Украинская гтс что это
Газотранспортная система Украины. Справка
Построенная во времена СССР ГТС находится в управлении компании «Укртрансгаз», входящей в состав украинского нефтегазового государственного монополиста НАК «Нафтогаз».
В состав ГТС входят 37,6 тыс. км магистральных газопроводов, 283,2 тыс. км распределительных сетей, газохранилища, компрессионные и газоизмерительные станции.
Особую ценность украинской ГТС придают 13 подземных хранилищ газа (ПХГ). Они могут хранить более 32 млрд м³ голубого топлива, что ставит их на второе место по объему в Европе после РФ.
Транзит
На границе с Россией ГТС способна принять 288 млрд м³ газа ежегодно, при этом передать другим странам система может несколько меньше — 178,5 млрд м³ в год. В реальности через нее прокачивается существенно меньше.
Пика в новейшей украинской истории этот показатель достиг в 2008 году. Тогда через украинские газопроводы в Европу отправилось 119,6 млрд м³ российского газа. После этого в основном наблюдалось падение объемов транзита.
Так, в 2017 году транзит российского газа через украинскую ГТС составил почти 94 млрд м³, а в 2018-м упал на 7,1% (6 млрд 677,8 млн м³) до уровня менее 87 млрд м³.
Газовая война
2009 год начался с газовой войны. Долгое время Киев и Москва пытались согласовать условия поставок газа, но безрезультатно. Желание России повысить цену на газ до 418 долларов за 1 тыс. куб. м сталкивалось с нежеланием Украины платить более 210 долларов. В результате 1 января 2009 года «Газпром» прекратил поставки газа на территорию Украины.
Сначала реакция Европы была сдержанной. Европейский Союз был готов вмешаться в конфликт только тогда, когда на себе почувствует сокращение поставок, а пока давление в трубе соответствовало условиям контракта. Но Киев решил прибегнуть к беспрецедентному шагу и заявил об отборе 21 млн куб. м газа из транзита в Европу — «для технических нужд».
22 января 2009 года украинский премьер Юлия Тимошенко подписала новое соглашение с Москвой по поставкам газа, однако более двух недель Европа не могла получать российский газ.
Ситуация заставила европейские страны задуматься над тем, как лишить Киев контроля над ГТС, чтобы не допустить повторения ситуации.
Концессия
В мае 2010 года российский премьер Владимир Путин предложил объединить «Газпром» и «Нафтогаз Украины».
В июле 2010 года премьер-министр Украины Николай Азаров заявил, что правительство Украины ведёт переговоры о создании газотранспортного консорциума между Украиной, ЕС и Россией.
Такой консорциум дал бы европейцам гарантии того, что газ будет поставляться на территорию ЕС вне зависимости от политических или экономических амбиций Киева. Однако сделка так и не состоялась.
В данный момент переговоры продолжаются, однако из-за российско-украинского конфликта РФ не принимает в них участия. Между тем и решения о концессии в ближайшее время не предвидится.
При этом еще с 2009 года идут разговоры о модернизации давно устаревшей украинской ГТС. Газовое проклятье Украины. Как десять лет назад газ на Украине стал политикой
Проще новую построить
Это составляет немногим менее половины стоимости самой ГТС.
Однако совсем скоро ее цена может опуститься до уровня стоимости металла, из которого она сделана.
Остановка транзита
В августе 2019 года секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Александр Данилюк признал, что вероятность остановки транзита газа существует и пренебрегать ей нельзя.
Более того, страна вынуждена будет тратить деньги на содержание нерентабельной системы, так как в противном случае станет невозможна подача газа украинским домохозяйствам — ГТС, как уже упоминалось, интегрирована с газораспределительными сетями.
Остановка транзита станет возможна, если Россия достроит обходные газопроводы «Северный поток — 2» и «Турецкий поток», которые смогут взять на себя большую часть украинского транзита.
Есть ли жизнь после СП-2? Какое будущее ждет украинскую газотранспортную систему
Глава «Газпрома» Алексей Миллер еще в 2016 году говорил о сокращении мощностей газопроводов в «ужгородском коридоре». Монополия обещала ликвидировать часть своих газопроводов в центральном транзитном коридоре Уренгой—Помары—Ужгород, по которому через Украину проходил основной поток российского газа в ЕС. Эти намерения были реализованы лишь частично, поскольку транзит через Украину был сохранен. Пока что на ближайшие четыре года.
После запуска первой нитки «Турецкого потока» (в начале 2020 года) украинская ГТС уже потеряла 15 млрд куб. м в год транзита, который раньше шел через Украину в Турцию, Болгарию и Грецию. Сейчас по южному направлению Киев транспортирует газ только для Румынии и Молдовы. После запуска второй нитки «Турецкого потока» и окончания строительства газопровода Болгария — Сербия — Венгрия Украину ожидает потеря еще 15 млрд куб. м. А завершение строительства «Северного потока – 2» приведет к потере оставшихся 50 млрд куб. м. Поэтому после окончания этих проектов у «Газпрома» будет возможность полностью отказаться от транзита по Украине. И в Киеве это понимают.
«Очевидно, что если «Газпром» достроит «Северный поток – 2», то мощности украинской ГТС станут избыточными для него. Я не вижу причин для «Газпрома» продлевать транзит газа через Украину после 2025 года, хотя наши тарифы на транзит абсолютно конкурентные», — заявил в интервью РБК-Украина глава «Оператора ГТС Украины» Сергей Макогон.
Но надежды на дальнейшее сотрудничество с «Газпромом» в Киеве не теряют. Правда, для этого потребуется отбросить в сторону политическую составляющую.
«Газпром» для обеспечения гибкости уже сейчас вынужден арендовать или покупать дорогие европейские подземные хранилища газа. Кроме этого, в случае аварий и отказов нашей газотранспортной системы мы всегда можем перенаправить газ через другие газовые коридоры внутри Украины, а «Северный поток» и «Турецкий поток» — это по две трубы, которые не имеют дублирующих мощностей», — признал Сергей Макогон.
Водородно-транспортная труба
Согласно действующему контракту между украинским «Нафтогазом» и российским «Газпромом», объемы транспортировки природного газа по территории Украины из России в Европу будут существенно уменьшаться в течение 2020–2025 годов, а дальнейшие перспективы пока не определены. В случае реализации сценария нулевого транзита после 2025 года на Украине освободятся значительные объемы мощностей магистральных газопроводов, которые теоретически могут быть использованы для транспортировки возобновляемых газов потребителям Украины и стран Европы.
Недавно ЕС назвал Украину приоритетным партнером своей «Водородной стратегии». ЕС при разработке долгосрочных стратегий учитывает потенциал Украины. Для Киева это создает поле для переговоров и конкретных инициатив в кооперации как на этапе исследования и разработки, так и на этапе внедрения новых энергетических решений на базе водорода. Оператор ГТС Украины уже вошел в новый Европейский альянс чистого водорода. Членство в Альянсе предусматривает привлечение Оператора ГТС Украины к ключевым стратегическим форумам, круглым столам и другим мероприятиям по имплементации Водородной стратегии для климатически нейтральной Европы.
Как заявил в августе 2020 года министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба, украинская газотранспортная система вскоре может оказаться «газо-водородно-транспортной» — Украина обсуждает возможность транспортировки по ней водорода в Германию. По словам чиновника, Германия будет крупнейшим рынком потребления водородной энергетики, а Украина может стать надежным поставщиком водорода в ЕС, в том числе в Германию.
«Мы договорились, что сотрудничество с Германией продолжится в виде разработки «дорожной карты» развития энергетического партнерства и будет проведено исследование возможности использования газотранспортной системы Украины для транспортировки водорода», — уточнил Кулеба.
Министр считает, что подобное сотрудничество будет предполагать инвестиции в модернизацию газотранспортной системы Украины.
Водород — один из самых потенциально выгодных энергоносителей, но его потенциал не стоит преувеличивать в среднесрочной перспективе. Поэтому сейчас главный приоритет для Украины — обеспечить работоспособность и надежность ГТС для транзита природного газа.
Демонтаж
Из-за сокращения транзита газа из России в Европу украинская ГТС поэтапно откажется от 60–70% своих мощностей.
«Наша ГТС способна транспортировать 145 млрд куб. м газа в год из России в Европу, но в следующем году транзит составит всего 40 млрд куб. м. Нам не нужна такая компрессорная мощность, которую мы имеем сейчас. Нам придется поэтапно отказаться от 60–70% мощностей, потому что они просто не нужны», — рассказал Сергей Макогон в интервью S&P Global Platts.
ГТС нужно будет уменьшить мощности для сокращения расходов, поскольку через пять лет, возможно, придется обеспечивать социально приемлемые тарифы в случае потери транзита российского «Газпрома».
По словам Макагона, уже определены компрессорные станции, которые будут сокращены: «Сейчас мы находимся в процессе подготовки, и через пять лет наша система будет полностью оптимизирована и будет функционировать в новых рыночных условиях».
Частично порежут на металлолом
Эксперт энергетического рынка Валентин Землянский отмечает, что объемы транзита по украинской ГТС после постройки «Северного потока – 2» будут однозначно снижаться, весь вопрос в том, насколько Украина останется в логике кооперации, которая уже была опробована.
«Это когда в ПХГ оставляют газ в режиме транзита, а потом зимой — забирают. В этом случае определенные объемы будут сохраняться, поскольку будет существовать запрос на подъем газа, находящегося в хранилищах. Как это будет в абсолютных цифрах, сейчас сказать достаточно сложно, поскольку не понятно, какой будет спрос в Европе, как будет складываться конъюнктура», — сказал в комментарии Украина.ру Валентин Землянский.
По словам эксперта, украинскую ГТС в любом случае придется оптимизировать.
Сейчас говорить о том, что экономическая составляющая возьмет верх над политической, достаточно сложно: зависшее состояние, на которое накладывается еще и коронакризис, стагнирующая экономика — не понятно, какой будет спрос на газ в ЕС. Я думаю, что в Газпроме есть экономическое обоснование (то есть они считали), но насколько это будет реализовано, пока не скажет никто.
Но «Газпром» заинтересован в сохранении украинского маршрута в любом случае, потому что есть предпочтения европейских партеров относительно маршрутов доставки. Например, итальянцы высказывали свое пожелание, и их украинский маршрут устраивает, а это самая дальняя точка. Поэтому это больше вопрос трехсторонних переговоров и достижения договоренностей в трехстороннем формате. Но сейчас мы о таких переговорах ничего не слышим. И я боюсь, что украинская сторона опомнится перед самым окончанием действия пятилетнего транзитного контракта», — заключил Валентин Землянский.
«После 2024 года никакого транзита через Украину не будет»
Почему невозможен новый газовый контракт между Москвой и Киевом
Потянет ли труба
Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль заявил о необходимости продлить действующий транзитный контракт с «Газпромом». В идеале, как сказал политик, Киеву нужно настаивать на 15-летней пролонгации — вплоть до 2039 года, увеличив при этом суточную пропускную способность ГТС на 55 млн кубометров сверх 110 млн куб. м, прописанных в текущем соглашении. Шмыгаль отметил, что газовый излишек Украина готова поставлять в Европу по цене вдвое ниже, чем в существующем контракте.
С учетом нынешнего аварийного состояния украинской ГТС дополнительные 55 млн куб. м прокачки могут стать проблемой для Киева. Однако с каждым годом экономические и технологические риски для «Газпрома» и европейских потребителей будут становиться все больше, сошлись во мнении опрошенные «Газетой.Ru» эксперты.
По словам эксперта Финансового университета при правительстве РФ Игоря Юшкова, в самое ближайшее время ожидать катастрофы на украинской ГТС не стоит. Но в течение ближайших 5-10 лет ее состояние может достичь критического.
«Риски газовых взрывов на Украине будут расти с каждым днем. Со временем газотранспортная система, по сути, превратится в решето.
В последние десятилетия Киев не вкладывал денег в глубокую модернизацию. Капитально никто на Украине заниматься этим не хочет. Тем более, что уже сейчас многие политики прекрасно понимают, что после 2024 года никакого транзита через Украину не будет», — сказал Юшков.
Эксперт добавил, что в 2020 году местная ГТС пропустила около 65 млрд кубометров газа. Предложение же Шмыгаля подразумевает увеличение транзита, которое по факту не нужно ни ЕС, ни России, поскольку уже сейчас есть эффективные обходные маршруты, включая газопроводы «Ямал-Европа», «Турецкий поток» и «Северный поток».
Противоположное мнение высказал директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. По словам эксперта, заявления киевских властей о наращивании газовых поставок можно расценивать как фантазию, не имеющую никакого отношения к действительности. Причина — ГТС Украины не потянет увеличение транзита без проведения глубокой модернизации всей системы.
Сколько будет стоить модернизация
Он добавил, что затраты Украины на модернизацию ГТС могут быть увеличены с учетом уменьшения транзитного потока. В таком случае необходимо будет демонтировать часть труб, что обойдется бюджету в дополнительные миллионы долларов.
«На столь большие инвестиции «Нафтогаз» может пойти только при получении гарантий долгосрочного транзита от «Газпрома». Таких гарантий нет, в итоге получается замкнутый круг. Поэтому я бы не стал исключать возможности полного обнуления транзитного потока после 2024 года из-за все большего ветшания ГТС Украины», — резюмировал эксперт.
Судебная угроза для Киева
Обещания Киева западным партнерам вдвое снизить цены газовых поставок в случае получения транзитных излишек, сам того не желая, подводит страну под судебное разбирательство, отметил Кондратьев.
«Даже 50% скидки Зеленского европейцам за газовый транзит не спасут Украину. Это предложение было адресовано скорее «Газпрому», чтобы задобрить российского монополиста. Однако оно может привести к еще большим последствиям для Киева.
Если Украина с такой легкостью отказывается от собственных же «рыночных» ставок, то «Газпром» вполне может обратиться в Стокгольмский суд по поводу обоснованности завышенных транзитных цен», — объяснил аналитик.
Кондратьев также добавил, что в этом случае европейский арбитраж может пересмотреть уже осуществленные платежи «Газпрома» за предыдущие годы. В итоге Киев рискует потерять еще сотни миллионов долларов.
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Экономика
Убытки на миллиарды и рост тарифов: чего ждать Украине после конца контракта с Газпромом (Главред, Украина)
Несмотря на действующий контракт с Нафтогазом, Газпром продолжает снижать поставки газа через Украину в страны ЕС, отправляя топливо в обход украинской ГТС. Как следствие, Украина уже лишилась транзита в Румынию и вскоре рискует потерять транзит газа в Венгрию и ряд других стран ЕС. И это, в свою очередь, грозит государству убытками в миллиарды долларов. Рассказываем, чего ожидать в будущем и чем нам грозит уменьшение транзита или его полное прекращение.
На юге — уже без Румынии
На днях генеральный директор «Оператор ГТС Украины» Сергей Макогон сообщил, что с 1 апреля Украина перестала обеспечивать транзит газа в Румынию, так как теперь он идет в обход Украины по российскому газопроводу «Турецкий поток — 2».
Напомним, что ТП-2, запущенный в январе этого года, дал РФ возможность перевести транзит газа в обход Украины в Турцию, Грецию и Болгарию. А после того, как от транзита через Украину отказалась и Румыния, газопровод фактически остановил прокачку газа через Украину по южному направлению. Ведь, как уточняли в ГТС, объемы транзита в 2020 году и так были небольшими — 1 миллиард кубометров для Румынии и 3 — для Молдавии при общей мощности газопровода в 27 миллиардов кубометров.
Теперь же, как уверяет Макогон, в случае окончания строительства ТП-2, которое обещают завершить уже к концу этого года, над ГТС Украины может нависнуть новая опасность. «Если будет завершено продолжение „Турецкого потока» через Болгарию и Сербию, то Газпром переведет транзит в Венгрию тоже через „Турецкий поток — 2″. Для Украины это означает дополнительную потерю 10-12 миллиардов кубобометров транзита ежегодно», — пояснил Макогон.
Миллиардные убытки
Согласно пятилетнему контракту по принципу «качай или плати», подписанному между Нафтогазом и Газпромом в 2019 году, Газпром должен оплачивать перекачку газа, независимо от его объема, в следствие чего за это время Украина должна гарантированно получить около 7 миллиардов дохода.
Но, как отмечает директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины, эксперт по вопросам энергетики Валентин Землянский, контракт с Газпромом изначально был заточен под уменьшение транзита через Украину. «С 2021 года мы договорились о транзите 40 миллиардов кубометров вместо 65 миллиардов в 2020 году. Соответственно, контракт изначально предполагал сокращение транзита», — уточняет эксперт.
По его мнению, после достройки «Северного потока — 2» потребность в украинской ГТС как у РФ, так и у стран ЕС может исчезнуть вовсе, а украинский маршрут могут использовать как запасной. В таком случае транзит газа во Францию, Германию, Нидерланды, Австрию и ряд других стран ЕС, Россия будет поставлять не по украинской ГТС, а обходным путем посредством Северного и Турецкого потоков.
«Русским это на руку, потому что у них есть задача — минимизировать (но не отказаться совсем) от транзита через Украину, чтобы после 2024 года новый контракт предусматривал не условие „качай или плати», а использование ГТС Украины в режиме резервной системы. В этих условиях мы будем качать газ при необходимости — но не нашей, а ЕС или РФ. Например, в летний период, когда будет продолжаться закачка газа в европейские газохранилища или зимой, когда будет возникать дополнительная потребность в газе, когда не будет хватать поставок через Турецкий и Северный потоки», — соглашается с коллегой энергетический эксперт, сооснователь Института энергетических стратегий Юрий Корольчук.
Собственно, в России этого не скрывают. Там уже сейчас начинают строить планы на будущее после завершения контракта с Нафтогазом и в них украинской ГТС места нет.
«После [окончания строительства СП-2] смысла в украинской трубе нет. Пусть сами думают, что с ней делать. Мы можем использовать ее как резервную», — заявил профессор Финансового университета при правительстве РФ Константин Симонов. По его словам, в случае использования украинской ГТС как резерва, Украина почти лишится заработка на транзите, поскольку львиную долю средств от перекачки придется отправлять на обслуживание газопровода.
Вероятность такого неутешительного развития событий подтверждает Корольчук: «Если до 2019 года, когда Украина транзитировала до 90 миллиардов кубометров, мы могли за год заработать около 2,5 миллиарда долларов, в прошлом году из 65 миллиардов транзита мы заработали около 2 миллиардов, то если транзит сократится до 20-30 миллиардов, мы сможем заработать максимум 1 миллиард долларов при том, что каждый год мы вкладываем в ГТС около 500 миллионов долларов».
Что будет с тарифами
Контекст
Поляки: россияне гениально используют тактику «разделяй и властвуй» (Interia)
Biznes Alert: Газпром берет Европу в газовые клещи
Но, помимо прямых убытков, которые будет нести Украина из-за отсутствия транзита, могут возникнуть проблемы и у украинских потребителей с их 30 миллиардами кубометров в год — больше, чем в любой другой европейской стране.
Как объяснили «Главреду» эксперты, если не будет транзитного газа и давления в системе, придется больше сжигать газа, и, соответственно повышать стоимость транспортировки этого газа до конечного потребителя. Как следствие — транспортная составляющая может вырасти с нынешних 15-20 до минимум 50 процентов — также, как и в некоторых странах ЕС, где потребители платят больше именно за транспортировку, а не за газ как ресурс.
Модернизация как способ спасения ГТС
Так как объемы транзита газа через Украину будут продолжать снижаться, Украине пора уже сейчас думать над тем, как оптимизировать работу ГТС под такие объемы. Как объяснял в интервью венгерским СМИ Макогон, сейчас обсуждается несколько вариантов. Один из наиболее вероятных — модернизация компрессорных станций.
«Если транзит по украинской ГТС будет прекращен, то Украина будет вынуждена оптимизировать свою газотранспортную систему исключительно для удовлетворения внутреннего спроса», — говорил в интервью венгерским СМИ в марте.
Но, как убежден сопредседатель Фонда энергетических стратегий, эксперт в сфере энергетики Дмитрий Марунич, оптимизация и вывод из эксплуатации компрессорного оборудования на деле означает сокращение персонала. «Потому что на внутреннем транзите много заработать не выйдет — это просто нереальный сценарий», — говорит Марунич.
По его мнению, в этом случае могла бы помочь интеграция украинской системы с европейской путем строительства новых интерконнекторов. Но, с учетом того, как идет строительство такого интерконнектора с Польшей, рассчитывать и на такой исход не приходится, поскольку все упирается в инвестиции, которых нет ни с украинской, ни с польской стороны.
Не менее нереальным (во всяком случае, пока) эксперт считает и ранее анонсированную премьер-министром Украины транспортировку водорода в страны Европейского союза по трубопроводу «Дружба», по которому и поставляется газ в Европу как альтернативу транзиту из РФ.
«Основная проблема с водородом — в низком давлении. На Украине проводили соответствующие эксперименты, но потери водорода были около 40 процентов. Потому это возможно только в теории, а на практике нужно будет еще подтвердить способность магистральных трубопроводов транспортировать водород, не говоря уже о проблемах с безопасностью и экологией, которые могут из-за этого возникнуть. Потому пока такой вариант только на уровне болтовни премьер-министра», — заключил Марунич.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
«Нужны огромные деньги»: сможет ли Украина сохранить свою ГТС в работоспособном состоянии
Поставки природного газа через трубопровод «Ямал — Европа» приостановлены с 6 до 10 июля из-за планового техобслуживания топливной магистрали. Об этом сообщили в «Газпроме». По информации компании, сроки проведения работ были согласованы ещё в 2020 году.
Напомним, газопровод «Ямал — Европа» проложен из России через территорию Белоруссии и Польши в Германию. Строительство магистрали было начато в 1994 году, её проектная мощность достигает 32,9 млрд куб. м в год.
Также в июле на десять дней приостановит работу ещё один экспортный газопровод — «Северный поток». Магистраль мощностью 55 млрд куб. м газа в год встанет на плановую профилактику с 13 по 23 июля.
Несмотря на приостановку транзитного газопровода, «Газпром» не стал бронировать дополнительные транзитные мощности украинской газотранспортной системы на июль 2021 года. Об этом ранее сообщило агентство Интерфакс со ссылкой на данные системы бронирования Regional Booking Platform. Выставленные на аукцион украинским оператором ГТС дополнительные мощности в объёме 63,7 млн куб. м в сутки остались невостребованными.
Кроме того, «Газпром» ранее не стал бронировать транзитные мощности на украинском и польском направлениях на период с 1 октября 2021 по 1 октября 2022 года. Об этом также стало известно из данных платформ бронирования GSA Platform и Regional Booking Platform.
Украинский оператор ГТС ранее выставил для годового бронирования дополнительные мощности в объёме 9,8 млн куб. м в сутки, а польская сторона — 79 млн куб. м в сутки.
Как отметил в комментарии RT заместитель генерального директора по газовым проблемам в Фонде национальной энергетической безопасности Алексей Гривач, сейчас «Газпром» не нуждается в том, чтобы задействовать дополнительные транзитные мощности Украины для поставок топлива в Европу. При этом объём транзита, предусмотренный подписанным в конце 2019 года Киевом и Москвой соглашением, сохраняется, пояснил эксперт.
«Обойтись без закупки дополнительных мощностей позволяет сезонный фактор — летом спрос на газ ниже, чем осенью и зимой. Плановые работы на обоих газопроводах — «Ямал — Европа» и «Северный поток» — займут немного времени, «Газпром» спокойно выполнит свои обязательства перед покупателями в Европе», — пояснил эксперт.
Футуристические идеи
Одновременно близится к завершению строительство двух новых транзитных газопроводов в обход территорий Украины и Польши — «Турецкий поток» и «Северный поток — 2».
В начале июля сербский участок продолжения трубопровода «Турецкий поток» был состыкован с венгерской газотранспортной системой.
Как сообщило РИА Новости со ссылкой на главу госкомпании «Србиягаз» Душана Баятовича, первые поставки российского газа в Венгрию через Турцию, Болгарию и Сербию могут начаться уже 1 октября 2021 года.
Также близится к завершению проект строительства трансбалтийского газопровода «Северный поток — 2». В пресс-службе оператора проекта — компании Nord Stream 2 AG ранее сообщили, что 4 июня 2021 года была завершена укладка труб первой нитки, 11 июня начнутся пусконаладочные работы по заполнению «Северного потока — 2» газом. Этот процесс может занять несколько месяцев.
Готовящийся запуск Россией новых транзитных газопроводов вызывает особую тревогу у Киева. Как заявил в середине июня 2021 года глава украинского МИД Дмитрий Кулеба, власти страны готовы рассмотреть возможность переговоров о «компенсации» украинской стороне потерь от запуска «Северного потока — 2».
«Мы поняли, что между Германией и США были переговоры. Мы в них не участвовали. Если нам предложат поговорить о компенсациях, мы это рассмотрим. Однако мы не обязательно согласимся с тем, что будет предложено», — сказал Кулеба в интервью Die Welt.
Он не уточнил, от кого конкретно можно ожидать такого предложения.
Прежний контракт истекал в конце 2019 года. Киев и Москва смогли договориться об условиях продления транзита, хотя и без сохранения прежних объёмов прокачки газа. Новый контракт сроком на пять лет был подписан сторонами в декабре 2019 года. Соглашение предусматривает суммарно прокачку 225 млрд куб. м газа через территорию Украины с постепенным снижением объёмов транзита. В 2020 году он составил 65 млрд куб. м, с 2021 года через Украину на европейский рынок будет поступать по 40 млрд куб. м в год.
Генеральный директор «Укратомэнерго» Валерий Токарь пояснил в беседе с RT, что при сокращении прокачки топлива через Украину до уровня ниже 40 млрд куб. м в год работа украинской газотранспортной системы может стать нерентабельной.
«После запуска «Северного потока — 2» украинская ГТС потеряет свою привлекательность для европейского рынка и России. Чтобы транзит приносил хотя бы какую-то прибыль и ГТС сохранялась в нынешнем состоянии, нужно прокачивать в год порядка 40 млрд кубометров», — пояснил Токарь.
На фоне сокращения газового транзита через украинскую территорию в Киеве пытаются найти альтернативное применение украинской ГТС. К примеру, в 2019 году исполнительный директор НАК «Нафтогаз» Юрий Витренко заявил, что в газотранспортную систему можно будет закачать водород.
Впрочем, эксперты оценивают подобные идеи скептически. Директор Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин пояснил в комментарии RT, что Киев рассматривал разные варианты использования своей ГТС. К примеру, изучался вариант прокачки газа из Азии, но это сложно, так как почти весь он уже законтрактован под Китай.
«Более того, для этого необходима территория России, и ей уже решать, насколько она готова к такому сотрудничеству. Что же касается водорода, то нужно сначала понять, куда его качать. Ведь сегодня потенциального потребителя для него просто нет. Второй момент: при нынешнем техническом состоянии украинской ГТС качать водород просто невозможно. Если попытаться это сделать, система развалится, потому что трубы, которые там лежат, пропустить водород не в состоянии», — отметил эксперт.
Кулагин пояснил, что единственным технически осуществимым вариантом была бы прокачка водорода, смешанного с метаном.
«Однако это возможно только в случае, если через Украину уже ведётся транзит природного газа, к которому можно этот водород подмешать. К тому же для многих украинских труб предусмотрен очень низкий процент водорода в смеси. Поэтому пока что такие планы кажутся футуристическими», — добавил эксперт.
В свою очередь, Алексей Гривач сомневается, что Киев сможет найти какое-то применение своей ГТС после сокращения транзита российского газа.
«Вряд ли Украина найдёт замену российскому транзиту. Проблема в том, что Киев сам целенаправленно разрушал отношения с Россией, шантажировал её. Такое поведение явно не способствовало развитию дальнейшего партнёрства между странами. Пока неясно, что ждёт Украину после того, как истечёт нынешний контракт на транзит газа. Он может быть пролонгирован, но также нельзя исключать, что стороны вообще не станут заключать новое соглашение», — полагает эксперт.
Вячеслав Кулагин считает, что «Газпром» всё же заинтересован в сохранении транзита топлива через Украину, пусть и не в прежних объёмах.
«Пока что говорить о продлении действующего контракта рано, всё будет решаться ближе к 2025 году. Главным критерием в переговорах будет спрос — если в Европе он будет, то и транзит может продолжиться. Украина должна понимать, что конкурирует с другими каналами транзита», — уверен эксперт.
Технический износ
По мнению аналитиков, Украина теряет транзит газа не только из-за ухудшения отношений с Москвой, но также из-за высокого износа украинской ГТС.
В 2017 году на эту проблему публично обращал внимание Игорь Насалик, возглавлявший в то время украинское Минэнерго. Министр критиковал руководство «Нафтогаза» за урезание инвестиций в обновление ГТС страны.
«Я считаю бестолковой политику НАК «Нафтогаз» относительно транспортной системы, они уже её для себя, скажем так, зачеркнули и не рассматривают в 2019 году. Мало того, с такой позицией НАК «Нафтогаз Украины» мы можем дойти до того, что «Укртрансгаз» может быть технически не готов к прокачке газа», — заявил тогда Насалик в эфире украинского телеканала «Первый национальный».
В 2020 году ГТС была выведена из подчинения НАК «Нафтогаз» в рамках анбандлинга — газопроводы были переданы в управление АО «Магистральные газопроводы Украины» (МГУ).
Как рассказал порталу «Правовой контроль» заместитель пресс-секретаря НАК «Нафтогаз Украины» Роман Иванченко, у компании «Оператор ГТС Украины» есть программа модернизации компрессорных станций.
«Они («Оператор ГТС Украины») рассчитали, согласно плану, десять ключевых точек, которые точно нужно модернизировать», — отметил он.
При этом в «Нафтогазе» пояснили порталу «Правовой контроль», что, хотя украинская ГТС может продолжить работу после сокращения российского транзита, её мощности станут избыточными.
«Это как на фуре возить килограмм картофеля. Разумеется, если такое произойдёт, то придётся оптимизировать компрессорные станции, возможно, консервировать и выводить из эксплуатации какие-то трубопроводы», — добавил он.
Несколько иного мнения придерживается источник RT в Министерстве топлива и энергетики Украины.
«Украинская ГТС — это очень сложный механизм, который включает массу инженерного оборудования и даже более десяти подземных газохранилищ. Вся система работает неэффективно и уже давно нуждается в модернизации, но денег на эти цели, как всегда, не хватает. Украина не только потеряет миллиарды долларов на транзите, но и лишится крупного инфраструктурного проекта. Видимо, это вопрос времени», — считает чиновник.
В то же время источник RT в «Нафтогазе» пояснил, что снижение транзита газа со стороны России становится большой проблемой для Украины.
«ГТС конструировалась с расчётом на мощность более 100 млрд куб. м в год, но до 2025 года «Газпром» будет прокачивать через нее только 40 млрд куб. м в год. Обслуживать же приходится все мощности, которые устаревают, а это очень дорого», — отметил собеседник RT.
С этой оценкой согласен и Алексей Гривач. Эксперт отметил, что украинские власти вкладывали какие-то средства в поддержание ГТС в нормальном техническом состоянии, однако эти усилия были несопоставимы с реальными потребностями.
«Фактически сейчас относительно бесперебойное функционирование системы поддерживается только за счёт сокращения объёмов транспортировки газа. Чтобы дать ГТС новую жизнь, в том числе она могла бы качать водород, необходимо провести глубокую реконструкцию системы, полностью заменить основные мощности», — считает эксперт.
Схожего мнения придерживается и Вячеслав Кулагин. По его словам, в свете сокращения газового транзита властям Украины следует подумать об оптимизации мощностей ГТС.