Удаленная работа через электронные площадки для самозанятых что это значит
Удаленные сотрудники или самозанятый-фрилансер: кого выбрать
Самозанятыми работниками в последнее время никого не удивишь, а количество тех, кто решил работать на фрилансе официально, растет каждый день.
Многие компании решили, что часть штатных сотрудников можно сократить и на отдельные проекты просто нанимать самозанятых. Другие подумали, что проще и удобнее перевести часть своих сотрудников на удаленку, а не нанимать сторонних исполнителей. В этом материале мы провели сравнительный анализ и разобрались — когда какой из вариантов лучше выбрать.
Кто может уйти на удаленку
Начнем с того, что не каждого работника можно отправить на удаленку. Рабочий сталелитейного завода не сможет работать из дома. Как и сотрудник, использующий дорогое и высокотехнологичное оборудование в специально подготовленном помещении.
Работники, обеспечивающие бесперебойную работу компании, тоже не могут работать из дома и заменить их самозанятыми нельзя — ведь регулярная работа говорит о необходимости заключить трудовой договор.
Хотя в законодательстве нет четкого перечня сотрудников, которых нельзя отправлять на удаленку, сам работодатель решает, кто ему нужен непосредственно и ежедневно в офисе. Перевод ключевых сотрудников может резко снизить эффективность бизнеса.
При этом самозанятый фрилансер, работающий дома, уже обустроил себе рабочее место, значит нанимателю не нужно заботиться об обеспечении его связью, компьютером, оборудованием и т. д.
И все же, что понадобится для организации труда удаленного сотрудника и для работы самозанятого-фрилансера. Давайте посмотрим.
Что нужно для удаленного сотрудника
ТК РФ не обязывает работодателя покупать новую оргтехнику, а разрешает выплачивать надомнику компенсацию за использование личного имущества. При наличии грамотно оформленных локальных нормативных актов работодатель сокращает налог на прибыль, а не только экономит на аренде офиса.
Рассмотрим более предметно затраты на примере удаленного бухгалтера:
Этот список нельзя назвать окончательным. В зависимости от того, какой сотрудник уходит на удаленную работу, может понадобится что-то еще. Например, работнику кол-центра потребуется надежная гарнитура, чтобы переговоры с клиентами не превращались в «Алло, алло, вас не слышно».
Не каждый сотрудник готов выделить в квартире место для работы, где никто не будет мешать и можно расположить все рабочие материалы и технику.
Что нужно для самозанятого-фрилансера
Запросы самозанятого будут в несколько раз меньше, ведь он работает по договору возмездного оказания услуг.
Возьмем тот же пример с бухгалтером. Самозанятому специалисту, скорее всего, не потребуется от вас какое-то ПО или оборудование. Он может, например, подключиться к имеющейся у вас программе удаленно или работать в своей базе.
Специалисты творческой сферы: дизайнеры интерьера, художники, создатели логотипов и т.д. обладают своим софтом, удобным для работы. От вас им нужно только четко поставленное задание.
Те, кто работает с интернетом, соцсетями и сайтами также будут или подключаться удаленно к вашим компьютерам и серверам, либо будут работать через свои.
Покупать компьютер или компенсировать услуги связи исполнителю наниматель не должен, иначе гражданско-правовые отношения перейдут в трудовые. Хотя можно предусмотреть компенсацию отдельных видов расходов. Например, если самозанятый сам приобретет необходимые для работы материалы и сумма договора будет поделена на вознаграждение и компенсацию затрат на материальную часть.
Бухгалтер-фрилансер выполнит всю работу, которую вы пропишите в договоре. Для этого ему порой достаточно один раз в месяц посетить офис для обработки первички.
На месте или с помощью сканов он заносит информацию в бухгалтерскую программу. По итогу месяца отчеты будут сданы, зарплата начислена, налоги уплачены, подписан акт-выполненных работ. Получив оплату, самозанятый присылает вам чек, а вы уменьшаете налог на прибыль.
Согласитесь, что это проще, чем оформлять документы на компенсацию работы на дому.
У дистанционных штатников больше обязанностей, которые они выполняют строго в определенное рабочее время. Фрилансер в это время может работать еще на несколько заказчиков.
Когда самозанятый лучше, чем удаленщик
Для разовых проектов однозначно лучше привлекать фрилансеров, чем создавать штатную единицу с рабочим местом. Ведь вам потребуется не только организовать его, но еще аттестовать — провести специальную оценку условий труда, чтобы рабочее место соответствовало требованиям безопасности и не влияло на здоровье сотрудника. Например, освещенность была достаточной, температура и влажность в помещении были комфортными, аппаратура подключена безопасно и т.д.
Ответственность за подготовку своего рабочего места фрилансер несет сам. Он же отвечает за пожаробезопасность. Проводить СОУТ для самозанятого не нужно.
К тому же, часто специалисты высокого класса не готовы устраиваться на постоянную работу. Фриланс, возможность выбирать заказчика, путешествовать или переезжать значит для них больше, чем соцпакет и стабильная зарплата.
Свою профпригодность и высокий уровень знаний не раз доказали:
Как упростить себе работу с самозанятыми
Даже если компания готова пересмотреть количество удаленных сотрудников в пользу фрилансеров или необходимо привлечь новых узких специалистов на короткое время, может возникнуть несколько препятствий и сложностей при организации рабочих процессов.
Расскажем, как облегчить адаптацию:
1. Большое количество исполнителей равняется большому количеству исходящих платежных поручений, что неудобно и отнимает много времени.
Есть готовое решение — выплачивать вознаграждения фрилансерам можно с помощью сервиса «Мои Самозанятые». Он позволяет платить на карты, по реквизитам счёта или номеру телефона сразу множеству самозанятых.
2. В момент заключения договора и в день перечисления вознаграждения у исполнителя необходимо проверить статус самозанятого.
Это проверка заключается в том, чтобы в ручном режиме проверять каждый ИНН на сайте ФНС.
За двумя-тремя уследить не сложно, а с массовыми проверками проще справится автоматизированной системе. «Мои Самозанятые» проверят исполнителей и сообщат бухгалтеру, если чей-то статус поменялся. Это убережет от необходимости менять отношения с самозанятым на «стандартные» гражданско-правовые и доплачивать за него взносы.
3. Первичных документов фрилансеры составляют не много, но они должны быть предоставлены точно в срок и сохранены для расчета налогов.
Отследить, что весь комплект документов поступил, подписан и соответствует законодательству бухгалтеру непросто. Тем более, что исполнители могут пользоваться для их отправки разными каналами — кто-то отправляет почтой, кто-то просто шлет сканы, а кто-то даже пользуется ЭДО.
Собирайте всех исполнителей на единой площадке и документооборот станет проще, быстрее и, главное, полностью юридически подтвержденным.
Выбор в пользу самозанятого-фрилансера чаще всего продиктован экономическими соображениями, а также необходимостью выполнения разовых работ, которые не могут взять на себя штатные сотрудники.
Решать — с кем удобнее работать, стоит ли пересматривать штатное расписание и прибегать ли к услугам самозанятых — вам.
Работа с самозанятыми через интернет-платформы: риски и преимущества
С июля 2020 года поправки в Закон № 422-ФЗ [1] позволили всем субъектам Российской Федерации ввести режим самозанятых в своем регионе. Республика Ингушетия, приняв Закон № 33-РЗ от 18.09.2020, стала последним из таких субъектов. Расширение географии действия режима самозанятых закономерно повлечет увеличение количества лиц, получивших такой статус и, как следствие, компаний-заказчиков, которые будут их привлекать.
Сегодня на рынке появились интернет-платформы, позволяющие оптимизировать поиск и привлечение лиц, получивших статус самозанятых. Стоит ожидать, что таких ресурсов станет появляться все больше. Для компаний подобные платформы могут не только облегчить взаимодействие с самозанятыми гражданами, но и помочь снизить риск предъявления претензий со стороны налоговых органов.
Преимущества работы с самозанятыми через интернет-платформы
Наличие у лица, которое действует в качестве исполнителя, статуса самозанятого, является необходимым условием для применения специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» [2]. Только заключение договоров с лицами, имеющих действующий статус самозанятого, позволяет компаниям не уплачивать налог на доходы физических лиц и страховые взносы.
Кроме того, организации при определении налоговой базы не учитывают расходы, связанные с приобретением товаров (работ, услуг, имущественных прав) у самозанятых при отсутствии чека [3]. Таким образом, наличие чека является обязательным условием для принятия в расходы по налогу на прибыль выплат в адрес самозанятых.
В этой связи заключение договора напрямую с самозанятым фактически возлагает на заказчика контроль за проверкой статуса привлекаемого лица и получением от него чеков для подтверждения своих расходов по налогу на прибыль, что в условиях большого количества привлеченных лиц может повлечь дополнительные операционные издержки.
В тоже время, использование интернет-платформы позволяет в автоматическом режиме проверять статус самозанятого перед заключением договора и фиксировать данное обстоятельство для возможности представления подтверждающего документа при налоговых проверках. Также интернет-платформа позволяет заказчику получать чеки от самозанятых в автоматическом режиме. Это исключает «человеческий фактор», в том числе умышленный уход самозанятых от уплаты налогов.
Налоговики исходят из того, что при установлении обстоятельств, свидетельствующих о необоснованной налоговой выгоде, особое внимание должно уделяться разумному объяснению причин совершения тех или иных операций с позиции хозяйственной необходимости [4].
Удобство работы с интернет-платформой является разумным обоснованием выбора компанией такого метода взаимодействия с самозанятыми.
ФНС России также обращала внимание, что в актах и решениях по результатам налоговых проверок налоговые органы должны указывать обстоятельства, свидетельствующие о возможности влияния проверяемого налогоплательщика на условия и результат экономической деятельности и искусственного создания условий для использования налоговых преференций.
Таким образом, при проведении налоговых проверок заказчик должен обосновать, как, где и в какой форме осуществлялся поиск, как проходила оценка квалификации привлекаемого лица, чтобы исключить факторы каких-либо предварительных договоренностей.
Заключение договоров с самозанятыми с привлечением интернет-платформ создает благоприятные обстоятельства, свидетельствующие о независимости участников: заказчика и исполнителя. При этом, как заказчик, так и исполнитель по факту не ведут преддоговорных переговоров и не могут заранее договориться о каких-либо нелегальных схемах взаимодействия. Позиционирование интернет-платформы в качестве специального ресурса, предназначенного исключительно для работы с самозанятыми, свидетельствует о реальности воли, в первую очередь, исполнителя выступать в отношениях с компанией именно как самозанятый, а не наемный сотрудник.
Налоговые риски исключить не удастся
Следует понимать, что использование интернет-платформ не исключает риски налоговых претензий, особенно в тех случаях, когда подобные ресурсы будут целенаправленно использоваться в целях незаконной налоговой оптимизации.
На заседании Государственной Думы 23.10.2019 министр финансов Антон Силуанов заявил, что в случае, если самозанятые оказывают услуги только одному предприятию, то налоговые органы будут досчитывать этому предприятию страховые взносы и соответственно подоходный налог.
Следовательно, если исполнители выступают в качестве самозанятых только во взаимоотношениях с одним заказчиком и аффилированных с ним лицами, то данное обстоятельство будет свидетельствовать об искусственности взаимоотношений и сговоре с целью подмены трудовых отношений. В равной степени, как и получение самозанятым статуса непосредственно перед заключением договора с заказчиком, так и прекращение статуса сразу же после выполнения работ, также привлечет повышенное внимание контролирующих лиц.
Поскольку законодательство позволят регистрироваться в качестве самозанятых также гражданам государств — членов Евразийского экономического союза (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия) [5], то можно ожидать использование интернет-платформ в качестве инструмента по легализации взаимоотношений между работодателями и наемными работниками, которые ранее находились в тени. Учитывая, что при проведении мероприятий налогового контроля допросы являются одной из наиболее распространенных форм доказывания налоговых правонарушений, то перевод бывших нелегальных работников в самозанятые по указаниям работодателя с высокой долей вероятности будет раскрыто.
Важно понимать, что при установлении налоговыми органами определенных обстоятельств вероятность переквалификации отношений гражданско-правового характера в трудовые достаточно велика. Внимание налоговых органов наверняка привлекут следующие условия работы с самозанятыми гражданами:
Стоит оговориться, что поскольку в 2019 году налоговые органы не проводили проверки на предмет злоупотреблений компаниями по привлечению самозанятых лиц, а с конца марта по июнь 2020 года наложен мораторий на налоговые проверки в связи пандемией COVID 19, то какой-либо актуальной судебной практики об оценке с налоговой точки зрения привлечения самозанятых, в том числе через интернет-платформы, в настоящий момент не сформировано. Однако ранее сформулированные позиции по переквалификации гражданско-правовых отношений в трудовые с большой долей вероятности могут быть экстраполированы и на современные реалии.
Подводя итог вышесказанному, можно с уверенностью говорить, что использование интерне-платформ по поиску и привлечению самозанятых лиц имеет для заказчиков ряд положительных факторов. Это не только удобно с точки зрения контроля за наличием у привлеченных лиц действующего статуса самозанятого и выполнение ими обязанностей по перечислению в бюджет исчисленного налога на профессиональных доход, но также снижает риск предъявления налоговыми органами претензий, связанных с взаимозависимостью. Однако такой метод взаимодействия не является панацей от налоговых доначислений. Поэтому стоит внимательно относиться к содержанию договора с привлекаемым лицом и фактическим обстоятельствам сотрудничества с ним.
[1] Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»;
[2] Письмо ФНС России от 19.04.2019 № СД‑4‑3/7496@;
10+ сервисов для самозанятых
Обзор полезных сервисов для самозанятых: водителей такси, курьеров, фрилансеров, частных мастеров и не только.
Какими бывают сервисы для самозанятых
Сервисы для самозанятых можно условно разделить на три большие категории:
Есть и гибридные сервисы, в которых можно вести все дела с клиентами: искать заказы, формировать документы на оплату, получать деньги, выдавать чеки и уплачивать налоги.
Мы расскажем о лучших приложениях из тех, что одобрены Федеральной налоговой службой (ФНС). В её списке 48 площадок и 27 банков. Все сервисы взаимодействуют с официальным приложением «Мой налог»: передают данные в ФНС, но не полностью дублируют его функции. Так, в приложении «Мой налог» самозанятые могут также платить страховые взносы в Пенсионный фонд и покупать себе трудовой стаж, в других сервисах эта функция недоступна.
7 банков с удобными сервисами и бонусами для самозанятых
Платёжные сервисы
Помогают дистанционно принимать от клиентов оплату — на сайте, в интернет-магазине, в переписке — и могут автоматически формировать и отправлять чеки клиентам. Платёжную форму самозанятый может привязать к своему интернет-магазину или сайту. Тогда клиенты смогут там расплатиться банковской картой или с помощью Google Pay, Apple Pay, QIWI, ЮMoney.
Если сайта нет, самозанятый может выбрать приложение, в котором будет формировать платёжные ссылки или QR-коды, чтобы отправлять их клиентам любым удобным способом, в том числе в СМС или любых мессенджерах.
Средства клиентов будут поступать на баланс самозанятого в этом сервисе, и оттуда уже он сможет выводить их к себе на карту за вычетом комиссии. Удобно то, что при этом не нужно указывать нигде свой номер карты или телефона, а ещё — платёжные формы, ссылки и коды действуют круглосуточно, и с ними не придётся вручную оформлять чеки после поступления денег.
Self.PayAnyWay
Сколько стоит: Комиссия сервиса за вывод средств на свою карту — 4%, без платы за обслуживание и скрытых платежей.
С помощью сервиса самозанятый может интегрировать форму оплаты на свой сайт или сделать онлайн-витрину в социальных сетях. Можно формировать подробные отчёты по покупкам, включая незавершённые, просмотреть статус операции и контактные данные заказчика и при желании получить от клиента обратную связь.
Если самозанятому не хватит предложенных лимитов по заработку, можно переключиться на статус ИП и продолжить принимать платежи.
Продамус
Сколько стоит: информация о комиссиях доступна после регистрации.
Платформа-посредник для автоматизации и управления финансами самозанятых, которая берёт на себя рутинные операции. Поддерживает приём средств от клиентов всеми популярными способами, включая оплату кредитными картами.
Сервис поможет интегрировать на сайт или в соцсети самозанятого игровые механики и чат-ботов, чтобы привлечь больше клиентов.
Сколько стоит: комиссия при выводе — около 5%. Мгновенный вывод доступен на баланс телефона, любые карты РФ, СНГ и Европы, кошельки Qiwi, WM, ЮMoney.
С помощью платёжного сервиса удобно регистрировать полученный доход и выдавать чеки на входящие платежи. Платёжную форму можно разместить на своем сайте и принимать оплату мобильным телефоном, картой банка или электронными деньгами.
Paytodo
Сколько стоит: вывод средств на карту — 4,5% от суммы + 30 ₽, на электронные кошельки и баланс мобильного — 4,5% от суммы.
На Paytodo можно принимать платежи от клиентов любым удобным способом, вести учёт поступлений по каждому заказчику, выдавать чеки и оформлять возвраты. Можно установить кнопку для сбора платежей на сайте или передавать платёжные ссылки в мессенджерах.
Агрегаторы заказов
Это интернет-площадки и приложения, где публикуются заказы для самозанятых. Агрегатор выполняет роль гаранта оплаты и помогает налаживать взаимодействие исполнителей с клиентами.
На сервисе у каждого исполнителя формируется личный счёт, куда поступают деньги от заказчиков. Накопленные средства можно вывести на свою банковскую карту. Ниже представлены самые популярные приложения и сайты, рассортированные по категориям услуг и работ.
Для фрилансеров
Биржи для фрилансеров давно известны, там можно найти заказы для дизайнеров, коммерческих авторов, IT-специалистов, переводчиков и других специалистов. В связи с появлением нового налогового режима некоторые из них стали активно продвигать работу с самозанятыми.
FL.ru и Sigma предлагают исполнителю зарегистрироваться как самозанятому, чтобы работать легально. Там доступны заказы по дизайну, программированию, SMM, копирайтингу, переводам, продвижению и другим ИТ-услугам.
Сколько стоит: комиссия сервиса за вывод средств доступна после регистрации.
Для водителей такси
В агрегаторах для таксистов заказы распределяются централизованно — система автоматически рассылает подходящие по профилю. Исполнитель может согласиться или отказаться выполнять конкретную поездку.
Кроме легального заработка на перевозке пассажиров и багажа и автоматической интеграции с налоговой, пользователи сервисов могут получать дополнительные бонусы. Например, в Яндекс.Такси это льготные условия автокредитования, юридические консультации, промокоды на бесплатные смены.
Сколько стоит: удерживается определённый процент с каждого заказа, информация доступна после регистрации.
Список самых популярных такси-агрегаторов:
Схема сотрудничества везде примерно одинакова. Чтобы начать работать, нужно:
Чтобы самостоятельно оказывать услуги по перевозке пассажиров и багажа на своей машине, нужно иметь лицензию и иметь статус индивидуального предпринимателя на НПД. Но если водитель работает через таксопарк с лицензией на машине компании, то ему самому достаточно быть самозанятым лицом — собственную лицензию оформлять не надо.
Личный опыт: я работал таксистом в Яндекс.Go в Казани и получал до 60 тысяч ₽
Для курьеров
Платформы такого рода предоставляют логистические и курьерские услуги по доставке продуктов, готовой еды, товаров из интернет-магазинов и грузов. Можно зарегистрироваться в сервисе как самозанятый исполнитель — водитель или курьер, получать заказы и иметь официальный доход.
Сколько стоит: на сайтах нет открытой информации о комиссиях, требуется регистрация.
В разных сервисах выбрать можно заказы для пеших курьеров, доставку на автомобиле или велосипеде — от этого тоже зависит тарифы.
Список агрегаторов для курьеров:
Личный опыт: я работаю пешим курьером в Москве и получаю 60 тысяч ₽
Для поиска подработок
Категория сервисов, в которых можно найти работу в своём городе или заданном радиусе поиска для выполнения задач, которые в основном не требуют специальной подготовки и образования. Это няни, грузчики, клинеры, помощники по хозяйству, мастера на час и прочие рабочие профессии. Но есть биржи, где есть предложения практически для любых специалистов — такие площадки помогают найти удалённую подработку и бухгалтеру, и фитнес-тренеру.
Выплаты от клиентов приходят на счёт самозанятого в сервисе мгновенно, и можно быстро вывести заработанное, заплатив площадке-посреднику.
Сколько стоит: сервисы берут комиссию от суммы сделок, условия доступны после регистрации.
Такие сервисы зачастую создают свои мобильные приложения, чтобы у самозанятого всегда под рукой был список доступных заказов:
Подробности можно узнать из Путеводителя по самозанятости — подпишитесь на рассылку, чтобы разобраться в нюансах этого налогового режима и получать максимум от статуса самозанятого.
Мультисервисы
Есть сервисы, которые представляют собой крупные биржи вакансий для самозанятых, охватывающие разные направления: офлайн-работу и фриланс. На некоторых можно самостоятельно выставлять клиентам счёт по ссылке и использовать онлайн-эквайринг для получения оплаты.
Самозанятые.рф
Сколько стоит: информация о комиссиях доступна после регистрации.
Для поиска заказов нужно установить приложение «Маркетплейс: Самозанятые рядом» и выбрать подработку рядом с домом, учёбой, основным местом работы или в удалённом формате. Категорий исполнителей много: от курьеров и выгульщиков собак до веб-дизайнеров.
Оплата за выполненные заказы приходит на рабочий кошелёк, куда можно получать и личные платежи, с которых не нужно платить налоги. В ближайших планах сервиса — запуск собственных пластиковых карт, привязанных к кошельку.
Консоль
Сколько стоит: для самозанятого исполнителя услуги бесплатны.
Биржа Консоль — новый проект от одного из руководителей Рокетбанка. После заполнения и проверки анкеты самозанятый сможет отправлять запросы на сотрудничество с подходящими заказчиками. Есть вакансии в офлайне — курьер, грузчик, фотограф — и работа для удалёнщиков — менеджер по продажам, оператор колл-центра.
Solar Staff
Сколько стоит: комиссия берется с заказчика, а не с самозанятых исполнителей.
Как работает сервис: Компания регистрируется в Solar Staff и приглашает в сервис проектного исполнителя. Исполнитель может быть с любым статусом, в том числе самозанятым. После приглашения исполнитель попадает в базу сервиса и компании могут назначать ему задачи.
Сервис выступает гарантом сделки, берет на себя всю работу по заключению договора и выплатам исполнителям, передачу чеков. Через него работают тысячи компаний по всему миру— они платят вебмастерам, блогерам, программистам, дизайнерам и другим фрилансерам.
Свояработа.рф
Сколько стоит: комиссия видна после регистрации.
Заказчик формирует у сервиса депозит и создает заявку на выполнение работ. Самозанятый исполнитель выбирает лучшее предложение, выполняет работу и получает оплату, а сервис выступает гарантом сделки. Можно настроить автоматическую выдачу и передачу заказчику чеков. Здесь есть вакансии в сфере строительства, ремонта, дизайна интерьеров, отельного бизнеса и клининга, IT и веб-дизайна.
Capusta.Space
Сколько стоит: 5% от суммы поступлений на счёт.
Маркетплейсы
Цифровые гипермаркеты с недавнего времени готовы сотрудничать не только с ИП, но и с самозанятыми продавцами. Важно, чтобы продукция была не куплена на стороне для перепродажи, а была произведена самозанятым и не требовала обязательной маркировки. Если продукция требует сертификации, то её может оформить самозанятый ИП.
Сколько стоит: сотрудничество ведётся на общих условиях, как и с другими контрагентами.
Перечень маркетплейсов, которые уже работают с самозанятыми поставщиками товаров:
Помогаем разобраться в вопросах самозанятости