Умк что это такое
Разновидности
Учебно-методический комплекс по истории предполагает как тематические, так и поурочные разработки. Например, в зависимости от уровня знаний и навыков обучающихся подбираются определенные задания, упражнения для каждого ученика. Для школьников с высокой мотивацией педагог готовит задания в виде сочинений-рассуждений (эссе), при выполнении которых у ребят есть возможность продемонстрировать учителю личную позицию по отношению к рассматриваемому историческому периоду, эпохе.
Пособия по курсу педагог применяет с целью сокращения времени на подготовку к занятиям, что актуально при высокой недельной нагрузке. Такие сборники востребованы у начинающих педагогов.
Школьный учебник
Учебно-методический комплекс дисциплины школьного курса сложно представить без книги. В настоящее время школьный учебник составляется с учетом возрастных особенностей детей, уровня углубленности в определенную научную область.
Выделим основные функции, которые выполняет это методическое пособие:
Электронный учебно-методический комплекс стал отличной альтернативой традиционным бумажным материалам. Им может воспользоваться не только педагог, но и обучающийся.
Структура учебников
В учебнике представлен текст, определяемый системой отбора конкретных фактов. Например, в школьном курсе химии 8 класса в книгу автор включает материал, связанный с неорганическими веществами, их свойствами, превращениями. Содержание подразделяют на главы, разделы, отдельные параграфы. Между ними должна соблюдаться логика и последовательность, плавный переход от простых фактов к сложному материалу.
Учебник делится на теоретический (основной) материал, справочную информацию, комментарии и примечания.
За основу текста берут информацию о наиболее важных понятиях и идеях, теориях, видах деятельности.
Сложность текста книги может быть языковой, логической, а также предметной. Например, историческое содержание связано с многочисленными терминами, понятиями, теоретическими выводами.
В качестве внетекстовых компонентов учебника вступают иллюстрации, задания и вопросы, различные документы, а также определенные указатели. Например, в курсе истории с помощью схем представлены образы прошлого: битвы, сражения, крепости.
Основной частью методического аппарата школьного учебника являются задания и вопросы к предлагаемым параграфам.
С их помощью учащиеся сознательно и глубоко усваивают содержание учебной дисциплины, а педагог получает возможность раскрывать содержание книги средствами знаковой и образной наглядности.
При оценке качества учебников эксперты используют определенные критерии:
Например, в педагогической практике появился перечень Федеральный учебников, в который включены только те материалы, которые в полной мере подходят под требования ФГОС второго поколения.
Отличительные параметры учебников нового поколения
Например, для книги по истории в рамках новых требований можно отметить:
Специфика учебников нового поколения
Изучаемый материал предлагается на примерах, понятных и доступных современным школьникам, что положительно отражается на формировании поисковых навыков, совершенствования саморазвития и самовоспитания.
Практическая ценность
Задачник по физике, химии, биологии, который входит в учебно-методический комплекс, направлен на осмысление особенностей окружающего мира, использование теоретических знаний в практической деятельности.
Учебно-методический комплекс специальности предполагает не только основной, но и дополнительный материал, привлечение разнообразных интернет-ресурсов.
Специфика методического аппарата
Его можно считать ключом для применения информации, включенной в основные пособия. В таком аппарате должны содержаться элементы, мотивирующие школьников на освоение нового учебного материала. Они помогают ребятам выделять цель работы, ставить перед собой конкретные задачи, обобщать результаты, делать выводы. Справочный материал, содержащийся в учебно-методическом комплекте по любой дисциплине, способствует формированию навыков научного поиска.
Задания творческой направленности позволяют отрабатывать теоретические основы в реальной жизни.
Для учителя химии
В учебно-методический комплекс школы входят материалы по разным учебным дисциплинам. Для того чтобы понять, чем должен пользоваться современный педагог, чтобы в полной мере выполнять требования Министерства образования и запросы государства, рассмотрим учебно-методический комплект по химии. В базовом курсе в настоящее время используется несколько методических линий. Наиболее распространенной является комплект О. С. Габриеляна.
Помимо учебника, составленного с учетом возрастных особенностей для 8-х, 9-х, 10-х, 11-х классов, автором создана настольная книга для учителя химии. В таком пособии подробно рассмотрены наиболее сложные разделы, даны рекомендации по методике обучения им школьников.
В качестве дополнительной литературы педагог использует книгу для внеклассного чтения, в которой изложены биографии великих химиков, факты открытия новых элементов, создании важных научных теорий.
Для отработки практических навыков О. С. Габриеляном разработано пособие для проведения практических работ и лабораторных экспериментов. Подготовку к выпускному экзамену по химии ребята вместе с педагогом могут вести, вооружившись сборником задач, в который включены все основные задания, предлагаемые старшеклассникам на ЕГЭ.
О. С. Габриелян разработал методический комплект и для профильного обучения химии, изначально включив в учебник задания второго уровня сложности из тестов ЕГЭ.
Инновации в методических материалах
После модернизации российского образования практически во всех учебных предметах появились полные предметные линии.
Среди новшеств отметим включение в учебные пособия заданий творческого характера, позволяющих развивать универсальные учебные навыки школьников.
К примеру, в истории и обществознании появилась рубрикация текста, стали выделять ключевые понятия и главные мысли. Подобные новшества способствуют формированию навыков выделения важнейшей информации, ее обобщения.
Значимость вертикали школьных книг
Существенное количество иллюстраций, схем, графиков способствует формированию наблюдательности, осмыслению теоретического материала, рассматриваемого на уроке.
Заключение
Учебно-методический комплекс является мощным инструментов в деятельности современного учителя, направленной на формирование в подрастающем поколении навыков поисковой и исследовательской деятельности. В связи с тем, что в настоящее время в образовательных учреждениях применяют информационные технологии, многие учебные пособия, справочные материалы, сборники задач предлагаются не только в бумажном, но и в электронном виде. Развивающие диски, содержащие творческие задания, помогают педагогам развивать познавательный интерес к преподаваемому предмету.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Смотреть что такое «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС» в других словарях:
Учебно-методический комплекс — (УМК) дисциплины стандартное название для совокупности учебно методической документации, средств обучения и контроля, разрабатываемых в высшей школе Российской Федерации для каждой дисциплины. УМК должен включать полную информацию,… … Википедия
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ — (УМКД) совокупность документов, содержащих методические указания по основным видам учебных занятий и учебной литературе по дисциплине. УМКД и УМКС (см. ниже) являются внешним, материальным воплощением педагогической деятельности преподавателей, т … Профессиональное образование. Словарь
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ (УМКС) — совокупность документов, содержащих методические указания по выполнению курсовых и дипломных проектов. В УМКС входят: УМКД и квалификационная характеристика по специальности; учебный план подготовки специалиста; рабочий учебный план, в котором… … Профессиональное образование. Словарь
электронный учебно-методический комплекс — 3.5 электронный учебно методический комплекс; ЭУМК: Структурированная совокупность ЭОР, содержащих взаимосвязанный образовательный контент и предназначенных для совместного применения в образовательном процессе. Примечания 1 Структура и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Список литературы по курсу «Основы православной культуры» — Официальным учебником по курсу Основы православной культуры (ОПК) является учебник, подготовленный протодиаконом Андреем Кураевым. Православным Свято Тихоновским гуманитарным университетом подготовлено методическое пособие для учителей. Кураев А … Википедия
Церковь Объединения — Принято решение перенести сюда содержимое статьи … Википедия
Шульгина, Дарья Павловна — Шульгина Дарья Павловна Портрет русский искусствовед, культуролог, историк, специалист по архитектуре эклектики. Дата рождения: 11 мая 1980(1980 05 11) (31 год) … Википедия
Замятин, Алексей Петрович — Алексей Петрович Замятин Дата рождения: 3 октября 1946(1946 10 03) Место рождения … Википедия
УМК — Украинская металлургическая корпорация ЗАО Киев, организация, Украина Источник: http://www.context ua.com/articles/infoagency/21593.html УМК углубленный медицинский контроль мед. Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка … Словарь сокращений и аббревиатур
Аджиев, Мурад Эскендерович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Аджиев. Мурад Эскендерович Аджиев Имя при рождении: Мурад Эскендерович Аджиев Псевдонимы: Мурад Аджи Дата рождения: 9 декабря 1944(1944 12 09) (68 лет) … Википедия
Что такое УМК?
Учебно-методический комплект (УМК) – это совокупность учебно-методических материалов и программно-технических средств, способствующих эффективному освоению учащимися учебного материала, входящего в программу предметного курса.
Иными словами, в каждый УМК входят:сборники программно-методических материалов (официальные издания, включающие программы по соответствующим школьным предметам, нормативные документы);
учебники (издания для школьников, содержащие систематизированное изложение учебного материала);
методические пособия (предназначены для учителя; они содержат общие рекомендации по разработке и проведению уроков);
рабочие тетради (для организации самостоятельной работы учащихся; учебники и рабочие тетради к ним составляют единое целое);
справочники и справочные материалы (содержат всю необходимую информацию для учащихся по курсу школьной программы).
УМК включают также в себя словари для школьников, атласы и контурные карты.
Азбука. Учебник. 1 класс. В 2-х частях.
Прописи. 1 класс. В 4-х частях.
,
Русский язык. Учебник. 1 класс.
,
Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 класс.
Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 1 класс.
,
Математика
Математика. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2-х частях.
,
Окружающий мир. 1 класс. Учебник. В 2-х частях.
Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2-х частях.
Изобразительное искусство: Ты изображаешь, украшаешь и строишь.
Технология. Учебник. 1 класс. +CD
Физическая культура. Учебник. 1-4 классы.
УМК «Школа России» и новый стандарт
Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Конечный результат образовательной деятельности начальной школы зафиксирован в проекте Стандарта в качестве портрета выпускника.
Каким же должен быть ребенок, оканчивающий начальную школу?
- любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности; уважающий и принимающий ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа; доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, уважающий своё и чужое мнение; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки; имеющий представление об основах здорового и безопасного образа жизни.
Этот результат достигается в очень большой степени благодаря современному УМК, включающего учебники и учебные пособия нового поколения, отвечающих всем требованиям Стандарта. Именно таким комплектом является УМК «Школа России» издательства «Просвещение».
Созданный в 2001 году, получивший самое широкое признание в школах России, комплект успешно развивается в соответствии с запросами времени, совершенствуется, вбирая в себя лучшее из живого педагогического опыта, и сейчас является надежным инструментом реализации Стандартов второго поколения.
Принципами построения УМК Школы России являются приоритет воспитания в образовательном процессе, личностно-ориентированный и деятельностный характер обучения. Эти принципы реализуются в учебниках по всем предметам, среди которых для нас нет главных и второстепенных.
Все предметы, включая и предметы эстетического цикла, работают на общий результат, формируя у ребенка единую современную картину мира и развивая умение учиться. В состав комплекта входит следующие учебники: обучение грамоте, русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка, информатика, художественный труд, ОБЖ, иностранные языки.
Все учебники имеют законченные линии с 1 по 4 класс, а также развернутое учебно-методическое сопровождение в виде рабочих тетрадей, дидактических материалов, проверочных работ, поурочных разработок, книг для чтения и других пособий.
Уже сегодня можно соотнести реализацию основных положений нового Стандарта в учебных курсах нашего комплекта.
Одним из важнейших положений Стандарта является ориентация содержания образования на формирование семейных ценностей, составляющих культурное, духовное и нравственное богатство российского народа.
Эта задача решается средствами всех учебных предметов, среди которых особое место занимает курс «Окружающий мир», где формирование семейных ценностей является одной из основных задач. Особенность курса состоит в том, что познание окружающего мира предлагается как некий совместный проект, который реализуется через взаимодействие взрослого и ребенка в семье. Условно его можно назвать «Познаем мир вместе». Этот проект включает в себя следующую совместную деятельность: совместное чтение познавательной литературы, совместные наблюдения (за растениями, животными, звездами), совместные экологические действия (уборка двора, посадка деревьев), совместные прогулки и путешествия (экскурсии в музеи, поездки по родной стране и т. п.) и множество других ситуаций.
Вовлечение ребенка и взрослого в реальную совместную деятельность позволяет решать воспитательные задачи в процессе познания окружающего мира, избегая декларативности, морализаторства, отчуждения учебного материала от интересов ребенка, и в адекватной для ребенка форме решает задачи формирования нравственных ценностей.
Таким образом, реализуется основная идея курса — формирование семейных ценностей через организацию совместной деятельности ребенка и взрослых в семье.
В поддержку этой деятельности в комплект включены книги: «Зеленые страницы», атлас-определитель «От земли до неба», «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики». Эти книги создавались не только для работы на уроке, но в большой степени для работы в семье, что является отличительной чертой комплекта.
Особенно ярко ориентация на формирование семейных ценностей проявляется в учебнике 2-го класса, где с самого начала, с первого урока, ребенок вводится в мир семьи, которая представлена в виде действующих лиц учебника (мама, папа, сын Сережа, дочь Надя, а также домашние животные — собака Рыжик и попугай). Герои семьи принимают участие в изучении всех тем курса. Таким образом появляется возможность сюжетного построения уроков, при котором в учебных ситуациях моделируются взаимоотношения в семье. Представлены различные стороны семейных взаимоотношений: взаимопомощь, забота друг о друге, совместные занятия, игры, отдых, ведение домашнего хозяйства и т. д.
При этом в ряде случаев привлекаются другие персонажи: бабушка и дедушка, которые живут в селе, друзья героев, которые живут в Санкт-Петербурге, и т. д., что позволяет показывать ценность родственных и дружеских отношений.
Семья, представленная в учебнике, демонстрирует образец семейных отношений, который переносится на реальную жизнь каждого ребенка. Этому помогает система заданий в учебнике, рабочей тетради, а также методических пособиях, которая позволяет связать учебные ситуации курса с реальной жизнью ребенка в семье.
К основным результатам образования в начальной школе в проекте Стандарта второго поколения отнесено формирование предметных и универсальных учебных действий, основ умения учиться.
В стандартах второго поколения очень большое внимание уделяется работе учащихся с информацией, как одному из важнейших компонентов умения учиться. В связи с этим в УМК «Школа России» разработана специальная система навигации, позволяющая ученику ориентироваться внутри комплекта, а также выходить за рамки комплекта в поисках других источников информации.
Так, в частности в учебниках «Окружающий мир» имеются ссылки на пособия для учащихся: атлас-определитель «От земли до неба», «Зеленые страницы», «Великан на поляне».
Специальная система заданий связывает учебник и рабочую тетрадь, учебник и тетрадь тестов, а также организует поиск необходимой информации: в сети Интернет, энциклопедической, справочной, краеведческой, научно-популярной литературе.
Важной особенностью учебников является выделение в них базового и повышенного уровней учебного материала, позволяющего ученикам продвигаться в освоении учебных курсов с учетом индивидуальных особенностей, интересов и склонностей. Ярким примером может служить введение в учебники по окружающему миру рубрики «Странички для любознательных», которая системно выстроена с 1 по 4 класс.
Стандарт второго поколения позволяет строить процесс обучения с опорой на творческую деятельность ребенка и по-новому представлять его результат. К результатам обучения по комплекту «Школа России» относятся не только сформированная система знаний и способов действий, но и результаты, выраженные в предметно-деятельностной форме. Например: интервью с человеком той или иной профессии, подборка вопросов для викторины, сценарий праздника, коллективное создание «Музея наших путешествий» или «Красной книги нашего края», выставка творческих работ и др. При этом открываются широкие возможности для организации проектной деятельности учащихся, как в рамках отдельных предметов, так и на межпредметной основе.
Несомненно, ценность комплекта состоит в том, что ему присущи такие характеристики, которые очень значимы для учителя не только сегодня, но и всегда, а именно: фундаментальность, надежность, стабильность, открытость новому.
Учебно-методические комплексы
Вы будете перенаправлены на Автор24
Деление УМК на составляющие компоненты
Учебно-методический комплекс (УМК) – это множество систематизированных материалов, которые необходимы для реализации образовательного течения, обеспечивающего успех учеников в познавательной, творческой, коммуникативной и других видах работы.
Учебно-методический комплекс рекомендуется оценивать как систему, части которой взаимосвязаны.
Следовательно, УМК – это система, в которой все компоненты создают одно целое и связаны между собой, чтобы достичь цель образовательной программы.
Все компоненты УМК можно разделить на четыре составляющие:
К традиционным относят печатные пособия – таблицы, плакаты, картины, фотографии, а также раздаточный материал – дидактические карточки, диафильмы, кинофильмы, звукозаписи.
К современным печатные пособиям относят видеофильмы, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства.
Планирование УМК – это кропотливое и творческое дело, которое отнимает очень много времени.
Этапы разработки УМК
На первом этапе построения УМК учитель разбирает определенные задачи обучения, воспитания и развития учеников, характер и объём информации, которую необходимо усвоить, начальный уровень подготовленности обучающихся. Так же важно рассмотреть содержание учебного материала, разбить его на логические порции (информационные компоненты) и доказать логику построения для каждого компонента соответствующей методики.
На втором этапе преподаватель начинает разрабатывать методические советы, подбирает материалы по индивидуальному сопровождению формирования учащихся, готовит анкеты, опросники, памятки для учеников и родителей, разрабатывает сценарии многочисленных мероприятий и дел, игровых методик.
На третьем этапе развития УМК преподаватель составляет учебные и методические пособия, пакет материалов, которые обеспечивают индивидуальное содействие обучающихся в усвоении образовательной программы, его общественном и профессиональном определении.
Каждый преподаватель вправе составлять свой УМК, подготовить его содержание по своему усмотрению, согласно уровню подготовленности обучающихся и их образовательных потребностей.
УМК могут разрабатывать отдельные педагоги или коллективы педагогов в зависимости от специфики структурного подразделения и вида дополнительной образовательной программы. УМК создан того, чтобы решать общий круга задач, которые появляются в рамках образовательного процесса.
Порядок построения УМК
Итак, УМК готов, а это означает, что создавший его преподаватель четко видит перед собой весь запланированный процесс, каждый его шаг, любое действие. Подробно распланированный учебно-методический комплекс – основа хорошо сформированного и результативного обучения. Если так произойдет, что посреди семестра заболевшего учителя замещает другой, учебный процесс от этого не изменится, потому что новый преподаватель сможет использовать материалы, заранее подготовленные коллегой.