Учитель ученику надеюсь я не увижу что ты списываешь

Учитель ученику надеюсь я не увижу что ты списываешь

Учитель ученику надеюсь я не увижу что ты списываешь. Смотреть фото Учитель ученику надеюсь я не увижу что ты списываешь. Смотреть картинку Учитель ученику надеюсь я не увижу что ты списываешь. Картинка про Учитель ученику надеюсь я не увижу что ты списываешь. Фото Учитель ученику надеюсь я не увижу что ты списываешь

Учитель ученику надеюсь я не увижу что ты списываешь. Смотреть фото Учитель ученику надеюсь я не увижу что ты списываешь. Смотреть картинку Учитель ученику надеюсь я не увижу что ты списываешь. Картинка про Учитель ученику надеюсь я не увижу что ты списываешь. Фото Учитель ученику надеюсь я не увижу что ты списываешь

Учитель ученику надеюсь я не увижу что ты списываешь. Смотреть фото Учитель ученику надеюсь я не увижу что ты списываешь. Смотреть картинку Учитель ученику надеюсь я не увижу что ты списываешь. Картинка про Учитель ученику надеюсь я не увижу что ты списываешь. Фото Учитель ученику надеюсь я не увижу что ты списываешь

Учитель ученику надеюсь я не увижу что ты списываешь. Смотреть фото Учитель ученику надеюсь я не увижу что ты списываешь. Смотреть картинку Учитель ученику надеюсь я не увижу что ты списываешь. Картинка про Учитель ученику надеюсь я не увижу что ты списываешь. Фото Учитель ученику надеюсь я не увижу что ты списываешь

Учитель ученику надеюсь я не увижу что ты списываешь. Смотреть фото Учитель ученику надеюсь я не увижу что ты списываешь. Смотреть картинку Учитель ученику надеюсь я не увижу что ты списываешь. Картинка про Учитель ученику надеюсь я не увижу что ты списываешь. Фото Учитель ученику надеюсь я не увижу что ты списываешь

Учитель ученику надеюсь я не увижу что ты списываешь. Смотреть фото Учитель ученику надеюсь я не увижу что ты списываешь. Смотреть картинку Учитель ученику надеюсь я не увижу что ты списываешь. Картинка про Учитель ученику надеюсь я не увижу что ты списываешь. Фото Учитель ученику надеюсь я не увижу что ты списываешь

Учитель ученику надеюсь я не увижу что ты списываешь. Смотреть фото Учитель ученику надеюсь я не увижу что ты списываешь. Смотреть картинку Учитель ученику надеюсь я не увижу что ты списываешь. Картинка про Учитель ученику надеюсь я не увижу что ты списываешь. Фото Учитель ученику надеюсь я не увижу что ты списываешь

Учитель ученику надеюсь я не увижу что ты списываешь. Смотреть фото Учитель ученику надеюсь я не увижу что ты списываешь. Смотреть картинку Учитель ученику надеюсь я не увижу что ты списываешь. Картинка про Учитель ученику надеюсь я не увижу что ты списываешь. Фото Учитель ученику надеюсь я не увижу что ты списываешь

Нарушение закона тождества нередко встречается в беседах, диалогах людей, один из которых некоторое слово или предложение употребляет в одном смысле, а его собеседник — в другом. Вот несколько примеров.

«Почему вы называете этот хор смешанным? Ведь здесь одни женщины!» — «Да, но одни умеют петь, а другие — нет».

Студент, обращаясь к преподавателю, спрашивает: «Можно ли наказывать человека за то, чего он не сделал?». «Нет, конечно», — отвечает преподаватель. «Тогда не наказывайте и меня за то, что я не сделал домашнего задания!»

Учитель: Надеюсь, Петя, я больше не увижу, как ты списываешь с чужой тетради?

Петя: Я тоже на это надеюсь, господин учитель.

Иногда нарушение закона тождества приводит к курьезным последствиям. Один человек, шевелюра которого стала катастрофически редеть, написал в редакцию журнала «Химия и жизнь» письмо с просьбой посоветовать ему, как сохранить волосы. Через некоторое время он получил ответ: «Вы лучше всего сохраните волосы, если будете собирать их в полиэтиленовый пакет, положите туда кусочек нафталина и будете хранить пакет в темном, прохладном и не слишком сухом месте».

Если вы повнимательнее присмотритесь к анекдотам и всякого рода забавным историям, то обнаружите, что в основе комической ситуации или курьезного недоразумения часто лежит именно нарушение закона тождества. Люди, употребляющие одни и те же слова в разных смыслах, мыслят как бы в разных плоскостях. Разговаривая якобы об одном предмете, они по сути дела совершенно не понимают друг друга. Когда же вдруг происходит пересечение этих плоскостей и обнаруживается скрытое различие в словоупотреблении, возникает комический эффект. Порой мы сознательно играем разными смыслами и смысловыми оттенками наших слов.

Один английский журналист был привлечен к суду за то, что в своей статье обозвал супругу пэра коровой. Дело он, конечно, проиграл, но в конце заседания решил спросить судью:

— Скажите, ваша честь, значит, в будущем я не могу называть баронессу коровой, так?

— Ну, а если я назову корову баронессой?

— Это будет неостроумно, но не подсудно.

— Благодарю вас, ваша честь, — сказал журналист и, обернувшись к истице, произнес: — Поздравляю, баронесса!

Закон тождества является важнейшим законом логики.

2. Закон противоречия (непротиворечивости): два противоположных суждения не могут быть одновременно истинными — по крайней мере одно из них необходимо ложно.

Соединение противоположных суждений дает противоречие. Если вы приняли некоторое суждение, скажем, «Оперу „Волшебная флейта“ написал Моцарт» и в то же время соглашаетесь с противоположным суждением «Неверно, что оперу „Волшебная флейта“ написал Моцарт», то вы включили в свое мышление противоречие. Закон утверждает, что один из членов противоречия обязательно ложен, следовательно, и противоречие в целом всегда будет ложным. Таким образом, допуская противоречие в своих мыслях и рассуждениях, вы соглашаетесь с ложью, а это сразу же лишает вас возможности решить какую-либо познавательную задачу.

Задержимся здесь на секунду. Возможно, вы слышали выражение: «Из противоречия следует все что угодно». Это верно, но почему? Потому, что верен более глубокий и общий принцип: «Из лжи следует все что угодно». Теперь нам это нетрудно понять. Вспомним импликацию «a — > b» и ее таблицу истинности. Эта таблица показывает, что, когда первый член импликации ложен, импликация всегда будет истинна, независимо оттого, истинен или ложен ее второй член. Следовательно, если у вас имеется некоторое ложное суждение, скажем, «Дважды два равно пяти», то вы можете к нему с помощью знака импликации присоединить любое суждение, и ваша импликация в целом будет истинна: «Если дважды два равно пяти, то Луна сделана из творога» — истинно, «Если дважды два равно пяти, то Солнце вращается вокруг Земли» — тоже истинно! Когда импликация (т. е. союз «если… то») истолковывается как логическое следование, то и получают общий принцип: из лжи следует все что угодно. Противоречие всегда ложно, поэтому из противоречия также следует все что угодно.

Возникает вопрос: ну и что же здесь плохого? Раз из противоречия можно вывести все, то можно вывести и истину. Таким образом, даже допустив противоречие, мы все равно можем прийти к истине, к верному решению проблемы. Это действительно так, вы можете прийти к истинному решению проблемы. Однако дело в том, что, приняв противоречие, вы теряете возможность отличать истину от лжи: ложь будет выглядеть столь же убедительно, как и истина. Вы потеряете способность ориентироваться в окружающем мире, отличать вымысел от реальности, и однажды эта реальность больно накажет вас за это.

Противоречивыми бывают и понятия, когда в их содержание входят несовместимые признаки, например «круглый квадрат» или «женатый холостяк». Но главное, конечно, это противоречие между суждениями. Следует иметь в виду, что противоречие возникает лишь тогда, когда об одном и том же мы что-то утверждаем и одновременно отрицаем в одно и то же время в одном и том же отношении. Если же речь идет о разных предметах или предмет берется в разных отношениях, или высказывания относятся к разным периодам времени, то противоречия может и не быть. Например, не впадая в противоречие, можно принять два высказывания: «Сегодня жарко» и «Сегодня холодно», если слово «сегодня» в первом случае относится к 10 июля, а во втором — к 10 января.

В романе И.С. Тургенева «Рудин» есть такой диалог Рудина и Пигасова:

«Прекрасно! — промолвил Рудин. — Стало быть, по-вашему, убеждений нет?

— Нет и не существует.

— Это ваше убеждение?

— Как же вы говорите, что их нет? Вот вам уже одно, на первый случай.

Все в комнате улыбнулись и переглянулись».

Здесь Пигасов утверждает, что никаких убеждений не существует, и в то же время признает существование некоторого убеждения, впадая тем самым в очевидное противоречие.

3. Закон исключенного третьего: из двух противоречащих друг другу суждений одно обязательно истинно.

Это означает, что две противоречащие друг другу мысли не могут быть одновременно истинными (об этом

Источник

ЛитЛайф

Жанры

Авторы

Книги

Серии

Форум

Никифоров Александр Леонидович

Книга «Логика»

Оглавление

Читать

Помогите нам сделать Литлайф лучше

Традиционная логика знала всего четыре основных закона мышления, три из них были открыты и сформулированы Аристотелем, четвертый закон был добавлен немецким философом и ученым Г.В.Лейбницем.

1. Закон тождества: всякая мысль в процессе рассуждения должна оставаться тождественной самой себе.

Это означает, что сколько бы ни повторялось в ходе рассуждения то или иное понятие или суждение, оно должно сохранять одни и те же содержание и смысл. Соблюдение этого закона предохраняет мышление от расплывчатости, туманности, двусмысленности, позволяет достичь определенности и точности, являющихся существенными свойствами правильного мышления. Конечно, данный закон вовсе не запрещает нам изменять содержание наших понятий и суждений. Он требует лишь, чтобы мы фиксировали и отмечали такие изменения и в одном рассуждении в конкретной ситуации использовали слова только в одном значении.

Нарушение закона тождества нередко встречается в беседах, диалогах людей, один из которых некоторое слово или предложение употребляет в одном смысле, а его собеседник – в другом. Вот несколько примеров.

«Почему вы называете этот хор смешанным? Ведь здесь одни женщины!» – «Да, но одни умеют петь, а другие – нет».

Студент, обращаясь к преподавателю, спрашивает: «Можно ли наказывать человека за то, чего он не сделал?». «Нет, конечно», – отвечает преподаватель. «Тогда не наказывайте и меня за то, что я не сделал домашнего задания!»

Учитель: Надеюсь, Петя, я больше не увижу, как ты списываешь с чужой тетради?

Петя: Я тоже на это надеюсь, господин учитель.

Иногда нарушение закона тождества приводит к курьезным последствиям. Один человек, шевелюра которого стала катастрофически редеть, написал в редакцию журнала «Химия и жизнь» письмо с просьбой посоветовать ему, как сохранить волосы. Через некоторое время он получил ответ: «Вы лучше всего сохраните волосы, если будете собирать их в полиэтиленовый пакет, положите туда кусочек нафталина и будете хранить пакет в темном, прохладном и не слишком сухом месте».

Если вы повнимательнее присмотритесь к анекдотам и всякого рода забавным историям, то обнаружите, что в основе комической ситуации или курьезного недоразумения часто лежит именно нарушение закона тождества. Люди, употребляющие одни и те же слова в разных смыслах, мыслят как бы в разных плоскостях. Разговаривая якобы об одном предмете, они по сути дела совершенно не понимают друг друга. Когда же вдруг происходит пересечение этих плоскостей и обнаруживается скрытое различие в словоупотреблении, возникает комический эффект. Порой мы сознательно играем разными смыслами и смысловыми оттенками наших слов.

Один английский журналист был привлечен к суду за то, что в своей статье обозвал супругу пэра коровой. Дело он, конечно, проиграл, но в конце заседания решил спросить судью:

– Скажите, ваша честь, значит, в будущем я не могу называть баронессу коровой, так?

– Ну, а если я назову корову баронессой?

– Это будет неостроумно, но не подсудно.

– Благодарю вас, ваша честь, – сказал журналист и, обернувшись к истице, произнес: – Поздравляю, баронесса!

Закон тождества является важнейшим законом логики.

2. Закон противоречия (непротиворечивости): два противоположных суждения не могут быть одновременно истинными – по крайней мере одно из них необходимо ложно.

Соединение противоположных суждений дает противоречие. Если вы приняли некоторое суждение, скажем, «Оперу „Волшебная флейта“ написал Моцарт» и в то же время соглашаетесь с противоположным суждением «Неверно, что оперу „Волшебная флейта“ написал Моцарт», то вы включили в свое мышление противоречие. Закон утверждает, что один из членов противоречия обязательно ложен, следовательно, и противоречие в целом всегда будет ложным. Таким образом, допуская противоречие в своих мыслях и рассуждениях, вы соглашаетесь с ложью, а это сразу же лишает вас возможности решить какую-либо познавательную задачу.

Источник

Пример. Учитель: – Джон, я надеюсь, что не увижу, как ты списываешь с чужой тетради

Учитель: – Джон, я надеюсь, что не увижу, как ты списываешь с чужой тетради.

Джон: – Я тоже на это надеюсь, учитель.

Высказывания приобрели противоположный смысл, произошла подмена понятия. Учитель надеется на то, что Джон не будет списывать. Джон, напротив, надеется на то, что он будет списывать, а учитель не заметит этого. Нарушен закон тождества. Ошибка – «подмена понятия». При нарушении закона тождества возникают также ошибки под названием «подмена тезиса», «софизмы». Подмена тезиса – это логическая ошибка, состоящая в том, что, начав доказывать некоторый тезис, постепенно переходят к другому положению. Например, доказывая что «Иванов виновен», приводят аргументы, что «Иванов хороший человек. Иванов хороший работник» и т.д. Из этих аргументов вытекает вывод, что Иванов хороший человек, но этот вывод не тождествен исходному тезису. Явная ошибка. Нарушен закон тождества. Софизмы – это преднамеренные ошибки, попытка выдать ложь за истину, то есть интеллектуальное мошенничество. Классическим примером софизма является «Рогатый»:

Что ты не терял, то имеешь.

Значит, рога ты имеешь.

Обратите внимание. Законы логики действуют в любом рассуждении. Закон тождества связан с определенностью мысли. Из этого закона следует, что понятия, суждения в процессе рассуждения должны употребляться только в одном значении. Закон непротиворечия выражает универсальный принцип логического мышления – его непротиворечивость. Пара суждений, в одном из которых что-либо утверждается, а в другом из них то же самое (в одно и то же время, в одном и том же отношении) отрицается, могут быть одновременно ложными, но не могут быть одновременно истинными. Этот закон осложняется тем, что он распространяется на контрарные (противоположные) и контрадикторные (противоречащие) суждения. Их нужно научиться различать.

Закон исключенного третьего действует только в отношении контрадикторных (противоречащих) суждений. Закон гласит, что два контрадикторных (противоречащих) суждения не могут быть одновременно ни истинными, ни ложными, одно из них истинно. Из двух возможных альтернатив необходимо выбрать одно, а третьего не дано. Закон достаточного основания связан с требованием о том, что понятия, суждения, квалифицируемые истинными, должны быть достаточно обоснованы.

4. Ответ дается на все вопросы.

1. Может ли бессмысленное высказывание быть логичным? Поясните свой ответ.

2. Какой закон логистики нарушается в следующих случаях:

А) все книги в нашей библиотеке интересны. В нашей библиотеке есть неинтересные книги;

Б) Захаров не давал и не получал взяток, поэтому он не может быть привлечен к уголовной ответственности.

Поясните свой ответ.

3. Дайте полную логическую характеристику следующих понятий:

А) вечный двигатель;

Б) город Нижнекамск;

4. Проведите операции обобщения и ограничения следующих понятий:

5. Определите характер отношений между следующими понятиями и изобразите кругами Эйлера:

А) кувшин – емкость – банка – кувшинчик с молоком;

Б) пассажир – скорый поезд – товарный поезд – средство передвижения;

В) запрет – табу – наказание – суровое наказание.

6. 6. Укажите на ошибки, допущенные в следующих определениях:

А) токарь – это рабочий, владеющий токарным станком;

Б) бессовестность – это отсутствие совести

7. Проверьте правильность деления понятий:

А) дома делятся на одноэтажные и многоэтажные;

Б) предложения бывают простые, сложносочиненные и сложноподчиненные.

Обоснуйте свой ответ.

8. Приведите предложения к строгой логической форме суждения, установите вид, состав, качество и количество, распределенность терминов, изобразите кругами Эйлера отношения субъекта и предиката:

А) древние китайцы не признавали идею переселения душ;

Б) верблюд – это самое неприхотливое животное.

А) истинный талант, как правило, скромен;

Выведите заключение в следующих силлогизмах. Если силлогизм неправильный, укажите ошибку.

А) все птицы летают Б) все слова служат для выражения мыслей

Крокодилы не птицы все жесты служат для выражения мыслей

11. Сделайте вывод из приведенных посылок. Укажите вид, состав, фигуру полученных умозаключений, распределенность терминов в посылках и выводе:

А) все дети – маленькие люди

Все дети – почемучки.

Вариант 8.

1. Деление объема понятия. Правила деления и возможные ошибки при их нарушении.

2. Энтимема – сокращенный категорический силлогизм.

3. Практическое задание. Определить вид сложных суждений и записать их с помощью символов (логических переменных и логических союзов):

1. Государство может быть либо унитарным, либо федеративным.

2. Платон мне друг, но истина дороже.

3. Если студент, добросовестно занимается в течение семестра, то он хорошо сдает экзамены.

4. Логика – это наука о формах и законах правильного мышления.

Рекомендации. Для выполнения данного задания необходимо прочитать раздел «Сложные суждения» или «Логика высказываний» и обратить внимание на логические союзы и их особенности. Истинность каждого суждения можно проверить по таблице истинности.

Источник

Установите, какой из основных законов логики нарушен в следующих примерах. Свой ответ объясните и аргументируйте

1. На улице к молодому человеку подходит хорошенькая женщина.

– Извините, – говорит она, – но мне кажется, что вы отец одного из моих ребятишек.

– Успокойтесь, – ответила она, – я учительница.

Ответ: 4. Закон достаточного основания. Функциональное предназначение данного закона выражается в требовании соблюдать в мышлении такую черту, как обоснованность.

2. «О чем бы мы ни говорили с ребенком, мы не должны забывать, что он, жадно впитывая в себя наши слова, требует, чтобы в них была безупречная логика, и не прощает нам ни малейших ее нарушений.

Это очень наглядно показывает такой, например, эпизод.

Мать рассердилась и сказала трехлетнему Ване:

– Ты мне всю душу вымотал!

Вечером пришла соседка. Мать, разговаривая с нею, пожаловалась:

Ваня, игравший в углу, рассудительно поправил ее:

– Ты сама сказала, что я у тебя всю душу вымотал. Значит, у тебя души нету и болеть нечему».

(К.И. Чуковский. От двух до пяти)

Ответ: 2. Закон не противоречия (противоречия). Невозможно, чтобы одно и то же одновременно было и не было присуще одному и тому же, в одном и том же смысле.

3. Один молодой актер был приглашен сыграть в спектакле маленькую роль слуги. Во время действия, желая хоть как-то увеличить текст своей роли, он произнес:

– Сеньор, там явился немой… и он хочет с вами поговорить. Желая дать молодому исполнителю возможность исправить ошибку, его партнер ответил:

– А вы уверены, что он действительно немой

– Во всяком случае, он мне сам так сказал

4. Учитель: «Надеюсь, Том, я не увижу, что ты списываешь с чужой тетради». Том: «Я тоже на это надеюсь» (М. Твен)

Ответ: Нарушен закон тождества. Понятие Надеюсь в обоих предложениях употребляется в различном смысле.

5. Калиф Омар после захвата Александрии приказал сжечь Александрийскую библиотеку – богатейшее хранилище книг и свитков в тогдашнем мире. Обосновывая свой приказ, он привел следующий довод: «Книги этой библиотеки согласуются с Кораном или нет; если они согласуются с Кораном, они излишни и их следует сжечь; если же они не согласуются с Кораном, они вредны и их следует сжечь. Таким образом, в любом случае библиотеку следует сжечь».

Ответ : Нарушен закон Де Моргана.

«Книги этой библиотеки согласуются с Кораном или нет»

Обозначим книги, которые согл. с Кораном через х, которые не согласуются через у.

приказал сжечь и те, которые согл. с Кораном, и те, которые не согл. с Кораном, это можем записать как (-х) &(-у)

По закону Де Моргана

6. Композитор Роберт Шуман в начале одного из своих сочинений написал указание для исполнителей: «Быстро, как только возможно», а через несколько тактов – «Еще быстрее».

7. А если я откажусь стать твоей женой, – прошептала она с замиранием сердца, – ты действительно покончишь с собой? Да, – ответил он с пафосом, – я всегда так поступаю в подобных ситуациях.

8. Семенов студент, ведь он сдает экзамены.

Ответ: рассуждения, в которых нарушены требования закона достаточного основания:

9. Четырехлетняя Оля, привезенная матерью к тетке в Москву, долго смотрела на нее и на дядю и наконец, во время чаепития, разочарованно и очень громко воскликнула:

– Мама! Ты говорила, что дядя сидит у тети Анюты на шее, а он все время сидит на стуле (К.И. Чуковский. От двух до пяти).

10. Реклама: «Этот уникальный лекарственный препарат со стопроцентной гарантией избавит вас от лишнего веса. В случае неудачи деньги будут полностью возвращены».

11. Один из ученых пожаловался известному врачу, что он болеет артритом.

– А ваша мать болела артритом? – спросил врач.

– Нет у вас артрита, – заявил врач и, распростившись с пациентом, ушел без дальнейших объяснений.

12. – Прекрасно! – промолвил Рудин. – Стало быть, по-вашему, убеждений нет?

– Нет и не существует.

– Это ваше убеждение?

– Как же вы говорите, что их нет? Вот вам уже одно, на первый случай.

Ответ: нарушен закон достаточного основания

13. Лена говорит, что не списывала диктант, а Даша говорит, что Лена списывала.

Ответ: закон достаточного основания. «Всякая мысль может быть признана истинной тогда и только тогда, когда она имеет достаточное основание, всякая мысль должна быть обоснована».

14. «Однажды старшеклассников попросили письменно ответить на вопрос: что такое личность? Ответы оказались очень разными, а один учащийся ответил так: “Это то, что следует проверить по документам”» (Ю.Б. Гиппенрейтер. Введение в общую психологию).

15. Он не любит тебя, ведь подарки, которые он тебе дарит, недорогие.

16. Рассказывают, что некий врач из Тулузы, желая позабавиться, поместил в местной газете такое объявление: «В связи с отъездом за границу продаю дом и все имущество, в том числе редчайшую историческую реликвию, а именно череп Вольтера-ребенка».

Ответ: понятие «череп Вольтера-ребенка» – пустое!

7) * Подберите по одному примеру (из жизни или из литературы/прессы) нарушения каждого из 4-х основных законов логики. Нужно описать ситуацию (процитировать рассуждение), указать, какой закон нарушен, и объяснить, почему.

В данном случае нарушен закон непротиворечия, так как не может существовать одновременно и щит непробиваемый и стрелы, которые пробивают все, что угодно. Продавец солгал. Если его стрелы пробивают все, что угодно, то и его щит они тоже могут пробить.

8) Используя знание законов логики, решите следующие занимательные задачи:

· Беллини или Челлини?

Знаменитые флорентийские мастера Челлини и Беллини изготовляли шкатулки и гравировали на них надписи. Если шкатулка была работы Беллини, то на крышке ее всегда значилось истинное высказывание, а если шкатулка была работы Челлини, то ее крышку украшало ложное высказывание. У них были сыновья, которые переняли у отцов секреты мастерства и также стали делать изящные шкатулки. Сыновья пошли по стопам отцов: наследники Беллини гравировали на крышках своих шкатулок только истинные высказывания, а сыновья Челлини – только ложные. Других мастеров по изготовлению шкатулок в Италии в то время не было.

Представьте, что вам в руки попала шкатулка, на крышке которой выгравирована надпись:

Учитель ученику надеюсь я не увижу что ты списываешь. Смотреть фото Учитель ученику надеюсь я не увижу что ты списываешь. Смотреть картинку Учитель ученику надеюсь я не увижу что ты списываешь. Картинка про Учитель ученику надеюсь я не увижу что ты списываешь. Фото Учитель ученику надеюсь я не увижу что ты списываешь

Чьей работы эта шкатулка: Беллини, Челлини или кого-нибудь из их сыновей?

· Тайна шкатулок Порции.

У Порции из комедии Шекспира «Венецианский купец» было три шкатулки: из золота, серебра и свинца. В одной из шкатулок хранился портрет Порции. Поклоннику предлагалось выбрать шкатулку, и если он был достаточно удачлив (или достаточно умен), чтобы выбрать шкатулку с портретом, то получал право назвать Порцию своей невестой. На крышке каждой шкатулки была сделана надпись, которая должна была помочь претенденту на руку и сердце Порции выбрать «правильную» шкатулку.

Предположим, что Порция вздумала выбирать мужа не по добродетелям, а по уму. На крышках шкатулок она приказала сделать следующие надписи:

На золотой: Портрет в этой шкатулке.

На серебряной: Портрет не в этой шкатулке.

На свинцовой: Портрет не в золотой шкатулке.

Своему поклоннику Порция пояснила, что из трех высказываний, выгравированных на крышках шкатулок, по крайней мере, одно истинно.

Какую шкатулку следует выбрать поклоннику Порции?

1. Найдите и назовите все понятия в приведенных отрывках: понятие – это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.

а) В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут,

Бочка по морю плывет.

Словно горькая вдовица

Плачет, бьется в ней царица;

И растет ребенок там

Не по дням, а по часам.

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

б) Статья 3 Конституции РФ:

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

2. Из перечисленных признаков предмета выберите существенные:

3. Определите, какими являются следующие понятия по объему – общими, единичными или пустыми

Человек, проживший 400 лет.

Планета Солнечной системы. единичными

Периодическая система химических элементов.

Организация Объединенных Наций.

Статья 14 действующего УК РФ.

4.Установите вид отношения между следующими парами понятий (равнозначность, пересечение, подчинение, противоположность, противоречие, соподчинение). Определите, совместимы они или нет?

1. Париж. Столица Франции подчинение

2. Двоечник. Школьник. пересечение

3. Белый лист. Черный лист. противоположность

4. Государство. Республика. подчинение

5. Четное число. Нечетное число. противоположность

6. Олимпийские игры. Спортивные состязания. равнозначность

7. Австралия. Африка. пересечение

8. Совершеннолетний. Несовершеннолетний. противоположность

9. Хоккей. Футбол. противоположность

10. Самара. Новгород. противоположность

11. Антарктида. Материк. равнозначность

12. Небесное тело. Комета. пересечение

13. Лыжник. Спортсмен. пересечение

14. Молодой. Старый. противоположность

15. Белый лист. Небелый лист. противоречие

16. Знаменитый человек. Русский писатель. подчинение

17. Физика. Химия. пересечение

18. Николай II. Последний русский царь. равнозначность

19. Храбрый. Трусливый. противоположность

21. Взяточник. Депутат. пересечение

22. Веселый. Грустный. противоположность

23. Человек. Юрист. , пересечение

24. Преступление. Изнасилование. пересечение

25. Европейское государство. Федеративное государство. противоположность

26. Тайное хищение имущества. Кража. равнозначность

27. Республика. Монархия. , противоположность

28. Преступление. Уголовное правонарушение. пересечение

29. Обвинительный приговор. Оправдательный приговор. противоположность

30. Человек с сильным характером. Слабохарактерный человек. противоположность

31. Инфляция. Рост цен на товары и услуги, вызывающий обесценивание денег. равнозначность

5. Установите, в каких отношениях находятся следующие понятия и изобразите их с помощью кругов Эйлера:

1. Студент. Студент ЮИМ.

Ответ: Отношение перекрещивания – находятся понятия, когда объем одного, частично входит в объем другого

Учитель ученику надеюсь я не увижу что ты списываешь. Смотреть фото Учитель ученику надеюсь я не увижу что ты списываешь. Смотреть картинку Учитель ученику надеюсь я не увижу что ты списываешь. Картинка про Учитель ученику надеюсь я не увижу что ты списываешь. Фото Учитель ученику надеюсь я не увижу что ты списываешь

2. Студент ЮИМ юрфака. Студент 1 курса ЮИМ юрфака.

Ответ: отношение подчиненности (субординации) – находятся понятия, объем одного из которых полностью входит в объем другого, составляя его часть

Учитель ученику надеюсь я не увижу что ты списываешь. Смотреть фото Учитель ученику надеюсь я не увижу что ты списываешь. Смотреть картинку Учитель ученику надеюсь я не увижу что ты списываешь. Картинка про Учитель ученику надеюсь я не увижу что ты списываешь. Фото Учитель ученику надеюсь я не увижу что ты списываешьА > В

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *