Украли груз при перевозке что делать перевозчику
Кража груза при перевозке
Автомобильные грузоперевозки занимают наибольшую долю в совокупном объеме товарооборота. Такой способ транспортировки привлекателен широким охватом территорий, развитой логистической системой, гибкой ценовой политикой и возможностями перевозить практически любые объемы грузом. В то же время грузовладелец сталкивается при выборе данного способа транспортировки с определенными рисками. Одной из наиболее существенных опасностей является возможная кража груза при перевозке – тайное хищение чужого имущества. Обстоятельства такого происшествия могут быть различными, однако итог всегда один – утрата имущества, необходимость привлечения полиции и определение порядка взыскания компенсации. Перевозчику же необходимо доказать свою непричастность к происшествию, что зачастую создает существенные трудности. Для восстановления справедливости рекомендуется обратиться к квалифицированным юристам. Такую помощь Вы получите, обратившись в нашу компанию. Просто оставьте свою заявку – и мы поможем Вам в самые короткие сроки!
Кто несет ответственность при хищении груза?
В соответствии с установившейся судебной практикой обеспечение сохранности груза в процессе транспортировке является обязанностью перевозчика. В большинстве случаев данное условие прописывается в договоре, заключаемом между отправителем и транспортной компанией. Это дает грузополучателю законное право при выявлении недостачи предъявлять соответствующие претензии непосредственно перевозчику. Для освобождения от ответственности ему необходимо доказать, что злоумышленники украли грузы по независящим от перевозчика причинам. На практике же такие прецеденты встречаются крайне редко – в большинстве случаев против грузоперевозчика открывается делопроизводство.
Однако факт возбуждения дела по факту кражи груза негативно сказывается на репутации компании-перевозчика. Поэтому в такой ситуации необходимо как можно раньше заручиться квалифицированной юридической поддержкой, благодаря чему появляется шанс разрешить конфликт, не доводя его до судебной стадии.
Если груз сопровождает экспедитор, представляющий отправителя либо получателя. В данной ситуации в большинстве случаев он несет солидарную ответственность с перевозчиком, что установлено положениями Гражданского кодекса РФ. Однако экспедитор практически никогда не отвечает за сохранность груза в полном объеме. Такое возможно только в том случае, если данное условие прописано в договоре.
Важный момент – видеозаписи согласно действующему Законодательству не могут рассматриваться как полновесное доказательство вины либо невиновности какого-либо лица. Такое заключение может быть сделано только компетентными органами в ходе следственной работы. При этом, как свидетельствует статистика, исполнителей хищения в некоторых ситуациях возможно найти, однако выявить организаторов и заказчиков кражи практически невозможно.
Ответственность за хищение груза при международных грузоперевозках
Несколько отличается порядок определения ответчика при краже груза в ходе международных перевозок. Они регламентируются действующей «Конвенцией о договоре перевозки груза». Согласно ее положениям, с грузоперевозчика снимается ответственность за недостачу либо несоответствующее состояние доставленного груза при следующих обстоятельствах:
В действительности же данные условия не являются абсолютными, определить виновность либо невиновность транспортной компании, а также порядок возмещения понесенных убытков определяется исключительно судом.
Правовое регулирование хищений на транспорте
Порядок установления ответственности того либо иного лица, возмещения понесенного ущерба применения судебных санкций устанавливается нормами Гражданского и Уголовного кодексов России. Согласно их положениям, в большинстве случаев ответственность ложится на перевозчика. При выявлении лиц, совершивших хищение имущества, и доказательстве их вины в суде вся ответственность возлагается на них.
Для того, чтобы получить компенсацию понесенного ущерба, необходимо правильно составить соответствующие документы. Для этого рекомендуется обратиться к юристам, специализирующимся на гражданском и транспортном праве. Такую помощь Вы получите в нашей компании – наши квалифицированные юристы обладают большим опытом работы в сфере правового регулирования сферы транспорта и поэтому знают все тонкости составления требуемой документации.
Возмещение ущерба
Если груз украли при перевозке фурой – что делать, чтобы получить компенсацию? Для этого необходимо, прежде всего, определить круг истцов. При совершении кражи на транспорте требование возмещения ущерба в большинстве случаев исходит от грузополучателя. Однако истцом может выступать и отправитель в случае, когда груз похищается при транспортировке между объектами одной компании.
В частности, если происходит кража товара при перемещении его со склада в торговую точку, то отправитель имеет право предъявить претензию перевозчику. В ситуации, когда перевозка осуществлялась работниками фирмы-отправителя, ответственность определяется в соответствии с нормами трудового законодательства.
Если похищенный груз был застрахован, то истцом может выступать страховая компания. В порядке регресса после выплаты компенсации владельцу имущества она имеет право обратиться с иском к грузоперевозчику. И, как показывает практика, споры со страховщиками в подобных обстоятельствах чаще всего решаются в их пользу.
Документальное подтверждение кражи
Для того, чтобы иметь право требовать возмещение ущерба, необходимо подтвердить факт недостачи груза, составив следующий пакет документов:
Очень важно при хищении перевозимого груза правильно оформить коммерческий акт:
Нередко приходится сталкиваться с ситуациями, когда перевозчик отказывается подписывать коммерческий акт по факту кражи. Однако и без его подписи акт обладает юридической силой – в данном случае он считается составленным в одностороннем порядке.
Услуга | Что получаете | Цена |
Консультация автоюриста | За 30 минут своего времени вы получите подробную бесплатную консультацию, правовой анализ вашей ситуации, оценку рисков и перспективности вашего дела, разработанный алгоритм действий. | Бесплатно |
Кража груза при перевозке | Вы получите юридически грамотно составленную и оформленную претензию, которая может выступать доказательством факта кражи либо непричастности к ней представителей компании-перевозчика. | от 5 000 рублей |
Решение конфликтных ситуаций по перевозке грузов | Мы проанализируем и составим договор, сформируем доказательную базу, составим претензию и иск, будем представлять Ваши интересы в суде. | от 11 000 рублей |
Перевозка опасных грузов | Мы учтем нюансы законодательной базы и поможем выполнить доставку без хлопот, штрафов и уголовной ответственности. | от 11 000 рублей |
Оформление претензии
Отечественным законодательством разработан индивидуальный порядок предъявления претензии при хищении груза. Прежде чем готовить и направлять исковое заявление, владелец груза обязан направить перевозчику соответствующую претензию. Как показывает практика, во многих случаях урегулировать споры можно именно на основании претензии без обращения в суд. Такая возможность выгодна при следующих условиях:
Также юридически грамотно составленная и оформленная претензия может выступать доказательством факта кражи либо непричастности к ней представителей компании-перевозчика.
Закон обязывает составлять претензию по факту хищения груза следует в письменной форме. В случае многократного хищения следует составлять отдельную претензию на каждый прецедент. В ее тексте нужно отразить следующие пункты:
Ответ на выставленную претензию должен быть дан в течение 30 календарных дней после ее получения. Если ответчик отказывается удовлетворить условия претензии, то необходимо подавать исковое заявление в арбитражный суд по месту регистрации грузоперевозчика.
Методы борьбы с проблемой хищения грузов
Проблема кражи перевозимого груза приобрела на сегодняшний день внушительные масштабы, в результате чего автомобильные грузоперевозки стали не только удобным, но и по-настоящему рискованным видом транспортировки. К тому же уровень раскрываемости таких дел остается очень низким. А какого-либо законного способа полностью обезопасить владельцев грузов от действий злоумышленников нет. Однако принятие ряда мер позволяет существенно снизить вероятность хищения на транспорте:
Если же факта хищения избежать не удалось, то как можно скорее заручитесь квалифицированной юридической поддержкой.
Кража груза при перевозке автотранспортом, какими документами подтверждается хищение при транспортировке, несет ли ответственность экспедитор
В современном мире большинство товаров и других грузов доставляется от отправителя к получателю автомобильным транспортом. При этом одна машина может вести груз сразу для группы покупателей. И бывает так, что в процессе следования транспорта происходит кража груза при перевозке.
Этот факт оборачивается убытками, как для отправителя имущества, так и его получателя. Поэтому, важно вовремя установить факт хищения и принять все меры для установления виновных и возмещения ущерба.
Однако причастных лиц, удается найти далеко не всегда. И тогда ответственность в большинстве случаев возлагается на транспортную компанию.
Кто несет ответственность за кражу груза при перевозке
По общему правилу ответственность за сохранность имущества на всем пути следования несет перевозчик. Соответственно, основные претензии отправитель или получатель вправе адресовать именно к транспортной компании.
Бывает так, что в рамках маршрута машина останавливается для до загрузки. Тогда может быть обнаружена так называемая кража сборного груза.
Обратите внимание, что перевозчик может быть освобожден от санкций при условии, что ему удастся доказать, что кража в пути произошла по независящим от него обстоятельствам. Однако на практике сделать это очень тяжело.
Материалы судебной практики свидетельствуют о том, что наличие уголовного дела по факту исчезновения груза не является железным аргументом для того, чтобы освободить перевозчика от ответственности.
Когда в перевозке будет принимать участие экспедитор, то ответственность за кражу груза при транспортировке может быть возложена и на него ст. 7 ФЗ “О транспортной экспедиции”
А также присутствует норма в отечественном гражданском законодательстве ст. 803. В данном случае за кражу груза при перевозке ответственность экспедитора имеет также индивидуальный характер.
Экспедитор несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза на основании статьи 7 Закона о транспортной экспедиции, если он фактически осуществлял перевозку своими собственными транспортными средствами (фактический перевозчик), выписал свой транспортный документ или иным образом выразил намерение взять на себя ответственность перевозчика (договорный перевозчик).
У кого есть право обратиться в суд за возмещением ущерба
Если имела место кража груза при перевозке, то в зависимости от ситуации истцами могут выступать несколько субъектов. Чаще всего, обращение в суд с целью возместить ущерб исходит от грузополучателя.
Однако выступить в качестве истца может и отправитель груза. Происходит это тогда, когда его исчезновение происходит в процессе перемещения ценностей между объектами компании.
Например, произошла кража груза при перевозке алкогольных напитков со склада в магазин предприятия. Тогда иск к перевозчику может предъявить отправитель груза. Если же за рулём находился работник пострадавшей фирмы, то ущерб взыскивается по процедуре, определенной трудовым законодательством.
В делах о возмещении убытков, вызванных кражей, иск может предъявить и страховая компания.
Например, груз был застрахован, и страховая компания выплатила получателю возмещение. После этого у нее возникает право обратиться к перевозчику с требованиями в порядке регресса.
Какими документами оформляется кража
Как и факт любой недостачи, кражу имущества в пути важно подтвердить документально.
Когда жертвой посягательств стал особо ценный груз как объект целенаправленной кражи, то важно запастись документами от правоохранительных органов. А также может понадобиться и заключение эксперта относительно действительной стоимости похищенного имущества.
Важно знать! Само по себе отсутствие указания в транспортных документах стоимости груза не может служить основанием для освобождения перевозчика от ответственности при установлении факта неисполнения им обязательства, об этом говорится в п. 5 ст. 393 ГК РФ.
Кроме того, факт хищения груза призван подтвердить коммерческий акт. Существует несколько главных правил того, как составить коммерческий акт при краже груза.
В первую очередь он составляется при приемке багажа. В этом документе описываются данные о прибывшем автомобиле, указываются данные о перевозчике. В основной части подробно излагаются факты относительно кражи груза с указанием его наименования, объема недостачи и её стоимости.
Акт подписывается уполномоченными представителям грузополучателя и перевозчика. При отказе переводчика зафиксировать эпизод с кражей, коммерческий акт оформляется в одностороннем порядке.
Многие задаются вопросом, если произошла кража груза при перевозке, как составить коммерческий акт? Чтобы помочь пострадавшей стороне мы предлагаем примерный образец документа, который легко скачать совершенно бесплатно на нашем сайте.
Несколько слов о дальнейших действиях
Когда факт кражи был зафиксирован посредством необходимого набора документов, то приходит черёд для действий, направленных на возмещение причиненного ущерба.
В первую очередь перевозчику направляется претензия. В ней следует сделать акцент на расхождение в количестве грузов, заявленном в товаросопроводительных документах и тем, которое зафиксировано в коммерческом акте.
Также в обращении следует привести и остальную необходимую информацию. Претензия рассматривается в пределах одного месяца. После этого можно думать и об обращении в арбитражный суд по месту нахождения перевозчика.
Когда груз застрахован, то это существенно упрощает дело. Достаточно все документы по краже направить в страховую компанию с целью получить страховое возмещение.
Обратите внимание, что для исков относительно кражи груза действует годичный срок исковой давности.
Хищение и кражи при грузоперевозках: правовое регулирование
У многих транспортных компаний возникает вполне объяснимый вопрос: если произошла кража груза при транспортировке, на кого повесят? Ответ на него зависит от целого ряда факторов.
В большинстве случаев в действительности отвечает перевозчик. Но если будут установлены лицо, прямо причастное к краже, и его вина в преступлении, то ущерб впоследствии можно взыскать с данного гражданина. Однако в нынешних реалиях далеко не каждая кража в пути раскрывается со стороны правоохранителей.
При возмещении ущерба важно правильно оформить все необходимые документы. И в этом может помочь юрист, специализирующийся не только в гражданском, но и в транспортном праве.
Смотрите Обзор судебной практики ВС по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции.
Автор: Олег Владимирович Росляков, источник yur-usl.ru.
Обязательно поделитесь с друзьями!
Хищение грузов при перевозке: какой этап поставки товаров является самым слабым звеном и как минимизировать риски?
Партнер проекта ИМПАКТ, один из авторов уникальной методики по снижению предпринимательских рисков в транспортной логистике
специально для ГАРАНТ.РУ
С мая 2012 года по октябрь 2020 года сумма исковых требований, заявленных в арбитражных судах Российской Федерации по спорам, связанным с полной утратой груза в результате мошеннических действий, по данным, опубликованным на сайте arbitr.ru, составила почти 9 млрд руб. Что происходит на практике, можно увидеть в решениях судов:
«Из постановления о возбуждении уголовного дела следует, что в неустановленное время, не установленное следствием лицо, путем обмана и злоупотреблением доверием, находясь на заводе, расположенном в городе Москва, похитило груз на общую сумму 2 565 029 рублей».
«Неустановленное лицо, находясь на территории по адресу: Тульская область, г. Новомосковск, предъявив подложные документы, мошенническим способом похитило груз бытовой химии на сумму 2 922 338 рублей».
«Не установленное следствием лицо, в не установленное следствием время, находясь по адресу: г. Москва, путем обмана и злоупотребления доверием, завладело грузом, после чего с места совершения преступления скрылось, причинив своими действиями компании материальный ущерб в особо крупном размере на общую сумму 7 000 000 рублей».
И так до бесконечности…
Бесконечная череда хищений грузов по всей территории Российской Федерации говорит о том, что проблема носит ярко выраженный системный характер. Это далеко не случайные единичные эпизоды, а заранее спланированные и организованные действия, очень часто серийные и практически ежедневные. Однако после случившегося события объяснения наемных сотрудников компаний на протяжении последних нескольких лет всегда стандартны: человеческий фактор, цейтнот по времени, срочный заказ, плохо проверили и т. п.
После проведенного анализа нескольких тысяч судебных решений необходимо задать один вопрос: КТО ВИНОВАТ, что груз был добровольно передан неизвестно кому, и кто из своего кармана заплатит за ошибки в бизнесе? Кто? Что делать, чтобы этого не произошло или минимизировать размеры хищений?
Законодательство, императивно установив круг сведений, не оставило ничего на усмотрение грузоотправителя, грузоперевозчика или других лиц. Жесткие рамки обеспечивают точность и оперативность перевозки, а также защиту интересов сторон, документальное подтверждение оказания услуги в соответствии с законодательством Российской Федерации. Главное в данных отношениях – точно и неукоснительно следовать требованиям законодательства, предъявляемым к оформлению перевозок грузов. Соблюдение закона – путь к снижению рисков. А что же происходит на практике?
Рассмотрим одну из популярнейших ошибок службой бухгалтерии очень многих организаций.
При осуществлении любой закупки бухгалтер принимает непосредственное участие и осуществляет контроль над действиями структурных подразделений, исходя из своих должностных обязанностей. Огромные затруднения начинаются, когда необходимо осуществить закупку товара в другом регионе, так называемый «самовывоз», и с помощью транспортной компании осуществить доставку к себе на склад, так как момент исполнения обязательств продавцом происходит на складе отправителя – и вот тут начинается самое интересное и увлекательное…
На практике при самовывозе цепочка поставки товара из пункта «А» в пункт «Б» состоит в 99% случаев из 4 основных этапов:
Тут нужно рассказать подробнее, в чем именно заключается проблема с доверенностью, которая приводит к этой статистике. Выдача доверенности на получение товарно-материальных ценностей в рамках договора купли-продажи (поставки) на неизвестное физическое лицо, имеющее с чьих-то слов должность «водителя», от покупателя к продавцу товара закономерно привело к хищению грузов путем мошенничества, с дальнейшими закономерными судебными разбирательствами и поиска ответа на вопрос – кто будет платить за убытки? Увы, на протяжении 13 лет никаких выводов никто не делает!
В своей работе главный бухгалтер в числе прочих НПА руководствуется Приказом Минфина России от 28 декабря 2001 года № 119Н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов».
«Для получения материалов со склада поставщика или от транспортной организации (организации) уполномоченному лицу выдаются соответствующие документы и доверенность на получение материалов. Оформление доверенностей производится в порядке, установленном действующим законодательством. Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это учредительными документами, с приложением печати организации (при наличии печати). Доверенность от имени юридического лица, основанного на государственной или муниципальной собственности, на получение или выдачу денег и других имущественных ценностей – должна быть подписана также главным бухгалтером этой организации. Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, – ничтожна».
Вот именно это требование и пытается выполнить бухгалтер покупателя. Только одно маленькое, совсем незначительное и почти незаметное уточнение: выдачей доверенности «уполномоченным лицом» для приема товарно-материальных ценностей бухгалтер назначает водителя транспортного средства.
Бухгалтер своим волевым решением доверяет получить несколько миллионов рублей лицу, которое не имеет никакого отношения к договору купли-продажи между продавцом и покупателем, путем подписания этой самой доверенности. Данное решение очень удобно как для бухгалтерии (только в целях упрощения бухучета), так и для мошенников, специализирующихся на хищении грузов. А имеет ли право главный бухгалтер принимать такое решение?
Для ответа на данный вопрос необходимо обратиться к цепочке взаимоотношений всех участников сделки и определиться, чьим представителем является водитель:
Цепочка взаимоотношений, как правило, выглядит так:
Продавец (поставщик) – покупатель – транспортная компания (экспедитор) – (третьи лица, «перевозчик») – водитель.
Заключение договора перевозки определено в главе 40 ГК РФ «Перевозка», также в статье 8 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее –УАТ иГНЭТ) и в разделе 2 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2020 г. № 2200.
В соответствии с п. 1. ст. 10 УАТ иГНЭТ при приеме груза водитель предъявляет грузоотправителю путевой лист и документ, удостоверяющий личность. Согласно п. 9 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 18 сентября 2008 г. № 152, путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, ИП для осуществления перевозок.
Путевой лист является документом, дающим право водителю действовать от имени перевозчика. Требования подтверждения полномочий путевым листом установлены федеральным законом, который является специальной нормой и имеет приоритетное значение.
Одновременное представительство водителем перевозчика организации «покупателя» и организации «экспедитора» противоречит действующему законодательству. Согласно п. 2 ст. 182 ГК РФ не являются представителями лица, действующие хотя и в чужих интересах, но от собственного имени, лица, лишь передающие выраженную в надлежащей форме волю другого лица, а также лица, уполномоченные на вступление в переговоры относительно возможных в будущем сделок.
Перевозчик действует от собственного имени путем выдачи водителю путевого листа.
Продавец (поставщик) – покупатель – транспортная компания (экспедитор) – (третьи лица,»перевозчик») – водитель (представитель перевозчика).
В п. 2 ст. 802 ГК РФ указано, что клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей. Выдавая доверенность на водителя, бухгалтер глубоко убежден, что именно водитель и является представителем экспедитора. Данная позиция является глубоко ошибочной и противоречит ГК РФ. Непонимание главным бухгалтером данного вопроса ведет к разрыву цепи поставки товара, чем с успехом пользуются организованные преступные группы, специализирующиеся на хищении грузов путем мошеннических действий. С легкостью внедряясь в цепь поставок, захватывая управление процессом доставки, мошенники, прекрасно зная все вышеперечисленные этапы по закупу товара, без особых сложностей, на основании доверенности, любезно предоставленной и подписанной главным бухгалтером организации покупателя, закономерно похищают многомиллионный груз.
Что делать, чтобы не стать участником печальной статистики?
Ничего сложного – пересмотреть взаимоотношения с транспортной компанией, с которой заключен договор транспортной экспедиции, в рамках главы 41 ГК РФ и заставить ее выполнять требования Постановления Правительства от 8 сентября 2006 года № 554 «Об утверждении Правил транспортно экспедиционной деятельности», то есть принимать груз в месте нахождения продавца товара и подтверждать это документально. Обязательно отказаться от выдачи доверенности на неизвестное физическое лицо.
Обратить внимание, что в случае, когда покупатель дает экспедитору право привлекать третьих лиц, экспедитор обязан действовать в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2020 г. № 2200 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом», то есть являться грузоотправителем. Осуществлять выдачу груза представителю перевозчика только в строгом соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». В этом случае внедрение в цепь поставки мошенников будет сведено к минимуму.