Учитывая свойства нервной системы следует отметить что меланхолик

Учитывая свойства нервной системы следует отметить что меланхолик

Учитывая свойства нервной системы следует отметить что меланхолик. Смотреть фото Учитывая свойства нервной системы следует отметить что меланхолик. Смотреть картинку Учитывая свойства нервной системы следует отметить что меланхолик. Картинка про Учитывая свойства нервной системы следует отметить что меланхолик. Фото Учитывая свойства нервной системы следует отметить что меланхолик

Цель исследования – установить связь между типами темперамента и склонностью к формированию неврозов.

Материалы и методы – в исследовании приняло участие 50 студентов медицинского университета в возрасте 19–22 лет.

Каждому участнику на первом этапе был предложен теста Айзенка, в котором на основании двух генетически обусловленных нервной системой свойств: нейротизм и экстраверсия, формируется определенный тип личности.

Следующий этап – определение степени невротизации с помощью экспресс-метода, разработанного немецкими психологами К. Хеком и Х. Хесс. Участникам был предложен лист с перечнем соматических и психических жалоб, отвечать на которые нужно, опираясь на свои внутренние переживания. Оценка результатов помимо количественного показателя включает в себя пол и возраст.

Во время изучения особенностей выработки условных рефлексов у собак И.П. Павлов отметил, что у каждого животного индивидуально протекает условно рефлекторная деятельность. Это наблюдение дало основу для выдвижения гипотезы о том, что разнообразие результатов объясняется свойствами нервной системы, а именно процессами возбуждения и торможения, а не только множеством экспериментальных ситуаций[1].

И.П. Павлов в основу учения о темпераментах заложил процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга, результатом стали 4 типа: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик.

Во-первых, нервная система разделялась на сильную и слабую. Во-вторых, сильный тип подразделили на уравновешенных и неуравновешенных личностей. В-третьих, сильных уравновешенных разделяли типу подвижности нервных процессов.

Учитывая свойства нервной системы следует отметить что меланхолик. Смотреть фото Учитывая свойства нервной системы следует отметить что меланхолик. Смотреть картинку Учитывая свойства нервной системы следует отметить что меланхолик. Картинка про Учитывая свойства нервной системы следует отметить что меланхолик. Фото Учитывая свойства нервной системы следует отметить что меланхолик

Рис. 1. Схема – характеристика типов темперамента

Часто можно встретить среди людей ложное представление о темпераменте и характере. Стоит уточнить, что характер – это совокупность психических свойств, которые человек приобретает в результате своей деятельности, под действием окружающей среды, социальных факторов, тогда как темперамент это врожденные особенности, формирующие характер личности.

Важную роль в формировании эмоциональных реакций играет кора лобных долей головного мозга, об этом свидетельствуют результаты наблюдений за людьми, перенесшими лейкотомию. После операции пациенты теряли любое проявление эмоциональности: становились беспечными, всем удовлетворенными, ни к чему не стремились, лишались чувства страха, печали, утрачивали созидательную деятельность.

При нормальной функции коры все эмоциональные реакции имеют определенную степень проявления. Процессы возбуждения в эмоциональных центрах характеризуются определенной силой и продолжительностью, которые своевременно угнетаются соответственными тормозящими структурами [2].

При чрезмерном возбуждении возникает эмоциональный стресс, который может привести к стойкому нарушению функций центральной нервной системы – невроз[3].

Суть экспериментов воссоздания эмоционального стресса заключается в моделировании ситуаций, в результате которых осуществляется перенасыщение процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.

Перенапряжение возбуждающего процесса достигается путем использования мощных раздражителей (свет, звук, боль), одновременного применения большого количества раздражителей, длительного влияния этих раздражителей.

Перенапряжение процессов торможения достигается путем выработки тонких и сложных условно-рефлекторных дифференцировок, использования большого количества дифференцирований в одном стереотипе.

В повседневной жизни человека в роли раздражителей выступают следующие факторы:

• Большой объем информации, подлежащий обработке, усвоению и требующий принятие решения;

• Недостаток ресурса времени, отведенный на данный объем работы;

• Высокий уровень заинтересованности в положительном результате.

Факторы, способствующие развитию невроза: голодание, гипоксия, интоксикации, различные инфекции, гормональные нарушения, травмы центральной нервной системы, ионизирующее излучение, главным образом повреждают функции структур торможения [4].

Характер нарушений функций центральной нервной системы зависит от типа нервной системы, функций органов эндокринной системы, способов воспроизведения эмоционального стресса.

Распределение студентов по группам в зависимости от степени невротизации и типа темперамента

Источник

Кто такой меланхолик: общая характеристика, плюсы и минусы + рекомендации для людей этого типа

Учитывая свойства нервной системы следует отметить что меланхолик. Смотреть фото Учитывая свойства нервной системы следует отметить что меланхолик. Смотреть картинку Учитывая свойства нервной системы следует отметить что меланхолик. Картинка про Учитывая свойства нервной системы следует отметить что меланхолик. Фото Учитывая свойства нервной системы следует отметить что меланхолик

Приветствуем вас, друзья!

В предыдущей статье мы рассмотрели, что такое темперамент в психологии человека и вкратце познакомились с классификацией темпераментов. Всего их 4: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Вот на последнем мы с вами сегодня и остановимся.

Мы расскажем вам, кто такой меланхолик, какими признаками обладает данный тип темперамента, поделюсь рекомендациями с людьми, которые к нему относятся.

Определение понятия и характеристики

Меланхолик – один из 4 типов темперамента человека, выделенных Гиппократом более 2400 лет назад. Отличительными его чертами являются замкнутость, молчаливость, пессимизм, эмоциональность, креативность, мечтательность.

Слово “меланхолия” с греческого переводится как “черная желчь”. Гиппократ связывал особенности характера человека с преобладанием в организме одного вида жидкости: крови, лимфы, желтой или черной желчи. Считалось, что черная желчь “отравляет” организм и вызывает тревогу, тягостные мысли, душевные страдания. Впоследствии эта теория была опровергнута, однако сама классификация осталась.

Быть меланхоликом – значит быть тонкой и впечатлительной натурой, которая склонна к сильным внутренним переживаниям, чаще всего негативным. При этом внешне меланхолики стараются не проявлять своих чувств, держать их в себе. Обладатели данного типа темперамента все принимают близко к сердцу. События, которые у других людей не вызовут никакой реакции, у них могут спровоцировать целую бурю чувств.

Такая высокая чувствительность делает меланхоликов беззащитными перед сильным стрессом. Их часто сравнивают с оранжерейными цветами, нежными и капризными.

Чем же обусловлены все эти особенности? Как известно, в основе деления людей на темпераменты лежат физиологические особенности работы нервной системы. Меланхолик – это человек, который обладает слабой нервной системой.

Ее признаки:

Меланхолики утомляются сильнее и быстрее представителей других типов темперамента. Им нужно больше времени на восстановление. Из-за перебоев с энергообеспечением они могут впадать в апатию и страдать хронической усталостью.

Сегодня редко можно встретить “чистых” представителей типов темперамента. Чаще всего в одном человеке уживаются сразу несколько типов с преобладанием какого-то одного. Чтобы наиболее точно определить ваш тип, рекомендуем пройти специальный тест.

К известным представителям данного типа темперамента относятся Петр Чайковский, Исаак Ньютон, Чарльз Дарвин, Сергей Есенин, Майкл Джексон, Элвис Пресли, Киану Ривз, Джонни Депп и другие.

Плюсы меланхоликов

На первый взгляд может показаться, что этот тип темперамента состоит из одних минусов. Однако это не так. Меланхолики обладают уникальными чертами, которые выгодно отличают их от представителей других типов.

Давайте рассмотрим их подробно.

Меланхолики – тонкие, возвышенные, одухотворенные натуры. Среди них много деятелей искусства: писателей, композиторов, художников, скульпторов. Они обладают хорошим вкусом и чувством прекрасного. У них хорошо развито воображение и творческое мышление, поэтому они без труда придумывают новые интересные идеи.

А Аристотель и вовсе говорил: “Все выдающиеся люди, отличившиеся в философии, в государственных делах, в поэзии или изобразительном искусстве, – меланхолики. Некоторые даже до такой степени, что страдают от нездоровья, вызванного черной желчью”.

Большую часть жизни меланхолики проводят в раздумьях. От постоянной тренировки навык мышления у них развит на высоком уровне. Кроме того, они очень наблюдательны и способны заметить детали, скрытые от глаз других людей. Полученную информацию они тщательно анализируют, подвергают критическому анализу, систематизируют и на основе нее делают точные выводы.

Высокая чувствительность нервной системы делает меланхоликов восприимчивыми к чувствам других людей. Они способны распознавать тончайшие нюансы в эмоциональных реакциях окружающих. Для них не составит труда поставить себя на место человека, проникнуться его переживаниями, проявить сочувствие и найти слова поддержки.

Они отличаются добротой и мягкосердечностью. И чаще всего испытывают сострадание не только к людям, но и к животным, и стараются помогать всем.

Меланхолики от природы хорошие психологи. Про таких говорят, мол, он видит человека насквозь. Фальшь, неискренность, манипуляции, обман они распознают моментально. С легкостью могут найти подход к любому человеку, знают, на какие точки надавить и как обойти острые углы. К сожалению, в большинстве случаев эти способности остаются нераскрытыми из-за их стеснительности и неуверенности в себе.

В любовных отношениях партнерам меланхоликов можно только позавидовать. Они нежны, чувственны, заботливы, внимательны. Их вторая половинка буквально купается в любви. Эти люди отличаются верностью и моногамностью. Они не склонны часто менять партнеров. Влюбленность делает их чрезвычайно романтичными и мечтательными.

Конечно, такое качество, как перфекционизм, можно отнести к плюсам с натяжкой. Все-таки у него есть ряд побочных эффектов. Тем не менее оно позволяет качественно выполнять свою работу и демонстрировать высокие результаты во всех начинаниях.

Минусы меланхоликов

С плюсами разобрались, теперь обратимся к минусам. Зная их, человек может сгладить нежелательные проявления своего темперамента.

Эти качества могли бы быть плюсами, если бы не были так сильно выражены. Меланхолики каждую мелочь принимают близко к сердцу. Из-за этого они часто страдают психосоматическими заболеваниями, ведь их нервная система не выдерживает нагрузки. Любое неосторожное слово может вызвать мучительные раздумья на несколько часов подряд.

Меланхолики очень обидчивы. Они могут копить обиды на человека годами, а затем молча разорвать с ним связь, оставив его в недоумении. Они редко высказывают обиды в лицо, предпочитают держать их внутри, постоянно пережевывая. Эта модель поведения невероятно портит им жизнь.

Самооценка меланхоликов заниженная или нестабильная. Они склонны к чрезмерной критичности, самокопанию, преувеличению своих недостатков. Из-за этого часто их таланты остаются нереализованными. В жизни они придерживаются стратегии избегания неудач, поэтому часто отказываются от шансов, которые преподносит им судьба.

Меланхолики чаще представителей других темпераментов страдают тревожными расстройствами и паническими атаками. Многие из них жалуются на постоянную фоновую беспричинную тревогу. В критических ситуациях уровень тревожности взлетает до небес и буквально парализует их. Очень важно, чтобы в такие моменты кто-то находился рядом.

Меланхолики – интроверты. Они погружены в свой внутренний мир и в обществе людей могут чувствовать себя неуютно. В разговоре с человеком могут смущаться, нервничать, теряться. Поэтому часто избегают общения, сознательно изолируя себя от социума.

У меланхоликов присутствует ярко выраженная потребность в одобрении со стороны людей. В совокупности с их замкнутостью она делает их глубоко несчастными. Внутри у них бушует сильный конфликт: одна часть тянется к людям и жаждет их признания, а другая избегает общения из-за страха неодобрения. Любую критику в свой адрес они воспринимают очень болезненно. Зато похвала от значимых людей способна вознести их на небеса.

Как распознать меланхолика

Все перечисленные особенности меланхолика связаны с его внутренним миром. Так как они мастера скрывать свои чувства, вы можете даже не заметить, что в человеке бушует целый ураган. Как же тогда отличить представителей этого типа темперамента от всех остальных? Внимание на таблицу ниже.

В общении меланхолика можно узнать по обособленности и отстраненности. В больших компаниях он предпочитает находиться в стороне от основного веселья и тихонечко наблюдать. Избегает внимания к своей персоне, говорит мало, в основном слушает других.

В разговоре может нервничать, тушеваться, натужно улыбаться. Он редко смотрит собеседнику в лицо, предпочитает уводить взгляд в сторону. Также его можно узнать по судорожным и нервным движениям рук.

Рекомендации меланхоликам

Как жить, если ты родился меланхоликом? Представителям данного типа в жизни приходится сложнее, чем всем остальным. Среди них наибольшее число самоубийц и людей, страдающих различными психическими недугами. Поэтому им нужно бережно относиться к своим нервным клеткам и уважать свои особенности.

Если вы из их числа, следующие рекомендации помогут вам лучше адаптироваться к жизни.

Примите себя таким, какой вы есть

Это, пожалуй, самый важный урок, который должны усвоить все меланхолики. Пока вы не перестанете сражаться с самим собой, ваша жизнь будет полна горя и разочарований.

Лишь осознав, что темперамент – врожденная и неизменная особенность, что перестать быть меланхоликом невозможно, люди могут успокоиться и снять с себя груз ответственности за свои реакции. Больше не ругать себя за излишнюю чувствительность, не требовать от себя активности и энергичности сангвиника, не заставлять общаться с людьми через силу.

Не доверяйте своим негативным мыслям и чувствам

Меланхолики постоянно “варятся” в собственном негативе. Восприятие реальности у них искажено вследствие повышенной возбудимости нервной системы. Они любят придумывать себе проблемы на пустом месте, а потом из-за них переживать.

В первую очередь нужно научиться воспринимать свои мысли и ощущения критически. Кажется, что все плохо и надежды на хороший исход нет? Это всего лишь ваше восприятие ситуации, которое не имеет ничего общего с реальностью.

Повторяйте себе это каждый раз, когда вас одолевает пессимизм. “Бомбардируйте” свою тревогу разумными доводами. Вспомните, как часто ваши страшные пессимистичные прогнозы сбывались? Держу пари, что практически ни разу.

Не растрачивайте энергию

Представители данного типа темперамента страдают от дефицита энергии. Вам нужно тратить силы очень экономно. Самыми энергозатратными активностями для вас являются общение, пребывание в многолюдных местах, мучительные размышления.

Вам нужно планировать свой распорядок дня с учетом природных биоритмов. На пике прилива энергии сосредоточьтесь на самых важных и сложных задачах. В периоды спада выполняйте простые рутинные дела.

Фильтруйте информацию, поступающую извне

Любые стимулы, поступающие из окружающего мира, приводят рецепторы меланхолика в возбужденное состояние. Он просто не может не реагировать на них. Это перегружает работу нервной системы и отнимает кучу сил.

Вам нужно потреблять информацию дозированно и тщательно следить за ее качеством. Соцсети и телевизор – ваши злейшие враги. Старайтесь свести взаимодействие с ними к минимуму. Иначе мозг так и будет цепляться за все подряд, не оставляя вам сил на самое важное.

Занимайтесь спортом

Физическая активность благотворно влияет на нервную систему. Во время занятий спортом вырабатываются гормоны радости и мотивации, повышается тонус организма, улучшается кровообращение.

Последнее очень важно для меланхоликов. Кровообращение у них часто бывает замедлено, поэтому мозг страдает от дефицита кислорода. Регулярные физические нагрузки способны решить эту проблему. Обратите внимание на активные аэробные тренировки: танцы, аэробику, капоэйру и т. п.

Начинайте заниматься постепенно, не перегружайте себя. Иначе из источника энергии спорт превратится в еще один фактор, отнимающий ее.

Медитируйте

Медитация полезна всем без исключения, но меланхоликам в особенности. Она позволяет привести внутренний мир в гармонию и справиться с хаотичным потоком мыслей.

Начните медитировать хотя бы по полчаса в день. Учитесь расслабляться, вызывать ощущения тепла и тяжести в теле, останавливать внутренний диалог. Через месяц регулярных занятий вы заметите существенные улучшения в собственном состоянии. Улучшится саморегуляция, снизится тревога, отступят негативные мысли и эмоции.

Будьте осторожны

Вам лучше держаться подальше от всяких сомнительных авантюр, финансовых пирамид, азартных игр и т. п. Даже брать деньги в кредит мы бы рекомендовали только в самых крайних случаях, т. к. это может стать дополнительным фактором, повышающим уровень тревоги.

Вам нужно очень бережно относиться к своему психологическому благополучию, холить и лелеять его. Запомните: то, что для других мелочь и ерунда, для вас может быть серьезной проблемой.

Выходите из зоны комфорта

Предыдущие советы могут навести вас на мысль, что меланхоликам нужно спрятаться в свою ракушку и не высовываться оттуда. Нет! Очень важно иногда выходить за пределы зоны комфорта, просто делать это нужно правильно. Без резких движений, с обязательной подстраховкой и очень реалистично оценивая свои возможности.

Каждый такой маленький шаг будет способствовать росту уверенности в себе и тренировке выносливости.

Как общаться с меланхоликом

Если в вашем окружении есть меланхолики, неплохо бы усвоить правила общения с ними. Это нежные и ранимые создания, которых очень легко обидеть.

Советы по общению:

Взаимоотношения с другими типами темперамента

Несмотря на обидчивость и излишнюю ранимость, в отношениях меланхолик проявляет себя как надежный и верный партнер. Он очень уважительно относится к чувствам своей второй половинки, умеет сопереживать и оказывать моральную поддержку.

Любовь таких людей очень глубокая и эмоциональная, они буквально боготворят любимого человека. От партнера они тоже ждут эмоционального проявления любви. А если не получают, могут начать переживать и сомневаться во взаимности своих чувств.

Давайте рассмотрим, как складываются отношения меланхоликов с представителями разных типов темперамента.

Никто не способен понять меланхолика лучше, чем другой меланхолик. Они знают об особенностях друг друга и легко под них подстраиваются. Семейная жизнь двух таких людей спокойна и размеренна, иногда даже слишком.

У них редко случаются конфликты, но это не значит, что все всегда идет гладко. Партнеры могут подолгу копить обиды друг на друга и в итоге прийти к полному взаимному отчуждению.

Основной проблемой в таких отношениях бывает отсутствие сильного и уверенного лидера. Каждый ищет опоры в другом, а не находя ее, разочаровывается. Меланхоликам в паре нужно действовать единым фронтом, поддерживать друг друга и не требовать от партнера того, что ему не под силу. Вместе они способны противостоять всем невзгодам и создать крепкую и благополучную семью.

Союз этих двух темпераментов вполне может быть благополучным. Но с определенными трудностями им все же придется столкнуться. Флегматики гораздо менее эмоциональны, у них разум главенствует над чувствами. Из-за этого они часто подходят к отношениям слишком рационально.

Эмоциональные меланхолики могут чувствовать себя нелюбимыми, переживать и грузиться по этому поводу. А спокойных и уравновешенных флегматиков со временем начинает раздражать тревожность и пессимизм их партнеров. Если им удается справиться с этими противоречиями, то их ждет счастливая и благополучная совместная жизнь.

Лидерскую роль в таких отношениях чаще всего берет на себя флегматик. За его надежной спиной меланхолик чувствует себя более уверенно и спокойно.

Союз этих двух темпераментов считается самым гармоничным, особенно если мужчина – сангвиник, а женщина – меланхолик. Они, как две половинки, дополняют друг друга. Энергичный и веселый сангвиник способен отвлечь меланхолика от мрачных мыслей и наполнить его жизнь интересными событиями. Ему принадлежит позиция лидера в отношениях, с чем каждый из партнеров согласен.

Меланхолик же дарит своему партнеру глубину чувств, заботу, ласку и внимание. Он способен наполнить эмоционально бедный внутренний мир сангвиника яркими и глубокими эмоциями. Благодаря тактичности сангвиника и уступчивости меланхолика конфликты в этой паре быстро сходят на нет.

Представителям этих двух темпераментов очень сложно ужиться друг с другом. Прямота, резкость и вспыльчивость холерика ранят впечатлительного меланхолика. Он замыкается и уходит в себя, что вызывает у холерика недоумение и досаду.

Подходящие профессии

Представителям данного типа личности стоит очень ответственно подходить к выбору профессии. Им подойдет спокойная размеренная работа без лишних стрессов. Стоит избегать профессий, связанных с постоянным общением и суетой. Им будет некомфортно на должности менеджера, курьера, диспетчера, оператора колл-центра, рекламного агента и т. п.

Так как меланхолики часто бывают творческими и талантливыми личностями, им стоит уделить должное внимание собственной самореализации.

Самые подходящие профессии:

Заключение

Подведем итоги. Мы подробно и понятно описали такой интересный тип темперамента, как меланхолик. Мы разобрались, какой тип нервной системы характерен для данного темперамента, чем он отличается от других типов, как проявляет себя в отношениях и в работе.

Природа наградила меланхоликов выдающимися творческими способностями и глубоким внутренним миром. Это чуткие, добрые, надежные, но очень противоречивые личности. Если им удастся справиться со своими противоречиями, то их ждет счастливая и интересная жизнь. Но без кропотливой работы над собой им никак не обойтись.

Меланхолики, поделитесь в комментариях, каково вам жить с вашим темпераментом. Давайте поддержим друг друга!

Источник

Учитывая свойства нервной системы следует отметить что меланхолик

Инструментарий

Программы обучения

Инструментальная детекция лжи. Профессиональная подготовка полиграфологов*

ВЕБИНАР: Метод Sand-Art. Работа с детьми от 1 года до 11 лет

Вторичная выгода клиента, или Как преодолеть сопротивление изменениям в процессе психотерапии

Скоро

I Международная конференция «Психолого-педагогические инновации в педиатрической практике»

Всероссийский конгресс с международным участием «Психоневрология: век XIX — век XXI»

Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»

Типы нервной системы и темперамента и стиль учебной деятельности

Авторы

Учитывая свойства нервной системы следует отметить что меланхолик. Смотреть фото Учитывая свойства нервной системы следует отметить что меланхолик. Смотреть картинку Учитывая свойства нервной системы следует отметить что меланхолик. Картинка про Учитывая свойства нервной системы следует отметить что меланхолик. Фото Учитывая свойства нервной системы следует отметить что меланхолик

В современной системе образования школьная психологическая служба, сегодня называемая «Практическая психология образования», в качестве перспективных направлений своей деятельности рассматривает развитие индивидуальности каждого ребенка, научное обоснование и операционализацию путей и средств индивидуального подхода к любому ребенку в контексте его индивидуального варианта возрастного развития с целью реализации ресурсов его творческого и нравственного потенциала в образовательных учреждениях различного типа и уровня [5], поскольку «формирование творческой личности предполагает учет как ее собственных индивидуальных возможностей, так и требований самой деятельности» [1; 2].

С этих позиций в данной статье освещаются вопросы о том, как раскрываются, проявляются и развиваются у школьников природные предпосылки их психофизиологического и личностного развития в учебной деятельности и жизнедеятельности.

1. Общая характеристика свойств нервной системы и темперамента человека

Как известно, на Земле нет двух людей с одинаковыми кожными узорами на пальцах рук, на дереве нет двух совершенно одинаковых листьев. Точно так же в природе не существует абсолютно одинаковых человеческих личностей — личность каждого человека уникальна и неповторима.

Однако человек не рождается уже сложившейся личностью. Ею он становится постепенно. Но еще раньше, чем человек станет личностью, у него наблюдаются индивидуальные особенности, которые проявляются в поведении, в деятельности, жизнедеятельности, в различных видах активности: эмоциональной, интеллектуальной, волевой, моторной, коммуникативной и т.д. Эти особенности психики весьма консервативны, устойчивы. Изменяясь гораздо медленнее, чем известные нам свойства личности, они образуют у каждого человека своеобразную психологическую почву, на которой впоследствии, в зависимости от ее особенностей, «вырастают» свойства личности, присущие только данному человеку. Это значит, что психика ребенка не похожа на гладкую доску, где можно писать любые узоры, и что в процессе воспитания и обучения ребенка надо опираться на имеющиеся у него от рождения свойства. Эти свойства у всех разные.

Такими устойчивыми и присущими человеку от рождения индивидуальными свойствами являются физиологические свойства типа нервной системы и их психологические проявления — свойства темперамента. В чем заключается их своеобразие? Представьте себе две реки: одну спокойную, равнинную, другую — стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов, ослепительных брызг. Течение второй — полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит, клокочет и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены. Особенности течения этих рек зависят от ряда природных условий.

Нечто подобное можно наблюдать в динамике (особенностях течения) психической деятельности разных людей. У одних людей психическая деятельность протекает равномерно. Такие люди внешне всегда спокойны, уравновешенны и даже медлительны. Они редко смеются, взгляд их всегда строг и холоден, движения скупы и целесообразны. Попадая в трудные обстоятельства или в «смешное « положение, эти люди остаются внешне невозмутимыми. Их мимика и жесты не отличаются разнообразием и выразительностью, речь спокойная, походка твердая. У других людей психическая деятельность протекает скачкообразно. Такие люди, наоборот, очень подвижны, беспокойны, шумливы, всегда оживлены. Речь их порывистая и страстная, движения хаотические, мимика богатая и разнообразная. Нередко даже в обычном разговоре их слова сопровождаются жестами — человек машет руками, притопывает ногами. Они всегда суетливы и нетерпеливы. Другими словами, свойства нервной системы и темперамента и есть те природные, т.е. врожденные, свойства, которые определяют динамическую сторону психической деятельности человека [4].

Научное объяснение их природы дал академик И.П. Павлов в учении об основных свойствах нервной системы. Он выделил три следующих основных свойства: 1) силу процесса возбуждения и торможения, зависящую от работоспособности нервных клеток; 2) уравновешенность нервной системы, т.е. степень соответствия силы возбуждения силе торможения (или их баланс); 3) подвижность нервных процессов, т.е. скорость смены возбуждения торможением, и наоборот. И.П. Павлов выяснил, что темперамент зависит не от одного какого-либо из этих свойств, а от их сочетания. Такое сочетание свойств нервной системы, которое определяет и индивидуальные особенности условнорефлекторной деятельности, и темперамент, он назвал типом нервной системы. И.П. Павлов различал четыре основных типа нервной системы:

Выявленные И.П. Павловым основные комбинации свойств, или типов, нервной системы, от которых зависит темперамент, являются общими у человека и животных. Поэтому они получили название общих типов. Эти общие типы нервной системы лежат в основе четыре х традиционных типов темперамента: холерического, сангвинического, флегматического и меланхолического, которые достаточно отчетливо выражены уже в школьном возрасте.

Сангвиник.

Это субъект c сильным, уравновешенным, подвижным типом нервной системы. Сангвиник отличается повышенной реактивностью, которая проявляется в той живости, с какой откликается на все его эмоциональная натура. Ему присуща большая активность — он способен проявлять значительную энергию, работоспособность и настойчивость. Активность и реактивность у сангвиника уравновешены — он может сдерживать чувства, волнения. Темп реакции довольно высокий, поэтому он любит быстрые движения. Сангвинику свойственны высокая пластичность и экстраверсия, вследствие чего он общителен, легко привыкает к новым людям и условиям, легко переходит от одного вида деятельности к другому, но недостаточно усидчив и сосредоточен, особенно в условиях однообразной работы. В процессе обучения быстро схватывает основные моменты, но допускает ошибки. Не любит кропотливой и длительной работы по усвоению сложных знаний или формированию умений и навыков. Достаточно работоспособен, уверен в себе, результаты его деятельности стабильны и, как правило, в ответственных ситуациях (экзамен, соревнования и т.п.) бывают выше, чем в ситуации обычного урока или тренировки.

Холерик.

Обладает сильным, неуравновешенным (с преобладанием возбуждения) типом нервной системы. Для него, как и для сангвиника, характерны высокая реактивность, активность, быстрый темп реакций. Но реактивность у него преобладает над активностью, в связи с чем в трудной ситуации он легко становится вспыльчивым, резким, быстро выходит из себя. Как и сангвиник, любит быстрые движения, охотно и с увлечением начинает заниматься избранным видом деятельности, но быстро охладевает. Не любит длительную и монотонную работу. Его результаты недостаточно стабильны, ибо он склонен к излишнему возбуждению перед началом ответственной работы, что часто не позволяет ему реализовать полностью свои возможности.

Флегматик.

Это человек с сильным, уравновешенным, инертным типом нервной системы. В отличие от сангвиника и холерика, обладает малой реактивностью, поэтому его трудно вывести из себя. Незначительная эмоциональная возбудимость позволяет ему оставаться спокойным перед серьезной, ответственной работой. Высокая активность преобладает над малой реактивностью, что и определяет терпеливость, выдержку и самообладание. Движения и речь у флегматика медлительные, реакции запаздывающие. Ему присуща ригидность и интроверсия, что определяет устойчивость привычек и навыков, малую общительность.

Меланхолик.

Субъект со слабым типом нервной системы. Наиболее характерна для него высокая сенситивность, проявляющаяся в болезненной чувствительности, ранимости. Малая реактивность и пониженная активность способствуют тому, что он легко «теряется», быстро устает, не уверен в себе. Меланхолик ответственен, но недостаточно работоспособен и малоустойчив к внешним раздражителям. Высокая тревожность нередко порождает неуверенность в себе и низкую самооценку. В ситуации ответственной работы меланхолик, как правило, показывает менее высокие результаты, нежели в ходе повседневной деятельности.

2. Роль свойств нервной системы и темперамента в деятельности человека

Если оценивать приведенные выше характеристики, то можно отметить, что в каждой из них есть как позитивные, так и негативные свойства. Так, сангвиник эмоционален и отличается хорошей работоспособностью, но побуждения его неустойчивы, также неустойчиво и его внимание. Меланхолик отличается меньшей работоспособностью и большой тревожностью, но зато он тонко чувствующий человек, как правило, осторожный и осмотрительный. Следовательно, нет темпераментов «плохих», нет темпераментов «хороших» — каждый темперамент хорош в одних условиях и плох в других. Не определяет он и социальной ценности человека — от темперамента не зависят склонности, мировоззрение и убеждения человека, содержание его интересов.

Каждая деятельность предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования. Эти требования нельзя произвольно изменять, так как они зависят от объективных причин — от содержания деятельности.

Темперамент и тип нервной системы, определяя динамику деятельности, могут влиять на ее продуктивность. В разных видах деятельности их роль неодинакова. В учебной деятельности и в «массовых» профессиях (токарь, слесарь, менеджер, врач, учитель, инженер) одни свойства, необходимые для успешной деятельности и слабо выраженные у данного человека, могут быть компенсированы у него за счет других свойств и обусловленных ими приемов работы. Например, установлено, что учителям сильного подвижного типа нервной системы (сангвиникам по темпераменту) присущ организационно-коммуникативный стиль деятельности на уроке. Хорошая организация урока обеспечивает его высокую эффективность. У них преобладает дисциплинирование словом, причем непосредственно при возникновении нарушений дисциплины либо после них (легко переносят действие сильных раздражителей), в меньшей степени пользуются при организации учащихся наказаниями, часто вступают в контакт с учащимися и непосредственно с классом с целью передачи учебной информации и дисциплинирования учащихся. Конструктивный компонент деятельности у них менее выражен, чем организаторский и коммуникативный. План урока у них, как правило, свернутый, схематичный. В ходе урока он значительно детализируется, уточняется. Это объясняется тем, что предварительная ориентировка у них почти полностью отсутствует — она происходит в процессе исполнения. Такие учителя очень активны, они могут легко перестраиваться в ходе урока в зависимости от состояния учащихся, степени усвоения ими учебного материала, склонны к экспромту, импровизации, всегда бодры, оптимистичны, жизнерадостны, добиваются успеха за счет хорошей организации и готовности. В этих особенностях деятельности учителя налицо присущие сильному и подвижному типу нервной системы положительные проявления: уверенность, решительность, активность, самостоятельность, оперативность. Отрицательные проявления — торопливость, несдержанность, импульсивность, самонадеянность — компенсируются целесообразными способами действий, педагогическими приемами, а недостаточная заблаговременная подготовка к уроку тем, что эти учителя могут «с ходу» мобилизовать свои знания, умения, навыки, оперативно продумывать сложившиеся ситуации урока и творчески решать их.

Каждое свойство темперамента требует индивидуальных приемов работы или воздействия на человека. Так, меланхолики быстро устают. Поэтому им нужны более частые перерывы для отдыха, чем другим. Зависит от темперамента и эмоциональная сфера личности, а отсюда и эффективность дисциплинарных воздействий или побудительная сила мотива, и влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых напряженной обстановкой, эмоциогенными факторами, педагогическими воздействиями. Доказано, что повышение или понижение функционального уровня деятельности определяется величиной раздражителя, вызывающего нервно-психическое напряжение.

Величину раздражителя, при которой функциональный уровень повышается, принято называть оптимальной, при которой понижается — пессимальной. Оптимальная и пессимальная величины действующего раздражителя зависят от типа нервной системы и темперамента. Например, замечание учителя, сделанное ученику-сангвинику в резкой форме, лишь дисциплинирует его, а ученика-меланхолика надолго выбивает из колеи. Таким образом, от темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидание контроля деятельности, ускорение темпа работы, влияние эмоциогенных раздражителей, трудностей работы, дисциплинарных воздействий и т.д.). Такое регулирование учебной деятельности школьников путем дифференцирования величины действующих раздражителей в зависимости от типа нервной системы и темперамента человека рекомендуется психологами и применяется (правда, скорее стихийно) учителями-мастерами. Приспособление темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (индивидуальный подход).

Существует наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельности — формирование ее индивидуального стиля. Одни и те же задачи и требования учебной деятельности могут быть с одинаковой успешностью осуществлены посредством различных приемов и способов. Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного результата.

Одно из условий формирования индивидуального стиля — учет свойств типа нервной системы и темперамента. Человек выбирает такие приемы и способы выполнения действия, которые в наибольшей степени соответствуют его темпераменту. Наиболее соответствующие темпераменту приемы и способы действия зависят от обусловленных темпераментом часто совершенно непроизвольных и неподотчетных форм реагирования и особенностей движения. Например, ученик-меланхолик при выполнении письменной работы из-за неуверенности в себе и тревожности очень много времени тратит на составление черновика, его проверку и исправление и сравнительно меньше — на переписывание начисто. Ученик-сангвиник, наоборот, пишет иногда черновик очень сокращенно или даже вовсе не пользуется им и очень мало проверяет и исправляет свою работу.

Стиль учебной деятельности (СУД) в Пермской психологической школе традиционно является предметом пристального изучения. Была обнаружена и доказана зависимость индивидуального стиля от свойств нервной системы и темперамента [3; 6]. Так, например, младшие школьники сильного, уравновешенного, подвижного типа нервной системы обладают быстрым темпом деятельности, активны на уроках, помимо основных заданий успевают выполнить дополнительные. Для них характерны продуманность ответов, предпочтение выполнять трудные задания, большая сосредоточенность во время уроков, внимание к объяснению материала учителем. Они, как правило, не делают перерывов при выполнении домашнего задания, долго и тщательно проверяют выполненную ими работу, предпочитают выполнять задания самостоятельно, не списывать у товарищей и не пользоваться подсказками.

Подростки с аналогичным типом нервной системы не склонны к длительным и тщательным проверкам выполненных работ, предпочитают заниматься в одиночестве, менее склонны отвлекаться во время уроков. Они на уроке успевают выполнять дополнительные задания, помимо основных, не торопятся, тщательно продумывают свои ответы, у них редко встречаются ошибки, допущенные из-за невнимательности, они внимательны к объяснению урока учителем и своевременно готовят рабочее место к уроку. Обычно они склонны проверять задания только в ходе их выполнения, не осуществляя при этом итоговый контроль [7].

Одно из важнейших условий возникновения индивидуального стиля — сознательное, творческое отношение к выполняемой работе. Индивидуальный стиль возникает только в том случае, если школьники сами ищут оптимальные приемы и способы, помогающие им достигать лучших результатов. Поэтому индивидуальный стиль наиболее отчетливо проявляется у более успешных учеников и не появляется сам собой, стихийно. Он формируется в процессе обучения и воспитания.

В каждом классе есть дети с разными свойствами нервной системы и темперамента. Те приемы и способы учебной деятельности, которые приемлемы для одного ученика, могут не соответствовать индивидуально-психологическим особенностям другого. В связи с этим одна из задач педагогов и родителей заключается в том, чтобы помочь ребенку найти наиболее подходящий для него стиль учения. Для этого необходимо следующее.

1. Прежде чем начать работу по формированию стиля учебной деятельности у конкретного ребенка, педагогу (родителю) в сотрудничестве со школьным психологом следует с помощью наблюдений, различных тестов и опросников исследовать его индивидуально-психологические особенности и проанализировать, какие именно приемы и способы учебной деятельности являются для данного ученика наиболее приемлемыми, благоприятными (в Приложении 1 и Приложении 2 представлены конкретные методики диагностики свойств нервной системы и стиля учебной деятельности у школьников — прим. ПГ). Анализ существующих учебных программ дает основание говорить, что современные условия организации учебной деятельности в целом в большей степени соответствуют индивидуальным особенностям детей с сильным и подвижным типом нервной системы. В связи с этим особое внимание учителей и родителей должно быть направлено на формирование адекватного стиля учебной деятельности у детей со слабым и инертным типом нервной системы. Так, например, при работе с учащимися со «слабой» нервной системой следует помнить, что таких детей крайне нежелательно ставить в ситуацию неожиданного вопроса и немедленного ответа на него, так как для более удачного ответа и (что не менее важно) для большего внутреннего комфорта и эмоционального удовлетворения им требуется больше времени на обдумывание; как правило, такие дети чувствуют себя более уверенно, давая ответы в письменной форме; во время урока их следует как можно меньше отвлекать от работы; к ответственному заданию (экзамену, контрольной работе и т.п.) учеников с подобными природными особенностями следует психологически подготовить, внушить им уверенность в своих силах, научить справляться со своими страхами, тревожностью и т.п. От учеников с инертным типом нервной системы не следует требовать быстрого включения в работу, высокой активности на уроке, им требуется больше времени на подготовку и проверку задания и т.д.

2. Проявление индивидуально-психологических особенностей школьника в учебной деятельности может играть как позитивную, так и негативную роль. Учителю и родителям, помогая ребенку в формировании рационального СУД, не следует навязывать ему те или иные приемы и способы работы. Работа должна строиться таким образом, чтобы он (ребенок) осознавал, что в одних ситуациях его индивидуальные особенности способствуют более высокой успешности деятельности, а в других — некоторым образом препятствуют ей. Умение учащегося строить работу с учетом собственных индивидуальных особенностей поможет ему не только достичь более высоких результатов в учебе, но и избежать нежелательных состояний (перегрузка, эмоциональное перенапряжение, стресс и т.д.).

3. В каждом конкретном случае в зависимости от диагноза намечается процесс индивидуализации в обучении и воспитании школьника в целях их оптимизации. В любом случае желательно проконсультироваться у школьного психолога.

Приложения

Приложение 1. Диагностика жизненных проявлений свойств нервной системы у школьников (Б.А. Вяткин) — скачать в формате pdf

Приложение 2. Пермский опросник стиля учебной деятельности (ПОСУД) (О.С. Самбикина) — скачать в формате pdf

Список литературы

Источник: Вяткин Б.А., Самбикина О.С. Типы нервной системы и темперамента как природные предпосылки формирования стиля учебной деятельности школьника // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2014. Вып. 1. С. 81–100.

22 сентября 2021 года — юбилей Оксаны Семеновны Самбикиной, заведующей кафедрой теоретической и прикладной психологии факультета психологии, руководителя магистерской программы «Психология семьи и семейное консультирование» Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. «Психологическая газета» поздравляет Оксану Семеновну и желает здоровья, вдохновения и сил для реализации всех творческих и научных планов!

Автор

Вяткин Бронислав Александрович

доктор психологических наук, профессор. Член-корреспондент РАО. Профессор кафедры теоретической и прикладной психологии Института психологии Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Главный редактор журнала «Вестник ПГПУ. Серия 1. Психология». Председатель Пермского регионального отделения РПО.

Самбикина Оксана Семёновна

кандидат психологических наук, доцент. Заведующая кафедрой теоретической и прикладной психологии факультета психологии, руководитель магистерской программы «Психология семьи и семейное консультирование» ПГГПУ. Практикующий семейный психолог-консультант, системный психотерапевт, психодраматерапевт, арт-терапевт.
Пермь

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *