Умный квартал что это
Что такое «умный» квартал: три основные составляющие на примере «Прайм Парка»
Последние новости
Рассылка
В 2020 году Россия вошла в топ-15 стран по темпам роста рынка умных домов, однако пока эта технология не выходит за пределы квартир или домов отдельных энтузиастов. Тем не менее на рынке новостроек есть пример комплексного оснащения умными системами целого квартала. Эксперты компании Optima Development рассказывают о таком опыте в проекте «Прайм Парк».
Что такое умный дом и умный квартал
Идея автоматизации домашнего быта родилась еще в середине прошлого века и первоначально охватывала только пределы отдельного жилища. С появлением интернета, скоростных и беспроводных сетей связи, достаточных вычислительных мощностей процессоров открылась возможность увязать всю домашнюю бытовую технику и коммуникации в единый механизм, управляемый человеком через компьютер, точнее говоря уже через смартфон. Так в начале текущего века зародилось то, что называется умным домом.
Умный квартал — логичное продолжение концепции автоматизации быта, но уже в масштабе минимальной территориальной единицы города. Зачем делать «умным» целый район?
1. Девелоперы заинтересованы в освоении больших участков и, как следствие, строительстве масштабных комплексов с единой концепцией и стилем жизни. Крупной системе нужна автоматизация, чтобы все службы работали слаженно.
2. Развивается интернет-торговля и удаленная занятость. Крупный квартал становится местом, где жители не только проводят свободное время, но и где они работают и потребляют. Для этого необходима соответствующая инфраструктура.
3. Усиливается экологическая мотивация — нужно сокращать расход коммунальных ресурсов, экономить семейный бюджет и беречь природу. Всё это возможно только при детальном и автоматическом учёте потребления воды, электричества и тепла.
4. Выросли требования к безопасности. Жители современных кварталов хотят чувствовать себя защищенными не только за дверями квартиры, но и в общих зонах в здании, на детской площадке, в парке. Обеспечить безопасность в крупном масштабе можно только автоматикой.
Как решаются эти задачи конкретно на практике?
Три составляющие умного квартала: гаджеты, коммуникации и управление
Умный квартал — это интеграция умных устройств, средств коммуникации и удаленного управления.
Умные устройства — это гаджеты, берущие на себя часть функций, от которых освобождаются жители комплекса или его технический персонал. Камеры видеонаблюдения, датчики движения и сигнализация заменяют охранника. Умные счетчики и удаленная телеметрия коммунальных ресурсов освобождает жителя квартиры от фиксации и направления показателей в управляющую компанию. Постомат сообщает о доставке посылки. Лифт рассказывает о погоде и т.п.
Средства коммуникации в умном квартале связывают воедино гаджеты и помогают взаимодействовать с ним жителям. В основном это беспроводные и проводные сети, скоростной интернет, мобильные приложения, но постепенно внедряются и технологии голосового управления.
Удаленное управление — это технологии, которые позволяют жителям умного квартала и сервисному персоналу решать почти все бытовые задачи удаленно. Фактически речь идет о виртуальной коммуникационной среде, где житель, не выходя из дома, заказывает доставку еды, вызывает парковщика, даёт ориентиры курьеру, а персонал, УК не выходя, из кабинетов, узнает о нештатной ситуации.
Как эти технологии интегрированы в квартал премиум-домов «Прайм Парк»?
Коммуникации: всё время на связи
Все составляющие умного квартала «Прайм Парк» связаны беспроводной сетью wi-fi и коммутационным оборудованием. Их надежность обеспечивается основными и резервными серверами обработки данных, которые не позволят остановить работу системы, к примеру, из-за перепадов напряжения. Беспроводная сеть покрывает всю территорию квартала, так что стабильный интернет обеспечен для любителей потоковых музыкальных сервисов во время пробежек или «удалёнщиков» с ноутбуками в частном парке квартала.
Безопасность: многоуровневый подход
Городской квартал «Прайм Парк» разделен на несколько уровней доступа. Любой житель может попасть в парк или другие прилегающие территории, но в паркинг или лобби каждого премиального дома — только его резиденты. Следующий уровень — этаж, куда открыт доступ только соседям по межквартирному холлу. Последний уровень защиты — квартира, ожидающая только своего хозяина, званых гостей и его обслуживающий персонал. За соблюдением границ безопасности следят разные гаджеты: умные камеры распознают номера автомобилей и открывают ворота только автомобилям с постоянной «пропиской» в определенном паркинге, а умные лифты заранее знают, на какой этаж нужно доставить пассажира, когда он еще только вошел в лобби. Ключом служит либо карта с BLE-меткой, либо приложение на смартфоне. Для технического персонала доступ открывается только к сервисному входу в здание. На случай нарушения границ или других нештатных ситуаций на территории квартала дежурят не менее десяти охранников, которые достигнут в течение 2-3 минут любой локации, если получат сигнал тревоги от сигнализаций или пользователей мобильного приложения.
Управление: все услуги в одном приложении
Резиденты «Прайм Парка» могут управлять всеми услугами через мобильное приложение. Прежде всего оно позволяет контролировать доступ в жильё — заказать пропуск для гостей и сервисного персонала в квартиру, холл, паркинг т.п. А ранее имевшие доступ нежелательные гости могут попасть в черный список.
Также через смартфон резидент заказывает разные услуги: подает заявку на разгрузку и погрузку, приглашает валет-парковщика, вызывает охрану в лобби, парк и квартиру; общается с консьержами. Впоследствии в смартфоне можно будет заказать уборку, химчистку, доставку еды или забронировать стол в ресторане.
Шопинг из дома также стал проще благодаря мобильному приложению. Курьерские службы доставляют посылки в специальную комнату, откуда персонал квартала передает их жителю или при необходимости доставляет заказ до двери.
Экологичность: ресурсы под контролем
Температура кондиционирования и теплых полов в каждой комнате регулируется с учетом особенностей энергопотребления жителей. Показатели затрат автоматически передаются коммунальным службам. Энергоэффективные умные окна отслеживают интенсивность солнечного света и температуры, что позволяет оптимизировать работу систем отопления, вентиляции и кондиционирования для идеального микроклимата.
«Отдельные элементы систем умного квартала сегодня можно найти во многих новостройках Москвы, но нигде ранее они не были внедрены комплексно, — комментирует Давид Худоян, генеральный директор Optima Development. — А между тем именно такой подход обеспечивает, во-первых, надежность их работы, а, во-вторых, максимальный позитивный эффект с точки зрения комфорта и экономии средств. Нам удалось увязать воедино все составляющие этой технологии, в которые мы инвестировали 3 млн долларов. Теперь всё это работает на комфорт жителей и экономию их средств».
Умный город: как кварталы и районы становятся похожими на гаджеты, а главное — зачем нам всё это
Представьте город, в котором мусоропроводы самостоятельно сортируют отходы, светофоры подстраиваются под трафик, датчики включают подогрев тротуаров, чтобы растопить снег, а жители через приложение узнают, свободен ли шезлонг на берегу озера, — и бронируют его. Таким умный город представляла компания Sidewalk Labs, дочка корпорации Alphabet, и хотела его построить в одном из заброшенных районов Торонто. Но из-за кризиса на фоне пандемии от воплощения идеи отказались.
Другой визионерский проект, обернувшийся провалом, — южнокорейский город Сонгдо возле Сеула. Строительство технологического оазиса стартовало в начале 2000-х. Помимо множества датчиков, на улицах должны были появиться интерактивные панели для взаимодействия с городскими системами, а к квартирам хотели подвести пневмотрубы, высасывающие мусор и отправляющие его на переработку или свалки. Всё свернулось из-за недостатка финансирования — сейчас город похож на призрак: многие здания так и не достроили, а жилой фонд до пандемии был заполнен лишь на четверть.
И всё же появление умных городов ближе, чем может показаться. Примеры — ниже.
Яркий пример умного города — Барселона. Датчики на парковках помогают водителям находить свободные места по всему городу. Энергоэффективные LED-фонари с датчиками движения, шума, уровня загрязнения воздуха, влажности, температуры помогают удалённо контролировать уровень освещённости и общую обстановку. А мусорные баки направляют отходы в подземное хранилище: так от контейнеров не распространяется неприятный запах, а мусоровозы нужны гораздо реже. Система определяет, сколько отходов поступает из разных мест, и прогнозирует, когда наступит время вывозить отходы.
Умные мусорные контейнеры в Барселоне. У каждого из них есть датчик наполненности. Фото: Getty Images
Ну а самый умный город Земли, по версии бизнес-школы IMD, — Сингапур. С 2014 года там развивают проект Smart Nation, создающий среду для совместной работы чиновников, предпринимателей, учёных и общества в целом. Документы, платежи и многие услуги переведены в онлайн. Например, сервис телемедицины TeleRehab позволяет проходить курс лечебной физкультуры дома, а носимые устройства передают данные лечащему врачу. Боты с искусственным интеллектом рассказывают старшему поколению о событиях поблизости и популяризируют идею здорового образа жизни. С помощью смартфонов жители Сингапура сообщают властям о муниципальных проблемах и получают предупреждения в случае снижения качества воздуха. Анализ данных о работе городских автобусов позволил снизить число переполненных средств общественного транспорта на 92%. Уже в 2018 году интеллектуальная система управления транспортом в Сингапуре сокращала время в пробках в среднем на 60 часов в год для каждого водителя, а по распространённости гаджетов среди пожилых людей город занимал первое место в мире. Кроме того, Сингапур — номер один по инвестициям в интеллектуальную городскую инфраструктуру.
Элементы умного города работают и в Москве: город оснащён точками доступа к бесплатному Wi-Fi, при этом в общественном транспорте подключение работает бесшовно — пользователям не нужно авторизовываться заново, пересаживаясь из метро в автобус. Водители видят информацию о погоде и загруженности дорог на электронных табло, а 3,5 тысячи детекторов мониторинга дорожного движения и 2,5 тысячи камер телеобзора позволяют городским службам в режиме реального времени управлять ситуацией на дорогах с помощью светофоров. Жители города могут онлайн записаться к врачу, пополнить транспортную карту, оплатить штрафы и коммуналку, сообщить о проблемах с благоустройством и предложить идеи по улучшению инфраструктуры.
Разберём составляющие экосистемы умных городов на примере московского смарт-квартала в Марьине, который протестировали в 2020 году.
Умный квартал. Он объединяет 7 многоквартирных домов и прилегающую к ним территорию. На улице появились светодиодные светильники с датчиками движения, которые включаются на полную мощность, только когда кто-то рядом, и контейнеры для раздельного сбора отходов с контролем заполняемости — мусор вывозят по мере заполнения баков. Во дворе, на детских площадках и парковках действует бесплатный Wi-Fi, а на въезде в квартал установлена зарядная станция для электромобилей. Также жители получили доступ к наружным камерам видеонаблюдения и могут наблюдать за происходящим с компьютеров и смартфонов. А ещё все провода в районе убраны под землю. В квартале работает ситуационный центр, который контролирует работу инженерных систем и внутридомового оборудования, а также оповещает сервисные службы, если что-то идёт не так.
Умный дом. В квартирах и на этажах установлены умные счётчики воды и света, которые автоматически передают показания в управляющую компанию по Wi-Fi. Владельцы квартир могут с помощью мобильного приложения принимать звонки с домофона на телефон и открывать дверь в подъезд без ключа. В домах установили лифты с камерами видеонаблюдения и видеосвязью с диспетчером, информационные видеопанели с информацией о событиях в районе и городе, а также энергоэффективные светильники, которые повышают яркость только при приближении людей и экономят до 40% электроэнергии. Температура в домах регулируется автоматически и зависит от погоды на улице: её отслеживает метеостанция. Кроме того, у каждого из жильцов есть доступ к подвалам и чердакам по электронному ключу.
Где ещё используют технологии умных городов — и какие именно
В 2014 году в одном из центральных районов запустили проект SmartPark. Он помогает водителям найти свободные парковочные места с помощью 3,4 тысячи уличных датчиков, связанных в одну сеть.
Столица Дании к 2025 году планирует стать городом с нулевым выбросом углерода, а бывший порт превращается здесь в экологичный район Nordhavn с энергоэффективными зданиями, интегрированными в единую энергосистему. Например, офис ООН оснащён 1400 солнечными панелями и экономит 30% электроэнергии, а также снижает выбросы углекислого газа благодаря белой мембране, отражающей солнечный свет. А дождевую воду здесь даже используют для смыва в туалетах.
Проект City Brain на основе ИИ помог снизить количество пробок: за год скорость движения в городе выросла на 15%. Для работы системы компания Alibaba собрала данные местного транспортного бюро и информацию с сотен тысяч видеокамер — и передала под контроль искусственного интеллекта 104 регулируемых перекрёстка в одном из районов города. Также City Brain анализирует трансляции городских камер, отслеживает признаки ДТП — и передаёт информацию полицейским.
В Гонконге установили умные фонари с метеорологическими и другими датчиками. Они помогают собирать разные данные. Например, о качестве воздуха и автомобильном потоке. Фото: Getty Images
В 2020 году аналитическая компания Frost & Sullivan спрогнозировала, что к 2025 году в мире будет 26 умных мегаполисов. По мнению экспертов ООН, чем сильнее разрастается город — тем сложнее обеспечивать его жителей транспортом, едой, коммунальными и медицинскими услугами. Кроме того, из-за перенаселения могут обостриться экологические, социальные и экономические проблемы, а концепция умного города поможет использовать ресурсы эффективнее.
Главная её задача — с помощью технологий упростить жизнь и горожанам, и властям: в автоматическом режиме управлять дорожной ситуацией, системой здравоохранения, общественным транспортом, системами водоснабжения и электростанциями, а при необходимости — оперативно сообщать в полицию о правонарушениях.
“Умный город Москва” – стремительно и незаметно
от Нина Донских
Уже обыденным делом для пассажиров столичного общественного транспорта стали электронные табло на остановках, информирующие о прибытии нужного маршрута; Wi-Fi в общественных местах и на транспорте; электронная запись к врачу и госуслуги; каршеринг и заказ такси через мобильное приложение; электронные счетчики, сами передающие показания и многое, многое другое. Это не только упрощает нашу жизнь, а делает ее комфортней.
Элементы «умного города» прочно вошли в нашу жизнь.
Сейчас в столичном Марьине в качестве эксперимента запущен проект «умный квартал». Власти Москвы выбрали его для апробации некоторых элементов «умного города» не случайно. Это район со сложившейся инфраструктурой, и пожалуй, один из самых густозаселенных в городе.
Проект «умного города» здесь начался с малого – пока создается «умный квартал» сети наружного освещения.
«АО «ОЭК» – одна из наиболее развивающихся энергетических компаний столицы, обладает статусом надежного партнера на энергетическом рынке Москвы, – говорит заместитель генерального директора – технический директор ОА «ОЭК» Евгений Прохоров. – За годы существования компания реализовала немало масштабных инвестиционных проектов».
Новый проект «умного квартала» в Марьине совмещает в себе дистанционное управление уличным освещением и возможность увеличивать или уменьшать интенсивность света в зависимости от времени года и погодных условий. Конечно, это новшество еще находится на стадии эксперимента, нужно ввести регламентные нормы, ведь создание индивидуального графика работы по степени освещенности требует законодательного подтверждения. Кроме того, в квартале устанавливаются светодиодные светильники, которые дольше служат и экономят электроэнергию.
«Мы хотим создать эталон дворового освещения», – подчеркнул Евгений Прохоров.
А в целом работа этого проекта – создание комфортной современной городской среды. К августу проект завершится на этой территории, и уже совсем скоро жители увидят разницу в своем обновленном квартале. В результате реконструкции квартала, во-первых, воздушные кабельные линии убраны под землю, что обеспечивает их надежность. Во-вторых, осуществлена замена обычных светильников на светодиодные. В-третьих, на внутренних территориях установлены складывающиеся опоры уличного освещения, что дает возможность обслуживать установки наружного освещения без применения специальной техники (особенно это актуально в узких дворах и на детских площадках). И, наконец, в-четвертых, в жилом квартале создана новая система наружного освещения».
Среди технологий, которые, возможно, мы увидим в недалеком будущем, и которые уже применяются в отдельных жилых массивах Москвы, к примеру, интеллектуальный контроль за заполняемостью мусорных контейнеров и вывозом мусора, его автоматическая сортировка. Будут обкатываться системы, поддерживающие оптимальную температуру центрального отопления, освещение подъездов (автоматика будет выключать в них свет, когда никого нет), «умные» счетчики воды и электричества, сами передающие показания коммунальным службам и т. д.
Имеющийся опыт информатизации московской инфраструктуры имеет положительную экономическую составляющую: например, только внедрение электронной системы учета контингента школ позволило сократить затраты городского бюджета на 4 млрд руб.
Создание смарт-квартала в Москве – логичный шаг к созданию «Умного города». Комплексный проект может принести экономию на уровне мегаполиса и повысить качество жизни. Сейчас отдельные модули системы «умного дома», «интеллектуального здания» используют управляющие компании и девелоперы для повышения или подтверждения класса жилья. Элементы Smart City нужны не только для экономии муниципального бюджета, но и для повышения качества жизни. Например, услуги, реализованные в Германии Deutsche Telekom, позволяют комфортно парковаться: специальное приложение приводит водителя на свободное парковочное место. В Москве доступно приложение, которое позволяет в реальном времени отслеживать на маршрутах городской транспорт и минимизировать время непродуктивного ожидания на остановках. Так что «умный город» входит в нашу жизнь стремительно и незаметно.
Построить «умный» город в России — на примере Москвы
Внедрение интернета вещей в сферу ЖКХ.
В декабре 2018 года телекоммуникационная компания «ВымпелКом» заключила соглашение с правительством Москвы о совместном развитии услуг связи города. Оператор Билайн в тестовом режиме начал развитие интернета вещей в «Смарт-квартале» Марьино.
В 2017 году специалисты исследовательской компании Juniper Research составили топ-20 «умных» городов планеты. Эксперты оценили мегаполисы по четырём параметрам: транспорт, безопасность, здравоохранение и производительность. А после подсчитали, насколько эффективно цифровые технологии помогают жителям экономить время.
«Умный» город может сэкономить жителям до 15 дней в год. Обычно столько времени уходит на решение рутинных вопросов.
Первое место в рейтинге Juniper Research занял Сингапур, второе — Лондон, третье — Нью-Йорк. В топе нет ни одного российского города. В перечисленных мегаполисах жизнь граждан улучшает интернет вещей (IoT). Например, технологии могут «вернуть» водителям время, которое они теряют в пробках.
Средняя скорость автомобиля в час-пик — 6,4 километра в час, и люди проводят в пробках до 70 часов ежегодно. В Сингапуре для борьбы с пробками разработана система RoadRunner — автомобили снабжены специальными цифровыми маркерами, а расположенные вдоль дорог устройства непрерывно передают информацию о местонахождении машин на центральный сервер. Если дорога перегружена, её просто перекрывают — пробка не растёт. Также правительство старается сократить количество машин на дорогах. Подобные решения стали возможны благодаря IoT.
В 2008-2009 годах количество подключенных к сети устройств превысило количество людей — тогда родилась концепция интернета вещей.
Эксперт по вопросам урбанизации Энтони Таунсенд в книге «Умные города» сравнивает развитие IoT с распространением электричества в двадцатом столетии. Как и электрификация домов, внедрение интернета вещей способно перевести жизнь горожан на новый уровень.
Планирование «умного» города и его развитие основано на постоянной обработке массива информации. Специальные датчики собирают данные со счётчиков, ведут трекинг фитнес-браслетов и анализируют дорожную обстановку. После обработки информации «умные» технологии предлагают решения по оптимизации процессов.
Основа инфраструктуры умного города — доступный высокоскоростной интернет с большим количеством подключенных устройств. По данным исследования аудиторской компании PwC «Будущее близко: индекс готовности городов», в Москве высокая степень покрытия улиц и парков бесплатным Wi-Fi. В отчёте отмечают развитие цифровой инфраструктуры столицы для туристов — например, электронную карту Moscow CityPass. Её владелец одновременно получает скидки на посещение музеев, путеводитель, транспортную карту и SIM-карту.
Москва занимает шестое место в рейтинге внедрения «умных» систем ЖКХ. Еще в 2014 году «Моссвет» начал внедрение «умных» светильников, которые меняют яркость и площадь освещения в зависимости от погоды и времени суток. Первые «умные» фонари установили на наземном перегоне между станциями «Кутузовская» и «Студенческая».
По данным оператора сотовой связи Билайн, сегодня интернет вещей особенно востребован в области промышленности (21%), городской среде (17%) и жилищно-коммунальном хозяйстве (15%).
Эксперты компании Билайн отмечают хороший темп внедрения IoT в сферу ЖКХ — она занимает большую долю на рынке цифровых технологий и показывает высокий темп роста.
«Умный» квартал в Марьино — это семь многоквартирных жилых домов, которые стали тестовой площадкой для разработчиков IoT. Здесь настроен автоматический сбор телеметрических данных с датчиков по бесплатной Wi-Fi сети. Билайн запустил в квартале тестовую зону IoT на базе сетевого оборудования Ericsson.
Оборудование «Умного» квартала:
Внедрение интернета вещей в Марьино было разделено на два проекта — «Облачная АСКУЭ» (Автоматизированная система коммерческого учета электроэнергии) и «Интеллектуальный учёт».
Подомовые счётчики проекта «Облачная АСКУЭ» помогли рассчитать, сколько электроэнергии необходимо в местах общего пользования и квартирах — информация нужна сетевой компании. По программе «Интеллектуальный учёт» на уже существующие счётчики установили модемы, информация с которых отправляется поставщику электроэнергии.
Часть старых приборов учёта оказалась неисправной, и их пришлось заменить. Представители компании «Билайн» отмечают, с «умными» счётчиками такая проблема решается просто — данные о неисправности сразу поступают в систему.
Жители «Умного» квартала могут дистанционно контролировать потребление электроэнергии, газа и воды через личный кабинет на официальном сайте Мэра Москвы. Система гарантирует безопасность — если дома лопнет кран, на телефон или электронную почту придёт уведомление. Пользователь дистанционно сообщит УК, чтобы они перекрыли подачу воды. Также «умные» счётчики сами передают показания в «Мосэнергосбыт» — жильцам больше не нужно заполнять бланки.
С помощью IoT в Марьино можно контролировать вывоз мусора, вызвать сантехника, управлять шлагбаумом и домофоном. Компания Билайн собирается внедрить решения для мониторинга общественного транспорта, но для этого требуется время.
Технологии IoT, которые хорошо показали себя в Марьино, будут рекомендованы для масштабирования во всей Москве. В компании тест считают успешным, но подчёркивают, что распространение интернета вещей зависит от мэрии и энергетических компаний.
В ближайшие два года компания Билайн продолжит внедрять интернет вещей в Москве.
В июле 2020 года в России вступит в силу закон об интеллектуальных системах учета электроэнергии — приобретение, установка и замена счётчиков ляжет на плечи подрядчика. С 2022 года устанавливать можно будет только «умные» счётчики, которые следят за расходом электроэнергии и хранят данные в архиве.
Следующее направление работы — система контроля за исполнением задач сотрудников управляющей компании. Жильцы увидят фотоотчёт, узнают, сколько времени было потрачено на работу, и сколько она стоила.
Также в «Билайне» работают над «Программно-аппаратным комплексом „сотрудник ЖКХ“». В приложении для смартфона пользователь сможет вызвать сотрудника управляющей компании, дворника, слесаря или сантехника. Здесь же можно будет проконтролировать выполнение задачи и при необходимости оплатить услугу.
Оператор сотовой связи расширит сферу работы — к ЖКХ добавят логистику и городское видеонаблюдение.
Компания Билайн собирается запустить ковровое покрытие NB IoT в 15 городах России к 2020 году. Первыми позволить себе внедрение интернета вещей смогут крупные города: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и Казань. Для реализации масштабного проекта необходим опыт, который убедит городские власти в пользе IoT — аргументом для них и станет кластер в Марьино.