Удостоверение работника музея что дает
Статья 25. Дополнительные гарантии и меры социальной поддержки работников государственных музеев, муниципальных музеев и их филиалов
Информация об изменениях:
Законом Тульской области от 29 мая 2014 г. N 2127-ЗТО наименование статьи 25 настоящего Закона изложено в новой редакции, вступающей в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона
Статья 25. Дополнительные гарантии и меры социальной поддержки работников государственных музеев, муниципальных музеев и их филиалов
1. Работникам государственных музеев и их филиалов, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет средств бюджета Тульской области, муниципальных музеев и их филиалов устанавливается ежемесячная денежная выплата в размере 50 процентов оклада по занимаемой должности с учетом повышающего коэффициента к окладу по занимаемой должности и повышающего коэффициента к окладу по учреждению (структурному подразделению). Указанная выплата осуществляется за счет средств бюджета Тульской области.
Информация об изменениях:
Законом Тульской области от 29 мая 2014 г. N 2127-ЗТО в пункт 2 статьи 25 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона
2. Работникам муниципальных музеев и их филиалов выплачивается пособие на лечение в размере одного оклада по занимаемой должности с учетом повышающего коэффициента к окладу по занимаемой должности и повышающего коэффициента к окладу по учреждению (структурному подразделению). Указанная выплата осуществляется один раз в год за счет средств бюджета Тульской области.
Информация об изменениях:
Законом Тульской области от 29 мая 2014 г. N 2127-ЗТО статья 25 настоящего Закона дополнена пунктом 2.1, вступающим в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона
2.1. Работникам государственных музеев и их филиалов, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет средств бюджета Тульской области, один раз в год производится единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере одного оклада по занимаемой должности с учетом повышающего коэффициента к окладу по занимаемой должности и повышающего коэффициента к окладу по учреждению (структурному подразделению).
3. Работникам музеев, имеющим почетное звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации» предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 10 рабочих дней, независимо от стажа работы.
4. Администрации музеев имеют право сокращать продолжительность рабочего времени музейным работникам, интенсивность труда которых превышает установленные нормы обслуживания посетителей музеев, но не более чем на 10 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда.
Информация об изменениях:
Законом Тульской области от 29 мая 2014 г. N 2127-ЗТО в пункт 5 статьи 25 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона
5. Условия и порядок осуществления выплат, указанных в пунктах 1, 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливаются правительством Тульской области.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Удостоверение работника музея что дает
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Министерства культуры РФ от 18 марта 2021 г. N 338 «О внесении изменений в приложения N 1 и N 2 к приказу Министерства культуры Российской Федерации от 29.04.2020 N 493 «Об утверждении форм договоров о передаче музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в государственной собственности, в безвозмездное пользование государственным и муниципальным музеям и другим организациям»
В соответствии с частью 4 статьи 16 Федерального закона от 26.05.1996 N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 22, ст. 2591; 2016, N 27, ст. 4290; 2018, N 53, ст. 8441), абзацем четвертым пункта 3 Положения о передаче музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в государственной собственности, в безвозмездное пользование государственным и муниципальным музеям и другим организациям, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.08.2017 № 960 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 34, ст. 5284), и в целях совершенствования нормативно-правовой базы, направленной на изменение (трансформацию) государственного управления и деятельности Министерства культуры Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по предоставлению ими государственных услуг и исполнению государственных функций за счет использования данных в электронном виде и внедрения информационных технологий в свою деятельность, приказываю:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в приложения N 1 и N 2 к приказу Министерства культуры Российской Федерации от 29.04.2020 N 493 «Об утверждении форм договоров о передаче музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в государственной собственности, в безвозмездное пользование государственным и муниципальным музеям и другим организациям» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20.08.2020, регистрационный N 59365).
2. Направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.
Министр | О.Б. Любимова |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 июня 2021 г.
Утверждены
приказом Министерства культуры
Российской Федерации
от 18.03.2021 г. № 338
Изменения,
которые вносятся в Приложения N 1 и N 2 к приказу Министерства культуры Российской Федерации от 29.04.2020 N 493 «Об утверждении форм договоров о передаче музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в государственной собственности, в безвозмездное пользование государственным и муниципальным музеям и другим организациям»
1. В Приложении N 1 к приказу:
1.1. Абзац первый изложить в следующей редакции:
от имени которого выступает _____________________________________________
(должность, фамилия, имя и отчество (при наличии) руководителя или
уполномоченного им лица)
документом, удостоверяющим полномочия которого является _________________
(наименование и реквизиты положения, доверенности, приказа или иного
документа, удостоверяющего полномочия)
(полное наименование государственного или муниципального музея или
другой организации с указанием наименования субъекта Российской
(должность, фамилия, имя и отчество (при наличии) руководителя или
уполномоченного им лица)
документом, удостоверяющим полномочия которого является _________________
(наименование и реквизиты устава, доверенности, приказа или иного
документа, удостоверяющего полномочия)
именуемые в дальнейшем «Стороны», на основании разрешения Министерства
культуры Российской Федерации (приказ от ___________ N____) 1 заключили
настоящий Договор о нижеследующем:».
а) слова «из Сторон.» заменить словами «из Сторон. 16 «;
б) дополнить новой сноской «16» следующего содержания:
» 16 Предусматривается в случае заключения Договора в письменной форме на бумажном носителе.»;
в) дополнить абзацем вторым следующего содержания:
«Настоящий Договор заключен Сторонами в форме электронного документа
и подписан усиленными квалифицированными электронными подписями лиц,
имеющих право действовать от имени каждой из Сторон. 17 «;
г) дополнить новой сноской «17» следующего содержания:
а) наименование раздела изложить в следующей редакции:
«7. Реквизиты, адреса и подписи Сторон18»;
б) дополнить новой сноской «18» следующего содержания:
» 18 В случае формирования и подписания Договора в форме электронного документа в ФГИС «Государственный каталог» реквизиты «ОГРН, КПП, р/с, к/с, ОКАТО» не указываются.».
1.4. Приложение к форме договора о передаче музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в федеральной собственности в безвозмездное пользование государственным и муниципальным музеям и другим организациям изложить в следующей редакции:
«Приложение
к форме договора о передаче музейных
предметов и музейных коллекций, включенных
в состав государственной части Музейного
фонда Российской Федерации и находящихся
в федеральной собственности в безвозмездное
пользование государственным и муниципальным
музеям и другим организациям
(полное наименование государственного или муниципального музея или другой организации с указанием субъекта Российской Федерации)
Перечень музейных предметов, включенных в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в федеральной собственности, подлежащих передаче в безвозмездное пользование
N предмета п/п | Дата регистрации в КП (ГИК) | Номер государственного первичного учета | Номер государственного централизованного учета | Наименование и краткое описание предмета | Способ и источник поступления |
---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
. | . | . | . | . | . |
Руководитель музея или другой организации или уполномоченное им лицо | ______________________ (подпись) | Инициалы, фамилия |
---|---|---|
Главный хранитель музея или другой организации 19 | ______________________ (подпись) | Инициалы, фамилия |
Руководитель структурного подразделения (сотрудник), осуществляющего учет музейных предметов музея или другой организации 20 | ______________________ (подпись) | Инициалы, фамилия |
Печать музея или другой организации (при наличии) 21 |
19 Предусматривается в случае заключения Договора в письменной форме на бумажном носителе.
20 Предусматривается в случае заключения Договора в письменной форме на бумажном носителе.
21 Предусматривается в случае заключения Договора в письменной форме на бумажном носителе.».
2. В приложении N 2 к приказу:
2.1. Сноски «16-29» считать сносками «22-35».
2.2. В Приложении к форме договора о передаче музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, в безвозмездное пользование государственным и муниципальным музеям и другим организациям после слов «Печать музея или организации» дополнить словами «(при наличии)».
Обзор документа
Закреплена возможность заключать в электронном виде договор о передаче музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав государственной части Музейного фонда РФ и находящихся в федеральной собственности, в безвозмездное пользование государственным и муниципальным музеям и другим организациям.
При формировании и подписании договора в электронном виде во ФГИС «Государственный каталог» реквизиты «ОГРН, КПП, р/с, к/с, ОКАТО» не указываются.
Обновлена форма перечня подлежащих передаче музейных предметов.
Уточнена форма договора о передаче музейных предметов и музейных коллекций региональной собственности.
Удостоверение работника музея что дает
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Министерства культуры РФ от 17 декабря 2015 г. № 3119 “Об утверждении Порядка бесплатного посещения музеев лицами, не достигшими восемнадцати лет, а также обучающимися по основным профессиональным образовательным программам”
В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона Российской Федерации от 9 октября 1992 г. № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 46, ст. 2615; Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 26, ст. 3172; 2008, № 30, ст. 3616; 2014, № 19, ст. 2307), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок бесплатного посещения музеев лицами, не достигшими восемнадцати лет, а также обучающимися по основным профессиональным образовательным программам.
2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 1999 г. № 1242 «О порядке бесплатного посещения музеев лицами, не достигшими восемнадцати лет» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 47, ст. 5702; 2005, № 7, ст. 560).
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра культуры Российской Федерации В.В. Аристархова.
Врио Министра | В.В. Аристархов |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 марта 2016 г.
Приложение
к приказу Министерства культуры РФ
от 17 декабря 2015 г. № 3119
Порядок бесплатного посещения музеев лицами, не достигшими восемнадцати лет, а также обучающимися по основным профессиональным образовательным программам
2. Лицам, не достигшим восемнадцати лет, гарантируется право на бесплатное посещение музеев один раз в месяц. Лицам, обучающимся по основным профессиональным образовательным программам, предоставляется право на бесплатное посещение государственных и муниципальных музеев не реже одного раза в месяц.*
3. Лица, указанные в пункте 2 настоящего Порядка, вправе бесплатно посещать музеи более одного раза в месяц, в случае предоставления им такого права на основании локальных актов музеев.
4. Лица, указанные в пункте 2 настоящего Порядка, бесплатно посещают музеи в дни, определяемые локальными актами музеев.
5. Посещение музеев лицами, указанными в пункте 2 настоящего Порядка, осуществляется на основании предоставляемых им бесплатных билетов.
6. Бесплатное посещение государственных и муниципальных музеев лицами, обучающимися по основным профессиональным образовательным программам, осуществляется при предъявлении ими студенческого билета, оформленного в соответствии с требованиями приказов Минобрнауки России от 22 марта 2013 года № 203 «Об утверждении образцов студенческого билета для студентов и зачетной книжки для студентов (курсантов), осваивающих программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры» (зарегистрирован Минюстом России 22 мая 2013 года, регистрационный № 28458), от 5 апреля 2013 года № 240 «Об утверждении образцов студенческого билета для студентов и зачетной книжки для студентов (курсантов), осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования» (зарегистрирован Минюстом России 22 мая 2013 года, регистрационный № 28459).
7. Информация о днях бесплатного посещения музеев доводится до сведения посетителей посредством ее размещения на официальных сайтах музеев в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в средствах массовой информации, а также специально оборудованных информационных стендах, размещаемых в доступных для посетителей музеев местах.
* Федеральный закон от 05.05.2014 № 102-ФЗ «О внесении изменения в статью 12 Закона Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 19, ст. 2307)
Обзор документа
Установлен новый порядок бесплатного посещения музеев несовершеннолетними. Он распространяется также на бесплатное посещение государственных и муниципальных музеев студентами.
Дни бесплатного посещения музеи определяют самостоятельно. Информация о днях бесплатного посещения размещается на официальных сайтах музеев, в СМИ, а также на стендах в доступных для посетителей местах.
Для бесплатного посещения несовершеннолетним и студентам выдают бесплатные билеты. Студенты должны предъявить студенческий билет.
Новый порядок вводится в действие с момента утраты силы прежним.
«Все хранители — собственники». Сотрудники музеев — о своей работе
Они знают о музейном экспонате все: кому он раньше принадлежал, как попал в коллекцию и при каких температуре и влажности должен содержаться. Их рабочие дни проходят в тишине фондов, где они порой совершают важные открытия.
Музеи временно закрыты, но это не мешает познакомиться с их самыми загадочными сотрудниками. В совместном материале mos.ru и агентства «Мосгортур» хранители фондов семи столичных музеев делятся мыслями о своей работе и ее особенностях.
Юлия Харькова, заведующая отделом фондов и научной работы Мемориального музея А.Н. Скрябина
Хранитель — голубая кровь музея. Это человек высокообразованный, обладающий соответствующими специальными знаниями и уважающий объект своей деятельности — музейный предмет. Обязательные качества — дисциплина и ответственность, терпеливость и усидчивость. И очень важно, чтобы человек, ставший хранителем, имел высокую нравственную планку. Это аксиома. Я считаю обоснованной традицию советских музеев брать в фонды сотрудника только после того, как он поработал в других, смежных отделах музея — в учете или в выставочном — и таким образом прошел определенную проверку. Я сама прошла этот путь.
Нередко мне доводилось сталкиваться с нелепым мнением, будто хранитель — это просто кладовщик с ключом, знающий, где и что в музее лежит. Другое искаженное представление заключается в том, что роль хранителя лишь исполнение воли экспозиционера: найти и выдать предмет на выставку, а затем принять и поставить на полку. К сожалению, такое понимание до сих пор встречается даже внутри музеев. Отчасти оно сформировалось из-за закрытости и некой кастовости профессии хранителя.
Я — вещевик. Моя стихия — декоративно-прикладное искусство, предметы быта. Меня занимает все, что связано со способом, технологией производства предмета и его назначением, применением, бытованием. Если бы я не была хранителем, хотела бы выполнять работу реставратора или экскурсовода. Первое помогает лучше понять предмет. Второе восполняет некоторый недостаток в общении с внешним миром.
Анна Чукина, старший научный сотрудник, хранитель фондов «Графика» и «Фотография» Московского музея современного искусства
Во всем я люблю порядок. И в работе хранителя мне больше всего нравится чувство, что от моих действий порядка станет больше. Мне доставляет удовольствие ухаживать за произведениями — находить для них оптимальное место хранения, систематизировать топографию (местонахождение экспоната), заворачивать вещь в специальную микалентную бумагу и помещать в папочку.
Но не меньше нравится и творческая часть работы. Имея дело с большим количеством произведений одного автора, погружаешься в мир этого художника и невольно становишься специалистом, экспертом по его творчеству. Больше его уже никогда ни с кем не спутаешь — глубокое погружение дает такое знание.
Курьезные случаи, конечно, тоже в нашей практике бывают. Например, прежние хранители не знали, как правильно собрать многосоставное произведение, а сейчас оказывается, что оно должно выглядеть совсем не так, как было принято раньше. Или мы находим новые произведения на задниках из картона, которые художники использовали как твердую подложку. Тогда мы обретаем еще один шедевр.
Часто у абстрактной композиции трудно определить, где верх, где низ, а где боковая сторона. Поэтому иногда долго думаем, но так и не можем прийти к единому мнению, как правильно ее экспонировать. Еще бывают случаи, что произведения современного искусства просто не помещаются в музее — не проходят ни в дверь, ни в окно, ни на этаж. Это особенность работ именно современных авторов.
Любимчиков хранителю трудно выделить, когда долго работаешь с вещами, начинаешь любить их все. Я храню фонды «Графика» и «Фотография» и даже внутри этих категорий не могу определиться, что мне нравится больше. Мне посчастливилось хранить и прекрасные акварельные рисунки к «Маугли» Мая Митурича-Хлебникова, и работы многих известных фотографов конца ХХ века, и дореволюционные рисунки Клавдия Лебедева, и снимки блокадного Ленинграда, и еще несколько тысяч прекрасных и интересных вещей. Как из этого выбирать?
Александра Меньшова, хранитель рукописно-документального фонда Государственного музея В.В. Маяковского
Для меня хранитель — это человек, который не просто следит за физическим состоянием музейных предметов и коллекций, протирает пыль и заполняет карточки в программе. Хранитель обеспечивает связь поколений. Все наши музейные предметы когда-то были созданы руками человека, и за ними всегда стоит какая-то человеческая история. А я, как хранитель, оберегая предметы, сохраняю и эти истории, словно провожу множество нитей, соединяющих прошлое с настоящим и даже с будущим.
Мои фавориты — лица рукописно-документального фонда, персональные архивы. Например, архивы поэтов-футуристов Сергея Боброва и Василия Каменского. Также одна из любимых коллекций моего фонда — архив записок с выступлений Владимира Маяковского в разных городах страны. В этих записках слушатели обращались к поэту с вопросами или просто делились своим мнением о его творчестве. Встречаются обращения забавные, трогательные и даже нахальные, но в любом случае изучать их — одно удовольствие.
Я люблю тишину и спокойствие своего хранилища. Но при этом мне часто не хватает общения с другими людьми, поэтому я с удовольствием попробовала бы себя в роли преподавателя или лектора. Также мне было бы интересно поучаствовать в создании выставки не только в роли хранителя, помогающего с подбором материала, но и в роли автора.
Жельберта Баздырева — специалист по учету и хранению музейных предметов московского Музея космонавтики
Музейной деятельностью я начала заниматься в Центральном музее революции СССР в 1963 году. Проработала в отделе фондов 15 лет. В этом музее был научно-методический отдел всесоюзного масштаба, и фондово-хранительскую работу я осваивала и познавала там. В 1977 году меня пригласили в Музей космонавтики на должность главного хранителя. Я пришла уже подготовленной, зная работу всех отделов. В штатном расписании музея должности хранителя не было, а были научные сотрудники, которые занимались хранением коллекций книг, фотографий, изобразительного искусства, филателии, медалей и орденов, скульптуры, прикладного искусства, вещевого фонда и других.
Сотрудник фондового отдела должен обладать терпением, аккуратностью, дотошностью, усидчивостью. Наша работа начинается с описания предметов. Когда я только пришла в Музей революции, мне дали восемь тысяч газет периода НЭПа. Было интересно их изучать.
Фондовая работа очень увлекательная. Можно изучать музейные предметы с утра до вечера — и этого времени не хватит, чтобы исследовать все. Не каждый человек сможет работать в фондах, потому что это достаточно рутинная работа. Ее нужно любить. Есть люди, которые умеют изучать материал, а есть те, кто умеет его комплектовать. Сотрудники должны делать то, что принесет музею наибольшую пользу.
Самое сложное для меня в работе сейчас — отсутствие рядом человека, который знал бы больше меня хранительскую работу, у которого я могла бы учиться, потому что знать все невозможно.
Ксения Немова, хранитель фондов изобразительного искусства музея-усадьбы «Кусково»
Мои рабочие дни не похожи один на другой. В маленьких музеях (или в достаточно больших, но с небольшим штатом, как наш) хранитель — это еще и научный сотрудник, и куратор выставок, и экскурсовод. При всем калейдоскопе дел у хранителей есть один ритуал — он происходит из «Инструкции по учету и хранению музейных ценностей»: дважды в день я захожу в фонд, чтобы проверить и зафиксировать температуру и влажность. И это несмотря на то что у нас уже давно есть система дистанционного контроля, которая сама фиксирует показатели каждые три часа и строит графики.
Сфера моего научного интереса — гравюра. Графическая коллекция музея небольшая, тиражной графики в ней чуть меньше 400 листов, но и здесь можно встретить настоящие шедевры. Мне кажется, в исследовании гравюры, как нигде, актуальны слова немецкого историка искусства Аби Варбурга: «Бог живет в деталях». Здесь внимание к мелочам, второстепенным элементам и дефектам может дать больше, чем все авторские подписи на листе. Так что мне очень нравится сидеть с цифровым микроскопом над одним из оттисков, просвечивать бумагу на световом столе, снимать водяные знаки и искать аналоги.
Самое трудное в работе с музейными фондами — уйти домой вовремя. Работа с предметами затягивает, часто теряешь счет времени. А музей, как известно, учреждение почти режимное, все фондовые ключи должны сдаваться вовремя. Так что меня не раз искали и практически выгоняли из фонда домой.
Если бы на один день можно было поменяться местами с кем-то из сотрудников музея, я бы хотела стать реставратором. Конечно, предварительно окончив художественную школу, училище, получив профильное высшее образование! Потом один день побыть реставратором — и вернуться обратно в фонд.
Реставратор работает с предметами не только снаружи, но и изнутри. Это как врач, в руках которого жизнь пациента. На мой взгляд, это самая ответственная работа в музее. Без реставраторов мы никогда не рассмотрели бы творческий замысел автора ни под слоями пожелтевшего лака, ни в осколках разбитых ваз и скульптур, а многие предметы и вовсе были бы утрачены.
Ирина Чупина, главный хранитель Музея М.А. Булгакова
Я перфекционист, работа в фондах — для меня. Мне нравится систематизировать, описывать предметы, раскладывать их по местам, следить за сохранностью, оцифровывать, вводить новую информацию о предмете в базу данных, заниматься учетными документами. Я получаю огромное удовольствие, когда новые предметы поступают в коллекции.
Хранители — собственники, и я считаю это хорошим качеством для работы с музейными предметами, потому что первая задача моих коллег — сохранить предмет в таком виде, в котором он поступил в музей.
Хранителями становятся не сразу и не все музейные сотрудники. Это крайне ответственная должность, требующая определенного опыта и уровня профессионализма. Чтобы стать хранителем, необходима готовность учиться. Работа в фондах — последовательная, методичная, аккуратная. Хранитель должен иметь системный склад ума, быть настойчивым, уметь добиваться поставленной цели: если увидел, что вещь нуждается в реставрации, — привлечь к ней внимание и добиться соблюдения необходимых климатических и санитарных условий.
Всегда интереснее работать с подлинными и мемориальными предметами, связанными с жизнью и деятельностью конкретной личности. Каждый предмет, будь то фотография или живопись, несет информацию своего времени. Когда к нам в музей поступают новые предметы, мы сразу стараемся записать легенду поступления и самого предмета для будущих сотрудников. Любая выставка или постоянная экспозиция будет более интересной и ценной, если на ней выставят подлинные экспонаты.
Без творческого подхода в работе с музейными предметами не обойтись. Хранитель постоянно взаимодействует с выставочным отделом и подбирает предметы не только по списку, но и визуально, он должен понимать заранее, как с эстетической точки зрения будет выглядеть предмет. Также современный хранитель участвует в создании каталогов, виртуальных выставок — это требует творческого подхода и умения работать в различных программах для обработки фото или верстки.
Ирина Пахомова, главный хранитель Музея К.Г. Паустовского
Хранитель всегда был, есть и остается экспертом по вверенной ему коллекции. Это сотрудник, отвечающий и за физическую сохранность музейных предметов коллекции, и за изучение предметов. Хранитель — это тот, кто всегда должен находиться со своей коллекцией, должен не только хорошо владеть знаниями по ее профилю, но и разбираться в смежных областях.
Любовь к музейному делу мне привила работа в Государственном музее-заповеднике С.А. Есенина. Студенткой я трудилась там экскурсоводом, с большим удовольствием рассказывала посетителям о жизни и творчестве поэта. После этого опыта решила, что хочу работать в музее. Как филолог, я искала учреждение по своему профилю и нашла уютный музей писателя Константина Паустовского. В фондах я начала работать в качестве младшего научного сотрудника, помощника в экскурсионном отделе. История моего прихода к Паустовскому — скорее личная: Паустовский, как и Есенин, непосредственно связан с моими родными местами.
Музейные предметы часто преподносят сюрпризы. В наши фонды однажды поступил аппарат, предназначение которого мы поначалу не очень понимали. Долго не могли разобраться, консультировались с коллегами, изучали специальную литературу. Спустя некоторое время выяснилось, что это аппарат для просмотра слайдов и негативов на стекле, принадлежавший известному фотографу Виктору Молчанову (1910–2003), в советское время работавшему в Литературном музее и снимавшему встречи писателей. Он изобрел новый жанр, который назвал фоторассказом. Несколько фоторассказов Молчанова, посвященных жизни Паустовского, хранится и в нашем собрании.
В работе хранителя очень много монотонной, однообразной деятельности. Главное — не потерять интерес, не закоснеть, не выгореть. Я для себя нашла рецепт: необходимо все время учиться, совершенствоваться, узнавать новое, посещать музеи, смотреть и примечать. Многие годы я училась и до сих пор учусь этому трудному искусству.