Учусь потому что мне нравится избранная профессия
Учусь потому что мне нравится избранная профессия
Методика для диагностики учебной мотивации студентов разработана на основе опросника А.А.Реана и В.А.Якунина (Ильин Е.П., 2000, c.434). К 16 утверждениям вышеназванного опросника добавлены утверждения, характеризующие мотивы учения, выделенные В.Г. Леонтьевым (2002, c.194), а также утверждения, характеризующие мотивы учения, полученные Н.Ц.Бадмаевой в результате опроса студентов и школьников. Это коммуникативные, профессиональные, учебно-познавательные, широкие социальные мотивы, а также мотивы творческой самореализации, избегания неудачи и престижа.
Источник: Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А.Реан и В.А.Якунин, модификация Н.Ц.Бадмаевой) / Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. – Улан-Удэ, 2004. С.151-154.
Методика
Ваш результат:
Шкала 1. Коммуникативные мотивы: баллов
Шкала 2. Мотивы избегания: баллов
Шкала 3. Мотивы престижа: баллов
Шкала 4. Профессиональные мотивы: баллов
Шкала 5. Мотивы творческой самореализации: баллов
Шкала 6. Учебно-познавательные мотивы: баллов
Шкала 7. Социальные мотивы: баллов
Ключ:
• Шкала 1. Коммуникативные мотивы: 7, 10, 14, 32.
• Шкала 2. Мотивы избегания: 6, 12, 13, 15, 19.
• Шкала 3. Мотивы престижа: 8, 9, 29, 30, 34.
• Шкала 4. Профессиональные мотивы: 1, 2, 3, 4, 5, 26.
• Шкала 5. Мотивы творческой самореализации: 27, 28.
• Шкала 6. Учебно-познавательные мотивы: 17, 18, 20, 21, 22, 23, 24.
• Шкала 7. Социальные мотивы: 11, 16, 25, 31, 33.
Методика диагностики учебной мотивации студентов
Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А.Реан и В.А.Якунин, модификаци Н.Ц.Бадмаевой)
Методика разработана на основе опросника А.А.Реана и В.А.Якунина. К 16 утверждениям вышеназванного опросника добавлены утверждения, характеризующие мотивы учения, выделенные В.Г.Леонтьевым, а также утверждения, характеризующие мотивы учения, полученные Н.Ц.Бадмаевой в результате опроса студентов и школьников. Это коммуникативные, профессиональные, учебно-познавательные, широкие социальные мотивы, а также мотивы творческой самореализации, избегания неудачи и престижа.
Инструкция:
Оцените по 5-балльной системе приведенные мотивы учебной деятельности по значимости для Вас: 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, 5 баллов – максимальной.
28.Чтобы дать ответы на проблемы развития общества, жизнедеятельности людей.
Обработка и интерпретация результатов теста
При обработке результатов тестирования необходимо подсчитать средний показатель по каждой шкале опросника.
Коммуникативные мотивы — связаны с потребностями в общении.
Мотивы избегания неудач — связаны с осознанием возможных неприятностей, неудобств, наказаний, которые могут последовать в случае невыполнения деятельности.
Мотивы престижа — связаны со стремлением получить или поддержать высокий социальный статус.
Профессиональные мотивы — связаны с желанием получить необходимые знания и навыки в выбранной профессиональной области, стать квалифицированным специалистом.
Мотивы творческой самореализации — связаны со стремлением к более полному выявлению и развитию своих способностей и их реализации, творческим подходом к решению задач.
Учебно-познавательные мотивы — связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения; свидетельствуют об ориентации студента на овладение новыми знаниями, учебными навыками; определяются глубиной интереса к знаниям; также относятся мотивы, свидетельствующие об ориентации студентов на овладение способами добывания знаний: интерес к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации собственного учебного труда; отражают стремление студентов к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.
Социальные мотивы — связаны с различными видами социального взаимодействия студента с другими людьми; также к социальным мотивам относятся мотивы, выражающиеся в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет.
Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А.Реан и В.А.Якунин, модификация Н.Ц.Бадмаевой)
Вопрос. Что побудило Вас выбрать эту профессию?
1. Боюсь остаться в будущем без работы.
2. Стремлюсь найти себя в этом профиле.
3. Интересны некоторые предметы.
4. Здесь интересно учиться.
5. Учу, потому что все требуют.
6. Учу, чтобы не отстать от товарищей.
7. Учу, потому что большинство предметов необходимо для профессии, которую я выбрал.
8. Считаю, что необходимо учить все предметы.
Вопрос. Как Вы объясняете свое отношение к работе на занятиях?
9. Активно работаю, когда чувствую, что пора отчитываться.
10. Активно работаю, когда понимаю материал.
11. Активно работаю, стараюсь понять, так как это нужные предметы.
12. Активно работаю, так как нравится учиться.
Вопрос. Как Вы объясняете свое отношение к изучению профильных предметов?
13. Если было бы возможно, то пропускал бы ненужные мне занятия.
14. Мне необходимы знания только отдельных предметов или тем, необходимых для будущей профессии.
15. Изучать надо только то, что необходимо для профессии.
16. Изучать надо все, так как хочется познать как можно больше, и это интересно.
Вопрос. Какая работа на занятиях тебе больше всего нравится?
17. Слушать лекции преподавателя.
18. Слушать выступления студентов.
19. Самому анализировать, рассуждать, стараться разрешить проблему.
20. При разрешении проблемы стремлюсь докопаться до ответа сам.
Вопрос. Как ты относишься к специальным предметам?
21. Они трудно поддаются пониманию.
22. Их изучение необходимо для освоения профессии.
23. Изучение специальных предметов сделало учебу интересной.
24. Специальные предметы делают процесс обучения целенаправленным и видно, какие базовые дисциплины нужны.
Список вопросов обо всем.
25. Часто ли бывает на занятии так, что ничего не хочется делать?
26. Если учебный материал сложен, стараешься ли ты понять его до конца?
27. Если в начале занятия ты был активным, то остаешься ли ты таким до конца?
28. Столкнувшись с трудностью при понимании нового материала, приложишь ли ты силы, чтобы понять до конца?
29. Считаешь ли ты, что трудный материал лучше бы не изучать?
30. Считаешь ли ты, что в твоей будущей профессии многое из того, что изучается, не пригодится?
31. Считаешь ли ты, что для жизни надо более или менее учить все?
32. Считаешь ли ты, что надо иметь глубокие знания по специальным дисциплинам, а остальные по возможности?
33. Если ты чувствуешь, что у тебя что-то не получается, то пропадает желание учиться?
35. При разрешении проблемы или решении трудной задачи ищешь ли ты наиболее рациональный способ?
36. Пользуешься ли при изучении нового материала дополнительными книгами, справочниками?
37. Трудно ли ты втягиваешься в работу и нужны ли тебе какие-либо толчки?
38. Бывает ли так, что в университете учиться интересно, а дома не хочется?
39. Продолжаешь ли ты обсуждать изучавшееся на занятиях, после лекций, дома?
40. Если ты не решил трудную задачу, а можно пойти в кино или погулять, то станешь ли ты решать задачу?
41. При выполнении домашнего задания ты надеешься на чью-либо помощь и не прочь списать у товарищей?
42. Любишь ли ты решать типовые задачи, которые решаются по образцу?
43. Любишь ли ты задания, которые требуют размышления и к которым ты не знаешь как подступиться?
44. Нравятся ли тебе задания, где необходимо выдвигать гипотезы, обосновывать их теоретически?
Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А.Реан и В.А.Якунин, модификация Н.Ц.Бадмаевой)
Инструкция к тесту:
Оцените по 5-балльной шкале приведенные мотивы учебной деятельности по значимости для Вас: 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, 5 баллов – максимальной.
1. Учусь, потому что мне нравится избранная профессия.
2. Чтобы обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.
3. Хочу стать специалистом.
4. Чтобы дать ответы на актуальные вопросы, относящиеся к сфере будущей профессиональной деятельности.
5. Хочу в полной мере использовать имеющиеся у меня задатки, способности и склонности к выбранной профессии.
6. Чтобы не отставать от друзей.
7. Чтобы работать с людьми, надо иметь глубокие и всесторонние знания.
8. Потому что хочу быть в числе лучших студентов.
9. Потому что хочу, чтобы наша учебная группа стала лучшей в институте.
10. Чтобы заводить знакомства и общаться с интересными людьми.
11. Потому что полученные знания позволят мне добиться всего необходимого.
12. Необходимо окончить институт, чтобы у знакомых не изменилось мнение обо мне, как способном, перспективном человеке.
13. Чтобы избежать осуждения и наказания за плохую учебу.
14. Хочу быть уважаемым человеком учебного коллектива.
15. Не хочу отставать от сокурсников, не желаю оказаться среди отстающих.
16. Потому что от успехов в учебе зависит уровень моей материальной обеспеченности в будущем.
17. Успешно учиться, сдавать экзамены на «4» и «5».
18. Просто нравится учиться.
19. Попав в институт, вынужден учиться, чтобы окончить его.
20. Быть постоянно готовым к очередным занятиям.
21. Успешно продолжить обучение на последующих курсах, чтобы дать ответы на конкретные учебные вопросы.
22. Чтобы приобрести глубокие и прочные знания.
23. Потому что в будущем думаю заняться научной деятельностью по специальности.
24. Любые знания пригодятся в будущей профессии.
25. Потому что хочу принести больше пользы обществу.
26. Стать высококвалифицированным специалистом.
27. Чтобы узнавать новое, заниматься творческой деятельностью.
28. Чтобы дать ответы на проблемы развития общества, жизнедеятельности людей.
29. Быть на хорошем счету у преподавателей.
30. Добиться одобрения родителей и окружающих.
31. Учусь ради исполнения долга перед родителями, школой.
32. Потому что знания придают мне уверенность в себе.
33. Потому что от успехов в учебе зависит мое будущее служебное положение.
34. Хочу получить диплом с хорошими оценками, чтобы иметь преимущество перед другими.
«Методика изучения мотивации профессиональной деятельности К. Замфир (в модификации А.А. Реана)»
Инструкция к тесту:
Прочитайте ниже перечисленные мотивы Вашей будущей/нынешней профессиональной деятельности и дайте оценку из значимости для Вас по 5-балльной шкале (1 балл соответствует минимальной значимости мотива, 5 баллов – максимальной).
Профессия учителя: призвание или осознанный выбор? (4 фото)
К профессии педагога уважительно относились во все времена, несмотря на то, что она была и остается одной из самых тяжелых и ответственных. Что если порассуждать на тему: «Почему я выбрала профессию учителя» с позиции взрослого человек, чтобы дать возможность представить ее себе и понять, получилось бы стать преподавателем.
Годы школьные, годы прекрасные
При выборе профессии, особенно этой, не могло не сказаться влияние обучения в школе. Вспоминая о мудрых наставниках, явно или опосредованно повлиявших на выбор профессии, каждый из нас вспомнит одного или нескольких школьных учителей – специалистов, вызывавших стремление стать на них похожими и добрую белую зависть. Поэтому одним из первых факторов, влияющих на выбор этой одной из самых гуманных профессий – полезный опыт и влияние профессиональных педагогов.
Путь вперед
Работа с детьми в определенной степени заставляет оставаться молодой. Не только в плане физическом, но и с позиции меняющихся в соответствии с временем интересов детей и подростков. Путь педагога – это непрерывное совершенствование, духовное и творческое развитие. Помимо этого в себе постоянно приходится культивировать такие качества как усердие, целеустремленность, смелость, упорство. Эта работа – постоянный поиск. Ведь находясь на одном месте, увлечь детей очень тяжело, практически невозможно.
Память о себе
Вольно или невольно, но большинство людей стремится оставить о себе добрую память: делами, поступками, творческими объектами. А чаще всего детьми. У педагога же есть удивительная возможность остаться не в одном-двух-трех собственных детях, а сохранить свои знания, опыт и моральные качества в десятках и сотнях детей. Которые, став взрослыми, будут делиться ими уже с собственными сыновьями и дочерьми. Это ли не прекрасно и удивительно? Об этом очень точно и емко сказал писатель и публицист Иван Александрович Ильин: «Учитель в тебе, во мне, в нас».
Любимые учителя были у каждого. И отчасти они влияли на восприятие мира и окружающей действительности, помогая сделать выбор в пользу той или иной профессии. И это логично, поскольку соприкасаясь со столь тонкой и сложной материей как человек, тем более маленький или юный, невольно приходится играть роль духовного наставника. Где брать для этого силы и вдохновение? В десятках детских глаз, с увлечением и интересом ежедневно смотрящих на тебя.
День учителя
Каждый рабочий день учителя не похож на предыдущий. Он наполнен разными событиями, встречами, беседами, педагогическими советами и общением с родителями. И, конечно, уроками, каждый из которых помогает в раскрытии потенциала класса и каждого отдельно взятого ребенка.
По мере работы в школе у каждого педагога складывается свой фирменный стиль, своя философия, которыми он старается делиться с учениками. И для состоявшегося учителя ее обязательными элементами должны быть раскрытие у учеников их талантов, желания развиваться и совершенствоваться через учебный процесс и получение новых знаний. При этом категорически нельзя подавлять в детях творческое начало и инициативу, поскольку не исключено, что в будущем эти качества помогут состояться талантливому человеку.
Но работа учителя – это не только радость и позитив. Нужно уметь проявлять и делать это правильно строгость, требовательность, умение критиковать и принимать критику. А еще помимо использования академической системы обучения подавать материал ученикам так, чтобы он воспринимался в полном объеме и с интересом.
Способность научить
Значимой составляющей педагогической деятельности является дифференцированный подход к каждому учащемуся. Учебный процесс должен строиться с позиции индивидуального подхода к каждому ребенку с учетом его знаний, умений, возможностей и способностей, позволяющих ему усваивать материал в комфортном для него темпе. Чтобы сделать работу более продуктивной, творческий человек использует все возможные средства. Тем более что сейчас, в техническую эпоху, их огромное количество. Это разные способы работы и взаимодействия, дидактические и вспомогательные материалы. И, что важно, принцип взаимопомощи и взаимной поддержки, при следовании которому более сильный ученик помогает более слабому.
Особая работа
Учитель – это не просто профессия. Для ребенка – это своего рода ориентир, помогающий в раскрытии всех граней этого удивительного, разного и не всегда дружелюбного мира. Он помогает школьникам раскрывать свой потенциал, жить в гармонии с миром, разумно и с достоинством выходить из различных сложных ситуаций. И педагог не только учит, но и сам каждодневно учится, получая отклик в виде горящих восторгом детских глаз. И лучшей наградой для него является этот отклик и желание детей с удовольствием идти на его уроки. Это ли не важная составляющая счастья – ждать завтра, чтобы с удовольствием пойти на работу?
А задумывались ли вы когда-нибудь о выборе такой профессии как учитель?
Диагностика учебной мотивации студентов
Диагностика учебной мотивации студентов.
Описание теста: Это коммуникативные, профессиональные, учебно-познавательные, широкие социальные мотивы, а также мотивы творческой самореализации, избегания неудачи и престижа.
Инструкция к тесту : Оцените по 5-балльной системе приведенные мотивы учебной деятельности по значимости для Вас: 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, 5 баллов – максимальной.
1. Учусь, потому что мне нравится избранная профессия.
2. Чтобы обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.
3. Хочу стать специалистом.
4. Чтобы дать ответы на актуальные вопросы, относящиеся к сфере будущей профессиональной деятельности.
5. Хочу в полной мере использовать имеющиеся у меня задатки, способности и склонности к выбранной профессии.
6. Чтобы не отставать от друзей.
7. Чтобы работать с людьми, надо иметь глубокие и всесторонние знания.
8. Потому что хочу быть в числе лучших студентов.
9. Потому что хочу, чтобы наша учебная группа стала лучшей в институте.
10. Чтобы заводить знакомства и общаться с интересными людьми.
11. Потому что полученные знания позволят мне добиться всего необходимого.
12. Необходимо окончить институт, чтобы у знакомых не изменилось мнение обо мне, как способном, перспективном человеке.
13. Чтобы избежать осуждения и наказания за плохую учебу.
14. Хочу быть уважаемым человеком учебного коллектива.
15. Не хочу отставать от сокурсников, не желаю оказаться среди отстающих.
16. Потому что от успехов в учебе зависит уровень моей материальной обеспеченности в будущем.
17. Успешно учиться, сдавать экзамены на «4» и «5».
18. Просто нравится учиться.
19. Попав в институт, вынужден учиться, чтобы окончить его.
20. Быть постоянно готовым к очередным занятиям.
21. Успешно продолжить обучение на последующих курсах, чтобы дать ответы на конкретные учебные вопросы.
22. Чтобы приобрести глубокие и прочные знания.
23. Потому что в будущем думаю заняться научной деятельностью по специальности.
24. Любые знания пригодятся в будущей профессии.
25. Потому что хочу принести больше пользы обществу.
26. Стать высококвалифицированным специалистом.
27. Чтобы узнавать новое, заниматься творческой деятельностью.
28. Чтобы дать ответы на проблемы развития общества, жизнедеятельности людей.
29. Быть на хорошем счету у преподавателей.
30. Добиться одобрения родителей и окружающих.
31. Учусь ради исполнения долга перед родителями, школой.
32. Потому что знания придают мне уверенность в себе.
33. Потому что от успехов в учебе зависит мое будущее служебное положение.
34. Хочу получить диплом с хорошими оценками, чтобы иметь преимущество перед другими.
Обработка и интерпретация результатов теста
• Шкала 1. Коммуникативные мотивы: 7, 10, 14, 32.
• Шкала 2. Мотивы избегания: 6, 12, 13, 15, 19.
• Шкала 3. Мотивы престижа: 8, 9, 29, 30, 34.
• Шкала 4. Профессиональные мотивы: 1, 2, 3, 4, 5, 26.
• Шкала 5. Мотивы творческой самореализации: 27, 28.
• Шкала 6. Учебно-познавательные мотивы: 17, 18, 20, 21, 22, 23, 24.
• Шкала 7. Социальные мотивы: 11, 16, 25, 31, 33.
При обработке результатов тестирования необходимо подсчитать средний показатель по каждой шкале опросника.
Методика С.С. Гриншпун «Мотивы выбора профессии»
Инструкция: Вы выбрали профессию. Каковы причины, определяющие Ваш выбор? Из перечисленных ниже выберите наиболее значимые для Вас. В бланке ответов напротив соответствующего номера отметьте выраженную в баллах степень значимости для Вас того или иного мотива:
«Причинами выбора мною профессии являются…»
Убеждение, что данная профессия имеет высокий престиж в обществе.
Влияние семейных традиций.
Желание руководить людьми.
Стремление получить диплом о высшем образовании независимо от специальности.
Возможность получить профессию без длительного обучения.
желание работать в престижном месте.
Желание иметь модную профессию.
возможность быть в центре внимания, путешествовать, носить специальную форму одежды и т.п.
Желание приобрести материальную независимость от родителей.
Возможность индивидуальной трудовой деятельности.
Возможность удовлетворить свои материальные потребности.
Возможность предпринимательской деятельности.
Необходимость материально обеспечить семью.
Желание приобрести экономические знания.
Стремление найти удачный способ зарабатывать.
Интерес к материальной стороне профессии или должности.
Интерес к содержанию профессии, желание узнать, в чем заключаются обязанности специалиста в избираемой профессии.
Стремление к самосовершенствованию, развитию навыков и умений в избираемой сфере трудовой деятельности.
Хорошая успеваемость в школе по предметам, соответствующим избираемой сфере трудовой деятельности.
Мечта заниматься любимой работой.
Уверенность, что избранная профессия соответствует моим способностям.
Стремление сделать свою жизнь насыщенной, интересной, увлекательной.
Возможность проявить самостоятельность в работе.
Желание приносить пользу людям.
Желание попробовать различные варианты решения профессиональной задачи.
Возможность привлечь свои разнообразные знания, напрямую с профессией не вязанные.
Стремление узнать новое о давно известном и возможность усвоить трудное.
Возможность выдвигать свои идеи, предлагать новые проблемы для решения, реализовывать их независимо от работающих рядом.
Желание заниматься несколькими делами одновременно или переключаться с одного дела на другое.
Стремление решать профессиональные задачи самому, а не следовать указаниям других.
Возможность самовыражения, проявления своих способностей.
Методика В.К. Гербачевского «Определение уровня притязаний»
Инструкция: прочтите каждое из приведенных в опроснике высказываний и отметьте, в какой степени Вы согласны или не согласны с ним. Обведите кружком соответствующую цифру в бланке ответов. Все высказывания относятся к тому, о чем Вы думаете, что чувствуете или хотите от Вашей учебной деятельности.
Учеба мне уже порядком надоела
Я учусь на пределе своих сил
Я хочу показать все, на что способен
Я чувствую, что меня вынуждают стремиться к высокому результату
Мне интересно, что получится
Учеба – довольно сложное занятие
То, что я делаю, никому не нужно
Меня интересует, лучше или хуже мои результаты, чем у других
Мне бы хотелось поскорее заняться своими делами
Думаю, что мои результаты в учебе будут высокими
Учеба может причинить мне неприятности
Чем лучше показываешь результат, тем больше хочется его превзойти
Я проявляю достаточно старания
Я считаю, что мой результат не случаен
Учеба не вызывает у меня большого интереса
Я сам ставлю перед собой задачи
Я беспокоюсь по поводу своих результатов
Я ощущаю прилив сил
Лучших результатов мне не добиться
Учеба имеет для меня определенное значение
Я хочу ставить всё более и более трудные цели
К своим результатам я отношусь равнодушно
Чем дольше учишься, тем становится интереснее
Я не собираюсь «выкладываться» в учебе
Скорее всего, мои результаты будут низкими
Как ни старайся, результат от этого не измениться
Я бы занялся сейчас чем угодно, только не учебой
Учеба – довольно простое занятие
Я способен на лучший результат
Чем труднее цель, тем больше желание её достичь
Я чувствую, что могу преодолеть все трудности на пути к цели
Мне безразлично, какими будут мои результаты по сравнению с другими
Я хочу избежать низкого результата в учебе
Я чувствую себя независимым
Мне кажется, что я зря трачу время
Меня интересуют границы моих возможностей
Я хочу, чтобы мой результат в учебе оказался одним из лучших
Я сделаю все, что в моих силах для достижения цели
Я чувствую, что у меня ничего не выйдет
Испытание – это лотерея
Методика исследования уровня субъективного контроля
Инструкция: внимательно прочитайте каждое высказывание, напишите в бланке ответов только те высказывания, с которыми вы полностью согласны.
Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от личных способностей и усилий.
Большинство разводов происходит оттого, что люди не захотели приспособиться друг к другу.
Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.
Осуществление моих желаний часто зависит от везения.
Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей.
Внешние обстоятельства, родители и благосостояние влияют на семейное счастье не меньше чем отношения супругов.
Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.
Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность.
Мои отметки в школе часто зависели от случайных обстоятельств (например, от настроения учителя), чем от моих собственных усилий.
Когда я строю планы, то, в общем, верю, что смогу осуществить их.
То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.
Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.
Если люди не подходят друг другу то, как бы они ни старались, наладить семейную жизнь они все равно не смогут.
То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.
Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.
Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.
Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.
Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности.
В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.
Жизнь людей зависит от стечения обстоятельств.
Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать.
Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.
Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле.
В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают
Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье.
Если очень захочу я смогу расположить к себе любого.
На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными.
То, что со мной случается, дело моих рук.
Трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не иначе.
Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего, не проявил достаточно усилий.
Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, что я хочу.
В неприятностях и неудачах, происходивших в моей жизни, чаще были виноваты другие люди, чем я сам.
Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать.
В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешатся сами собой.
Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.
Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.
Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.
Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу.
К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.
В семейной жизни бывают такие ситуации, которые не возможно разрешить даже при самом сильном желании.
Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя.
Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей.
Большинство неудач в моей жизни произошло от незнания или лени и мало зависело от везения или невезения.
Методика исследования степени развития рефлексивных способностей личности
1.Стремитесь ли вы записать по возможности полнее все или большинство лекционных курсов?
2.При подготовке к экзаменам полагаетесь ли вы целиком на свою память или работаете с карандашом в руке?
а)да, целиком полагаюсь на свою память;
б)нет, работаю с карандашом.
3.Свойственно ли вам в процессе подготовки к экзамену контролировать, проверять себя, чтобы выяснить, насколько хорошо усвоен материал?
4.Готовясь к экзаменам, доверяетесь ли вы целиком своей памяти или стремитесь записать основные положения, схемы, закономерности, факты?
а)да, целиком доверяюсь своей памяти;
б)нет, стремлюсь записать основное.
5.Если вы не успели подготовить материал, идете ли вы сдавать экзамен со своей группой или откладываете (при возможности) на 2-3 дня?
6.Стремитесь ли вы по каждой вынесенной на экзамен теме подготовить основные положения, тезисы для ответа?
7.Напишите ваше мнение, полезны ли экзамены?
а) да, я люблю экзамены, они помогают заново осмыслить материал;
б) нет, для меня они тяжелы.
8.Обычно вы идете на экзамен подготовленными по всем вопросам?
9.Если вы беретесь за выполнение неинтересного для вас поручения, то обычно:
а)стараетесь его выполнить как можно быстрее, не вдаваясь в подробности, лишь бы от вас отвязались;
б)для вас результат собственных усилий слишком значим, чтобы что-то делать кое-как.
10.При выполнении значимого и интересного дела для вас главное:
а)оценка окружающими того, что вы делаете;
б)ваше собственное мнение.
11.Приступая к важному для вас делу, вы:
а)стараетесь все заранее спланировать, составляете развернутый план предстоящих действий;
б)скорее действуете по обстоятельствам.
а)не все надо делать одинаково тщательно;
в)любую работу следует выполнять тщательно, если за нее взялся.
13.Вы настолько осторожны и практичны, что с вами случается меньше неприятных неожиданностей, чем с другими людьми?
14.В большинстве дел вы:
а)предпочитаете рискнуть; б)не знаете, как поступить; в)предпочитаете действовать наверняка.
Методика «Коммуникативные и организаторские способности»
1.Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?
2.Часто ли вам удается убедить большинство своих товарищей в правоте вашего мнения?
3.Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненное вам кем-то из ваших товарищей?
4.Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
5.Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?
6.Нравится ли вам заниматься общественной работой?
7.Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или за какими-либо другими занятиями, чем с людьми?
8.Если возникли какие-то помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли вы отступаете от своих намерений?
9.Легко ли вы устанавливаете контакт с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?
10.Любите ли вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
11.Трудно ли для вас включиться в новые компании?
12.Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?
13.Легко ли вам удается установить контакты с незнакомыми людьми?
14.Стремитесь ли вы добиваться, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашими мнениями?
15.Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?
16.Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязанностей, обязательств?
17.Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с незнакомым человеком?
18.Часто ли в решении важных дел вы принимаете инициативу на себя?
19.Раздражают ли вас окружающие люди, и хочется ли вам побыть одному?
20.Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?
21.Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?
22.Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело?
23.Испытываете ли вы затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
24.Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
25.Любите ли вы участвовать в коллективных играх?
26.Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?
27.Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых вам людей?
28.Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
29.Полагаете ли вы, что вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую для вас компанию?
30.Принимаете ли вы участие в общественной работе в институте?
31.Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых не большим количеством людей?
32.Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято вашими товарищами?
33.Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую для вас компанию?
34.Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
35.Правда ли, то вы чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
36.Часто ли вы опаздываете в институт, на встречи, свидания?
37.Верно ли, что у вас много друзей?
38.Часто ли вы смущаетесь, чувствуя неловкость при общении с малоизвестными вам людьми?
39.Часто ли вы оказываетесь в центре внимания у своих товарищей?
40Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
Методика М.Рокича «Определение ценностных ориентаций»
Инструкция: внимательно изучите таблицу и, выберите ценность, которая для Вас наиболее значима. Поставьте «1» в колонке «Ранг». Затем выберете вторую по значимости ценность и поставьте «2». Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная ценность останется последней и займет 18 место.
Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)
Наличие хороших и верных друзей
Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)
Развлечения (приятное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)
Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от противоречий, сомнений).
Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)
Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)
Счастливая семейная жизнь
Здоровье (физическое и психическое)
Творчество (возможность творческой деятельности)
Продуктивная жизнь (максимально использование своих возможностей)
Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе)
Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)
Познание (расширение своего образования, кругозора, общей культуры)
Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)
Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл)
Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование всего человечества)
Жизнерадостность (чувство юмора)
Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)
Рационализм (умение логично мыслить, принимать рациональные решения)
Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)
Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)
Твёрдая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)
Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово)
Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, вкусы, привычки)
Честность (правдивость, искренность)
Терпимость (к мнениям других, умение прощать их ошибки и заблуждения)
Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов
Воспитанность (хорошие манеры)
Аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, порядок в делах)
Образованность (широта знаний, высокая общая культура)
Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)
Непримиримость к недостаткам в себе и в других