Учреждения мсэ что это
Учреждения мсэ что это
Статья 8. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
(часть первая в ред. Федерального закона от 18.07.2019 N 184-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются:
(в ред. Федеральных законов от 23.10.2003 N 132-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) разработка индивидуальных программ реабилитации, абилитации инвалидов;
(в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) изучение уровня и причин инвалидности населения;
4) участие в разработке комплексных программ реабилитации, абилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;
(в ред. Федеральных законов от 23.10.2003 N 132-ФЗ, от 01.12.2014 N 419-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) определение степени утраты профессиональной трудоспособности;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6) определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 27.08.2022 п. 7 ч. 3 ст. 8 излагается в новой редакции (ФЗ от 29.11.2021 N 385-ФЗ).
7) выдача заключения о нуждаемости по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) в случаях, предусмотренных подпунктом «б» пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и подпунктом 3 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;
(п. 7 введен Федеральным законом от 01.12.2014 N 419-ФЗ; в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 381-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8) обеспечение условий для проведения независимой оценки качества условий оказания услуг федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.
(п. 8 введен Федеральным законом от 05.12.2017 N 392-ФЗ)
Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(часть пятая введена Федеральным законом от 05.12.2017 N 392-ФЗ)
Федеральное учреждение медико-социальной экспертизы обеспечивает открытость и доступность следующей информации:
1) дата создания федерального учреждения медико-социальной экспертизы, наименование его учредителя, место нахождения федерального учреждения медико-социальной экспертизы и его филиалов (при наличии), график работы, контактные телефоны, адреса электронной почты, информация о руководителе, его заместителях, руководителях филиалов (при их наличии), персональном составе работников (с указанием с их согласия уровня образования, квалификации и опыта работы);
2) структура федерального учреждения медико-социальной экспертизы;
3) порядок оказания услуг федеральным учреждением медико-социальной экспертизы;
4) материально-техническое оснащение федерального учреждения медико-социальной экспертизы (наличие оборудованных помещений для предоставления услуги, в том числе помещений, оснащенных специальным диагностическим оборудованием для оценки степени выраженности нарушенных функций, доступ к информации о деятельности федерального учреждения медико-социальной экспертизы, размещенной на информационном стенде в помещении данного учреждения, в сети «Интернет»);
5) информация, размещение и опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6) копия устава федерального учреждения медико-социальной экспертизы;
7) копия лицензии на осуществление деятельности, подлежащей лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;
8) информация о проведении независимой оценки качества условий оказания услуг федеральным учреждением медико-социальной экспертизы;
9) иная информация, определяемая федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, необходимая для проведения независимой оценки качества условий оказания услуг федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.
(часть шестая введена Федеральным законом от 05.12.2017 N 392-ФЗ)
Информация, указанная в части шестой настоящей статьи, размещается на официальных сайтах федеральных учреждений медико-социальной экспертизы в сети «Интернет» в соответствии с требованиями к ее содержанию и форме предоставления, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
(часть седьмая введена Федеральным законом от 05.12.2017 N 392-ФЗ)
Что такое медико-социальная экспертиза?
Что такое медико-социальная экспертиза?
Медико-социальная экспертиза (МСЭ) — это один из видов медицинской экспертизы.
Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Порядок проведения МСЭ гражданина определен «Правилами признания лица инвалидом», утвержденными постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 г. № 95, а также «Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы», утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 29.01.2014 г. № 59н.
Государственная услуга по проведению МСЭ гражданину предоставляется в федеральных государственных учреждениях МСЭ. В настоящее время в Российской Федерации создана 3-уровневая система МСЭ: бюро МСЭ, главное бюро МСЭ и Федеральное бюро МСЭ.
МСЭ проводится в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации). Если гражданин не может явиться в бюро МСЭ по состоянию здоровья, что подтверждается заключением врачебной комиссии медицинской организации, то МСЭ может быть проведена также на дому, в стационаре медицинской организации, в организации социального обслуживания, оказывающей социальные услуги в стационарной форме; в исправительном учреждении или заочно.
С 1 марта до 1 октября 2020 года, согласно «Временного порядка признания лица инвалидом», утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 апреля 2020 г. № 467, освидетельствование проводится исключительно заочно, на основе документов медицинских учреждений без посещения бюро медико-социальной экспертизы.
Как правило, гражданин направляется на МСЭ медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, реже, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения с письменного согласия гражданина (его законного или уполномоченного представителя). В случае, если указанные выше организации отказали гражданину в направлении на МСЭ, ему выдаётся справка об отказе, на основании которой гражданин (его законный или уполномоченный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно.
Медицинская организация направляет гражданина на МСЭ после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
В направлении на МСЭ медицинской организацией указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, сведения о результатах медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения МСЭ, и проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий.
МСЭ проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) с письменного согласия гражданина (его законного или уполномоченного представителя) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов.
Условиями признания гражданина инвалидом являются: нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию. Наличие одного из указанных условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших МСЭ, на основе обсуждения результатов его МСЭ, в сроки, не превышающие 30 календарных дней с даты регистрации направления на МСЭ.
Гражданину, признанному инвалидом, выдается справка, подтверждающая факт установления инвалидности, а также разрабатывается индивидуальная программа реабилитации или абилитации.
Согласно Временного порядка признания лица инвалидом, справка, подтверждающая факт установления инвалидности, и индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (ребенка- инвалида) до 1 октября 2020 г. направляются гражданину только заказным почтовым отправлением с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о персональных данных.
Гражданину, не признанному инвалидом, по его желанию выдается справка о результатах МСЭ.
Руководитель бюро МСЭ №6 Юрий Ульянов
Разъяснения по порядку предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы можно получить в бюро медико-социальной экспертизы в г. Нефтеюганске.
телефоны для консультаций:
бюро №6: 8(3463)24-87-10; 8(3463)24-87-50;
Учреждения мсэ что это
регистрационный N 63784
Приложение
к приказу Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 30 декабря 2020 года N 979н
Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы
I. Общие положения
3. В своей деятельности федеральные учреждения медико-социальной экспертизы руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, включая Порядок.
II. Основные задачи федеральных учреждений медико-социальной экспертизы
4. Основными задачами и целями федеральных учреждений медико-социальной экспертизы являются:
б) изучение причин, факторов и условий, влияющих на возникновение, развитие и исход инвалидности, анализ распространенности и структуры инвалидности.
Услуга по проведению МСЭ оказывается в целях установления структуры, степени ограничения жизнедеятельности и определения потребностей освидетельствуемого лица в различных мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.
III. Функции федеральных учреждений медико-социальной экспертизы
5. Бюро выполняет следующие функции:
а) устанавливает факт наличия инвалидности, группу, причины, срок и время наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;
б) разрабатывает индивидуальные программы реабилитации или абилитации инвалидов, в том числе определяет виды, формы, сроки и объемы мероприятий по медицинской, социальной, профессиональной и психолого-педагогической реабилитации или абилитации;
в) определяет степень утраты профессиональной трудоспособности (в процентах);
г) определяет стойкую утрату трудоспособности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, органов принудительного исполнения Российской Федерации;
д) определяет нуждаемость пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации и разрабатывает программы реабилитации пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
е) определяет причины смерти инвалида, а также лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных или техногенных катастроф либо в результате ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки;
ж) определяет нуждаемость по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) отца, матери, жены, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина, призываемого на военную службу (военнослужащего, проходящего военную службу по контракту);
з) определяет нуждаемость по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) отца, матери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя государственного служащего, подлежащего назначению на иную должность гражданской службы в порядке ротации;
и) дает гражданам, проходящим медико-социальную экспертизу, разъяснения по вопросам медико-социальной экспертизы;
к) представляет в военные комиссариаты сведения обо всех случаях признания инвалидами граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;
л) участвует в разработке программ реабилитации, абилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;
м) формирует банк данных о гражданах, проживающих на обслуживаемой территории, прошедших медико-социальную экспертизу, осуществляет государственное статистическое наблюдение за демографическим составом инвалидов, проживающих на обслуживаемой территории;
н) организует и проводит выездные заседания специалистов бюро на базе медицинских организаций;
о) организует и оказывает услугу по проведению МСЭ на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро по состоянию здоровья, в медицинской организации, оказывающей гражданину медицинскую помощь в стационарных условиях, в организации социального обслуживания, оказывающей социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания, в исправительном учреждении;
п) организует и проводит заседания специалистов бюро по организационно-методической работе;
р) обеспечивает условия для проведения независимой оценки качества условий оказания услуги по проведению МСЭ;
с) формирует общедоступные информационные ресурсы о деятельности бюро.
6. Главное бюро выполняет следующие функции:
а) оказывает услугу по проведению МСЭ гражданам, обжалующим решения бюро, а также гражданам по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования с использованием специального диагностического оборудования или консультативного заключения экспертных составов главного бюро;
б) осуществляет контроль за решениями экспертных составов главного бюро, бюро.
При осуществлении контроля за решениями бюро проводит в экспертных составах главного бюро повторную медико-социальную экспертизу граждан, прошедших медико-социальную экспертизу в бюро, в том числе граждан, группа инвалидности которым установлена без указания срока переосвидетельствования (категория «ребенок-инвалид» до достижения возраста 18 лет), с использованием специального диагностического оборудования, и по ее результатам при наличии оснований изменяет либо отменяет решения бюро;
в) рассматривает жалобы граждан на действия (бездействие) бюро (экспертных составов главных бюро), их должностных лиц при оказании услуги по проведению МСЭ, и в случае признания их обоснованными принимает меры по устранению выявленных недостатков;
г) дает гражданам, проходящим медико-социальную экспертизу, разъяснения по вопросам медико-социальной экспертизы;
д) формирует банк данных о гражданах, проживающих на обслуживаемой территории, прошедших медико-социальную экспертизу, осуществляет государственное статистическое наблюдение за демографическим составом инвалидов, проживающих на обслуживаемой территории;
е) участвует в разработке программ реабилитации или абилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;
ж) координирует деятельность бюро и обобщает опыт их работы на обслуживаемой территории;
з) в случае оказания услуги по проведению МСЭ:
устанавливает факт наличия инвалидности, группу, причины, срок, время наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты, разрабатывает индивидуальные программы реабилитации или абилитации инвалидов, в том числе определяет виды, формы, сроки и объемы мероприятий по медицинской, социальной, профессиональной и психолого-педагогической реабилитации и абилитации;
определяет степень утраты профессиональной трудоспособности (в процентах);
определяет стойкую утрату трудоспособности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации;
определяет нуждаемость пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, а также разрабатывает программы реабилитации пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
определяет нуждаемость по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) отца, матери, жены, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина, призываемого на военную службу (военнослужащего, проходящих военную службу по контракту);
определяет нуждаемость по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) отца, матери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя государственного служащего, подлежащего назначению на иную должность гражданской службы в порядке ротации;
определяет причины смерти инвалида, а также лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных или техногенных катастроф, либо в результате ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки;
и) организует и проводит заседания специалистов главных бюро по организационно-методической работе;
к) организует и оказывает услугу по проведению МСЭ на дому в случае, если гражданин не может явиться в главное бюро по состоянию здоровья, в медицинской организации, оказывающей гражданину медицинскую помощь в стационарных условиях, в организации социального обслуживания, оказывающей социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания, в исправительном учреждении;
л) обеспечивает условия для проведения независимой оценки качества условий оказания услуги по проведению МСЭ;
м) формирует общедоступные информационные ресурсы о деятельности главного бюро.
7. Федеральное бюро выполняет следующие функции:
а) оказывает услугу по проведению МСЭ гражданам, обжаловавшим решения экспертных составов главных бюро;
б) оказывает услугу по проведению МСЭ гражданам по направлению экспертных составов главных бюро в случаях, требующих применения особо сложных специальных видов обследования или консультативного заключения Федерального бюро;
в) осуществляет контроль за решениями главных бюро.
При осуществлении контроля за решениями главных бюро проводит в экспертных составах Федерального бюро повторную медико-социальную экспертизу граждан, прошедших медико-социальную экспертизу в экспертных составах главного бюро, в том числе граждан, группа инвалидности которым установлена без указания срока переосвидетельствования (категория «ребенок-инвалид» до достижения возраста 18 лет), с использованием специального диагностического оборудования, и по ее результатам при наличии оснований изменяет либо отменяет решения экспертных составов главного бюро;
г) рассматривает жалобы граждан на действия (бездействие) главных бюро, их должностных лиц и в случае признания их обоснованными принимает меры по устранению выявленных недостатков;
д) в случае оказания услуги по проведению МСЭ:
устанавливает факт наличия инвалидности, группу, причины, срок, время наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты, а также разрабатывает индивидуальные программы реабилитации или абилитации инвалидов, в том числе определяет виды, формы, сроки и объемы мероприятий по медицинской, социальной, профессиональной и психолого-педагогической реабилитации и абилитации;
определяет степень утраты профессиональной трудоспособности (в процентах);
определяет стойкую утрату трудоспособности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, органов принудительного исполнения Российской Федерации;
определяет нуждаемость пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, а также разрабатывает программы реабилитации пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
определяет нуждаемость по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) отца, матери, жены, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина, призываемого на военную службу (военнослужащего, проходящего военную службу по контракту);
определяет нуждаемость по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) отца, матери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя государственного служащего, подлежащего назначению на иную должность гражданской службы в порядке ротации;
О нас
В настоящее время в Российской Федерации функционирует трехуровневая система проведения медико-социальной экспертизы.
Медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации).
В главном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования.
В Федеральном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения главного бюро, а также по направлению главного бюро в случаях, требующих особо сложных специальных видов обследования.
Проведение медико-социальной экспертизы в главном и Федеральном бюро медико-социальной экспертизы осуществляется экспертными составами общего, смешанного и специализированного профиля.
Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы утвержден приказом Министерства здравоохранения и социальной защиты Российской Федерации от 11 октября 2012 г. № 310н.
Базовым законодательным актом, раскрывающим основные понятия и определения социальной защиты инвалидов и уровень её предоставления, а так же определяющим понятие медико-социальной экспертизы, является Федеральный закон Российской Федерации от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в соответствии со статьей 7 которого медико-социальная экспертиза это определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются:
1) установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;
2) разработка индивидуальных программ реабилитации, абилитации инвалидов;
3) изучение уровня и причин инвалидности населения;
4) участие в разработке комплексных программ реабилитации, абилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;
5) определение степени утраты профессиональной трудоспособности;
6) определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего;
7) выдача заключения о нуждаемости по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) в случаях, предусмотренных подпунктом «б» пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
8) обеспечение условий для проведения независимой оценки качества условий оказания услуг федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.
Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты
«Правила признания лица инвалидом», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95, регламентируют порядок осуществления медико-социальной экспертизы.
В соответствии с п. 24 «Правил признания лица инвалидом» медико-социальная экспертиза проводится по заявлению гражданина (его законного или уполномоченного представителя).
Заявление подается в бюро в письменной форме с приложением направления на медико-социальную экспертизу, выданного медицинской организацией (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения), и медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья.
В соответствии с п. 5 «Правил признания лица инвалидом» условиями признания гражданина инвалидом являются:
а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.
В соответствии с п. 6 «Правил признания лица инвалидом» наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала в соответствии с Классификациями и критериями, используемыми при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 декабря 2015г. № 1024н.
Классификации, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основные виды стойких расстройств функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности, а также основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий.
Критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основания установления групп инвалидности (категории «ребенок-инвалид»).
В целях единообразного применения формулировок причин инвалидности федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы при определении причин инвалидности в зависимости от обстоятельств наступления инвалидности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, от которых зависит уровень пенсионного обеспечения инвалида, выплата компенсаций и предоставление различных льгот, постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15.04.2003 №17 утверждено Разъяснение №1 «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности».
Определение степени утраты профессиональной трудоспособности
Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определение порядка возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору определены Федеральным законом от 24.07.1998 №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Освидетельствование гражданина осуществляется в соответствии с «Правилами установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2000 №789 с использованием временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18.07.2001 №56.
При установлении степени утраты профессиональной трудоспособности пострадавшего определяется нуждаемость пострадавшего в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации и оформляется федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы в виде программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.
Более подробно с нормативно-правовым регулированием осуществления медико-социальной экспертизы и предоставления мер социальной защиты, включая реабилитацию, Вы сможете ознакомиться на странице нормативные документы.
Медико-социальная экспертиза
В настоящее время в Российской Федерации рассмотрение вопросов установления инвалидности и определения потребности в предоставлении мер социальной защиты инвалидов возложено на федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы. Полнота, объективность и всесторонность рассмотрения вопросов обеспечивается функционированием трехуровневой иерархической системы проведения медико-социальной экспертизы, предоставляющей возможность все более углублённого изучения вопросов, затрагивающих интересы граждан на каждом последующем уровне высококвалифицированными специалистами.
Первичная медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации).
В главном бюро по субъекту Российской Федерации медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования.
В Федеральном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения главного бюро, а также по направлению главного бюро в случаях, требующих особо сложных специальных видов обследования.
Проведение медико-социальной экспертизы в главном и Федеральном бюро медико-социальной экспертизы осуществляется экспертными составами общего, смешанного и специализированного профиля и может производиться не только в вышеперечисленных случаях, но так же в рамках контроля за решениями вынесенными бюро либо экспертными составами главного бюро соответственно.
Базовым законодательным актом, раскрывающим основные понятия и определения социальной защиты инвалидов и компетенции различных уровней по её предоставлению, а так же определяющим понятие медико-социальной экспертизы, является Федеральный закон Российской Федерации от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в соответствии со статьей 7 которого медико-социальная экспертиза это определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Медико-социальная экспертиза осуществляется специалистами — врачами по медико-социальной экспертизе. Помогают им психологи и специалисты по реабилитации исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, их функционал утвержден приказом Министерства здравоохранения и социальной защиты Российской Федерации от 11 октября 2012 г. № 310н.
Бюро выполняет следующие функции:
Главное бюро выполняет следующие функции:
Федеральное бюро выполняет следующие функции:
Решение федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных мерах социальной защиты
Основные положения порядка осуществления медико-социальной экспертизы регламентируются «Правилами признания лица инвалидом», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95.
В соответствии с п. 24 «Правил признания лица инвалидом» медико-социальная экспертиза проводится по заявлению гражданина (его законного или уполномоченного представителя). Заявление подается в бюро в письменной форме с приложением направления на медико-социальную экспертизу, выданного медицинской организацией (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения), и медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья.
В соответствии с п. 5 «Правил признания лица инвалидом» условиями признания гражданина инвалидом являются:
В соответствии с п. 6 «Правил признания лица инвалидом» наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала в соответствии с Классификациями и критериями, используемыми при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 декабря 2015г. № 1024н.
Классификации, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основные виды стойких расстройств функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности, а также основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий.
Критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основания установления групп инвалидности (категории «ребенок-инвалид»).
В целях единообразного применения формулировок причин инвалидности федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы при определении причин инвалидности в зависимости от обстоятельств наступления инвалидности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, от которых зависит уровень пенсионного обеспечения инвалида, выплата компенсаций и предоставление различных льгот, постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15.04.2003 № 17 утверждено Разъяснение № 1 «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности».
Гражданину, признанному инвалидом, выдается индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида — комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов. (ст.11 Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Определение степени утраты профессиональной трудоспособности
Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определение порядка возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору определены Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Освидетельствование гражданина осуществляется в соответствии с «Правилами установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2000 № 789 с использованием временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18.07.2001 № 56.
При установлении степени утраты профессиональной трудоспособности пострадавшего определяется нуждаемость пострадавшего в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации и оформляется федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы в виде программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.
Более подробно с нормативно-правовым регулированием осуществления медико-социальной экспертизы и предоставления мер социальной защиты, включая реабилитацию, Вы сможете ознакомиться на странице нормативные документы.