Управление общим имуществом совместного домовладения что это

Роспотребнадзор

Роспотребнадзор

Особенности управления общим имуществом многоквартирных домов

Особенности управления общим имуществом многоквартирных домов

Реформирование жилищно-коммунального хозяйства призвано изменить сложившийся стереотип у пользователей жилья – не ограничиваться пределами собственного жилого помещения, а научиться управлять многоквартирным домом в целом, принимать активное участие, как в управлении, так и содержании общего имущества дома, быть ответственным за его состояние. Решение этой задачи в настоящее время приобретает особую актуальность в связи с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, возложившего в законодательном порядке на собственников жилых помещений бремя содержания жилья, включая капитальный ремонт жилых помещений и общего имущества многоквартирного дома.

Новые правоотношения, возникают между собственниками жилых помещений, поставщиками услуг, ресурсов, управляющими, обслуживающими компаниями, подрядчиками и поставщиками, контроль эффективности использования ими средств пугает собственников жилья. И это объяснимо. Если ранее действовавший Жилищный кодекс РСФСР был направлен на государственное управление жилищным фондом и централизованное техническое обслуживание муниципальными предприятиями, то сейчас в период рыночных отношений управление многоквартирным домом переложено на собственников и пользователей жилых помещений. Это касается как решений, связанных с техническим обслуживанием, ремонтом и модернизацией здания, развитием придомовой территории, так и исполнением финансовых обязательств каждым из собственников.

Принятые Правительством Российской Федерации «Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме» № 491 от 13.08.2006г., регламентируют многие вопросы, касающиеся содержания общего имущества дома. Правила подчеркивают, что управление жильем и содержание общего имущества – обязанность собственников помещений и заключается в осуществлении действий, необходимых для поддержания жилых помещений и общего имущества дома в надлежащем состоянии, пригодном для проживания.

Это и работа инженерных коммуникаций, обслуживающих дом, ограждающих несущих конструкциях, к которым относятся: фундаменты, плиты перекрытий, балконные плиты, несущие колонны. Это и надлежащее состояние окон, дверей помещений общего пользования, перил, парапетов, тепловых пунктов, предназначенных для обслуживания многоквартирного дома. Сюда же к общему имуществу дома относятся коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором находится многоквартирный дом и т.п.

Чтобы этого не случилось, собственникам жилых помещений надлежит научиться управлять своим домом, обеспечить хорошее состояние квартир и общего имущества. Научиться безопасно и эффективно пользоваться жилищем, правильно вести себя в случае чрезвычайных ситуаций, которые могут возникнуть в доме и в квартире. Речь идет о ситуациях, связанных с авариями в системах отопления, горячего, холодного водоснабжения, электроснабжения, лифтового оборудования. Отдавать себе отчет, что комфортное проживание в доме зависит не только от финансовых возможностей, но и активного участия каждого из жильцов в процессе управления, содержания общего имущества дома.

При этом надо помнить о разумном подходе к выбору организаций для выполнения ремонтных работ, устранения поломок, аварийных ситуаций, привлечении компетентных в этих вопросах специалистов. В каждом случае привлечения специалистов к выполнению тех или иных работ оформлять документально оплату их труда, прием выполненных работ, гарантийные сроки, что обеспечит ответственность исполнителей в случае выполнения работ с плохим качеством.

Рекомендуем собственникам жилья, при заключении договора управления многоквартирным домом, включать в договор положения Постановления Государственного комитета РФ по строительству и Жилищно коммунальному комплексу от 27.09.2003г. № 170 «Об утверждении правил норм технической эксплуатации жилищного фонда», в котором наиболее полно отражены обязанности управляющей компании по технической эксплуатации жилого фонда.

Уважаемые жители города и района при предоставлении некачественных коммунальных услуг управляющими организациями города и района обращайтесь в отдел по Защите прав потребителей: г. Алапаевск, ул. Ленина, 125, каб. № 209, 309, телефон «Горячей линии» 3-18-66.

Вопросами капитального ремонта жилых зданий, подъездов, подвалов, крыш занимается Управление государственной жилищной инспекции РФ по Свердловской области, по адресу 623850 г. Ирбит, ул. Советская,106

Источник

Управление общим имуществом в МКД

Управление общим имуществом совместного домовладения что это. Смотреть фото Управление общим имуществом совместного домовладения что это. Смотреть картинку Управление общим имуществом совместного домовладения что это. Картинка про Управление общим имуществом совместного домовладения что это. Фото Управление общим имуществом совместного домовладения что это

Чтобы условия проживания граждан были благоприятными и безопасными, общее имущество собственников многоквартирного дома содержалось в надлежащем состоянии и обеспечивалась бесперебойная подача коммунальных услуг жителям, требуется грамотное управление.

В соответствии с жилищным законодательством, способ управления многоквартирным домом выбирают собственники на общем собрании, в ходе которого каждый имеет право высказать свое мнение и задать интересующие вопросы. Собрание может быть проведено в очном формате при совместном присутствии собственников, в виде заочного голосования опросным путем или с использованием системы ЕИАС ЖКХ, а также в форме очно-заочного голосования.

Жилищный кодекс обязывает собственников помещений в многоквартирном доме выбрать один из способов управления общим имуществом (ч. 2 ст. 161 ЖК РФ). Если они не смогут принять решение самостоятельно, местная администрация, отвечающая за безопасность граждан, сделает это за них, выбрав управляющую организацию на конкурсной основе на срок не более года. При этом владельцы жилых помещений могут в любое время изменить способ управления на основании решения общего собрания собственников.

Собственники самостоятельно заключают договоры на предоставление коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями и организациями, предоставляющими услуги по содержанию и ремонту общего имущества в доме.

Источник

Администрация Московского района г.Минска

Тел. (+375 17) 260-63-96,

факс +375 17 368-14-07

Плата за услугу по управлению общим имуществом совместного домовладения

Плата за услугу по управлению общим имуществом совместного домовладения

Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь обращает внимание на то, что с 1 июня 2021 г. плательщиками жилищно-коммунальных услуг, являющимися участниками совместного домовладения, ежемесячно будет вноситься плата за услугу по управлению общим имуществом совместного домовладения.

Указанная услуга оказывается на основании договора на управление общим имуществом совместного домовладения, заключение которого предусмотрено жилищным законодательством в случае назначения уполномоченного лица по управлению общим имуществом совместного домовладения.

Обязанность по подготовке и заключению с потребителем договора на управление общим имуществом совместного домовладения установлена Законом Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 405-З «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг». Типовой договор на управление общим имуществом совместного домовладения утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 января 2009 г. № 99 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг».

При этом следует отметить, что уполномоченным лицом по управлению общим имуществом совместного домовладения является государственный заказчик в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее – государственный заказчик), создаваемый в соответствии с законодательством облисполкомами и Минским горисполкомом.

Данная услуга будет выделена из отдельных ЖКУ и не повлечет увеличение общего размера платы за ЖКУ.

«Услуга по управлению общим имуществом совместного домовладения» будет предоставляться на основании Типового договора на управление общим имуществом совместного домовладения и включаться отдельной строкой в извещение на оплату ЖКУ.

С перечнем жилых домов, по которым коммунальное унитарное предприятие «Жилищное коммунальное хозяйство № 1 Московского района г.Минска» назначено уполномоченным лицом, формой Типового договора, порядком его заключения Вы можете ознакомиться на официальном сайте организации

Для заключения Типового договора Вам необходимо обращаться в следующие организации:

Коммунальное унитарное предприятие «Жилищное коммунальное хозяйство № 1 Московского района г.Минска» ул.Гурского, 26, контактные телефоны: планово-экономический отдел: 8017 399 29 47; специалист по работе с населением: 8017 263 45 43.

Режим работы: пн-чт: с 8.45 до 18.00, обеденный перерыв с 13.00 до 14.00, пт. с 8.45 до 16.45, обеденный перерыв с 13.00 до 14.00

Расчетно-справочный центр № 1 Московского района г.Минска

г.Минск ул.Сергея Есенина д.35 к.38(017) 263-57-04,
8(017) 365-20-51
Пн-Пт с 8:00 до 20:00
Сб с 8:00 до 17:00

Расчетно-справочный центр № 2 Московского района г.Минска

г.Минск, ул.Сергея Есенина, д.67.8(017) 343 10 00Пн-Пт с 8:00 до 20:00
Сб с 8:00 до 17:00

Расчетно-справочный центр № 3 Московского района г.Минска

г. Минск, ул.Лермонтова, д. 438(017) 397 45 41Пн-Пт с 8:00 до 20:00
Сб с 8:00 до 17:00

Расчетно-справочный центр № 4 Московского района г.Минска

г. Минск, улица Рафиева, дом 448(017) 377 33 43Пн-Пт с 8:00 до 20:00
Сб с 8:00 до 17:00

Расчетно-справочный центр № 5 Московского района г.Минска

г. Минск, проспект газеты “Звязда”, д.38(017) 270 26 80Пн-Пт с 8:00 до 20:00
Сб с 8:00 до 17:00

Расчетно-справочный центр № 6 Московского района г.Минска

г.Минск, 2-ой пер.Розы Люксембург, д. 4, корп. 28(017) 208 37 88Пн- Пт 8:00 до 20:00
Сб с 8:00 до 17:00


ЧТО ТАКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБЩИМ ИМУЩЕСТВОМ И ПОЧЕМУ ПОДЕШЕВЕЮТ НЕКОТОРЫЕ ЖКУ?

Управление общим имуществом совместного домовладения что это. Смотреть фото Управление общим имуществом совместного домовладения что это. Смотреть картинку Управление общим имуществом совместного домовладения что это. Картинка про Управление общим имуществом совместного домовладения что это. Фото Управление общим имуществом совместного домовладения что это

При оплате жилищно-коммунальных услуг за июнь граждане увидят в жировках новую строчку «Услуга по управлению общим имуществом совместного домовладения». Что это за услуга, кто ее будет оказывать и сколько мы будем платить — выяснил портал коммунальной грамотности.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Введение услуги по управлению общим имуществом предусмотрено Положением о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, а также возмещения расходов на электроэнергию, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.06.2014 № 571.

Изменения, принятые в апреле текущего года, дополнили данный документ главой 17 «Плата за услугу по управлению общим имуществом совместного домовладения». В ней отмечается, что плата за эту услугу ежемесячно вносится плательщиками ЖКУ, являющимися участниками совместного домовладения. Исчисляться она будет соразмерно общей площади принадлежащего собственнику жилья и нежилых помещений в доме.

ПЛАТИМ ОТДЕЛЬНО, НО УСЛУГА НЕ НОВАЯ

Предвкушая сто вопросов от потребителей, отметим, что, хотя эта услуга и будет вынесена в отдельную строку в жировке, она далеко не новая. Мы и раньше платили за управление общим имуществом, это было включено в тарифы нескольких ЖКУ: техническое обслуживание дома и лифта, вывоз ТКО и санитарное содержание вспомогательный помещений. После вычленения данной услуги в отдельную, себестоимость вышеперечисленных четырех услуг станет меньше.

Так, например, тариф за техническое обслуживание дома будет снижен с 0,1322 до 0,1238 руб. за 1 кв. м, техническое обслуживание лифта подешевеет с 1,5 до 1,43 руб. на одного проживающего, за санитарное содержание в Минске мы заплатим в июне 85 копеек на одного проживающего вместо 88. Такие тарифы определены Указом Президента № 490 от 24 декабря 2020 г.

Управление общим имуществом совместного домовладения что это. Смотреть фото Управление общим имуществом совместного домовладения что это. Смотреть картинку Управление общим имуществом совместного домовладения что это. Картинка про Управление общим имуществом совместного домовладения что это. Фото Управление общим имуществом совместного домовладения что это

КТО ПРЕДОСТАВЛЯЕТ УСЛУГУ?

На сегодняшний день управлять совместным домовладением в Беларуси можно тремя способами. Участники совместного домовладения, включающего не больше 10 квартир, могут заключить между собой договор совместного управления. Второй способ — это создание юридического лица — товарищества собственников или ЖСПК. Если не выбраны два предыдущих варианта, управление общим имуществом осуществляется уполномоченным лицом, которое назначит исполком. Фактически, это почти весь старый многоэтажный жилфонд страны, то есть дома, обслуживанием которых занимается ЖЭС.

«Жилищный кодекс предлагает право выбора: либо создать организацию собственников (ТС, ЖСПК) и самостоятельно управлять общим имуществом, либо воспользоваться услугами внешнего управляющего — уполномоченного лица.»

— С возникновением совместного домовладения сразу же появляется необходимость по его управлению. Ведь у собственников квартир, помимо прав на жилые помещения, существуют и обязанности по эксплуатации и содержанию общего имущества: подъездов, крыш, подвалов, внутридомового оборудования, общедомовых приборов учета и других объектов, — отмечает начальник управления жилищного хозяйства МЖКХ Андрей РОМАШКО. — Жилищный кодекс предлагает право выбора: либо создать организацию собственников (ТС, ЖСПК) и самостоятельно управлять общим имуществом, либо воспользоваться услугами внешнего управляющего — уполномоченного лица. Пока услуга по управлению общим имуществом была замаскирована в других ЖКУ, создавалось впечатление, что никакого управления как будто и нет. Но это не так. Подобного рода деятельность существовала всегда, но платили мы за нее в составе остальных услуг. Однако управление совместным домовладением — это важная организационная составляющая, потому и было принято решение расщепить потоки, сделав ее самостоятельной услугой.

Независимый эксперт в сфере недвижимости — исполнительный директор Международной ассоциации менеджмента недвижимости Геннадий КАЛЁНОВ — также отмечает важность управления общим имуществом дома, сравнивая его с управлением самолетом.

— Там есть командир корабля, который принимает ключевые решения и контролирует все остальные службы (управляющий в ЖКХ), а также стюарды (сервисные и клининговые услуги в ЖКХ), техническая служба полетов (ЖЭУ в ЖКХ), и все они играют важную роль, но без командира корабля полет невозможен или опасен. Поэтому в долгосрочной перспективе именно эта услуга — управление общим имуществом дома — будет развиваться, совершенствоваться и иметь большое значение для увеличения современного и комфортного жилья в белорусских городах, — отмечает эксперт.

ЧТО ВХОДИТ В ОБЯЗАННОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ЛИЦА?

Уполномоченное лицо — это государственный заказчик в сфере ЖКХ. В Минске, областных центрах, некоторых крупных городах (Пинск, Новополоцк и др.) — это коммунальные унитарные предприятия ЖКХ (КУП ЖКХ), в небольших городках это могут быть филиалы ЖКХ.

Уполномоченное лицо — это управляющая компания, обеспечивающая в первую очередь права потребителей услуг ЖКХ на основании договора, в котором, кроме прав, определены и обязанности сторон по надлежащей эксплуатации общего имущества дома, прописана иная деятельность, вплоть до представления интересов собственников жилья в суде.

По договору на управление общим имуществом совместного домовладения одна сторона (уполномоченное лицо) по поручению другой стороны (участника совместного домовладения) за плату обязуется организовать оказание семи основных и пяти дополнительных жилищно-коммунальных услуг, осуществлять иную деятельность, направленную на достижение целей управления общим имуществом совместного домовладения.

Уполномоченное лицо — это управляющая компания, обеспечивающая в первую очередь права потребителей услуг ЖКХ на основании договора, в котором, кроме прав, определены и обязанности сторон по надлежащей эксплуатации общего имущества дома, прописана иная деятельность, вплоть до представления интересов собственников жилья в суде.

— То есть потребителю не нужно будет заключать несколько договоров на предоставление ЖКУ. Будет один договор с уполномоченным лицом, — отмечает Андрей РОМАШКО. — Исключение составляют лишь услуги газо-, электро-, водоснабжения и водоотведения, оплата которых осуществляется по показаниям индивидуальных приборов учета. Для каждой из них у потребителя будут индивидуальные договоры.

В иную деятельность уполномоченного лица, по словам Андрея РОМАШКО, будет входить проведение конкурсов по выбору исполнителей ЖКУ, контроль за качеством оказания услуг, а также решение претензионных вопросов и рассмотрение обращений граждан, связанные с их желанием улучшить комфортность проживания.

— Допустим, у собственников квартир есть желание сделать более эстетичный и дорогой ремонт подъезда, а не по минимальной смете, которую, как правило, предлагает исполнитель. Или утеплить дом. Кто должен заняться решением этих вопросов — организовать собрание, согласовать проекты, документы, найти подрядчика, принять акт выполненных работ? Этим будет заниматься уполномоченное лицо, — уточняет эксперт.

ГДЕ ИСКАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ ЛИЦЕ?

Законом о защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг (ст. 8) предусмотрено, что информация о месте нахождения и режиме работы уполномоченного лица, его руководителе (имя, должность, номер кабинета, служебного телефона), об ответственных за заключение договоров, устранение недостатков жилищно-коммунальных услуг, а также о режиме их работы и времени приема граждан должна быть на вывесках, информационных стендах жилых домов, в СМИ, на официальных и профильных интернет-порталах организаций ЖКХ, местной администрации, в исполкоме. Получить сведения можно и по телефону 115.

БУДЕТ ЛИ ПРЕДОСТАВЛЯТЬСЯ УСЛУГА, ЕСЛИ ДОГОВОР НЕ ЗАКЛЮЧАТЬ?

В Жилищном кодексе прописано, что уполномоченное лицо обязано предложить потребителю заключить договор на управление общим имуществом.

По словам Андрея РОМАШКО, будет действовать так называемый публичный договор (публичная оферта). В нашем случае — утвержденный типовой договор, размещенный в открытом доступе, с набором необходимых существенных условий, который заключается со всеми, получающими услугу по управлению общим имуществом. Чтобы принять условия оферты, нет необходимости что-то подписывать и заверять печатью, достаточно совершить действия по выполнению указанных в ней условий, например принять и оплатить услугу. Фактически договор будет считаться заключенным с 1 июня. Если же собственнику будет нужен его бумажный вариант, то его можно получить в офисе РСЦ, а также по месту нахождения уполномоченного лица.

Фактически договор будет считаться заключенным с 1 июня.

— При этом следует знать, что отсутствие договора с потребителем или отказ потребителя заключить подобный договор не освобождает его от платы за услугу по управлению. Здесь работает тот же принцип, как и в случае с предоставлением основных ЖКУ. Отказаться нельзя, — отмечает начальник управления жилищного хозяйства МЖКХ.

По мнению Геннадия КАЛЁНОВА, когда управление было «спрятано» внутри других услуг, и ЖЭС (например) сам и управлял, и сам себя контролировал, собственникам квартир было вообще непонятно, что это за «управление» такое.

— Теперь каждый собственник будет иметь договор на управление, где очень точно и предельно подробно перечислены обязанности уполномоченного лица, — говорит эксперт.

КАК УСЛУГА ПО УПРАВЛЕНИЮ ЖИЛЬЕМ БУДЕТ ПРЕДОСТАВЛЯТЬСЯ В ТС ИЛИ ЖСПК?

Для товариществ собственников ничего не меняется. Как уже отмечалось выше, в ТС определились с управлением уже тогда, когда приняли решение о создании юрлица. Права и взаимоотношения участников ТС (организации застройщиков) зафиксированы Уставом (в котором также прописаны обязанности ТС и ЖСПК по управлению общим имуществом), а полномочия на выбор исполнителей ЖКУ, на единообразие проведения эксплуатации общего имущества делегированы органам правления и его председателю. Расходы по управлению общим имуществом покрываются за счет членских и целевых взносов.

УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛЬЕМ — ЭТО МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ИЛИ БЕЛОРУССКОЕ ИЗОБРЕТЕНИЕ?

— Управление общим имуществом многоквартирного жилого дома в развитых странах как Европы, так и Азии является высшим видом деятельности вот уже более 70 лет. И везде это — отдельный, особый вид деятельности, который осуществляется на договорной основе и имеет свою стоимость, — рассказывает Геннадий КАЛЁНОВ. — Например, в Австрии и Германии, Бельгии и Швейцарии в каждом совместном домовладении, объединении собственников, избирается Совет дома, который действует на общественных началах. Председатель Совета представляет объединение собственников перед управляющим (действующим в виде компании), а управляющий безо всяких «но» и «если» представляет объединение собственников перед всеми партнерами (заключает договоры на предоставление жилищно-коммунальных услуг, ремонт дома, занимается разрешением конфликтов, готовит и проводит общие собрания, предоставляет собственникам годовые отчеты и т. д.). В договоре с управляющим предусмотрены его обязанности по отношению к собственникам, состав работ и их стоимость.

Таким образом, по словам эксперта, появление услуги «управление общим имуществом совместного домовладения» в Беларуси — это не новация, а использование очень старого и проверенного положительного мирового опыта.

— Но не копирование его, а использование сути — разделение деятельности на высший вид (управление) и второстепенные, но также очень важные задачи (осмотр и техническое обслуживание систем дома, ремонт, поставка ресурсов, клининговые и другие услуги). Если говорить проще, разделение функций «советского ЖЭКа» на заказчика услуг в лице управляющего (КУП ЖКХ или ТС, ЖСПК) и исполнителей (ЖЭУ, ООО и другие государственные и частные подрядчики), — отмечает эксперт.

При этом эксперт обращает внимание, что т. н. «управляющие компании» в России, Украине, Узбекистане, других постсоветских странах в классическом понимании управляющими не являются.

— Это гибридные компании, которые и управляют, и поставляют услуги, и через свой расчетный счет пропускают абсолютно все финансовые потоки, в том числе деньги собственников за энергию, воду, газ и др., — говорит он. — Поэтому в Беларуси, как и в развитых странах мира, управление общим имуществом многоквартирного дома выделено в отдельный вид деятельности, и белорусские государственные управляющие будут заниматься только управлением, действуя от имени собственников и в их интересах за вознаграждение, размер которого регулирует государство.

Источник

Основные жилищно-коммунальные услуги. Что нужно знать потребителю?

Жилищно-коммунальные услуги в Беларуси делятся на основные и дополнительные. Также потребители оплачивают услугу по управлению общим имуществом совместного домовладения в тех домах, где она оказывается, и возмещают расходы обслуживающей организации на электроэнергию, потребляемую на освещение вспомогательных помещений, работу оборудования (насосов например) и лифта.

Водоснабжение (холодное и горячее), канализация, тепло-, газо-, электроснабжение, обращение с ТКО, техобслуживание жилого дома, его текущий и капитальный ремонты, санитарное содержание вспомогательных помещений, техническое обслуживание лифта — это основные ЖКУ.

Такое определение дано потому, что без данных услуг сегодня нельзя представить жизнь современного человека и эксплуатацию жилого дома со всеми его инженерными коммуникациями. Отказаться от получения этих услуг, за исключением случаев, когда предоставление конкретной ЖКУ невозможно технически, нельзя.

Эксплуатацией многоквартирного жилого фонда и организацией ряда жилищно-коммунальных услуг потребителям занимается уполномоченное лицо (государственная управляющая компания) или товарищества собственников, ЖСПК (юридические лица).

У собственника жилья должно быть четыре обязательных договора на получение жилищно-коммунальных услуг. В первую очередь это договор на управление общим имуществом, который заключается с уполномоченным лицом по управлению общим имуществом. В рамках этого договора потребителю должны быть оказаны семь основных услуг: техническое обслуживание жилого дома, текущий ремонт, техническое обслуживание лифта, обращение с твердыми коммунальными отходами, теплоснабжение, санитарное содержание вспомогательных помещений жилого дома, капитальный ремонт жилого дома. Договор может быть оформлен как в электронном виде, так и на бумажном носителе. Договоры на водоснабжение и водоотведение, газоснабжение и электроснабжение заключаются с предприятиями, которые эти услуги предоставляют непосредственно потребителям.

Основные услуги, за исключением тепло-, газо-, электро- и водоснабжения, оказываются на конкурентной основе. Это значит, что все организации (исполнители), желающие предоставлять их населению, должны принять участие в конкурсе и победить своих конкурентов, предложив, например, лучшие условия, оптимальные цены и высококвалифицированный персонал.

Подобные конкурсы среди исполнителей ЖКУ проводит уполномоченное лицо либо местные органы власти (в некоторых населенных пунктах).

В товариществах собственников права и взаимоотношения участников зафиксированы Уставом, в котором прописаны и обязанности ТС и ЖСПК по управлению общим имуществом, а полномочия на выбор исполнителей ЖКУ, формирование единых условий эксплуатации общего имущества делегированы органам правления и его председателю. Расходы по управлению общим имуществом покрываются за счет членских и целевых взносов.

Первая реструктуризация жилищно-коммунальных услуг произошла в 2016 году. Это позволило сократить необоснованные затраты на их оказание. Например, из технического обслуживания жилого дома в отдельную услугу было вычленено санитарное содержание вспомогательных помещений (подъездов и других технических помещений). Перевод жилых домов на техническое обслуживание хаус-мастерами позволяет ежегодно экономить около 30 миллионов рублей. Снижению затрат также способствуют мероприятия по замене теплопроводов, модернизации теплопунктов, закрытие неэффективных котельных. Качество воды улучшается благодаря строительству станций обезжелезивания.

С июня текущего года в отдельную строку в жировке вынесена и плата за услугу по управлению общим имуществом совместного домовладения, которая ранее была включена в тарифы нескольких ЖКУ: техническое обслуживание дома, техническое обслуживание лифта, вывоз ТКО и санитарное содержание вспомогательный помещений. После вычленения данной услуги в отдельную себестоимость вышеперечисленных четырех услуг уменьшилась.

Тарифы на ЖКУ определены Указом Президента № 490 от 24 декабря 2020 г.

Жилищно-коммунальные услуги должны оплачиваться ежемесячно не позднее 25-го числа месяца, следующего за оплачиваемым месяцем. Документ на оплату (жировку) РСЦ рассылают не позднее 15-го числа этого же месяца. От бумажного варианта жировки можно отказаться и получать ее электронный вариант. Для этого нужно посетить свой расчетно-справочный центр и оставить там заявление с указанием адреса электронной почты, на который работники и будут ежемесячно присылать документ.

Для совершенствования сферы услуг ЖКХ в Минске разрабатывается новый программный продукт — государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства, в которой будут собраны все имеющиеся базы организаций жилищно-коммунальной сферы, включая информацию о капитальных ремонтах жилфонда, начислениях расчетно-справочных центров, инвентаризации жилфонда, обращениях граждан и т. п. Предполагается, что это будет многофункциональный информационный ресурс, предоставляющий потребителям максимум сведений по вопросам эксплуатации объектов жилфонда. Например, можно будет следить за затратами на содержание конкретного жилого дома, видеть долю потребителя в них, формирование графиков платежей и другую актуальную информацию. С другой стороны, это упростит и работу жилищно-коммунальных организаций по оказанию услуг, позволит им планировать ремонты и мероприятия по техобслуживанию жилфонда в единой информационной системе, а местным органам власти и Министерству ЖКХ отслеживать работу организаций по оказанию услуг.

С сентября текущего года изменился механизм начисления платы на некоторые ЖКУ. Так, стоимость техобслуживания лифта и уборка подъездов зависит от площади жилого помещения, принадлежащего собственнику. Метры квадратные берутся в расчет и при начислении таких услуг, как управление общим имуществом совместного домовладения, техническое обслуживание дома, капитальный ремонт, теплоснабжение, электроэнергия, потребляемая на освещение вспомогательных помещений и работу оборудования, за исключением лифтов. Размер платы за текущий ремонт зависит от фактической стоимости, определенной в акте выполненных работ по текущему ремонту, в доле, соразмерной общей площади жилых помещений, принадлежащих собственнику.

Стоимость водоснабжения и канализации зависит от показаний индивидуальных счетчиков, установленных в квартире, либо от норм водопотребления на 1 человека — если счетчиков нет.

Стоимость вывоза твердых коммунальных отходов (в том числе их обезвреживания и переработки) зависит от норматива образования ТКО (в каждом городе нормативы разные) и количества зарегистрированных в квартире жильцов.

Все договоры на оказание дополнительных жилищно-коммунальных услуг (установка и (или) техническое обслуживание запорно-переговорных устройств жилого дома; установка и (или) техническое обслуживание систем видеонаблюдения за жилым домом и придомовой территорией; организация работы и содержание вахтеров (консьержей) в многоквартирном жилом доме; аренда и (или) замена напольных грязезащитных ковровых покрытий; обустройство придомовых территорий элементами озеленения, благоустройство и их дальнейшее содержание) заключаются по желанию* потребителя ЖКУ. При этом организацией этих услуг, поиском исполнителя и контролем качества будет заниматься уполномоченное лицо.

*Согласно пункту 1 статьи 391 Гражданского кодекса Республики Беларусь понуждение к заключению договора не допускается (за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законодательством или добровольно принятым обязательством).

Техническое обслуживание — это работы по поддержанию в исправном и работоспособном состоянии конструктивных элементов, инженерных систем жилого дома (лифты обслуживаются отдельно), а также по подготовке жилых домов к эксплуатации в условиях весенне-летнего и осенне-зимнего периодов года.

Санитарное содержание вспомогательных помещений — это уборка вспомогательных помещений (вестибюлей, коридоров, галерей, лестничных маршей и площадок) жилого дома, их конструктивных элементов, инженерных систем, в результате чего эти помещения будут соответствовать установленным санитарным требованиям. Жильцы подъезда имеют право отказаться от данной услуги (кроме дезинфекции, дезинсекции и дератизации) и убирать самостоятельно по графику, установленному общим собранием жильцов. Соответствующее решение должно быть принято единогласно всеми жильцами подъезда и оформлено протоколом собрания или письменного опроса.

Теплоснабжение. Температура в квартире в отопительный период должна быть не меньше 18° С. Если в осенне-зимний период она держится ниже этой отметки больше 3 суток подряд, норматив по теплу считается невыполненным и потребителям должны сделать перерасчет. Это касается и ситуации, когда в квартире слишком жарко (выше +24° С). Но этот факт должны зафиксировать специалисты, которые произведут замеры. Если в отопительный сезон в квартире не выдерживаются социальные стандарты по температуре, нужно обращаться в службу «115».

В случае «перетопа» при перерасчете разницу между количеством тепла, которое было необходимо для того, чтобы температура в квартире была +18°С, и фактически израсходованным объемом оплатит тот, кто виноват, — обслуживающая организация, которая не обеспечила в доме нормальный температурный режим.

Водоснабжение и канализация. Качество питьевой воды должно соответствовать установленным санитарным нормам, а водоотведение — организовано круглосуточно, с постоянным приемом сточных вод в систему канализации; допустимая продолжительность перерыва — 24 часа при ликвидации аварий на сетях канализации. Водоснабжение и канализация в многоквартирных домах, в которых отсутствуют инженерные системы рециркуляции горячей воды, могут оплачиваться с 10-процентной скидкой. Показания счетчиков по расходу воды снимаются не позднее последнего дня календарного месяца и в следующем месяце подаются для расчета. Если счетчик на воду установлен, а оплата по его показаниям не производится, то объем потребляемой воды определяется по среднему потреблению за два предыдущих месяца.

Подогрев воды. Горячая вода должна подаваться ежедневно (в исключительных случаях — по утвержденным исполкомами графикам, но не меньше 2 дней в неделю). Температура горячей воды в кранах должна быть не меньше 50 °С. Горячая вода в многоквартирных домах, в которых отсутствуют инженерные системы рециркуляции, также может оплачиваться с 10-процентной скидкой. Об отключении горячей воды в связи с плановыми работами обслуживающая организация обязана сообщить потребителю не позднее чем за 2 дня до начала перерыва, указав причины и сроки окончания работ.

Электроснабжение. Показания электросчетчика снимаются не позже последнего дня календарного месяца и в следующем месяце подаются для расчета. Помимо электроэнергии, используемой на личные нужды, собственникам жилья также выставляется счет на возмещение расходов на электроэнергию, потребляемую на работу лифта, а также на освещение вспомогательных помещений и работу оборудования.

Газоснабжение. У каждого потребителя, установившего газовый счетчик, должен быть договор о газоснабжении, техническом обслуживании газового оборудования и внутридомовых систем газоснабжения. На абонентов, чьи дома и квартиры не оборудованы счетчиками, распространяется публичный договор.

Техническое обслуживание лифта. В доме должна быть обеспечена бесперебойная и безопасная работа лифта. В случае выявления неисправностей их устраняют в течение одних суток с немедленным прекращением эксплуатации оборудования. Техническое обслуживание лифта оплачивают жильцы, чьи квартиры находятся на втором этаже (то есть там, где находится вторая остановочная площадка лифта) и выше. От платы за лифт освобождаются граждане, которые по состоянию здоровья не могут им пользоваться. Помимо технического обслуживания, жильцы должны оплачивать потребляемую лифтом электроэнергию.

Обращение с ТКО. Нормативы образования твердых коммунальных отходов определяются городскими и районными исполкомами, поэтому в каждом населенном пункте они разные. Вывоз мусора производится в соответствии со схемой обращения с коммунальными отходами. Такая схема утверждается исполкомом и должна обеспечить предотвращение загрязнения окружающей среды.

Капитальный ремонт. Проведение капитального ремонта, реконструкция жилого дома, его конструктивных элементов, инженерных систем осуществляются на основании перспективных (на 5 лет) программ и текущих (на один год) графиков. Списки многоквартирных жилых домов, подлежащих капитальному ремонту и тепловой модернизации, с указанием сроков начала и окончания работ, а также программы утверждаются исполкомами и до 1 февраля текущего года публикуются в средствах массовой информации, размещаются на сайтах этих исполкомов.

Текущий ремонт. Плата за текущий ремонт жилого дома осуществляется непосредственно при его проведении. Сумма вносится в соответствии с договором на оказание услуг по текущему ремонту, в котором указываются виды работ, их стоимость и сроки проведения.

Плата за текущий ремонт может быть выставлена жильцам и без договора на его проведение в случае, если в ходе общих осмотров жилого дома будут выявлены повреждения, например, вандального характера (разрушение, порча вспомогательных помещений, непристойные надписи или изображения). Специалисты обслуживающей организации проводят внеплановый ремонт, плата за который вносится исходя из фактических затрат на его проведение и распределяется на всех жильцов подъезда.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *