольская юрта состоит из деревянного каркаса (ханы), наклонной кровли из жердей (уни), центральных опор и тундюка (аналог шанырака). Вход обычно закрывается стеганым войлочным полотнищем.
5. Зачем нужно отверстие в куполе?
Отверстие в куполе, которое называют шанырак или тундюк, имеет сразу несколько функций. Это и вентиляционная шахта, и освещение, и часы, и ритуальный символ. Установка юрты обычно делалась так, чтобы первые лучи света через шанырак падали на мужскую половину, а закатные лучи — на женскую.
6. Можно ли в юрте жить зимой?
Да, в юртах можно жить зимой. Структура жилища такова, что в нем не холодно в морозы. Даже в условиях суровых снежных зим достаточно поставить печь или организовать отопление иным способом, чтобы чувствовать себя комфортно.
7. Не жарко ли в юрте летом?
В юрте не жарко летом, внутри благодаря плотному слою войлока или других утепляющих материалов поддерживается комфортная температура. Жара не лезет внутрь.
8. Сколько можно жить в юрте?
В юрте можно жить сколько угодно. Хотя это и мобильное жилище, оно предназначено для комфортного проживания в любой период года. При желании можно в нем жить на одном места, как на даче или в загородном доме, годами. А можно несколько раз в год перевозить с места на места: к реке, на лесную поляну, к морю или к горам.
9. Как в юрте устроен пол?
Устройство пола в юрте может быть очень разнообразным. Чаще всего используется несколько стандартных вариантов: земля покрывается плотными деревянными щитами или же коврами, овчиной, современным плотным материалом. Возможно совмещение двух вариантов.
10. Сколько времени требуется на сборку юрты?
Так как главным преимуществом юрты является мобильность, полная сборка на новом месте осуществляется всего за 1,5-2 часа (если этим занимаются знающие люди). Разборка проходит и того быстрее — для ее разбора и укладки на транспорт достаточно 30-50 минут.
11. Как отапливается юрта?
Самый распространенный способ обогрева юрты — это «буржуйка», печь могут дополнительно обкладывать кирпичом, чтобы увеличить отдачу тепла.
12. Как юрта устроена изнутри?
Конечно, современные юрты, которые используются как мобильные дачи, редко устанавливаются и обставляются в соответствии с традициями. Но ранее у кочевников принято было ориентировать дом так, чтобы двери выходили на юг, при этом восточная половина считалась мужской, а западная — женской. В центре, строго под отверстием в куполе, устанавливался очаг. За очагом напротив входа располагалось все ценное, что было у хозяев. Между этим хранилищем и очагом было почетное место, которое обычно отводили гостям.
13. Как правильно хранить юрту и ухаживать за ней?
В разобранном виде нужно хранить полностью высушенные и правильно уложенные элементы юрты в крытом, желательно, сухом помещении.
14. Не страдает ли юрта от осадков?
Современная юрта, полог которой изготавливается из прочных и влагоустойчивых материалов, не боится дождя и снега. Когда идет дождь или снег, шанырак на время закрывается. А в период таяния снега, чтобы уберечь обивку стен, низ юрты оборачивают брезентовой полосой, шириной около 30 см.
15. Кто живет в юртах?
Традиционно в юртах жили кочевые племена. До сих пор такими жилищами пользуются на Алтае, в Казахстане, Кыргызстане, Монголии, Туркмении. Также мобильный дом популярен у рыбаков, охотников, пасечников и туристов, но обычно ими он используется сезонно.
Ученые считают что прототипом казахской юрты является
Электронный научный журнал «edu.e-history.kz»
Контент журнала ориентирован на студентов, магистрантов, докторантов, соискателей, молодых специалистов, преподавателей и научных работников различных стран, занимающихся проблемами истории Казахстана и Центральной Азии, Евразийского пространства.
ЕГИЗБАЕВА М.К.
ЮРТА И ОСОБЕННОСТИ МИРОВОСПРИЯТИЯ КАЗАХОВ
Электронный научный журнал «edu.e-history.kz» № 1(05), 2016
Юрта кочевников является продуктом длительного развития, постепенного совершенствования более примитивных типов жилищ. О происхождении юрты существует разные мнения. Немало археологических материалов и письменных источников свидетельствуют об использовании юрты и ее исходных прототипов. В процессе изучения, развития андроновского жилища, ученым удалось решить вопрос о происхождении юрты – удивительного по своей простоте и гениальности передвижного жилища кочевников. Считали, что она могла развиваться из бедуинского шатра, сибирского чума, шалаша. В ходе раскопок андроновских поселении Чаглинка, Петровка, Атасу, Бугулы, в слоях ХІІ-ІХ вв. до н.э. были открыты круглые или многогранные постройки с каркасными стенами из вертикальных жердей, с решеткой из плетня, с коническим либо пирамидальным перекрытием, опирающимся на раму, через которую выходил дым. Поэтому не без основания можно считать, что юрта возникла в глубокой древности и прототипом, прообразом ее явилось легкое круглое жилище андроновцев [1, С. 56 б].
Тесная связь и параллель между образно-концептуальной моделью мира и юртой прослеживается в ее строении. Каркас юрты состоит из трех частей: кереге (решетчатый остов), уык (жерди, подпирающие верхний круг), шанырак (верхний круг) – каждая из которых составляет определенный уровень по вертикали. В свою очередь, кровельное войлочное полотно также состоит из трех частей: туырлык (покрытие решатчотого основания юрты), узюк (покрытие купольных жердей) и тундык (войлок, закрывающий верхний круг) [2, С. 56].
Обода (шанырак) юрты является одной из самых уважаемых деталей казахского национального жилища, символом продолжения рода. С шаныраком связано очень много культурно-исторических мотивов, понятий, символики, сакральных обычаев и обрядов у казахов.
Согласно универсальному представлению многих народов, «существенно реально лишь то, что сакрализовано, а сакрализовано лишь то, что составляет часть космоса, выводимо из него, причастно к нему»[3, С. 114].
Изучая семантику шанырака с точки зрения аналогии его горизонтального плана с крестом, заключенным в круг, Р.Р.Фатиков пришел к выводу, что структуру шанырака можно рассматривать и как модель мира, близкую к скифо-сакской[3, С. 179].На наш взгляд, модель мира составляет не столько отдельно шанырак, а остов юрты в целом.В культурном горизонте юрты также можно выделить четыре части: «төр», «есік», «оң жақ», «сол жақ». Таким образом, культурный горизонт юрты в плане представляет собой четырехугольник (квадрат), заключенный в круг. Купол, образуемый уыками и шаныраком, соотносясь с квадратным культурным горизонтом, символизирует соединение Неба и Земли.
Шанырак выступает одним из основных классификаторов вертикальной плоскости пространства жилой площади. С одной стороны, он является границей между верхом и низом, с другой – между внешним и внутренним пространством. Через шанырак жители юрты связываются с сакральными небесными светилами: солнцем, луной и звездами. Попаданию дневного света, лучей солнца в жилище через шанырак казахи придавали особое значение. Наверное, поэтому в первые месяцы после свадьбы невеста обязана была вставать с восходом солнца и приоткрывать кошмовое покрывало (тундік) над шаныраком [7, С.158].
Также, шанырак является символом семейного благополучия, мира. У казахов был такой ритуал присяги: смотря на шанырак, люди давали клятву.
В круге шанырак – күлдреуіш – сделан в виде креста, являющегося символом вечного движения солнца, эволюции, продолжения жизни. По всей вероятности, накрепко скрепленные между собой три планки күлдреуіш символизируют единство трех казахских жузов. Если посмотреть сверху вниз на казахскую юрту, то шанырак похож на солнце, а жерди (уык) – на лучи солнца.
В народном представлении шанырак часто выступает эквивалентом юрты. Об этом свидетельствуют устоявшиеся выражения «үлкен шаңырақ», «қара шанырак» (дом предков), «шаңырақ салық» (дань от каждой юрты) [11, С. 34].
Следующим, тесно взаимосвязанным с шаныраком элементом являютсяуыки(подпорные жерди опирающие шанырак. Некоторые ученые полагают, что по углу падения солнечных лучей через верхнее отверстие (шанырак) юрты на кончики жердей, которых бывает около 60, можно определить время [14, С. 175].
Тюрко-монгольские параллели в названиях частей юрты касаются также и названия купольных жердей: «уык», монгольский «уни» [15,С. 65],калмыцкий «унин» [19, С. 10]. Очевидно, «уык» в семантическом отношении восходит к «ок» (стрела). В самом деле, длинная жердь, заостренная с одной стороны, напоминает стрелу, копье.
Если считать более или менее доказанным заимствование решетчаторазборной юрты древнетюркского типа монгольскими кочевниками [21, С.52-54; 22, С.52-54],то и заимствование названия юрты в несколько измененном виде не вызывает сомнения.
С шаңырака внутрь юрты спускались тканые или плетеные узкие ленты – желбау. В случае сильного ветра их привязывали к колу, вбитому в середине юрты.
В заключении можно сделать вывод, что, символика юрты в традиционном мировоззрении казахов определил и мировоззренческий опыт повседневного быта. Говоря о казахской юрте, можно с уверенностью сказать, что как жилище она была не только точно рассчитана и продумана с учетом потребностей быта кочевников, а ее убранство отличалось орнаментальным изяществом декора, но и сам принцип построения юрты был отражением их взглядов на окружающий мир.
8. Шаханова Н.Ж. Мир традиционной культуры казахов. –Алматы, 1998. –212 c.
Изучаемый объект статьи не просто физическое описание юрты, но и передает его смысловое значение. В статье символ рассматривается как знак характеризирующий его особенное значение. Таким образом, символика юрты в традиционном мировоззрении казахов определил и мировоззренческий опыт повседневного быта.
Learning object article is not just a physical description of the yurt, and transmits it meaning. The paper is considered as a symbol of the sign is characterized by its special significance. Thus, the symbolism of the yurt in the traditional world of Kazakhs identified and philosophical experience of everyday life.