Украинская православная церковь что это
Русская Православная Церковь
Официальный сайт Московского Патриархата
Главные новости
Святейший Патриарх Кирилл выразил сочувствие пострадавшим в результате взрыва в православной гимназии в Серпухове
В день памяти благоверного князя Александра Невского Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя в Москве
Святейший Патриарх Кирилл совершил панихиду в тринадцатую годовщину со дня кончины Святейшего Патриарха Алексия II
В праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя
В канун праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Храме Христа Спасителя
Украинская Православная Церковь
Украинская Православная Церковь является самоуправляемой Церковью с правами широкой автономии в составе Московского Патриархата.
Право независимости и самостоятельности в управлении было дано определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 27 октября 1990 г. и выражено в Благословенной грамоте (Томосе) Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Особый статус Украинской Православной Церкви отражен в Уставе Русской Православной Церкви, принятом Юбилейным Архиерейским Собором в 2000 г. Указанные решения Архиерейских Соборов были утверждены Поместным Собором Русской Православной Церкви 2009 г.
8 июля 2011 г. Собор Украинской Православной Церкви в своем Определении подчеркнул, что статус Украинской Православной Церкви как самоуправляемой с правами широкой автономии «на сегодняшний день является оптимальным». Этот статус Украинской Православной Церкви является «залогом сохранения ее внутреннего единства и фундаментом для восстановления единства украинского Православия» (Определение Собора, п. 13). Собор также подчеркнул, что Украинская Православная Церковь сохраняет молитвенное и каноническое единство с Русской Православной Церковью, через которую она пребывает в единстве со всеми Поместными Православными Церквами (Определение Собора, п. 3).
Статистика
(из доклада митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия
на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября — 2 декабря 2017 г.)
Украинская Православная Церковь состоит из 53-х епархий, служение в которых совершают 85 архиереев: 52 епархиальных и 33 викарных. 7 Преосвященных архипастырей находятся на покое.
В настоящее время в Украинской Православной Церкви насчитывается 12 069 приходов. В них совершают служение 12 283 священнослужителя, из которых 11 312 — священники и 971 — диаконы. На территории Украины действует 251 монастырь. Послушание в обителях несут 4 412 монашествующих — 1685 монахов и иноков, а также 2727 монахинь и инокинь. В семнадцати духовных учебных заведениях на дневном отделении обучается 1 429 студентов.
Доклад митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (29 ноября — 2 декабря 2017 г.)
Отчет управляющего делами Украинской Православной Церкви митрополита Бориспольского и Броварского Антония за 2017 г.
Доклад митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (2-3 февраля 2016 г.)
Доклад митрополита Киевского и всея Украины Владимира на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (2-5 февраля 2013 г.)
Украинская Православная Церковь сегодня. Доклад Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (2-4 февраля 2011 г.)
Украинское Православие на рубеже эпох. Вызовы современности, тенденции развития. Доклад Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (24-29 июня 2008 г.)
УКРАИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
Киево-Печерская Лавра |
Украинская Православная Церковь, самоуправляемая Церковь с правами широкой автономии в составе Московского Патриархата
Карта епархий на Украине по состоянию между 20 июля и 25 августа 2012 г. С сайта Синодального отдела по монастырям и монашеству monasterium.ru |
Епархии
Исторический очерк
Первое учреждение Украинской Православной Церкви относится к 1917-1918 годам. В период революционно-националистических волнений в распадающейся Российской империи Всероссийский Поместный Собор в 1918 году постановил чтобы епархии в пределах Украины образовали церковную область «с особыми преимуществами на началах автономии» или Украинский экзархат Московской Патриархии, возглавляемый митрополитом Киевским и Галицким, Патриаршим Экзархом Украины [4]. Автономия была в 1921 году ликвидирована по указу святителя патриарха Московского и всея России Тихона, но Украинский экзархат продолжал существовать как особая единица в составе Русской Православной Церкви. Начиная с 1917 года возникновение многочисленных автокефалистских расколов на Укриане стремящихся к выходу из состава Всероссийской Церкови постоянно тревожило церковную жизнь.
Автономная Украинская Православная Церковь вновь образовалась в условиях немецкой оккупации, когда связь с Московским священноначалием оказалась вынужденно прерванной. Эта автономия существовала в в 1941-1944 годах.
Наконец, в преддверии распада СССР, Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 25–27 октября 1990 года в ответ на обращение украинского епископата к патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и всему епископату Русской Церкви даровал Украинской Православной Церкви независимость и самостоятельность в управлении.
Основные сведения
Священный Синод УПЦ учреждает и отменяет епархии в пределах Украины, духовные школы, избирает кандидатов на свободные епископские кафедры, благословляет открытие монастырей, обсуждает и решает все другие вопросы внутренней жизни УПЦ в период между Архиерейскими Соборами УПЦ.
Архиерейский Собор УПЦ, согласно Уставу об управлении УПЦ, является высшим органом соборного управления. Архиерейский Собор УПЦ самостоятельно и независимо избирает Предстоятеля УПЦ — митрополита Киевского и всей Украины.
В УПЦ периодически собирается Всеукраинский Церковный Собор при участии епископата, представителей духовенства, монахов и мирян УПЦ для обсуждения самых важных вопросов внутренней жизни УПЦ.
Украинская Православная Церковь — наибольшее религиозное общество в Украине.
Наибольшие монастыри: Свято-Успенская Киево-Печерская лавра, Свято-Успенская Почаевская Лавра. Это общеправославные христианские святыни и места массового паломничества.
Украинская Православная Церковь — Церковь-мученица: сотни тысяч христиан пострадали в результате репрессий со стороны богоборческой власти в СССР, тысячи священнослужителей, монахов и мирян были расстреляны, засланы в сибирские лагеря. Среди них — священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский, убитый большевиками в 1918 году. Были разрушены много храмов, монастырей, запрещена церковная благотворительность.
В настоящий момент УПЦ возвращаются храмы, монастыри и имущество, раньше национализированное государством. Возобновляется социальная диакония УПЦ: церковноприходские школы, больницы, молодежные организации и движения, уход за старыми и инвалидами, помощь бедным и тому подобное.
На канонической территории УПЦ действуют две непризнанные Поместными Православными Церквями раскольнические юрисдикции Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата (УПЦ-КП) и Украинская Автокефальная Православная Церковь (УАПЦ). Большая часть их приходов расположена в западных областях Украины (Галиция, Волынь). На этих же территориях действует Украинская греко-католическая Церковь (УГКЦ). Активизировалась деятельность псевдорелигиозных и оккультных сект, которые практикуют прозелитизм среди православных Украины.
Статистика
Предстоятели
Ставропигии
Ранее бывшие ставропигиальными
Использованные материалы
[1] «На брифинге в Киеве рассказали об изменениях в Украинской Православной Церкви, произошедших за пять лет предстоятельства Блаженнейшего митрополита Онуфрия на Киевской кафедре», официальный сайт Русской Православной Церкви, 17 августа 2019, http://www.patriarchia.ru/db/text/5486163.html
[2] «Доклад митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (29 ноября — 2 декабря 2017 года)», официальный сайт Русской Православной Церкви, 30 ноября 2017, http://www.patriarchia.ru/db/text/5074040.html
[3] Членская страница Русской Православной Церкви на сайте Всемирного совета церквей, http://www.oikoumene.org/en/member-churches/russian-orthodox-church
[4] См. Собрание определений и постановлений, вып. IV, М., 1918, 15-19.
[5] Данные оглашенные патриархом Московским и всея Руси Алексием II на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 1997 году. См. Цыпин В. А., прот., Кравец С. Л., «Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 18-23 февраля 1997 года», Православная энциклопедия, т. 3, с. 559-563, http://www.pravenc.ru/text/76520.html
[8] Отчет о работе Синодальной комиссии Украинской Православной Церкви по делам монастырей за 2012 год, http://orthodox.org.ua/ru/node/6214
[9] Доклад Управляющего делами Украинской Православной Церкви архиепископа Бориспольского Антония на заседании Священного Синода УПЦ 20 декабря 2012 г., http://orthodox.org.ua/article/ukraїnska-pravoslavna-tserkva. tsі
[10] «Звіт Керуючого справами Української Православної Церкви за 2013 рік», сайт пресс-службы Украинской Православной Церкви, 5 января 2014, http://news.church.ua/2014/01/05/zvit-keruyuchogo-spravami-u. ik/
[11] Звіт Керуючого справами УПЦ за 2014 рік, сайт Синодального информационного отдела УПЦ, 31.12.2014: http://news.church.ua/2014/12/31/zvit-keruyuchogo-spravami-u. ik/
[12] Звіт Голови Учбового Комітету при Священному Синоді УПЦ єпископа Ірпінського Климента про діяльність Комітету у 2014 році, официальный сайт Учебного комитета при Св. Синоде УПЦ, 24.12.2014: http://uchkom.church.ua/2014/12/24/zvit-golovi-uchbovogo-kom. ci/
Православие в современной Украине. Справка
Предстоятель УПЦ избирается украинским епископатом и благословляется Патриархом Московским и всея Руси. Предстоятель УПЦ является членом Священного Синода РПЦ, а украинский епископат участвует в Архиерейских и Поместных соборах РПЦ, в выборах Патриарха Московского и всея Руси.
Предстоятель УПЦ с 2014 года — Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий (Березовский); резиденция — Киево-Печерская Лавра.
По данным, приведенным 25 июня 2008 года на Архиерейском Соборе РПЦ, украинская церковь состоит из 43 епархий и насчитывает около 10,9 тыс. общин.
За исключением Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской областей является самой массовой православной структурой на Украине.
Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) — религиозная организация, история возникновения которой восходит к националистически ориентированной украинской церковной группе, неканонически сформированной в 1920 году, уничтоженной в 1930-е годы, восстановленной под немецкой оккупацией в 1942 году и сохранившейся в послевоенные годы только в эмиграции, главным образом в Канаде, в то время как все оставшиеся храмы УАПЦ на территории Украины были переданы в юрисдикцию РПЦ.
Легальную деятельность УАПЦ возобновила в конце 1980-х гг., тогда в ее состав вошли несколько приходов, отколовшихся от Московского патриархата.
Главой церкви с 2015 года является Макарий (Малетич) с титулом «митрополита Киевского и всея Украины».
На сегодняшний день имеет на Украине 11 епархий. По данным на 2001 год имела более 550 приходов, находящихся в основном на территории Западной Украины.
Эта церковь провозглашает свое начало от крещения Руси и именует себя наследницей Киевской митрополии в составе Константинопольского патриархата, существовавшей до 17 века.
Однако каноничность так называемого Киевского патриархата не признала ни РПЦ, ни другие поместные православные церкви, включая на настоящий момент Константинопольскую.
Решением Архиерейского Собора РПЦ, который прошел 18-23 февраля 1997 года в Москве, Филарет отлучен от Церкви за раскольническую деятельность (всех степеней священства он был лишен Архиерейским собором еще в 1992 году).
По данным УПЦ КП, церковь включает около 4 тыс. приходов, объединенных в 29 епархий, в ней служат около 40 архиереев (большая их часть поставлена Филаретом уже после его анафемы).
К этому религиозному объединению относятся четыре высших духовных заведения, две духовных семинарии, 48 мужских и женских монастырей.
Кроме того, стоит упомянуть действующую в стране Украинскую греко-католическую церковь (УГКЦ).
Она также возводит свою историю к Крещению Руси в 988 году, однако реально возникла в результате Брестской Унии 1596 года, когда все епископы тогдашней Киевской митрополии Константинопольского патриархата, находившейся в рамках Речи Посполитой, приняли власть Папы Римского и католическую догматику при сохранении византийского обряда. Укоренилась в западной части Украины, входившей в состав польского государства и Австро-Венгерской империи.
Является крупнейшей католической церковью восточного обряда.
После проходившего под контролем советских властей Львовского собора 1946 года часть УГКЦ была включена в РПЦ, а часть ушла в подполье. Исторически была важной составляющей украинского национального движения в польских областях, в послевоенное время оставалась активной силой в украинской диаспоре. Легализована в СССР в 1990 году и быстро вышла из подполья, вернув себе на волне националистических настроений большую часть храмов. В начале 1990-х нередки были физические столкновения с православными из-за храмов.
По данным католического ежегодника Annuario Pontificio за 2008 год, численность верующих составляет 4,2 млн человек. В церкви около 3 тыс. священников и 43 епископа. УГКЦ принадлежит более 4 тыс. приходов, десятки монастырей и более 10 средних и высших учебных заведений.
Предстоятель УГКЦ — Верховный Архиепископ Киево-Галицкий Святослав Шевчук (с 2011 года).
В начале 2019 года на Украине была официально зарегистрирована так называемая Православная церковь Украины (ПЦУ), о начале создания которой было объявлено по итогам объединительного собора 15 декабря 2018 года.
Данное мероприятие прошло в Софийском соборе Киева с участием представителей УПЦ КП, УАПЦ, двух епископов УПЦ МП — Александра Драбинко и Симеона Шостацкого, а также смотрящих от Константинопольской церкви. В работе собора также приняли участие президент Петр Порошенко и спикер Верховной Рады Андрей Парубий.
Создание ПЦУ стало одним элементов предвыборной кампании Порошенко, который решил таким образом еще раз подчеркнуть независимость Украины от РФ, в данном случае от Московской патриархии.
В состав новой структуры вошли все приходы, епископы и клирики УПЦ КП, УАПЦ, а также примкнувшие к ним немногочисленные представители УПЦ МП.
Предстоятелем ПЦУ был избран митрополит Киевского патриархата Епифаний Думенко, который на тот момент считался правой рукой Филарета. Кроме политической элиты Украины, в создании новой украинской религиозной организации оказался заинтересован Константинополь и лично патриарх этой церкви Варфоломей, который пытается обозначить свое главенство в православном мире.
Константинополь включил Православную церковь Украины в свой вариант списка автокефальных мировых православных церквей, однако по состоянию на май 2019 года Русская православная церковь и УПЦ МП как ее составная часть высказались резко против планов создания ПЦУ и отказались входить в ее состав, так как на Украине существует единственная каноническая церковь Московского патриархата. После этого РПЦ разорвала общение с Константинополем.
При этом через парламент был проведен закон, согласно которому УПЦ МП должна была изменить свое название с целью указания в нем руководящего центра, который якобы располагается в России. Однако спустя некоторое время по решению суда этот закон был отменен, при этом выступивший одним из его главных лоббистов Парубий пообещал оспорить это решение.
В середине мая стало известно, что Филарет, на неприемлемости фигуры которого в роли главы ПЦУ настаивал Константинополь, выступил против Епифания и Варфоломея, заявив, что ПЦУ не обладает подлинной независимостью.
Он заявил о планах по воссозданию Киевского патриархата с собой во главе, который, по его словам, юридически так и не был ликвидирован.
Почему на Украине только одна настоящая Церковь?
Сегодня на территории Украины существует несколько религиозных групп, каждая из которых называет себя «православной церковью». Русская же Православная Церковь, как и весь православный мир в целом, считает, что на Украине не множество церквей, а только одна, единственно каноническая Украинская Православная Церковь. Почему это так, рассказываем в наших «Слайдах».
Сколько на сегодняшний день на Украине существует религиозных групп, называющих себя «православной церковью»?
Очень много. Даже «патриархов» в Украине — целых два. Если же говорить о так называемых Церквях, то на сегодняшний день на территории страны существует и так называемая «Украинская православная церковь — Киевский патриархат» (УПЦ), и «Украинская автокефальная православная церковь (обновленная)», и религиозная группа с таким же названием, но только с добавлением слова «каноническая». И это далеко не весь список. Все они являются неканоническими и не признаются в качестве подлинной Церкви на территории Украины.
А что значит «неканоническая» Церковь?
Неканоническая — значит, не признанная другими Церквями. Существует такое понятие, как вселенское православие — сообщество Поместных Православных Церквей, которые имеют единое историческое преемство от самих апостолов и в своей истории строго придерживались основ православной веры. К таким Церквям относятся, например, Иерусалимская, Антиохийская, Русская и не только. Все они признают друг друга в качестве Церкви Христовой. Так вот, если новообразовавшаяся религиозная группа, называющая себя «церковью», не признается в качестве таковой вселенским православием, значит она является неканонической.
То есть если обычный человек задумает создать свою собственную церковь, то она будет неканонической до тех пор, пока ее не признают другие Поместные Церкви?
Совершенно верно. Но этого никогда не произойдет. Потому что у такой «церкви» не будет самого главного — апостольского преемства. Церковные каноны предписывают: возглавить общину верующих может только епископ. А рукоположить его могут только несколько других епископов, которых до этого рукоположили другие и так далее. Эта цепочка рукоположений простирается вплоть до двенадцати апостолов, которые приняли дары священства в день Пятидесятницы. Без епископов и священников совершение церковных таинств невозможно. А это значит, что не будет и подлинного преображения человека, ради чего, собственно, и существует Церковь.
А если «новаторы» найдут епископов? Тогда все получится?
Нет. Во-первых, епископу одной епархии запрещено принимать на себя управление Церковью в другой (15-е правило Первого Вселенского Собора). Кроме того, подобный переход возможен только с согласия Синода и Собора всей Церкви. В противном случае такой епископ является раскольником, и церковным судом либо запрещается в служении, либо — это случай крайний — может быть предан анафеме, то есть полному отлучению от Церкви.
И что происходит с епископом после запрещения или анафемы?
После этого он уже не имеет священнической благодати, а это значит, что все совершаемые им «таинства» не имеют никакой силы. Ношение епископского облачения человеком, над которым Церковью произнесена анафема или который был отправлен под запрет, — не более чем бутафория. Именно поэтому, кстати говоря, ни одна из существующих сегодня на Украине церквей, помимо Украинской Православной Церкви, не признается православным миром.
Потому что все ее епископы или запрещены в служении или преданы анафеме?
Да. Самый яркий пример — бывший митрополит Киевский, Филарет Денисенко, который является сегодня «патриархом» так называемой «Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата». 11 июня 1992 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви было принято постановление извергнуть его из сущего сана, после чего он перестал быть митрополитом. А после того как Денисенко отказался признавать решение Собора, 21 февраля 1997 года на новом Архиерейском Соборе бывший митрополит был предан анафеме. Причем эта анафема признана всеми Поместными Церквями.
А за что он был подвергнут такому строгому наказанию?
Цитируем официальный церковный документ: «За жестокое и высокомерное отношение митрополита Филарета (Денисенко) к подведомственному духовенству, диктат и шантаж (Тит 1. 7–8; 27-е правило святых апостолов), внесение своим поведением и личной жизнью соблазна в среду верующих (Мф 18:7; 3-е правило I Всел. Собора, 5-е правило V–VI Всел. Собора), клятвопреступление (25-е правило святых апостолов), публичную клевету и хулу на Архиерейский Собор (6-е правило II Всел. Собора), совершение священнодействий, включая рукоположения, в состоянии запрещения (28-е правило святых апостолов), учинение раскола в Церкви (15-е правило Двукратного Собора)».
Есть ли еще какие-то канонические препятствия для создания своей церкви?
Есть. Помимо всего выше сказанного, нужно помнить, что епископ, согласно церковным канонам, просто так, без официального приглашения, не может приезжать в другую епархию.
А почему только Украинская Православная Церковь единственно каноническая?
Во-первых, потому что только в ней сохранилось апостольское преемство. Во-вторых, свою автономию и самоуправление она получила законно, без нарушения канонов, от Московского Патриархата. В третьих, только эта Церковь признается канонической всем православным миром.
Она является частью Русской Православной Церкви, имея при этом практически полную автономию и свободу. Таков сознательный выбор большинства украинских православных христиан и духовенства Украинской Церкви.
Значит, количество Поместных Церквей всегда будет одинаковым?
Нет. В Церкви предусмотрены некоторые легальные пути. Например, христианин в качестве миссионера отправляется от одной из Поместных Церквей проповедовать в другую страну, где еще нет Церкви. В случае успеха через некоторое время там возникает община. Каноническая Церковь направляет туда своего епископа, который рукополагает священников. Постепенно община расширяется, образуется епархия, потом митрополия (объединение нескольких епархий), складывается своя самостоятельная жизнь. И вот, когда все это произошло, местные епископы при согласии верующих могут направить официальный запрос в ту Поместную Церковь, откуда к ним пришел миссионер — только она имеет право предоставить автокефалию. Если эта Церковь дает свое согласие, то вслед за этим такое же признание должно поступить и от всех остальных Поместных Церквей. Только после этого возникает новая каноническая Поместная Церковь.
Украинская Православная Церковь
Содержание
История
Стремление к автокефалии (конец 1980-х)
С осени 1989, вследствие прекращения государственного контроля над религиозной жизнью в СССР и в связи с ростом национал-сепаратистских настроений в УССР, церковно-политическая ситуация в республике резко обострилась. В частности, среди священников и прихожан Украинского Экзархата обнаружились тенденции к обособлению от Московского Патриархата.
9 июля 1990 в Киеве состоялось совещание Украинского епископата, который, рассмотрев сложившуюся ситуацию, констатировал, что в западных епархиях продолжается религиозный конфликт между православными и греко-католиками (униатами): процесс легализации униатской церкви на Западной Украине принял характер религиозной агрессии против Украинской православной церкви и террора по отношению к православным в этом регионе; незаконные действия униатов не пресекаются местными властями, а наоборот, последние при передаче униатам храмов принимают дискриминационные решения в отношении православных; в такого рода условиях православные, под давлением со стороны униатов и поддерживающих их местных властей, не желая принимать унию, вынуждены зачастую переходить в так называемую Украинскую автокефальную православную церковь (УАПЦ).
В связи с этим, епископат Украинской православной церкви принял Обращение к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и Священному Синоду Русской православной церкви, в котором содержались предложения, призванные усилить авторитет священноначалия УПЦ для более активного противостояния раскольникам из УАПЦ и униатам.
Состоявшееся 10 июля 1990 года заседание Священного Синода Украинского Экзархата одобрило это Обращение. Священный Синод Русской Православной Церкви 20 июля 1990 года (журнал № 112) ознакомился с постановлением Синода УПЦ от 10 июля 1990 года и постановил рассмотреть его на внеочередном Архиерейском Соборе. Для подготовки такого Собора тогда же была образована Комиссия под председательством Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. 1 октября 1990 года (журнал № 14) Священный Синод одобрил деятельность вышеозначенной Комиссии. Материалы и предложения по данному вопросу были направлены всем Преосвященным Русской Православной Церкви и вынесены на обсуждение и утверждение Архиерейского Собора.
25 — 27 октября 1990 года под председательством Патриарха Алексия в синодальной резиденции в Свято-Даниловом монастыре состоялся Архиерейский Собор в составе 91 иерарха РПЦ. После рассмотрения Обращения Архиерейский Собор определил [5] :
Вплоть до января 2009 года, во всё время патриаршества Патриарха Алексия II, Поместный Собор не собирался, оставляя новый статус УПЦ неутверждённым; был утверждён в числе прочих деяний всех Архиерейских Соборов в период между Поместными Соборами на Поместном Соборе РПЦ в Москве в конце января 2009 года.
УПЦ при Филарете (Денисенко)
24 августа 1991, после провала августовского путча, Верховный Совет Украины провозгласил Акт о государственной независимости.
1 — 3 ноября 1991 в храме преподобных Антония и Феодосия в Киево-Печерской Лавре митрополит Филарет собрал Собор Украинской Православной Церкви, на котором присутствовал весь украинский епископат, делегаты от 22 епархий в лице клириков и мирян, избранных на епархиальных собраниях, представители 32 монастырей, представители духовных школ. Собор вынес следующее Постановление:
Обратиться к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и епископату Русской Православной Церкви с просьбой даровать Украинской Православной Церкви полную каноническую самостоятельность, то есть автокефалию, поскольку провозгласить автокефалию может только высший орган Поместной Церкви в лице Собора епископов.
22 января 1992 года в Киеве состоялось епископское совещание Украинской Православной Церкви, которое приняло новое обращение к Святейшему Патриарху Алексию II, Священному Синоду и ко всем архиереям Русской Православной Церкви. В нём, в частности говорилось:
Определённые силы, в том числе и из Москвы, сеют смуту среди монашествующих, духовенства и мирян в отдельных областях и тем самым фактически работают против Православия на Украине. Некоторые московские средства массовой информации развернули клеветническую кампанию против Предстоятеля Украинской Православной Церкви, пытаясь путем грязной клеветы смущать умы и сердца несведущих людей в связи с провозглашением независимого государства Украина мы считаем, что наступило время дарования полной независимости Украинской Православной Церкви, дарования автокефалии.
С аналогичной просьбой к Московскому патриарху обратился и Президент Украины Леонид Кравчук.
Вскоре три архиерея — епископы Черновицкий Онуфрий (Березовский), Тернопольский Сергий (Генсицкий) и Донецкий Алипий (Погребняк) — дезавуировали свои подписи под Обращением. На следующий день, 23 января, решением Синода УПЦ они были смещены со своих кафедр.
Священный Синод РПЦ, состоявшийся 18-19 февраля 1992, принял обращение к митрополиту Филарету и епископату Украинской Православной Церкви с требованием «Незамедлительно пересмотреть решение Украинского Синода от 23 января, чтобы внести мир в сердца братьев архиереев и в их скорбящую паству, взывающую ныне о справедливости в Церкви. Это позволит сохранить мир церковный и единство Украинской Православной Церкви».
31 марта 1992 в Даниловом монастыре в Москве открылся Архиерейский собор РПЦ, заседания которого продолжались до 5 апреля. В его деяниях участвовали 97 архиереев. С 1 по 4 апреля Архиерейский Собор обсуждал ходатайство епископата УПЦ о предоставлении Украинской Православной Церкви автокефального статуса. В своём докладе на Соборе митрополит Филарет обосновывал необходимость предоставления Украинской Православной Церкви автокефалии политическими событиями: распадом СССР и образованием независимого Украинского Государства. После доклада митрополита Филарета началась дискуссия, в которой участвовало большинство архиереев. Епископ Ульяновский и Мелекесский Прокл (Хазов) говорил в своём выступлении, что автокефалия не спасёт Православие на Украине, если не будет избран новый Предстоятель УПЦ.
Поворотным моментом в полемике явилось предложение епископа Магаданского Аркадия (Афонина) сменить предстоятеля УПЦ «так как владыка Филарет не соответствует требованиям, предъявляемым к личности, способной объединить вокруг себя всех православных клириков и мирян на Украине». Предложение было поддержано митрополитом Винницким Агафангелом, епископом Уральским Антонием (Москаленко), другими архиереями. В связи с замечанием митрополита Филарета, что он подчиняется только Собору украинских епископов, архиепископ Солнечногорский Сергий (Фомин) возразил: «Украинская Православная Церковь пока не автокефальная, у нее нет своих закрытых внутренних вопросов, которые не были бы доступны компетенции Архиерейского Собора Русской Православной Церкви».
Подводя итог состоявшейся дискуссии, председатель Архиерейского Собора Патриарх Алексий II сказал:
«Мы просим владыку Филарета ради блага Православия на Украине, ради нашего единства, во имя спасения Церкви на Украине уйти со своего поста и предоставить епископам Украины возможность выбрать нового Предстоятеля».
После выступления Святейшего на уходе митрополита Филарета со своего поста настаивали митрополиты Крутицкий Ювеналий (Поярков), Псковский Владимир (Котляров), Оренбургский Леонтий (Бондарь), архиепископ Смоленский Кирилл (Гундяев). Митрополит Филарет упорствовал и отказывался это сделать. Его нежелание повлекло более резкие выступления епископов. Митрополит Владимир (Котляров) внёс предложение о голосовании по вопросу снятия митрополита Филарета с занимаемого им поста.
Тогда митрополит Филарет выступил со следующим заявлением:
Я чувствую, что нужен пророк Иона, и я готов им быть. Но я прошу, чтобы этого Иону бросили так, чтобы на Украине не взбунтовалось море, поэтому прошу предоставить украинскому епископату провести выборы нового Предстоятеля Украинской Православной Церкви в Киеве. Я даю архипастырское слово, что такой Собор будет проведён, что никакого давления оказываться не будет. Патриарх Алексий своим указом утвердит нового Предстоятеля. Украинская Православная Церковь должна полностью осуществить свои права, данные ей архиерейским Собором 1990 г. Также я прошу дать мне возможность продолжать служение у Престола Божия и не отправлять меня на покой.
Святейший Патриарх поблагодарил митрополита Филарета за его готовность сложить с себя обязанности Предстоятеля Украинской Церкви, а также обещал, что тот сможет продолжить архипастырское служение на одной из кафедр Украины.
2 апреля 1992 года Архиерейский Собор принял следующее определение об автокефалии УПЦ и митрополите Филарете:
Раскол
7 апреля 1992, в праздник Благовещения, за богослужением во Владимирском кафедральном соборе митрополит Филарет объявил о своём отказе уйти с поста Предстоятеля Украинской Православной Церкви, что он, «взвесив сложную обстановку в Церкви и просьбы паствы и епископата УПЦ, решил остаться».
14 апреля в Укринформагентстве состоялась пресс-конференция, на которой митрополит Филарет заявил:
«Я прошёл Голгофу. Такой Собор был первым за 30 лет моего пребывания в епископском сане. Мне дана Грамота Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 1990 году на пожизненное возглавление УПЦ. Поэтому я считаю, что в сложной нынешней ситуации на Украине я не могу идти на поводу у архиереев РПЦ и оставить на произвол украинскую паству».
Заявление широко освещалось в СМИ и свидетельствовало об открытом разрыве митрополита Филарета с Московским Патриархатом. Патриарх Алексий 17 апреля 1992 письмом запросил митрополита Филарета, соответствует ли действительности информация о его решении не уходить с занимаемого поста. Из Киева ответа не последовало. Не последовало ответа и на приглашение прибыть на заседание Священного Синода РПЦ, которое должно было состояться 6-7 мая 1992.
30 апреля в Житомире состоялось Собрание представителей духовенства, монастырей, православных братств и мирян. Из архиереев на нём присутствовали митрополит Винницкий Агафангел, архиепископ Житомирский Иов (Тывонюк), епископ Кировоградский Василий, епископ Черновицкий Онуфрий, епископ Тернопольский Сергий, епископ Донецкий Алипий. Собрание выразило недоверие митрополиту Филарету ввиду его обмана Архиерейского Собора, которому он дал обещание перед Крестом и Евангелием покинуть пост Предстоятеля УПЦ добровольно. Его отказ исполнить это обещание участники собрания квалифицировали как клятвопреступление. Собрание заявило так же, что оно настаивает на созыве 11 мая Архиерейского Собора УПЦ, на котором должна быть удовлетворена отставка митрополита Филарета с поста Предстоятеля УПЦ.
В это же время на имя Святейшего Патриарха Алексия II поступило Обращение, под которым Комитет по защите Православия собрал 29 тысяч подписей:
В связи с грубыми нарушениями канонов Церкви митрополитом Киевским и всея Украины Филаретом в отношении преданных Церкви мирян и духовенства, его использованием Церкви на Украине в политических и личных целях, усугубляющих раскол и смуту, что в результате приводит к падению авторитета Православной Церкви на Украине, просим Ваше Святейшество применить в отношении митрополита Филарета всю полноту канонического права.
Мы, православные Украины, изъявляем желание видеть на Киевской кафедре митрополита Владимира (Сабодана).
6 — 7 мая 1992 в Москве состоялось расширенное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, в котором приняли участие и архиереи Украинской Православной Церкви. Митрополит Филарет, постоянный его член, на заседание не прибыл. Священный Синод имел суждение о новой ситуации в Украинской Православной Церкви, возникшей в связи с публичными заявлениями митрополита Филарета. Синод постановил:
1) Решительно осудить заявления Митрополита Филарета по поводу Архиерейского Собора, ибо они не соответствуют истине и вводят в заблуждение паству. Квалифицировать их как хулу на соборный разум Церкви, действующий по водительству Святого Духа.
2) До 15 мая с.г. митрополиту Филарету предписывается созвать Архиерейский Собор УПЦ, подать на нем прошение об отставке с поста Предстоятеля Украинской Православной Церкви и действительно уйти в отставку, как он о том торжественно обещал перед Крестом и Евангелием.
3) В связи с чрезвычайным положением, сложившимся в Украинской Православной Церкви, митрополиту Филарету запрещается в период до архиерейского Собора УПЦ действовать в качестве Предстоятеля, а именно: созывать Синод, рукополагать архиереев, издавать указы и обращения, касающиеся Украинской Православной Церкви. Исключением является созыв Архиерейского Собора УПЦ для принятия его отставки и избрания нового Предстоятеля Украинской Православной Церкви.
4) Все прещения и наказания, наложенные или могущие быть наложенными на архиереев, клириков и мирян в связи с выраженной ими поддержкой определения Архиерейского Собора РПЦ от 2 апреля 1992 г., считаются незаконными, а потому и недействительными.
5) В случае неисполнения определения Архиерейского Собора РПЦ и настоящего постановления предать митрополита Филарета суду Архиерейского Собора РПЦ.
Митрополит Филарет проигнорировал решения Синода. В сложившейся неординарной ситуации 21 мая Синод вынес решение временно передать функции Предстоятеля Украинской Православной Церкви старейшему по хиротонии архипастырю на Украине — митрополиту Харьковскому и Богодуховскому Никодиму (Руснаку). Ему было поручено до праздника Святой Троицы созвать Архиерейский Собор для того, чтобы принять отставку митрополита Филарета и избрать нового Предстоятеля Украинской Церкви. Митрополит Филарет почёл решение Синода неправомочным.
26 мая 1992 митрополит Филарет собрал в Киеве своих сторонников, назвав собрание «Всеукраинской Конференцией в защиту канонических прав Украинской Православной Церкви». «Конференция» отвергла решения Священного Синода от 7 и 21 мая 1992 года и осудила тех украинских епископов, которые отказались признавать митрополита Филарета своим первоиерархом. Участники «Конференции» также направили обращение Патриарху Константинопольскому Варфоломею:
В связи с многочисленными неканоническими вмешательствами Московской Патриархии во внутренние дела нашей Церкви и на основании того, что Украина с 1 декабря 1991 года стала независимым государством, мы доводим до сведения Вашего Святейшества, что Акт о передаче Киевской Митрополии Московскому Патриархату от 1686 года прекращает действие.
С надеждой обращаемся к Вашему Святейшеству, что примете это ко вниманию и употребите необходимые действия для канонического упорядочения нынешнего положения нашей Церкви.
Харьковский Собор
Исполняя Определение Священного Синода от 21 мая 1992 года, митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим (Руснак), 27 мая собрал и возглавил Собор Украинской Православной Церкви, который по месту своего проведения вошел в историю УПЦ как Харьковский.
14 мая митрополит Никодим послал Филарету письмо, в котором просил его выполнить свое обещание и собрать Архиерейский Собор «ради мира в нашей Церкви». Но ответа не последовало.
На Архиерейское совещание прибыли 17 архипастырей.
Собор внёс некоторые изменения и дополнения к Уставу УПЦ, касающиеся порядка избрания и статуса Предстоятеля УПЦ; также был расширен состав Синода УПЦ — до семи человек, четверо их которых суть постоянные. Изменялось наименование государства, в пределах которого осуществляет свою миссию УПЦ. В своих действиях, внося изменения и дополнения в Устав об управлении Украинской Православной Церкви, Архиерейский Собор руководствовался Разделом XIV, п. 2 действовавшего ранее Устава, гласившего: «Право внесений исправлений к этому Уставу имеет Собор епископов с последующим утверждением Собором Украинской Православной Церкви».
Основным деянием Харьковского Собора было выражение недоверия митрополиту Филарету, смещение его с Киевской кафедры, с поста Предстоятеля Украинской Православной Церкви и зачисление его за штат в связи с неисполнением клятвенного обещания уйти с поста Предстоятеля Украинской Церкви, данного им на Архиерейском соборе РПЦ 31 марта — 5 апреля 1992 года. Данное деяние совершилось в отсутствие митрополита Филарета, отказавшегося прибыть на Архиерейский Собор УПЦ и проигнорировавшего неоднократно посылаемые ему вызовы. За учинение раскольнических действий Собор в качестве предсудебной меры запретил митрополиту Филарету священнослужение впредь до окончательного решения по этому вопросу Архиерейского Собора РПЦ.
После этого, на основании Раздела V, п.п. 12,13 Устава состоялось избрание нового предстоятеля УПЦ. Во втором туре митрополит Владимир (Сабодан) получил 16 голосов и был избран митрополитом Киевским и Предстоятелем Украинской Православной Церкви.
При митрополите Владимире (Сабодане)
26 июня 1992 в Киево-Печерской Лавре начал свою работу первый Собор Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Владимира. В работе Собора приняли участие весь епископат УПЦ, представители духовенства, мирян всех епархий, монастырей и духовных школ. Как высший законодательный орган в Церкви, Собор постановил: «Признать Архиерейский Собор в Харькове от 27-28 мая 1992 года каноничным и утвердить все его деяния и постановления, которые считать законными». Собор единогласно утвердил все поправки, внесенные на Харьковском Архиерейском Соборе в текст Устава по Управлению УПЦ, и засвидетельствовал своё неизменное единство и верность Святому Вселенскому Православию.
Участники Собора единодушно осудили деятельность низложенного митрополита Филарета и подтвердили постановление об освобождении его с поста Предстоятеля УПЦ и извержение его из священного сана. Собор обратился с просьбой к Президенту Украины Леониду Кравчуку, призвав его «помогать [митрополиту Владимиру] во всех служебных делах по наведению порядка и мира в Церкви». Собор сделал заявление по поводу состоявшегося накануне «Всеукраинского Православного Собора», отмежевавшись от его решений как незаконных.
На Юбилейном Архиерейском Соборе в Москве в августе 2000 было заслушано выступление Предстоятеля Украинской Православной Церкви митрополита Владимира о положении Православной Церкви на Украине. Велась острая дискуссия относительно изменения канонического статуса УПЦ. В результате обсуждения вопроса было принято решение воздержаться от каких-либо действий, которые бы могли привести к углублению регионального разделения Украины и явиться причиною новых церковных расколов.
Юбилейный Архиерейский Собор РПЦ 2000 принял Определение об Украинской Православной Церкви, которым подтвердил статус управленческой независимости и самостоятельности Украинской Православной Церкви. Собор епископов УПЦ 22 ноября заявил [9] :
Пребывая в каноническом единстве с Московским Патриархатом, мы имеем реальную возможность влиять на его церковную политику, что никак не возможно сделать извне. Вместе с тем, УПЦ вместе с РПЦ представляет собой самую многочисленную юрисдикцию, обладающую влиятельным и авторитетным голосом в православном мире. Кроме того, неоценимый вклад наше каноническое единство вносит в создание дружеских отношений между Украиной и Россией и является залогом мира и стабильности — как между государствами, так и в них самих. Если же политические силы на Украине не могут воспользоваться возможностями УПЦ в вопросах, в которых наши интересы совпадают, то это случается не через Ее слабость или связь с Москвой, а через отсутствие конструктивного диалога с Церковью. К сожалению, наши оппоненты не в состоянии мыслить на далекую перспективу, поскольку их мысли оказались замкнутыми в узких границах примитивного большевистско-националистического мировоззрения или меркантильностью западной идеологии.
В 1995 Вселенский Патриарх Варфоломей принял в свою юрисдикцию УПЦ в США и УАПЦ в диаспоре. Сложившаяся ситуация, а также постоянные апелляции со стороны украинских государственных чиновников дали Вселенскому Патриарху основание для вмешательства в вопрос преодоления кризиса в Православии на Украине. Последний в апреле 1996 заявил о своей готовности помочь УПЦ в получении независимости, даже без соответствующих прошений Церквей, а только лишь на основании личного обращения Президента Украины Леонида Кучмы.
В 1997 напряжение между Константинополем и Москвой, вызванное Эстонским вопросом, спало. Это послужило тому, что на состоявшейся в сентябре месяце встрече Патриархов в Одессе, Варфоломей подтвердил, что раскол украинского православия является внутрицерковным вопросом Московского Патриархата.
В феврале 2000 умер глава УАПЦ Димитрий (Ярема). Согласно его завещанию, обязанности главы УАПЦ должны были перейти к принятому в 1995 в юрисдикцию Константинополя митрополиту Иринупольскому Константину (Баган) из УПЦ в США. Осуществление на практике такого шага означало бы переход УАПЦ под омофор Константинопольской Патриархии. Свою озабоченность таким ходом событий высказала на переговорах в Женеве 28-29 марта 2000 г. делегация РПЦ. Она предупредила Константинопольский Патриархат, что возможные лишенные канонического основания меры Константинополя по принятию в свою юрисдикцию раскольников на Украине неизбежно повлекут за собой возмущение со стороны верующих канонической юрисдикции УПЦ.
Во время переговоров представителей Московского и Константинопольского Патриархатов в июне 2000 в Цюрихе представители Константинопольского Патриархата предложили провести переговоры с участием представителей УПЦ, раскольнических группировок, а также представителей государственных структур Украины. Таким образом, сложилась ситуация, при которой Константинополь и Москва заняли относительно переговорного процесса разные позиции. Если Константинопольская Патриархия считает приемлемым активное участие украинских властей в разрешении церковного украинского вопроса, то Московская Патриархия стоит на позиции, что это — вопрос внутрицерковный, а поэтому и разрешиться должен без влияния извне.
1 июня 2000 состоялись переговоры делегации правительства Украины во главе с вице-премьером М. Жулинским с Константинопольским Патриархом Варфоломеем. Жулинский передал устное приветствие от Президента Украины, просил Патриарха Варфоломея оказать содействие украинскому Православию в объединении и получении им автокефалии. Святейший Варфоломей ответил, что Вселенская Патриархия однозначно заинтересована в скорейшем получении украинским Православием канонической автокефалии, которую может дать только Церковь-Мать, то есть Вселенский Патриархат; «Московский Патриархат такого права не имеет». В подтверждение своего тезиса Варфоломей напомнил, что Православная Церковь в Америке, получившая статус автокефалии от РПЦ в 1970, Константинополем в таковом статусе до сих пор не признана. В такой же ситуации находится и Автономная Церковь Японии.
Прошедший 13 — 16 августа 2000 года Юбилейный Архиерейский Собор РПЦ, на котором присутствовали все правящие архиереи Украинской Православной Церкви, активно участвовавшие в обсуждении вопроса о положении УПЦ (высказывались различные предложения по вопросу: от восстановления прежнего статуса экзархата до предоставления полной автономии), принял особое определение, в частности, гласивше: «Подтвердить статус независимости и самостоятельности Украинской Православной Церкви, получившей права широкой автономии по Определению Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в 1990 году.» [10]
Состоявшийся в Москве 27 — 28 января 2009 года Поместный Собор РПЦ принятым 28 января Определением «О жизни и трудах Русской Православной Церкви» [11] одобрил деяния Архиерейских Соборов РПЦ, состоявшихся в период между Поместными соборами (то есть с 1990 года). Принятым в тот же день Определением «Об Уставе Русской Православной Церкви» [12] Собор утвердил исправленный и дополненный Устав Русской Православной Церкви, принятый Юбилейным Архиерейским Собором 16 августа 2000 года. Поместный Собор не рассматривал статус УПЦ отдельным вопросом в повестке.
Современное состояние и устройство
УПЦ обладает правами и каноническим статусом, которые фактически приближают её к уровню автокефальной Церкви. УПЦ признаёт себя правопреемницей древней Киевской митрополии (в пределах Украины) и Украинского экзархата Русской Православной Церкви.
Предстоятель УПЦ избирается украинским епископатом и благословляется Патриархом Московским и всея Руси. Предстоятель УПЦ является членом Священного Синода РПЦ, а украинский епископат участвует в Архиерейских и Поместных Соборах РПЦ, в выборах Патриарха Московского и всея Руси.
Предстоятель УПЦ с 1992 — Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан); резиденция — Киево-Печерская Лавра. Примечательное отличие Устава УПЦ в редакции от 21 декабря 2007 года — удаление слов «из числа украинских архиереев» прежней его версии из пункта о порядке избрания предстоятеля УПЦ — «Предстоятель Украинской Православной Церкви избирается пожизненно украинским епископатом из числа украинских архиереев» (Глава V, п. 2 Устава УПЦ) [16] [17] ; также была снята оговорка, что титул «Блаженнейший» Митрополит Киевский и всея Украины имеет в пределах Украины (Гл. V, п. 3 Устава УПЦ).
Согласно Уставу УПЦ, высшие органы церковной власти и управления УПЦ суть: Собор УПЦ, Собор епископов УПЦ (Архиерейский собор) и Священный Синод УПЦ под председательством Митрополита Киевского и всея Украины.
Крупнейшие монастыри: Киево-Печерская Лавра, Почаевская Лавра, Святогорская Лавра (Горловская епархия), Успенский Патриарший Одесский монастырь (Одесская епархия).
За исключением трёх областей Галичины (Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской), УПЦ является доминирующей конфессией на всей территории страны.
Дискуссия вокруг вопроса о канонической автокефалии и границах автономии
По окончании Поместного Собора РПЦ митрополит Владимир (Сабодан) так ответил на вопрос журналиста «И всё-таки вам нужен автокефальный статус или нет?»: «Этот статус должен венчать все наши усилия. Но сначала нужно достигнуть единства. Статус можно утвердить любой, приемлемый или неприемлемый. » [38]
УПЦ и украинское государство
Во время проведения Харьковского Собора в мае 1992 администрация Президента Кравчука поддерживала м-та Филарета (Денисенко) и, по свидетельству м-та Никодима, оказывала на него прямое давление.
УПЦ находится в конфликтных отношениях с другими официально зарегистрированными на Украине православными Церквами — Украинской Православной Церковью Киевского Патриархата и Украинской Автокефальной Православной Церковью. Периодически появляются сообщения о претензиях этих церквей на помещения и имущество УПЦ и даже о захватах приходов.
УПЦ отрицательно относится к ставшим популярным при В. Ющенко «совместным молитвам» представителей разных юрисдикций. [40]
7 февраля 2005 патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил телеграмму с поздравлениями Юлии Тимошенко, прихожанки УПЦ, в связи с её назначением на пост премьер-министра Украины.
На состоявшемся в конце июня 2008 года Архиерейском Соборе РПЦ Патриарх Алексий II в своём докладе Собору 24 июня заявил: « Раскол украинского Православия возник именно вследствие вторжения политических стихий в церковную жизнь.» [48] [49] А Всеволод Чаплин в своём экспертном докладе сказал о ситуации на Украине: «Нельзя не признать наличия активного и прямого церковно-государственного диалога на Украине. При этом государственные власти — как на центральном, так и на местном уровне — оказывают значительную помощь в разрешении практических проблем Церкви, включая строительство и воссоздание храмовых зданий, становление культурной, просветительской и социальной миссии Церкви. В то же время с Украины доносятся тревожные вести. В частности, поступают многочисленные обращения священнослужителей и мирян, которые просят Святейшего Патриарха защитить единство Церкви, которым они дорожат и которое готовы отстаивать даже в самых трудных обстоятельствах. При неоднократно звучавших, в том числе из уст Президента Украины В.А. Ющенко, заверениях в том, что государство не намерено вмешиваться в церковную жизнь и решать за верующих, в какие храмы им ходить, существует немало случаев давления государственных органов центрального и регионального уровня на выбор верующих. В этих обстоятельствах Священноначалие нашей Церкви многократно подчеркивало, что политизация церковных проблем, попытки справиться с ними мирскими методами неизбежно приводят лишь к еще большим затруднениям при разрешении существующих трудностей. Наиболее вероятным следствием политического вмешательства в деликатную сферу церковной жизни может стать дестабилизация общественного положения.» [50] На том же Соборе, 25 июня, митпрополит Владимир, в частности, сказал [19] : «Нас радует, что государство в Украине обеспокоено проблемой церковного раскола и считает его преодоление одной из своих приоритетных задач. Вместе с тем, активное участие государства в разрешении церковных проблем иногда имеет и негативные стороны. Намерения у государства могут быть добрые, а вот способы их реализации могут привести к еще более тяжким последствиям, когда вместо старых расколов появятся новые. Угроза именно такого развития ситуации возникает в том случае, когда представители государственной власти игнорируют позицию наибольшей в Украине Церкви, предпринимают те или иные действия, направленные на уврачевание раскола, без ее ведома, не посоветовавшись с ее Предстоятелем. В таких случаях мы считаем действия нашей власти неправомочными и выходящими за пределы, предусмотренные Конституцией Украины в области церковно-государственных отношений.»
Епархии Украинской православной церкви
C 1990-х годов общие принципы епархиального размежевания в УПЦ существенно отличаются от принятого в Российской Федерации и ранее в СССР и Российской империи: количество епархий и правящих епархиальных архиереев значительно превосходит количество регионов страны. Такая практика приводит к тому, что иногда правящим архиереям предлагается возглавить епархии с центром в малозначительных провинциальных городах, как то имело место с епископом Серафимом (Зализницким) в 2007 году [51] или архиепископом Ионафаном (Елецких) в 2006 году.