Учить законы рф самостоятельно с чего начать
Как читать и запоминать
Как читать и запоминать
Простые техники в корне изменят ваш подход к получению и сохранению знаний
Читаете книги, учебники весь семестр, но есть ощущение, будто ничего и не читали. Готовитесь к экзамену, учите конспекты лекций. А информация быстро улетучивается. После экзамена вообще все забывается.
Знакомые ощущения, да?
На самом деле, зубрежка действительно может помочь заработать оценку повыше. Но это иллюзорный выигрыш. То, что выучили, быстро забудется, так как при зубрежке используется краткосрочная память.
Ученые называют заучивание временным преимуществом и противопоставляют его овладению устойчивыми знаниями и навыками.
При зубрежке многое заучивается, но почти все очень быстро выветривается.
Как правильно учиться и запоминать
Обучение – циклический процесс, требующий снова и снова возвращаться к ранее изученному, постоянно обновлять знания и соотносить их с новой информацией.
Учиться вообще непросто, нужно прилагать усилия, чтобы что-то узнать и понять. При этом надо помнить, что неудачи неизбежны и ваши ошибки – это свидетельство ваших стараний, а не неспособностей. Благодаря ошибкам нарабатывается уникальный опыт, повышаются ваши возможности.
Исследования доказывают, что знания лучше усваиваются, если мозгу приходится потрудиться. Чем больше усилий требуется, чтобы вспомнить, тем эффективнее укрепляются знания.
Так какие же усилия необходимо предпринимать, чтобы запоминать то, что читаешь и изучаешь?
Ключевые стратегии обучения
Есть три ключевые стратегии обучения.
1. Практика припоминания новых знаний
Если говорить проще, это самотестирование на протяжении всего учебного процесса. Это намного эффективнее перечитывания того, что вы уже когда-то учили.
Как это делается? Всегда задавайте себе вопросы после прочтения конкретных глав в учебнике (можно использовать контрольные вопросы в учебнике после каждой главы, делать карточки с вопросом-ответом или проходить тесты в интернете по дисциплине). При этом важно не заглядывать в текст.
Такой практикой тестирования лучше заниматься один раз в неделю по материалу, который вы прошли за последние дни, и по предыдущему материалу.
По результатам самотестирования вы увидите пробелы в знаниях, которым стоит уделить особое внимание.
Зачем? Забывание – естественный процесс для человека. Но благодаря самотестированию вы сможете закрепить знания в памяти. Поверьте, такая привычка припоминания на протяжении учебного семестра избавит вас от авралов и зубрежки.
Но если вы приверженец перечитываний, то будьте готовы к тому, что таким способом вы создадите себе иллюзию знания. Пассивное восприятие информации не заведет вас далеко в обучении. Только проверка себя на знание основных идей позволяет сосредоточиться на самом главном, а старания по припоминанию делают знания долговременными.
2. Интервальное обучение
Это изучение нового материала более одного раза. Важно повторять материал через большие промежутки времени.
Как это делается? Составьте план самотестирования, чтобы между периодами обучения был перерыв. Например, новый материал вы должны тестировать и перечитывать через день, в следующий раз через неделю. Как почувствовали, что освоили тему, проводите самотестирование один раз в месяц.
В течение семестра параллельно с новыми знаниями возвращайтесь к самотестированию того, что уже выучили раньше. И соотносите новые знания со старыми. Осмысливайте! Именно осмысливая, лучше понимаешь и запоминаешь информацию.
Практика интервального обучения также включает изучение сразу двух или более тем. Такое переключение внимания с одной темы на другую позволяет освежать в памяти каждую из них.
Зачем? Самотестирование и повторение материала через определенные интервалы времени требуют больше усилий, чем углубленное изучение одной темы (методом зубрежки). Но именно интервальное обучение зарекомендовало себя как одна из эффективных стратегий обучения – вы так перезагружаете информацию из долгосрочной памяти, это позволяет лучше осмысливать, запоминать и соотносить новое с другими знаниями.
3. Чередование разнородных задач
Если вы хотите запомнить важные юридические термины или решать разнообразные правовые задачи, изучайте их параллельно. То есть нужно чередовать разнородные задачи, требующие разных решений.
Как это делается? Часто учебники строятся по блочному принципу: в одной главе описывается решение определенного типа задач. Следуя такому методу обучения эффективности добиться сложно. Лучше всего чередовать решение разнородных задач и всякий раз припоминать, как они решаются. Это как в баскетболе: если спортсмен будет сразу отрабатывать произвольные броски на разную амплитуду, то он станет более эффективным, чем тот, кто по отдельности отрабатывает один прием за другим.
Зачем? Такое чередование задач и знаний развивает способность различать информацию и выделять общее. Это поможет вам на экзамене или в реальной жизни, когда на ходу придется осознавать тип проблемы или задачи и самостоятельно принимать решение.
Используйте эти три ключевые стратегии в своем обучении, превратите их в привычку, и ваш прогресс будет очевиден не только вам, но и вашим преподавателям.
По материалам книги «Запомнить все: усвоение знаний без скуки и зубрежки»
Документ КонсультантПлюс по теме: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ
Самоизоляция с пользой // Бесплатные онлайн-ресурсы для изучения права
Подборка онлайн-ресурсов для изучения права. Поможет юристам (и не только) провести с пользой «нерабочий апрель» и режим самоизоляции. Делитесь комментариями, какие еще ресурсы вы знаете.
Петербургский международный юридический форум онлайн
В этом году Петербургский международный юридический форум проводится онлайн и бесплатно. Любой сможет посмотреть круглые столы и даже виртуально посетить их, задав вопросы спикерам. Последнее — при условии регистрации по этой ссылке. Спешите — начало уже завтра!
Полная программа форума здесь. Самые горячие темы:
— О влиянии актов госорганов на обязательства. То, что еще долго будут разгребать суды. Выступать будут Роман Бевзенко, Максим Башкатов и Юлий Тай.
— Суды во время пандемии. Модератор — Михаил Шварц. Среди спикеров — судья ЕСПЧ Дмитрий Дедов и председатель Совета судей Виктор Момотов.
— Коронавирус и банкротство. Модератор — Рустем Мифтахутдинов. Среди спикеров — Олег Зайцев и ученые из Англии и Германии.
— Корпоративные действия в изоляции. Модерирует первый зампред Центробанка Сергей Швецов.
— Образование без перерыва. Модератор — директор Издательской группы «Закон» Владимир Багаев. О том, как проходит обучение в изоляции, расскажут представители МГУ, СПбГУ, Ноттингемского университета и LF Академии.
Канал ANTONIVANOV.RU
180 передач с разбором самых актуальных правовых вопросов: обсуждение новых постановлений Пленума Верховного суда и изменений в законодательстве. Ведущий — глава департамента дисциплин частного права, экс-председатель Высшего арбитражного суда Антон Иванов. Гости — ведущие эксперты в соответствующих правых областях.
Записи лекций преподавателей Российской школы частного права
В рамках проекта «Оставайся дома — изучай частное право» Исследовательский центр частного выложил в свободный доступ записи лекций преподавателей РШЧП. Обычно такой доступ есть только у студентов. Сейчас на сайте уже доступны лекции Анны Архиповой, Романа Бевзенко, Виктора Гербутова, Дмитрия Дождева и других экспертов в области частного права. База пополняется.
«М-Логос»
На сайте юридического института «М-Логос» есть бесплатный доступ к электронным книгам, материалам и записям научных круглых столов, дайджестам новостей права и научным публикациям. Полезные ресурсы для самообразования в самоизоляции!
«Лекскурс»
«Лекскурс» — это образовательный проект для практикующих юристов. Здесь можно найти комментарии к определениям Верховного суда по гражданскому праву, процессуальному праву и банкротству. Материалы для чтения бесплатные.
«Банкротный клуб»
«Банкротный клуб» — ассоциация создана для юристов, чья профессиональная деятельность связана с банкротством и управлением проблемными активами, а также для просвещения и содействия развитию научной мысли в данной сфере деятельности. На канале клуба в Youtube можно посмотреть записи заседаний и интервью.
LF Academy
Еще один образовательный онлайн-проект для юристов. Здесь собраны видеолекции по разным отраслям права. Но не все ресурсы бесплатные. Для просмотра чаще всего потребуется платная подписка.
Открытое образование
Это современная образовательная платформа с онлайн-курсами по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах, в том числе в области права. Платформа создана Ассоциацией «Национальная платформа открытого образования», учрежденной МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбПУ, СПбГУ, НИТУ «МИСиС», НИУ ВШЭ, МФТИ, УрФУ и Университетом ИТМО. Все курсы бесплатные.
ПостНаука
ПостНаука — это проект о современной фундаментальной науке и ученых, которые ее создают. Здесь есть как видеолекции, так и материалы для чтения. Для правоведения — отдельная рубрика. Там, например, есть записи с Романом Бевзенко, Дмитрием Дождевым, Денисом Новаком, Ариной Ворожевич.
Coursera
Это платформа для массового онлайн-образования, которую создали профессора из Стэнфордского университета (США). Проект сотрудничает с университетами по всему миру, которые публикуют и ведут курсы по различным отраслям знаний, в том числе по праву. Слушатели проходят курсы, общаются с сокурсниками, сдают тесты и экзамены непосредственно на сайте Coursera или в приложении на смартфоне. Здес можно найти как платные, так и бесплатные курсы.
По такому же принципу работает еще один ресурс — EdX. И его тоже основали в США, но уже другие университеты (Массачусетский технологический институт и Гарвард). Курсы по праву тут тоже есть.
Юристы в Youtube
«Петербургская цивилистика» — канал, созданный студенческим кружком гражданского права юрфака СПбГУ. Видеозаписи посвящены цивилистическим проблемам теоретического и практического характера.
Есть свой канал и у «Уральского журнала правовых исследований». Здесь уже выложены интервью с Андреем Егоровым, Сергеем Будылины, Юлием Таем.
Вебинары на Закон.ру
Видеозаписи вебинаров на Закон.ру всегда можно посмотреть в открытом бесплатном доступе на этой странице или на нашем канале в Youtube.
Если же вы хотите отвлечься от юриспруденции, то вот список бесплатных ресурсов для досуга:
КАК самостоятельно изучать ЮРИСПРУДЕНЦИЮ
«С чего начать самостоятельное изучение юриспруденции?» – Яндекс.Кью
17 ноября 2020 Екатерина Кулыгина ответила: Я по советовала начать с покупки СПС, которая будет служит фундаментом для ваших знаний из первоисточников. Это хороший инструмент который позволит вам повысить самостоятельно свой уровень образрвания.
Для начала прочтите Конституцию РФ, можно без комментариев, ее текст не объемный, но познавательный. Дальше придется идти блоками: Гражданский Кодекс с постатейными комментариями, Гражданский процессуальный кодекс с постатейными комментариями. Потом посмотрите в интернете образцы документов по прочитанным темам. Затем Семейный Кодекс, потом Жилищный Кодекс, все с комментариями. Потом переходите к изучению Уголовного и Уголовно процессуального кодексов по той же схеме. Может, что то у вас и получится. Встречал я в судах таких самоучек, иногда толковых.
Юриспруденция довольно обширна и для самостоятельного изучения этого дела, необходимо в первую очередь определить задачи, для которых она изучается. Вот два сценария:
Изучили Гражданский кодекс и хотите еще? Надо придумать задачу, что интересно. Семейный быт или морская пучина? Тогда Семейный кодекс или Кодекс торгового мореплавания/Кодекс внутреннего водного транспорта (Это только по России, а по миру там разные конвенции и международные кодексы)
Ну и так далее, там много кодексов.
Изучение юриспруденции необходимо начинать с Теории государства и права. Данный предмет дает общее представление о праве и государстве, наиболее общие закономерности и тенденции происхождения, развития и функционирования государства и права в их постоянном взаимодействии, а также формирует общие для всех юридических наук понятия и категории. В процессе изучения данного предмета поймете насколько вам интересна юриспруденция. Учебников по данному предмету очень много.
Чтобы реально знать и понимать юриспруденцию, о которой не имеют никакого представления даже большинство судей, законодателей и государственных деятелей, необходимо знать и понимать объективные законы общественных отношений, их развития, психологию поведения людей, основы происхождения и источники права, понятия права и базовых и естественных прав человека, данных от природы каждому, их взаимосвязь с моралью и принятыми в обществе нравственными и иными ценностями, категории справедливости, основы организации общества и государства, их значение, функции и назначение, основы теории права и государства и многое многое другое. Очень важна целостность и системность понимания общественных процессов и методов их регулирования.
С таким бэкграундом будет существенно легче читать законы и понимать о чем они.
Как провести урок права в старших классах?
Преподавание права в школе и его связь с другими предметами
Предмет «Право» преподается на базовом (один час в неделю) или на углубленном уровне. Базовый уровень предполагает воспитание ответственности и социальной активности через повышение правовой грамотности обучающихся. Углубленный уровень (характерный для классов гуманитарной направленности) — получение компетентностей для последующей профессиональной деятельности. Право имеет прочные межпредметные связи с историей, экономикой, обществознанием (в том числе с модулем «финансовая грамотность»).
Так что цели изучения права гораздо шире, чем успешная сдача ЕГЭ по обществознанию. Если учитель заинтересован предметом и может заинтересовать им учеников, то в процессе ребята начинают готовиться к успешной жизни в обществе: критически относиться к информации, осознавать социальные процессы, понимать значимость общечеловеческих ценностей и активной гражданской позиции.
К сожалению, в нашем обществе знание права достаточно поверхностное, а законы воспринимаются скорее как карательный инструмент. Задача учителя: сформировать самому и передать детям положительное правопонимание, представление о том, что закон обеспечивает стабильность и уважение друг к другу. Разумеется, это должно быть подкреплено аргументами, примерами из жизни.
Проблемное обучение: этапы урока
Мобилизация (мотивация). С первых минут дети чувствуют себя соавторами урока. Как этого достичь? Начать можно с проблемного диалога, мозгового штурма, формулы («незнание закона не освобождает от ответственности», «закон = право» и др.) То есть педагог не просто задает тему урока, а подводит к ней учеников, делает так, чтобы они сами ее сформулировали.
Проблематизация. Ученики обсуждают тему, делятся своими знаниями. Однако оказывается, что имеющихся у них знаний недостаточно для доказательства формулы или собственных идей. Это становится стимулом для изучения новой информации.
Целеполагание. Учитель обсуждает с учениками схему дальнейшего урока (вспомнить — узнать — уметь). Под его руководством дети сами формулируют цель, которую предстоит достичь.
Коммуникация. Изучение новой информации, нового параграфа происходит с использованием современных методик преподавания, благодаря которым каждый ученик оказывается вовлечен в процесс. Базовая форма работы: в малых группах. В ходе освоения темы появляются новые вопросы, новые маленькие цели, которые ученики тоже достигают. Такой подход помогает каждому ученику найти ответ на главный вопрос и осознанно выполнять все действия на уроке.
Взаимопроверка и взаимоконтроль. Ученики делятся на группы или пары, распределяют между собой обязанности для достойного ответа, проверяют друг друга. Не стоит проводить фронтальные опросы и фронтальные работы — они больше подходят для школьников помладше и, кроме того, оставляют возможность ученикам не участвовать в процессе контроля.
Рефлексия. Ученики подводят итоги: озвучивают, чему научились за урок, для чего, какими способами.
Элементы современного урока «Право»
Мотивирующие задания. Задания на уроке «Право» должны быть повышенного уровня сложности, носить проблемный и поисковый характер. Благодаря этому ученики смогут применять комплексно свои знания и умения. Даже работа с понятием становится увлекательным заданием, если ученики сами пробуют составить определение. Желательно, чтобы задачи были понятны ученикам, рассказаны как бы про них — к счастью, многие вопросы связаны с социальными ролями молодых людей. Задачи следует давать короткие, емкие — то есть делать «вброс». Заинтересовать учеников поможет использование местоимений «вы», «ваши».
Интерактивное обучение. Материал отлично усваивается, если ученики переживают конкретный опыт, связанный с ним через игру, упражнение, моделирование ситуации. В результате ученик осмысливает полученный опыт, обобщает его (рефлексирует) и в дальнейшем применяет на практике. Одна из форм работы: учебная ситуация-проблема, представляющая собой прототип реальной ситуации, требующей оперативного решения. Можно также задействовать ситуацию-иллюстрацию, ситуацию-оценку (надо оценить готовое решение), ситуацию-тренинг. Учебник «Право» для 10-11 классов авторства А.Ф. Никитина и Т.И. Никитиной включает много хрестоматийных материалов и методических рекомендаций, которые помогут учителю смоделировать ту или иную ситуацию. Например, рубрика «Исследуем документы и материалы» содержит отрывки из официальных документов, статей разных лет и другие источники.
Анализ явлений и событий. Речь идет, в первую очередь, о работе с данными, представленными в виде схем, таблиц, графиков, иллюстрирующих современную социальную жизнь. Ученики анализируют данные с опорой на изучаемый материал, с применением метода познания социальных явлений.
Метод кейсов. Выстраивается по принципу: заинтересовался — изучил — применил — создал новый «продукт». То есть вначале ученик получает вводные данные и задание. В процессе выполнения он изучает базу вопроса, систематизирует информацию, отделяя нужное от ненужного. В качестве источников используются тексты (параграфы, дополнительные авторские материалы, исторические источники, нормативные документы), иллюстрации, графические материалы, рассказы учителя, видеоролики, аудиозаписи. В завершении все это преобразуется в «продукт». Педагогом обязательно учитываются связь проекта с содержанием темы, научность, возраст учащихся, их интерес к выполнению задания, место для «продукта» в теме.
Прием РАФТ. Название произошло от английского слова raft — «плот». Составляющие: Роль-Аудитория-Форма-Тема. От ученика требуется написать текст с учетом строгих условий. Вначале он выбирает роль (от чьего имени будет писать), затем аудиторию (родители, сверстники и т.д. ), форму (письмо, сочинение и т.д.) и, наконец, тему. Порядок выбора критериев можно менять. Прием рассчитан как на индивидуальную работу, так и в парах, группах, с последующей презентацией.
Прием «Фишбон» (от англ. fishbone – «рыбья кость»). Также выполняется в группах или индивидуально. Ученики разбирают информацию, опираясь на схему рыбного скелета, систематизируют данные. Подход позволяет наглядно установить причинно-следственные связи, разделить главные и второстепенные факты. В процессе активно развивается логика.
Дискуссии. Учитель организует горячие обсуждения актуальных социальных проблем. В процессе школьники учатся отстаивать и аргументировать свое мнение, оппонировать иному мнению. Зачастую такие дискуссии ученики продолжают вести и после урока. В учебнике «Право» корпорации «Российский учебник» подходящие вопросы и темы есть в рубриках «Это интересно» и «Обсуждаем, спорим».
Вы можете познакомиться с электронной версией учебника «Право» А.Ф. Никитина и Т.И. Никитиной, апробировать ее, воспользовавшись акцией «5 учебников бесплатно».
Юридический минимум
Базовые вещи об отношениях бизнеса и государства
Тинькофф-бизнес продолжает писать книгу для начинающих предпринимателей.
Мы уже написали, почему важно не путать бизнес с самозанятостью и как считать и повышать прибыль. Сегодня публикуем часть главы об отношениях с государством.
Здесь разбираются самые базовые вещи об отношениях бизнеса и государства. Многое из этого вам покажется очевидным и известным. Но, как говорили великие, чтобы прийти к успеху, не нужно делать сложные вещи. Нужно правильно делать очень простые вещи.
Законы
Все, кто работает в России, должны соблюдать законы. Если положено — платить налоги, взносы, пошлины и что еще потребует государство.
Нормативных документов много: есть федеральные, региональные, местные, для отдельных случаев и отраслей. Все они официально опубликованы и доступны. Если закон не опубликован, он не работает и его не нужно исполнять.
Незнание
Незнание законов не освобождает от ответственности. Здравый смысл, интуиция и надежда на лучшее не заменяют знание законов.
Например, если предприниматель не знает санитарных норм при производстве пищевых продуктов, это не значит, что он может придумывать свои, исходя из того, чему его учила мама. Нормы нужно знать, и если хочешь — можно следовать более строгим нормам.
Еще до того, как начинать бизнес, нужно изучить нормативные документы, которыми регулируется конкретная деятельность. Для одной отрасли это только общие правила, для другой — тома специальных документов, регламентов и инструкций. Это можно поручить специалистам, но желательно и самому иметь хотя бы общее представление.
Исполнение
Иногда предприниматели думают, что органы узнают о нарушении закона только при проверке. Это не так. Есть много способов узнать о нарушении задолго до проверки или даже без нее. Для этого есть биг дата, системы мониторинга и межведомственное взаимодействие. Государство видит вас не насквозь, но гораздо лучше, чем кажется.
Если налоговая молчит, это не значит, что она ничего не подозревает. Или если Роскомнадзор не запрашивает документы, это не значит, что он не знает, что вы оператор персональных данных. Если обрабатывать персональные данные с нарушениями, Роскомнадзор сможет прийти и оштрафовать — и тогда будет поздно что-то исправлять.
Поэтому законы надо исполнять, а налоги — платить.
Изменения
Законы, правила, регламенты и стандарты постоянно меняются. Это одна из причин, по которой мы не даем в этой книге конкретных советов по законам: к моменту публикации закон может уже измениться. За изменениями нужно следить — это делается либо силами профессионалов, либо в специализированных изданиях. Можно и самостоятельно.
Помощь
Предприниматели нанимают в качестве помощников бухгалтеров и юристов. Бухгалтер занимается налогами, взносами, отчетностью, зарплатой, счетами, актами, платежками. Юрист следит за тем, чтобы у вас были грамотные и безопасные договоры, а компания правильно вела себя с точки зрения закона. Иногда встречаются бухгалтеры, подкованные в юридических вопросах, и экономически подкованные юристы.
Задача всех этих людей — чтобы каждый ваш шаг соответствовал законам. Для этого бухгалтер, например, должен постоянно следить за изменениями в налоговом законодательстве. Есть какие-то простые вещи — например, как меняются формулы расчета налогов. Есть посложнее — например, что говорят суды и следственный комитет по поводу взаимозависимости и субсидиарной ответственности. Такие вещи не лежат на поверхности, их нужно раскапывать.
Ошибки
Люди могут ошибаться. Поэтому безоговорочно доверять юристу и главбуху нельзя — придется вникать самому хотя бы в основные вопросы.
Директор захотел сэкономить на взносах. Для этого он оформил сотрудников как ИП и заключил с ними договоры, как будто они были не наемные сотрудники, а контрагенты. Бухгалтер подготовила все документы, прописала обязанности, сделала инструкции. За каждого ИП честно и вовремя платили налоги и подавали декларации. Все было похоже на законную схему.
Предприниматель открыл типографию и взял на работу дизайнера. Юрист из интернета подготовил шаблоны договора для клиентов и поставщиков. Проблем не было.
Потом дизайнер поссорился с руководителем и уволился, запретив использовать результаты своего труда. Предприниматель не знал, что это право нужно оформлять еще какими-то документами, а юрист его не предупредил. Может быть, не обратил внимания или не специализировался на авторском праве. Пришлось платить дизайнеру за передачу прав. Если бы все оформили сразу, проблем бы не возникло.
Не все законы можно толковать однозначно. Иногда встречаются непонятные формулировки: даже сами налоговики, Роструд или Роскомнадзор не всегда точно знают, как их применять. Для этого выпускают письма, методички, приказы и разъяснения. Но и это не всегда помогает: контролеры иногда ошибаются. Такое встречается нечасто и касается сложных схем.
Если налоговый инспектор ошибся и вам доначислили налогов, это не значит, что вы теперь вынуждены платить и не можете ни на что повлиять. Если не согласны с решением, идите в суд. Это право есть у каждого предпринимателя, независимо от суммы доначислений и аргументов налоговой.
Если у каких-то организаций или людей возникает спор, который они не могут разрешить переговорами, они обращаются в суд.
В суд относят иск. Это документ, в котором, по сути, сказано: «Этот нарушил такие-то мои права, вот доказательства. Я считаю, что он теперь должен сделать так-то (например, заплатить мне)». Суд смотрит на иск, изучает доказательства, иногда может вызвать участников на заседание. В итоге суд принимает решение, удовлетворить иск или нет.
Например, налоговая доначислила вам НДС, вы с этим не согласились, а разобраться в досудебном порядке не получилось. Тогда можно обратиться в суд. Вы составляете иск: «Налоги доначислены неправомерно потому-то и потому-то, вот доказательства. Прошу отменить доначисления». Суд изучает ваши документы и, например, решает, что вы правы. Он выносит решение: отменить доначисления (обычно частично). Решение оформляют документально, на его основании вы можете требовать у ФНС возврата денег (если вы их уже заплатили).
Иногда люди думают так: «Суд — это источник справедливости. Если тебя обижают, иди в суд. Он защитит тебя и накажет обидчика». Это наивная позиция, суд так не работает. У суда нужно просить конкретное решение по конкретному вопросу. Суд — от выражения «рассуди нас».
Инстанции
Суды в России бывают разных уровней — их называют инстанциями.
Если вас не устраивает решение одной инстанции, можно потребовать рассмотреть дело в вышестоящей. Например, если городской суд вас не поддержал, можно обратиться в краевой или областной. Есть шанс, что в вышестоящей инстанции суд примет другое решение.
Но если суд выиграли вы, ваш оппонент тоже может пойти выше и тоже может получить другое решение. Когда начинается игра в оспаривание, суды могут идти годами. Рано или поздно инстанции заканчиваются — оспаривать решение больше негде.
Квалифицированная помощь
Любой человек имеет право на представительство — это значит, что кто-то другой говорит и действует от вашего имени. В судах вас может представлять юрист или адвокат: они оформляют за вас бумаги, выступают, готовят доказательства. Если вас вызывают на допрос, вы можете прийти на него с адвокатом.
Мы советуем никогда не общаться с представителями власти без адвоката. Это немного перебор, но никогда не знаешь, где можешь ляпнуть лишнего. Адвокаты очень полезны при проверках.
Вообще в любой нестандартной ситуации — будь то претензия клиента, проверка налоговой или визит пожарного — лучше позвать квалифицированную помощь. Если у вас в компании нет штатного юриста, найдите хорошего и запишите номер.
Доказательства
Чтобы принять решение, суду нужны доказательства. Это могут быть документы, показания свидетелей, записи камер, логи интернет-провайдеров и вообще что угодно, кроме доказательств, полученных незаконным путем.
По закону вы как предприниматель не имеете права шпионить за сотрудниками — то есть втайне от них читать переписку с личных адресов. Если, например, сотрудники сливали коммерческие тайны конкурентам через личную почту, а узнали вы это через программу-шпиона, то ваша правовая позиция слаба: доказательства получены незаконным способом.
Другой случай. Налоговая пришла с проверкой и решила устроить инвентаризацию на складе. Пересчитали товар, поговорили с сотрудниками, но не составили протокол как положено. Показания сотрудников не были оформлены как допрос — их вообще не зафиксировали письменно. Но на основании этой информации инспектор доначислил налоги и оштрафовал компанию. Эти штрафы легко оспорить, потому что доказательства получены незаконно.
Грамотные предприниматели тщательно работают с документами: хранят договоры, письма и расписки; фиксируют все договоренности письменно; пробивают чеки (если обязаны); устанавливают камеры видеонаблюдения (где это законно); делают резервные копии и т. д. Это не гарантия, что ничего плохого не случится, но со всем этим хозяйством больше вероятности доказать свою правоту в суде.
Законность
Российские суды должны судить в первую очередь с точки зрения закона, а не этики или морали. Если что-то правильно по закону, но спорно с точки зрения морали, суд обязан в первую очередь учесть закон. Правда, при этом судья должен прислушиваться и к внутренним убеждениям (так сказано в кодексе судейской этики).
В практике полно случаев, когда суды выносили нелогичные (на наш взгляд) решения. Например, водитель вез груз своей компании, его остановил инспектор и захотел оштрафовать. Водитель предложил взятку. Инспектор взятку не взял и сообщил об этом начальству. Завели дело. По закону, если суд решит, что водитель действовал в интересах компании, компанию оштрафуют на 1 млн рублей. Так и произошло. В итоге взятку дал водитель, а на деньги попала компания. Несправедливо, но так работает закон.
Прецеденты
В России официально нет прецедентного права. Это значит, что если один суд решил что-то одно по одному делу, то другой суд не обязан принимать такое же решение в похожем деле. Грубо говоря, каждое дело рассматривается на основании только законов, не учитывая предыдущую судебную практику.
На деле, конечно, судьи смотрят на практику других судов, решения вышестоящих инстанций, погоду за окном, ленту Инстаграма, фазу Луны и «сигналы из телевизора». Но они не всегда обязаны прислушиваться к ним. Если ваш знакомый выиграл судебный спор, это еще не гарантия, что в таком же споре выиграете и вы.
споров сотрудников с работодателями разрешаются в пользу сотрудников
Налоги и взносы
У предпринимателя два основных вида платежей в пользу государства: налоги и взносы.
Налоги — это как комиссия государству за его работу. Из налогов наполняется государственный бюджет, который тратится на полезные дела: содержание государства, его инфраструктуры, служащих, оплату работы бюджетников и т. д. Обычно налоги платятся как процент от чего-нибудь. Например, процент от выручки или процент от добавленной стоимости.
Отчетность
Периодически предприниматели должны подавать отчеты в разные органы, например в ФНС или орган статистики. Отчеты — это документы, которые рассказывают, как у вас дела, сколько вы зарабатываете, сколько платите налогов и взносов, сколько у вас сотрудников и т. д. Отчитываться — обязанность предпринимателя.
В зависимости от системы налогообложения, структуры бизнеса и вида деятельности предпринимателю нужно подавать разные отчеты в разное время — об этом нужно консультироваться с бухгалтером.
Если не отчитываться вообще или отчитываться не вовремя, можно получить штрафы или дополнительные начисления, иногда довольно крупные. Вся информация о сроках и форме отчетности опубликована на сайтах ведомств, но все равно нужно консультироваться с профессиональным бухгалтером: может быть, есть такие ведомства и поводы для отчетности, о которых вы даже не знаете.
Схемы
Предприниматели имеют право получать налоговую выгоду в рамках закона. То есть государство как бы говорит: «Вот законный способ платить Х налогов, вот законный способ платить 0,7Х налогов. Выбирай, какой тебе выгоднее». В любом бизнесе ищут варианты, как меньше отдать государству и не нарушить закон.
Но если предприниматель придумал хитрую схему, формально разделил бизнес между родственниками и экономит миллионы рублей — это могут признать необоснованной налоговой выгодой.
Иногда схема кажется законной, все документы в порядке, налоги уплачены. Но приходит налоговая и решает, что это попытка обмануть государство. Все может закончиться сотнями миллионов рублей доначислений и даже лишением свободы.
Лучшая стратегия при работе с налогами — делать все максимально по закону. Для этого нужна грамотная бухгалтерская и юридическая поддержка. Если предприниматель использует схему собственного сочинения и его еще не оштрафовали, это не значит, что схема надежная. Просто до него еще не доехал инспектор.
Еще раз схемы
Главная ошибка предпринимателя — думать, что налоговых инспекторов легко обвести вокруг пальца. Это не так. Налоговики лучше любого предпринимателя знают все схемы и находят их на раз. Потому что у предпринимателя схема одна, а у налоговиков новые схемы на завтрак, обед и ужин.
Чтобы вычислять схемы, налоговикам даже не нужно проводить выездную проверку. Есть способы вычислить схему, анализируя данные в автоматическом режиме. Потом останется только убедиться, но это уже дело техники.
Поэтому наш совет: не занимайтесь схемами. Когда налоговая начнет проверку, она будет не искать схему, а собирать доказательства. Скорее всего, про вашу схему к тому времени им уже все будет известно.
Взятки
Инспекторы, судьи и все остальные должностные лица иногда берут взятки. А некоторые взяток не берут и действуют по закону. По закону взятка должностному лицу в интересах юридического лица может стоить вам от 1 миллиона рублей штрафа, а также реальных тюремных сроков. Не в интересах юрлица тоже сурово наказывается.
Лучшая стратегия — действовать максимально в рамках закона: не давать взяток самому и сообщать о должностных лицах, которые напрашиваются на взятку. Вам могут предлагать «выгодные сделки» и «простое решение проблем», но риск таких сделок и решений слишком велик.
Лучшая защита
Грамотная правовая позиция — лучшая защита в любых делах. Изучайте законы сами, консультируйтесь с юристами и нанимайте адвокатов.
Если что-то идет не так и вы чувствуете, что ваши права нарушают, — бейте тревогу. В России есть институт уполномоченных по правам предпринимателей — бизнес-омбудсмены. Связывайтесь, рассказывайте о беспределе и получайте помощь.
Еще у каждого ведомства есть вышестоящий орган. На нарушения прав предпринимателей можно пожаловаться в прокуратуру или следственный комитет — в зависимости от ситуации.
Интернет
Будьте осторожны с советами из интернета: их авторы не несут никакой ответственности, а разгребать потом вам. Вот на что особенно обращать внимание.
Актуальность советов. Правила и законы меняются постоянно. Например, в 2018 году будут по-новому считать фиксированные взносы и все статьи о расчете взносов в 2017 году уже не актуальны. Всегда проверяйте дату публикации статьи в интернете.
Ссылки на источники. Любые конкретные рекомендации нужно перепроверять по нормативке: законам, актам, письмам из государственных органов. Нормативку тоже нужно проверять на актуальность: кто-то может перепечатать закон в старой редакции, которая уже не действует. Или сослаться на письмо Минфина, хотя после него вышли новые разъяснения с другой точкой зрения.
В интернете много статей, где один автор переписывает другого, а тот переписал какого-то третьего. За время переписывания смысл может сильно исказиться, поэтому в важных делах всегда проверяйте нормативку.
Закон и практика. Если что-то у кого-то еще не сломалось, это не значит, что оно сделано хорошо. Люди могут годами нарушать закон и узнать об этом, только когда их прижмет проверка какой-нибудь госструктуры.
Например, вы читаете в интернете, что один предприниматель пишет у себя в договоре такую-то формулировку и за все время у него не было ни единой проблемы. Значит ли это, что формулировка правильная? Нет. Она может быть опасной и даже незаконной, но выяснится это только во время суда.
Если из-за советов в интернете вам доначислили налогов или выписали штраф, это целиком ваша ответственность, больше ничья. Нельзя потом обвинить какой-то бесплатный сайт в интернете, что они вам неправильно посоветовали. Вы можете почитать советы в интернете, но, прежде чем что-то делать, всегда консультируйтесь с экспертами.