Ударный самолет что это
Ударный самолёт
Смотреть что такое «Ударный самолёт» в других словарях:
Список самолётов и вертолётов Китайской Народной Республики — Список самолётов и вертолётов производства Китайской Народной Республики. Содержание 1 Обозначения 2 Бомбардировщики 3 Истребители … Википедия
Список самолётов и вертолётов Китая — Список самолётов и вертолётов производства Китайской Народной Республики. Содержание 1 Обозначения 2 Бомбардировщики 3 Истребители … Википедия
М-55 (самолёт) — М 55 Геофизика М 55 на авиасалоне МАКС 2011 … Википедия
«Локхид» — Рис. 1. Самолёт противолодочной обороны P 3 «Орион». «Локхид» (Lockheed Corporation) военно промышленный концерн США с крупным авиаракетно космическим сектором. Ведёт начало от основанной в 1912 братьями М. и А. Лоугхид (Loughead) фирмы… … Энциклопедия «Авиация»
«Локхид» — Рис. 1. Самолёт противолодочной обороны P 3 «Орион». «Локхид» (Lockheed Corporation) военно промышленный концерн США с крупным авиаракетно космическим сектором. Ведёт начало от основанной в 1912 братьями М. и А. Лоугхид (Loughead) фирмы… … Энциклопедия «Авиация»
«Локхид» — Рис. 1. Самолёт противолодочной обороны P 3 «Орион». «Локхид» (Lockheed Corporation) военно промышленный концерн США с крупным авиаракетно космическим сектором. Ведёт начало от основанной в 1912 братьями М. и А. Лоугхид (Loughead) фирмы… … Энциклопедия «Авиация»
Ударный самолет: что такое?
Ударный самолет представляет собой боевую модель самолета, которая предназначена для воздействия по морским (подводным и наводным) и наземным целям различными авиационными средствами поражения. Он оборудован прицельно-навигационным комплексом и многофункциональным вооружением, включающим бомбардировочное (минно-торпедное), пушечное, ракетное (неуправляемое и управляемое) вооружение, а также средства преодоления и обороны ПВО противника.
Ударные самолеты делятся на следующие виды:
бомбардировщики (дальние, фронтовые, стратегические).
Основная задача штурмовика – уничтожать скопление надводных и наземных группировок войск. Для таких целей может использоваться как специальный самолет, так и легкий бомбардировщик или истребитель. Но наивысшую эффективность демонстрирует отдельный класс самолетов – штурмовики. Массовым истребителем является Ил-2, который немецкая пехота прозвала «мясником». Он имел бронированный корпус, который надежно защищал двигатель и пилота. Только стрелок был защищен плохо, в результате чего потери пулеметчиков составляли в семь раз больше, чем летчиков.
Функции штурмовиков в России выполняют самолеты Су-39 и Су-25. Первый был разработал специально для борьбы с бронированной техникой. Причем его ракеты способны поражать любую цель, имеющую броню до 1 м. Су-39 поражает не только наземные цели противника – в его арсенале присутствуют ракеты типа «воздух-воздух». В то же время самый вероятный противник среди числа вертолетов – «Апач» – уничтожается на расстоянии шести километров с одного выстрела (90% вероятности).
Ударный самолет: что такое?
Ударные самолеты делятся на следующие виды:
бомбардировщики (дальние, фронтовые, стратегические).
Главная задача штурмовика – уничтожать скопление надводных и наземных группировок армий. Для таких целей может употребляться как особый самолет, так и легкий бомбардировщик либо истребитель. Но наивысшую эффективность демонстрирует отдельный класс самолетов – штурмовики.
Массовым истребителем есть Ил-2, что германская пехота прозвала «мясником». Он имел бронированный корпус, что надежно защищал двигатель и пилота. Лишь стрелок был защищен не хорошо, в следствии чего утраты пулеметчиков составляли в семь раза больше, чем летчиков.
С 1980 года штурмовик находится в строю. Подразумевается, что «Хорнит» употребляется до конца 2020-х годов, в то время, когда его заменят современные F-35. Таковой ударный истребитель победил в конкурсе в 2001 году на поставку для ВВС Соеденненых Штатов, а сами поставки начались с 2011 года.
Он может осуществлять взлет с маленькой 150-метровой площадки и вертикально приземляться. Отличительная черта самолета – интерактивный шлем пилота. В нем возможно прекрасно видеть через обшивку, а на визоры шлема передается виртуальное изображение приборной доски.
Как в компьютерном симуляторе, наряду с этим будут даваться управления и подсказки ведения боем. Более того, шлем предоставляет возможность видимости в инфракрасном свете, в следствии чего полеты ночью станут легче.
Функции штурмовиков в Российской Федерации делают самолеты Су-39 и Су-25. Первый был создал специально для борьбы с бронированной техникой. Причем его ракеты способны поражать любую цель, имеющую броню до 1 м. Су-39 поражает не только наземные цели соперника – в его арсенале присутствуют ракеты типа «воздух-воздух».
Одновременно с этим самый возможный противник среди числа вертолетов – «Апач» – уничтожается на расстоянии шести километров с одного выстрела (90% возможности).
Ударный самолет Спуки
Увлекательные записи:
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
Прекращение работ по модификации A-6F и последующее закрытие всей программы по созданию палубного штурмовика Intruder вынудило Корпус морской пехоты США…
Самолет типа Су-8 являет собой бронированный штурмовик, что имеет два места для пилотов. Эта машина отличалась хорошими боевыми и летными качествами….
Разработчик: ОКБ Яковлева Страна: СССР Первый полет: 1967 г. Появление на вооружении в конце 50-х — начале 60-х годов зенитных ракетных комплексов…
По просьбам трудящихся выкладываю статью о применении и создании одного из самых одиозных японских проектов — самолете-боеприпасе для особых атак…
Авторское предисловие: Гражданская война в Испании как никакой второй европейский конфликт 20-30 годов XX века носила интернациональный темперамент — с…
В разработке с 01.06.2011г. Создатель концепции – Кречет. Чертежи – Кречет/Гоха. Концепция: простота, хорошие ЛТХ, малая цена. МЛ-112 является…
Штурмовик
Штурмо́вка — поражение наземных и морских целей при помощи стрелково-пушечного вооружения (пушек и пулемётов), а также ракет. Такой способ поражения оказывается более пригодным для нанесения ударов по растянутым целям, таким как скопления и особенно походные колонны пехоты и техники. Наиболее эффективны удары по открыто расположенной живой силе и небронированной технике (автомобиль, железнодорожный транспорт, тягачи). Для выполнения этой задачи ЛА должен действовать на малой высоте без пикирования(«бреющий полёт») или с очень пологим пикированием.
Содержание
История
Самым массовым штурмовиком Второй мировой войны (а также самым массовым боевым самолётом в истории авиации) стал Ил-2 КБ Ильюшина. Следущей машиной этого типа созданной Ильюшиным стал Ил-10, который применялся только в самом конце Второй мировой.
Люфтваффе также использовало специализированный штурмовик Henschel Hs 129, но он был выпущен в малых количествах и не сыграл существенной роли в войне. Функции штурмовика (истребителя танков) в Люфтваффе выполнял Junkers Ju 87G, оснащённый двумя подкрыльевыми пушками. Кроме того, усиленное бронирование несли варианты этого самолёта серии Ju-87D.
Класс штурмовиков чётких границ не имеет. К штурмовикам близки такие летательные аппараты, как истребитель-бомбардировщик и пикирующий бомбардировщик. Однако в годы Второй мировой войны концепция истребителя-бомбардировщика себя не оправдала, несмотря на популярность и кажущуюся логичность. Проблема была в том, что подготовка как квалифицированного пилота истребителя, так и квалифицированного пилота бомбардировщика — чрезвычайно сложна и дорога. Подготовить же пилота, способного качественно совмещать эти профессии, намного сложнее. А без этого истребитель-бомбардировщик превращался в обычный скоростной не пикирующий бомбардировщик. Неспособность к пикированию и отсутствие второго члена экипажа, отвечающего за прицеливание, делало применение истребителей-бомбардировщиков недостаточно эффективным для нанесения бомбовых ударов. А отсутствие бронирования не позволяло действовать на малых высотах так, как это делали специализированные бронированные штурмовики.
Из истребителей наиболее успешно в качестве штурмовиков применялись слегка модифицированные Focke-Wulf Fw 190F и немодифицированные Hawker Typhoon и Republic P-47 Thunderbolt.
В связи с этим в послевоенный период в ВВС росло сопротивление разработке штурмовиков как узкоспециализированных самолётов. Хотя непосредственная воздушная поддержка наземных войск авиацией оставалась и остаётся крайне важным фактором современного боя, основной упор делался на проектирование универсальных самолётов, совмещающих в себе функции штурмовика.
Примером послевоенных штурмовиков являются Blackburn Buccaneer, A-6 Intruder, A-7 Corsair II. В других случаях атака наземных целей стала сферой деятельности переоборудованных тренировочных самолётов, как например BAC Strikemaster, BAE Hawk и Cessna A-37.
В 1960-х годах и советские, и американские военные вернулись к концепции специализированного самолёта непосредственной поддержки войск. Учёные обеих стран остановились на сходных характеристиках подобных самолётов — хорошо бронированный, высокоманёвренный дозвуковой самолёт с мощным артиллерийским и ракетно-бомбовым вооружением. Советские военные остановились на юрком Су-25, американские сделали ставку на более тяжёлый Republic A-10 Thunderbolt II. Характерной особенностью обоих самолётов стало полное отсутствие средств воздушного боя (хотя позже на обоих самолётах начали устанавливать ракеты «воздух-воздух» малого радиуса действия для самозащиты). Военно-политическая ситуация (существенное превосходство советских танков в Европе) определила основное назначение А-10 как противотанкового самолёта, в то время как Су-25 в большей мере предназначался для поддержки войск на поле боя (уничтожения огневых точек, всех типов транспорта, живой силы, важных объектов и укреплений противника), хотя одна из модификаций самолёта так же выделилась в специализированный «противотанковый» самолёт.
Во многих странах вообще не существует понятия «штурмовик», а для штурмовки используются самолёты, относящиеся к классам «пикирующий бомбардировщик», «фронтовой истребитель», «тактический истребитель» и пр.
Штурмовиками сейчас также называют и штурмовые вертолёты. В странах НАТО ЛА данного класса обозначают префиксом A- (Attack [источник?] ) с последующим цифровым обозначением.
Су-34 против F-15E. Сравнение ударного ракетного вооружения двух самых эффективных ударных самолетов ВВС России и Америки.
Самолеты Сухой Су-34 и МакДоннел-Дуглас (Боинг) F-15E «Страйк Игл» чаще всего относят к бомбардировщикам. И по определению они должны, поражать цели на поверхности земли и воды или под землей с помощью взрывчатых снарядов, которые падают свободно или используют аэродинамические силы для планирования и управления своим полетом. Действительно, обычные и управляемые бомбы и кассеты составляют наиболее разнообразную часть вооружения современных самолетов этого класса, но они обязательно могут применять также и ракеты воздух-поверхность.
О пользе старых вещей
Неуправляемые авиационные ракеты (НАР) появились еще во время I мировой войны для борьбы с аэростатами. Против воздушных объектов их продолжали использовать до конца 1950-х, но действительно значительных успехов достигли только когда с 1941 г. они начали широко применяться по наземным, а затем и морским целям.
Самыми легкими его ракетами являются снаряды С-8 калибра 80 мм, поставляемые во многих модификациях. Например, кумулятивно-осколочные С-8А и М прожигают до 300 мм брони, одновременно разбивая оптические датчики и другие незащищенные устройства снаружи – их выгодно применять, например, атакуя колонну танков вдоль шоссе. Бетонобойные С-8БМ пробивают 800-мм стены дота. Есть исполнения с готовыми осколками или стреловидными поражающими элементами, фугасными и объемно-детонирующими боевыми частями (БЧ) и дипольными отражателями для внезапного создания облака пассивных помех между самолетом и локатором зенитного ракетного комплекса противника. Пуск С-8 выполняется из 20-зарядных блоков Б-8 и залп одного Су-34 достигает таких 120 ракет.
Более мощная 122-мм ракета С-13 предназначена для уничтожения замаскированных полевых укреплений. Она «берет» комбинацию из трех метров грунта и метра бетона, а на поверхности аэродрома оставляет воронку диаметром 3,5 м, модификация С-13Т с тандемной БЧ преодолевает 6 м земли и метр бетона, или дает пятиметровую воронку. Осколочно-фугасный С-13ОФМ образует мощную взрывную волну и 450 осколков. Ложная цель С-13АЛЦ имитирует самолет или крылатую ракету, отвлекая внимание сил ПВО противника от своего носителя. Запускаются все они из пятизарядных блоков Б-13Л, и полный залп Су-34 – 30 штук.
Точность НАР невысока, а поражающее действие часто уступает артиллерийскому снаряду такого же калибра, но пуском их значительного числа залпом или серией можно заставить лечь наступающую пехоту или «заткнуть пасть» зенитной батарее. Морально-психологическое воздействие их оказалось выше едва ли не всех других неядерных авиационных средств поражения, но дальность пуска С-8 в зависимости от модификации не превышает 2,2 … 4 км, С-13 бьют не дальше 3 … 4 км, а тяжелые С-25 летят на 3 км. Это означает, что атаку придется начинать в зоне эффективного огня даже малокалиберной зенитной артиллерии (МЗА), не говоря о ЗРК.
«Оптика» по-прежнему в цене
В сравнении с бомбами УР дороже и сложнее в использовании при меньшем отношении веса взрывчатого вещества к полной массе боеприпаса, число их на подвеске меньше, но они дают решающие преимущества в поражении целей с сильной противовоздушной обороной и подвижных объектов, таких как суда. Они остаются и лучшим средством поражения наземных и морских радиолокационных станций. Наконец, двигатель может дать ракете такую дальность, которая не только позволит выполнить пуск вне зоны эффективного огня ПВО противника, но и существенно повысит общий радиус действия системы «самолет + ракета».
Современные тактические УР используют телевизионные, тепловые, тепловизионные, полуактивные лазерные, активные и пассивные радиолокационные головки самонаведения, а также автономно выводящие в заданную точку инерциальные навигационные системы и приемники сигналов спутниковых глобальных навигационных систем для их коррекции, что устраняет погрешность, накапливаемую по времени полета. Разнообразие систем и способов наведения дает управляемым ракетам необычайную гибкость применения.
Рассматривая управляемое бомбовое вооружение Су-34 и F-15E, мы разобрали особенности, алгоритмы наведения, преимущества и недостатки указанных систем и их сочетаний, они же используются и на ракетах. Мало того, многие образцы оборудования применимы и на управляемых бомбах, и на УР.
Изделие советской разработки Х-29Т имеет втрое более мощную БЧ, что позволяет применять его не только против любых танков, но и по долговременным огневым точкам. Хотя на максимальной дальности 12 км ее «паспортная» точность целых 4 метра, тренированный экипаж с дистанции 5 км уверенно поражает амбразуру дота размером 0,6х0,4 м. Одновременно Су-34 несет до шести Х-29Т, и в отличие от AGM-65, они сравнительно новые по дате выпуска. В каком техническом состоянии запасы «Мейвериков» не ясно, однако на строевых F-15E сейчас их увидеть практически невозможно, тогда как экипажи Су-34 применение Х-29Т постоянно отрабатывают.
В вооружении F-15E отсутствуют «лазерные» ракеты, а Су-34 может нести до шести таких УР трех типов с полуактивными головками самонаведения 24Н1. Их преимущество заключается в отсутствии «телевизионного звена» между оператором и целью, а оно в сумерках и в дождь видит хуже, чем простой глаз.
Самой старой российской ракетой этого класса остается Х-25Л еще советской разработки, но находящиеся в запасе изделия получают новую двигательную установку, что позволяет продлить их ресурс. Это модульная ракета с различными осколочно-фугасными БЧ весом от 87 до 91 кг и дальностью пуска до 10 км. Ее дополняет более мощная С-25Л – модификация упомянутой выше массово выпускавшейся НАР. Она имеет две осколочно-фугасные боеголовки весом 150 и 21 кг, дальность пуска С-25Л в базовом варианте 3 … 7 км, модернизированной С-25ЛД – до 10. Наконец, существует и «лазерная» модификация Х-29 с такой же боеголовкой, как и «телевизионная», но с лучшей на 25% точностью попадания.
В современной армии становится все больше «тяжелых» войсковых ЗРК – они заставляют авиацию начинать атаку как можно раньше. Для этого у F-15E имеется две ракеты AGM-130 – установка под корпусом управляемой бомбы GBU-15 порохового двигателя дала дальность пуска до 56 км. Увидеть не то что дот, а даже отдельно стоящее здание на таком расстоянии невозможно, потому оператор ищет цель через ГСН ракеты по мере приближения к ней и выполняет захват вручную – только после этого начинается самонаведение. Если координаты цели известны, используется спутниковая навигация, но такая комбинация определила чрезвычайно высокую стоимость AGM-130 – 1,27 млн. долл. по курсу 1991 г. сейчас составляет 2,37 миллиона за штуку. Выпуск AGM-130 так и не вышел на плановые показатели и их запасы оцениваются лишь в несколько сотен, тогда как счет остающихся на хранении AGM-65 идет на десятки тысяч.
В отличие от американской «моторизированной УАБ», советская Х-59М «Овод-М» представляет собой крылатую ракету с твердотопливным стартовым и маршевым турбореактивным двигателями – Су-34 несет до трех таких УР. Она имеет вдвое большую дальность, а БЧ хотя и легче, но достаточна для поражения, например, дота одним попаданием. Точность в режиме телекомандного наведения сравнима с американской, но спутникового канала у Х-59М нет. По датам выпуска «Овод-М» старше, к тому же имеет ГСН украинского производства, потому хотя самолет Су-34 и показывают на выставках с этими ракетами, вряд ли они остаются в больших количествах в полках ВВС России.
Опыт учений и «малых войн» доказывает, что фронтовые бомбардировщики, в экипаж которых входит оператор вооружения, с такими ракетами добиваются лучшей точности, чем пилоты одноместных истребителей-бомбардировщиков и штурмовиков. Разделение функций пилотирования носителя и наведения ракеты облегчает обнаружение цели и маневрирование в атаке. При этом они далеко не всегда выполняют пуск с большой высоты на предельную дальность – часто выгоднее подойти даже к прикрытой ЗРК цели ближе, но на бреющем. Это позволяет лучше видеть цель и оператору, и головке ракеты и работать даже в плохую погоду или в сумерках.
Вообще не зависят от этого ракеты с тепловым и тепловизионным самонаведением – в арсенале F-15E остаются легкие AGM-65D и G2 с обычной и проникающей осколочно-фугасными БЧ. По «открытым» источникам они имеют термовизионную ГСН, дающую 2-мерное изображение цели – она идет на самую нагретую ее часть, которая обычно и наиболее уязвима, а если тепловой фон меняется, прицел не сбивается. Но в упомянутом документе ВВС США для них значится просто инфракрасная головка, воспринимающая цель как «нагретую точку». В распоряжении российского Су-34 более тяжелые и мощные модернизированные ракеты Х-29ТД с инфракрасным и их модификация ТП с тепловизионным наведением. За ним остается преимущество в числе их на подвеске и мощи боеголовок, но меньше дальность пуска. Лишь у модернизированной Х-25МТ с тепловым самонаведением она достигает 20 км, но о принятии ее на вооружение и использовании строевыми экипажами Су-34 точных данных пока нет.
«Страйк Игл» может брать три тяжелых ракеты AGM-84E SLAM с тепловизионной ГСН, включаемой на завершающем этапе полета – через нее оператор находит цель и выдает команду на захват. Они предназначены для поражения наземных и морских целей на дальности до 120 км. Сведений о принятии на вооружение подобных российских ракет Х-59МК2 тоже пока нет.
Оружие прорыва
Американцы поставили их на вооружение тактической авиации первыми, развивая так, чтобы его можно было применять с любых боевых самолетов. Это позволяло строить боевые операции с прорывом ПВО противника силами одной эскадрильи, не привлекая стороннюю помощь. Но создать по принципу «все в себе» автономную противорадиолокационную ракету с достаточной дальностью, не теряющую контакт с РЛС-целью после ее перехода на другую частоту или выключения оказалось невозможно и пришлось делать специальные самолеты-носители с соответствующим бортовым оборудованием.
Обычно противорадиолокационная ракета имеет пассивную ГСН – пеленгатор радиосигнала, но в США разрабатывались и изделия, наводимые на обнаруженный самолетным приемником радар инерциальной системой только по ее координатам без ГСН. В состав вооружения F-15E предполагалось включить такую ракету AGM-131B SRAM-T. Как и прототип AGM-69A SRAM из состава вооружения стратегических В-52, она должна была иметь термоядерную БЧ, но дальность предстояло увеличить до 400 км.
Самолет Су-34 может нести до шести ПРР Х-31П, которые поставляются для ВВС России в значительных количествах. Есть данные о принятии на вооружение модернизированной Х-31ПД с увеличенным запасом топлива для ее сверхзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя и дальностью пуска 250 км, что достаточно для борьбы с самыми новыми войсковыми и флотскими системами ПВО. Это дает «тридцатьчетверке» важнейшее преимущество перед F-15E.
Активная радиолокация
Россия с ее единственным авианесущим крейсером находится в еще более сложном положении, которое отказ от разработки самолета Су-32, флотской модификации «тридцатьчетверки», и передача дальних бомбардировщиков Ту-22М3 из Морской Авиации в состав ВВС лишь затруднила. Тактические Су-30СМ заменяют их лишь в прибрежной зоне, потому ей придется использовать сухопутные Су-34 против флота НАТО в любом случае.
Такой самолет может нести до шести противокорабельных ракет (ПКР) двух типов. Их особенность – сочетание инерциальной системы навигации и активной радиолокационной головки самонаведения – АРГСН.
Обнаруживает цель своим радаром носитель. Противник может засечь его работу и попытаться подавить помехами, но тренированный оператор на самолете на поиск цели тратит меньше времени, чем надо для настройки помех, а дальше ракета идет сама «тихо» и включает свою АРГСН только на конечном участке траектории и на другой частоте. Пока ее засекут, пока настроят средства РЭБ, она уже «догонит» цель.
Самолет Су-34 может применять дозвуковые ПКР Х-35 с дальностью пуска от 5 до 130 км, которые выполняют прорыв корабельной ПВО полетом «змейкой» со снижением с крейсерской высоты 10 … 15 м до конечных 3 … 5 м над гребнями волн. Ее боеголовка весом 145 кг с учетом кинетической энергии ракеты достаточна для вывода из строя фрегата или эсминца одним попаданием, вероятность которого в сложной помеховой обстановке 80%.
Сверхзвуковая Х-31А меняет высоту полета от 300 м до 10 км, на подходе к цели снижается до 250 … 300 м, держа скорость 2520 … 2880 км/ч. При меньшем весе БЧ (90 кг) ее кинетическая энергия значительно выше, но вероятность попадания в сложной помеховой обстановке лишь 50 … 70%. Ракета в своем базовом варианте разработки начала 1990-х гг. при пуске с предельно малой высоты имела дальность от 7 до 32 км, а из стратосферы – 26 … 55, на модернизированной Х-31АД этот важнейший показатель увеличен до 120 км с малой и 160 с большой высоты. Проводится модернизация и Х-35.
Командование ВВС США считало, что совершенствование морских ЗРК и использование в конструкции таких кораблей, как ракетный эсминец «Цумвольт» различных мер по снижению радиолокационной заметности делает противокорабельные ракеты неэффективными, потому не предприняло ничего для оснащения ими F-15E. Но возможно все дело в том, что у американцев в наличии есть пока только аналог Х-35 – дозвуковая AGM-84 «Гарпун» разработки 1970-х гг. Она остается основной ПКР морской авиации США, новые не разрабатываются, и сухопутным самолетам против морских целей придется применять УР малой дальности под огнем ПВО. К тому же их «оптика» не всегда подходит для применения над морем, где сложные метеоусловия бывают чаще.
Испытания показывают, что головки самонаведения ракет Х-31А и Х-35 берут не только крупные морские, но и малоразмерные цели – даже катера, построенные с использованием пластика. К тому же эффективная площадь рассеивания сигнала РЛС, от которой зависит дальность обнаружения корабля и захвата его на автосопровождение, существенно меняется по ракурсу атаки. Это ставит под сомнение надежды на невидимость «морских стелсов» вроде «Цумвольта».
Что касается совершенствования в США корабельных средств противоракетной обороны, то при всех его действительно впечатляющих успехах стоит заметить, что оно идет пока только в направлении борьбы с ракетами баллистическими. Да, их отличает высокая скорость полета, но траектория их легко предсказуема, что облегчает радиолокационное сопровождение, а ПКР – вещь маневренная. И одно дело – увидеть малозаметный объект на фоне свободного небесного пространства, и совсем другое – на бреющем полете над волнами моря.
«Самая длинная рука»
Ракета AGM-158A предназначена для поражения высокопрочных сооружений и оснащена проникающей боеголовкой WDU-42/B калибра 1000 фунтов – 454 кг. Малогабаритный турбореактивный двигатель J402-CA-100 тягой 309 кгс дает ей дальность до 370 км, скорость дозвуковая и преодоление ПВО обеспечивается переходом на малую высоту и использованием технологий «стелс».
Но такая дальность получается только при пуске с большой высоты, при этом F-15E все равно входит в зону поражения российских ЗРК типа С-400 и оказывается там беззащитен. Потому разработчик ракеты концерн «Локхид-Мартин» легко выбил новый контракт на изделие AGM-158B JASSM-ER. Это означает Extended Range – увеличенная дальность, она получена за счет установки дорогого, но экономичного и дающего «холодную» реактивную струю двухконтурного двигателя F107-WR-105 и увеличения запаса топлива.
Подводя итог сравнения ударного ракетного вооружения двух самых эффективных ударных самолетов ВВС России и Америки, можно заметить, что результат напрямую зависит от поставленной задачи. Сегодня военная доктрина США носит явно выраженный наступательный характер и нацелена на быструю победу. Количественное и качественное превосходство именно в оружии первого удара, например в сочетании высокоэффективных самолетов-носителей F-15E и тактических крылатых ракет AGM-158B, вроде бы гарантирует успех, вот только почему-то это не получилось ни в Афганистане, ни на Ближнем Востоке, а провал предыдущей попытки блицкрига 75-летней давности говорит о том, что в России это точно не выйдет.
Неядерная война с ней неизбежно станет затяжной, и тогда будут нужны ракеты меньшей дальности, преимущество в которых за Су-34. Будет иметь значение при таком развитии событий и то обстоятельство, что российский самолет может применять и противорадиолокационные и противокорабельные ракеты, которых нет у «Страйк Игла».