Управление вооруженными силами в зарубежных странах строится на основе чего

Синергия Конституционное право зарубежных стран. Конституционное право зарубежных стран Абсентеизм это конституционноправовой термин, означающий

Добровольное неучастие избирателей в голосовании на выборах или референдуме

В праве прибегать к судебной защите, если его права и свободы нарушены, и в праве требовать принудительного обеспечения установленных законом прав и свобод

Право иностранца на получение гражданства

Государственный орган исполнительной власти специальной компетенции

Единое государство, в составе которого не содержится государственно-подобных образований, оно имеет свою систему государственных органов, единое гражданство, единую территорию, в определенной степени является централизованным

Систематизированную совокупность государственных органов, осуществляющих реализацию права субъекта правоотношения

Механизм передачи суверенных прав избирателей депутатам

Устойчивая во времени и пространстве политико-правовая и социально-экономическая связь физического лица с конкретным государством, в силу которой на физическое лицо распространяется суверенитет государства и возникает обязанность в отношении государства

Является государственно-правовое объединение государств в одно союзное с двойной системой государственных органов

Форма правления, при которой глава государства и высшие органы государственной власти избираются на определенный срок

Государственно-правовое объединение государств в одно союзное с двойной системой государственных органов

Систематизированная совокупность общественных отношений, сложившаяся в определенное время и месте с закреплением ее элементов в конституции

В охране сложившегося правопорядка, существующей государственности

Мера возможного поведения субъекта правоотношения

Образуют государственный аппарат в узком, или собственном смысле слова

Представительных органов государственной власти и местного самоуправления

Метод образования избирательных округов, нарушающий принцип равного представительства в США

Временное объединение граждан политического характера, основной задачей которого является обеспечение победы максимального числа своих кандидатов

Отличаются тем, что осуществляют только проверку правовых актов на предмет их соответствия конституции, в то время как органы правосудия отправляют правосудие

Составляют права человека и права гражданина

Выражаются в том, что в президентской республике президент избирается населением, возглавляет исполнительную власть и не может распускать парламент, а президент парламентарной республики не возглавляет исполнительную власть, но может распустить парламент

В изучении и осмыслении организации и деятельности государства, государственно-властных отношений и тех норм и институтов, которые регулируют их для последующего применения

Привилегия депутатов парламентов, заключающаяся в их неприкосновенности

В президентской республике президент избирается населением, возглавляет исполнительную власть и не может распускать парламент, президент парламентарной республики не возглавляет исполнительную власть, но может распустить парламент

Закреплении в конституции реального соотношения социальных сил на период ее принятия

Принципы – руководящие начала избирательного права

Закрепленная конституционно-правовыми нормами обязанность субъекта конституционно-правовых отношений отвечать за несоответствие своего юридически значимого поведения тому, которое предписано ему этими нормами

Всенародное голосование по вопросам передачи суверенитета над частью государственной территории другому государству

При которой должность главы государства наследуется

Быть основой государственного механизма, предназначенного для осуществления задач и функций

Система агитационных мероприятий, проводимых политическими партиями и независимыми кандидатами, чтобы обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах

В том, что права и свободы принадлежат каждому человеку, а права и свободы гражданина – только гражданам

Государственно-правовое объединение двух или более государств в одно новое союзное

Голосование по наиболее важным вопросам общественной жизни

Наличия или отсутствия у него гражданства данного государства

Форма правления, при которой глава государства является единоличным

Административно-территориальному делению и системе государственных органов

Деполитизации вооруженных сил и иных вооруженных учреждений (полиции и др.)

В закреплении в конституции реального соотношения социальных сил на период ее принятия

Эффективное средство обеспечения верховенства закона, права

В способе формирования органа государственной власти

Относятся государства, государственно-подобные образования, иностранцы и апатриды

Отрицательная оценка государством деятельности граждан, государственного органа, должностного лица и т.д., а также мера принуждения, реализация санкции правовой нормы

Систематизированная совокупность государственных органов, осуществляющая реализацию права субъектов при наличии объективных обстоятельств независимо от его воли или воли каких-либо должностных лиц

Право преподавателя учить своему предмету так, как он считает нужным

Двухпалатная система парламента в зарубежных странах

Допускается только в порядке, установленном законом, при условии полной компенсации собственникам

Главы государств (монархи и президенты), иногда главы правительств

Совокупность методов и приемов осуществления государственной власти; может быть либо демократическим, авторитарным или тоталитарным

Различаются тем, что права человека не имеют конституционного закрепления, права гражданина закреплены в конституции

Такая форма политического режима, при которой создается единство между человеком, партией, государством, осуществляется тотальный контроль над личностью, ликвидируется оппозиция

мажоритарными и пропорциональными, отличаются методом подсчета голосов

главе государства (президентские республики) и главе правительства (монархии, парламентские республики)

являются общие и особенные элементы конституционно-правового (государственно-правового) строя, сходства и различия между конституционно-правовыми институтами и нормами различных государств

официальное отречение монарха от престола

снять с главы государства ответственность, за любой акт, принимаемый главой государства так, как он контрассигнуется премьер-министром или соответствующим министром, к ведомству которого этот акт относится

внешнее выражение внутреннего содержания государства – в форме правления и в форме территориально-государственного устройства, а также в форме политического режима

Источник

Зарубежный опыт государственного управления призывом на военную службу и перспективы его применения в Российской Федерации

Политология

Похожие материалы

Опыт экономически развитых зарубежных стран по рационализации военной службы требует осмысления и оценки возможности использования для реформирования российской модели государственного управления призывом на военную службу.

Далее более подробно рассмотрим специфику государственного управления призывом на военную службу на примере конкретных государств.

Анализ зарубежного опыта государственного управления призывом на военную службу, позволяет классифицировать следующие основные способы комплектования:

В абсолютном виде призывные армии в зарубежных государствах сегодня уже почти не встречаются. Даже в Народной освободительной армии Китая (НОАК), где миллионы военнослужащих рядового и младшего командного составов служат по призыву, недавно также введён добровольный способ поступления граждан на военную службу по контракту. Одно из немногих государств, где вооружённые силы по-прежнему комплектуют преимущественно призывным способом – Израиль.

Милиционная армия (от лат. militia – войско), армия, в которой воинские части в мирное время состоят только из учётного аппарата и немногочисленных кадров командного состава; весь переменный рядовой состав и часть командного состава приписываются к воинским частям, расположенным в районе их места жительства и отбывают военную службу путём прохождения кратковременных учебных сборов. В современных государствах милиционная армия существует лишь в Швейцарии.

Милиционный способ комплектования армии подходит для малых стран, придерживающихся принципа нейтралитета, где иным путём невозможно сформировать многочисленную и эффективную армию. Однако в условиях интеграции западноевропейских государств и глобализации НАТО, в последние годы большинство малых государств Европы предпочитают вовсе не нейтралитет, а вхождение со своими немногочисленными воинскими формированиями в состав блока НАТО. Принимая стандарты НАТО, и предоставляя свою национальную территорию для размещения войск ведущих держав альянса, многие малые страны Европы фактически делегируют им функции обеспечения своей национальной обороны. На этом фоне давняя приверженность Швейцарской Конфедерации принципу вооружённого нейтралитета и сохранение для обеспечения военной безопасности конфедерации массовой милиционной армии, бесспорно, заслуживает уважения 8.

В настоящее время всеобщая воинская обязанность, как способ комплектования вооружённых сил существует почти во всех государствах, наряду с этим во многих странах армии комплектуются путём найма добровольцев. Абсолютизировать тот или иной способ комплектования нецелесообразно, лучше сбалансировано сочетать преимущества каждого из них. Например, в государствах НАТО контрактники составляют порядка 45% от общей численности военнослужащих. В частности, в Германии – 55%, в Греции и Норвегии около 30%, в Дании и Бельгии 60-65%. При этом допускается дифференциация соотношения призывников и контрактников в различных видах вооружённых сил. Например, в Федеративной Республике Германии установлены следующие нормативы штатного соотношения призывников и контрактников: для сухопутных войск 52:48 %, в военно-воздушных силах – 72:28 %, на флоте – 85:15 %. Соотношение призывной и контрактной частей вооружённых сил определяется в каждом государстве исходя из приоритетов национальной безопасности, характера угроз военной безопасности, а также с учётом экономических возможностей. Таким образом, в настоящее время большинство армий зарубежных государств комплектуется смешанным способом – в различных пропорциях сочетая призывной и добровольный способы комплектования [1].

Народная освободительная армия Китая (НОАК) по численности личного состава является самой крупной в мире. В последние годы в её рядах насчитывается 2,3 миллиона человек. Однако в самом Китае это уже не рассматривается как преимущество. Военно-политическое руководство КНР исходит из того, что в настоящее время происходит трансформация военных приоритетов от механизированной войны к войне информационной, при которой информационные способности армии играют всё решающую роль. В этой связи в настоящее время в КНР стремятся к тому, чтобы Китайская армия стала высокопрофессиональной. Если раньше она была укомплектована массой полуграмотных и недостаточно обученных военнослужащих, то теперь её стремятся укомплектовать высококвалифицированными кадрами, в совершенстве владеющими новейшей военной техникой 5.

Республика Казахстан, будучи одним из самых динамично развивающихся государств СНГ, стремится создать современные вооружённые силы, занимающие по боевому потенциалу второе-третье место среди постсоветских республик. Численность вооружённых сил Республики Казахстан – около 65 тысяч человек.

В мирное время вооружённые силы Республики Казахстан комплектуются военнослужащими на основе воинской обязанности по призыву при сочетании экстерриториального и территориального принципов, а также путём добровольного поступления на воинскую службу по контракту. При введении военного положения и в военное время комплектование армии осуществляется полностью на основе призыва на воинскую службу [12].

Опыт ведущих западных государств показывает, что переход к добровольному способу комплектования вооружённых сил на контрактной основе является чрезвычайно сложным процессом, связанным с решением целого ряда политических, военных, социальных, экономических, демографических и других проблем. Одновременно кардинально изменяются подходы к способам подготовки рядового и сержантского состава, требующие (наряду с резкой их интенсификацией) использования новейших методов обучения, основанных на самых передовых технологиях и достижениях науки и техники. Анализ общих принципов реформирования системы комплектования регулярных вооружённых сил (США, Франция, Великобритания) выявил ряд преимуществ, позволяющих резко сократить численность регулярных вооружённых сил и повысить уровень подготовленности и обученности личного состава при переходе к формированию современных армий на контрактной основе. Однако переход к добровольному способу комплектования вооружённых сил является длительным и дорогостоящим процессом, требующим значительной подготовительной работы [3].

Королевские вооружённые силы Великобритании (The Armed Forces of the Crown) в мирное время традиционно комплектуются на добровольной основе. В периоды первой и второй мировых войн вводилась обязательная воинская повинность. После окончания второй мировой войны действие закона об обязательной воинской повинности было продлено и на мирное время. Однако в 1960 году этот закон был отменен, и британские вооружённые силы стали комплектоваться полностью путём добровольного набора.

Комплектование рядовым составом осуществляется за счёт вербовки добровольцев в возрасте от 17,5 до 30 лет. Добровольцы, прошедшие медицинскую комиссию и психологический отбор, направляются для прохождения военной подготовки в учебные центры вооружённых сил, а затем распределяются по соединениям и воинским частям, в том числе и дислоцированных за пределами Великобритании. Младший командный состав готовится, как правило, на сержантских курсах Наличие высокопрофессиональной мобильной армии позволяет Великобритании решать множество боевых задач, которые британские войска выполняют в различных регионах мира. Британские военнослужащие находятся в Афганистане, Косово, Боснии, Ираке и в районе Персидского залива, а также в Сьерра-Леоне, на Кипре, в Ливии, Конго, Грузии, Эфиопии и Эритрее. Кроме того, значительные контингенты британских войск также размещены в Северной Ирландии, Германии и на Фолклендских островах [11]. Однако в последние годы в условиях дестабилизации обстановки в ряде подконтрольных Великобритании регионов и активизации действий международного терроризма, британские войска испытывают значительное напряжение при решении поставленных задач. В обнародованном докладе национальной счётной палаты Великобритании указывается на реальную опасность тому, что королевские вооружённые силы, могут просто с ними не справиться. Длительные и частые командировки военнослужащих в зоны вооружённых конфликтов негативно сказываются на моральном духе британских военнослужащих и членов их семей. Кроме того, британские войска, дислоцированные за рубежом, несут потери. В этой связи всё меньше англичан проявляют желание добровольно идти на военную службу. По причине нехватки добровольцев с 2005 года численность британских ВМС сократилась на 1500 человек, а ВВС, на 7500 человек [13].

Вооружённые силы Французской республики с 2002 года комплектуются полностью на профессиональной основе.

В настоящее время в вооружённых силах Франции начитывается 127 тысяч военнослужащих, из них 100 тысяч комплектуются профессионалами путём набора по контракту. Кроме того, на военную службу из числа резервистов набирается 27 тысяч добровольцев. Добровольцы, как юноши, так и девушки, могут отслужить в резервных частях 15 дней в году. Кроме того, каждый резервист обязан один день в году пройти военные сборы. Резервисты могут исполнять свой долг по защите республики, участвуя в переписи населения, а также в проведении мобилизационных мероприятий [17].

Вооружённые силы США (United States Armed Forces) полностью комплектуются путём найма добровольцев. 28 сентября 1971 года президент США Ричард Никсон утвердил закон, по которому с 1 июля 1973 года вводилась добровольческая система комплектования вооружённых сил. Переход к профессиональной армии подтолкнула проигранная США война во Вьетнаме. В результате перехода к добровольному принципу комплектования численность регулярных вооружённых сил США уменьшилась на 213 тысяч человек, снизился уровень сменяемости военнослужащих первого срока службы, увеличилась доля рядовых и сержантов, а также повысился интеллектуальный уровень новобранцев. Однако профессиональная армия обходится дороже призывной, впрочем, США это могут себе позволить.

На военную службу принимаются годные по состоянию здоровья и уровню профессиональной подготовки граждане мужского и женского пола в возрасте от 17 до 40 лет [15].

Согласно классификации, принятой в вооружённых силах США, профессионалом считается военнослужащий, пребывающий в рядах вооружённых сил больше одного срока. Статистика показывает, что примерно 15-17% военнослужащих, впервые заключивших контракт, увольняются из армии в течение первого года службы. Кроме того, каждый год вооружённые силы США теряют до 5 тысяч человек, которые самовольно оставляют военную службу.

Благоприятные экономические условия, позволяли США до недавнего времени успешно решать задачи по материальному стимулированию привлечения и удержания добровольцев на военной службе. Наличие безработицы, а также постоянное пополнение взрослого населения страны за счёт мигрантов создавало необходимый резерв для обеспечения потребностей Пентагона в людских ресурсах. Однако с 2001 года в ходе военных операций в рамках «глобальной войны с терроризмом» в системе комплектования вооружённых сил США возникли серьёзные проблемы. Трудности, с которыми сталкиваются американские военнослужащие в Ираке и Афганистане, а также высокий уровень потерь среди них обусловили снижение количества добровольцев, изъявляющих желание проходить службу в вооружённых силах США [14].

С целью привлечения большего количества добровольцев на военную службу военное ведомство США вынуждено было принять ряд мер. В последние годы существенно снижены требования к добровольцам, набираемым для прохождения службы в сухопутных войсках. Так, сделаны серьёзные послабления при приёме на военную службу для лиц, привлекавшихся ранее к юридической ответственности за совершение правонарушений. В США разрешена вербовка на военную службу даже заключённых американских тюрем, осуждённых за мелкие правонарушения, в первую очередь миграционного законодательства. Начиная с 2003 года, через американские вербовочные пункты прошло более 125 тысяч лиц, имевших проблемы с соблюдением законодательства США. По экспертным оценкам в настоящее время порядка 40 тысяч военнослужащих США в той или иной степени имеют отношение к криминальным группировкам.

Таким образом, система комплектования вооружённых сил США в современных условиях уже не способна обеспечить необходимый уровень укомплектованности войск и сил флота личным составом требуемого качества [9].

Зарубежные органы управления военной службой более структурированы и многочисленны, чем российские. Они неполитичны и поэтому сохраняют независимость от политиков, в том числе от первых лиц государства, в решении вопросов назначений на должности военной службы. Этот опыт представляет научный и практический интерес для современной России.

Таким образом, в современных зарубежных армиях наблюдается устойчивая тенденция по формированию корпуса профессиональных младших командиров. Сержантов и унтер-офицеров готовят в специализированных военных учебных заведениях по многоуровневой системе. Каждый уровень подготовки соответствует задачам, которые предстоит решать соответствующим рангам сержантов. Многоуровневая система подготовки младших командиров, принятая в армиях зарубежных стран позволяет формировать у них лидерские, профессиональные и методические качества, способствует дифференциации младших командиров в зависимости от уровня профессиональной подготовки и опыта служебной деятельности, что позволяет выстраивать чёткую сержантскую и унтер-офицерскую иерархию [2].

В вооружённых силах США, Великобритании, ФРГ, Литвы и Казахстана сформирован институт профессиональных сержантов и унтер-офицеров, статус которых сопоставим со статусом российских младших офицеров. Младшие командиры указанных армий достаточно эффективно справляются с задачами индивидуальной подготовки военнослужащих, их повседневным воспитанием, а также подержанием в солдатской среде дисциплины и правопорядка.

Участие сержантского корпуса США, Великобритании, ФРГ и Литвы в локальных войнах и вооружённых конфликтах последних десятилетий подтверждает на практике, что профессиональные младшие командиры способны в боевых условиях уверенно руководить подразделениями звена отделение-взвод и самостоятельно обеспечивать выполнение поставленных перед ними боевых задач [10].

Список литературы

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Источник

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВООРУЖЕННЫМИ СИЛАМИ ВЕДУЩИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН В ИНФОРМАЦИОННУЮ ЭПОХУ

ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 7/2009, стр. 3-9

ОБЩИЕ ВОЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВООРУЖЕННЫМИ СИЛАМИ ВЕДУЩИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН В ИНФОРМАЦИОННУЮ ЭПОХУ

Полковник С. ПАРШИН,

подполковник Ю. КОЖАНОВ

В первой части статьи был дан анализ современных научно-теоретических исследований в области управления вооруженными силами, развивающих положения основополагающей концепции США «Управление ведением боевых действий на основе единого информационно-коммуникационного пространства» (концепция «сетецентрической войны»). Сделан вывод о том, что центральным аспектом реформирования и модернизация ВС является трансформация модели командования и оперативного управления. Даны характеристики различных моделей управления, отличающихся уровнем централизации. Приведены факторы, влияющие на выбор модели командования и оперативного управления.

Концептуальную основу современного командования и оперативного управления составляет разработка и внедрение объединенных оперативно-стратегических концепций ВС США (см. схему на стр. 4), конкретизирующих и развивающих положения концепции «УВБД на основе ЕИКП». Такой подход к формированию нового облика вооруженных сил США стал отражением фундаментального вывода американской военной науки, что «революция в военном деле происходит только тогда, когда технологические прорывы перерастают в инновационные решения в оперативных концепциях». Эти концепции в 2003 году, пришедшие на смену концептуальному документу «Единая перспектива-2020», представляют собой серию утверждаемых совместно министром обороны и председателем КНШ документов, в которых задачи, поставленные перед ВС в «Национальной военной стратегии США», конкретизируются и сводятся в комплекс определенных действий, необходимых при планировании и проведении операций.

В рамках системы объединенных оперативно-стратегических концепций перспективные взгляды и теоретические исследования в области командования и оперативного управления в информационную эпоху документально оформлены в виде соответствующих объединенных функциональных концепций (ОФК) и объединенных интегрирующих концепций (ОИК), в том числе:

— ОФК «Командование и оперативное управление»;

— ОФК ««Единое информационно-коммуникационное пространство»;

— ОИК «Объединенное командование и оперативное управление»;

— ОИК «Сетецентрическое операционное пространство».

Тот факт, что в рамках объединенных оперативно-стратегических концепций вопросы, касающиеся управления, отнесены к категории ОФК и ОИК, свидетельствует о том, что концепция «УВБД на основе ЕИКП» может определять только способы управления войсками (силами) в операциях XXI века, а не формы и способы ведения боевых действий.

Наличие этих концепций обусловлено многогранностью или многоаспектностью процессов командования и оперативного управления и их прикладным значением для структуры вооруженных сил, комплексным характером решаемых задач в информационную эпоху и определяет интегрированный подход к реализуемой в настоящее время программе трансформации МО США.

Первые две из объединенных оперативно-стратегических концепций заслуживают более подробного рассмотрения.

Управление вооруженными силами в зарубежных странах строится на основе чего. Смотреть фото Управление вооруженными силами в зарубежных странах строится на основе чего. Смотреть картинку Управление вооруженными силами в зарубежных странах строится на основе чего. Картинка про Управление вооруженными силами в зарубежных странах строится на основе чего. Фото Управление вооруженными силами в зарубежных странах строится на основе чего

Управление вооруженными силами в зарубежных странах строится на основе чего. Смотреть фото Управление вооруженными силами в зарубежных странах строится на основе чего. Смотреть картинку Управление вооруженными силами в зарубежных странах строится на основе чего. Картинка про Управление вооруженными силами в зарубежных странах строится на основе чего. Фото Управление вооруженными силами в зарубежных странах строится на основе чего

Объединенный разведывательный центр

в составе объединенного оперативного формирования ВС США

Объединенная функциональная концепция «Командование и оперативное управление» определяет формы и способы деятельности командира (командующего) объединенных войск (сил) по организации объединенного командования и оперативного управления. В соответствии с ее положениями возможности командира (командующего) объединенных войск (сил) по обеспечению бесшовности и мобильности командования и оперативного управления, характеризуемого способностью к быстрой структурно-функциональной адаптации во всем спектре военных действий, будут определяться наличием единого информационного пространства и устойчивой к ошибкам, безопасной и интегрированной коммуникационной сети, находящейся в его распоряжении.

Управление вооруженными силами в зарубежных странах строится на основе чего. Смотреть фото Управление вооруженными силами в зарубежных странах строится на основе чего. Смотреть картинку Управление вооруженными силами в зарубежных странах строится на основе чего. Картинка про Управление вооруженными силами в зарубежных странах строится на основе чего. Фото Управление вооруженными силами в зарубежных странах строится на основе чего

Управление вооруженными силами в зарубежных странах строится на основе чего. Смотреть фото Управление вооруженными силами в зарубежных странах строится на основе чего. Смотреть картинку Управление вооруженными силами в зарубежных странах строится на основе чего. Картинка про Управление вооруженными силами в зарубежных странах строится на основе чего. Фото Управление вооруженными силами в зарубежных странах строится на основе чего

Центр оперативного управления ВМС США

Общий вид объединенного центра управления действиями авиации ВВС США

При этом военные ученые США и НАТО акцентируют внимание на том, что техническая среда (ЕИКП), в которой осуществляется командование и оперативное управление, безусловно, имеет важное значение, однако по мере возможности, во избежание подмены функций должностных лиц, принимающих решения, эта среда должна быть использована лишь для помощи в реализации функций командования и оперативного управления, а не для необдуманной адаптации командования и оперативного управления к среде.

С практической точки зрения формирование ЕИКП предусматривает объединение локальных, территориальных и глобальных сетей с целью охвата системами и средствами передачи информации наземного, морского и воздушного пространства. В конечном итоге создание ЕИКП постулируется как главное условие обеспечения «информационного превосходства» над противником. Под этим понимается превосходство в сборе, обработке и распределении информации, что приводит к превосходству в скорости и обоснованности принятия решений и их дальнейшей реализации.

В практическом плане создание ЕИКП лежит в плоскости строительства единой информационно-коммуникационной инфраструктуры министерства обороны США, получившей наименование «Глобальная информационно-управленческая сеть» (ГИУС) МО США (Global Information Grid). Сеть предназначена для информационного обеспечения всех элементов системы национальной безопасности страны, в том числе и вооруженных сил. Она объединяет взаимосвязанные распределенные вычислительные системы коллективного пользования, локальные вычислительные сети, системы связи, базы данных, системы компьютерной и сетевой безопасности, средства обучения пользователей, а также другие элементы, предназначенные для централизованного удовлетворения всех информационно-технических потребностей системы управления войсками и органов административного управления. Основные направления строительства ГИУС утверждены директивой МО США № 8100.1 от 19 сентября 2002 года (DODD 8101.1, Global Information Grid (GIG) Overarching Policy, 19 September 2002). Для понимания грандиозности масштабов программы достаточно отметить, что на ее создание в ближайшие 10 лет планировалось израсходовать порядка 200 млрд долларов.

Научно-технологические принципы построения систем управления ВС США и ОВС НАТО основываются на внедрении сервисно-ориентированной архитектуры, которая дает возможность реализовать информационные потребности за счет использования модели «размещение и интеллектуальное извлечение по запросу». Изменение технологического подхода позволяет сместить акцент решения проблемы с собственника информации, чьей задачей являлось определение как можно большего количества потенциально заинтересованных потребителей, в сторону потребителя, информационные потребности которого реализуются посредством определения потенциальных источников этой информации.

Внедрение сервисно-ориентированных архитектур будет осуществляться с использованием стандартов и технологии «открытой архитектуры» и программно-аппаратных средств коммерческого назначения в целях сокращения расходов и снижения зависимости от производителя (поставщика).

Структура и содержание программ по формированию ЕИКП показывают, что они направлены на формирование инфраструктуры, предоставляющей возможности совместного использования информационных ресурсов как в рамках вида ВС, так и за счет сетевого обмена информацией между всеми видами ВС США.

Концепция «УВБД на основе ЕИКП» предполагает наличие высокой адаптивности структур командования и оперативного управления (органов управления), а также процессов управления. Это означает, что они должны иметь модульную структуру, обеспечивать возможность межвидовой, межведомственной и международной координации, использовать возможности удаленного доступа к информационным ресурсам пунктов постоянной дислокации и информационным продуктам вышестоящих органов управления как часть их естественных функций КиОУ, быть в состоянии принимать решения очень быстро в условиях интенсивных боевых действий, но при этом сохраняя контроль над темпом операции в условиях наличия резерва времени для выработки более глубокого понимания обстановки и уточнения подходов для достижения конечного успеха, а также быть способными быстро прогнозировать и распознавать изменения в боевом пространстве.

Таким образом, процессы трансформации вооруженных сил ведущих зарубежных стран направлены на то, чтобы ВС стали присущи высокий уровень гибкости и адаптивности и они были способны выполнять задачи разного характера для любого сценария развития событий, которые могут возникнуть в будущем.

Поиск перспективных организационных и функциональных решений в области управления объединенными войсками (силами) в информационную эпоху реализуется в том числе в рамках следующих программ:

программа формирования постоянных штабов объединенных оперативных формирований;

— программа реорганизации (упразднения) типовых структур штабов региональных ОК ВС США и формирования на их основе штабов с динамической структурой (уже реализовано на примере ОК ВС США в Европе и ОК ВС США в Центральной и Южной Америке);

— программа формирования бригад модульного

— программа упразднения штабов воздушных армий и создания вместо них постоянных штабов оперативных экспедиционных формирований ВВС для каждого объединенного командования вооруженных сил США в передовых зонах;

— программа создания авиационных экспедиционных формирований;

— программа создания постоянных штабов оперативных формирований ВМС в составе командования сил флота ВМС США;

— программа создания экспедиционных ударных групп (соединений) ВМС США.

Управление вооруженными силами в зарубежных странах строится на основе чего. Смотреть фото Управление вооруженными силами в зарубежных странах строится на основе чего. Смотреть картинку Управление вооруженными силами в зарубежных странах строится на основе чего. Картинка про Управление вооруженными силами в зарубежных странах строится на основе чего. Фото Управление вооруженными силами в зарубежных странах строится на основе чего

Управление вооруженными силами в зарубежных странах строится на основе чего. Смотреть фото Управление вооруженными силами в зарубежных странах строится на основе чего. Смотреть картинку Управление вооруженными силами в зарубежных странах строится на основе чего. Картинка про Управление вооруженными силами в зарубежных странах строится на основе чего. Фото Управление вооруженными силами в зарубежных странах строится на основе чего

Командный пункт бригады сил первоочередного задействования НАТО

Общий вид командного пункта экспедиционного формирования морской пехоты США

Таким образом, из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

— Концепция «Управление ведением боевых действий на основе единого информационно-коммуникационного пространства» (концепция «сетецентрической войны») является именно концепцией управления, а не концепцией ведения войны, и, по сути, отражает технологические подходы к реализации концепции «объединенности» управления ВС США. Анализ показывает, что ее главным аспектом является изменение содержания и функций командования и оперативного управления войсками (силами), при этом быстрота (оперативность) управления и самосинхронизация систем управления являются сутью изменившегося процесса управления.

— Сложность обеспечения национальной безопасности в современных условиях и необходимость адекватного реагирования на возникающие в этой области проблемы, по взглядам ведущих экспертов США, превзошли не только теоретические модели принятия решений, но и способность даже лучших командиров управлять этими сложными условиями. Данные факторы обусловили то обстоятельство, что традиционная иерархия более не может рассматриваться как оптимальная модель организации управления для военных ведомств.

— Традиционные принципы, а также практика командования и оперативного управления претерпевают эволюционные изменения, обусловленные характером угроз, особенностями применения войск (сил) в современных условиях и прогрессом в развитии информационных технологий. Помимо возможностей, определяемых условиями выполняемых задач, войска (силы) информационной эпохи должны обладать двумя основополагающими свойствами: функциональной совместимостью (интероперабельностью) их элементов и способностью к быстрой структурно-функциональной адаптации к этим задачам.

Управление вооруженными силами в зарубежных странах строится на основе чего. Смотреть фото Управление вооруженными силами в зарубежных странах строится на основе чего. Смотреть картинку Управление вооруженными силами в зарубежных странах строится на основе чего. Картинка про Управление вооруженными силами в зарубежных странах строится на основе чего. Фото Управление вооруженными силами в зарубежных странах строится на основе чего

Терминал АСУ FBCB2 с отображением единой картины тактической обстановки, установленный

— Единое информационно-коммуникационное пространство является неотъемлемым компонентом успешного внедрения организационных решений в области управления объединенными войсками (силами) в информационную эпоху.

Эволюционные процессы являются относительно медленными. Революция в военном деле свершилась, однако во многих направлениях внедрение ее достижений проходит достаточно медленно, что объясняется недостаточным пониманием особенностей формирования пространства безопасности в информационную эпоху, даже в среде американского командования, являющегося активным сторонником новых идей и концепций.

— Теория без практики мертва, а это означает, что американцы не бросаются в омут с головой и не спешат внедрять ее постулаты в практику деятельности войск без осуществления комплексной целевой программы экспериментирования, призванной объективно проверить выводы теоретических исследований.

Таким образом, самый главный вывод о сути трансформации вооруженных сил США состоит в том, что «Сетецентрическая трансформация» в основе своей не отождествляется с развертыванием новых физических инфокоммуникационных сетей; она также не связана ни с обеспечением взаимодействия отдельных людей, ни с формированием единой картины знаний об оперативной обстановке на поле боя. В действительности она отражает изменение взглядов на принципы и функции процессов управления, которые могут быть реализованы с помощью новейших информационных технологий.

Концептуальные документы серии «Единая перспектива» отражают развитие американского военного искусства, при этом первый («Единая перспектива-2010») был разработан в 1996 году. В 2000 году появился документ «Единая перспектива-2020», который в дальнейшем планировалось заменить документом «Единая перспектива-20хх».

Functional Concept for Battlespace Awareness, US DoD, 31 December 2003.

Concept of Operations for Global Information Grid Net Ops (Net Ops CONOPS) Final Version, MoD USA, 2002.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *