Умк в педагогике что это
Учебно-методический комплекс
Определение
УМК это учебно-методический комплекс, набор учебных, методических и дидактических стандартов, средств обучения и контроля.
УМК в педагогике – это описание всего того, что используется преподавателем в процессе обучения для решения педагогических задач. Например, обучающие методы рассматриваются в общем виде, без конкретизации специфики класса и профессионализма педагога. Это образец или шаблон, по которому должны строить свои УМК преподаватели школ и учебных заведений.
Что такое УМК по ФГОС
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дает такое определение. «Учебно-методический комплекс – это комплект нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и средств контроля, необходимых и достаточных для проектирования и качественной реализации образовательного процесса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта».
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
ФГОС определяет компетенции, которые должны освоить обучающиеся. Учебно-методический комплекс предлагает модель с учетом потребностей современного общества и образовательного процесса.
УМК в образовании
УМК в образовании – основной документ, на который ориентируются школы при составлении программ для каждого класса. Принципы построения разработала академия наук Российской Федерации для каждой дисциплины. Учебно-методический комплекс в данном случае имеет авторство и является интеллектуальной разработкой педагога.
УМК включает полную и подробную информацию, которой достаточно для освоения учебного предмета и обеспечивает открытость и последовательность образовательного процесса, поэтому доступен для ознакомления любому желающему.
В образовании накоплен уникальный опыт по составлению и классификации такого материала. Все учебно-методические комплексы можно распределить по нескольким признакам.
Например, по возрастным категориям участников, участвующих в образовательном процессе:
По степени профессионального качества:
По степени обязательности предметов:
Все комплексы строятся по стандартам, разработанным высшей профессиональной школой государства, а характеристика УМК зависит от процесса обучения – программы, которую выбрала школа. Например, «Школа России» или «Школа 2100».
Требования к УМК
УМК разрабатывается в соответствии с достижениями науки и придерживается требований образовательного стандарта. Говоря иначе, комплекс должен отвечать принципу научности и доступности изложения.
Структура и компоненты
Учебно-методический комплекс разрабатывают преподаватели учебного учреждения, опираясь на требования Государственного образовательного стандарта, учебного плана по данной дисциплине. Педагоги, имеющие ученые степени в области дидактики и методики преподавания, готовят рекомендации по составлению таких комплексов. Состав УМК зависит от выбранной программы обучения. Определим, что входит в УМК, опишем его структуру и компоненты.
В структуру УМК входят:
УМК – это руководство и для педагога, и для ученика.
Одно из обязательных условий для разработки УМК – это использование федерального и регионального компонентов в построении.
Федеральный компонент – это соблюдение государственного стандарта в образовании (количество учебных часов по предмету, вид аттестационного контроля).
Региональный компонент документация, связанная с содержанием учебной дисциплины, и распределение плана учебных занятий.
Принципы
Принципы построения УМК опираются на принципы современного образовательного процесса:
Этапы проектирования
Проектирование УМК – это сложное и творческое дело, которое занимает много времени у педагога.
На первом этапе разработки комплекса учитель рассматривает некоторые задачи обучения, воспитания и развития учеников, анализирует объём информации, который им необходимо усвоить, изучает начальный уровень подготовленности обучающихся. На этом этапе важно рассмотреть содержание учебного материала, разбить его на информационные компоненты и определить методы построения для каждого.
На втором этапе преподаватель разрабатывает методические рекомендации, подбирает задания для индивидуальной мотивации учащихся, готовит тестовые задания, опросники, памятки для учеников и родителей, разрабатывает сценарии игровых методик.
На третьем этапе учитель прописывает все компетенции, которые должны освоить учащиеся при изучении курса. Прогнозирует сложности, с которыми они могут столкнуться, ищет пути их преодоления. Рассматривает методики эффективного обучения.
На последнем этапе учитель подготавливает контрольно-измерительные материалы, тестовые задания и аттестационные контрольные работы. Сравнивает динамику освоения знаний учениками и анализирует дальнейшие перспективы в обучении. После апробации УМК педагог может его доработать или оставить без изменений.
УМК в начальной школе
Сейчас в России существуют две системы обучения.
Традиционная система обучения представлена комплексами «Начальная школа ХХI века», «Школа 2000», «Школа 2100», «Перспективная начальная школа», «Классическая начальная школа». Развивающая система обучения – это программы Л.В. Занкова, система Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.
Учебно-методические комплексы
Вы будете перенаправлены на Автор24
Деление УМК на составляющие компоненты
Учебно-методический комплекс (УМК) – это множество систематизированных материалов, которые необходимы для реализации образовательного течения, обеспечивающего успех учеников в познавательной, творческой, коммуникативной и других видах работы.
Учебно-методический комплекс рекомендуется оценивать как систему, части которой взаимосвязаны.
Следовательно, УМК – это система, в которой все компоненты создают одно целое и связаны между собой, чтобы достичь цель образовательной программы.
Все компоненты УМК можно разделить на четыре составляющие:
К традиционным относят печатные пособия – таблицы, плакаты, картины, фотографии, а также раздаточный материал – дидактические карточки, диафильмы, кинофильмы, звукозаписи.
К современным печатные пособиям относят видеофильмы, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства.
Планирование УМК – это кропотливое и творческое дело, которое отнимает очень много времени.
Этапы разработки УМК
На первом этапе построения УМК учитель разбирает определенные задачи обучения, воспитания и развития учеников, характер и объём информации, которую необходимо усвоить, начальный уровень подготовленности обучающихся. Так же важно рассмотреть содержание учебного материала, разбить его на логические порции (информационные компоненты) и доказать логику построения для каждого компонента соответствующей методики.
На втором этапе преподаватель начинает разрабатывать методические советы, подбирает материалы по индивидуальному сопровождению формирования учащихся, готовит анкеты, опросники, памятки для учеников и родителей, разрабатывает сценарии многочисленных мероприятий и дел, игровых методик.
На третьем этапе развития УМК преподаватель составляет учебные и методические пособия, пакет материалов, которые обеспечивают индивидуальное содействие обучающихся в усвоении образовательной программы, его общественном и профессиональном определении.
Каждый преподаватель вправе составлять свой УМК, подготовить его содержание по своему усмотрению, согласно уровню подготовленности обучающихся и их образовательных потребностей.
УМК могут разрабатывать отдельные педагоги или коллективы педагогов в зависимости от специфики структурного подразделения и вида дополнительной образовательной программы. УМК создан того, чтобы решать общий круга задач, которые появляются в рамках образовательного процесса.
Порядок построения УМК
Итак, УМК готов, а это означает, что создавший его преподаватель четко видит перед собой весь запланированный процесс, каждый его шаг, любое действие. Подробно распланированный учебно-методический комплекс – основа хорошо сформированного и результативного обучения. Если так произойдет, что посреди семестра заболевшего учителя замещает другой, учебный процесс от этого не изменится, потому что новый преподаватель сможет использовать материалы, заранее подготовленные коллегой.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАНТИТЬЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Центр детского творчества»
Практическая значимость УМК…………………………………………. ……6
Требования к материалам, представляемым в УМК…………………….…….7
Классификация основных видов методической продукции, рекомендуемых к включению в УМК и дополняющих образовательную программу………. 7
Как известно, в современной системе дополнительного образования (ДО) образовательный процесс строится преимущественно на основе авторских разработок педагогов, т.е. авторских образовательных программ. К числу таких программ относятся:
модифицированные (созданные педагогом путем переработки, дополнения, изменения других программ),
авторские оригинальные программы (заявляющие и доказывающие новизну подхода автора-разработчика и принадлежащие ему на правах интеллектуальной собственности).
Но начинающим педагогам трудно работать по таким программам поскольку большинство уже созданных программ (за редким исключением) труднодоступно для воспроизведения другими педагогами в силу недостаточной предъявленности (а нередко и просто отсутствия) их методического обеспечения. Ответ на вопрос «как реализовать программу?» чаще всего остается за рамками ее основного текста, существуя в латентном виде и будучи известен только автору разработчику. Кстати, эта же проблема – реальной работы другого педагога по готовой образовательной программе – сопутствует и современным примерным программам (образовательных программ, рекомендованных к использованию в системе ДО Министерством образования РФ, Министерством образования и науки РФ, Федеральным агентством по физической культуре и спорту), для практической реализации, которых (в силу выраженной наукообразности изложения материала) педагогу-практику нередко необходим методист переводчик с научного языка на язык практики.
Интенсивный рост количества образовательных программ нередко приводит к их дублированию, многократному «изобретению велосипедов» и в итоге – к постепенной трансформации программного поля ДО в сторону преобладания модифицированных разработок, в которых все труднее обнаружить что-то новое, оригинальное.
Таким образом, в условиях активного насыщения рынка образовательных услуг большим количеством авторских программ, аккумулировавших опыт многих педагогов, существенно возрастает роль методического обеспечения их деятельности. Вместо привычной мобилизации педагога на разработку все новых и новых образовательных программ целесообразно перенести акцент на создание авторских методических систем. Создать собственную методическую систему – это значит воспроизвести авторские способы проектирования целостной образовательной среды, формируемой на основе авторской программы, особых подходов ее разработчика к осуществлению образовательной деятельности, его индивидуального стиля, особого «методического почерка».
Одним из возможных вариантов современного решения проблемы методического обеспечения образовательной деятельности в системе ДО может стать создание апробированных на практике программ-эталонов, сопровождаемых развернутым методическим обоснованием, набором дидактических материалов, возможностью профессионального общения с автором-разработчиком. Являясь по существу авторской методической системой, по форме такой набор программнометодических материалов может быть представлен в виде учебно-методического комплекса (УМК). УМК – это совокупность объединенных единым концептуальным основанием программно-методических материалов, регламентирующих образовательную деятельность и организующих образовательный процесс в рамках определенного вида деятельности той или иной направленности ДО.
Учебно-методический комплекс (УМК) – это совокупность систематизированных материалов, необходимых для осуществления образовательного процесса, обеспечивающих успех учащихся в познавательной, творческой, коммуникативной и других видах деятельности
Учебно-методический комплекс включает набор компонентов, предполагающих как целостное, так и модульное использование материалов УМК.
пояснительная записка к УМК (с указанием актуальности данного УМК, его концептуальных основ, перечня представленных в УМК материалов, информации о возможных сферах применения УМК и его потенциальных пользователях);
образовательная программа дополнительного образования детей, отвечающая федеральным требованиям к образовательным программам ДО;
пакет методических материалов:
методические рекомендации по организации образовательной деятельности;
методическое пособие для педагога;
методические разработки отдельных тем и занятий;
описание диагностических методик;
дидактические материалы (карточки, таблицы, схемы, рисунки и т.п.);
инструкция по технике безопасности;
глоссарий (перечень терминов и выражений с толкованием или переводом на русский язык);
компакт-диск, содержащий дополнительное программное обеспечение, электронное пособие и т.п.;
другие методические материалы.
программа проведения мастер-классов по данной программе с краткой аннотацией;
расписание консультаций разработчика УМК;
электронный адрес автора-разработчика для осуществления дистанционных контактов.
ИСТОЧНИКИ СОЗДАНИЯ УМК
Потенциальными источниками для создания УМК в системе ДО могут стать программы, имеющие адаптированную к практике УДО методическую базу, включающую контрольно-диагностический блок. Также обязательным условием для формирования УМК на базе авторской программы должно быть наличие у автора-разработчика опыта презентации программы в целом и проведения мастер-классов по тематике учебного курса. В качестве исходных для УМК образовательных программ могут предлагаться:
программы-лауреаты региональных и всероссийских конкурсов авторских образовательных программ;
апробированные в практике УДО программы, выполненные на высоком теоретическом и методическом уровне, подтвержденном письменными отзывами специалистов, знающих специфику ДО.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ УМК
Акцентирование внимания педагогов-практиков на методическую составляющую их профессиональной деятельности, приобретение опыта методической работы полезно, прежде всего, самим педагогам, поскольку позволит им легче адаптироваться в динамично меняющемся мире детских потребностей и интересов, с меньшими издержками переходить при необходимости от одних видов деятельности к другим.
Не менее полезно развернутое методическое обеспечение создаваемых программ и для педагогического сообщества в целом. Обеспечение лучших авторских программ развернутым методическим сопровождением и разработка на этой основе ряда УМК по конкретным видам деятельности в рамках основных направленностей ДО позволили бы:
Сделать интересный опыт педагогов действительно понятным и доступным для реализации.
Познакомить педагогов-практиков с реальными способами создания методических материалов, обеспечивающих образовательную деятельность в условиях ДО.
Предложить образцы программно-методических материалов, отталкиваясь от которых педагоги могли бы более продуктивно выстраивать собственные модели образовательной деятельности, разрабатывать собственные образовательные программы.
ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛАМ,
ПРЕДСТАВЛЯЕМЫМ В УМК
соответствие образовательной программы «Требованиям к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования»;
соответствие прилагаемых методических материалов целям, задачам, содержанию образовательной программы;
соответствие образовательной программы и методических материалов принципам доступности, сочетания инвариантности и вариативности.
КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ К ВКЛЮЧЕНИЮ В УМК И ДОПОЛНЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ
Информационно-ознакомительная продукция (имеет целью изложить определенные сведения, подлежащие распространению среди обучающихся и их родителей с целью ознакомления с образовательной программой):
■ информационно-методический справочник и т.п.
Организационно-методическая продукция (создается для разъяснения цели и порядка (алгоритма) осуществления образовательной деятельности по предлагаемой программе):
■ инструктивно-методический плакат и т.п.
Прикладная методическая продукция (вспомогательный дидактический материал, дополняющий, иллюстрирующий, более полно раскрывающий отдельные разделы и темы образовательной программы):
Понятие учебно-методического комплекса
В данной статье мы разберем, что такое учебно-методический комплекс, из чего он состоит и как именно его создать. Для начала сформулируем определение.
Учебно-методическим комплексом (УМК) называются систематизированные материалы, необходимые для осуществления образовательного процесса, которые обеспечивают успешное обучение и активную познавательную, творческую и коммуникативную деятельность учеников.
УМК – это система, все части которой взаимосвязаны и взаимозависимы. Они образуют единое целое, которое позволяет достичь основной цели образовательной программы.
В УМК выделяют четыре основных компонента:
Как правило, создание любых видов УМК занимает довольно много времени, поскольку это творческая и кропотливая работа.
Основные этапы разработки учебно-методического комплекса
Процесс создания УМК состоит из нескольких этапов. Первый этап заключается в анализе определенных задач обучения, развития и воспитания учащихся, оценке объема и характера информации, которая предлагается для усвоения, а также оценке начального уровня подготовки учеников. Также необходимо подробно изучить учебный материал, разделить его на логические фрагменты, называемые информационными компонентами, а также обосновать логику построения каждого такого компонента.
Второй этап состоит в разработке методических советов, подборке материалов по обеспечению индивидуального подхода к ученикам, разработке опросников, анкет и напоминаний для родителей и учеников, создании сценариев активных мероприятий и других событий, планировании применения игровых методик.
На третьем этапе учитель создает методические и учебные пособия, формируя полноценный пакет материалов, обеспечивающих качественное содействие ученикам в усвоении новой информации, профессиональном и общественном самоопределении.
Каждый педагог вправе составлять свой собственный учебно-методический комплекс и формировать его состав по своему усмотрению в соответствии с уровнем подготовки учеников и их образовательных, культурных и иных потребностей, а также состоянием их здоровья. УМК может быть разработан как отдельным преподавателем, так и целой группой – это определяется спецификой структурного подразделения и видом конкретной программы. Цель УМК – решить основной круг задач, встающих в рамках процесса обучения.
Правила разработки учебно-методического комплекса
В вузе УМК создается группой преподавателей или отдельным педагогом, обеспечивающим ознакомление студентов с учебной дисциплиной в соответствии с образовательным планом по конкретным направлениям (специальностям). Ответственность за корректность и качество готового УМК несет кафедра.
Итоговый документ должен соответствовать всем требованиям Государственного образца для студентов (слушателей, курсантов) по конкретной специальности. Также важно, чтобы учебное заведение имело необходимое техническое и учебно-методическое оснащение всех предметов, в том числе и разного рода научной литературой.
Все материалы, внесенные в учебно-методический комплекс, должны иллюстрировать стремительное развитие науки, делать описание учебного материала связным и логичным, предполагать применение самых современных методов и различного рода мультимедийной техники для повышения интенсивности учебного процесса. Все это помогает студентам и школьникам лучше усваивать новое и активнее применять знания на практике.
Таким образом. в создании УМК выделяют следующие этапы:
После подготовки всего комплекса преподаватель должен четко видеть перед собой весь будущий учебный процесс, его последовательность, расписанную по действиям и шагам. В основе любого хорошего и результативного обучения лежит именно подробный и качественный учебно-методический комплекс. Его наличие позволит избежать многих технических проблем, например, связанных с подменой заболевшего учителя, ведь его заместитель сможет использовать все заранее подготовленные материалы, и преемственность изложения информации не пострадает.
Учебно-методический комплекс дополнительной образовательной программы
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины является одним из элементов организации образовательной деятельности, в том числе и в учреждениях дополнительного образования детей.
Учебно-методический комплекс – это система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной реализации дополнительных образовательных программ, в соответствии с учебным планом.
После создания учебно-методический комплекс апробируют в учебном процессе, в ходе которого, анализируя результаты текущего контроля обучающихся, в него вносятся необходимые коррективы. Таким образом, учебно-методический комплекс постоянно совершенствуется.
Учебно-методический комплекс и его компоненты должны:
Положение
об учебно-методическом комплексе дополнительной образовательной программы
МОУ ДОД “Центр детского творчества”
г. Междуреченск
I. Общие положения
II. Структура учебно-методического комплекса
2.1. Дополнительная образовательная программа является основным документом, в котором фиксируются и аргументировано, в логической последовательности определяются цель, формы, содержание, методы и технологии реализации дополнительного образования, критерии оценки его результатов в конкретных условиях. Дополнительная образовательная программа оформляется в соответствии с Требованиями к содержанию и оформлению образовательных программа дополнительного образования детей, утвержденными на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Министерства образования Российской Федерации от 03.06.2003 г.
2.6. Мониторинг по дополнительной образовательной программе позволяет более качественно и дифференцированно подойти к результатам обучающегося и отследить реальную степень соответствия того, что обучающийся усвоил, а также внести коррективы в процесс его последующего обучения. При определении уровня освоения обучающимся программы педагогу необходимо использовать 10-ти балльную систему оценки показателей качества результатов обучения.:
Ввести эти показатели в таблицу – задача каждого педагога, хорошо знающего цели, задачи, особенности содержания своей программы. Изложенные в систематизированном виде, они помогут педагогу наглядно представить то, что он хочет получить от своих воспитанников на том или ином этапе освоения программы.
Показатели
а) теоретические знания;
б) владение специальной терминологией.
а) практические умения и навыки;
б) творческие навыки.
Общеучебные умения и навыки обучающегося
Учебно-интеллектуальные умения:
а) умение подбирать и анализировать специальную литературу;
б) умение осуществлять учебно-исследовательскую работу.
а) умение слушать и слышать педагога;
б) умение выступать перед аудиторией.
а) умение организовать рабочее (учебное) место;
б) навыки соблюдения правил безопасности.
III. Контроль
Данное положение обсуждается на научно-методическом совете, принимается на педагогическом совете МОУ ДОД “Центр детского творчества”. Срок действия данного положения не ограничен.
Оценочный лист учебно-методического комплекса дополнительной образовательной программы
Оценивание каждого показателя осуществляется по четырехбалльной системе:
0 – отсутствие материалов для оценивания;
1 – материалы частично соответствуют предъявляемым требованиям;
2 – материалы в большей степени соответствуют предъявляемым требованиям;
3 – материалы на 90% соответствуют предъявляемым требованиям;
4 – материалы полностью соответствуют предъявляемым требованиям.
Максимальное количество баллов – 20 баллов.
Наличие дополнительной образовательной программы, оформленной в соответствии с Требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей:
– справочная литература (энциклопедии, словари, справочники, таблицы, базы данных, ссылки, сайты и др.);
– научная и научно-популярная литература (научные, научно-популярные издания и публикации, описание экспериментов и др.);
– видеоматериалы (видеолекции, художественные и научно-популярные фильмы, видеозаписи занятий, мероприятий и др.);
– аудиоматериалы (фонограммы музыкальных произведений, аудиокниги, аудиозаписи, необходимые для изучения данной темы);
– электронные средства образовательного назначения (виртуальные лекции по темам образовательной программы, демонстрационные модели, слайдовые презентации, виртуальные контрольные и лабораторные работы, индивидуальные задания и др.);
раздаточный материал для обучающихся (рабочие тетради, бланки тестов и анкет, бланки диагностических и творческих заданий, карточки с заданиями, готовые шаблоны и трафареты, объекты живой и неживой природы, фотографии, инструкционные карты, технологические карты), наглядные пособия (таблицы, графики, объемные модели, муляжи и др.).
– планы занятий, включающие перечень вопросов, выносимых на занятие;
– контрольные задания для отслеживания результатов освоения каждой темы; для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, которые включают: перечень вопросов, выносимых на итоговое занятие и ключ для проверки правильности ответов;
– виды практических, лабораторных и других работ, выполняемых обучающимися по итогам освоения темы, раздела программы и критерии оценки выполнения данных работ;
– методические рекомендации, раскрывающие одну или несколько частных методик, задача которых – рекомендовать наиболее эффективные рациональные варианты действий при решении конкретных педагогических задач.
5.
Общее количество баллов__________________________
1.____________________________ ____________________ 2._____________________ ___________________________