Учиться или не учиться вот в чем вопрос
Для выпускников школ и будущих абитуриентов начинается самая жаркая пора. Нужно еще успеть сдать ЗНО, подать документы, и еще что-то там сдать, или не сдавать, только чтобы стать студентом. Неудивительно, что в это бурное время можно услышать сокровенный вопрос: «Зачем поступать? Что это даст? И вообще кому этот диплом нужен?» Действительно, вопрос не простой и просто так на него не ответишь. Тут, как говорится, переплелось многое и разное, и не только связанное с высшим образованием.
Так случилось, что у меня есть два знакомых, которые в этом вопросе представляют собой абсолютную противоположность. Один даже не имеет аттестата об окончании школы, а другой имеет не только наш диплом, но и зарубежный, и количество его дипломов и сертификатов с разных курсов и стажировок не сосчитать. Эти два человека не олигархи, но вполне солидные бизнесмены, которых можно было бы назвать «с доходом выше среднего». Вот и возникает вопрос, кто тут прав и кому пригодился этот самый диплом, а кому нет.
К сожалению, многие родители и сами молодые люди не совсем правильно понимают, что такое высшее образование. Сложно сказать, кто им это внушил, но я помню еще со времен моей учебы, бытовали слухи, которые базировались на том, что достаточно получить диплом, и крутая должность, высокая заработная плата и другие блага сами по себе появятся. И хотя это полный абсурд, но этот миф был и остается очень популярным среди многих людей, и потому не удивительно, что можно услышать слова с обидой: «Вот у меня два диплома, а меня никто не хочет брать на работу, и с каждой должности гонят поганой метлой». Причина, тут более чем проста: диплом тут как раз ни при чем. Человек сам строитель своего благосостояния.
Жаль, что молодым людям не объясняют, что диплом о высшем образовании, это только один из камней, которые можно использовать для закладки фундамента строительства своей личной карьеры. И тут уже все зависит от человека, один человек диплом о высшем образовании использует, как надежный инструмент для своей будущей карьеры или бизнеса, а другой его отбрасывает как ненужное звено и делает карьеру или бизнес без него, и даже не вспоминает о том, что у него этот диплом есть.
Что есть, то есть. Поэтому не диплом позволяет молодому или не очень молодому человеку стать состоятельным человеком, а умение его использовать. Без умения им пользоваться, это действительно бесполезная бумажка. И это факт, который должны помнить и мамы, и детки, которые поступают сейчас в высшие учебные заведения.
И, так и слышу сейчас возражения: «Диплом, это все чушь. Вот я учился, учился, а что толку? А мой однокурсник не успел закончить университет, сразу стал замом в фирме своего отца и никто на диплом не смотрел, а другую мою однокурсницу мама после универа сразу устроила завсектором в министерстве. А они…»
И вот тут на арену выходит самая главная парадигма, которая отвечает на самый главный вопрос о высшем образовании.
В том, что отец-владелец бизнеса назначил своего сына замом фирмы, нет ничего удивительного, а тем более неправильного. Отец благодаря своим стараниям, уму, умению жить и делать деньги, создал компанию, и, естественно, хочет свой бизнес передать по наследству своим детям. Было бы странно, если бы он хотел свой бизнес отдать чужим людям. Поэтому он просто обязан привлекать сына к управлению своим бизнесом. А вот как уже сын будет управлять бизнесом, с дипломом или без диплома, и что он сделает с бизнесом, когда не станет отца, – сделает его еще круче, или все «спустит на курьерских», это уже личное дело этого самого бизнесмена и его личные проблемы. Не стоит завидовать другим и переживать за бизнес других людей.
Так же нет ничего удивительного, что мама, которая за свою жизнь сделала успешную карьеру в министерстве, помогла своей дочери занять хорошую должность, или, как говорят, облегчила условия старта. Ибо мать для этого и делала карьеру, чтобы дать возможность дочери начать карьеру не на пустом месте, чтобы дочь могла достичь больших высот, чем мать и уже для внучки сделать шикарное протеже. И так дальше и так дальше. Но, получится ли у дочери превзойти мать в карьерном росте, или она всю жизнь просидит на этой должности, это тоже уже отдельная история. И совершенно личное дело, насколько в этом случае понадобятся дочери знания, которые она получила в университете. Не стоит думать, что помощь на старте всегда обеспечивает шикарную карьеру. В жизни бывают разные варианты событий.
И, то о чем забывают сказать и не хотят говорить многие. Логика жизни семьи заключается в том, что родить ребенка это чудо, но этого явно мало. Семья должна подумать и о будущем своих детей. Поэтому нет ничего удивительного, что отец и мать делают карьеру или бизнес, зарабатывают деньги, копят сбережения, богатеют, для того, чтобы создать благоприятные условия для своих детей. Чтобы облегчить своим детям стартовые условия или за счет денежных средств или нужных связей в бизнесе и госструктурах. И это правило существует, и существовало, не только в Украине, а во всем мире. Заботливая и умная семья всегда думает о будущем своих детей. И если хотите, тратит последние силы и проходит через все круги ада, чтобы обеспечить своим детям более льготные условия для старта, чем имели они сами, так как они верят, что это позволит детям проще сделать карьеру или удачно раскрутить бизнес. А вот уже потом, их дети помогут внукам значительно превзойти и родителей и своих бабушек с дедушками. Вечный кругооборот одного поколения ради другого поколения.
Поэтому это очень хорошо и правильно, если родители смогли оплатить учебу своим детям в том учебном заведении, которое нужно, а не в том, в которое приняли. Это хорошо, что родители могут позволить содержать своих детей на стадии старта и помогать им во всем и не только деньгами. В свою очередь дети должны максимально использовать материальные и карьерные возможности родителей, чтобы найти свой путь в жизни, который приведет к успеху. Если для этого нужно шикарное образование, то нет проблем – учись, если нет – начинай работу без образования. Образование ради образования не нужно.
Но, и это но, является нашей жизнью. Как часто приходится встречать семьи, где этого или не знают, или не хотят знать. Они и сами ничего не добились ни в карьере, ни в бизнесе, и поэтому они почему-то уверены, что наличие диплома о высшем образовании их детей, должно компенсировать их безалаберность и лень. И им кажется, что достаточно «засунуть свое чадо» в любую учебную «шарашку», и на этом цель будет достигнута. И это хорошо, если молодой человек или девушка понимает, что им придется начинать все не просто с низкого старта, а с уровня ниже плинтуса, в то время как их одногодки, благодаря своим родителям, получать «фору». И тут уже все зависит от этого молодого человека или девушки. Или стиснуть зубы и уже, что называется, назло всем преградам отвоевывать свое место под солнцем, и если для этого нужны хорошие знания, то именно эти знания и получить, не смотря на все «нельзя» и «не хочу». А потом, уже обогнав на повороте более удачливых своих одногодок попытаться сделать то, что казалось невозможным на первоначальном старте. Хотя, и тут есть альтернатива. Можно ничего не учить, ничего не хотеть, а так же как и родители ничего толком не делать, ни карьеры, ни бизнеса, но зато постоянно жаловаться на образование, которое толком так и не получили, и на жизнь и олигархов, и ждать «доброго Царя». Тут уже, как говорится, каждый выбирает для себя, что ему делать и стоит ли вообще учиться, а может проще побездельничать, это значительно веселее и проще
Уметь учиться или уметь переучиваться
Сегодня справедливо считается, что один из ключевых навыков для современного человека — умение учиться. Почему? Потому что очень большое количество изменений. Меняется все: и технологии, и методы, и подходы, и инструменты — в любом бизнесе, в любом направлении, где бы вы ни работали. Изменений много, и не учиться не получится.
Порядка 20-30 лет назад стало очевидно, что многие профессии, многие специальности очень динамично устаревают, в том числе в связи с появлением информационных технологий. Тогда появился термин “обучение в течение всей жизни” (lifelong learning). Термин подразумевал, что человек как работник, если он хочет быть успешным и конкурентоспособным, должен регулярно учиться. Но в последние годы мы можем наблюдать, насколько ярко выражена потребность в непрерывном обучении.
Сегодня практически нет профессий для которых достаточно базового образования и повышения квалификации раз в несколько лет. Даже год перерыва в профессиональном развитии уже может привести к сложностям при трудоустройстве. Меняются даже такие стабильные направления, как написание текстов, копирайтинг. Меняется стилистика речи, подходы к написанию, к формулировкам. Много изменений происходит в том, какие задачи решает текст. Что уж говорить о каких-то более сложных, динамичных областях.
Это убеждение крайне распространено — важно развивать навык обучения.
Мы все знаем, что человек должен уметь учиться, он должен это делать постоянно, он должен находить на это время, делать это эффективно, создавать свои личные базы знаний, личные информационные потоки, свою личную сферу для развития, и ни в коем случае не останавливаться на месте. Я хочу на этот навык посмотреть с другой стороны и попробовать понять, что на самом деле важно, когда мы говорим об обучении взрослого человека для его профессионального развития.
Начнем с того, что обучение — это не процесс получения знаний.
Предположим, мы идем учиться на онлайн-курс, проходим его, получаем какие-то знания, что-то запоминаем. Новая информация укладывается в “ячейки”, и мы можем потом ее вспомнить, извлечь в какой-то момент. С точки зрения результата обучения этого недостаточно. Это либо инструмент, либо первый шаг для дальнейшего действия.
По своей сути обучение — это изменение. Когда взрослый работающий человек чему-то научился, это не значит, что он просто получил что-то новое, не просто в карточке его умений появилась новая строчка, нет. Результат обучения есть начало применения изученного.
Если мы изучили новый программный продукт, значит мы научилась с его помощью что-то делать. Не умели пользоваться какой-то графической программой, научились и теперь сами делаем презентации, готовим иллюстрации. Сначала мы не умеем и не делаем, потом учимся и в результате — применяем. А любое применение чего-то нового — это изменение.
Пример с иллюстрациями: раньше мы картинки подбирали в базах, а теперь на это место у нас встает другая деятельность — отрисовка картинок или создание каких-то коллажей. Казалось бы ничего особенного, но это изменение влечет за собой, например, увеличение количества времени на создание презентации. Наш продукт становится более качественным, но работа над ним занимает больше времени. Это приводит к еще одному изменению: планирования. Нужно изменить свой подход, по-другому распределить задачи, по-другому расставлять приоритеты. Одно простое изучение нового программного продукта приводит к цепочке достаточно серьезных изменений. И если вся эта цепочка не сработает, изменения не произойдут, то обучение уйдет в песок. Если мы изучили программный продукт, но пользоваться им не начали, то результата от обучения нет.
Рассмотренный пример про изучение графического редактора очень простой, а есть огромное количество тем, особенно в корпоративном обучении, которые относятся к так называемым soft скиллам, мягким навыкам, в которых изменения намного более глобальные. Меняется то, как мы себя ведем. Человек изучил курс по работе с возражениями, и дальше должна сработать очень большая цепочка: теперь в разговоре с клиентом нужно поймать возражение, его осознать, вспомнить, как на него правильно реагировать, извлечь новые знания, совершить новое действие, услышать реакцию клиента, еще раз среагировать. Все это требует большого контроля и больших усилий.
Часто возникает вопрос отсутствия у людей мотивации учиться. Отсутствие мотивации связано с тем, что изменения предстоят очень большие, после обучения нужно будет много чего поменять. Можно привести очень простой пример про правильное питание. “Правильно питаться” — очень классно звучит на словах, но в реальности, чтобы внедрить правильное питание, жизнь надо целиком поменять. Нужно совершать другие выборы: когда мы голодны, когда мало времени, а нужно принять решение о том, какой продукт купить.
Умение учиться надо рассматривать именно в контексте обучения как изменения. Человек должен уметь не учиться, а меняться. А это уже умение переучиваться. Чем больше у человека опыт, тем больше у него областей для переучивания, для актуализации своих знаний. Обучение взрослого человека — это всегда переучивание. Поэтому так важно формирование навыка именно переучивания.
Здесь можно вспомнить про когнитивные предубеждения о разрушении статуса-кво, человек не хочет менять текущее положение вещей, опасается неопределенности.
Кроме этого Адам Грант в своей книге “Подумайте еще раз” описывает такое понятие, как когнитивная лень. Переучиванию мешает тот факт, что мы привыкли делать определенным образом. Нам не хочется тратить усилия, переосмысливать. Вот когнитивная лень сильнее всего мешает. Если мы хотим в самих себе или в ком-то еще формировать навык переучивания, то начинать нужно с признания, что есть когнитивная лень, у всех. С принятием этого факта мы двигаемся дальше.
Для формирования навыка переучивания нужна такая ментальная установка: мы не просто многого можем не знать, а мы многого не знаем — это факт, и это нормально. Как обычно бывает? Мы что-то делаем давно, несколько лет подряд. Все работает. Мы думаем: “работает — не трогай”. Это может привести к ошибочным действиям, ошибочному поведению. Срабатывает иллюзия опыта, это можно назвать проклятием эксперта. Мы попадаем в экспертный тоннель, понимаем, что мы опытные специалисты, и не признаем факта, что можем чего-то не знать. Важный шаг в формировании нужной установки — это признать, что мы многого не знаем, и это нормально, так должно быть.
Предлагаю сделать полезное упражнение: выполняя любое действие в рабочем процессе, неважно чем мы занимаемся, спрашивать себя, где мы можем быть неправы. Предположим, мы занимаемся организацией конференции. У нас все классно складывается, отличные спикеры, отличный контент, отличная площадка. И мы делаем это далеко не в первый раз. Когда у нас более-менее картинка сформировалась, нужно сесть и задать себе вопрос: где мы неправы? Что мы делаем неправильно? Чего не знаем? Например, в нашей конференции шикарный очень продвинутый контент, а в чем мы неправы? В том, например, что у нас 50% аудитории заинтересованы не в продвинутом, а в базовом контенте. Мы как идеологи мероприятия выросли, а люди только подключились. Мы неправы. Не поняли нашу целевую аудиторию, не сумели ее правильно проанализировать. Значит надо «перепридумать» программу и расширить блок для новичков, для тех, кто только вступает в профессию.
Это упражнение можно применить в отношении любого конфликта, и в семейных, и в личных делах. Обычно мы убеждены в своей правоте. Но давайте зададим себе вопрос: а мы можем быть неправы? Можем ли что-то неправильно трактовать, неправильно видеть?
Приведу пример. Пятнадцать лет назад, когда появилась идея мобильного обучения, я была одним из ее адептов. Мне она показалась абсолютно правильной. Прошло время. У меня накопился большой пул аргументов в пользу того, что мобильное обучение чаще работает хуже, чем альтернативные форматы, есть много рисков. И я отказалась от своего убеждения. Мне было непросто. Кто-то из постоянных читателей моего блога мог сказать: “Елена, ну Вы же писали, что это правильно, как же так?” Но я приняла внутри себя позицию, что я могу быть неправа, и это нормально. Мои текущие профессиональные убеждения — это не Я, это не моя личность. Они могут меняться под воздействием времени, в результате проверки практикой. Тогда личность не страдает, не страдает уверенность в себе. Здесь можно сослаться на любимую фразу Даниэля Канемана, он во всех своих работах и интервью ее повторяет: “Я ошибся, надо же, как интересно получилось!”
Чтобы уметь переучиваться, нужен положительный взгляд на ошибку, на незнание. Нужно уметь сказать себе: “это хорошо, что я чему-то научился, хорошо, что я не знал, а теперь знаю”.
Следующий инструмент для навыка переучивания — это развитие у себя сознания новичка. Это термин, который пришел из дзен-буддизма, на японском “Шошин”. Он означает отношение ко всему тому, что мы видим, как к чему-то новому. В противовес экспертной позиции “я все знаю, мне все понятно, я все вижу насквозь” встает позиция “вокруг много нового, даже на привычные вещи можно посмотреть новыми глазами и увидеть что-то, чего не видел раньше”.
Первое упражнение, которое дается для формирования сознания новичка в дзен-буддизме: сядьте за стол и попробуйте на столовые приборы посмотреть глазами ребенка, который их в первый раз с ними сталкивается. Как вы увидите их форму, цвет? Как вы почувствуете их вес?
Пробуйте на привычные вещи смотреть с сознанием новичка.
Я каждый день занимаюсь методологией и проектированием онлайн-курсов, делаю это уже двадцать лет подряд. Если я не буду эксплуатировать сознание новичка, то буду смотреть на все, что приходит ко мне в качестве задач так: “Все понятно. Знаю, как делать”. В итоге буду делать все примерно одним и тем же способом. Нам необходимо смотреть на задачи так, как будто мы только начинаем. Тогда у нас возникает возможность подключать к решению не только сложившиеся навыки, но и только что появившуюся информацию.
Из всего можно извлечь пользу. И это тоже часть сознания новичка. Можно прочитать художественную книгу, закрыть ее и задать себе вопрос: “как я могу использовать то, что узнал в этой книге?” Вы удивитесь, но даже из триллера или детектива при правильном подходе можно вытащить очень полезные вещи и для работы, и для личной жизни. В какой-то момент мозг на это настраивается. Если практиковаться, вы будете вынимать новое отовсюду. Да, не все вы будете применять, и это тоже нормально. Навык переучивания включает в себя умение отсортировать, что стоит применять, а что нет, что стоит хотя бы попробовать, а что нет.
Мы поговорили с вами о базовом составе навыка переучивания. За ним идет самое сложное. Практика. Все может быть понятно, но нужно начинать делать. Когда мы переучиваемся, нужно научить себя переучиваться.
Наш мозг всегда будет хотеть сделать по старинке, вернуться к привычному, уже сложившемуся образу жизни. Это то же самое, что происходит, когда мы пытаемся встроить в свою жизнь поход в спортзал. Вопрос не в том, чтобы купить абонемент, вопрос в том, чтобы встроить походы в спортзал в свою жизнь. Здесь, в части формирования рутины переучивания, нужно учитывать, что возвращаться к привычному поведению мы будем неизбежно. И очень важно себя подстраховать, создать такие условия, в которых мы легче начнем применять новое.
На примере со спортзалом многие советуют брать с собой с утра сумку со спортивной одеждой, вписывать спортзал в качестве дела в ежедневник.
Если вернемся к примеру про правильное питание — помогает брать с собой еду, которая даст возможность не схватить в течение дня булку.
Когда мы делаем что-то новое, нужно любыми способами стараться защитить себя от лишнего принятия решения, в моменте лучше меньше думать. Потому что при принятии решения, мы скорее выберем что-то более привычное.
В отношении рабочих задач есть такой способ — перед выполнением задачи осознанно записывать новые шаги. Не полагаться на то, что мы вспомним их в моменте.
Скажем, мы учимся проведению эффективных переговоров. Перед переговорами сядьте и на листе бумаги запишите шаги, которые нужно сделать. А перед этим в своем ежедневнике или в своем календаре поставьте себе задачу — написать схему проведения встречи в соответствии с изученным курсом.
Обязательно нужна проверка. Когда мы что-то сделали, важно перепроверить, применили ли то, что хотели. Если не применили, то почему? Это то, что стоит учесть в следующий раз.
Очень важно понимать, что изменение — это не событие. Изменение — это процесс.
Переучивание себя со старого на новое за один день не происходит. На формирование новых привычек, новой рутины, новых подходов могут потребоваться недели и месяцы. Это важно как тем, кто учит и переучивает, так и тем, кто учится и переучивается. Нельзя изначально планировать изменение на короткий период. Нельзя предполагать, что сотрудники пройдут обучающий цикл по работе с возражениями, и через месяц все наладится. Нельзя предполагать, что сегодня мы расскажем, как правильно писать деловые письма, а завтра все начнут делать так, как мы рассказали.
Если мы решили вступить на путь изменений, нужно принять, что в нем будут откаты, и будут долгие месяцы, когда мы будем принимать неправильные решения. Там, где надо купить два яблока и банан, мы все равно будем покупать бутерброд, хотя не собирались. Чтобы изменение произошло, чтобы произошел процесс переучивания, надо совершить много ошибок, понять, что мы можем быть неправы, что мы многого не знаем, и даже обучившись, все равно не знаем.
Итак, мы разобрали, что учиться очень важно: и с точки зрения ментального здоровья, и с точки зрения личной и профессиональной успешности и конкурентоспособности. Навыки учиться по части записывания, конспектирования, запоминания нужны, но они лишь инструменты для того, что должно произойти со взрослым человеком, — для переучивания. От того, что мы себе в голову вложили какую-то информацию, наше поведение может не поменяться. Эффект от обучения — это изменение. Изменение — это процесс, процесс переучивания самих себя, и он требует времени. Но это время, эти вложения принесут самый ценный результат.
Учиться, учиться… или не стоит?
Много текста. Для тех, кто не любит читать длинные истории, а предпочитает разглядывать картинки, короткий пересказ – это история взросления моего сына. Все!
Мой сын учился в обычной общеобразовательной школе. Не отличник-ботаник, но и в хвосте не плелся – обыкновенный середнячок. Особого желания грызть гранит науки у него не было, а учился он не особо напрягаясь, так чтобы родители не допекали за плохие оценки. Вроде того, как работает мощный двигатель на оптимальных оборотах, экономя ценное топливо и ресурсы. В будущее он старался не заглядывать, а жил сегодняшним днем и это его устраивало.
В период переходного возраста авторитет родителей поблек и любая попытка что-то посоветовать сыну заканчивалась, в лучшем случае, скептической ухмылкой. Он уже осознавал себя как личность и в своем подростковом максимализме не желал к нам прислушиваться. Он решил идти своим путем, но что это означает, четко сформулировать не мог. С его слов – он был еще в поиске.
В 9 классе поведение сына резко изменилось: он стал прогуливать уроки и вообще перестал готовиться к ним. Единственным его увлечением был компьютер, на котором он играл в игрушки и слушал музыку. А в своих высказываниях утверждал, что учиться совсем не обязательно, чтобы устроиться в жизни. Это меня насторожило: чувствовалось чье-то конкретное влияние. Меня заинтересовала та личность, которая так запудрила мозги моему сыну. Стал перебирать всех его друзей и знакомых, которые приходили к нам домой, но никто не подходил на роль этого “авторитета”. А осторожные расспросы так и не приблизили к тайне имени “доброжелателя”. Но, как это и бывает, помог случай.
Как-то я пошел навестить отца и старшего брата, которые живут в одной квартире. Брат недавно перенес инсульт и поэтому я старался как можно чаще их навещать. Коротко биографию брата можно было бы описать так: закончил училище, техникум, потом институт, далее работал в НИИ, а когда в 90-х перестали платить зарплату, занялся частным предпринимательством – на рынках скупал ликвидные товары мелким оптом и развозил по магазинам. Он неплохо зарабатывал на марже, но и проблем хватало. Видимо от нервных переживаний он и загремел в больницу.
Еще с порога я увидел своего сына, который о чем-то шушукался с моим братом. У меня сразу возникло подозрение по поводу того таинственного мистера Х, который мог оказать влияние на моего сына: брат, со своим талантом убеждения, идеально вписывался в этот образ. Но мне не был ясен мотив и, начав разговор, я постепенно свел его к интересующей меня теме и оказался прав на все 100%.
Не знаю, что творилось в голове у брата – временное помутнение после болезни, или он рассчитывал привлечь моего сына к своей деятельности и тому не обязательно для этого учиться. И это утверждалось на полном серьезе, а сын только поддакивал. Мне стоило огромных усилий, чтобы не сорваться, но я понимал, что так я только все испорчу, поэтому стал приводить свои доводы: “Учеба в ВУЗе – это не только получение каких-то знаний и как результат диплома. Во время обучения расширяется кругозор; вырабатывается системное мышление; речь становится более правильной, логичной и убедительной, что очень важно на деловых переговорах; человек привыкает к самоконтролю и самообучению; может самостоятельно ставить перед собой задачи и добиваться их решения…”. Я долго перечислял все плюсы обучения, на что брат только кивал и не возражал, но я подозревал, что каждый остался при своем мнении.
Идя домой, я никак не мог прийти в себя от открывшейся правды. Мы с братом всегда поддерживали друг друга и наше мировоззрение было единым, а теперь он открыто выступает против меня в лице моего сына. Я вспомнил, как две недели подряд, каждую ночь дежурил у его больничной койки, а потом не выспавшийся ехал на работу. А после его выписки из больницы все свободное время проводил с ним и “пинками” заставлял двигаться и делать физические упражнения, в результате чего он снова научился ходить. Мне было так хреново, что хотелось напиться и хоть на время забыться. И еще я не знал, что делать с сыном, какие найти слова, чтобы переубедить его. А потом решил, что ему пора взрослеть и пусть он окунется во взрослую жизнь, если решил быть самостоятельным.
В результате мой сын, кое-как закончив 9 класс, по примеру своих одноклассников, пошел учиться в ПТУ. Приобретаемая специальность его не вдохновляла, и он учился там только за компанию со своими друзьями. Диплом об окончании он получил, но работать по специальности не собирался. Бизнес моего брата рухнул, и сыну ничего не осталось, как самостоятельно искать себе работу.
Вскоре он устроился помощником повара в одной кафешке, а точнее забегаловке. Работа была тяжелая: приходилось долго находиться во влажной и горячей атмосфере, мыть грязную посуду и таскать тяжелые баки. Единственный плюс, так это то, что он научился неплохо готовить. Весь персонал был из бывших республик соцлагеря и сын на своей шкуре почувствовал, что такое бесправие. Порядки были драконовские и он продержался там только полгода.
Следующую работу он нашел на одном промышленном предприятии, куда его взяли оператором поломоечной машины, а точнее поломоем. Поработав там в этой должности, он продвинулся по служебной лестнице, став в зимнее время смотрителем котельной. Эта работа его вскоре утомила, поэтому он записался на прием к генеральному и “выбил” себе должность оператора технологической линии. Проработав там пару лет, он понял, что на этом его карьерный рост закончился и решил уволиться.
Далее он поменял еще несколько мест, но нигде не прижился надолго, т.к. его деятельная натура и природный ум не давали ему успокоиться и гнали в поисках чего-то более креативного, в чем он мог бы проявить свою индивидуальность. Наконец в одной фирме его взяли на испытательный срок торговым агентом. Ему приходилось объезжать намеченные заранее места и предлагать какой-то товар и при удаче заключать договор на поставку. Работа была тяжелая, как в плане перемещения по мегаполису, так и при общении с людьми. Но, на удивление, это ему понравилось и у него стало получаться. На этой фирме он проработал 3 года пока не нашел более престижное место и на этот раз он уже сидел в офисе, а не обивал пороги чужих контор.
Круг общения у него изменился, как и он сам – стал более рассудительным и уже без стеснения спрашивал моего совета. Он уже понимал, что без высшего образования дальнейшее продвижение по службе ему не светит, поэтому вскоре поступил в выбранный им институт на заочное отделение. Успешно отучившись и получив диплом, мой сын, уже имея немалые связи, устроился на фирму отца своего близкого товарища, где работает и по сей день. Работа ему нравится и по нему сразу видно, что он нашел себя в этой жизни.
Своего брата я давно простил, а когда у него случился второй инсульт, стал заходить к нему чаще – как-никак, а мы все же родные братья. Он уже, практически, не встает, а только катается на кресле и ему требуется повышенное внимание.
P.S. Благодарю всех, кто дочитал до конца, за ваше терпение и выдержку.
эта история могла быть гораздо короче если бы вы ввалили пиздюлей сыну при первых же отклонениях
с точки зрения образования все правильно, в институт стоит идти учиться, когда человек понимает, зачем ему образование и хочет учиться, если человек тупой, не хочет учиться то и в институт ему смысла идти нет и толка в этом не будет, поэтому тут все верно, кто то умнеет к 18 годам, кто то к 30
а вот брату не забывай напоминать при каждой встрече, что жизнь испортил твоему сыну и заставил работать батраком годами именно он, что бы знал, что нехер лезть в голову к чужим детям
. друг ты мой старинный, панда не выполнит своего предназначения, а ты своего, пока не расстанешься с иллюзией, будто всё в этом мире зависит от тебя.
У вас железная выдержка. И у вашего сына тоже.
Пиздец у людей проблемы.
как донести до себя самого, что это нужно?! 25 лет. средне-специальное образование. по специальности уже почти 6 лет работаю. вроде бы и нужно поднять квалификацию, но понимаю,что в вузе дают очень устаревший материал который мне не пригодится. как быть?
Хватит пылесосить! Звук бесит.
Ты тоже участвовал?
— И что ты преподавал?
— Географию. А ещё меня очень интересовала ариентология. Но я решил бросить преподавание и зарабатывать на жизнь мечом.
— После того, как всю жизнь учил детишек?
— Согласен, это потребовало определенного изменения перспективы.
— Но как же лишения, ужасные опасности, ежедневная близость к смерти? Наверное, ты тоскуешь по своему прошлому?
Глаза профессора радостно заблестели.
— Так ты тоже участвовал в учебном процессе?
(с) Терри Пратчетт «Интересные времена»
Бедный Санек
Про маму, сына и его ботинки
Порой избыточная забота о людях сочетается с невероятной глупостью и мелочностью.
Состояние тяжелое, дышать то человек не может.
Профиль не наш, но деваться некуда. Завожу ему дренаж в плевральную полость, а мне навстречу литр гноя. Чудесно.
В ординаторскую звонок. Звонит мама несчастного ребёнка:
— К вам поступил мой сына. Укол ему сделайте. И систему поставьте. Вечером я приеду, кефиром его напою
— Женщина, Вы серьезно? Вашему сыну сделали операцию, он в тяжелом состоянии. Откровенно говоря, большой вопрос, выживет он или нет. Обследования выявили у него туберкулёз с распадом
— Да он не болел! Ну была у него температура 40 последнюю неделю. Но я ему таблетку дала!
Кладу трубку, так как не вижу смысла в этом разговоре.
10 минут спустя повторный звонок.
— Я забираю своего сына! Вы укол ему не делаете, кефир ему не даёте! Без кефира что за лечение?!
Забирать она его конечно же не стала. Прожил он ещё пару дней. После известия о смерти, его мама позвонила вновь, на ночь глядя:
— Тело можете забрать только завтра, морг уже закрыт.
— Да ботинки его забрать! Новые совсем! А то утащите
Как вот с такими людьми вообще разговаривать?
P.S. Первая часть истории про труп в багажнике в моем Инстаграме: https://instagram.com/drv.vv?utm_medium=copy_link
Загон
Пора менять работу
Работаю моряком вахтовым методом.
Есть жена и двое детей. Дочке 5, сыну 1 год.
Дочка уже год просит найти себе «другую работу», всегда радуется моему приезду и обнимает телефон, когда мы разговариваем по скайпу.
Но недавнее событие заставило меня переосмыслить свою жизнь.
У меня есть брать, который старше меня на 10 лет. Мы с ним немножко похожи.
Когда через неделю после моего отъезда мой брат заехал повидать своих племянницу и племянника, мой сын начал аж подпрыгивать и смеятся, радуясь. Видимо он подумал, что я вернулся. Мне об этом рассказала жена. У меня аж слёзы в глазах, когда я это пишу.
Кажется, пора менять работу…
Двойные стандарты мусульман
«Образование какое», спрашиваю.
«А чего дальше не пошли учиться, работа то грязная», веду светскую беседу. А надо сказать, устраиваются мойщицами, уборщицами и подобными специальностями.
«Муж не разрешает», и улыбаются.
Вот такой удобный шариат, учиться нельзя, а работать можно. И это не единичный случай, у всех молодых никакого образования.
Учёба и работа
Кто тут инженер? Я тут инженер!)
Меня зовут Саша и так случилось, что я теперь инженер.
Когда-то давно я обещал запилить пост по окончании универа и вот этот момент настал.
@bakuretso, я выполнил обещание, проверяй)
Итак к сути. На 4 курсе я не мог устроиться на работу на предприятие, с которым подписал целевой договор ввиду ленности и безалаберности отдела кадров. Ну и прочих головняков.
В это же время я плотно подсел на пикабушку еще не омраченную умными лентами, парой клубничных бунтов и другой дичью(никаких постов-ответов, модеры не прилетают на вызов uspeli. Было хорошо:))
И вот в один из дней я наткнулся на, к сожалению, уже удаленный пост, в котором говорилось о печальных делах РОСКОСМОСА и о том, что «не захочет студент 4 курса той же Бауманки работать за 10к на предприятиях РОСКОСМОСА». Прикол в том, что я даже на такую зп устроиться не мог( Я оставил коммент:
И открыл подветку на 600+ комментов)
Там было много лучей поноса в строну всех предприятий космической отрасли, тетенек из отделов кадров и иже с ними) Нашлись пару человек, кто предложил скинуть резюме и одно из предложений неожиданно стрельнуло!
Так @evpev, в миру Женя, стал моим начальником) Спасибо тебе за все! Ты был хорошим начальником) К сожалению для нас, сейчас он уволился и ушел в частную фирму. Надеюсь они разглядят в нем классного специалиста) На фото мы с Женей в естественной среде обитания (камера для тепловых испытаний)
По поводу самой работы. Тружусь в АО «Российские космические системы», отделение создания целевых приборов дистанционного зондирования Земли. Пилим приборы для космических аппаратов Метеор, Арктика, Электро, Канопус и др. В этом году на МАКС2021 будут два прибора, с которыми я тесно общался по работе) По факту сейчас делаю работу ведущего инженера, пишу программы управления для контрольно-проверочной аппаратуры, участвую в испытаниях и много чего еще. Не балбес я, в общем) Пара фоток с работы, никакой секретной инфы нет, не ищите)
Вернемся к учебе. Я начал работать и учиться. Так прошли два года и я подошел к защите диплома.
Сегодня я наконец забрал свой диплом (что в итоге оказалось тем еще приключением. )
Что сказать в итоге?
Я доволен, что когда-то замахнулся на целую Бауманку.
Много утекло воды, многое прошарено, выучено и благополучно забыто, многие знания реально использую в работе. Еще больше выучил и узнал на самой работе. А сколько еще предстоит узнать и выучить?) Сожалею только о том, что мог сделать больше, если бы порой не ленился.
В комментах отвечу на все вопросы по поводу универа. Если наберется много вопросов, запилю еще пост.
Если вы вдруг дочитали до этого момента, спасибо за внимание!
З.Ы. Баянометр выдал дичь, лол. За ошибки не пинайте, все фотки сделаны на студак)
Ответ на пост «Разница поколений»
У нас с сестрой разница в 14 лет, я старше. Когда я поступала в универ, родители купили себе машину и дачу. А мне сказали, что мол, деньги кончились поступай на бюджет, либо иди работай продавщицей в вино-водочном киоске (почему именно в этом киоске до сих пор не пойму, наверное для большей мотивации поступить). Я всё таки поступила, почти сразу параллельно сама себе зарабатывала на жизнь. Год назад мне пришлось занять некоторую суму на покупку машины у родителей. Но пришла очередь поступать моей сестре, естественно родители требуют экстренно вернуть деньги на её обучение. Мол, только на неё надежда, хотим, чтоб она за границу поступала, либо в лучший университет. Обидно ли мне? Очень! Я всё понимаю, я росла в суровые 90-е когда не было денег, но и поступить на бюджет было проще чем сейчас. Я верю в свою сестренку, к ней нет претензий. Но как-то не справедливо это.
Пы.Сы. За машину спасибо, но в банке легче было бы взять кредит.
Ответ на пост «Разница поколений»
У меня есть старший брат (разница 5 лет).
Учился он на трояки, я был хорошистом (пару четверок, остальные пятерки).
В школе ему платили за репетиторов и секции, я же бесплатно ходил в библиотеку.
Когда он определялся с ВУЗом, родители сказали, что оплатят ему учебу в хорошем юридическом ВУЗе, если он туда поступит. (к слову, он поступил)
Мне ответили, что подобное благо не светит.
Брата два раза отчисляли за неуспеваемость, на третий раз он бросил учебу сам.
Я закончил местный тех. университет на красный диплом, учился на бюджете. Если бы не поступил на бюджет, то пошел бы учиться в техникум.
Ответ на пост «Разница поколений»
Вот говорят разница поколений. А ведь дело в воспитании и прививании правильных ценностей. Я, например, своему сыну пообещала, если сдаст вступительные в хорошую школу без дополнительных курсов и репетиторов, купить противогаз.
Вот ищу. Заказал «хомяка»)
Разница поколений
Мои родители пообещали подарить моему брату Playstation, если он перейдет с 1 курса на второй без долгов.
Мне же в свое время пообещали что я буду работать разнорабочим на стройке всю жизнь и сопьюсь если останутся хвосты с 1 курса(
Восстание машин
Всей семьёй вот уже вторую неделю после выдерживания длительного карантина по домам самоизолируемся на даче. Племяшки учатся дистанционно, из средств связи с внешним миром ноут и телефоны. Каждое утро онлайн-урок с учителем на сорок бесплатных минут.
За минуту до начала урока одна из племяшек говорит: «Надо бы отключить Алису. » И что делает это блядское чудо техники, навострившее уши? Правильно, вырубает наглухо ноут. Завести его после этого удаётся не с первой, а аж с третьей попытки. На урок, естественно, опоздали.
. И я не я буду, если эта железка не хихикала глумливо, когда я уходил из комнаты.
Таблица Шульте
Всем привет. В этом году моя дочь пошла в первый класс. Отучились мы пару месяцев, и поняли что ребенок очень плохо концентрируется на какой нибудь задаче. Дочь очень много отвлекалась. Например, пишет что нибудь в тетраде а думает о чем то постороннем, может начать играть, смотрит как будто сквозь тетрадку, из за этого времени на задание тратится очень много. Отсюда усталость и утомляемость. Домой после уроков мы тоже уходили одни из последних, пока ребенок оденется, посчитает всех ворон, почешется, полетает в облаках, времени тратилось очень много. Поговорив с педагогом, мы поняли что наши выводы верны. Учитель сказал что ребенок способный, что учится будет хорошо, но сил будет тратить гораздо больше чем ребенок с хорошим вниманием. Нужно было что-то делать. При изучения этого вопроса в интернете наткнулись на таблицы Шульте, почитали и решили попробовать. Можно скачать, но мы с дочкой решили все сделать своими руками. Вот что получилось.
Жизнь в Детском доме. Часть 4.
«Решением суда, его лишили родительских прав, опекуном назначили тетю. Мы с сестрой ехали в Нижний Новгород. Тогда мне казалось что все уже позади. Тогда мне шел 10 год. Тогда я еще не знал что проведу в детском доме не один год….. (конец третей части)».
Мы приехали в Нижний Новгород. Этот город мне нравился, он в меру большой, и не в меру красивый. После приезда меня отправили к бабушке. Сказали что я буду жить у нее. Меня это довольно сильно расстроило. Я должен был жить у нее, потому что у тети была 2 комнатная квартира и двое своих детей. Следовательно там прибавилась еще и моя сестра, а вместе со мной нас было пятеро. Поэтому решили так. К слову сказать, против бабушки я ничего не имел, но она у меня довольно своеобразная как я уже говорил. Она постоянно проверяла карманы моей куртки, могла за что ни будь на меня накричать и не разговаривать сутки. Если же я начинал с ней ругаться, то могла прийти в бешенство. Как то раз она спала днем, а мне было скучно, делать совсем нечего. Погулять одному не сходить, телевизор не посмотреть (бабушка не разрешала мне смотреть мультики, говорила что это зло и для тупых). Я лежал на диване и смотрел в потолок. В тот день переводили часы. Ну я думаю от нечего делать переведу ка часы настенные, аккуратно снял их, перевел на час и повесил обратно. Когда бабушка проснулась и увидела это, то она стукнула меня кулаком по лицу, кричала на меня, мол зачем я их трогал. Я тогда на нее сильно обиделся. Убежал из дома тогда, пройдя ночью пешком практически весь Нижний до тетки. Еще она слишком верила в бога и мистику. Доебывала соседа сверху, стуча шваброй по потолку, матеря его на чем свет стоит, обвиняла его в том что он навел на нее порчу. Так как она прошла войну, окончила всего 3 класса, но воспитала 5 детей, несмотря на то что потом от нее все отвернулись. Как то так в общем. С теткой мне понятное дело было бы веселее, там была молодежь в виде двоюродной сестры и брата, теперь еще и родной сестры, но решили как решили.
Я жил у бабушки, сестра у тетки, они меня забирали на выходные к себе, Все шло своим чередом. Потом бабушка и тетка разругались из-за пустяка. Рассказывать нет смысла, ничего серьезного. Тем не менее я переехал к тете, к своему законному опекуну. Меня перевели в другую школу рядом с домом. К слову сказать эта была уже 3 школа которую я поменял. Мы стали жить впятером. Я ходил в школу, сестра ходила в ПТУ, тетя работала в детском саде, двоюродные брат и сестра заканчивали учебу. Все было относительно спокойно. Класс в котором я учился был не самый прилежный. Мы дрались после школы, бегали курить по окончанию уроков, лазили по гаражам, это в принципе тогда делали большинство детей страны. Прошел примерно год. Моя сестра устроилась на подработку поваром после учебы. Примерно в то время я начал подмечать странные вещи.
При любом удобном случае меня клали в больницу. Как я уже говорил у меня была язва желудка, я наблюдался у врача, но как минимум 4 раза в год я проводил в больнице. Дети тети, закончили учебу и стали работать. Ко мне почему то начало приходить чувство что меня и сестру тут не любят. С сестрой у меня тогда отношения пошли в разлад, она старше на 4 года и у нее понятное дело были другие интересы. Ей было 16 лет на тот момент. Если посмотреть со стороны, то вроде бы все было хорошо, но в некоторых моментах ко мне относились явно не как к «родному». У меня начались проблемы в учебе. Конкретно в математике. Я мог за час выучить стих длинной в три страницы, но с примерами у меня обстояло туго. Я начал получать двойки. Тогда мне было страшно идти домой с таким раскладом, я думал что на меня будут кричать, чего тогда я боялся. Я не в коем случае не оправдываю себя в таких моментах, но после того что со мной происходило я действительно боялся лишний раз где то вздохнуть. Стал исправлять оценки в дневнике. К слову делал это очень изощренно и умело. Списывать с ГДЗ чтобы мне не попало. Позже обман раскрылся, меня дико ругали, я обещал больше так не делать. С математикой дело на лад не пошло, оценки я не исправил. Вместо того чтобы мне объяснять (у моей тети высшее образование) меня тупо запирали в комнате перед учебником и говорили что пока я не решу задания, я никуда не пойду. Я сидел смотрел в книгу и ни черта не понимал. У меня стали начинаться истерики. Мог сидеть перед учебником и плакать на протяжении часа. Затем я начал резать себе руки. Не ту часть где вены, а «лицевую» сторону. Не знаю что я хотел этим добиться, но физическая боль заглушала боль моральную, от этого приходило успокоение. Моя тетя получала пособие за нас с сестрой. Так же отец платил алименты. Так же нам начислялись деньги за потерю матери. Выходило за нас с сестрой денег неплохо. Помню я устроился на подработку, расклеивал объявления зимой. Заработал за месяц около 2-3 тысяч. Дико хотел себе сотовый телефон. Работал я у друга двоюродной сестры, зарплату мою он отдал ей. Когда я сказал что хочу телефон, мне ответили что мне еще рано. Вот будет тебе 13 лет тогда и посмотрим. Больше своей зарплаты я не видел. Одевали нас с сестрой в сэконд хэнде, несмотря на то что сами одевали в нормальных магазинах.
Я признаю, я далеко не был идеальным ребенком. Со мной до сих пор бывает трудно, у меня вроде бы и легкий характер, но есть другая сторона с которой очень и очень сложно. По гороскопу я лев. Я понимаю что в каких то моментах слишком сильно боялся наказаний, которых возможно бы и не было, но я накладывал сцены из старой жизни на новую и пытался выкрутиться. Врал, извивался, где то излишне раздолбайничал. После своей жизни загнанного зверька, я мог тут где то излишне расслабится, где то получить двойку, где то попроказничать. А когда я понимал, что за это меня будут ругать, приходило ощущение что меня ругают потому что я не оправдал их ожиданий. Вместе с тем что я кому то должен, непонятно только за что. Возможно если бы кто ни будь тогда посадил меня рядом с собой, спокойным голосом спросил почему я сделал то или иное действие, рассказал почему вот так делать нельзя и попросил спокойно больше не расстраивать, я вел бы себя иначе. Но такого не происходило. Нас только кормили, одевали и выдвигали требования, если они не выполнялись были скандалы и наказания. К слову сказать тетя неплохо обустроила квартиру если сравнивать с тем что было когда мы приехали. Как я понимаю наши деньги тоже были вложены в это, видимо от экономии на нормальной одежде и прочем. Как то раз двоюродная сестра сказала нам «может вам бич пакеты варить как суп, вам ведь все равно». Это я запомнил.
Прошло полгода. Я начал понимать что с таким раскладом, когда мне исполнится 18 лет, меня просто выставят за порог с чемоданом и отправят туда откуда я приехал. Прописан я все равно у отца же. После того как выставят, проблемы мои свалятся мне на голову снежным комом. Я уеду в город где никого не знаю, и мне предстоит решать ворох неподъёмных проблем. Я долго размышлял о том что мне делать. Решение я принял такое. Мне надо уехать обратно и уйти в детский дом. Я понимал что это не просто. Понимал что комфорт тут, поменять на жизнь среди дикой своры там решение глупое. Но я так же знал что при таком раскладе я не буду никому обязан, и к тому моменту как начнется моя самостоятельная жизнь, я буду знать что к чему. Я привязан к тому городу. Я привязан к месту где живет отец и мне от него не убежать. В общем пораскинув мозгами я решил быть мужчиной и смотреть проблемам в лицо. Рассказав одноклассникам и друзьям что я собираюсь сделать, услышал от них много подбадривающих историй. Например о том что мне в дет доме будут ссать в компот «старшие» и каждый день давать пиздюлей. Лучший друг Антон потом упрашивал меня не ехать, говорил что меня там убьют. Но я твердо решил что от судьбы не убежишь. План моего побега отдельная история, долго писать. Однажды я просто не пришел к тетке. А через 5 дней я оказался дома у отца, за 850 километров от своего опекуна. Отец кстати очень обрадовался, но все так же пил. Я вернулся туда откуда пришел.
Прикладываю свое фото в комментариях. Мне там 14 лет.
В следующей части о том, что было в распределителе и наконец то о том, что было после того как я впервые с вещами переступил порог детского дома.