Учет авх что это
Что такое вечный учёт автомобиля
Покупка транспортного средства на вторичном рынке популярна и выгодна, но такие сделки всегда более опасны, чем приобретение новой машины в автосалоне. Нередко продавцы авто предлагают купить машину на вечном учете, и не все автомобилисты знают, с какими рисками сталкиваются, соглашаясь на такую сделку.
Понятие «вечный учет автомобиля» означает, что регистрация ТС бессрочная. Речь о том, что машина находится под обременением: владелец может использовать ее как угодно, но не имеет права на продажу.
Достоинства и недостатки
Главный же недостаток в том, что транспортное средство не получится официально продать – его владельцем навсегда останется тот, кто вписан в регистрационные документы. А это значит, что, кто бы ни сидел за рулем авто, транспортный налог и штрафы за нарушение ПДД всегда будут оформляться на «вечного» владельца, а, продать машину по доверенности можно будет только в его присутствии.
Какие машины ставят на вечный учет
В соответствии с приказом МВД № 605 от 7.07.2013 г., на вечный учет ставятся транспортные средства:
На вечный учет будет поставлен автомобиль, если хотя бы одна цифра его VIN-кода повреждена (даже если причиной стало независимое повреждение или ржавчина). Методов законного восстановления номера не существует – учет будет вечным навечно.
Продажа авто на вечном учете
Машины на вечном учете не могут сменить владельца. Поэтому теоретически они не могут быть проданы или подарены. Собственники решают проблему, оформляя доверенность на третьих лиц. Она дает право на эксплуатацию транспортного средства другим водителем, прохождение техосмотра, оформление страховки и т.д. По доверенности ее и перепродают, привлекая первого владельца к совершению сделки.
Цена у таких авто – очень выгодна: она в 2 раза ниже, чем у абсолютно такой же модели с законной регистрацией и правильным оформлением. Но сделка купли/продажи такого автомобиля несет опасность и продавцу, и покупателю:
Поэтому при сделке с авто на вечном учете следует заключать нотариально заверенный договор, где будут детально прописаны обязательства обеих сторон.
Снятие с учета
Избавиться от машины на вечном учете можно, если разобрать ее на запчасти или сдать в утиль. Но если не соблюдать правила утилизации, транспортное средство будет все равно продолжать числиться за владельцем, и ему и дальше придется уплачивать ежегодные налоги.
Чтобы избежать этой проблемы, списать машину в утиль нужно в соответствии с законодательными требованиями. Например, можно воспользоваться российскими программами утилизации, позволяющими получить скидку на приобретение нового транспортного средства за счет сдачи старого авто в утиль.
Те, кто не принимают участие в программах «trade-in», могут обратиться в специальные государственные центры утилизации, предварительно сняв авто с учета. Чтобы снять с учета машину, необходимо представить в ГИБДД:
Автомобиль привозить в отделение для снятия с учета не обязательно. После изучения документов, сотрудники Госавтоинспекции выдадут вам справку о снятии машины с учета, которую вы предоставите в центре утилизации. После того, как авто будет утилизировано вы получите документ о том, что автомобиля больше не существует. В этом случае уплата налога будет аннулирована.
Итак, вечный учет авто – это проблема для владельца транспортного средства, от которой очень трудно избавиться: машину нельзя продать или подарить. Из-за этого владельцы пытаются сбыть ее через генеральную доверенность, хотя в документах все равно продолжают числиться в качестве хозяев, что требует платить налоги и штрафы за нарушение ПДД.
Покупатель такого автомобиля также рискует, так как старый владелец, чье имя вписано в ПТС и СТС, может в любой момент просто отобрать машину у нового хозяина, и по закону будут правы – транспортное средство записано на них. Поэтому, даже при существенно меньше стоимости (в 2-3 раза), такие авто очень сложно продать.
При сделках купли/продажи ТС на вечном учете, необходим нотариально заверенный договор с четко прописанными правами и обязанностями сторон. Чтобы полностью избавиться от таких машин, их можно обменять по программам утилизации «trade-in» или разобрать на запчасти. В каждом из этих случаев следует обязательно снять авто с учета и сдать номерные знаки.
Какие плюсы и минусы есть у вечного учета автомобиля и что это за статус такой?
Цены на новые автомобили высокие настолько, что они стали недоступны многим людям даже в кредит. Поэтому спрос на рынке подержанных авто стабильно высокий.
Множество разных предложений по доступным ценам привлекает покупателей. При этом им часто предлагают автомобили на «вечном учете». Не все знакомы с этим понятием, поэтому стоит рассмотреть его подробнее.
В этой статье мы подробно расскажем о плюсах и минусах учёта вечного учёта автомобиля.
Что значит этот статус и как его понять?
Постановка автомобиля на вечный учет – это один из способов зарегистрировать машину в обход процедуры растаможки. В этом случае возможно легальное оформление ТС на одно лицо, которое навсегда станет владельцем данного автомобиля.
Когда он присваивается?
Регистрационный статус вечного учета автомобилю может быть присвоен на основании Приказа МВД России от 07.08.2013 N 605 (ред. от 26.06.2018) в следующих обстоятельствах:
При постановке на вечный учет последний официальный владелец транспортного средства остается его собственником навсегда.
Плюсы и минусы
Вечный учет помимо очевидных минусов имеет и ряд преимуществ:
В остальных ситуациях, минусы вечного учета отпугивают многих покупателей, несмотря на выгодное предложение. К основным недостаткам автомобилей-неснимаек можно отнести:
Обо всех этих минусах обязательно следует знать, приобретая авто на вечном учете.
Все этапы процедуры
Последовательность процедуры такая:
Что разрешено делать с таким ТС?
С машиной, которую поставили на вечный учет, можно совершать такие действия, как:
У автомобиля на вечном учете не может поменяться официальный владелец, но во всем остальном его эксплуатация не имеет серьезных ограничений.
К кому перейдет ТС после смерти владельца?
После смерти владельца автомобиля право собственности переходит законным наследникам. Через полгода они вступят в права наследства, но автомобиль по-прежнему будет на вечном учете, зарегистрировать его нового собственника не получится. При обоюдном согласии можно будет переоформить доверенность и продолжать пользоваться автомобилем.
Если у собственника авто не осталось наследников, то через год после его смерти машина автоматически снимается с учета, затем сам автомобиль и госномера объявляются в розыск. Поскольку никто не вступил в права наследства, ТС переходит в собственность государства.
Важным моментом является то, что после смерти владельца автомобиля все выданные им доверенности прекращают свое действие.
Можно ли сдать в утиль, чтобы избежать налогов?
Автомобиль на вечном учете можно в случае необходимости сдать в утиль, чтобы не приходили налоги, но для продажи снять с учета его не получится ни при каких обстоятельствах.
Реально ли продать или подарить?
Официально переоформить автомобиль со статусом вечного учета на нового владельца не получится. Сделки купли-продажи с такими авто осуществляются формально: владелец передает ТС в пользование покупателю и вписывает нового водителя в страховой полис. Факт передачи денег обычно подтверждается распиской.
Авто на вечном учете можно подарить, но также формально, поскольку собственник у ТС не изменится. Такие формальные сделки «по доверенности» имеют свои недостатки и определенные риски:
Как быть, если легально купленное авто невозможно зарегистрировать?
Неприятный сюрприз может ожидать автолюбителя, который вполне легально приобрел автомобиль, а при попытке его зарегистрировать, выясняется, что ТС подлежит постановке на вечный учет. В этом случае у гражданина только 2 варианта действий:
Даже если зарегистрировать авто все же удастся, вы станете ее последним законным владельцем, продать официально ТС у вас уже не получится.
Действия в случае отказа суда в регистрации авто
В последнее время судебные решения все чаще выносятся не в пользу автолюбителей. Такая практика направлена на снижение количества автомобильных краж, а также на то, чтобы граждане внимательнее относились к сделкам по покупке ТС.
Если даже через суд вам не удалось зарегистрировать приобретенный автомобиль, все, что остается сделать – это обратиться к продавцу и попытаться расторгнуть сделку.
Покупка автомобиля на вечном учете — это всегда рискованное мероприятие с большим количеством различных нюансов. Стоит ли такая экономия потраченных нервов, решать только вам. В любом случае, будьте внимательны при совершении сделки, тщательно проверяйте документы и состояние автомобиля.
Что значит вечный учет автомобиля
Не каждый гражданин может позволить себе купить новенькое авто. Поэтому ищет наиболее оптимальные варианты покупки среди подержанных машин. Например, автомобиль на вечном учете можно приобрести относительно недорого, даже чем аналогичные подержанные экземпляры.
Понятие «вечного учета» транспорта
В этом случае право собственности на машину удается закрепить за одним владельцем. При этом у него отсутствует право для регистрационных действий с объектом.
В данное понятие вкладывается и иной смысл – это обременение, наложенное на транспорт сотрудниками ГИБДД. Исходя из норм пункта 24 Приказа МВД №605, инспекторы откажут в регистрационных действиях с данным объектом, поэтому его невозможно перепродать или обменять.
Автомобиль на «вечном учете» нельзя продать, передать в дар или провести обмен.
Даже такие ограничения позволят спокойно эксплуатировать автомобиль со статусом «вечный учет» на территории Российской Федерации, а также за рубежом.
Действия, которые могут проводить собственники без ограничений:
Все же за собственником остается право юридически избавиться от автомобиля только в случае его утилизации или разборки на запчасти. При этом, после выполнения указанных действий повторно поставить авто на учет не удастся.
Какие машины ставят на «вечный учет»
Если имеется хотя бы одна из выше указанных причин, автоинспектор на законных основаниях может отказать в регистрационных действиях с авто.
Приведем несколько примеров.
Пример 1. Автомобиль был угнан, по счастливому стечению обстоятельств машину нашли, вернули хозяину. Но, к сожалению VIN-номер был перебит. Здесь аналогичная ситуация – последний собственник объекта станет вечным владельцем данного авто.
Пример 2. Подобные ситуации часто касаются автомобилей, которые были собраны из нескольких машин, пострадавших после аварии. Поэтому, транспорт, восстановленный после ДТП с различными номерными знаками, с конструкциями не соответствующими требованиям законодательства остаются на «вечном учете» у его хозяина.
Пример 3. Собственник редко использовал авто, периодически выезжал на дачу. А ржавчина со временем повредила VIN-номер. В этом случае действующему хозяину не получится продать авто и он автоматически приобретает статус «вечного учета».
В законе есть исключения, когда автомобиль можно снять с «вечного учета». Как например с ситуацией при повреждении авто ржавчиной.
В такой ситуации нужно провести криминалистическую экспертизу. Направление для ее прохождения выдается автоинспектором. На период проверки документы на автомобиль изымаются. Одновременно с этим будет проводиться проверка, не находится ли автомобиль в угоне.
Экспертами-криминалистами будут проведены испытания, позволяющие с достоверной точностью установить, действительно ли VIN-номер пострадал из-за ржавчины или причина в умышленных действиях, например, номера пытались перебить. Стоимость работ по выполнению криминалистической экспертизы полностью возлагается на собственника авто. Максимум через 15 дней будут известны результаты исследований. После чего в ПТС вносится запись о причинах изменения VIN-номера. Если информация о воздействии ржавчины подтверждается, автомобиль можно зарегистрировать на нового собственника.
Достоинства и недостатки
Владение автомобилем на «вечном учете» дают собственникам несколько плюсов, перечислим основные:
Вместе с тем, помимо отсутствия права перерегистрировать автомобиль имеются иные отрицательные стороны владения:
Поэтому, прежде чем приобретать автомобиль со статусом «вечный учет», нужно понять, готовы ли участники сделки смириться с наличием всех нюансов, как положительных, так и отрицательных.
Можно ли продать автомобиль на «вечном учете»
Легально оформить право собственности на нового владельца не получится, так как на регистрационные действия с таким автомобилем наложен запрет. Однако такой транспорт можно передать иному гражданину в пользование. Для этого конкретное лицо нужно внести в страховку. При этом генеральную доверенность можно не оформлять. Так как юридическое право собственности к новому владельцу не переходит в связи с тем, что регистрация действий в ГИБДД невозможна.
Вместе с тем, участникам сделки рекомендуется зафиксировать передачу машины документально, т.е. оформить договор, где указать стоимость переданного объекта, обязательства сторон и иные условия соглашения. Запрета, в действующем законодательстве на продажу «вечного» автомобиля отсутствует, его лишь нельзя поставить на регистрационный учет. Поэтому новый собственник не сможет стать полноправным хозяином такого авто.
Что относится к хозяйственному инвентарю и принадлежностям
Что может входить в список инструментов, хозяйственного инвентаря и принадлежностей (далее — материальные ценности, МЦ), никем не определено. Организация сама это регулирует. Обычно в него включаются:
Приобрести подобные товары возможно как по безналичному расчету, так и через подотчетных лиц.
Чтобы организовать бухгалтерский учет, необходимо правильно классифицировать МЦ.
Возможны 2 варианта учета инвентаря:
Важно! С 01.01.2021 МПЗ учитываются по новым правилам, которые установлены новым ФСБУ 5/2019 «Запасы», прежнее ПБУ 5/01 утратило силу. А основные средства учитываются по новым правилам, утвержденным ФСБУ 6/2020, которые обязательны к применению с 01.01.2022.
Некоторые учетные правила изменены существенно. Перестроить учет МПЗ вам поможет КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к К+ бесплатно и переходите в материал. А в этом готовом решении вы подробно узнаете об изменениях в учете основных средств.
При любом варианте объекты принимаются к учету по фактической стоимости приобретения, которая складывается из всех связанных с покупкой затрат. В общем случае НДС в эту сумму не входит. В стоимость его включают, только если МЦ используются для необлагаемой этим налогом деятельности (пп. 9-11 ФСБУ 5/2019 «Запасы», утвержденного приказом Минфина России от 15.11.2019 № 180н, п. 12 ФСБУ 6/2020 «Основные средства», утвержденного приказом Минфина России от 17.09.2020 № 204н).
Бухучет инвентаря и хозяйственных принадлежностей в составе ОС
Инвентарь относят к ОС, если срок его полезного использования — более 12 месяцев, а стоимость — свыше лимита, установленного организацией. При меньшей стоимости допускается учитывать его в составе МПЗ (п. 5 ФСБУ 6/2020). При этом стоимостную границу между ОС и МПЗ при указанном выше пределе организация может установить свою. Например, как ОС учитывать объекты стоимостью свыше 20 000 руб., а как МПЗ — более дешевые. Порог стоимости нужно закрепить в учетной политике.
Рассмотрим образец бухгалтерских проводок, которые формируются при поступлении, движении и выбытии ОС.
Бухгалтерская проводка
Действие, документ
Дт 08 Кт 60 (10, 71, 76)
Приобретается ОС. Товарная накладная, форма ОС-1
Выделен НДС. Счет-фактура
Сформирована стоимость ОС. Ему присваивают инвентарный номер и заполняют инвентарную карточку ОС-6
Дт 20 (23, 25, 26…) Кт 02
Начислена амортизация. В бухгалтерском учете есть 4 способа начисления амортизации. Выбранный способ фиксируют в учетной политике
Списана амортизация. Это происходит в момент выбытия, продажи, безвозмездной передачи, недостачи или порчи ОС
Списана остаточная стоимость. В случае если ОС полностью амортизировано, остаточная стоимость равна 0. Форма ОС-4
Это лишь небольшая часть из возможного комплекта проводок по учету ОС в организации.
Что касается документального оформления, в данном случае для инвентаря нужно использовать документы, обычные для оформления ОС либо утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7. Например, такие как:
Либо организация может разработать такие документы самостоятельно. Они, напомним, должны содержать обязательные реквизиты, указанные в ст. 9 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Далее будем приводить только унифицированные формы.
Какие еще документы могут потребоваться для оформления движения ОС, читайте здесь.
Учет инструментов и хозяйственного инвентаря в составе МПЗ и проводки к нему
Инвентарь со сроком полезного использования до 12 месяцев нужно учитывать в составе МПЗ. Причем независимо от его стоимости.
Он приходуется на склад организации на основании соответствующей первички:
После этого на оприходованные объекты заводят карточки учета, используя, к примеру, форму М-17.
В этот момент в бухгалтерском учете делается запись по дебету счета 10. Корреспондирующий счет зависит от способа поступления МПЗ в организацию.
Важно! Разъяснения от КонсультантПлюс (новый порядок с 2021 года)
На каждую отчетную дату запасы в общем случае должны отражаться в учете по наименьшей из величин (п. 28 ФСБУ 5/2019):
фактической себестоимости;
чистой стоимости продажи.
.
Превышение фактической себестоимости запасов над их ЧСП считается обесценением запасов. При наличии обесценения необходимо создать резерв под обесценение запасов (п. 30 ФСБУ 5/2019).
Определить чистую стоимость продажи и создать резерв вам помогут рекомендации экспертов К+. Пробный доступ можно оформить бесплатно.
Во время передачи инструментов и принадлежностей со склада для нужд организации оформляют требование-накладную по форме М-11. Также в качестве первичных учетных документов используют формы М-8, М-15 (утвержденные постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 № 71а).
Какие именно данные указывают при заполнении форм М-11, М-15, читайте в статьях:
Чтобы передать специальные инструменты со склада, необходимо предварительно установить лимиты, которые разрабатываются организацией по решению руководителя.
Форма М-8, лимитно-заборная карта, применяется как для отпуска специальных инструментов, так и для контроля соблюдения лимита. Ее выписывают в 2 или 3 экземплярах.
Скачать бланк и образец формы М-8 можно бесплатно, кликнув по картинке ниже:
МПЗ могут отпускаться со склада в промежуточные подразделения и без указания точного количества необходимого инвентаря. По мере его использования подразделение составляет акты (отчеты) в произвольной форме, но с обязательным раскрытием таких реквизитов, как наименование, количество, стоимость, подтверждение целесообразности его использования. На основании этих актов стоимость МПЗ будет списываться в затраты.
Способ списания инвентаря в производство необходимо закрепить в УП организации (п. 36 ФСБУ 5/2019):
В случае если МПЗ испорчены или потеряны, составляют акт списания с указанием причины выбытия, а потери списывают.
Списание инвентаря в учете отражается следующими бухгалтерскими проводками.
Рассмотрим учет инвентаря в составе МПЗ на примере.
ООО «ЛЕС» в феврале приобрело для работников компьютерные стулья (5 штук) стоимостью 16 155 руб., в т. ч. НДС — 2 464,32 руб.
В УП организации указано, что для целей БУ объекты ОС стоимостью менее 40 000 руб. списывают на расходы при их передаче в эксплуатацию. Одновременно с этим делают запись на забалансовом счете 012 «Материалы, переданные в эксплуатацию». Как только стулья доставили, бухгалтер списал их стоимость на расходы и отразил их передачу в эксплуатацию на забалансовом счете.
В октябре руководством ООО «ЛЕС» было принято решение переехать в новый офис, в котором уже была вся необходимая мебель. В связи с этим было решено продать стулья одному из работников. Сумма сделки составила 11 150 руб. (в т. ч. НДС — 1 700,85 руб.).
В бухгалтерском учете были сделаны следующие проводки.
При формировании расчета по налогу на прибыль за 12 месяцев ООО «ЛЕС»:
Контроль над движением переданного в эксплуатацию хозяйственного и производственного инвентаря
Выше мы уже сказали, что активы, отвечающие критериям отнесения к ОС и стоимостью в пределах лимита, установленного организацией, могут отражаться в БУ в составе МПЗ. При этом ФСБУ 6/2020 прямо требует, что организация обязана установить контроль над ними, чтобы отслеживать их передвижение и обеспечивать сохранность после передачи в эксплуатацию.
Такое имущество, как правило, учитывают на счете 10 и списывают его стоимость единовременно при передаче в эксплуатацию. В тоже время, это имущество нужно продолжать учитывать за балансом до момента его полного изнашивания или утраты. Для этого, как правило, используют счет МЦ.04. При списании с забаланса нужно составить акт по форме МБ-8.
Образец акта МБ-8 подготовили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный бесплатный доступ к системе и переходите к образцу.
Что касается МЦ, относящихся к МПЗ, устанавливать контроль над их движением организация не обязана, но может это сделать, руководствуясь своими интересами.
Как именно должен осуществляться контроль над инвентарем, никем не определено. Организация сама разрабатывает нормы и правила для его осуществления.
Часто это делают с помощью отдельного забалансового счета, например 012, на котором и ведут учет инвентаря, переданного в эксплуатацию (Дт 012), до момента его списания в связи с истечением срока эксплуатации, продажи, утери и т. п. (Кт 012).
Итоги
Хозяйственный инвентарь, может оказаться как МПЗ, так и ОС. В зависимости от квалификации имущества избирается и подходящий способ учета и документирования. Основные учетные правила должны иметь обязательное отражение в учетной политике.
Чем ФСБУ 6/2020 отличается от ПБУ 6/01: шпаргалка для бухгалтеров
В 2022 году все обязаны будут применять новый стандарт по основным средствам. Для этого придётся упорно поработать и многое пересмотреть в учете: лимиты, сроки полезного использования и амортизационные группы. Чтобы заранее подготовиться, рассказываем, что изменилось.
Что признается основным средством
Новое положение не распространяется на:
Учет последних регламентирован новыми правилами — ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения».
Из критериев, которым должно отвечать основное средство, убрали дальнейшую перепродажу, но по сути, ничего не изменилось, просто это условие отнесли к ограничениям.
К группам основных средств (инвентарь, транспорт, машины и оборудование) добавили еще одну — инвестиционную недвижимость. К ней надо относить недвижимость, которая приносит доход, но не участвует в операционной деятельности организации. Например, земля под будущее строительство, гостиница завода или коммерческое помещение, предоставляемое в аренду.
ПБУ 6/01 было введено понятие «доходные вложения в материальные ценности», т.е. ОС, предназначенные для извлечения дохода путем передачи их в аренду (лизинг, прокат). Среди них не выделяли недвижимость.
Лимит стоимости ОС
Важное нововведение — нет порога стоимости основных средств. Теперь предприниматели сами устанавливают минимальную стоимость активов — п. 5 ФСБУ 6/2020. Здесь есть возможность привести в соответствие бухгалтерский и налоговый учет, и не высчитывать каждый раз временные разницы.
Разработка учетной политики для целей налогового и бухгалтерского учета, в т.ч. по стандартам МСФО, на основе выбранных компанией стратегий и с учетом оптимизации налогообложения. Компания СберРешения в сжатые сроки подготовит документы, соответствующие действующему законодательству. Возможна работа на дистанционной основе.
Что признается единицей бухучета
Так же, как в ПБУ 06/01, единица бухучета — инвентарный объект. При этом в новый стандарт добавили новый вид инвентарного объекта — это существенные по величине затраты организации на проведение ремонта, технического осмотра, технического обслуживания объектов основных средств с частотой более 12 месяцев или более обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев.
Например, по внутреннему регламенту на кирпичном заводе раз в три года останавливают производство: выключают печи и делают ремонт. Завод тратит на техобслуживание больше 100 000 рублей. По новому стандарту необходимо выделить эти расходы в отдельный инвентарный объект и равномерно списывать в течение трех лет, до следующего ремонта.
Что признается малоценными основными средствами и как их учитывать
По старому стандарту основные средства стоимостью менее 40 000 рублей, относили к МПЗ. Теперь организация сама устанавливает минимальную стоимость, из-за чего возникает вопрос — все ли МПЗ можно списывать? Ответа в положении нет. Там лишь сказано, что списывать расходы на приобретение и создание основных средств стоимостью ниже лимита, установленного организацией, надо в том периоде, в котором они понесены.
Комитет по рекомендациям БМЦ постарался решить недосказанность и разработал позицию по п. 5 ФСБУ/2020 — Р-126/2021-КпР от 29.03.2021. Комитет рекомендует для малоценных основных средств установить совокупный лимит списания. Такой лимит, по мнению комитета, не должен существенно влиять на структуру бухгалтерской отчетности.
Общая стоимость большого количества малоценных объектов может быть весомой, при незначительной стоимости каждого по отдельности. Поэтому комитет предлагает учитывать все релевантные показатели: срок службы актива, размер пользы, долю амортизации в себестоимости и особенности организации.
Элементы амортизации
ФСБУ 6/2020 дает новое понятие — элементы амортизации. Оно объединяет три понятия: порядок начисления амортизации, срок полезного использования и ликвидационную стоимость. Рассмотрим каждый элемент подробнее.
Порядок начисления амортизации основных средств
ФСБУ 6/2020
ПБУ 6/01
С даты признания в учете
*можно использовать вариант из ПБУ 6/01
С первого числа месяца, следующего за месяцем принятия к учету
*можно использовать вариант из ПБУ 6/01
С первого числа месяца, следующего за месяцем выбытия объекта
Регулярность начисления амортизации
*нужно соблюдать равномерность
База для начисления амортизации
Разница между первоначальной и ликвидационной стоимостью (балансовая стоимость)
Первоначальная (восстановительная) стоимость
Способы начисления амортизации
— способ уменьшаемого остатка;
— способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
*исключили списание по сумме чисел лет
— способ уменьшаемого остатка;
— способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ);
— способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.
Перечень ОС, которые не амортизируются
— ОС, законсервированные для мобилизационной подготовки;
— ОС, у которых не меняются потребительские свойства.
*ОС некоммерческих организаций амортизируются в общеустановленном порядке
— ОС, законсервированные для мобилизационной подготовки;
— ОС, у которых не меняются потребительские свойства
— ОС некоммерческих организаций
Балансовая стоимость равна или меньше ликвидационной
Консервация более 3 месяцев или восстановление более 12 месяцев
Новый стандарт разрешает выбрать один из способов — либо начинать амортизировать объект ОС с даты признания в учете и прекращать на дату его выбытия из учета, либо продолжать использовать старый порядок.
Важно закрепить в учетной политике, с какой даты начинать начислять амортизацию и в какую заканчивать.
Однако, пока не совсем понятно, какую пропорцию брать за первые и последние месяцы амортизации — получится сложный расчет. Есть другой вариант — списывать в полной сумме за один из месяцев.
Изменился учет для некоммерческих организаций. Они теперь учитывают основные средства как все обычные организации, ранее износ основных средств отражали за балансом.
Из ФСБУ 6/2020 удалено требование о ежемесячном начислении амортизации при линейном способе. В новом стандарте оставили — равномерность. Каждый самостоятельно определяет отчетные периоды с учетом разумности, главное — чтобы к концу срока балансовая стоимость была равна или стала меньше ликвидационной стоимости.
СберРешения возьмут на себя все функции бухгалтерского и налогового учета или ведение отдельных участков. Самыми сложными и объемными всегда оказываются участки склада, заработной платы и кадров. Рутинные задачи выполнят наши специалисты. Мы также можем контролировать работу вашей бухгалтерии, выполняя функции главного бухгалтера — ваш учет под контролем.
Срок полезного использования основных средств
ФСБУ 6\2020 требует обязательной ежегодной проверки ожидаемого СПИ, что позволит исключить случаи эксплуатации объектов ОС с нулевой остаточной стоимостью. Т.е. если планируется продолжать эксплуатацию объекта ОС, например, на 2 года больше ранее запланированного, то ожидаемый СПИ пересматривается; соответственно изменяется сумма ежемесячной (или ежеквартальной) амортизации, таким образом, чтобы на дату окончания СПИ остаточная стоимость объекта ОС была равна ликвидационной стоимости или нулю (в случае если от выбытия объекта ОС в конце срока не ожидаются поступления или если ожидаемая сумма не является существенной).
Ликвидационная стоимость основных средств
Понятие новое. Если коротко — это та сумма, которую организация предполагает получить при продаже ОС на момент окончания срока эксплуатации.
При расчете учитывают все издержки: расходы на рекламу, хранение, доставку и другие.
Как рассчитать ликвидационную стоимость, пока непонятно. Практика расчета такой стоимости есть у организаций, которые применяют международные стандарты отчетности. Организациям, применяющим российские стандарты бухгалтерского учета, рекомендуем также обратиться к нормам МСФО, поскольку ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» прямо установлено, что в случае если в российских стандартах не определены способы ведения бухгалтерского учета, организации применяют в первую очередь способы, установленные МСФО.
Для чего нужны элементы амортизации
По новым правилам на конец года организация обязана проверять элементы амортизации на соответствие условиям использования ОС. Если установлены обстоятельства, которые изменяют условия использования объекта ОС, необходимо скорректировать соответствующий элемент амортизации.
Например, в этом году почва зимой замерзла сильнее, чем в прошлом — часто температура опускалась ниже минус 25 градусов. Бурильный станок эксплуатировался в условиях повышенных нагрузок. По этой причине изменился физический износ машины, поэтому срок полезного использования необходимо уменьшить.
Разумно рассмотреть способ амортизации пропорционально количеству продукции (объему работ в натуральном выражении, как в случае с бурильным станком) в отношении многих объектов ОС, например, используемых в производстве продукции. Этот способ будет в наибольшей степени удовлетворять требованию стандарта о том, что способ амортизации должен отражать поступление ожидаемых экономических выгод от использования ОС.
Переоценка основных средств
Оценивать основные средства, как и раньше, можно двумя способами — по первоначальной стоимости и переоцененной стоимости. Организациям разрешено пересматривать стоимость отдельных групп основных средств.
В новом стандарте изменили подход к переоценке. Сделать теперь это можно двумя способами:
В обоих случаях объект нужно оценить по справедливой стоимости. И в дальнейшем регулярно проводить такую переоценку. К каждой группе ОС применять единый подход оценки.
Автор – Светлана Прошкина, ведущий эксперт-методолог СберРешений.