Учитель меланхолик что делать

Кто лучше учит детей: меланхолик или сангвиник?

Анна Брайцева

23 декабря 2020 • 18:56

Влияет ли темперамент учителя на образовательный процесс и взаимоотношение с учениками? Например, можно предположить, что меланхолик — ранимый, в его классе нет порядка; холерик — раздражительный, ученики его боятся; флегматик — нудный, под его тембр дети сладко спят; сангвиник — самовлюблённый, его предмет никто не знает, в отличие от его биографии. Похоже это на правду или нет, давайте разбираться.

Четыре типа темперамента предложены ещё врачами античности Гиппократом и Галеном. Причина устойчивости теории в том, что им удалось описать четыре типа поведения, которые действительно связаны с дисбалансом в нейротрансмиттерных (нейрохимических) системах человека. То есть в своих «чистых» проявлениях темпераменты говорят о крайних дисбалансах в организме и проявляются как психиатрические профили. Более 2500 лет эти «профили» уже узнавались человечеством, были отражены в трудах многих учёных и до сих пор существуют в международных классификациях психических расстройств.

Чаще всего темперамент определяется в процентном соотношении. В зависимости от состояния, настроения и вида деятельности проявляются те или иные стороны личности, а по преобладающим чертам можно отнести человека к одному из типов. Поэтому, если определять темперамент человека «на взгляд» — легко ошибиться.

Учитель-меланхолик

Приметы темперамента: чувствителен, склонен к постоянному переживанию, так как остро реагирует на внешние факторы. Ему сложно контролировать бури, бушующие в душе, поэтому он так впечатлителен и раним.

Мягкий и отзывчивый наставник, с которым можно долго беседовать о мотивах поступков Анны Карениной или доверить личные переживания. Коллектив, зачастую, не признаёт выдающихся качеств этих личностей, так как учителя-меланхолики замкнуты и редко показывают, на что они способны. Это происходит из-за того, что они не уверены в своих возможностях и боятся быть непонятыми. Дети могут либо всем сердцем полюбить тонко чувствующего педагога, либо вовсе не воспринять его всерьёз. Однако, если учитель-меланхолик заранее подготовит себя к вызовам, с которыми ему предстоит столкнуться, — это даст ему уверенность в себе, возможность быстро реагировать на внешние раздражители и сгладить особенности своего темперамента. Главное — не забывать о том, кем вы являетесь на самом деле, иначе легко выгореть. Нужно заботиться о себе, выделяя время на любимые занятия, за которыми вы восстанавливаетесь.

Учитель-холерик

Приметы темперамента: резок, склонен к эмоциональным вспышкам, так как его настроение крайне неуравновешено. В любое дело ныряет с головой, но плывёт не по течению, а исследуя всё вокруг, из-за чего его высокая работоспособность быстро истощается.

Энергичный и решительный педагог, на уроке которого невозможно уснуть. Холерика знает каждый член коллектива. Его боятся, его любят. Это яркие личности, о положительных и отрицательных сторонах которых можно говорить бесконечно, ведь, зачастую, именно они являются главными действующими лицами всех школьных историй, благодаря своей инициативности и трудоголизму. Дети боятся учителей-холериков из-за их напускной строгости, но, если узнать педагога ближе, он станет главным вдохновителем. Среди работников профессии много холериков, возможно потому, что такое поведение — выработанная защитная реакция. Чтобы не растратить потенциал, холерикам нужно стараться тормозить себя и выделять время на отдых.

Учитель-флегматик

Приметы темперамента: невозмутим, склонен к спокойствию, граничащему с безразличием. Он настойчив и, несмотря ни на что, упорно идёт к достижению своих целей.

Серьёзный и статный, он не будет тратить время на пустые эмоции. Столкнувшись с трудностями, обдумает план действий и прилежно будет ему следовать. Такой учитель позволит выспаться на уроке, но в конце обязательно задаст сонному ребёнку подготовить пересказ пройденного параграфа. Флегматикам можно доверить организацию любого мероприятия, можно не сомневаться в том, что оно пройдёт гладко. Коллеги часто обращаются к ним за советом, конечно, не за тем, как интересно провести урок, скорее — как сохранить спокойствие. Дети уважают учителей-флегматиков, но на их уроках скучают. Чтобы развить свой профессионализм, необходимо разбавлять монотонные лекции другими формами обучения.

Учитель-сангвиник

Приметы темперамента: обаятелен, склонен к чрезмерной эмоциональности, но может быть слишком зациклен на себе. Зато легко находит общий язык со всеми темпераментами, а своими словами и действиями вдохновляет других.

Улыбчивый и общительный, на его уроках всегда легко и весело. Коллектив любит сангвиников, после беседы с ними, открывается второе дыхание, а Петька Петров уже не кажется таким неуправляемым. С этим учителем мечтают дружить все дети! Все, кроме тех, кто подготовил идеальный ответ на урок и не успел его озвучить, потому что учитель опять рассказывал «тот случай вовремя учёбы в университете». Продуктивные, но избирательные сангвиники не любят монотонную работу, что часто является их большой проблемой. Им следует быть внимательнее, помнить о своей впечатлительности, чтобы не перевозбуждать юные сердца. А иногда, лучше даже попросить совета у коллеги-флегматика, как лучше составить план урока.

Безусловно, темперамент учителя влияет, но профессионализм зависит исключительно от уровня самоконтроля и самосознания. Учитель — это роль, и только вы выбираете, каким себя показать. От вашего умения распознавать и учитывать особенности каждого ученика (у этих ребят тоже разный темперамент!) зависит успех в профессии.

Источник

Памятка «ТЕМПЕРАМЕНТ ПЕДАГОГА и ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Просмотр содержимого документа
«Памятка «ТЕМПЕРАМЕНТ ПЕДАГОГА и ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»»

«ТЕМПЕРАМЕНТ ПЕДАГОГА и ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Учителя должны учитывать особенности своего темперамента, его положительные и отрицательные стороны, их проявление в учебной и воспитательной работе.

Учитель-холерик. Положительные черты: активность, энергичность, решительность, страстность; он не теряется при встрече с трудностями, упорен в их преодолении. Отрицательные черты: несдержанность, резкость, аффективность; в педагогической деятельности ему мешают нетерпеливость, повышенная возбудимость.

Среди хороших учителей немало холериков. Однако в профессионально-педагогической деятельности учителям-холерикам надо следить за своим поведением, тормозить несдержанность, воспитывать терпеливость. Для этого надо хорошо понимать сущность педагогической профессии, требования к личности учителя.

Учитель-сангвиник. Положительные черты: жизнерадостность, подвижность, энергичность, эмоциональность, общительность, умение быстро приспособиться к новым условиям, легко переключать и распределять внимание, гибкость ума, хорошие организаторские способности. Отрицательные черты: непостоянство в поведении, легкомысленность, поверхностность, дилетантизм; нежелание выполнять черновую, обыденную работу, склонность переключаться на более интересную деятельность, — порой становятся значительным недостатком в осуществлении педагогической деятельности. Сангвиник может переоценивать свои возможности, результаты труда, не всегда правильно осознает свои недочеты, а это влияет на отношение к выполняемой работе, на методы и её результаты.

Сангвинический темперамент создаёт хорошие условия для работы учителя, однако учитель-сангвиник должен помнить о своей подвижности, впечатлительности, эмоциональности, следить за тем, чтобы уроки не приобретали развлекательный характер, излишне не возбуждали детей; сангвиник должен ограничивать свою торопливость.

Учитель-флегматик. Положительные черты: спокойный, неторопливый, терпеливый, выдержанный, хорошо владеет собой, проявляет педагогический такт, а это очень важные качества для учителя. Отрицательные черты: может быть очень медлительным, вялым, внешне мало выражает чувства, не может быстро переключать внимание на решение новых задач, слабо распределяет внимание, трудно привыкает к новой обстановке.

Для педагогической деятельности флегматический темперамент очень благоприятен. Однако ему нужно тщательно продумывать план урока, методы его проведения, чтобы ученики не засыпали под монотонную речь. Медлительность, вялость учителя-флегматика должны компенсироваться тщательной подготовкой, продумыванием разнообразных форм и методов работы, оттачиванием педагогической техники. При этом действия учителя становятся быстрыми и оперативными.

Учитель-меланхолик. Положительные черты: мягкость, отзывчивость, тактичность, глубина и стойкость чувств меланхолика. Отрицательные черты: очень впечатлительный, нерешительный, замкнутый, с повышенной тревожностью, невысокой трудоспособностью, быстрой утомляемостью, истощаемостью нервной системы, невысокой требовательностью, внушаемостью; требует особенно чуткого и осторожного отношения к себе, трудно переживает смену жизненного окружения, в новых условиях теряется. В поведении меланхолика проявляется недооценка своих возможностей, неуверенность в себе, в оценке педагогической деятельности, повышенная эмоциональная возбудимость, болезненная чувствительность к мелочам, постоянное чувство тревожности. Для него очень опасно перенапряжение умственной и эмоциональной деятельности, т.к. это приводит к истощению нервной системы, появлению неврозов, росту неудовлетворённости педагогической профессией.

Меланхолический темперамент в педагогической работе оценивается как возможный, но нежелательный. Меланхолику подходит четко продуманный режим, который предусматривает постепенный переход от одних условий жизни, способов действия к другим.

Источник

Учитель меланхолик что делать

Учитель меланхолик что делать. Смотреть фото Учитель меланхолик что делать. Смотреть картинку Учитель меланхолик что делать. Картинка про Учитель меланхолик что делать. Фото Учитель меланхолик что делатьУчитель меланхолик что делать. Смотреть фото Учитель меланхолик что делать. Смотреть картинку Учитель меланхолик что делать. Картинка про Учитель меланхолик что делать. Фото Учитель меланхолик что делатьУчитель меланхолик что делать. Смотреть фото Учитель меланхолик что делать. Смотреть картинку Учитель меланхолик что делать. Картинка про Учитель меланхолик что делать. Фото Учитель меланхолик что делатьУчитель меланхолик что делать. Смотреть фото Учитель меланхолик что делать. Смотреть картинку Учитель меланхолик что делать. Картинка про Учитель меланхолик что делать. Фото Учитель меланхолик что делатьУчитель меланхолик что делать. Смотреть фото Учитель меланхолик что делать. Смотреть картинку Учитель меланхолик что делать. Картинка про Учитель меланхолик что делать. Фото Учитель меланхолик что делать

Учитель меланхолик что делать. Смотреть фото Учитель меланхолик что делать. Смотреть картинку Учитель меланхолик что делать. Картинка про Учитель меланхолик что делать. Фото Учитель меланхолик что делатьМеланхолический темперамент признается не всеми исследователями. Некоторые, например, В. И. Гарбузов, считают, что в процессе эволюции люди с такими биологическими задатками просто не выжили бы.

На самом деле, утверждает он, за меланхолический темперамент принимается значительно невротизированный флегматик.

Поведение меланхолика

Меланхолик — скучен, угрюм, серьезен. Часто это нервный ребенок «бука», обычно с бледным лицом и без блеска в глазах, слабого телосложения.

Для меланхолика окружающее представляется в мрачном свете. Он ко всем недоверчив, всех подозревает, на всех и всё обижается, от всех сторонится, на всех жалуется. Эта преувеличенная забота меланхолика о самосохранении и ограждении собственной личности, сопровождающаяся недоверчивостью и подозрительностью, является источником

Ребёнка меланхолического темперамента раздражают как шутки, насмешки, поддразнивания, с которыми иногда относятся к нему товарищи, так и выражения участия, заботливые добродушные услуги. Он им не доверяет.

Понятно, что товарищи не любят и охотно дразнят ученика, а это еще больше развивает в нем подозрительность и эгоистические недоброжелательные чувства.

Мышление.

Мыслит меланхолик сосредоточенно и глубоко. Умственная работа захватывает его, парализуя мрачность, подозрительность, недоброжелательное отношение к людям. Художественные образы на меланхолика действуют слабо. Он мало понимает их. А вот отвлеченные рассуждения, научные работы, наоборот, увлекают, иногда прямо гипнотизируют.

Эмоции и чувства ученика меланхолического темперамента не отличаются особой живостью, яркостью и разнообразием. И все-таки он чувствует глубоко, ненавидит непримиримо, любит самоотверженно.

Как учителю взаимодействовать с меланхоликом?

Хотя ученик часто бывает упрям и капризен, у него нет задатков твердой воли. Он нерешителен. В общем, это довольно несимпатичный и неприятный человек, которого не любят не только чужие люди, но часто и родные.

Но! Педагог должен помнить, что для благотворного воздействия на ученика-меланхолика нужна именно любовь.

Забота учителя должна быть направлена к тому, чтобы поднять рейтинг меланхолика в среде сверстников, оградить от обид, насмешек, и вообще от злостных выходок, которых можно ожидать со стороны озорников, подружить с добрыми и разумными ребятами, втянуть в интересы товарищества, парализуя эгоистическую замкнутость.

Таким образом, при благоразумном руководстве, приобретая знания, втягиваясь в умственную работу, заражаясь интересами класса и альтруистическими эмоциями, меланхолики нередко становятся людьми глубокого ума и многостороннего знания, а так же высокой нравственности.

Таковы особенности меланхолического темперамента.

Источник

Учитель меланхолик что делать

Учитель меланхолик что делать. Смотреть фото Учитель меланхолик что делать. Смотреть картинку Учитель меланхолик что делать. Картинка про Учитель меланхолик что делать. Фото Учитель меланхолик что делать

Темперамент учителя и успешность педагогической деятельности

Учитель-флегматик: сдержанный, спокойный, терпеливый, неторопливый, хорошо владеет собой. Очень пунктуальный и аккуратный. Но неэмоциональный, вялый, медлительный, безразличный, ригидный, слабо распределяет внимание.
Флегматический темперамент благоприятен для педагогической деятельности. Часто учителю-флегматику трудно заинтересовать детей, ему следует тщательно готовиться к урокам, продумывать разнообразные формы и методы работы, оттачивать педагогическую технику. При этом действия учителя становится более быстрыми и оперативными и учащиеся не засыпают под его монотонную речь.

Учитель-холерик: энергичный, активный, инициативный, решительный. Такие люди часто бывают агрессивными, резкими, несдержанными, раздражительными, сильно возбудимыми. Им бывает сложно сдержать негативные эмоции.
Среди хороших учителей немало холериков. Однако, учителю-холерику нужно следить за своим поведением, воспитывать терпеливость, тормозить несдержанность. Для этого нужно любить детей и педагогическую профессию.

Учитель-сангвиник: живой, подвижный, эмоциональный, общительный, легко приспосабливается к новым условиям, умеет распределять и быстро переключать внимание.
Отрицательные качества: поверхностный, непостоянный в поведении, легкомысленный, безразличный, избегает черновой работы, склонен переключаться на более интересную деятельность. Общительность может граничить с болтливостью. Поэтому такому учителю надо предоставлять больше времени для работы ученикам, чтобы они не превратились в сторонних наблюдателей.
Сангвинический темперамент создаёт хорошие условия для работы учителя, однако учитель-сангвиник должен не забывать о своей эмоциональности, большой подвижности и впечатлительности. Иначе уроки приобретут развлекательный характер и будут излишне возбуждать детей.

Учитель- меланхолик: отзывчивый, мягкий, тактичный, но теряется в новых условиях, нерешительный, замкнутый, впечатлительный и требует особого, осторожного отношения к себе. Не уверен в себе и своих возможностях, неадекватно реагирует на действующие раздражители и быстро утомляется.
Меланхолический темперамент в педагогической работе возможный, но нежелательный. Однако, если учитель-меланхолик четко продумывает режим, который предусматривает постепенный переход от одних способов действий, условий жизни к другим, то у него формируются положительные черты характера, такие как уверенность, например, которые маскируют особенности типа нервной системы.
Однако, ошибочно делить людей по четырем типам темперамента, обычно наблюдается сочетание отдельных черт одного темперамента с некоторыми чертами другого. Проявление темперамента зависит и от общей культуры человека. Поэтому нельзя несдержанность учителя связывать только с типологическими особенностями нервной системы. Нередко за этим стоят издержки воспитания.
Учителю необходимо знать особенности своего темперамента и учитывать их в педагогической деятельности. Ему следует формировать индивидуальный стиль деятельности, который бы раскрывал его сильные стороны и сдерживал отрицательные черты темперамента. Учитывая свой тип темперамента, можно добиваться высоких результатов в учебной и воспитательной работе.

Педагогическая работа и наличие акцентуаций у учителя.

1) Наиболее ярко у учителей данной выборки представлена экзальтированная акцентуация характера, при которой внутренняя впечатлительность и склонность к переживаниям находят яркое внешнее выражение в поведении. Альтруизм, чувство сострадания, привязанность к друзьям характерны для этих людей. Артистическое дарование и художественный вкус позволяют учителям сделать урок эмоционально насыщенным, ярким, запоминающимся.

2) Достаточно значительно представлена у учителей эмотивная акцентуация характера Представители этого типа хорошо понимают и чувствуют отношение к ним других людей. Они умеют сострадать, радоваться чужим успехам. Редко вступают в конфликты, играют в них пассивную роль. Для педагогической деятельности, относящейся к системе «Человек-человек», эти качества очень важны.

3) Гипертимическая акцентуация характера выражена у учителей. Особенностями данной акцентуации является высокая активность, инициативность, чрезмерно приподнятое настроение, стремление иметь широкий круг общения. Учителя, являющиеся представителями гипертимического типа, легко вступают в контакт с учениками, быстро находят общий язык со школьниками и их родителями, коллегами. Конфликтные ситуации, возникающие по их вине, к сожалению, не редки, но не носят затяжного и чрезмерно серьезного характера.

4) Наименее присуща учителям данной выборки дистимичная акцентуация характера, которой свойственно постоянно пониженное настроение, серьезность. Представители данного типа стремятся не вступать в конфликты, ограничивают круг общения.

5) Остальные акцентуации характера (тревожный, демонстративный, педантичный, возбудимый, циклотимный) менее представлены у учителей

Анисимова О.А., Ломоносова Н.С.

Вопрос: Может ли шизоид быть учителем?

А.П. Егидес. «Как разбираться в людях, или Психологический рисунок личности»

Шизоиды — формалисты, на работу обычно не опаздывают. Но это обычно. В связи с их общей неординарностью с ними может по дороге что-то случиться, поэтому иногда и опаздывают.

Организация труда у него слабенькая.

Шизоид не в состоянии сам построить свою карьеру. Ему нужен импресарио. И если этот импресарио окажется проходимцем или даже преступником, шизоид не откажется ради карьеры от беспринципного проекта.

Но чаще шизоид просто работает, становится Мастером, и его повышают.

Шизоиды вынуждены преподавать: они ведь ученые. Но хороший ученый и хороший преподаватель в одном лице — явление нечастое. Шизоиды плохо и запутанно строят речь, плюс упомянутая много раз «каша во рту»: плохая дикция, дизартрия, скороговорка. Если шизоидному ученому приходится преподавать, он должен с уважением относиться к студентам и стать хорошим преподавателем: выправить свою речь — и письменную, и устную.

Источник

Консультация для педагогов «Темперамент личности педагога в профессиональной деятельности»

Учитель меланхолик что делать. Смотреть фото Учитель меланхолик что делать. Смотреть картинку Учитель меланхолик что делать. Картинка про Учитель меланхолик что делать. Фото Учитель меланхолик что делать

607060, Нижегородская область, г. Выкса, , улица Корнилова, здание 97

«Темперамент личности педагога в профессиональной деятельности»

Учитель меланхолик что делать. Смотреть фото Учитель меланхолик что делать. Смотреть картинку Учитель меланхолик что делать. Картинка про Учитель меланхолик что делать. Фото Учитель меланхолик что делать

«Темперамент личности педагога в профессиональной деятельности»

Успех образовательно-воспитательной работы зависит от многих факторов, но прежде всего от педагога. Среди личностных свойств педагога особенное значение имеют такие индивидуально-психологические свойства, как темперамент, способности, характер.

Сегодня пойдет речь о темпераменте педагога, который рассматривается в неразрывной связи с характером.

Все люди отличаются особенностями своего поведения: одни подвижны, энергичны, эмоциональны, другие медлительны, спокойны, невозмутимы, кто-то замкнут, скрытен, печален. В скорости возникновения, глубине и силе чувств, в быстроте движений, общей подвижности человека находит выражение его темперамент – свойство личности, придающее своеобразную окраску всей деятельности и поведению людей.

Темперамент – это индивидуальные особенности человека, которые определяют динамику его психической деятельности и поведения. Это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

Б.М. Теплов дает следующее определение темперамента: «Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т.е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и сил их – с другой». Таким образом, темперамент имеет два компонента – активность и эмоциональность. Активность поведения характеризует степень энергичности, стремительности, быстроты или, наоборот, медлительности и инертности. В свою очередь, эмоциональность характеризует протекание эмоциональных процессов, определяя знак (положительный или отрицательный) и модальность (радость, горе, страх, гнев и др.). С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что для темперамента особенно существенны впечатлительность человека и его импульсивность и что впечатлительность характеризуется силой и устойчивостью того воздействия, которое впечатление оказывает на человека, а импульсивность – силой побуждения и скоростью перехода от побуждения к действию.

Еще в Древней Греции врач Гиппократ предложил концепцию темперамент. Он учил, что темперамент зависит от соотношения четырех жидкостей организма и того, какая из них преобладает: кровь (по-латински «сангве»), слизь (по-гречески «флегма»), красно-желтая желчь (по-гречески «холе»), черная желчь (по-гречески «мелайнхоле»). Смесь этих жидкостей, утверждал Гиппократ, и лежит в основе основных типов темпераментов: сангвинического, холерического, меланхолического и флегматического. Сам термин «темперамент» в переводе с латинского означает «надлежащее соотношение частей».

Прежде чем прейти к рассмотрению различных видов темперамента, сразу подчеркнем, что нет лучших или худших темпераментов – каждый из них имеет свои положительные стороны, поэтому главные усилия должны быть направлены не на переделку темперамента (что невозможно вследствие врожденности темперамента), а на разумное использование его достоинств и нивелирование его отрицательных граней.

Флегматик. Обладатель этого темперамента хладнокровен. Он больше склонен к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но и успокаивается постепенно. Мимика и движения флегматика невыразительны и медлительны. Илья Ильич Обломов, который проводил все время на диване, в ленивой полудреме – яркий флегматик. В жизни редко приходится встречать «стопроцентных» флегматиков или сангвиников, так как большинство людей соединяют в себе черты разных темпераментов.

Сангвиник. Это человек весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником, балагуром. Сангвиник быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем ещё недавно очень его волновало и притягивало к себе. Он много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания, легко и с удовольствием вступает в контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная и физическая работа быстро утомляет. Сангвиник очень активен, энергичен, у него живые движения, богатая мимика. При неблагоприятных условиях и отсутствии воспитания у сангвиника могут развиваться поспешность, легкомыслие к поступкам, невнимательность. Примером сангвинического темперамента может служить знаменитый д’ Артаньян – порывистый, увлекающийся герой Дюма.

Меланхолик. Человек с меланхолическим темпераментом обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, придаёт большое значение всему, что касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Меланхолик почти всегда человек сдержанный и слов на ветер не бросает. Когда он не может выполнить обещанное, то искренне страдает, даже если знает, что от него ничего не зависело. Судя по всему, принц Гамлет и Евгений Онегин были типичными меланхоликами.

Холерик. Такой человек обычно очень вспыльчив, горяч и несдержан. Вместе с тем холерик быстро остывает и успокаивается, если ему уступают и идут на встречу. Его душевные движения порывисты, но непродолжительны, настроение часто меняется. Вспомним рыцаря Дон Кихота, быстро сменявшего гнев на милость, а благородную ярость – на уныние.

Известные личности и их темперамент А.С.Пушкин (холерик) М.Ю.Лермонтов (сангвиник) Н.В.Гоголь (меланхолик) А.В. Суворов (холерик) М.И. Кутузов (флегматик).

Тест на выявление темперамента

Проведем небольшой тест на выявление вашего темперамента: Инструкция: Попробуйте представить себя на месте человека, шляпа которого «пострадала» и выберите соответствующий вариант. Вам предлагается выбрать картинку из карикатур. В момент тестирования будьте честными с самим собой!

Интерпретация результатов теста.

Картинка 3 – сангвиник

Для успешной педагогической деятельности необходимо учитывать особенности своего темперамента, их проявление в образовательно-воспитательном процессе.

Среди хороших педагогов немало холериков. Однако в профессионально – педагогической деятельности педагогам – холерикам надо следить за своим поведением, тормозить несдержанность, воспитывать терпеливость. Для этого надо хорошо понимать сущность педагогической профессии, требования к личности педагога.

Положительные черты: активность, энергичность, решительность, страстность; он не теряет при встрече с трудностями, упорен в их преодолении.

Отрицательные черты: несдержанность, резкость, аффективность; в педагогической деятельности ему мешают нетерпеливость, повышенная возбудимость.

Педагог – сангвиник. Сангвинический темперамент создает хорошие условия для работы педагога, однако педагог–сангвиник должен помнить о своей впечатлительности, эмоциональности, следить за тем, чтобы занятия не приобретали развлекательный характер, излишне не раздражали детей; сангвиник должен ограничивать свою торопливость.

Положительные черты: жизнерадостность, подвижность, энергичность, эмоциональность, общительность, умение быстро приспособиться к новым условиям, легко переключать и распределять внимание, гибкость ума, хорошие организаторские способности.

Педагог – флегматик. Для педагогической деятельности флегматический темперамент очень благоприятен. Однако ему нужно тщательно продумывать план урока, методы его проведения, что бы учащимся было интересно. Медленность, вялость, педагога флегматика должны компенсироваться тщательной подготовкой, продумыванием разнообразных форм и методов работы, оттачивание педагогической техники. При этом действия педагога становятся быстрыми и оперативными.

Положительные черты: спокойный, неторопливый, терпеливый, выдержанный, хорошо владеет собой, проявляет педагогический такт, а это очень важные качества для педагога.

Отрицательные черты: может быть очень медлительным, вялым, внешне мало выражает чувства, не может быстро переключать внимание на решение новых задач, слабо распределяет внимание, трудно привыкает к новой обстановке.

Положительные черты: мягкость, отзывчивость, тактичность, глубина и стойкость чувств меланхолика.

Отрицательные черты: очень впечатлительный, нерешительный, замкнутый, с повышенной тревожностью, невысокой трудоспособностью, истощаемостью нервной системы, невысокой требовательностью; требует особенно чуткого и осторожного отношения к себе, трудно переживает смену жизненного окружения, в новых условиях теряется. В поведении меланхолика проявляется недооценка своих возможностей, неуверенность в себе, в оценке педагогической деятельности, повышенная эмоциональная возбудимость, болезненная чувствительность к мелочам, постоянное чувство тревожности. Для него очень опасно перенапряжение умственной и эмоциональной деятельности, т.к. это приводит к истощению нервной системы, появление неврозов, росту неудовлетворенности педагогической профессией.

Темперамент дается человеку на всю жизнь. Его не переделаешь. Плохих и хороших темпераментов не бывает. Свой темперамент можно и нужно контролировать. Поэтому педагогам необходимо и очень важно знать особенности своего темперамента и учитывать их проявление в педагогической деятельности – опираться на положительные черты, использовать свои сильные стороны и сдерживать, тормозить отрицательные, преодолевать негативные стороны темперамента. Учитывая свой тип темперамента можно добиваться высоких результатов.

«Всякий человек есть творец своей судьбы» (Саллюстий).

Спасибо за внимание!

1. Авалуев, Н.Б. Критериальный подход к оценке эффективности воспитательной деятельности педагога [Текст]: дисс. … канд. пед. наук / Н.Б. Авалуев. – СПб., 2003 – 169 с.

2. Аверин, В.А. Психология личности [Текст] / В.А. Аверин. – СПб.: Изд-во Михайлова В., 2001. – 191

3. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: хрестоматия / Состав. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 320 с.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *