Ультраортодоксальный это что значит
Ультраортодоксы
Наверное, вы слышали о существовании ультроортодоксальных евреев. А может быть, даже знаете, что они относят себя к разным религиозным течениям, сформировавшимся внутри общей еврейской традиции: сефардам и ашкеназам, хасидам и меснагидам. Возможно, вы видели их в Израиле, Америке или Европе в черных шляпах или меховых штраймлах, длиннополых сюртуках или просто строгих темных пиджаках. Одежда ультроортодоксальных женщин также имеет свои особые признаки: закрытые платья или длинные юбки приглушенных тонов, парики, или специальные платки, или шапочки, полностью закрывающие волосы. Их вид всегда резко отличается от облика окружающих. Удивительно, но среда абсолютно не влияет на них, хотя часто они живут в самых крупных городах мира: Лондоне, Нью-Йорке, Москве, Париже и Цюрихе.
Ультраортодоксов еще называют традиционными евреями, потому что своим образом жизни они продолжают традицию, в соответствии с которой жили их родители, дедушки и бабушки. Передача традиции следующему поколению – это действие сознательное, движимое собственным выбором, желанием сохранить и передать законы жизни прадедов новому поколению.
Многие представляют себе, что в еврейской религиозной семье дети воспитываются в духе традиции и в сознательном возрасте по инерции свято следуют ей и передают своим детям. Если бы это было так, то сегодня в мире жили бы многие десятки миллионов религиозных евреев. Однако известно, что численность традиционного еврейского населения в мире во много раз меньше.
Как же это происходит в жизни? Многие дети религиозных родителей сознательно выбирают традиционный образ жизни и передают его законы следующему поколению. Есть и другие. Молодой парень или девушка, родившиеся в ортодоксальной семье в Иерусалиме или Нью-Йорке иногда довольно легко отходят от традиционного образа жизни частично или полностью. Они покидают этот корабль. Были сложные исторические периоды, когда очень много молодых людей из религиозных семей переставали следовать еврейской традиции. Но в то же самое время многие оставались внутри ее и держались за Тору при любых условиях.
Понять мотивы, заставляющие человека сохранять верность Торе – значит понять ультраортодоксов, понять, как они мыслят, и что они чувствуют.
Например, в Нью-Йорке ультраортодоксы живут несколько столетий, и за это время полностью абсорбировались в окружающей среде. Они селятся обычно в отдельных кварталах, но работают в разных городах страны. Вы можете встретить их повсюду в Америке. Их американская ментальность, с одной стороны, такая же как у любого жителя США. С другой, в религиозных евреях несомненно есть что-то отличное. Это отличие – связь с Творцом. Его суть можно легко описать: «Мы, религиозные евреи, наши дети, наше имущество несем на себе имя Творца, а в сознании – понимание того, что еврейский народ со всеми своими слабостями и проблемами – это избранный народ, народ Торы, народ Вс-вышнего». И для парня или девушки из еврейской семьи уйти от традиции – это значит уйти от Творца.
И все-таки некоторые под влиянием фейерверка искушений уходят. Есть и другие. Проанализировав и осознав суть вещей, они остаются и продолжают традицию отцов. А третьи приходят извне – дети четвертого и пятого поколения евреев, отошедших от традиционного еврейского образа жизни.
Ортодоксальный — что это значит и когда уместно употребление слова ортодокс и ортодоксия
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Понятие «ортодоксальный» неоднозначно: один увидит в нем отрицательное личностное качество, а другой – комплимент.
Оно часто ассоциируется с религией (ортодокс), но такое понимание тоже однобоко. Поэтому стоит разобраться, что на самом деле скрывается за этим словом.
Ортодоксальный — это какой?
Это слово имеет французское происхождение, на языке Гюго звучит как orthodoxal. Исторически оно восходит к греческому: ὀρθοδοξία означает «правильное учение», «правоверие», «ὀρθός» переводится как «прямой», «правильный».
В общем понимании ортодоксальный – это неуклонно и последовательно придерживающийся основ какого-то мировоззрения, доктрины, концепции (что это такое?), преданно следующий своему миропониманию.
Дополнить смысл этого слова помогут синонимы, предлагаемые толковым словарем:
Человека, придерживающихся ортодоксальных идей, называют ортодоксом.
Здесь у многих всплывает в сознании образ мужчины-еврея специфической внешности, и на то есть объяснение.
Слово «ортодокс» вошло в обиход в конце XVIII века: так просвещенные евреи в Германии называли тех, кто противился изменениям в религиозной и общественной жизни. Из их уст оно звучало с оттенком презрения.
Те времена канули в лету: в словаре русского языка под редакцией Ушакова нет даже намека на мужчину в черной одежде, признающего лишь кошерную еду и не работающего в субботу, в привязке к этому слову.
В современном понимании, ортодокс – это тот, кто скрупулезно придерживается точки зрения, принятой за единственно правильную. Иначе говоря, у него ортодоксальные взгляды.
Встречаются и более интересные случаи употребления слова «ортодокс». Например, его можно услышать… в аптеке!
Это искаженный вариант слова «Apтpoдeкc» – названия популярной мази для лечения суставов.
Ортодоксальность (ортодоксия) в религии
Это понятие очень часто употребляют в религиозном контексте, хотя это не совсем точно отражает смысл. Здесь оно работает в связке с термином «ортодоксия». Так обозначают консервативный тип религиозного мышления, где скрупулезно следуют вере в базовом варианте в противовес любым реформаторским шагам.
В широком смысле ортодоксия – это позиция, преподносимая как на 100 % соответствующая первоначальному и буквальному пониманию того или иного учения.
Религиозная ортодоксальность ассоциируется прежде всего с иудаизмом. Это связано с появлением в начале 19-го века нового, реформированного направления в этом учении. С легкой руки ее сторонников иудаизм в прежнем виде, каким он существовал тысячелетиями, стали называть ортодоксальным.
Ортодоксальные иудеи выделяются поведенческими особенностями (ограничениями в пищевых пристрастиях, чтением Торы), одеждой, ношением специфических символов.
Сегодня активно развивается новое направление — ортодоксальный модернизм, или современная ортодоксия. Оно сохраняет прежние принципы, интегрируя их с современным миром и его культурой.
Вопреки сложившемуся стереотипу, не иудаизм, а православная вера отличается особой приверженностью традициям. В переводе на многие языки «ортодоксальный» звучит в том числе и как «православный» (правоверный).
Это направление отличается строгостью в плане обрядов и правил. Во время православных богослужений прихожане стоят (порой даже на коленях). Эта вера связана с длительными строгими постами и послушаниями.
Большинство самых известных религий имеют ортодоксальное «ядро» — классическую версию, и «периферийные», обновленные варианты.
Философские школы ортодоксов
В странах Востока все обстоит иначе: здесь это понятие не значит неактуально, оторвано от жизни, косно, а наоборот. Ортодоксальное «крыло» сохраняется в китайском конфуцианстве, оно называется «Школа канона древних знаков». Его последователи отстаивают незыблемость авторитета Конфуция, его учеников, непреложность их заветов.
Известны на весь мир и индийские ортодоксальные системы, опирающиеся на ведические каноны: Веданта, Санхья, Ньяя, Миманса, Иога, Вайшешика.
Такая тенденция свойственна и западным учениям, яркий пример – ортодоксальный марксизм. По мнению многих историков и политологов, социалистическая идеология XX века, называемая марксизмом-ленинизмом, по сути, и есть то самое направление.
Ортодоксальный психоанализ: наследие великого Фрейда
В психологии встречается и такое понятие. Так иначе называют фрейдизм – направление, начало которому положил австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд. Здесь подразумевается учение в том виде, в каком оно было создано в начале XX века, классический, первоначальный вариант.
В центре учения Фрейда мысль о том, что главная движущая сила развития личности – это инстинктивные влечения. Из-за запретов и ограничений они переходят в область бессознательного.
Ортодоксальный психоанализ стоит на «трех китах»:
В ортодоксальном психоанализе это враждебные друг другу начала.
Неофрейдисты принимают схему Оно – Сверх-Я – Я, но видят их взаимоотношения не так радикально, допуская возможность сотрудничества и гармонии.
Ортодоксальный – это плохо или хорошо?
Подсознательно это понятие несет в себе некую негативную окраску. У среднестатистического человека любые ограничения вызывают отторжение (это тенденции современного мировосприятия), а здесь еще добавляется отсутствие гибкости, невозможность адаптироваться к постоянной смене жизненных обстоятельств.
Тот, кто мыслит ортодоксально, часто видится как принципиальный оппонент всякого развития. Он пользуется постоянным набором стратегий, многие из которых устарели (от них явно попахивает нафталином!), однако не позволяет себе покинуть границы единственного, с его точки зрения, правильного, должного.
Косность мышления — это признак наступающего слабоумия
Впрочем, не следует однозначно воспринимать ортодоксальность как нечто негативное, абсолютно невостребованное в современной жизни. Есть сферы, в которых приверженность установившимся канонам очень важна (например, юриспруденция, делопроизводство).
Много споров в этом контексте вызывает ортодоксальная медицина. Так обозначают традиционную медицинскую науку сторонники альтернативной, или натуропатической медицины (остеопатии), вкладывая в это обозначение негативный смысл.
По их мнению, официальная медицина «делит на кусочки» человеческий организм между разными врачебными специальностями, не уделяя внимание целостной картине, а это основная причина неизлечимости некоторых недугов.
Несмотря на репутацию «окаменелости» и отсталости, ортодоксальность — это не воплощение негатива. В разной степени она свойственна всем людям, по сути, это стержень, относительно которого человек совершенствуется. Главное – чтобы приверженность базовым ценностям не становилась тормозом на пути прогресса и причиной деградации.
В современном обществе полным-полно ортодоксальности в том или ином виде, и не всегда это связано с религией. Она несет стабилизирующее начало, помогает сохранять всеобщий порядок. Перебор с ней так же нежелателен, как и ее полное отсутствие. Все хорошо в меру!
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Изредка использую в разговорной речи выражение «ортодоксальные взгляды», но мало кто понимает, что это значит 🙂
В современном мире важно иметь гибкий ум, ведь новые открытия совершаются постоянно, а ортодоксальный взгляд может сделать мировоззрение костным и заангажированным.
Ультраортодоксальный это что значит
Из еврейского населения Земли выделяется прослойка ультраортодоксальных общин, называющих себя «трепещущими» перед Богом. Есть у них и общее название – харедим. Стиль жизни таких евреев характеризуется классическими канонами иудаизма и консервативными традициями европейского еврейства, которые сформировались к ХХ столетию. Высочайшей духовной ценностью у них считается пожизненное изучение Торы наряду с тщательным исполнением заповедей с максимальной строгостью.
Харедим разделяются и по историческому происхождению, и по направлению в иудаизме. Традиционно они представлены ашкеназскими и сефардскими харедим. Первые являются продолжателями рода евреев из Центральной и Восточной Европы, которых примерно две трети от общего количества. Вторые – потомки выходцев из стран, окружающих Средиземное море и из Ближнего Востока. Их насчитывается около 300000 человек.
Гораздо более разнообразным выглядит разделение по направлениям в иудаизме. Ашкеназские харедим представлены хасидами и литваками, которые в свою очередь разделяются на множество отдельных общин. В каждой из них имеется собственный лидер – ребе, руководящий своими последователями, направляющий их действия в определенное русло. Есть еще группа хардальников. Это очень консервативная часть сторонников религиозного сионизма, сами харедим не являющиеся, но очень близкие к ним по образу жизни.
Впрочем, по большому счету, все эти разделения в известной степени условны, поскольку четкой границы между течениями харедим, хардальников и современных ортодоксов просто не существует. Мало того, представители нынешних ортодоксальных евреев, которые харедим не являются, ведут образ жизни очень близкий к ним.
Чем же они отличаются от остальных евреев? Наиболее показательный фактор – это одежда. Для мужчин она сродни униформе: черные костюмы, одетые поверх белых рубашек, такого же цвета головные уборы. У многих мужчин под рубахой находится еще и талит-катан.
Представительницы женского пола также не отличаются изысканностью в одежде. Они стараются максимально закрыть свое тело от сторонних глаз. Для представительниц слабого пола обязательны длинные рукава и длинные юбки. Для замужних женщин непременным атрибутом является платок на голове. Как вариант – парик, иногда с прикрепленной к нему шляпкой. В некоторых общинах с очень строгими нравами для женщин обязательными являются бурки, закрывающие, не только тело, но и лицо. Красные тона не приветствуются, хотя в последнее время разнообразие цветовой гаммы в одежде стало гораздо более заметным.
Семейные традиции близки ко всем остальным евреям: запрещение добрачных связей, поиск родителями пары для своих детей, часто происходящий с использованием услуг шадхана. Отличием является разве что количество детей в семье. По идеологии харедим, их семьи должны быть многодетными, поэтому в обычном семействе может насчитываться 7 и даже 8 детей.
Вот в чем действительно харедим сильно отличаются от обычных евреев, так это в способе зарабатывания на жизнь. Подсчитано, что только 47% от общего числа израильских харедим-мужчин где-то официально трудоустроены. С другой стороны, число работающих харедим-женщин составляет сейчас 81%. Выходит, что семейный бюджет наполняют именно женщины. А чем же занимаются их мужчины? Они усиленно изучают Тору. Государство старается помогать общинам харедим. Людям предоставляются государственные дотации, всевозможные льготы и медицинские страховки. Правда, некоторое количество общин стараются не пользоваться никакими пособиями, и, живя обособленными кварталами, даже электричество вырабатывают собственными генераторами.
Образование харедим также имеет отличия от общепринятой системы. Дети учатся раздельно, обязательно в негосударственных заведениях. Для мальчиков это сначала хедер, потом ешива. Взрослый женившийся юноша может продолжить обучение в колеле. Светским предметам уделяется минимальное внимание, зато подробно проводится изучение Галаха и Вавилонского Талмуда.
В Кнессете и структурах местного самоуправления представителями интересов харедим являются ультрарелигиозные политические формирования. Если сами харедим попадают в депутатский корпус Кнессета, то они принципиально отказываются от министерских постов, если таковые им предлагаются. Правда, в ряде случаев могут занимать должности заместителей министра.
Интересным вопросом является отношение таких евреев к службе в армии. Изначально для юношей-харедим существовал принцип освобождения от ее прохождения. На заре становления государства речь шла всего лишь о нескольких сотнях парней призывного возраста, что было несущественно для Израиля. Однако со временем процент граждан, освобожденных от службы, значительно вырос. Потребовалось каким-то образом разрешать этот вопрос. В 2002 году в Израиле начал действовать закон Таля, по которому некоторое количество харедим можно было либо призвать в ЦАХАЛ, либо отправить для прохождения альтернативной службы.
Просуществовал этот закон до 2012, пока его не признали неконституционным. С тех пор юноши-харедим в случае получения повестки просто являются на место призыва, где немедленно получают документ о нецелесообразности своего призыва. Однако некоторые последствия закон Таля все же оставил после себя. После его вступления в силу в составе бригады Кфир был сформирован 97 батальон «Нецах Йегуда», в котором проходили службу исключительно юноши-харедим. Там для них были созданы особые условия в виде отсутствия в составе подразделения девушек, включения в распорядок дня изучения Талмуда, возможности тщательного соблюдения религиозных обрядов, включая кашрут. Попутно бойцы могли приобрести здесь гражданские специальности.
Правда, по большей части военнослужащие данного батальона истинными харедим не являются. Обычно или сами юноши, или их родители только недавно примкнули к харедим и полностью не смогли вписаться в эту общность. Некоторые бойцы в свое время были исключены из ешивы либо сами покинули это заведение, а потом призваны в армию. Часть же солдат и вовсе являются выходцами из самых ортодоксальных евреев, религиозные процедуры которых очень близки к тем, что делают харедим.
Значение слова «ортодоксальный»
[От греч. ’ορθόδοξος — правоверный]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ортодокса́льный
1. книжн. правоверный в смысле строгого следования принятому учению в области религии, науки, общественных вопросов и т. п. и отсутствия всякого сомнения в истинности своей веры
2. книжн. неукоснительно следующий какому-либо учению (обычно некритически), строго придерживающийся принятого направления, мировоззрения; последовательный ◆ Ортодоксальные взгляды. ◆ Ортодоксальный марксизм.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: масличный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Спектр религиозной жизни Израиля. Часть первая. Ортодоксальный (ультраортодоксальный) иудаизм
предисловие
Некогда турецкие султаны сформулировали принцип существования своей великой империи: «много народов – одна страна». Это справедливо, тем более что похвастаться единством религии османы никак не могли (хоть и очень хотели…).
Что интересно, у нас, евреев, дело обстоит с точностью до наоборот: «один народ – много стран». А религий – еще больше!
Причем, речь вовсе не идет об отступниках, — выкрестах или дёнме (принявших ислам, как их называют в той же Турции), и, тем более, не о еретиках, ни к ночи будь помянуты те и другие! Я сейчас говорю именно о евреях-иудеях, среди которых религиозных течений и ответвлений более чем достаточно. Все они – иудаизм, но разный, как различны мы – евреи, проживающие в разных странах мира, под властью разных правителей, в разной социальной среде и жизненных условиях.
Однако, он, — иудаизм, — един, как едины мы, евреи при всей нашей несхожести. Ибо един наш Б-г, едина наша Тора, едины наши мольбы и скорби, и всех нас словно одна мать родила, как писал классик, правда, по другому поводу…
Поэтому, предлагаю, — со всем тактом, толком, расстановкой и, Б-же упаси, не желая никого обидеть, — разобраться с многообразием иудаизма, с целым спектром религиозной жизни опять-таки, единой для всех нас еврейской страны – Израиля!
Ортодоксальный (ультраортодоксальный) иудаизм
Вопреки еврейской народной традиции начинать с конца, начнем с начала.
А в начале было слово «ортодоксальный» (др-греч. букв. «правильное мнение»), характеризующее главное направление иудаизма. Потому и главное, что правильное, — то есть то, какое положено всем нам, евреям, иметь по мысли Господа Б-га и заветам седых, мудрых предков.
Таким образом, последователи ортодоксального иудаизма, — собирательно называемые «ортодоксы» (они же «харедим», досл. «боящиеся (Б-га)»), — своим непреклонно-строгим образом жизни продолжают вековечную традицию еврейского религиозного мировоззрения, по которой жили их предки.
Передавая законы жизни дедов и прадедов каждому новому поколению, ортодоксы движимы желанием сохранить (а, если на то будет Господня воля, и преумножить) классические формы еврейской религии. Обязательным, если не самым главным, условием этой концепции является соблюдение верующими евреями национального религиозного закона (Галахи) в том виде, в каком он зафиксирован в Мишне и Гемаре (то есть, в Талмуде) и кодифицирован в своде «Шулхан арух» И. Каро (XVI в.).
В качестве же мощного религиозного течения ортодоксальный иудаизм сложился как реакция на возникновение реформизма в иудаизме, распространение Хаскалы и идей эмансипации, особенно секуляризацию еврейской жизни.
Встав на позиции самого непримиримого противодействия каким бы то ни было изменениям в религиозной и общественной жизни еврейства, ортодоксы «заслужили» свое название, первоначально бывшее в устах просвещённых евреев презрительным прозвищем, почти кличкой (!); сами же себя глубоко верующие евреи именовали «йереúм» («благочестивые») или уже знакомым нам словом «харедим». Позже (с первой половины XIX века) обидное слово было включено в лексикон, став одним из самоназваний еврейской религиозной общины.
Примерно тогда же возник термин «датиим» («религиозные»), относившийся к ортодоксальным течениям восточноевропейского еврейства. Слово прижилось и в Израиле, где подавляющее большинство традиционного еврейства является ортодоксальным. Поэтому в современный иврит прочно вошло противопоставление «датиим» — «хилоним» (досл. «светские», но, в этом контексте, «свободомыслящие», хотя для них есть особое слово – «хофшим»).
Ортодоксальный иудаизм израильских евреев представлен несколькими основными направлениями, но, прежде чем их рассматривать, хочется внести ясность в термин «ультраортодоксальный иудаизм», выявив различие и сходство этого явления с просто ортодоксальным. Так вот, принципиальной разницы между ними нет, поэтому деление на «ортодоксальный» и «ультраортодоксальный» иудаизм весьма условно. Возможно, разница и есть, но, попросту говоря, ультраортодоксы – это те ортодоксы, которые стремятся к строжайше-полнейшему выполнению всех требований веры, насколько это возможно в настоящее время в этом мире.
Понятно, что стопроцентный результат сейчас недостижим – нет Храма, соответственно, не ведутся храмовые службы и жертвоприношения, не применимы ряд других великих и малых законов, в частности, о рабстве, и пр. На это есть объективные, никак не зависящие от ультраортодоксальных евреев причины. Тем не менее, они стремятся наилучшим образом выполнять то, что на сегодняшний день возможно, ставя перед собою хоть и высокие, но достижимые цели, совершенствуя себя и молясь за свой народ.
Среди весьма многочисленной массы ортодоксальных (а так же с приставкой «ультра») евреев нет единства мнений относительно того, как именно нужно верить и какие именно обряды каким образом соблюдать. Поэтому существуют основные религиозные течения, — подобные ветвям большого, развесистого древа, — такие как литваки (миснагдим), хасидизм различного толка, ортодоксальный модернизм, религиозный сионизм и «Нетурей карто». К не столь крупным ответвлениям относятся современные ортодоксы (неоортодоксы), «Хардаль» (национал-харедим), традиционалисты, неохасиды и т. д. и т. п.
Как видим, перечисление внутренних составляющих только ОДНОГО ИЗ ГЛАВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ еврейской религиозной жизни более чем обширен. Однако, при всей многочисленности и разнородности подобных групп, в среде ортодоксальных евреев не происходит полного и непоправимого раскола! Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять причину этого, ибо все эти группы и ответвления с устойчивостью компасной стрелки тяготеют к одному и тому же «магниту»: вечной и боговдохновенной Торе!
В Израиле ортодоксальный иудаизм пронизывает всю жизнь страны. Имеются ортодоксальные коммуны, районы и поселения, экспериментальные фермы и предприятия, существует разветвленная сеть иешив и университет Бар-Илан, взявший за образец знаменитую йешиву-университет в Нью-Йорке. Среди ортодоксальных евреев есть моряки и генералы, инженеры и ученые, каменщики и эстрадные артисты, журналисты и министры, даже водители такси есть, — честное слово, сам видел! Израильские города усеяны синагогами, как европейские или американские – церквами. Очевидно, что существующий в Израиле иудаизм – это именно иудаизм ортодоксальный, представленный во многих своих вариациях.
Однако Израиль не является религиозной страной в том смысле, в каком ею является, например, Испания или Иран. Ведущие политические силы еврейского государства – социалистические по своей сути, культура носит своеобразный, скептический характер, нравы свободны (даже слишком), армия традиционно непобедимая и легендарная. Словом, сложная страна, ничего не попишешь…
На мой взгляд, именно поэтому ортодоксальный иудаизм с характерным для себя многообразием подчас противоборствующих течений укрепился в еврейском государстве как религия, совместимая с современным образом жизни. По всей видимости, так и должно было случиться – пути Господни неисповедимы, а потому примем мир таким, каким он есть, и перейдем к разбору вышеупомянутых ответвлений ортодоксального иудаизма…