Укажите что относится к мореходным качествам судна
§ 2. Мореходные и эксплуатационные качества судна
Всякое судно характеризуется определенными качествами, которые можно подразделить на мореходные и эксплуатационные.
Основные мореходные качества судна:
плавучесть — способность плавать в определенном положении относительно поверхности воды при заданном количестве находящихся на судне грузов;
остойчивость — способность возвращаться в положение равновесия после прекращения действия сил, выводящих судно из этого положения;
непотопляемость — способность после затопления части его помещений (например, при аварии) оставаться на плаву и сохранять остойчивость и некоторый запас плавучести;
ходкость — способность перемещаться по воде с заданной скоростью под действием приложенной к судну движущей силы;
управляемость — способность сохранять заданное прямое направление движения без отклонения в стороны (устойчивость) или изменять его по желанию судоводителя (поворотливость);
качка — колебательные движения около положения равновесия, совершаемые свободно плавающим на поверхности воды судном под воздействием внешних возмущающих сил (волн, порывов ветра, внезапного толчка и т. д.), не всегда имеющих плавный характер;
прочность — способность корпуса, надстроек и различных устройств судна не разрушаться под воздействием внешних сил в процессе плавания судна (давление воды, удары волн, случайные удары о неподвижные предметы и сооружения и т. д.).
Под эксплуатационными понимают такие качества судна, которые определяют его транспортную (или специальную) пригодность как плавающего инженерного сооружения в нормальных условиях эксплуатации.
Основные эксплуатационные качества судна: грузовместимость, т — объем помещений судна, предназначенный для перевозки грузов;
грузоподъемность, т — весовая загрузка судна, обусловленная его размерами и конструкцией;
водоизмещение судна с полным грузом, т — водоизмещение судна, загруженного по грузовую марку;
водоизмещение порожнего судна, т — водоизмещение судна без груза, судовых запасов и экипажа с багажом;
дедвейт, т — предельная грузоподъемность судна, при которой его осадка соответствует установленной грузовой марке;
скорость хода — наиболее важное эксплуатационное качество судна, определяющее быстроту транспортных операций; скорость хода морских судов измеряется в узлах (узел равен одной морской миле— 1,852 км/ч), речных и мелкоозерных — в километрах в час;
дальность плавания — расстояние, которое судно может пройти с заданной скоростью без пополнения запасов топлива, котельно-питательной воды и масла;
автономность — длительность пребывания судна в рейсе без пополнения запасов топлива, провизии и пресной воды, необходимых для жизни и нормальной деятельности находящихся на судне людей (экипажа и пассажиров).
Мореходные качества корабля
Морехо́дные ка́чества корабля́ (су́дна) — качества корабля (судна), которые определяют его способность безопасно совершать плавание при любом состоянии моря и любой погоде, а также сохраняя живучесть в случае повреждения. Мореходные качества являются предметом изучения науки под названием «теория корабля».
Содержание
Мореходные качества
Факторы, влияющие на мореходные качества
Мореходные качества существенно зависят от соотношения условий плавания (например высота, длина и период волн, скорость ветра) и линейных размеров и веса судна, а также от его архитектуры, формы обводов, нагрузки и других параметров.
При конструировании судна задачи обеспечения различных мореходных качеств могут противоречить друг другу. Достижение хороших мореходных качеств является сложной конструкторской задачей и зависит в большей степени от опыта и интуиции конструктора.
Мореходные качества судна, и особенно боевого корабля, не следует путать ни с техническими требованиями, ни с тактико-техническими элементами. [3] Те и другие диктуются назначением и ожидаемым способом применения. Они являются предметом отдельных дисциплин.
Примечания
Литература
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Мореходные качества корабля» в других словарях:
МОРЕХОДНЫЕ КАЧЕСТВА КОРАБЛЯ — плавучесть, остойчивость, непотопляемость, ходкость, поворотливость и плавность качки. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 Мореходные качества корабля совокупн … Морской словарь
Мореходные качества корабля — качества, определяющие соотношение сил сопротивления воды движению корабля (ходкость) в различных условиях плавания, а также его инерцию, управляемость и качку, связанные с потерей скорости; плавучесть корабля и остойчивость корабля.… … Словарь военных терминов
Мореходные качества корабля — совокупность свойств (плавучесть, остойчивость, ходкость, управляемость, прочность корпуса, непотопляемость и др.), характеризующих способность корабля выполнять свое назначение (плавание и использование оружия) в заданных гидрометеорологических… … Пограничный словарь
Мореходные качества — судна, совокупность свойств судна, определяющих его способность совершать безопасное плавание в любых условиях погоды и состояния моря. К М. к. относятся: Плавучесть, Остойчивость, Непотопляемость, Ходкость, Управляемость. М. к. являются… … Большая советская энциклопедия
Корабля теория — наука, изучающая Мореходные качества судна, находящегося в покое (статика корабля) и в движении (динамика корабля); приложение законов теоретической гидромеханики (См. Гидромеханика) и аэродинамики (См. Аэродинамика) к судам. Разделы… … Большая советская энциклопедия
КОРАБЛЯ ТЕОРИЯ — наука, изучающая мореходные качества судна в состоянии покоя (статика корабля) и в движении (динамика корабля); приложение законов теоретич. гидромеханики и аэродинамики к судам. Разделы статики корабля: плавучесть, непотопляемость, статическая… … Большой энциклопедический политехнический словарь
ТЕОРИЯ КОРАБЛЯ — (Theoretical naval architecture) наука, изучающая мореходные качества судна, т. е. плавучесть, остойчивость, непотопляемость, ходкость, поворотливость и поведение корабля на взволнованном море. См. также Кораблестроение. Самойлов К. И. Морской… … Морской словарь
Главные размерения корабля — (судна) основные линейные размеры корабля. Главные размерения: длина корабля (L), ширина корабля (В), осадка (Т) и высота борта (Н). Соотношения главных размерений определяют мореходные качества корабля (например отношения В/T и H/T характеризуют … Морской словарь
Обледенение корабля — самолета образование и отложение льда на различных частях конструкций и оборудования корабля (самолета) во время перехода морем (полета), возникающее под влиянием гидрометеорологических условий. Обледенение резко ухудшает аэродинамические… … Морской словарь
ТЕОРИЯ КОРАБЛЯ — наука, изучающая мореходные качества судна, такие как плавучесть, остойчивость, непотопляемость, ходкость, управляемость и поведение на волнении. Основы теории корабля были заложены в XVIII в. Л. Эйлером. В законченную область знаний теория… … Морской энциклопедический справочник
Предмет “Теория судна” и его роль в подготовке судоводителей
Ответственные задачи стоят перед работниками морского флота по обеспечению грузовых и пассажирских потоков. Эти задачи могут быть решены только благодаря качественному улучшению флота, т. е. заменой старых судов новыми судами современной постройки, специализированными судами и т. д.
Для эксплуатации современных судов морского флота необходимы высококвалифицированные кадры моряков. Предмет “Основы теории судна” является одним из профилирующих в учебном плане подготовки судоводительских кадров.
Теория судна – одна из древнейших наук. Первый основной закон, положивший начало изучению мореходных качеств судна был открыт греческим ученым Архимедом более 2000 лет назад. Это закон плавучести – закон о действии силы давления воды на погруженное в нее тело.
Огромный вклад в развитие этой науки внесли русские мореходы и ученые С. О. Макаров, А. Н. Крылов, Н. Е. Жуковский и многие другие.
Балкер Hanjin Istanbul
Источник: fleetphoto.ru
Знания в области теории судна позволяют предвидеть и грамотно оценить поведение судна при его эксплуатации и избежать аварии в сложных условиях плавания. Выдающийся русский академик А. Н. Крылов говорил:
Часто истинная причина аварии лежала не в действии неотвратимых и непреодолимых сил природы, не в “неизбежных случайностях на море”, а в непонимании основных свойств и качеств корабля, несоблюдении правил службы и самых простых мер предосторожности, непонимании опасности, в которую корабль ставится, в небрежности, неосторожности, отсутствии предусмотрительности.
Теория судна – это наука о равновесии и движении плавающего судна. Она изучает законы, определяющие мореходные качества судна.
Мореходные качества судна условно можно разделить на две группы. Первую группу, объединяющую такие мореходные качества, как плавучесть, остойчивость и непотопляемость, изучают путем рассмотрения статических положений судна на спокойной воде, не касаясь его движения при переходе из одного положения в другое. Поэтому этот раздел теории судна называется статикой судна.
Основная задача этого раздела – изучение равновесия судна, неподвижного относительно спокойной воды.
При изучении второй группы мореходных качеств определяющими являются поступательное, вращательное на циркуляции и колебательное движения судна. Этим определяется название второго раздела теории судна – динамика судна.
Балкер Bosna
Источник: fleetphoto.ru
Основная задача этого раздела – изучение движения судна под действием приложенных к нему внешних сил и моментов.
Общие сведения о мореходных качествах судна
Мореходные качества определяют надежность и конструктивное совершенство судна. К мореходным качествам относятся: плавучесть, остойчивость, непотопляемость, мореходность, ходкость, управляемость судна.
Плавучестью (floatation) – называется способность судна плавать в требуемом положении относительно поверхности воды при заданной загрузке.
Остойчивость (stability) – способность судна, отклоненного действием внешних сил из положения равновесия, возвращаться в исходное положение равновесия после прекращения действия этих сил.
Непотопляемостью (insabmersibility) – называется способность судна сохранять достаточную плавучесть и остойчивость после затопления одного или нескольких отсеков.
Мореходность (navigability) – способность судна противостоять воздействию морского волнения с колебаниями возможно меньшей частоты и амплитуды.
Балкер Matsusaka
Источник: fleetphoto.ru
Xодкость – способность судна перемещаться с заданной скоростью.
Управляемостью (manoeuvrability) – называется способность судна удерживать заданное направление движения или изменять его в соответствии с желанием судоводителя.
Основные эксплуатационные качества судна
Эксплуатационные качества (измерители судна) определяют транспортные возможности и экономические показатели судна.
Эксплуатационные качества судна определяются его грузоподъемностью, грузо и пассажировместимостью, скоростью, маневренностью, дальностью и автономностью плавания.
Грузоподъемность – вес различного рода грузов, которые может перевезти судно при условии сохранения проектной посадки. Существует чистая грузоподъемность и дедвейт.
Чистая грузоподъемность – это полный вес перевозимого судном полезного груза (вес в трюмах и вес пассажиров с багажом и запасы провизии, воды) при загрузке судна по расчетную осадку (DЧ).
Балкер Lowlands Future
Источник: fleetphoto.ru
Дедвейт (deadweight) – (иногда говорят – полная грузоподъемность) это общий вес перевозимого груза, а также запасов топлива, котельной воды, масла, экипажа с багажом, запасов всей воды и балласта, т. е. дедвейт – сумма всех переменных грузов. Величина дедвейта для каждого судна является постоянной и определяется общим весом переменных грузов, принятых на судно по расчетную осадку (DWT).
Водоизмещение порожнем (light displesement ship) – сумма всех постоянных весов, из которых слагается вес конструкции построенного судна (корпус, механизмы, судовые устройства, системы и оборудование, инвентарное снабжение, вес запасов топлива, масла в системе для запуска двигателя и твердый балласт на некоторых судах) (Dо или Δо).
Полное водоизмещение (displesement) – водоизмещение порожнем плюс дедвейт ( или водоизмещение в полном грузу), (Dо или Δо).
У современных судов дедвейт составляет 65 – 75 % от полного водоизмещения, у танкеров – 82 – 85 %.
Зерновая (сыпучая) вместимость (graincapacity) – равна теоретическому объему грузовых помещений за вычетом объема набора корпуса и других конструкций внутри помещения (4 – 5 %).
Балкер Sea Queen II
Источник: fleetphoto.ru
Киповая вместимость (general capacity) или (bale capacity) – вместимость по штучному грузу и обычно на 8 – 10 % меньше вместимости по сыпучему грузу.
Регистровая вместимость ( или регистровый тоннаж – Register tonnage) – дает единообразную оценку размеров судна, размеров помещения в мировой практике. За единицу объема принимают регистровую тонну, равную 2,83 м 3 ( или 100 куб. Футов). Это мера объема, которую нельзя путать с обычной тонной – мерой веса.
Существует валовая вместимость (брутто) и чистая вместимость (нетто).
Валовая вместимость (gros register tonnage – GRT) – объем помещений судна, определяемый по специальным правилам обмера. Этот объем, служащий для расчета сборов в портах и статистического учета флота, включает полный объем корпуса судна и его надстроек, за исключением объема двойного дна, не используемого для размещения топлива, объема помещений, не полностью защищенных от попадания забортной воды, и некоторых других особо оговоренных помещений.
Чистая вместимость (ne tregister tonnage – NRT) – условный объем помещений судна, предназначенных для перевозки грузов или пассажиров, т. е. коммерчески эксплуатируемых помещении.
Измеряется валовая и чистая вместимость в регистровых тоннах. Данные, полученные в результате обмера судна, заносятся в его мерительное свидетельство и в списки (регистровые книги) судов.
Скорость хода (speed) – эксплуатационное качество судна, обеспечивающее экономическую эффективность транспортных операций. Чем выше скорость, тем выше провозная способность судна. Растет скорость с 9 – 14 узлов до 30 узлов.
Дальность плавания (steam circle) – расстояние, которое судно может пройти с заданной скоростью без пополнения запасов. Сейчас суда могут совершать рейсы 15 000 – 20 000 миль и более.
Балкер Atalante
Источник: fleetphoto.ru
Автономность плавания (sea endurance) – определяется временем работы судна без пополнения запасов топлива, смазки, провизии и воды. Сейчас от 1 до 2 месяцев. Ледоколы, спец. суда – до 1 года.
Маневренность (manoeuvrability) – способность судна выполнять заданные маневры, изменять направление и скорость движения.
Живучесть (endurance) – способность судна при получении повреждений сохранять свои мореходные и эксплуатационные качества.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МОРЕХОДНЫХ КАЧЕСТВАХ СУДНА.
Мореходные качества определяют надежность и конструктивное совершенство судна. К мореходным качествам относятся: плавучесть, остойчивость, непотопляемость, мореходность, ходкость, управляемость судна.
П л а в у ч е с т ь ю (FLOАTATION) — называется способность судна плавать в требуемом положении относительно поверхности воды при заданной загрузке.
О с т о й ч и в о с т ь (STABILITY)– способность судна, отклоненного действием внешних сил из положения равновесия, возвращаться в исходное положение равновесия после прекращения действия этих сил.
Н е п о т о п л я е м о с т ь ю (INSABMERSIBILITY) — называется способность судна сохранять достаточную плавучесть и остойчивость после затопления одного или нескольких отсеков.
М о р е х о д н о с т ь (NAVIGABILITY)– способность судна противостоять воздействию морского волнения с колебаниями возможно меньшей частоты и амплитуды.
Х о д к о с т ь – способность судна перемещаться с заданной скоростью.
У п р а в л я е м о с т ь ю (MANOEUVRABILITY)называется способность судна удерживать заданное направление движения или изменять его в соответствии с желанием судоводителя.
2) Основные эксплуатационные качества судна.
Эксплуатационные качества (измерители судна) определяют транспортные возможности и экономические показатели судна.
Эксплуатационные качества судна определяются его грузоподъемностью, грузо и пассажировместимостью, скоростью, маневренностью, дальностью и автономностью плавания.
Г р у з о п о д ъ е м н о с т ь– вес различного рода грузов, которые может
перевезти судно при условии сохранения проектной посадки. Существует чистая грузоподъемность и дедвейт.
Ч и с т а я г р у з о п о д ъ е м н о с т ь– это полный вес перевозимого судном полезного груза (вес в трюмах и вес пассажиров с багажом и запасы
провизии, воды) при загрузке судна по расчетную осадку (DЧ).
Д е д в е й т (DEADWEIGHT) – это общий вес перевозимого груза, а также запасов топлива, котельной воды, масла, экипажа с багажом, запасов всей воды и балласта, т.е. дедвейт – сумма всех переменных грузов. Величина дедвейта для каждого судна является постоянной и определяется общим весом переменных грузов, принятых на судно по расчетную осадку (DWT).
В о д о и з м е щ е н и е п о р о ж н е м (LIGHT DISPLESEMENT SHIP) – сумма всех постоянных весов, из которых слагается вес конструкции построенного судна (корпус, механизмы, судовые устройства, системы и оборудование, инвентарное снабжение, вес запасов топлива, масла в системе для запуска двигателя и твердый балласт на некоторых судах) (Do или ΔO).
П о л н о е в о д о и з м е щ е н и е (DISPLESEMENT)– водоизмещение порожнем плюс дедвейт ( или водоизмещение в полном грузу), (D или Δ).
где D, Δ – полное водоизмещение,
Dо, ΔO – водоизмещение порожнем,
У современных судов дедвейт составляет 65 – 75 % от полного водоизмещения, у танкеров – 82 – 85 %.
Г р у з о в м е с т и м о с т ь (Loading capacity) – суммарный объем всех грузовых помещений, измеряется в м3.
З е р н о в а я (сыпучая) в м е с т и м о с т ь (Grain capacity)– равна теоретическому объему грузовых помещений за вычетом объема набора корпуса и других конструкций внутри помещения (4 – 5 %).
К и п о в а я в м е с т и м о с т ь (General capacity) или (Bale capacity) – вместимость по штучному грузу и обычно на 8 – 10 % меньше вместимости по сыпучему грузу.
Р е г и с т р о в а я в м е с т и м о с т ь ( или регистровый тоннаж – Register tonnage)– дает единообразную оценку размеров судна, размеров помещения в мировой практике. За единицу объема принимают регистровую тонну, равную 2,83 м3 ( или 100 куб. Футов). Это мера объема, которую нельзя путать с обычной тонной – мерой веса.
Существует валовая вместимость (брутто) и чистая вместимость (нетто).
Ч и с т а я в м е с т и м о с т ь (Net Register Tonnage – NRT)– условный объем помещений судна, предназначенных для перевозки грузов или пассажиров, т.е. коммерчески эксплуатируемых помещении.
Измеряется валовая и чистая вместимость в регистровых тоннах. Данные, полученные в результате обмера судна, заносятся в его мерительное свидетельство и в списки (регистровые книги) судов.
С к о р о с т ь х о д а (Speed)– эксплуатационное качество судна, обеспечивающее экономическую эффективность транспортных операций. Чем выше скорость, тем выше провозная способность судна. Растет скорость с 9 – 4 узлов до 30 узлов.
Д а л ь н о с т ь п л а в а н и я (Steam circle) – расстояние, которое судно может пройти с заданной скоростью без пополнения запасов. Сейчас суда могут совершать рейсы 15 000 – 20 000 миль и более.
А в т о н о м н о с т ь п л а в а н и я (Sea Endurance)– определяется временем работы судна без пополнения запасов топлива, смазки, провизии и воды. Сейчас от 1 до 2 месяцев. Ледоколы, спец. cуда – до 1 года.
М а н е в р е н н о с т ь (MANOEUVRABILITY)– способность судна выполнять заданные маневры, изменять направление и скорость движения.
Ж и в у ч е с т ь (Endurance)– способность судна при получении повреждений сохранять свои мореходные и эксплуатационные качества.
Вопросы и задания для самоконтроля:
Что понимается под постоянными и переменными грузами на судне?
Как классифицируют водоизмещение судна в зависимости от его нагрузки?
Что понимается под грузовым размером?
Что понимается под грузовой шкалой?
Что понимается под объемным водоизмещением?
Что понимается под весовым водоизмещением?
Что понимается под п л а в у ч е с т ь ю?
Что понимается под о с т о й ч и в о с т ь ю?
Что понимается под не п о т о п л я е м о с т ь ю?
Что понимается под м о р е х о д н о с т ь ю?
Что понимается под г р у з о в м е с т и м о с т ь ю?
Что понимается под в а л о в о й в м е с т и м о с т ь ю?
Что понимается под ч и с т о й в м е с т и м о с т ь ю?
Что означает диаметральная плоскость (ДП)?
Что означает плоскость мидельшпангоута (миделя)?
Что называется посадкой?
Что называется креном?
Что называется дифферентом?
Что называется основной плоскостью (ОП)?
Что называется штевнями?
Что называется форштевнем?
Что называется ахтерштевнем?.
Что называется ватерлинией (ВЛ)?
Что называется конструктивной ватерлинией (КВЛ)?
Что называется грузовой ватерлинией (ГВЛ)?
Что означает носовой перпендикуляр (НП)?
Что кормовой кормовой перпендикуляр (КП)?
Что означает длина наибольшая?
Что означает длина габаритная?
Что называют шириной судна?
Что означает ширина наибольшая?
Что называется высотой борта?
Что называется осадкой?
Что называется коэффициентом полноты конструктивной (грузовой) ватерлинии α?
Что называется коэффициентом полноты водоизмещения δ?
Дата добавления: 2015-12-10 ; просмотров: 1414 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Мореходные качества и обитаемость судна
Раздел 1. Основы проектирования и расчёта общесудовых систем
Тема 1.1. Назначение и классификация общесудовых систем.
Мореходные качества и обитаемость судна
Мореходные качества судна – это качества, определяющие способность судна безопасно совершать плавание, сохраняя живучесть в случае повреждения.
К мореходным качествам относятся:
Плавучесть – способность судна плавать при заданной нагрузке в заданном положении относительно поверхности воды.
Положение судна относительно поверхности воды называется посадкой. Посадка характеризуется тремя величинами: средней осадкой Тср, углом крена q и углом дифферента f (рис. 1.1.1).
Рис. 1.1.1. Посадка судна
Необходимым условием плавания судна в равновесии является равенство силы тяжести и выталкивающей силы (силы Архимеда):
, (1.1.1)
где m – масса судна, V – объёмное водоизмещение (объём погружённой части судна). Выражение (1.1.1.) – уравнение плавучести.
D = Pпор. + DW, где Рпор. – водоизмещение порожнем (собственная масса судна), DW – дедвейт судна (грузоподьёмность), включающий в себя все массы, не входящие в водоизмещение судна порожнем DW = Pгр. + Рзап.. + Pэк..
Сила тяжести, как известно, приложена к центру тяжести (ЦТ) судна, а сила Архимеда – к геометрическому центру погружённого объёма, называемому центром величины (ЦВ).
Для плавания прямо и на ровный киль необходимо, чтобы векторы сил Архимеда и тяжести находились на одной вертикали, то есть должны выполняться следующие условия для координат ЦТ и ЦВ:
(1.1.2)
(1.1.3)
Так как ЦВ лежит в диаметральной плоскости (ДП) судна, (1.1.3) принимает вид:
Объём водонепроницаемых отсеков выше ватерлинии называется запасом плавучести.
Остойчивость – способность судна, выведенного из положения равновесия (получившего крен или дифферент) под воздействием внешних сил, возвращаться в исходное положение по окончании этого воздействия.
Остойчивость при крене называется поперечной, при дифференте – продольной.
Рис. 1.1.2. Поперечная остойчивость
При крене (рис. 1.1.2) ЦВ смещается из положения C0 в положение C1. На пересечении линии действия силы Архимеда с ДП находится так называемый метацентр М. По своему смыслу метацентр – это предельное положение ЦТ, при котором судно ещё сохраняет остойчивость. Таким образом, судно обладает остойчивостью, только если ЦТ G расположен ниже метацентра М.
Расстояние межу М и G называется метацентрической высотой.
Ходкость – способность судна двигаться с заданной скоростью при эффективном использовании мощности энергетической установки.
Качка – колебания судна под действием волн и других периодических сил. Характеризуется амплитудой и периодом.
Управляемость – способность судна по мере необходимости изменять или сохранять курс.
Обитаемость судна – это комплексная характеристика судна, показывающая степень приспособленности его к жизнедеятельности человека в условиях плавания.
Элементы обитаемости: размеры помещений, расположение оборудования, микроклимат, обеспечение бытовых нужд, а так же показатели качки, вибрации и шума.
Для обеспечения упомянутых качеств в процессе эксплуатации судов приходится решать следующие задачи:
— обеспечение приёма и перекачивания жидкого балласта для спрямления крена и дифферента и замещения переменных грузов,
— откачивание воды из затопленных помещений в ходе борьбы за непотопляемость,
— поддержание необходимых параметров воздушной среды,
— обеспечение санитарно-бытовых нужд (подача воды и удаление продуктов жизнедеятельности личного состава),
Перечисленные задачи решаются посредством общесудовых систем.