Украшать себя добродетелями что значит
Православная Жизнь
Когда человек делает то, что нравится Богу, Бог вознаграждает его Своей благодатью.
Кто украшает себя добродетелями и живет по заповедям, тот богатеет в Бога. Об этом сказал Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий в проповеди во время Литургии в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры 6 декабря 2020 года, в Неделю 26-ю по Пятидесятнице, день памяти благоверного великого князя Александра Невского, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ.
Предстоятель напомнил Евангельскую притчу о неразумном богаче и объяснил значение слов Господа «кто собирает для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12:21).
По словам Архипастыря, «богатеть для себя» – значит собирать то, что нравится только нам, а «богатеть в Бога» – собирать то, что угодно Богу.
«Мне, например, нравится отдыхать, хорошо есть, пить, веселиться с друзьями. А Богу нравится, когда я терплю ближних, когда я люблю ближних, когда я не сержусь, когда я не осуждаю, когда я делаю добро, даю милостыню. Поэтому богатеть в Бога – значит делать то, что нравится Богу. А когда человек делает то, что нравится Богу, то Бог человека вознаграждает. Не расплачивается, а вознаграждает Своей благодатью – такой дивной Божественной силой, которая укрепляет человека, делает его счастливым, мирным, светлым и благородным и которая вводит человека в вечную жизнь», – сказал Блаженнейший Митрополит Онуфрий.
Причем, подчеркнул Архипастырь, «богатеть в Бога» – это делать то, что Бог заповедует нам, а это, безусловно, полезно для нашего спасения.
Именно по такому принципу жил благоверный великий князь Александр Невский.
«Святой Александр Невский изначально не был монахом или священником, он был князем. Когда человек простой – это одно, а когда человек занимает какое-то положение в обществе, то на него ложится дополнительная нагрузка, что затрудняет делать то, что называется “в Бога богатеть”. Но он, живя в миру, будучи князем, так себя обогатил добрыми делами, что стал святым», – отметил Блаженнейший Митрополит Онуфрий.
Подытоживая сказанное, Предстоятель призвал жить так, чтобы обогащать себя не материальными богатствами, а христианскими добродетелями.
«Пусть молитвами святого князя Александра Невского, который был прямым потомком святого князя Владимира, Господь благословляет нашу землю, помогает нам жить так, чтобы в жизни своей мы богатели в Бога. Понятно, что нам нужны еда, одежда, но во всем есть мера. Если человек приобретет еду, одежду, то этим ничего не делает. А если приобретет еще при этом богатства для Бога, то есть украсит себя добродетелями, то сделает то, что должен сделать человек. Над нами тогда будет Божие благословение в этой жизни, а в будущей жизни мы сподобимся быть причастниками того Царства, что называется Царством Божьим», – сказал Блаженнейший Митрополит Онуфрий.
При совершении Божественной литургии Предстоятелю сослужили наместник Лавры митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел, управляющий делами УПЦ митрополит Бориспольский и Броварской Антоний, архиепископ Бучанский Пантелеимон, епископ Барышевский Виктор, епископ Бородянский Марк, духовенство и гости обители.
За богослужением возносились особые молитвы о прекращении эпидемии коронавируса, о врачах и больных.
После отпуста Предстоятель поздравил верующих с воскресным днем и преподал архипастырское благословение.
Значение слова «добродетель»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ДОБРОДЕ’ТЕЛЬ, и, ж. (книжн.). Положительное нравственное качество человека. Украшают тебя добродетели, до которых другим далеко. Нкрсв.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
доброде́тель I
1. книжн. положительное нравственное качество человека, свойство характера, одобряемое с моральной точки зрения ◆ Я едва ли верю во что-нибудь на свете; я не верю в порок, а потому не верю и в добродетель. И. С. Тургенев, «Неосторожность», 1843 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Конечно, прощение и забвение обид есть первейшая добродетель, но все ж оно плохо! Ф. М. Достоевский, «Двойник», 1846 г. ◆ Можно смело сказать, что три четверти всего германского народонаселения обладали тогда этими добродетелями, были набожны, трудолюбивы в высшей степени, бережливы, воздержанны и скромны. Ф. В. Булгарин, «Воспоминания», 1846–1849 г. (цитата из НКРЯ) ◆ А в пансионах, как известно, три главные предмета составляют основу человеческих добродетелей: французский язык, необходимый для счастия семейственной жизни, фортепьяно, для составления приятных минут супругу, и, наконец, собственно хозяйственная часть: вязание кошельков и других сюрпризов. Н. В. Гоголь, «Мертвые души», 1842 г.
2. перен. воплощение добродетели [1] ◆ По правую же сторону Печорина сидела дама лет 30-ти, чрезвычайно свежая и моложавая, в малиновом токе, с перьями, и с гордым видом, потому что она слыла неприступною добродетелью. М. Ю. Лермонтов, «Княгиня Лиговская», 1838 г.
3. устар. доброе дело, благодеяние
доброде́тель II
1. добродетельный, высоконравственный человек
7 добродетелей – список и значение
Что такое 7 добродетелей?
Христианские 7 добродетелей – перечень добрых поступков или образов внутреннего расположения человека, благотворно влияющих на его душу и приближающих её к Богу. Святитель Тихон Задонский называет добродетелью «всякое слово, дело и помышление, согласное с законом Божьим» («Отечник»).
Список «Семь добродетелей» не является единственным и окончательным. Он приводит лишь наиболее главные качества настоящего христианина. Существует множество других классификаций добродетелей и их перечней.
7 добродетелей: светское и православное понимание
Чем христианские 7 добродетелей отличаются от общечеловеческих добрых поступков? Последние зачастую руководствуются светской моралью, у них может быть различная мотивация. Христианские же добродетели (список которых представлен ниже) непременно исходят от Бога, совершаются во имя Бога и только с Его помощью. Именно Господь является источником всех добродетелей, их высшим и совершеннейшим воплощением. Преподобный Иустин (Попович) наставляет:
«Каждая евангельская добродетель соткана из действия благодати Божией и человеческой свободы; каждая из них – это Бого-человеческое действие, Бого-человеческий факт».
Светской добродетелью является, например, примирение с раскаявшимся обидчиком. Причём такой поступок может быть продиктован корыстными мотивами или стремлением соблюсти лишь внешние приличия. Христианской же добродетелью является не просто примирение, а искреннее прощение своего врага. Даже если последний не раскаялся. Настоящий христианин не будет желать обидчику зла и последует примеру Христа, молящегося за своих гонителей.
Наконец, добродетель нельзя путать с единичным хорошим поступком, на который способен любой человек, даже злодей. 7 добродетелей постоянны, это естественный навык благочестивой души. Протоиерей Алексий Уминский отмечает:
«Добродетель – свобода, которая не выбирает. Добродетельный человек не думает, что ему надо делать добрые дела, добро для него стало естественным».
Грехи и 7 добродетелей
Каждая христианская добродетель является противоположностью определённых грехов и одновременно «противоядием» к ним, средством исцеления души от этих грехов. Таким образом, если человек знает свои главные греховные страсти, то для духовного очищения и спасения ему необходимо сосредоточиться на соответствующих добродетелях. Также важно помнить, что все добродетели связаны друг с другом. Усердное исполнение одной из них непременно привлечёт в душу многие другие. Преподобный Паисий Святогорец учил:
«Если ты примешь решение подвизаться против какой-то страсти и возделывать противоположную ей добродетель не пять минут, а продолжительное время, то ты добьёшься того, что вместе с конкретной побеждённой страстью ты избавишься и от других страстей. Кроме того, в тебе разовьются противоположные этим страстям добродетели» («Страсти и добродетели»).
Например, страсти чревоугодия противоположна добродетель воздержания, пост. Если христианин с усердием воздерживается от излишеств в еде, его страсть постепенно ослабевает. Плоть не только перестаёт порабощать волю, а наоборот, переходит в подчинение ей. Не пресыщенному человеку легче противостоять и многим другим страстям, а также возделывать в своей души остальные добродетели. К примеру, такой человек будет более склонен к молитве, чем тот, у кого переполнен желудок. Протоиерей Андрей Ткачёв отмечает:
«Если они вместе – пост и молитва, то они, сплетаясь, будут поддерживать друг друга постоянно. Молясь, человек не так остро чувствует остроту воздержания. Горение молящегося духа заставляет забыть о телесных нуждах».
1-я добродетель: Долготерпение
Эта добродетель выражается в стойком перенесении тягот и скорбей, которые посылаются Богом для нашего духовного возрастания. Терпеливый человек всегда сохраняет душевный мир и не раздражается на ближних.
Терпением христианин побеждает страсти гнева, осуждения, обиды, вражды, вспыльчивости. Священное Писание призывает нас:
«Терпением спасайте души ваши» (Лк. 21:19).
Приведём также наставление святителя Иоанна Златоуста:
«Когда мы претерпеваем зло, диавол делается пленником и терпит зло, в то время как хочет сделать его нам… Удостоиться претерпеть что-либо ради Христа – величайшая благодать, венец совершенный и награда, не меньшая будущего воздаяния!» (Полное собрание творений).
2-я добродетель: Молитва
Подлинное христианство невозможно без молитвы – горячего устремления ума и сердца ко Господу и святым. Искреннее обращение к Богу и праведникам никогда не останется без ответа. Господь говорил:
«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф. 7:7).
По словам святителя Феодора Эдесского, в общении с Богом человек обретает защиту от зла, очищение ума и утешение от печали («Добротолюбие»). Поэтому молитва – лучшее лекарство от таких страстей как уныние, отчаяние, праздность, нечувствие, леность. Святой преподобный Иоанн Лествичник учил:
«Само пребывание в молитве есть уже приобретение. Какое благо выше сего – прилепляться ко Господу и пребывать непрестанно в соединении с Ним» («Лествица»).
3-я добродетель: Целомудрие
Под целомудрием чаще всего подразумевается чистота и непорочность плоти, девство. Однако это понятие может иметь и более широкое значение – духовная красота личности, её нравственная цельность, стойкость в противостоянии соблазнам.
Как мы помним, грехи и 7 добродетелей являются противоположностями. Какие же духовные недуги побеждаются целомудрием? Прежде всего, это блудные грехи, а также нечистые помыслы и сквернословие. Нам следует хранить чистоту души и тела, поскольку они предназначены для обитания в них Святого Духа:
«Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм вы» (1Кор. 3:16–17).
Евангелие говорит нам, что блудники, прелюбодеи, рукоблудники и мужеложники совершают мерзость перед Богом и не обретут Царствия Небесного (1Кор. 6:9-10). Даже мысленный разврат отдаляет человека от Бога и делает рабом низменных страстей, которые ведут ко греховным действиям. В связи с этим святитель Игнатий (Брянчанинов) учит, что прежде всего необходимо
«отчуждение ума от блудных помышлений и мечтаний, а сердца – от блудных ощущений и влечений. За этим последует и отчуждение тела от плотского вожделения» («Аскетические опыты»).
4-я добродетель: Милосердие и милостыня
Эта добродетель подразумевает сострадание к ближнему, бескорыстное оказание ему материальной или иной помощи. Милосердие уничтожает эгоизм в человеке, облагораживает и умиротворяет его душу. Господь призывает нас:
«Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6:36).
Вспомним и другие Его слова:
«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5:7).
Святитель Иоанн Златоуст учит:
«Милостыня – царица добродетелей, весьма скоро возводящая людей в Небесные своды, наилучшая защитница» (Полное собрание творений, том 2).
«Если ты раздашь, хотя бы тысячи талантов (монет), с гордостью, надменностью и тщеславием, то погубишь все, – подобно тому как фарисей, который отдавал десятую часть из своего имущества, но превозносился и надмевался этим, вышел из храма, погубив все» (Полное собрание творений, том 3).
5-я добродетель: Воздержание
Воздержание – умение контролировать собственные желания. Человеку присущи как естественные нужды (например, пища), так и извращённые грехом страсти. Со вторыми следует беспощадно бороться, а удовлетворение первых требует разумной меры. Без неё даже естественная потребность может развиться в страшную греховную страсть, порабощающую волю человека. Так, излишества в пище приводят к страсти чревоугодия, пьянства и т.п. Священник Георгий Максимов отмечает:
«У человека невоздержанного происходит помрачение ума, память и все способности притупляются, он становится вспыльчивым, раздражительным, не может контролировать себя, становится рабом своей страсти».
Добродетель воздержания укрепляет волю человека и освобождает от греховных зависимостей. Одним из средств воспитания воздержания является пост, который обуздывает плоть и помыслы, делает их орудием для исполнения Божьих заповедей. Приведём поучение святителя Иоанна Златоуста:
«Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы и лжи» (Творения).
6-я добродетель: Смирение
Смирение заключается в трезвой оценке своего духовного состояния. Это признание себя грешным, которому для спасения необходимо переступить через собственную гордыню и довериться воле Господа. Чем больше человек смиряется, тем больше ему открывается его собственная греховность. Вместе с тем смирение укрепляет раскаявшегося грешника в уповании на Бога. Преподобный Никита Стифат учит:
«Смирение есть нечто величайшее в добродетелях; ибо в ком оно вкоренится через искреннее покаяние и в спутницы к себе приимет молитву с воздержанием, тех тотчас делает свободными от страстей, мир силам их подает, сердце очищает слезами и исполняет его тишины в нашествии Духа» (Творения).
Евангелие учит нас:
«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4: 6).
Смирением побеждаются гордыня (оплот всех грехов), высокомерие, своеволие, ропот, зависть, лукавство, самооправдание и лицемерие. В смирении укрепляется вера и любовь человека к Богу и ближним. Этой добродетелью раскаявшийся грешник открывает сердце для Божественной благодати, освящает и преображает свою жизнь.
7-я добродетель: Любовь
Нет выше добродетели в Православии, чем любовь. Она является главным свойством Самого Бога:
«Бог есть любовь. Пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём» (1Ин. 4:16).
Любовь побеждает всякое зло и вражду. Эта добродетель, по выражению святителя Игнатия (Брянчанинова), является даром Господа, изливаемым в души Его истинных рабов действием Святого Духа («Аскетические опыты»). Любовь к Богу и ближнему – к этим двум заповедям можно свести весь Божественный Закон (Мф. 22:37-39). Без любви все другие христианские добродетели теряют смысл:
«Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1Кор. 13:2–3).
При этом нельзя забывать, что подлинная христианская любовь является деятельной (т.е. активно выражается делами, поступками) и жертвенной (бескорыстно служит ближнему, проявляет самопожертвование). Она должна распространяться даже на врагов (Мф. 5: 44), ведь в каждом человеке есть частица Божьего образа. Священник Георгий Максимов отмечает:
Страсти и 7 добродетелей: значение Церковных Таинств
Возделывать в себе христианские добродетели и искоренять собственные страсти мы можем только с Божьей помощью. Господь говорит:
«Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5).
Приведём также слова святителя Тихона Задонского:
«Христиане Богом пробуждаются к творению добрых дел, силу и крепость получают от Бога, содействием Его благодати трудятся» (Собрание творений).
Для того Господь и установил Церковные Таинства (прежде всего, Исповедь и Причастие), чтобы мы соединялись с Ним и наполнялись Его спасительной благодатью. Приобщение к Божественному естеству, получение опыта неба, предвкушение Царства Божьего – так называет Церковные Таинства митрополит Иларион (Алфеев) в своей книге «Таинство веры».
Исповедь – сердечное раскаяние человека в своих грехах в присутствии священника. Однако следует помнить, что подлинное покаяние подразумевает твёрдое намерение человека изменить свою жизнь и вести стойкую борьбу со страстями. Святитель Феофан Затворник учит:
«Всякая нравственная проказа тотчас сходит, как только припадет кто к Господу с верой, покаянием и исповедью… Во всякой непреодолимо являющейся страсти враг овладевает душой, но он тотчас отбежит, как только совершишь, с Божией помощью, поворот внутри» (Собрание творений).
Таинство Причастия (Евхаристия) заключается в соединении с Господом через вкушение Его Тела и Крови под видом хлеба и вина:
«Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь во Мне пребывает и Я в нем» (Ин. 6:56).
Благодаря Евхаристии христианин может восстановить прерванную из-за грехопадения связь с Богом и разжечь в себе огонь Его любви. Таким образом происходит обновление души и тела падшего человека. Вот что о значении регулярных Исповеди и Причастия говорит преподобный Паисий Святогорец:
«Диавол не обладает никакой силой над человеком верующим, ходящим в церковь, исповедующимся, причащающимся… К чистому созданию Божию диавол не приближается» («Слова», том 1).
Добродетели: что это такое? Список добродетелей
Что такое добродетели?
Добродетели — это проявления высшей доброты. Дела, продиктованные нам не человеческой моралью или мирскими понятиями о добре и зле, но Высшей Силой. Сам человек не может стяжать добродетели без помощи Господа. После грехопадения добродетели стали недоступны человеческому роду «по умолчанию». Но именно добродетели противопоставляются греху, как проявления принадлежности к «новому» миру, миру, который подарил нам Новый Завет.
Понятие добродетелей существовало не только в христианстве, но и в античной этике.
Чем отличается добродетель от простого доброго поступка?
Добрый поступок | Добродетель |
Помириться с обидчиком | Простить обидчика, молиться о нем даже, если он не желает примирения. Отказаться от мщения, не желать ему зла. |
Хранить верность супругу | Не изменять супругу даже помышлением, ведь Христос сказал «кто посмотрел на женщину с вожделением, уже согрешил с ней в сердце своем». |
Накормить нуждающегося | Отдать последнее тем, кто нуждается в помощи. Не привязываться к материальному миру, деньгам, вещам. |
Итак, добродетели отличаются от стандартных «добрых дел». Добродетели — это не перечень обязательных условий для попадания в рай. Это значит, что, если очень стараться быть добродетельным формально, не вкладывая душу в свои хорошие поступки, их смысл теряется. Добродетель — то, что естественно для человека, любящего Бога. Добродетельный человек не просто выполняет свод определенных правил, а пытается жить так, как заповедовал Христос, потому что только в Господе видит жизнь.
К сожалению, человек уже совершил грехопадение и не рождается с таким состоянием души за редким исключением Святых, многие из которых еще в отрочестве были призваны явить миру дела Господни. Как же научиться жить добродетельной жизнью?
Молиться, ходить в Церковь, причащаться, любить Бога и ближних. Можно сказать, что все добродетели вытекают из заповедей любить ближнего, как самого себя и Творца. Добродетели — поступки, которые естественным образом совершает человек, живущий в мире с Богом и людьми.
Тема добродетелей не раз обыгрывалась в искусстве: в живописи и литературе. Так семи добродетелям посвящены фрески Джотто, серия гравюр Брейгеля, серия росписей спинок судейских кресел Полайолло, одну из которых выполнил Боттичелли.
Добродетели: список
Существует два списка добродетелей. Первый просто перечисляет их:
Второй же исходит из противопоставления грехам:
На самом деле, под добродетелями понимают не только эти основные списки, но и другие понятия. Такие как трезвение, трудолюбие, ревность и многие другие.
Главное, что мы знаем о добродетелях — Господь ничего не «придумывает» для того, чтобы усложнить человеку жизнь, но дает возможность даже зло обратить во благо. До последнего человеку дается шанс исправить свои плохие поступки, изменить свою жизнь.
Добродетели
Надежда и любовь в качестве добродетелей отличаются от мирского понимания этих слов. Например, если женатый человек полюбил другую женщину, их отношения не будут добродетелью, несмотря на то, что мужчина действительно будет страдать от своих чувств. Добродетельная любовь — это высшая любовь и высшая правда. Так, проявлением любви к жене, будет борьба с греховной страстью к другой.
Если же говорить о вере, то для христиан вера без дел мертва и в Бога верят не так, как иные люди верят в инопланетян, вера деятельна и для человека, искренне доверяющего Писанию было бы странно избегать соблюдения заповедей, стремления следовать воле Бога. Не из страха, но из желания хоть немного приблизиться к Божественной святости.
Милосердие как добродетель выражается не только благотворительных акциях или материальной помощи бездомным, обездоленном, но и в общем сострадательном отношении к ближнему. В попытках простить, понять и принять слабости другого человека. Милосердие — это отдавать последнее, не жалея ничего для других людей, отказаться от поисков благодарности и награды за это.
Смирение — это победа над грехом гордыни, осознание себя грешным и слабым человеком, который не выберется из власти греза без помощи Господа. Именно смирение открывает двери и для других добродетелей, ведь стяжать их может только тот человек, который просит Бога дать ему для этого душевных сил и мудрости.
Ревность, как добродетель, не имеет ничего общего с желанием «присвоить» человека себе и не давать ему общаться с противоположным полом. Обычно мы употребляем слово «ревность» именно в таком контексте. Но среди добродетелей ревность — это решимость быть с Богом, ненависть ко злу.
Казалось бы, как среди добродетелей оказалась умеренность? В чем она должна выражаться? Умеренность дарит человеку свободу и возможность быть независимым от каких-либо привычек, умеренность в еде, например, хранит человека от многих заболеваний, умеренность в алкоголе не дает скатиться в бездну зависимости, которая разрушает не только телу, но и душу человека.
Не случайно в списке добродетелей оказалось и благоразумие. По определению святого Григория Нисского, «целомудрие вместе с мудростью и благоразумием есть благоустроенное распоряжение всеми душевными движениями, гармоническое действие всех душевных сил».
Целомудрие говорит не только о физической, но и о духовной чистоте, о цельности личности христианина. Это уклонение от соблазна.
Разумеется, стяжание добродетелей дается людям непросто, но с Богом человеку все под силу.
Высказывания о христианских добродетелях
«Дела – это единичные, в этот час и в этом месте действия, а расположения означают постоянные настроения сердца, коими определяется характер и нрав человека, и откуда исходят его наибольшие желания и направления его дел. Добрые из них называются добродетелями» (св. Феофан Затворник).
«Кто обрел и имеет в себе сие небесное сокровище Духа, тот неукоризненно и чисто совершает им всякую правду по заповедям и всякое делание добродетелей уж без понуждения и затруднения. Станем же умолять Бога, взыщем и будем просить, чтобы и нам даровал сокровище Духа Своего и таким образом возмогли мы неукоризненно и чисто пребывать во всех заповедях Его, чисто и совершенно исполнять всякую правду» (прп. Макарий Великий)
«Когда благодать в нас, то горит дух и рвется ко Господу день и ночь, ибо благодать связывает душу любить Бога, и она возлюбила Его, и не хочет оторваться от Него, ибо не может насытиться сладостью Духа Святого. Без благодати Божией не можем мы любить врагов, – говорит он о евангельской любви к врагам, – но Дух Святой научает любви, и тогда будет жалко даже и бесов, что они отпали от добра, потеряли смирение и любовь к Богу» (св. Силуан Афонский)
«Каждая евангельская добродетель соткана из действия благодати Божией и человеческой свободы; каждая из них – это Бого-человеческое действие, Бого-человеческий факт» (св. Иустин Попович)
«Каждый желающий спастись должен не только не делать зла, но обязан делать и добро, как сказано в псалме: уклонися от зла и сотвори благо ( Пс.33:15 ); не сказано только: уклонися от зла, но и: сотвори благо. Например, если кто-нибудь привык обижать, то он должен не только не обижать, но и поступать по правде; если он был блудник, то он должен не только не предаваться блуду, но и быть воздержным; если был гневлив, должен не только не гневаться, но и приобрести кротость; если кто гордился, то он должен не только не гордиться, но и смиряться. И сие-то значит: уклонися от зла и сотвори благо. Ибо каждая страсть имеет противоположную ей добродетель: гордость – смиренномудрие, сребролюбие – милосердие, блуд – воздержание, малодушие – терпение, гнев – кротость, ненависть – любовь и, одним словом, каждая страсть, как я сказал, имеет противоположную ей добродетель» (прп. авва Дорофей)
«Какие расположения в сердце должно иметь христианину, указывают изречения Христа Спасителя о блаженствах, именно: смирение, сокрушение, кротость, правдолюбие и истинолюбие, милостивость, чистосердечие, миролюбие и терпение. Святой апостол Павел следующие указывает христианские благорасположения сердца, яко плоды Духа Святаго: любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание ( Гал.5:22-23 ). В другом месте: облецытеся… якоже избраннии Божии, святи и возлюбленни, во утробы щедрот, благость, смиреномудрие, кротость и долготерпение, приемлюще друг друга и прощающе себе, аще кто на кого имать поречение: якоже и Христос простил есть вам, тако и вы. Над всеми же сими стяжите любовь, яже есть соуз совершенства: и мир Божий да водворяется в сердцах ваших, в оньже и звани бысте во единем теле: и благодарни бывайте ( Кол.3:12-15 )». (свт. Феофан Затворник).
«Что такое добродетель? Это свобода, которая не выбирает. Добродетельный человек не думает, что ему надо делать добрые дела, добро для него стало естественным. Скажем, мы – в общем и целом честные люди время от времени можем покривить душой, хотя в основном и стараемся говорить правду. Этим мы и отличаемся от по-настоящему добродетельных людей. У человека, утвердившегося в добродетели, просто не получится солгать. Добродетельный человек верен и в малых делах» (прот. Алексий Уминский)