Упование что это значит
Значение слова «упование»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
УПОВА’НИЕ, я, ср. (книжн., поэт.). Твердая, стойкая надежда на кого-что-н. Мы в жизнь вошли с прекрасным упованьем. Огарев. Возлагать все упования на кого-что-н. Мои светлеют упования, печаль от сердца отошла. Языков.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
упова́ние
1. высок. твёрдая, стойкая надежда на кого-либо или на что-либо
2. религ. жарг. именование какого-либо из течений в старообрядчестве ◆ Безусловно, одного этого было бы слишком мало, чтобы говорить о том, что между Русской Православной Церковью и многочисленными старообрядческими упованиями не существует выстроенной за три с половиной столетия стены, отдалённо напоминающей Берлинскую. Михаил Тюренков, «Православие, Единоверие, Старообрядчество», 2006 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: демографический — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Упование
Упова́ние — 1) основанная на вере надежда на Бога, доверительное отношение к Божественному Промыслу); 2) надежда на осуществление желаемого, «вера» в осуществление чего-либо в будущем.
Не является ли для христианина упование на посмертное воздаяние позицией раба или наёмника, но не сына?
На сегодняшний день на вооружении критиков христианской догматики и этики состоит и такой аргумент: все христиане — чрезвычайно корыстные люди.
Причём, (будто бы) их корысть проявляется даже тогда, когда они действуют во имя Добра на даже, казалось бы, совершенно бескорыстной основе (например, жертвуют скудные накопления на содержание лечебниц, монастырей, трудятся во Славу Божью без заработной платы, помогают бездомным и пр.), ведь в действительности даже формально бескорыстное христианское делание мотивировано сугубо корыстными интересами: стяжать блага в будущей жизни, унаследовать Царство Небесное, избежать адовых мук.
Так ли это? — Не так. Те вечные нетленные блага, к которым стремится христианин, составляют не предмет его корысти, а условия его будущего счастья. Между же греховной корыстью и стремлением к подлинному счастью лежит огромная, принципиальная разница.
Греховная корысть, как и любой грех вообще, противоречит естественным человеческим потребностям, естественным стремлениям человеческого сердца, тогда как стремление к счастью — напротив, естественно для всех без исключения людей. Ведь Бог создал человека не для вечной скорби, а для вечного блаженства. Христианское сознание соединяет понятие о высшем счастье с желанием радости богообщения и общения с ближним.
Христианин стремится к Богу как к Источнику жизни и радости, благ и блаженства. Корыстный же человек стремится не к Богу и не к Небесному счастью, но к земной выгоде.
Христианское доброделание обусловлено любовью к ближнему и связано с чувством отзывчивости. Греховная же корысть нередко зиждется на противоположной основе: на обожании земной выгоды, эгоизме, желании благ для себя в ущерб прочим людям (конкурентам, соперникам, просто нуждающимся).
Будучи сопряжено со скупостью и стяжательством, корыстолюбие способно втянуть человека в идолопоклонство — почитание маммоны, что оттолкнет его от Бога ( Мф.6:24 ). Стремление же к Царству Небесному не только не отталкивает человека от Господа, но и способствует укреплению союза.
Конечно, на первом этапе приобщения человека к церковной жизни может случаться, что его рассуждения о стяжании Царства будут иметь аналогию с доводами корыстолюбца: я буду делать то-то и то-то потому, что это сулит мне бесспорную выгоду.
Иногда эта стадия духовного взросления христианина условно и аллегорично именуется наёмничеством. Однако по мере духовного восхождения к Богу человек, как сын Божий по благодати, совершает добро, будучи движим самой любовью к добру, потому что может, умеет и хочет делать добро.
Может ли быть ложное упование на Бога (связанное с надеждой, что Бог спасает независимо от нашей жизни)?
Примеры надлежащего упования на Бога известны со времен Ветхого Завета ( Пс.61:8 ). Такое упование испытывали, например, Божьи пророки. Со времён создания Церкви Христовой упование на Бога является одним из проявлений христианской веры.
Чем более твёрдой является вера христианина, тем более сильным бывает и его упование. Однако, следует помнить, что упование упованию — рознь. Наряду с богоугодным упованием нередко встречается ложное. Правильное бывает обусловлено верным пониманием церковного учения о Боге и Его Промысле, тогда как ложное — ложно интерпретированным учением Церкви или незнанием этого учения, ложными, субъективными представлениями и надеждами).
Одна из наиболее распространенных на сегодняшний день форм ложного упования на Бога связана с уверенностью, что в конечном итоге все без исключения люди станут причастниками Царства Славы, вне зависимости от образа их земной жизни. Такая уверенность зиждется на воззрении, что поскольку Господь человеколюбив, благ, добр, милосерден, постольку Он не предаст на вечные, бесконечные муки ни одного человека, пусть даже этот человек, живя на земле, вёл отвратительную, богопротивную земную жизнь.
В своё время подобного рода учение отстаивал Ориген, но впоследствии оригенизм был осужден на V Вселенском Соборе. Из святых отцов Церкви мысль о спасении всех людей вообще высказывал Григорий Нисский. Согласно этой мысли, осужденные на адовы муки грешники под действием неугасимого адского пламени, которое, будет оказывать них врачующее действие, нравственно преобразятся и рано или поздно соединятся со святыми. Длительность пребывания грешников адском огне будет зависеть от степени их греховности.
Однако, несмотря на то, что святитель Григорий Нисский почитается Церковью как один из великих отцов, эта, высказанная им мысль не имеет общецерковного признания. Боле того, против подобных идей высказывался даже родной брат Григория Нисского, святитель Василий Великий, высказывался резко, подчеркивая, что они не соответствуют духу вероучения Церкви и способствуют грешникам успешнее отваживаться на грех.
Многие, страха ради или стыда человеческого, или ради того, чтоб угодить людям, не делают зла, – что одно и то же, как бы они делали его, как, наоборот, которые делают добро по таким же побуждениям, то же, что как бы и не делали его. Кто делает добро в угоду людям или по другой какой страсти, непотребен пред Богом. Надобно во всяком добром деле, слове и помышлении иметь целию угождение Богу и славу Его, как учит святой Апостол Павел, говоря: аще ясте, аще ли пиете, аще ли ино что творите, вся во славу Божию творите ( 1Кор.10:31 ).
преподобный Симеон Новый Богослов. Слово 30
УПОВАТЬ
Смотреть что такое «УПОВАТЬ» в других словарях:
уповать — См … Словарь синонимов
Уповать — см. Упование, уповать … Библейская энциклопедия Брокгауза
УПОВАТЬ — УПОВАТЬ, уповаю, уповаешь, несовер. (книжн., поэт.). Твердо, стойко надеяться, полагаться на кого что нибудь. «Старательно людей мы наблюдаем и чудеса постигнуть уповаем.» Баратынский. «Уповала дожить свой век в своем домишке.» Лесков. Толковый… … Толковый словарь Ушакова
УПОВАТЬ — УПОВАТЬ, аю, аешь; несовер., на кого (что) (книжн., часто ирон.). Иметь упование, надеяться. У. на счастливый случай. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
уповать — • надеяться, уповать, рассчитывать, полагаться Стр. 0565 Стр. 0566 Стр. 0567 Стр. 0568 Стр. 0569 Стр. 0570 … Новый объяснительный словарь синонимов русского языка
Уповать — несов. неперех. 1. Твердо надеяться на кого либо или на что либо, неколебимо верить в кого либо или во что либо. 2. Всецело полагаться на кого либо или на что либо. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
уповать — Заимств. из ст. сл. яз., где упъвати преф. производное от пъвати «надеяться, полагаться», суф. образования от той же основы, что польск. pwa «надежда», словацк. pevný «крепкий» < «надежный» … Этимологический словарь русского языка
уповать — Древнерусское (книж.) – пъвати (надеяться, доверять, быть убежденным). Слово не имеет достоверной этимологии. Возможно, что оно образовано от древнеиндийского слова со значением «очищает, искупает, проясняет». Родственными являются: Словенское –… … Этимологический словарь русского языка Семенова
уповать — упов ать, аю, ает … Русский орфографический словарь
Упование, уповать
Полезное
Смотреть что такое «Упование, уповать» в других словарях:
Надежда, надеяться, упование, уповать — 1) в Библии Н. человека не связана с этим миром, а направлена на Бога, т.е. ее следует понимать с т.зр. свящ. истории. Н., направленная на что либо видимое, уже имеющее место быть, не является Н. в библейском понимании, ибо если кто видит, то… … Библейская энциклопедия Брокгауза
Уповать — см. Упование, уповать … Библейская энциклопедия Брокгауза
Упование — см. Надежда, надеяться, упование, уповать … Библейская энциклопедия Брокгауза
Упование — Упование ♦ Espoir Часто служит синонимом слову «надежда». Пытаясь отделить одно от другого, мы почти всегда отдаем предпочтение последнему. Если надежда еще может претендовать на звание добродетели, то упование – не более чем страсть.… … Философский словарь Спонвиля
УПОВАТЬ — на кого, твердо надеяться, ждать с уверенностью, полагаться, ничем не смущаясь. Уповайте на Господа, Псалтирь. На Бога уповай, а без дела не бывай. На Бога уповай, да сам не плошай. На Бога уповай, а от добрых людей не отставай. Упоанье, надея,… … Толковый словарь Даля
УПОВАТЬ — УПОВАТЬ, аю, аешь; несовер., на кого (что) (книжн., часто ирон.). Иметь упование, надеяться. У. на счастливый случай. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
уповать — Древнерусское (книж.) – пъвати (надеяться, доверять, быть убежденным). Слово не имеет достоверной этимологии. Возможно, что оно образовано от древнеиндийского слова со значением «очищает, искупает, проясняет». Родственными являются: Словенское –… … Этимологический словарь русского языка Семенова
упование — я; ср.; высок. 1) к уповать Упова/ние на встречу. Упова/ние на милосердие. 2) Надежда, вера в исполнение, осуществление чего л. Кого л. не покидало упова/ние на изменение судьбы. Жизнь, полная упований на лучшее будущее … Словарь многих выражений
Надеяться — см. Надежда, надеяться, упование, уповать … Библейская энциклопедия Брокгауза
надежда, надеяться — ▲ вера, ▲ верить ↑ относительно, осуществление надежда вера в осуществление желания; ожидание осуществления чего л. положительного (нить надежды. луч надежды. большие надежды. добрая #. одна, единственная, последняя #. вся надежда на него. тайная … Идеографический словарь русского языка
Значение слова «уповать»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
УПОВА’ТЬ, а́ю, а́ешь, несов. (книжн., поэт.). Твердо, стойко надеяться, полагаться на кого-что-н. Старательно людей мы наблюдаем и чудеса постигнуть уповаем. Баратынский. Уповала дожить свой век в своем домишке. Лесков.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
упова́ть
1. на что, с неопр. или с придаточным дополнительным · устар. высок. твердо надеяться на что-либо, с надеждой, верой ожидать исполнения, осуществления чего-либо ◆ Научил я вас и варварскому искусству сражаться мечом. Но сие искусство да пребудет в вас мертво, доколе собственная сохранность того не востребует. Оно, уповаю, не сделает вас наглыми; ибо вы твердый имеете дух и обидою не сочтете, если осел вас улягнет или свинья смрадным до вас коснется рылом. Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву», 1779-1790 г. ◆ С азбуки нам уже начинать поздно, служба только на кусок хлеба дает, а люди на наших глазах миллионы составляют; и дураков, надо уповать, ещё и на наш век хватит. Лесков, «На ножах», 1870 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Подводное плавание, на которое ныне так много стали уповать, по мне, подобно воздухоплаванию даже и в том отношении, что, обещая немало для удовлетворения любознательности, военных целей, почтового и пассажирского сообщения, ничего само по себе не обещает пока для передачи товаров. Д. И. Менделеев, «Заветные мысли», 1903-1905 г. (цитата из НКРЯ)
2. на кого-что · устар. высок. всецело полагаться, возлагать все надежды на кого-либо, что-либо в исполнении, осуществлении чего-либо ◆ Уныла земля Русская: только на Тебя уповаем, Око Всевидящее! Карамзин, «История государства Российского», 1809-1820 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Но я уповаю на милость божию и, с помощию господа, не дам укорениться измене на Руси! А. К. Толстой, «Князь Серебряный», 1842-1862 г. ◆ — На вас, матушка, на вас, голубушка, на вас уповаю! ИП, «Двенадцать стульев», 1927 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: плавкий — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?