Умный склад что это
Что такое умный склад и как он работает?
ЧАСТЬ 1/2
Спрос на складские и логистические услуги повышается с каждым годом. В связи с появлением новых форматов торговли, продуктов, тенденций, которые возникают в рознице, происходит быстрое развитие этого сектора рынка. Если такие факторы, как растущие требования покупателей к доставке продуктов и конкуренция, принуждают вас находить решения для более быстрого функционирования и наименьших издержек, то стоит рассмотреть умный склад, как разрешение данной проблемы.
Умный склад – это решение, которое позволит вам оптимально и максимально эффективно для себя решать задачи складской логистики. Мы же готовы предложить роботизированные склады, которые имеют ряд уникальных технологий, разработанные ICOL Group:
— мобильные роботы AGV;
— стационарные роботизированные станции;
— мобильные стеллажи;
— роботизированные краны;
— внутренняя и транспортная тара;
— программное обеспечение.
Также внимания заслуживает система умного склада ICOL Group – FRLS-System, с помощью которой складские системы могут подстроиться под особенности конкретного предприятия. FRLS-System позволяет организовать эффективное управление складскими процессами в реальном времени – поступление товаров на склад, оперативное хранение и комплектация, сортировка и отгрузка товаров.
Какие технологии изменят сферу складской логистики
Для поддержания высокого спроса на свои услуги склады оснащают интеллектуальными технологиями. Спрос на нестандартные решения для управления складом и цепочки поставок может расти со временем и стимулировать рынок, полагают аналитики Grand View Research. Некоторые стартапы создали приложения и облачные платформы, которые позволяют владельцам складов сдавать в аренду запасные мощности, а клиентам арендовать их по требованию.
Что такое «умный склад»?
Умный склад – это высшая степень автоматизации склада. Интеллектуальные складские системы являются результатом совместной работы различных подключенных технологий. Эти технологии задействованы для увеличения производительности и эффективности, минимизации влияния человеческого фактора, оптимизации штата сотрудников.
Если раньше на складах можно было заметить сотрудников с бумажными списками, на которых были указаны примерные точки расположения грузов, то в умных складах используются планшеты. Заказы поступают автоматически, после чего система указывает на остатки позиций и месте их расположения. Компоненты интеллектуальных складских систем
Наиболее часто умные склады используют следующие технологии.
Автоматические транспортные средства
Автоматизированные транспортные средства, например, погрузчики, безопаснее обычных. Некоторые из них могут работать только с паллетами, с контейнерами, автоматически они просчитывают вес и отправляют необходимые данные в системы управления запасами. Автоматизированные платформы управления запасами
Автоматизированные платформы управления запасами в режиме реального времени формируют сверхточную отчетность по остаткам складских позиций.
Система управления складом
Системы управления складом, иначе известные как WMS, представляют собой комплексные программные системы, которые объединяют все важные данные в одну платформу. Программные WMS-решения помогают собирать, управлять и просматривать все виды данных о складских операциях. Большинство решений WMS могут собирать данные в реальном времени и создавать визуальные отчеты, тем самым помогают выявить любые недостатки в процессах. Получить информацию с разрешения владельца могут клиенты, заказывающие товары со склада владельца. Поэтому отчетность по остаткам формируется автоматически и видна всем заказчикам. Такое Uber-планирование дополняют другие автоматизированные элементы.
Технологии Интернета вещей помогают оптимизировать процедуры управления запасами на складе, планирование труда. IoT обеспечивает связь и обмен данными между несколькими объектами, взаимодействующих друг с другом. К примеру, на склад поступают пакеты с товаром, оснащенные RFID-метками. RFID-сканер сканирует метки и подсчитывает количество пакетов. Затем WMS связывается с роботами, информируя их о местонахождении пакетов и месте на складе, на которое их необходимо доставить. Без Интернета вещей сотруднику склада пришлось бы выполнять каждый шаг этого процесса вручную. Это неизбежно привело бы к ошибкам. Ведь количество информации о каждом продукте огромно.
Склады, использующие IoT, могут быстро реагировать на поступившие заказы, что дает им конкурентное преимущество перед компаниями с традиционным подходом к бизнесу. Например, можно эффективно автоматизировать задачи, чтобы обеспечить приоритет выполнения наиболее важных задач, а не использовать традиционную систему очередности по времени поступления. Без IoT невозможно представить умную инвентаризацию и контроль за целостностью товаров и других материальных активов. Также IoT-решения позволяют повысить эффективность работы складского оборудования, начиная от погрузчиков и заканчивая лентами транспортеров: они могут быть оснащены датчиками, чтобы определить оптимальную пропускную способность и скоростной режим.
Радиочастотная идентификация (RFID) используется для контроля запасов и точной инвентаризации. RFID предполагает размещение цифровой метки на товарах и упаковках, поступающих на склад, замену бумажных этикеток. Радиоволны предназначены для передачи данных между цифровой меткой и автоматизированной системой сканирования. Автоматические RFID-сканеры могут считать все метки на входе и выходе со склада, вне зависимости от их расположения, тогда как штрих-коды должны располагаться ровно.
Использование искусственного интеллекта (ИИ) уменьшает количество ошибок, которые мог бы допустить человек. Например, искусственный интеллект помогает роботам на складе найти наиболее эффективный маршрут для комплектации продуктов. Его можно также использовать для помощи роботам, подсказать оптимальный размер коробки для выбранной складской единицы исходя из веса, габаритов и типа товара.
Достоинства умных складов
Повышение производительности
Чем больше процессов на складе будет автоматизировано, тем меньше сотрудников потребуется для выполнения этих задач. С ростом затрат на персонал сокращение числа работников для выполнения рутинных задач может стать преимуществом. Нынешние сотрудники смогут выполнять более ценную работу, сконцентрировать внимание на решении более важных задач. Также сокращается количество человеческих ошибок.
Сокращение затрат
Повышение производительности, меньшее количество человеческих ошибок приводят к дополнительной прибыли или сокращению затрат. Оптимизируя складские процессы, предприятия также оптимизируют складские и транспортные расходы.
Прозрачность операций
Чем больше сотрудники склада или клиенты знают об уровне запасов, условиях их хранения (температура, влажность), тем выше уровень доверия. Умные складские системы могут обеспечить круглосуточный контроль за складом и своевременно оповещать о нештатных ситуациях. Наличие умного склада демонстрирует способность и готовность предприятия корректировать операции в ответ на меняющиеся требования.
Будущее умных складов
Носимые устройства, такие, как очки дополненной реальности, позволят направлять комплектовщиков места хранения нужных позиций. При этом руки сотрудников будут свободны от мобильных устройств. Дроны с камерами на складах смогут сканировать штрих-коды и подсчитывать товарные запасы на верхних полках. Роботы выбирают нужные позиции, комплектуют заказы и отправляют их к пункту отправки клиентам. Складирование по требованию
Стартапы Flexe в США и Stowga в Великобритании создали приложения и облачные платформы, которые позволяют владельцам складов сдавать в аренду запасные мощности, а клиентам арендовать их по требованию в зависимости от необходимых интервалов (от нескольких дней до нескольких недель).
Организации смогут управлять складами как национальной или международной сетью небольших объектов, площади которых изменятся по требованию. Предприятиям также больше не нужно задействовать огромное количество складских мощностей, которые могут пустовать. Особенно это касается сезонного бизнеса. С помощью новых платформ по требованию кажущееся сейчас неиспользуемое пространство впоследствии станет выгодным коммерческим активом.
Бизнес-идея: преображаем обычные склады в предприятия «умного» хранения
В России, как и во всем мире, логистика стремительно меняется в связи с появлением инновационных технологий, делающих склады быстрее, умнее и экономически эффективнее. Дело в том, что в последние годы в индустрии хранения произошло сразу несколько серьезных технологических революций.
«Складирование является неотъемлемой частью любой цепи товарных поставок, – говорит эксперт по «умным» складам из компании «АРБ-Консалтинг». – Поэтому вокруг него всегда можно построить успешный бизнес. Но теперь, в XXI веке, такой бизнес будет прочно ассоциироваться именно с технологиями «умного» хранения. И по ряду исследований, рынок услуг высокоэффективной логистики в России будет расти в среднем на 10,7% в течение 2015-2019 годов».
Соответственно, когда же еще входить в этот бизнес, если не сейчас? Причем для начала и развития подобного предпринимательства необязательно строить новые логокомплексы – можно вполне успешно автоматизировать уже имеющиеся складские помещения.
«Умный» склад как продукт
Начнем с того, что smart warehouse (умный склад – англ.) являет собой организационно-технический продукт. С одной стороны, в нем необходимо выстроить внутреннею инфраструктуру в виде стеллажей, боксов и площадок для хранения крупных товаров, с другой – обеспечить оптимальные цепочки «разгрузку – доставку к «полке» – обработку заявки – отгрузку». Чем быстрее осуществляются эти операции, тем эффективнее дистрибуция, и тем меньше оборотных средств необходимо предпринимателю, работающему с этим логоцентром.
Очевидно, во главу угла smart warehouse ставится программное обеспечение (ПО), которое связывает в себя воедино не только ядро, управлявшее непосредственно складом, но и потенциальных заказчиков и производителей. Например, когда заканчивается определенный товар, то согласно «истории спроса» об этом уведомляются клиенты, регулярно покупающие этот продукт. Они-то в ответ информируют администратора smart warehouse о своих планах, а тот в автоматическом режиме готовит заявку поставщикам.
Далее раздел ПО заранее выбирает площадки для размещения указанного товара. В основу берется востребованность, условия хранения и оптимальные маршруты доставки к пунктам отгрузки. К примеру, если товар должен храниться при минусовой температуре, его направляют в специальные холодильники.
«Если товар запрашивается редко, то его направляют в так называемую «холодную» зону, – дополняет аналитик логистики Валерий Зоря. – Если же – чаще среднего – в «теплую». А когда в режиме ажиотажного спроса – в «горячую», то есть поближе к отгрузке».
И в самом деле, спрос на те или иные группы товаров зачастую имеет определенную логику. Например, в предпраздничные дни растет интерес к конфетам и, чем чаще их заказывают, тем ближе к пунктам обработки товаров перемещаются стеллажи со «сладким кушаньем» – в так называемую горячую зону. Как только праздники проходят, сразу же конфеты перемещаются вглубь зала в связи с падением запросов – уже в холодную зону.
Даже если нет специальной техники, и доставкой к пунктам обработки занимаются складские работники, то у них уходит намного меньше времени. В самом простом случае, когда стеллажи стационарны, контейнеры с наиболее востребованным «на завтра» товаром по указанию специальной программы перемещают автопогрузчики после окончания рабочего дня.
Также должно быть выделено место для брака – об этом тоже должен побеспокоиться smart warehouse.
«Это позволяет производить параллельно обработку товаров и по наиболее оптимальным маршрутам; наполняемость полок в результате приближается к 80-95% (в обычных дилерских складах заказы обслуживаются последовательно, а наполняемость полок с самыми востребованными товарами не превышает 50%). При этом энергоэффективность, как минимум, в два раза выше, чем в стандартных центрах», – такую оценку дает «умным» складам Валерий Зоря.
Практические вопросы
«Организовать работу по переводу обычного склада в smart warehouse под силу небольшой группе опытных специалистов, – поясняет бизнес-консультант, – в то же время практика показывает, что рубль, вложенный в «умную логистику», приносит складу 1,5 рубля дополнительной прибыли и экономить порядка 50% оборотных средств бизнесменам, которые обслуживаются в инновационном центре хранения. А это уже является опцией, повышающей конкурентную способность».
Итак, что же из всего вышеперечисленного должен извлечь бизнесмен, собирающийся зарабатывать на построении функционала «умных» складов для различных производственных и торговых компаний?
Самое главное, следует уяснить, что переход к концепции «умного» склада в каждом конкретном случае требует исследования статистики перемещения товаров на протяжении, как минимум, одного квартала. Считается, что этого времени вполне достаточно, чтобы составить общее представление об особенностях процесса у клиента.
Понадобится и специальное оборудование, в том числе, и для автоматизации учета на основе технологий штрих-кодирования, мобильные промышленные сканеры и, конечно, промышленный Wi-Fi для обмена данными между терминалом сбора данных и сотрудниками, работающими на территории комплекса.
Терминалы сбора данных, к слову, можно купить по цене примерно 42 тысяч рублей, к примеру Motorola MC2100. Беспроводной сетевой клиент, например AWK-1121, стоит порядка 25 тысяч рублей, а мощный компьютер, который и должен стать «мозгом» умного склада, имеет ценник в 100 тысяч рублей и выше.
Потребуются еще принтеры RFID-меток и штрих кодов. Это еще, по меньшей мере, 50 тысяч рублей. Что касается программного обеспечения, то его придется разрабатывать самим.
Помимо этого ПО, оптимизирующий маршруты погрузчиков или складских работников, если товар доставляется вручную, во-первых, задает время доставки, и, во-вторых, управляет путевыми указателями – чтобы быстрее найти нужную полку.
Выводы
Таким образом, «умными» складами становятся логокомплексы, в которых заказы обрабатываются по алгоритмам интеллектуального программного обеспечения и с применением специализированной робототехники, терминалов сбора данных, а также RFID-меток и штрихкодов. При этом изменение работы товарных потоков осуществляется автоматически в соответствии с приоритетами администратора склада, тогда как сейчас эта работа носит рутинный характер «традиционного кладовщика» с амбарной книгой.
Понятное дело, оценить стоимость такого проекта сложно даже приблизительно, поскольку работающие склады имеют свою специфику. Но по американским меркам, это должно быть не меньше 2-4 % выручки логоцентра за год. В таком случае, достигается прибыль в пределах 25 % от заказа.
На наш взгляд, средний бизнес по преобразованию традиционных складов в умную логистику имеет хорошие перспективы на успех, правда, разработчикам придется доказать эффективность своих проектов на деле.
Стоит ли делать склад «умным»?
Наталия Шторм
CNews
Системы управления складом пользуются все большой популярностью в России. Однако в погоне за «умным складом» нужно сначала реально оценить общий объем временных и финансовых затрат и ожидаемые преимущества. Кому, когда и как стоит информатизировать склад?
«Умные склады» появились в России сравнительно недавно. Однако уже сегодня рынок автоматизированных складских систем заполняет огромное количество предложений. В этой связи стоит разобраться, какие варианты автоматизации существуют и что же сейчас входит в понятие «умный склад».
В отличие от программ, учитывающих движение товарно-материальных ценностей, WMS позволяет управлять товарными потоками, проходящими через склад. Типичное заблуждение некоторых руководителей состоит в том, что учетные функции бухгалтерского или аналогичного ПО, регистрирующего движение товара по складу, вполне позволяют автоматизировать управление. На самом деле это не так. Именно WMS помогает принимать решения (формировать приказы) в процессе функционирования склада, когда сложность и скорость операций очень велики.
В этом разрезе минимальные требования к автоматизированной системе следующие: управление товаром и схемами его упаковки, управление складскими операциями (приемка, размещение, инвентаризации, внутренние перемещения, подборка и комплектация, отгрузка подобранных заказов и т.п.), регулировка документооборота склада (внутренний складской документооборот и синхронизация с внешними документами), управление сотрудниками и складским оборудованием.
Помимо этого мощные складские системы обладают дополнительными специфическими функциями. Это, например, управление клиентами (грузовладельцами) или транспортными потоками по территории склада и т.п. Некоторые разработчики WMS предлагают также дополнительные модули по управлению закупками (заказами на поставку) и продажами (заказами на отгрузку и доставку).
Проблемы выбора
С выбором системы класса WMS дело обстоит сложнее – в ней должны быть учтены все индивидуальные характеристики. В идеале, приступая к подбору системы, необходимо не только иметь четкое понимание процессов, происходящих на складе, но и ясно представлять основные параметры бизнеса на ближайшую перспективу. От целей компании и следует отталкиваться в первую очередь.
Внедрение системы управления складом
Характеристика склада | До внедрения системы управления | После внедрения системы управления | Преимущество |
Пропускная способность склада | Жесткое закрепление мест хранения, зон за клиентами | Резервирование мест хранения под приходы | Увеличение пропускной способности склада в 1,5 раза |
Точность выполнения заказов | Полная зависимость от точности выполнения операций исполнителем, т.е. от человеческого фактора | Контроль выполнения операций: заказ не будет пропущен системой и не будет подготовлен набор документов до точного исполнения заказа | Достижение почти 100% точности выполнения заказов |
Адресное хранение товаров, грузов | Отсутствует | Основа системы управления складом | Исключение человеческого фактора (зависимости от людей, которые знают “где что лежит”) |
Оптимизация работ, в том числе с учетом оборачиваемости. | Отсутствует | Оптимизация работ, в том числе с учетом оборачиваемости. | Уменьшение количества исполнителей. |
Трудозатраты | Контроль трудозатрат | Снижение трудозатрат, себестоимости работ | |
Партионный учет | Отсутствует | Основа системы управления складом | Контроль сроков годности. Исключение потерь от просроченного товара |
Документооборот | По операциям прихода, расхода, списания товара. | Автоматическое документирование всех работ и операций. Реестры документов | Прозрачность работы склада |
Биллинг | Отсутствует. Фактически склад или его часть сдается в аренду | Тарификация всех операций. Возможность применения индивидуального тарифного плана для каждого клиента | Увеличение доходности склада |
Отчеты и анализ | При использовании учетной системы – обобщенные отчеты по приходу, расходу, списанию товара. | Детальные отчеты по операциям, товарным остаткам, клиентам Анализ динамики работы | Прозрачность работы склада |
Доступ через интернет | Отсутствует | Возможность для клиентов склада удалено управлять операциями (распоряжения на прием, отгрузку) и получать отчеты в режиме онлайн. | Конкурентное преимущество |
Источник: «Адалиус», 2008
Чтобы понять, насколько удачен тот или иной проект, целесообразно посмотреть функционирование отдельных компонентов системы на примере работающего склада компании (т.н. демоверсию) или на складе одного из заказчиков потенциального поставщика. Это поможет выявить возможные недочеты не в процессе внедрения системы, а на предварительном этапе, что сэкономит немалые суммы.
Влияние изменения характеристик склада на макропоказатели
Характеристика | Показатель |
Пропускная способность склада | Увеличение доходности склада |
Себестоимость работ | Снижение накладных расходов |
Точность выполнения заказов | Удержание клиентов склада |
Контроль. Планирование и управление работами | Снижение требований к квалификации основной части персонала. Исключение влияния «человеческого фактора» |
Источник: «Адалиус», 2008
Подобные системы особенно актуальны для товаров, для которых важен срок годности. Это, например, фармацевтическая продукция, продукты питания и т.д. Кроме того, «умный склад» востребован в отраслях с очень широким ассортиментом, например, автозапчасти. К преимуществам внедрения такой формы работы Дмитрий Иванченко относит также сокращение временных и трудозатрат персонала, а также исключение негативных последствий человеческого фактора.
Ложка дегтя
Однако наряду со всеми преимуществами существуют и проблемы. И первая из них – выбор. В идеале, приступая к подбору системы, необходимо не только иметь четкое понимание процессов, происходящих на складе, но и ясно представлять основные параметры бизнеса на ближайшую перспективу. Некоторые компании забывают об этом и в результате интеллект склада не может выполнить самые необходимые для компании функции, в то время как современная WMS должна не только отвечать текущим требованиям бизнеса, но и поддерживать его дальнейшее развитие.
Еще один минус – время и стоимость автоматизации, ведь процесс это долгий и сложный. В комплекс работ неизбежно будут включены затраты, связанные с организацией технологии деятельности склада. И хотя предназначение системы управления – увеличить доходность и уменьшить издержки, затраты на приобретение и особенно установку «умной» системы отнюдь не маленькие. В результате стоимость самой системы будет сравнительно невелика по сравнению с затратами на внедрение.
Доработка без сомнения потребуется в тех случаях, когда стоит задача работы с акцизами, сертификатами, автоматизацией таможенных операций и др. В действительности, как показывает опыт, большинство западных систем отказываются понимать российскую специфику бизнеса.
Если же целью не является покупка только бренда компании-поставщика, тогда на первый план выходят гибкость системы и возможность ее безболезненной адаптации под потребности склада: если бизнес изменится, будет ли WMS-система продолжать поддерживать складские операции; насколько легким будет этот переход? Задумываясь о перспективах, стоит задать вопросы поставщику WMS о возможности изменения бизнес-процессов в будущем, сроках и стоимости таких работ. Все это позволит получить полное представление о гибкости системы и ее потенциале.
Поскольку в России многие компании используют в своей работе головные системы собственной разработки, важно, чтобы поставщик WMS был готов к трудностям, связанным с созданием интеграционного шлюза.
Перед покупкой WMS необходимо четко определить, в какой ценовой категории должна находиться система управления складом. Возможно, ограничение каких-то функций не повлияет на ее работу в целом, а средства сэкономит. Главное, чтобы на этапе опытной эксплуатации не пришлось столкнуться с ситуаций, когда в системе отсутствуют жизненно важные для бизнеса функции.